Доклад о ученых эволюционерах

Обновлено: 18.05.2024

Карл Эрнст (в России его называли Карл Максимович) Бэр, родился 28 февраля 1792 года в местечке Пин, в Гервенском округе Эстляндской губернии.

С раннего детства с Карлом занимались домашние учителя. Он обучался математике географии, латинскому и французскому языкам и прочим предметам. В одиннадцать лет Карл уже ознакомился с алгеброй, геометрией и тригонометрией. В августе 1807 года мальчика отвезли в дворянскую школу при городском соборе в Ревеле. В первой половине 1810 года Карл окончил курс школы и поступил в Дерптский университет. В Дерпте Бэр решил избрать медицинскую карьеру. С 1810 — 1814 изучал в Дерптском университете медицину и в 1812 — 13 г. имел возможность заняться ею практически в большом военном лазарете в Риге. Для дальнейшего усовершенствования в науках Бэр поехал в Германию, в Вюрцбург, где под руководством Деллингера занимался сравнительною анатомией; в это время он познакомился с Неес фон Эзенбеком и знакомство это оказало большое влияние на его умственное направление. В 1814 году Бэр выдержал экзамен на степень доктора медицины. Им была представлена и защищена диссертация "Об эндемических болезнях в Эстляндии". В 1917 году Бэр отправился за границу, избрав для продолжения своего медицинского образования Вену. Профессор Бурдах предложил Бэру поступить к нему прозектором на кафедру физиологии в Кенигсбергском университете. Будучи прозектором, он ежедневно руководил практикой студентов. Читал лекции по ана­томии человека. Кроме того, по зимам вел курс сравнительной анатомии и зоологии, в летние семестры объявлял спецкурсы энтомологии, ихтиологии, низ­ших животных, ископаемых животных, истории зооло­гии.

Как видно, еще прозектором с первых своих лекций молодой ученый начал активную пропаганду антимета­физических взглядов. В 1826 году Бэр был назначен ординарным профессором анатомии и зоологии, с освобождением от лежавших до сих пор на нем обязанностей прозектора. С этого момента он с еще большей страстью углубился в зоото­мические исследования.

Лектором была пред­ставлена грандиозная, живописная и цельная картина. Основные ее черты:

- развитие жизни под воздействием факторов среды;

- жизнь моложе Земли, человек моложе животных;

Развитием зародыша Бэр интересовался еще у Дёллингера. Задолго до того (в 1759 году) петербургский акаде­мик Каспар Фридрих Вольф опубликовал исследования по развитию цыпленка, столь же не понятные множест­ву биологов и Бэру попервоначалу, которому пришлось несколько раз внимательнейшим образом проштудировать работы Вольфа и Пандера, присово­купить многие размышления сравнительно-анатоми­ческого характера. И стало ясно, что без собственных углубленных наблюдений не обойтись. Тем более что ограничиваться исследованием цыпленка он не соби­рался.

Таким образом, в отличие от Вольфа и Пандера Бэр с самого начала положил в основу работы обобща­ющую идею типа, и эмбриология из описательной науки превратилась в науку сравнительную.

Итоги эмбриологических исследований Бэра отрази­лись и на его исходном положении о типах. Теперь он говорит о плане строения организма, о плане развития зародыша. Согласно плану осуществляется тот или иной тип: лучеобразное строение радиальных, завитая форма моллюсков, симметричное развитие членистых и двусимметричное позвоночных. Тип есть реализация плана развития.

Разумеется, исследователь не остановился на яйце собаки. Он исследовал ряд млекопитающих — от дель­фина до человека, прежде чем убедился в принципи­альной одинаковости наблюдаемой картины. Это открытие было им обнародовано в форме послания на имя Санкт-Петербургской академии наук, которая избрала его 29 декабря 1826 года своим членом-корреспондентом.
Другая очень важная находка, сделанная Бэром, – это открытие спинной струны, основы внутреннего скелета позвоночных.

В конце 1834 года Бэр жил уже в Петербурге. Из столицы ученый летом 1837 года совершил путешествие на Новую Землю, где до него не бывал ни один натуралист.
В 1839 году Бэр совершил поездку для исследования островов Финского залива, а в 1840 году посетил Кольский полуостров. Бэр с 1840 года начал издавать, вместе с Гельмерсеном, особый журнал при академии, под названием "Материалы к познанию Российской империи". С 1841 года ученый был назначен ординарным профессором сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии. В 1851 году Бэр представил Академии наук большую статью "О человеке", предназначенную для "Русской фауны" Семашко и переведенную на русский язык.
С 1851 года начинается ряд путешествий Бэра по России, предпринятых с практическими целями и вовлекших Бэра, кроме географических и этнографических исследований, в область прикладной зоологии. Он провел экспедиции на Чудское озеро и берега Балтийского моря, на Волгу и Каспийское море. Его "Каспийские исследования" в восьми частях весьма богаты научными результатами. В этом сочинении Бэра более всего интересна восьмая часть - "О всеобщем законе образования речных русел". Весною 1857 года ученый возвратился в Петербург. Теперь Бэр отдался преимущественно антропологии. Он привел в порядок и обогатил коллекцию человеческих черепов в анатомическом музее Академии, постепенно превращая его в антропологический музей. В 1862 году он вышел в отставку, при этом был избран почетным членом Академии. 18 августа 1864 года в Санкт-Петербургской академии наук состоялось торжественное празднование его юбилея. После юбилея Бэр посчитал свою петербургскую карьеру окончательно завершенной и принял решение перебраться в Дерпт. В начале лета 1867 года он переселился в родной университетский город.

16 ноября 1876 года К.М. Бэр скончался тихо, как будто уснул.

Вскоре после своего возвращения, Рулье оставил работу в Медико-хирургической академии. В начале 1846 года он был освобожден и от должности хранителя университетского музея. Прекратив вскоре преподавание во всех упомянутых выше средних учебных заведениях, Рулье посвятил себя целиком работе в качестве профессора — заведующего кафедрой зоологии. В 1850 году он был утвержден в звании ординарного профессора.

Деятельность Рулье в Московском обществе испытателей природы была активной и плодотворной. Общество развивало в это время об­ширную исследовательскую, экспедиционную и издательскую деятель­ность. Избран-ный его вторым, а в 1840 года — первым секретарем, Рулъе принял на себя основную тяжесть ведения дел Общества, его большой научной переписки и т. д. Эти обязанности, которые он весьма успешно выполнял до 1851 года, требовали много времени и сил.

Имя Рулье как ученого с годами приобрело заслуженный авторитет и уважение далеко за пределами университета. В широких кругах он пользовался большой известностью как блестящий лектор и талантливый популяризатор естествознания.

Жизнь Карла Францевича оборвалась внезапно, в полном расцвете духовных и физических сил. Утром 9 апреля 1858 года он почувствовал головную боль, но, как обычно, принимал дома студентов и готовился к лекциям. Вечером, в клубе, головная боль резко усилилась. Отказав­шись от предложенного одним из друзей экипажа, он отправился до­мой пешком. Незадолго до полуночи Рулье потерял сознание и упал на мостовой Тверской улицы. Когда прибыл врач, ему осталось только кон­статировать смерть от кровоизлияния в мозг.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДСТВО РУЛЬЕ

Заслуги Рулье перед отечественной наукой до сих пор не получили достаточного освещения и должной оценки. Между тем, Рулье много и плодотворно работал в трех областях есте­ствознания — зоологии, палеонтологии и геологии, каждую из которых он обогатил новым значительным содержанием.

Модное в то время увлечение систематикой, которое захватило по­давляющее большинство зоологов, почти не затронуло Рулье. Образ жизни животных, их взаимоотношения со средой и другими организмами, влияние внеш­них условий на строение и поведение животных, — вот сфера интере­сов Рулье. Отсюда естественно вытекал и его глубокий интерес к изме­нениям животных под влиянием среды, к вопросам изменчивости на­следственности. Материальность природы, ее реальное существование не вызывают у Рулье сомнений. Все явления природы имеют свою историю. Каждое из них когда-то возникло естественным путем, затем оно развивается, видоизменяется, и дает начало другому явлению. Все предметы природы теснейшим, неразрывным образом связаны друг с другом, изменение, развитие одного необходимо влечет за собой изменение, развитие другого.

Рулье также рассматривает буквально все проблемы эволюции. Посмотрим теперь, как он изображает фактический ход эволюции:

Такова общая картина развития животного царства, нарисованная Рулье на примере позвоночных.

Северцов Николай Алексеевич

5 ноября 1855 года Северцов успешно защитил диссертацию, однако университетским преподавателем он не стал. Молодой ученый решил
отказаться от педагогической деятельности в высшей школе и всецело посвятил себя научным исследованиям. Он предпринял ряд путешествий в Среднюю Азию, которые продолжались 20 лет и оказались весьма плодотворными для науки.

Первое путешествие Северцова началось летом 1857 года и было
посвящено изучению Арало-каспийской низменности.

В 1860-1862 годы Северцов совершил несколько поездок в Уральскую
область, обследуя течение реки Урал и некоторых ее притоков и северные берега Каспийского моря. В 1864 году он предпринял новую экспедицию – на этот раз в Тянь-Шань.

Уже в следующем году Северцов уехал в Туркестанскую научную экспедицию, которая продолжалась с перерывами три года (1866-1868 гг.). Северцову было поручено изучение физической географии и геологии нового края, а также его флоры и фауны. Эта большая экспедиция дала богатейшие
научные результаты – была изучена верхняя часть речной системы Сырдарьи, а ученый был первым европейцем, побывавшим в центральном Тянь-Шане и у озера Иссык-Куль. Вернувшись в конце 1868 г.
в Петербург, Северцов приступил к научной обработке собранных им во время путешествий богатейших материалов, на что ему понадобился
ряд лет усиленной работы.

Закончив обработку своих материалов, в 1874 году путешественник отправился в экспедицию на восточный берег Аральского моря в район Амударьи.В 1877 и 1878 гг. он дважды ездил на Памир, наконец в 1879 году побывал в Семиреченской области и в Западной Сибири. Все эти поездки дали новый громадный материал для его научных работ. В одну из своих заграничных поездок в 1875 году Северцов побывал у Дарвина, который знал о его работах и отнесся к русскому ученому с большим вниманием и интересом.

Сильный ум, выдающаяся способность подмечать природные явления, уменье не только наблюдать, но и обобщать факты – все эти качества первоклассного ученого помогли Северцову прийти к эволюционному взгляду на природу.

Северцов является одним из самых крупных самобытных русских эволюционистов до дарвиновского времени. Его эволюционное мировоззрение проявилось уже в первых работах, написанных в середине 50-х гг. XIX века. Северцов сделал эти выводы не на основании изучения литературных источников, а в результате личных продолжительных
наблюдений природы во время своих экскурсий и экспедиций.

Северцов пришел к убеждению, что виды животных изменчивы и текучи; они живут и развиваются подобно организмам и способны выделять новые
виды, отличные от прежних.

Главным фактором видообразования, по мнению Северцова, является
влияние на животных внешней среды – климата, рельефа местности, пищи,
состава воздуха и т.д.

Процесс эволюции Северцов понимал широко и допускал филогенетические связи не только в пределах рода или семейства, но и между большими отделами животного мира. Эти связи укладываются, по его мнению, в древовидную схему.

Северцов принял учение Дарвина и сделался его горячим поборником.
Однако он не следовал ему буквально, а дополнял указаниями на непосредственное влияние внешней природы на организмы.

Иустин Евдокимович Дядьковский родился 1 июня 1784 года в селе Дядькове, недалеко от Рязани. Родители Дядьковского жили в нужде. Его отец был служителем при церкви. Пытливость и ум с детства выделяли Дядьковского. Учился он сначала в Рязанском духовном училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. В то время в России было мало школ. Детям простых людей поступить в них было нелегко. Рязанская семинария оказалась единственным учебным заведением, доступным для юноши. Не без труда он поступает в нее. Он учился блестяще; был чужд интересов большинства своих сверстников, тянувших лямку по необходимости или ра­ди предстоящих выгод. Изучая предметы семинарского курса, он усваивал их критически, одновременно вырабатывая собственную точку зрения. С 1802 года Александр I приказал во всех духовных школах преподавать начатки медицинских знаний. Таким образом, с 1803 года в Рязанской семинарии был открыт класс медицины. Знакомство с медициной, несомненно, имело для Дядьковского большое значение. Здравый смысл подсказывал, что дальнейшее пребывание в семинарии будет потерей времени; Дядьковский стал помышлять об уходе.

В 1809 году И.Е. Дядьковский приезжает в Москву, где по­ступает в число казеннокоштных студентов Медико-хирурги­ческой академии. В число казеннокоштных студентов по­ступали главным образом воспитанники духовных семинарий, а также Московского воспитательного дома и Конюшенного ведомства. Наступили годы еще более упорного труда. И.Е. Дядьковский учился в академии с 1809 по 1812 г. и окончил ее с серебряной медалью в первом выпуске. По предложению профессора Е.О. Мухина, он в числе несколь­ких других талантливых студентов был оставлен при академии для подготовки к преподавательской деятельности.

Профессорско-педагогическая деятельность Иустина Евдокимовича началась в Медико-хирургической академии вскоре после защиты им докторской диссертации в 1816 году и продолжалась до конца 1835 года. В первое время, несколько семестров, он читал ботанику и фармакологию, а затем внутренние болезни. Терапевтический курс был в то время весьма обширным: в него входили общая патология с этиологией и симптома-тологией, общая и частная терапия с детскими, кожными и нервными болезнями. До 1831 года Дядьковский вел преподавание только в Медико-хирургической академии.

Огромная популярность Дядьковского как профессора объяснялась тем, что у него на лекциях студенты получали глубокие знания. Кроме того, они слышали здесь то, чего и в помине не было на других кафедрах: острую критику метафизических теорий и изложение медицины в единственно правильном — научно-материалистическом освещении. Все сведения сообщались просто, логично и красноречиво.

Вынужденный оставить университет, Дядьковский почти прекратил и врачебную деятельность, лишь изредка принимая больных. Вскоре Иустин Евдокимович тяжело заболел. В 22 июля 1841 года состояние его здоровья резко ухудшилось. Он понял безнадежность борьбы за продление жизни. Оценивая прожитые годы, он сознался в разговоре с окружающими, что был слишком строг к своим трудам и слишком мало печатал.

Идеи о единстве, материальности и развитии

природы в трудах И. Е. Дядьковского.

Значительное место в творчестве И. Е. Дядьковского за­нимает выяснение вопроса о единстве и многообразии в при­роде и их причинах и в связи с этим выяснение вопроса о соответствии организации живых тел условиям окружающей их среды.

Привлекает внимание и другая особенность эволюционных воззрений Дядьковского, имеющая большое значение для по­нимания путей развития учения об историческом развитии живой природы. Вопрос об эволюции живых форм по сущест­ву не входил в круг центральных проблем, над разрешением которых работал Дядьковский. Его эволюционные идеи яв­ляются результатом и органически вытекают из материалисти­ческого взгляда на природу.

Исследования Дядьковского о развитии человеческого зародыша имеют огромное значение по двум обстоятельствам: с одной стороны, они доказывают единство природы и челове­ка, доказывают полную зависимость происхождения человека от материальных процессов развития неоргани-ческого и орга­нического мира; с другой, предвосхищая на пятьдесят лет выво­ды западноевропейской науки, дают в первоначальной общей формулировке закон биогенетического развития, подтверждая правильность научно-философских концепций ученого.

Во всех работах по изучению развития различных царств природы руководящей мыслью Дядьковского является стремление показать историческую эволюционную постепенность, с которой возникали как самые эти царства природы, так и их отдельные формы и представители. Он доказывает, что мате­рия в своем смешении произвела сначала наиболее простые формы предметов, растений и животных. По мере усложнения этого смешения возникали по тем же законам, проходя те же фазы развития, и новые, более высшие формы. Таким образом, эволюционный принцип и идеи трансформизма являются характерными особенностями научно-философской системы Дядьковского.

А. ВЕЗАЛИЙ (1514-1564) Выдающийся естествоиспытатель эпохи Возрождения, один из основоположников научной анатомии, постоянно преследовался церковью за прогрессивные естественнонаучные взгляды.

К. ЛИНЕЙ (1707-1778) Шведский натуралист и врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и Президент шведской Академии наук.

Д. С. САМОЙЛОВИЧ (1742-1805) Российский ученый, один из основоположников отечественной эпидемиологии, организатор участник борьбы с эпидемиями в России.

Ч. ДАРВИН (1809-1882) Английский натуралист, основатель учения о происхождении видов путем естественного отбора. Основоположник биологической эволюции материи.

Г. И. МЕНДЕЛЬ (1822-1884) Чешский ученый, основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Л. ПАСТЕР (1822-1895) Французский ученый, один из основоположников микробиологии и иммунологии, открыл возбудителей многих инфекционных болезней и предложил методы их предупреждения. Исследовал проблему возможности зарождения жизни.

А. УОЛЛЕС (1823-1913) Английский натуралист, выступивший одновременно с Ч.Дарвином (независимо от него) с теорией естественного отбора. Внес большой вклад в пропаганду дарвинизма и его развитие.

И. М. СЕЧЕНОВ (1829-1905) Российский физиолог и мыслитель-материалист, обосновал рефлекторную природу человеческого сознания.

А. ВЕЙСМАН (1834-1914) Немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Основные работы были посвящены вопросам наследственности и индивидуального развития, предвосхитившие современное представление о хромосомах как носителях наследственности.

А. Я. КОЖЕВНИКОВ (1836-1902) Основоположник отечественной невропатологии, организатор и руководитель одной из первых в мире клиник нервных болезней.

Р. КОХ (1843-1910) Немецкий микробиолог, один из основоположников бактериологии и эпидемиологии, объяснил пути распространения сибирской язвы, открыл возбудителя туберкулеза. Лауреат Нобелевской премии 1905г.

И. И. МЕЧНИКОВ (1845-1916) Российский биолог, микробиолог и патолог, один из основоположников учения об иммунитете. Лауреат Нобелевской премии 1908г.

И. П. ПАВЛОВ (1849-1936) Русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по физиологии пищеварения. Лауреат Нобелевской премии 1904г.

Н. Е. ВВЕДЕНСКИЙ (1852-1922) Русский физиолог, один из основателей современной нейрофизиологии. Создал учение о природе возбуждения и торможения в нервной системе.

П. ЭРЛИХ (1854-1915) Немецкий врач и бактериолог, один из основоположников иммунологии и химиотерапии. Лауреат Нобелевской премии 1908г.

И. В. МИЧУРИН (1855-1935) Российский селекционер, создал многие сорта плодовых культур. Благодаря его работам многие южные сорта плодовых культур удалось распространить в среднюю полосу нашей страны и даже в северные районы.

В. М. БЕХТЕРЕВ (1857-1927) Российский невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог, один из основоположников современной морфологии мозга, открыл ряд образований в головном и спинном мозге, названных его именем.

Н. Ф. ГАМАЛЕЯ (1859-1949) Отечественный микробиолог, один из основателей в нашей стране микробиологии и эпидемиологии.

В. И. ВЕРНАДСКИЙ (1963-1945) Отечественный естествоиспытатель, философ, минералог, Основоположник биогеохимии и учения о биосфере.

Д. И. ИВАНОВСКИЙ (1864-1920) Российский ученый, один из основоположников вирусологии, впервые открыл фильтрующий микроорганизм, впоследствии получивший название вируса.

Т. Г. МОРГАН (1866-1945) Американский эмбриолог, генетик. Морган и его школа создали хромосомную теорию наследственности. Лауреат Нобелевской премии 1933г.

А. Н. СЕВЕРЦОВ (1866-1936) Российский эволюционист. Автор исследований по сравнительной анатомии позвоночных. Создал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

Н. К. КОЛЬЦОВ (1872-1940) Отечественный биолог, цитолог, генетик. Основоположник экспериментального метода исследований в биологии в нашей стране. Впервые выступил с теорией матричной репродукции хромосом. Основатель института экспериментальной биологии.

А. ФЛЕМИНГ (1881-1955) Английский микробиолог, один из основоположников учения об антибиотиках. Впервые выделил антибиотик - пенициллин. Лауреат Нобелевской премии 1945г.

С. С. ЧЕТВЕРИКОВ (1882-1959) Отечественный ученый, эволюционист и генетик. Его работы дали начало современному синтезу генетики и классического дарвинизма.

И. И. ШМАЛЬГАУЗЕН (1884-1963) Отечественный зоолог-эволюционист. Разработал проблему целостности организма и механизмов его поддержания в индивидуальном и историческом развитии. Разработал теорию стабилизирующего отбора.

Е. Н. ПАВЛОВСКИЙ (1884-1965) Российский биолог и паразитолог, создал учение о природной очаговости ряда инфекционных заболеваний, которое легло в основу современных методов их профилактики.

Н. И. ВАВИЛОВ (1887-1943) Российский ботаник, генетик, растениевод, географ. Сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Создал учение о центрах происхождения культурных растений. Провел серию экспедиций по 40 странам пяти континентов, собрав уникальную коллекцию образцов сортов культурных растений.

Б. Л. АСТАУРОВ (1904-1974) Отечественный генетик и эмбриолог. Экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида. Впервые разработал способы направленного получения 100% особей одного пола, заложив тем самым основы теории регуляции пола.

В честь дня Земли, в этой фишке вашему вниманию предлагается ряд выдающихся мыслителей, вклад которых поспособствовал современному пониманию окружающего нас живого мира.

Античность

Как ни удивительно, начать нужно именно с античных времён, ведь биология, как наука родилась именно в Древней Греции . Здесь достижения не были столь выдающимися, как в астрономии и математике, но тем не менее значительный прогресс познания тоже был. Античность реализовала функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Уже античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его происхождение и развитие.

Эмпедокл

Весьма обстоятельная теория происхождения живого была создана Эмпедоклом, с именем которого связывают первую догадку о том, что существуют ископаемые остатки вымерших организмов. Биологические воззрения Эмпедокла были тесно связаны с его философией. Он исходил из существования четырех элементов ("стихий") мира (огонь, воздух, вода и земля), каждый из которых состоит из вечных частиц, способных вступать во взаимодействие друг с другом, и двух "сил" - Любви и Вражды, которые соединяют (Любовь) или разъединяют (Вражда) разрозненные частицы. Эти две силы - двигатели всех процессов во Вселенной.

Эпедокл утверждал, что жизнь началась на нашей планете еще до того, как народилось Солнце. В ту дальнюю, досолнечную пору землю непрерывно орошали обильные дожди. Поверхность Земли превратилась в тинообразную массу. Из недр Земли, которая содержит внутренний огонь, наружу периодически прорывался огонь, который поднимал вверх комья тины, принимавшей различную форму. В этом взаимодействии земли, воды, воздуха и огня создавались сперва растения - предшественники и предтечи подлинных живых существ. А со временем стали появляться и сами эти животные формы.

Аристотель

Аристотелю были глубоко чужды представления Эмпедокла об органическом мире и его происхождении.

И млекопитающие, и птицы, и рыбы, и насекомые - все это вызывало у Аристотеля живой, неподдельный интерес, подлинное воодушевление и даже эстетическое восхищение. Он писал: ". Надо и к исследованию животных подходить без всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное. Ибо не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы, и притом в наивысшей степени, а ради какой цели они существуют или возникли - относится к области прекрасного". Именно целесообразность органической природы делает ее прекрасной и достойной изучения.

В своих работах Аристотель касался проблем систематики, зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, зоопсихологии, хотя, конечно, в то время отдельные отрасли биологии еще не существовали.

В своих сочинениях он описал 495 видов животных, причем создал одну из первых классификаций животного мира. Сопоставление животных по их внутреннему строению привело Аристотеля к созданию "лестницы природы", на ступенях которой он расположил все природные тела, от неорганических до человека, подчеркивая, что переходы между отдельными ступенями нечувствительны. Таким образом, Аристотель заложил традицию к систематике живых организмов. Работы Аристотеля во многом определили ход развития биологической науки вплоть до XVII столетия.

Чарльз Роберт Дарвин

Перейдём теперь ближе к нашему времени. Начнём с одного из самых известных биологов-эволюционистов - Чарльза Дарвина .

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям.

Главная заслуга Дарвина в том, что он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность, приспособленность к условиям существования.

Жорж Леопольд Кювье

Жорж Кювье (годы жизни 1769—1832) – великий французский ученый, который является основателем палеонтологии. До него такой науки не существовало. Палеонтология – это наука об ископаемых организмах, животных, живших в минувшие геологические эпохи на нашей планете. Конечно, когда человек находил остатки вымерших ранее животных, то очень удивлялся. Однако ученые не могли найти этого разумного объяснения.

Немаловажные заслуги Жоржа Кювье в биологии в том, что он установил понятие о типах в зоологии. Он впервые объединил амфибий, рептилий, рыб, птиц и млекопитающих в тип позвоночных. Ученый был уверен, что все ныне живущие формы существовали с самого начала, начала развития жизни на планете.

Достижения в палеонтологии привели к открытию невиданных существ. Например, птеродактилей – летающих пресмыкающихся, которые ранее были хищниками, питающиеся рыбами. Ученый доказал, что около миллиона лет назад небом властвовали не птицы, а рептилии.

Жан Батист Ламарк

Жан Батист Ламарк был первым ученым, который в 1795 году разделил беспозвоночных на несколько классов — насекомых, моллюсков, червей, полипов и иглокожих. Немного позже в класс иглокожих он еще включил медуз и ряда других видов.

В 1809 году ученый опубликовал главный труд своей жизни - книгу "Философия зоологии, или Изложение мыслей, относящихся к естественной истории животных; к разнообразию организации этих живых тел и их способностей; к физическим причинам жизни и органическому движению; к причинам чувств и разума". Именно она послужила источником развития научного течения и первого выражения эволюционного учения, названного "ламаркизм". И именно она сделала его опальным ученым. Современники не приняли его теорию происхождения и развития жизненных форм под влиянием воздействия окружающей среды и стремления организмов к совершенству. Ведь именно Ламарк в этой книге первым предположил, что человек мог развиться из наиболее совершенных обезьян.

Главные положения теории Ламарка

Исходя из положений своей теории, автор первым поднимает вопрос о причинах (факторах) повышения уровня организации живых существ. Главным постулатом теории эволюции по Ламарку стало утверждение, что все живые существа от природы наделены стремлением к повышению уровня своей организации, и это является врожденной особенностью (врожденное стремление к прогрессу).

Первый закон Ламарка : вслед за изменениями среды обитания изменяются потребности организма и характер работы его органов. В результате чего одни органы тренируются, а другие нет, что ведет к развитию первых и исчезновению вторых.

Второй закон Ламарка : изменения, приобретенные организмом за время его жизни, передаются потомкам и продолжают тренироваться уже у них. Именно эти два фактора – стремление к совершенствованию и влияние среды – причина всего многообразия живых организмов на планете.

Эволюционисты — мыслители, философы и учёные, в трудах которых выдвигались эволюционные идеи. Список эволюционистов дан в хронологическом порядке.

Содержание

До Дарвина

XIX век

XX век

Примечания

  1. ↑МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, АНАКСИМАНДР // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

См. также

  • Списки учёных
  • Списки биологов
  • Эволюционисты
  • Эволюция

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Список эволюционистов" в других словарях:

Список биологов — Приложение к статье История биологии Список натуралистов и биологов (исследователей живой природы), внёсших значительный вклад в развитие биологии с позиций современной науки. Слово биология лишь относительно недавно стало использоваться для… … Википедия

Докинз — Докинз, Клинтон Ричард Клинтон Ричард Докинз англ. Clinton Richard Dawkins Дата рождения … Википедия

Северцов, Алексей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Северцов. Алексей Николаевич Северцов Дата рождения: 11 (23) сентября 1866(1866 09 23) … Википедия

Вавилов, Николай Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вавилов. Вавилов Николай Иванович … Википедия

Биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Биологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Знаменитые биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Известные биологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Кювье, Жорж Леопольд — Жорж Леопольд Кювье фр. Jean Léopold Nicolas Frédéric Cuvier … Википедия

Читайте также: