Доклад о театре ленком

Обновлено: 01.07.2024

Сэкономь на путешествии!

Видео: Московский театр "Ленком" отмечает 90-летие

Основные моменты

Труппу театра считают одной из лучших в стране. В ее состав входят такие актеры, как Леонид Броневой, Александр Збруев, Александра Захарова, Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Балуев, Андрей Соколов и Виктор Вержбицкий. Большой любовью публика встречает и более молодых актеров - Александра Лазарева младшего, Ивана Агапова, Дмитрия Певцова, Марию Миронову и Семена Шкаликова.

Московский театр имеет собственную, преданную публику. Это театралы, которые регулярно ходят смотреть на игру любимых актеров и наслаждаются сценами давно знакомых спектаклей. Многие отмечают, что постановки театра Ленком особенно востребованы у столичной интеллигенции. Посмотреть на них приезжает немало гостей и из других городов страны. Именно поэтому билеты на спектакли с участием старого актерского состава раскупают за два месяца.

Здание, которое занимает театр Ленком, было построено в начале прошлого века для московского купеческого клуба по проекту мастера стиля модерн - архитектора И.А. Иванова-Шица. Немного темный и тесный зал театра Ленком нисколько не портит впечатление от действа, которое разворачивается на сцене, доброжелательной публики и великолепной игры актеров.

Зрительный зал Портреты актеров в фойе театра Главный режиссер театра Ленком Марк Захаров

История театра

В 1927 году в Москве был создан первый театральный коллектив рабочей молодежи - ТРАМ. В этом театре начинался творческий путь знаменитого актера Николая Афанасьевича Крючкова. Когда руководителем ТРАМа стал Иван Николаевич Берсенев, он привел за собой много талантливых актеров старой МХАТовский школы - С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову и А. Вовси. При этом режиссере зрители познакомились с Е. Фадеевой, Т. Окуневской, В. Всеволодовой и А. Шешко. За литературную постановку спектаклей отвечал Михаил Булгаков, музыкальным руководителем театра был Исаак Дунаевский, а сценографией занимались Евгений Кибрик, Кукрыниксы и Юрий Пименов.

Главный режиссер театра в 1960-е годы А. В. Эфрос

Поначалу актеры ТРАМа днем работали на московских предприятиях, а вечером играли спектакли. Но потом здесь сложилась полностью профессиональная актерская труппа. При Берсеневе театр стал одним из известных в столице, и для него писал пьесы Константин Симонов.

С 1963 года театром стал руководить А.В. Эфрос. И хотя он выполнял обязанности главного режиссера всего три года, это был период расцвета новой плеяды актеров - В. Гафта, Л. Дурова, М. Державина и О. Яковлевой.

В 1973 году театральный коллектив получил нового руководителя - Марка Захарова, и при нем театральные постановки обрели другое лицо. На спектаклях исполняли музыку Геннадия Гладкова, Юрия Энтина, Юлия Кима и Алексея Рыбникова. Талантливые актеры Олег Янковский, Александр Абдулов и Евгений Леонов составили основу новой команды, в которую вошло немало молодых талантливых актеров. Из других московских театров в труппу театра Ленком пришли Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой.

Сцены из спектакля "Юнона и Авось" Сцены из спектакля "Юнона и Авось"

Особенности театральных постановок

Кассы театра работают без выходных с 11.30 до 15.00 и с 16.00 до 19.30.

Сцена из спектакля "Вишневый сад" Актеры во время спектакля "День опричника" Актриса Елена Захарова, спектакль "Вальпургиева ночь"

Как добраться

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Но эта идея жизненности своей не подтвердила - скоро ТРАМ стал профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика - русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.


Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование – "Ленком". Хотя и с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.


В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь. ". Что же до "Парня из нашего города", то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз - в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему.

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым. - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо. Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили.



Плеяда "Эфроса"

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссёра, и для всего нашего театра – "В день свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь", "Снимается кино" Э. Радзинского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Мольер" М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами – В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром.


Новый "Ленком"

21 ноября 2019 г. театр переименован в Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова".


COVID-FREE. Внимание! Посещение всех мероприятий с 28 октября 2021 года возможно только при предъявлении действующего цифрового сертификата (QR-кода) и паспорта. QR-код могут получить те, кто:

- сделали прививку вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной (на территории РФ, в ином случае необходимо сделать ПЦР-тест);

- сдали ПЦР-тест не раньше, чем за 48 часа до мероприятия, в медучреждении, подключённом к системе ЕМИАС;

История театра Ленком

Театр Ленком

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

Театр Ленком

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Театр Ленком

Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

Ленком

"Ленком" ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П.Шпрингфельд, 3. Щенникова, В.Соловьев, В.Всеволодов, А.Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь. ". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему.

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили.

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.


В этом году исполняется 45 лет с тех пор, как Марк Захаров руководит театром Ленком. У этого театра, в котором отражена целая эпоха, чрезвычайно богатая история, по которой можно изучать историю развития театрального искусства. В этом году мне вместе с другими журналистами посчастливилось побывать на открытии нового сезона в театре Ленком и увидеть своими глазами кабинет Марка Захарова. И Марк Анатольевич рассказывал нам о новых постановках, работе с Владимиром Сорокиным, своих учениках (в это число входят Александр Абдулов, Мария Миронова, Дмитрий Дюжев, Игорь Миркурбанов) и о том, что раньше артисты не имели даже собственной парковки. К счастью, теперь проблема решилась. И Марк Захаров с радостью рапортует о том, что теперь актеры полностью избавлены от решения всяких житейских вопросов и могут полностью отдаваться профессии на подмостках театра, имеющего уникальную историю.


Жизнь здания до эпохи театра

Вообще здание было построено в 1909 году архитекторами Илларионом Ивановым-Шицом и его помощником Вячеславом Олтаржевским специально для купеческого клуба. Оно представляло собой помещение с двумя башнями и расположенной между ними ионической колоннадой. Фасад здания украшали лепнина в стиле модерн и ранней неоклассики. В 1913-1914 годах помещение было дополнено специальной пристройкой по эскизам архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маята. До 1917 года здесь проходили музыкальные и литературные вечера, на которых бывали представители таких громких фамилий как Волконские, Оболенские, Трубецкие, Апраксины, Долгорукие.


Кто руководил театром в разные годы

И только лишь в 1927 году здание начинает свою работу как полноценный театр рабочей молодежи. Играют в нем преимущественно артисты заводских театров, которые поначалу совмещают репетиции и выходы на сцену с работой на заводе. Приходят в театр они, как правило, после тяжелой рабочей смены. Постепенно руководитель коллектива понимает, что подобный график крайне тяжел для артистов. И они переходят на обычный артистический режим, что постепенно приносит свои плоды. У театра появляется свой репертуар и преданный зритель. С ним сотрудничают самые известные драматурги того времени, например, Михаил Булгаков.


Годы войны театр Ленком пережил благодаря тому, что был эвакуирован в Ташкент, где за 4 года перед местными зрителями было сыграно около 400 спектаклей. Столь благополучный период в жизни театра связывают с деятельностью Ивана Берсенева, который руководил коллективом вплоть до 1951 года.


Театр сегодня



Сегодня репертуар театра Ленком довольно разнообразен. В нем можно найти пьесы любых авторов: как классиков, например, Островского, так и современников, например, Владимира Сорокина. Если говорить об актерских именах, то это, безусловно, Инна Чурикова, Александр Збруев, Елена Шанина, Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Игорь Миркурбанов, Евгений Герасимов и многие другие.


Как уже говорилось, спектакль полностью лишен примет времени. Кажется, что все действие происходит в кошмарном сне, в котором разворачивается жуткий карнавал с обилием страшных театральных масок, конусообразных колпаков и людей, скорее напоминающих тени. И среди всего этого сюрреалистического хаоса по сути, человеком остается только один персонаж — Мольер в исполнении Игоря Миркурбанова.


Но у каждого, конечно, должен быть свой выбор. У вас всегда есть возможность самому оценить этот и другие спектакли легендарного театра Ленком.

Читайте также: