Доклад о труде людей которые жили во времена царей

Обновлено: 02.07.2024

Древнерусское государство было аграрным. Большая часть населения занималась земледелием, скотоводством, бортничеством, охотой и рыболовством. Людей, проживающих в деревне, было больше, чем горожан.

План урока:

Как жили земледельцы на Руси

Главной особенностью жизни земледельца в Древней Руси была большая патриархальная семья - род. Состояла такая семья из:

  • главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
  • сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь земледельцев на Руси не была простой. Вся семья жила в одном доме и имела общее хозяйство. Глава рода контролировал все имущество семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи была безграничной. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.

Пастушки, Владимир Маковский

У каждого, даже самого маленького, члена семьи были свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимались исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходили с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвовали в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учили охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучали правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.

Сенокос, Константин Маковский

В древней Руси крестьянин-земледелец должен был уметь многое. Взрослые мужчины следили за скотом, пахали и засеивали поле, убирали урожай, охотились, рыбачили, бортничали [1] . Работа в поле была сезонной, но это не означало, что зимой семья бездельничала. Холодное время года посвящалось ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.

Предметы быта - топор, ножницы, детская игрушка, свеча, воск, музыкальный инструмент.

Женились земледельцы Древней Руси рано, девочка считалась невестой по достижению ею 12 лет. К этому времени в ее семье уже было готово приданное (вышитые сорочки, рушники, одежда, домашняя утварь), выбран жених, и сама она готова была к свадебному обряду древних славян. После принятия христианства церковь активно сопротивляется традиции раннего брака, не одобряя его. Постепенно эта традиция устаревает, и замуж юных девиц выдают лишь в 14-15, а то и 16 лет.

До крещения Руси для новорожденных детей выбирали имена, которые более всего характеризовали их поведение или внешний облик. Распространенными были такие имена, как Красава, Забава, Горислава, Малуша, Любим, Миляй и Молчан. После крещения для детей выбирались христианские имена – Матвей, Григорий, Юрий, Василий и т.п. Некоторые обряды и обычаи древних славян сохранились и после крещения Руси. Иногда к христианскому имени в народе добавляли прозвище – Иван Кривой, Василиса Прекрасная. С его помощью пытались более точно охарактеризовать человека, рассказать какие у него внешние и внутренние качества.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял [2] , дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом [3] жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах [4] , организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей - скоморохи [5] и гусляры [6] .

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой [7] , смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение [8] подразделялось на:

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина [12] состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью [13] .

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки

Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:

  • княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
  • сеней (переход);
  • горницы (аналог современной гостиной);
  • летней спальни.

Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.

Древняя Москва, А.Васнецов

Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах [15] . Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным – кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.

Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).

Внутреннее убранство полуземлянки

Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере – строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили – изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу [16] .

Женский и мужской костюм

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами [17] . Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Женская верхняя одежда

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Словарь

1. Бортничество – сбор меда диких пчел.

2. Меняла – человек, занимающийся обменом денег.

3. Одним домом – сообща, под одной крышей.

4. Игрища – игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.

5. Скоморохи – народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.

6. Гусляр – музыкант, играющий на народном инструменте – гуслях.

7. Пенька – грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.

8. Ополчение – вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии – крестьян и горожан.

9. Сотня – сто человек, часть ополчения.

10. Полк – ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).

11. Войско – ополчение, состоящее из горожан.

12. Дружина – вооруженный отряд людей при князе.

13. Рать – общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.

14. Рогатина – тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя – медведя, кабана.

15. Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

16. Епанча – широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.

17. Онучи – полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.

Советскую Власть ни кто не любил и даже больше. Ну кроме тех конечно - кто её обслуживал.

Имеется ввиду до ВОВ., пока не появились поколения воспитанные в духе коммунизма как и мы родившиеся в СССР в 40-60 года

Кто что вспоминает, а я констатирую воспоминания моих предков 1900 -1901 г.р. а они рассказывали как жили раньше их родители при царе.

Вообщем глубина истории тянется аш с глубоко дореволюционных событий. Как жили при Царе. Какой творился беспредел при Ленине и Сталине.

Статья не несёт умысла к чему-либо призывать или кого-то оскорблять. Дальнейший просмотр выражает Ваше полное признание этого факта.

История предков - моя родовая боль, которую не имеем права забывать и тем более повторить .

Начало 1930 годов г. Торжок. Дедушка Воронов Иван Григорьевич 1900 -1941 г. Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901 -1988 г.

Начало 1930 годов г. Торжок. Дедушка Воронов Иван Григорьевич 1900 -1941 г. Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901 -1988 г.

О СЕБЕ

Я родился в 1965 году и ещё ребёнком хорошо помню, как более менее открыто, полушёпотом начинали рассказывать первые политические анекдоты. Это было странно для детского сознания, но так было ..

В школьной программе нам рассказывали какой дедушка Ленин хороший и всё что есть хорошего, всё благодаря ему. Только вот предки мои и при царе жили и при советах на память не жаловались

Террор народа был страшный, а если не верите, спросите у своих 90 летних родственников, пока ещё можно узнать правду не по газетам и книгам а из уст в уста

1966 год. г. Тверь Мама Воронова Валентина Павловна (дев. фамил. Дубровская) 1939 -1991г Я Воронов Вячеслав Николаевич 1965г.р.

1966 год. г. Тверь Мама Воронова Валентина Павловна (дев. фамил. Дубровская) 1939 -1991г Я Воронов Вячеслав Николаевич 1965г.р.

КТО РАССКАЗАЛ РОДОВУЮ ИСТОРИЮ

Многое поведала бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901г.р., а что то рассказал мой отец Воронов Николай Иванович 1935 г.р., со слов бабули и соседей переживших этот кошмар.

Мы росли приезжая в деревню 70-80 годы собираясь небольшой семьёй и соседями детства родителей, приезжавшие из Риги. Почему так мало ? Наши деды не успели сделать нам ещё дядек и тёток - погибли на войне в 1941г

РАЙОН ПРОЖИВАНИЯ

До революции жили: Российская империя, село Прямухино Новоторжский уезд Тверская губерния

После революции жили: в те времена в Тверской обл. затем Калининской области (ныне опять Тверская) Кувшиновском районе в селе Прямухино и малое Коростково ( от г. Торжка 37 км в сторону г.Кувшиново)

Деревня малое Коростково 1947 год Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901 - 1988 Папа Воронов Николай Иванович 1935 - 1997г и его родная сестра Тоня(моя тётя)

Деревня малое Коростково 1947 год Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901 - 1988 Папа Воронов Николай Иванович 1935 - 1997г и его родная сестра Тоня(моя тётя)

ПРАПРАДЕДЫ - ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 18 ВЕКА

В деревнях жизнь была правильная и устаканенная. Дворяне заботились о своём населении. Строились школы, где учились дети крестьян. Больницы, производства и церквушки.Открывались лавки

Все эти блага устраивали дворяне Бакунины, которые поселились ещё с 1779 года

Работы, денег и еды хватало всем крестьянам. У местных жителей были большие семьи. Меньше 4-5 детей практически не было и ни кто не голодал.

Настал 1917 год и многовековую царскую Россию вместе с народом начали ставить "на колени" большевики!

Все достижения старой России последних десятилетий, переписали в свою пользу и закрепили их в своей истории!

ПРАДЕД - РАСКУЛАЧИВАНИЕ - ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ

В то время законы менялись как "пирожки" и разлетались по стране Советов. А законо -исполнители, которые наделялись самоуправной властью, избавлялись от своих врагов набивая карманы чужим добром и потирали ручки

Наша семья считалась самая зажиточная по тем меркам. Сегодня это "слёзы"

Утром пришли соседи и сказали моему прадеду - "Завтра за тобой придут". На семейном совете решили, чтобы не выселили в отдалённые районы всю семью, посадили или чего доброго расстреляли нужно ему на некоторое время уйти в другой город к родне.

Ранним утром он ушёл в неизвестном направлении, да так и сгинул.

Под этот невероятный закон семья попала не случайно. Раскулачивать то особо не чего было, людей не нанимали, работали сами.

Что было на то время: дом, сарай, баня, огород с доп. землёй, деревянный амбар типа наших ларьков куда приходили за продуктами жители небольшой деревни.

Лошади, коровы, свиньи и птица . всё во дворе.

Но нашлись завистники, кому то он мешал своим трудолюбием, они же и стали главными исполнителями закона.

Кстати, если в наше время будет такой поворот событий, то их "трутней - исполнителей закона" будет гораздо больше !

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства зажиточные крестьяне без всякого суда попадали под категорию чуть ли не "врагов народа"

Считались контрреволюционерами, вредителями для общества и подлежали изоляции и другим гонениям.

Всех других крестьян гнали в колхоз и если человек не хочет, то объявляли пособником врага

ДЕД И БАБУЛЯ (1900 -1901г.р)

Деда (1900 г.р) принудительно как и всех во все времена стране мужчин призвали летом 1941 года на войну защищать "Родину" и за это платили зарплату.

То что всем кто на войне платили зарплату " за Родину" узнал только в зрелом возрасте, когда сам попал на войну. До этого ни слова ни в школе и вообще ..чисто патриотизм и всё ..

Почти ни кто из мужчин из близлежащих деревень не вернулся .

Своей революцией с новой властью, репрессиями и голодом уже принесла людям горе, а теперь жизни кормильцев отобрала и добила семьи.

Бабуля, после гибели мужа на войне в 41г(моего деда) прожила одна до 1988 года. За это время ей пришлось повидать всё это и видимо на фоне пережитых за свою жизнь репрессий и непоняток в стране, так до конца и не открылась.

Была председателем колхоза перед войной 1941г., не успели скосить клочок колхозного поля - посадили на 1 год. Детей (моего отца и его сестру) приютили соседи.

Рассказывала, что репрессии и поборы длились долго..могли посадить даже за газеты, если они наклеены портретом Сталина лицом в стенку.

Держишь кур - отдай государству яиц. Держишь корову - отдай молоко, бычка или свинью - давай мясо

Хорошо погрелись исполнители, кто собирал продукты, а люди голодали. Сначала кто держал, ходили по соседям и занимали мясо, яйца, молоко чтобы сдать государству.

Потом массово начали вырезать свою скотину и птицу. не выгодно стало держать и отдавать за "здорово живёшь"..ни все конечно, но в большинстве

Поборы длились ещё долго, аш до Хрущёва и только в конце 50х прекратились

Читайте комментарии, там очень много интересного !
Я в интернете "Хозяйство Воронова"

Деревня малое Коростково 1979 год Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901-1988 Папа Воронов Николай Иванович 1935 -1997

Деревня малое Коростково 1979 год Бабушка Воронова Екатерина Александровна 1901-1988 Папа Воронов Николай Иванович 1935 -1997

Спасибо за чаевые, оценку !
Смотрите ещё мои статьи и видео:

http://ic.pics.livejournal.com/olga74ru/23931628/87284/87284_640.jpg

Русские Цари, (Иван грозный, Михаил Алексеевич, Алексей Михайлович. ) до Петра Первого жили по своему русскому царскому этикету. Рассмотрим день жизни Алесея михайловича Романова.

Для самого Царя, для Царицы и для царских детей хоромы были разные и жили все отдельно. Царь в своих хоромах имел сени, переднюю комнату, рабочую комнату, крестовую комнату и опочевальню. Царица имела на одну комнату меньше, у неё не было рабочей комнаты. Хоромы Царя, Царицы и детей соединялись коридорами. Разумеется у всех были и отдельные прислуги.

Царский день начинался так. Просыпался Царь в 4.00 утра, к нему входил слуга-постельничий и помогал Царю помыться и одеться. Царь спал один в своей опочевальне, а царица одна в своих хоромах. Из опочевальни Царь следовал в Крестовую комнату, это была Царская домашняя Церковь. Там Царя уже ждал личный духовник и священники, которые уже ждали служить Царю молебен. Вся комната была в иконах, свечах и лампадах. В середине комнаты всегда клали новую икону, святого дня. Ежедневно с разных монастырей России, там где бывал престольный праздник, приносилась икона праздника из того монастыря для Царя, а так же свеча из того монастыря, просфора и святая вода. Так что просфоры и святая вода в доме Царя были ежедневно из разных монастырей. Когда Царь входил в крестовую комнату, тогда начинался молебен. Длился он не долго, минут 15. Потом Царь подходил целовать икону святого этого дня, духовник Царя окроплял святой водой и подавал просфору.

После молебна Царь посылал слугу в хоромы Царицы, чтобы узнать о здоровье Царицы, не болела ли она ночью и если она здорова, может ли он придти в её хоромы и навестить её. Царь всегда ждал ответ от гонца, в ожидании он слушал чтение слова поучения от дьяка и потом уже отправлялся в гости к Царице. Царица ждала Царя в передней комнате или столовой. Царь и Царица каждое утро здоровались в покоях Царицы и тогда уже вдвоём отправлялись в общую домашнюю Церковь отслушать обедню, которая служилась специально для Царя и Царицы.

Пока Царь молился в его хоромы собирались бояре. При появлении Царя все бояре должны были кланяться в ноги Царю. Если Царь кому-то уделял внимание словом или снимал шапку перед кем-то, то это была особая милость и тогда в ноги царю тот человек кланялся много раз, бывали случаи и до 30 раз.

К 9.00 утра, Царь, Царица и бояре торжественно шествовали в собор, для того чтобы присутствовать на Литургии. В соборе Царь проводил 2 часа, а если это был праздник то и 5-6 часов. Во время литургии проделывал до 1500 земных поклонов.

После литургии Царь и бояре шли в Царскую рабочую комнату. Царь садился и бояре стоя перед царём отчитывались о государственных делах. Ни один боярин не имел права садиться на приёме у Царя и только по пятницам Царь сзывал заседание боярской думы для решения гос.вопросов и тогда все бояре сидели вместе с Царём, но поодаль от Царя.

В 12.00 Царю надо было обедать. Если Царь на обед приглашал боярина или гостя, тогда обед проходил в хоромах Царя без присутствия Царицы. Если Царь ни кого не оставлял на обед, то он обедал с Царицей по предварительной договорённости в своих хоромах или хоромах Царицы. Если Царь желал , то на этот обед приглашал старших детей. Если у Царского ребёнка был День рождение или именины то готовился семейный обед. Такой обед готовился в хоромах Царицы и туда приглашался Царь и за столом собирались все дети.

К столу царя Алексея Михаиловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, которые государь держал во время постов. Великим постом царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полупива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста. Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам; одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в году, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов . Правда, когда постов не было, Царю подавалось на обед до 70 блюд, но не надо думать, что он всё съедал, он блюда передавал боярам, как милость со своего стола.
Подавались сначала холодные и печенья, разное тельное, потом жареное, и затем уже похлебки и ухи или ушное.

Стол Царю накрывал Дворецкий и Ключник. Накрывали скатерть, ставили соль, хрен, горчицу, хлеб. В соседней комнате такой же стол Дворецкий накрывал и себе. Царя кормили следующим образом. Прежде чем кушанье подать Царю, его ел повор, который потом передавал блюдо ключарю, ключарь нёс блюдо в хоромы Царя, а рядом с ним следовал Стряпчий, который должен был следить за блюдом и охранять его. Вначале блюдо ставили на стол Дворецкому, он пробовал и решал можно ли нести его дальше Царю. Дальше в хоромы блюдо нёс Стольник и у края стола передавал его Крайчиму, который пробовал блюдо перед Царём и ставил его на стол. Только тогда мог кушать Царь. Так же было и с вином. Позади Царя стоял слуга-чашник и весь обед в руках держал кубок с вином. Когда Царь требовал вина, Чашник наливал из кубка в чашу, отпивал с чаши и ставил чашу перед Царём.

После обеда Царь на часа три уходил спать.

К вечеру в его рабочей комнате собирались бояре, встречали отдохнувшего Царя все шли в домашнюю церковь на служение вечерни.

После вечерни Царь приглашал к себе детей. Царь с детьми читал жития святых. Часто он приглашал 100 летних старцев и с детьми слушал их опытные рассказы о жизни и путешествиях по Руси, приглашались для разговора так же блаженные и юродивые. Все шли в потешную палату, там у Царя были шуты. Пелись песни, были и танцы, играли музыканты, Царь с детьми играл в игры - жмурки, а со старшими в шашки или шахматы. Потехи как правило были зимой, а летом их часто заменяла охота.

После потех, царь отправлялся ужинать. А после ужина вновь шёл в крестовую комнату на минут 15 совершить вечерние молитвы. После молитвы Царь шёл спать и до постели его сопровождал и помогал раздеться Постельничий. Постельничий был обязан спать в царской опочевальни около Царя и охранять Царский сон. В опочевальню мог входить только Постельничий, а так же Стряпчий и два Стольника, это всегда были самые приближённые люди Царя. Ни Дворецкий, ни Ключарь, ни дети, ни даже Царица без разрешения Царя входить в опочевальню не могли, впрочем как и Царь не мог войти в опочевальню Царицы у которой там были свои приблежённые прислуги.

Относительно верхней одежды летом Царь выходил из дворца в легком шелковом опашне (длиннополом кафтане) и в золотной шапке с меховым околом; зимою — в шубе и в горлатной (меховой) лисьей шапке; осенью и вообще в ненастную, мокрую погоду — в суконной однорядке. Под верхнею одеждою был обычный комнатный наряд, зипун, надеваемый на сорочку, и становой кафтан. В руках всегда был посох единороговый, из кости единорога, или индейский из чернаго дерева, или простой из карельской березы. И те и другие посохи были украшены дорогими каменьями. Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рождество Христово, Богоявление, неделя Вербная, Светлое Воскресение, Троицын день, Успение и некоторые другие, государь облекался в наряд царский, к которому принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, царская шапка или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха, царский серебряный жезл. Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Самые башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда без сомнения была очень значительна, и потому в подобных церемониях государя всегда поддерживали под руки стольники, а иногда и бояре из ближних людей.

На всех выходах из дворца в числе царской свиты находился постельничий с разными предметами, которые требовались на выходе и которые несли за постельничим стряпчие, именно: полотенце или платок, стул с зголовьем или подошкою, на котором садился государь; подножье, род ковра, на котором становился государь во время службы; солношник или зонт, защищавший от солнца и дождя, и некоторые другие предметы, смотря по требованию выхода.

Зимою государь выезжал обыкновенно в санях. Сани были большия, нарядныя, то есть раззолоченныя, расписанныя красками и обитыя персидскими коврами. У его саней, по сторонам места, где сидел государь, стояли знатнейшие бояре, один справа, другой слева; у саннаго передняго щита стояли ближние стольники, также один с правой стороны, а другой с левой; около государя за санями шли бояре и прочие сановники. Весь поезд сопровождался отрядом стрельцов, в числе ста человек, с батогами (палочками) в руках «для тесноты людской Царским Возницею или кучером в этом случае бывал стольник из ближних людей.

Накануне Великих Церковных праздников Царь в 5.00 выходил на улицу Москвы для общения с бедными людьми и всем подавал милостыню. Часто Царь отправлялся и в тюрьмы

Самый дорогой гость у Царя, это был конечно же Патриарх Московский. Патриарх всегда гостем приходил в Рождество Христово. Всегда к приходу Патриарха убиралась отдельная Столовая изба. Всё застилалось коврами, ставилось два трона, для Царя и Патриарха. Приглашались все бояре. Царь выходил сам встречать Патриарха в сени и брал благословение у Патриарха.

Ни одна государыня в других странах не пользовалась таким уважением подданных, как царица Русская. Никто не смел не только говорить свободно о царице, но даже, если бы случилось, и смотреть на ея особу.

Когда она садится в карету или выходит из нея, все кланяются ей до земли. Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться, что он видел царицу или кого-либо из сестер и дочерей государя. Даже и врач никогда не мог их видеть или коснуться до голого тела, даже пульс доктор слушать был обязан через платок. В церковь Царица выходяит по особой галлерее, со всех сторон совершенно закрытой. Во время пеших выходов на богомолье царицу скрывали от народных глаз суконныя полы, носимыя со всех сторон ея шествия. Удаленная таким образом от мужского общежития, царицы, конечно, не участвовали ни в каких общественных или торжественных собраниях среди мужского чина, где первенствовал сам государь.

Царица не входила в государственные дела, но занималась благотворительностью. Молилась, встречалась с женщинами Руси, шила бельё маленьким детям, занималась свадебными делами придворных, в свободное время играла в карты, гадала. Царица организовывала домашние праздники Из лиц государственных она имела права принимать только Патриарха, а так же епископов и боярских жён. Быт Царицы ни чем не отличался от быта Царя. Только все слуги были женщины и девушки, а приблежённые Царицы, стольники были мальчики не достигшие совершеннолетия.. ..

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, энциклопедии по экземпляру на каждую группу “Я познаю мир” (История и Культура), учебник и рабочая тетрадь.

Методические приемы:

  1. Беседа о крепостном праве.
  2. Работа с рубрикой “Жил на свете человек”.
  3. Работа с толковым словарем.
  4. Беседа “Что такое ремесло?”, “Какие предметы производят ремесленники?”, “Когда на Руси появились ремесла?”.
  5. Поисковая деятельность. Использование дополнительного материала.
  6. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
  7. Работа со схемой “ Ремесла в России в 17–18 веке”.

1. Организационный момент:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

2. Вступительная беседа.

– Сегодня мы продолжаем изучать историю родной страны. Что такое история?

(История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

– История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую давность. И сегодня мы начинаем путешествие по этой дороге.

3. Проверка домашнего задания.

– Какую большую тему мы изучаем? (Труд людей в разные исторические времена.)
– О чем говорили на предыдущем уроке? (О крепостном праве.)
– Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время? (Крестьяне были крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать или проиграть в карты.)
– Что такое крепостное право? (Это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.)
– Мирились ли крестьяне с такой жизнью? (Нет, они поднимали восстания.)
– Когда произошла отмена крепостного права? (В 1861 году.)
– Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр 2)
– Что это означало? (Крестьяне не являлись собственностью помещиков, они могли самостоятельно вести свои дела.)
– Как прозвали Александра 2? (Царь – освободитель.)
– Какие изменения произошли в России? (Выросло население, возникли заводы, развивались города.)

– Послушаем доклад о печальной судьбе царя – освободителя.

(Царствование Александра 2 было прогрессивным для России. Строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Несмотря на это, личная судьба Александра 2 оказалась одна из самых трагических в истории. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. 1 марта 1881 года в Петербурге на набережной народовольцы бросили бомбу в проезжающую царскую карету. Когда не пострадавший император вышел из нее, вторая бомба угодила ему прямо под ноги. Александр получил тяжелые ранения и скончался в тот же день. На месте покушения был воздвигнут храм Воскресения Христова.)

4. Подведение учащихся к изучению нового материала.

– Мы продолжаем наш путь по страницам истории отечества. И сегодня на уроке узнаем, какими искусными мастерами были наши предки, как появились многие прекрасные вещи, без которых мы не можем представить себе нашу современную жизнь.

Рубрика “Жил на свете человек”.

– Жил на свете человек. Ходил из села в село, из одной деревни в другую, плотничал. Где сарай починит, где баньку сложит. Все инструменты при нем – топор, молоток, рубанок, да пила. За работу деньги платят, но чаще накормят, пригреют, с собой на дорогу хлеба да молока дадут. После трудного дня сядет человек на крылечке отдохнуть, а руки опять работы требуют. Возьмет он чурку, глядь – уже не кусок дерева, а голова коня или мужика, или петуха. Да такие забавные игрушки получались, что детишки деревенские по пятам ходили, просили сделать каждому. Не отказывал мастер, делал. И вот уже пошли гулять по свету игрушки, доставляя радость детям и взрослым. Вот и оказалось у человека два занятия. А какие догадайтесь сами? (Строитель и изготовление игрушек.)

5. Новый материал.

Рассказ учителя о ремесле и ремесленниках.

Искусными мастерами были наши далекие предки. И в кузнеце работали, и посуду на гончарном круге делали, и пряжу пряли. А какие деревянные ложки, миски, прялки, сундучки, матрешки. Разве перечислишь. Таких людей, которые все свое время, посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей, называют ремесленниками, а их занятия называют ремеслом.

Слайды 8, 9. Работа по учебнику с толковым словарем с. 155

В самом начале развития ремесла ремесленник работал обычно один. Но это было очень не выгодно, работать было тяжело и трудно, добиться больших успехов невозможно.

Тогда мастера стали объединяться в бригады и принимать заказы от населения. Были странствующие артели, которые ходили по городам в поисках работы. Другие оставались на месте, жили в городе. Как память остались названия улиц Гончарная, Кузнечная, Кирпичная. До 18 века на Руси было мало ремесленников. Простые, бедные семьи справлялись своими силами, изготавливали сами все нужные вещи. А богатые привозили мастеров из за границы.

Но все же ремесло развивалось. Русские ремесленники – умельцы могли выполнить любую работу, секреты мастерства передавались ими из поколения в поколение.

Слайд 10. Работа с таблицей “Ремесла в России в 17–18 веках”.

– Какие же ремесла были в России?
– Назовите, какие ремесла вам известны?
– Как вы думаете, какие изделия выпускает гончар, скорняк, башмачник?

Обработка кожи
Башмачное ремесло
Обработка шерсти Строительное ремесло
Ювелирное ремесло Ремесла в России
17–18 века.
Скорняжное ремесло
Обработка меха
Гончарное ремесло Обработка льна
Производство продуктов питания Обработка металла Обработка дерева

Работа в группах. (5 групп)

Каждая группа получает своё задание : найти в энциклопедиях информацию о ремёслах.

Слайд 11. (Каждая отвечающая группа переходит к нужному ремеслу по гипперсылке.)

Материал по ремёслам.

1. Кузнечное дело.

Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”.

Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузнецы располагались у воды. Работа этого мастера высоко ценилась. Были разные специалисты. Один ковал подковы, другой – мечи, третий – доспехи, четвертый – узорные решетки для оград. А были еще златокузнецы, они работали с драгоценными металлами, золотом и серебром. Сейчас настоящих кузнецов, которые руками изготавливают изделия – очень мало. Теперь металл куют машины. Существует единственный в мире “Музей кузнечной науки и техники” под Москвой на даче профессора Анатолия Ивановича Зимина, выдающегося ученого – металлурга. В старинном бревенчатом доме собрано множество экспонатов: от бронзовых наконечников, кольчуг и амбарных замков до кованой пролетки и довоенного троллейбуса.

2. Ювелирное ремесло.

Златокузнецами называли на Руси мастеров – ювелиров, работающих с драгоценными металлами и камнями. Кузнеца у них маленькая, на столе помещается. Не нужен молот,

Достаточно маленького молоточка. Держат изделия маленькими щипчиками – пинцетом. Ювелиры делали украшения, сначала это были волшебные обереги, а потом стали делать браслеты, цепи, пояса, заколки.

3. Гончарное ремесло.

Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Ее выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев. А потом обнаружили, что глина в огне обретает твердость камня – стали лепить из глины. Существовали разные способы изготовления посуды. Один – это на гончарном круге. Гончар клал на него комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд. Сейчас гончаров осталось мало, посуду делают на фабриках и заводах.

4. Плотницкое ремесло.

Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

В грубые передники одеты –
У кого в деревни ни спроси, –
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дядя
Значатся в округе до сих пор.

Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной.

На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда – то
Одного из родичей моих.

Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.

Пусть пора иная наступила,
Век электропил, – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.

5. Башмачное дело.

Не обойтись в больших городах без башмачников. Если одежду можно было сшить дома, то для изготовления обуви требовалось особое мастерство. Что бы сшить хорошую обувь. Сапожник часто сам занимался и выделкой кожи. Обувь изнашивали быстро и заказывали новую.

6. Закрепление. Учебник с. 130. Работа с рисунками и изделиями мастеров.

– Рассмотри ремесленные изделия. Кто их выполнил, какой мастер?
– Каким ты его себе представляешь? Что можно о нем сказать?

Работа в тетради № 1 с. 29 № 92, 93, 94.

7. Рубрика “Это интересно”.

Царь-колокол.

Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших – пожары. Однажды огонь добрался до бело – золотой звонницы Ивана Великого и слизнул жадным языком деревянные сваи, на которых был подвешен огромный колокол. На этот колокол иноземцы специально посмотреть приезжали. Нигде в мире не было. На десять верст он гудел, сто человек его язык раскачивали. И вот разбился чудесный колокол на куски.

Решили горожане новый колокол отлить. Вызвались Иван Федорович Моторин да сын его Михаил Иванович. Весил новый колокол 12 тысяч пудов – свыше двухсот тонн по нашему. Случился новый пожар. Леса сгорели, а колокол раскалился, треснул, и откололся от него большой кусок. Моторины с горя и трогать его не стали. Так и пролежал колокол – великан в земле целый век.

Через 100 лет о нем вспомнили, извлекли из земли, поставили на гранитный постамент. Назвали почтительно – Царь – колокол.

Слайд 18. Царь – пушка.

Жили – были когда-то в Москве пушечных дел мастера. Пушки делали с душой, для защиты Отечества старались. Украшали их узорами, на каждом зверя изображали. Поэтому зверю давали орудиям имена “Лев”, “Волк”, “Орел”. Был среди литейщиков всем мастерам мастер – Андрей Чохов. Орудия, что он отливал, будто из волшебной сказки получались – как тот меч кладенец.

Как-то разнеслась по Москве тревожная весть: идет на Москву хан со своей ордой. “Погоди!” – говорит Чохов. Созвал он своих друзей, и отлили они пушку, какой свет не видывал. Весила она две тысячи четыреста пудов и стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышенность для защиты Москвы. Повернул враг, испугавшись “страшного затмения”. А Чоховскую пушку за красоту да за величие прозвали Царь – пушкою. Было это в 1586, а в 1835 году поставили ее на каменный постамент. И стоит она сейчас в Кремле возле собора Двенадцати апостолов. Это памятник мастерству, а не войне.

8. Работа с рефлексивным экраном.

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Домашнее задание. С.129–132. Составь рассказ о любом ремесле. Подбери иллюстрацию к своему рассказу.

[1] Учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.
[2] Н.Ф. Виноградова “Методика обучения”.
[3] Энциклопедия “Я познаю мир” (История и культура).
[4] Журнал “Начальная школа”, 1997 г. № 9.

Говоря о средней продолжительности жизни в XX и XXI веке, мы можем уверенно называть конкретные цифры, отражающие положение дел в разных странах. Но чем глубже мы погружаемся в прошлое, тем меньше у нас статистических данных и тем чаще приходится опираться на косвенную информацию.


Сколько длилась детская жизнь

Задавшись целью определить среднюю продолжительность жизни в Древней Греции или Риме, мы столкнемся с проблемами. Во-первых, чудовищный уровень детской смертности: учитывая этот фактор, мы рискуем прийти к выводу, что в античное время вообще не было людей старше 30–40 лет . Во-вторых, практически вся личная информация из сохранившихся письменных источников касается людей из высших сословий, причем преимущественно мужчин. Единственное, что можно утверждать более-менее уверенно, что за всё время существования греко-римской цивилизации положение дел с продолжительностью жизни принципиально не менялось.

Современные ученые полагают, что в те времена по меньшей мере треть младенцев умирала, не дожив до года. До 10 лет доживала примерно половина детей.

В отсутствие антибиотиков, прививок и сбалансированного питания жестко работал естественный отбор, и выживали только самые сильные и здоровые. Иногда к естественному отбору прибавлялся искусственный.

Угрызений совести при этом не испытывали, полагая, что если младенец угоден богам, кто-нибудь о нем позаботится, а если нет — кто мы такие, чтобы спорить с волей богов?


Вечно молодой: сколько жили взрослые в Античности

Если грек или римлянин доживал до взрослого возраста, его шансы на продолжительную жизнь сильно увеличивались. Конечно, в молодые и зрелые годы человека поджидали свои опасности: мужчины гибли на войне и от бытовых травм (банальное падение с лошади и сложный перелом легко могли кончиться смертью), женщины умирали из-за родов. Постоянные беременности ослабляли и истощали организм, делая его более чувствительным к болезням.

Кроме того, шансы на продолжительную жизнь сильнее, чем сейчас, зависели от социального положения человека: рабы и бедняки занимались тяжелым и опасным физическим трудом и питались гораздо хуже аристократов и богачей.

Наконец, в зрелые годы, когда мужчина переставал ходить на войну и поручал самую тяжелую работу подросшим сыновьям, а женщина выходила из детородного возраста, шансы внезапно умереть заметно снижались.

Иногда демографическую ситуацию резко ухудшали серьезные бедствия: эпидемии или особенно продолжительные и разрушительные войны (в целом войны были, конечно, делом обычным). Выразительный пример подобной ситуации можно найти в истории Рима времен поздней республики. Согласно Титу Ливию, в 135 году до н. э. в Риме проживали 370 тысяч граждан. А в 45 году до н. э., то есть 90 лет спустя, граждан насчитывалось всего 150 тысяч. Такова была цена продолжительных гражданских войн и репрессий.


С учетом всех обстоятельств, современные ученые полагают, что средняя продолжительность жизни в античном мире составляла 25–30 лет.

Этапы жизненного пути

Как мы уже поняли, умереть в античное время (как и во многие последующие времена) было довольно легко. Это, однако, совершенно не значит, что человека в 30 или 40 лет считали стариком. Напротив, принятые тогда этапы взросления мало отличались от нынешних.

Совершеннолетие у мальчиков наступало — в зависимости от местных законов — в 16–18 лет. До этого они ходили в школу, учились грамоте и счету, занимались спортом. В армию юношей брали не раньше 17–18 лет. Скажем, в Афинах эфебы (то есть юноши 18–20 лет) обучались военному искусству и охраняли границу, но на войну их еще не пускали, считая недостаточно опытными.


В Спарте юноши считались гражданами с 20 лет. Но только с 30 они могли жениться и обзавестись собственным домом, а также принимать участие в народных собраниях. До этого времени молодые мужчины жили в бараках и беспрекословно подчинялись старшим.

Всякий римлянин из сколько-нибудь знатного и состоятельного рода стремился сделать военную и/или политическую карьеру, но для каждой должности существовали возрастные ограничения. Для первой значительной должности, квестора, был установлен ценз в 28 (для патрициев) и в 30 лет (для плебеев). Эдилом можно было стать не раньше 36, а претором — 39 лет. Наконец, возрастной ценз для высшей государственной должности, консула, составлял 40 лет для патрициев и 42 года — для плебеев.

Иногда случались исключения, как, например, в случае Гнея Помпея: он показал себя блестящим полководцем с юных лет, и сенат разрешил ему стать консулом раньше положенного срока. Примерно как в наше время иногда появляются юные гении, сколотившие миллиардное состояние к тому времени, когда их ровесники только начинают работать.

Женская молодость была, конечно, короче, а жизнь делилась на несколько простых этапов: детство, замужество и часто вдовство. Замуж девочек выдавали рано, даже в 13–14 лет, нередко за мужчин гораздо старше.

Конечно, случались и исключения. Например, римская матрона Сервилия (мать того самого Брута) стала любовницей Цезаря в 40 лет, и их бурный роман продолжался два десятилетия.

Как долго жили долгожители

Эта женщина действительно прожила очень долго — 102 года, и после развода с великим оратором выходила замуж еще дважды, причем за мужчин гораздо младше себя.


Возглавлявшему спартанцев при Фермопилах царю Леониду было за 40, и это был мужчина в расцвете сил (в отборный отряд трехсот в принципе брали только зрелых воинов, имевших сына). Еще один спартанский царь, знаменитый полководец Агесилай II, умер в 84 года, возвращаясь из очередного похода. Пожалуй, и в наше время не много найдется мужчин такого возраста, способных проводить целые дни в седле, а по ночам в любую погоду спать на земле, завернувшись в плащ.

Читайте также: