Доклад о состоянии науки в мире

Обновлено: 21.07.2024

Мне кажется, что мышление и знание — это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом.

Мне кажется, что мышление и знание — это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

. Понятие науки

Основная форма человеческого познания — наука — в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Современная наука — это совокупность сотен наук, исследующих различные сферы действительности. Те из них, которые изучают природу, выделили в сферу естественных наук, а те, что — общество, — называют общественными Отсюда физику, химию, астрономию, биологию, физиологию и др. классифицируют как естественные науки, а такие, как история, социология, политэкономия, политология, философия и др., относятся к блоку общественных. В их пределах возможны еще и детальные классификации Тем более, что современное развитие науки свидетельствует неуклонном развитии дифференциальных процессов. Поэтому в структуре традиционных наук постоянно происходит разветвления и выделения все новых и новых направлений. Так, из лона философии в свое время выделились этика, эстетика, логика, психология, история философии, социальная философия, социология, философия истории, политология и другие науки.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

Великое значение коперниковского переворота, начавшегося четыре с половиной столетия назад, состоит в том, что наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждаемых теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

II. Функции науки

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

) Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

) Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

) Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

наука культура философия

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.


Последний доклад Института статистики ЮНЕСКО о состоянии науки в мире, 2015

Наука занимает ключевую роль в жизни современного общества. Пусть это не всегда очевидно, но с каждым годом нас окружает всё большее количество изобретений. Они легко входят в нашу жизнь и становятся неотъемлемой частью повседневности. Мы всё быстрее привыкаем к новинкам.

Вы убедитесь, что это не так. Наука ближе, чем кажется на первый взгляд. Последний доклад Института статистики ЮНЕСКО даст представление о современном научном мире и его функционировании.

Состояние науки по данным ЮНЕСКО

Успех научных открытий стал возможен благодаря развитию общества в эпоху глобализации. В настоящее время в мире трудятся тысячи учёных. По данным последнего доклада Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) в 2013 году в мире работали 7 758, 900 учёных. Количество сотрудников сферы науки за 9 лет увеличилось более чем на 2 млн. Для сравнения, в 2004 году Институт докладывал о работе пяти с половиной млн учёных. В 2013 году на миллион жителей планеты приходилось 1083,3 учёных.

В России — 3084 учёного на миллион жителей. В Китае – 1071, и это при населении в 1,4 млрд (!), в Южной Корее – 6533 учёного, в США – 3984.

В то же время, в ЮАР 408 учёных на миллион жителей. А в других, менее развитых странах африканского континента, их ещё меньше – 168 учёных на миллион жителей.


Мировым лидером по количеству учёных являются страны Европейского союза — доля 22,2% от общемировых показателей. С 2011 года Китай (19,1%) обогнал США (16,7%). Доля японских учёных сократилась с 10,7% в 2007 году до 8,5% в 2013-м. А доля российских учёных, соответственно, с 7,3% до 5,7%. В целом, учёные вышеперечисленных стран и ЕС составляют 72% от количества учёных в мире.

Таким образом, больше учёных трудятся в странах с высокоразвитой экономикой – Канаде, США, ЕС и некоторых странах Азии, а меньше всего — в странах с медленно развивающейся экономикой (в Африке). Вполне разумно предположить, что к 2020 году количество учёных в мире увеличится.

Мобильность студентов и молодых специалистов

Рост количества иностранных студентов в странах по всему миру

Мировые процессы глобализации способствуют мобильности сотрудников и молодых специалистов. Согласно данным Института статистики, постоянно растет количество иностранных студентов в учебных заведениях по всему миру.

Так, в период с 1975 по 2013 гг. количество таких студентов увеличилось с 0,8 до 4,1 млн.

Тенденция: обучение за рубежом,стремление перенять опыт друг друга

Количество научных публикаций также растёт.

Тенденция: ЕС лидирует по количеству публикаций (34%). Доля публикаций учёных из США составляет 25%. При этом резко увеличивается доля Китая (с 5 до 20% за десять лет). Этот стремительный рост Китая в науке стал возможен благодаря прикладному характеру публикаций и исследований, привлечению инвестиций в экономику за счёт открытий.

География научных специализаций


США и Великобритания сильны в социальных науках и медицине.Франция – в математике. Япония – в химии. Россия специализируется на исследованиях в области физики, химии, астрономии, геонауки (наука о земле) и математики. Различные области науки в Китае представлены в балансе, что встречается редко. Однако показатели Китая в психологии и науке о жизни значительно ниже средних. Это говорит о недостаточном уровне их развития.

Бразилия традиционно имеет преимущества в сельском хозяйстве и биологических науках. Малайзия специализируется на машиностроении и компьютерных науках.

Согласно опросу, проведенному Институтом статистики ЮНЕСКО, страны ставят ставки на инновационное развитие территорий. Причем это происходит вне зависимости от уровня экономического развития.

Почему же наука ближе, чем вам кажется?

Наука нуждается в заинтересованности общества и поддержке государства. Кроме того, она чувствительна к глобальным изменениям в политике. А мировые экологические проблемы заявляют обществу о необходимости защиты природы. Именно на улучшение состояния окружающей среды направлены многие исследования.


Изображение появилось в поддержку горящих тропических лесов в районе Амазонки летом 2019 года

Эти события показывают, что всё предугадать невозможно. В результате изменений экологии случаются непоправимые катастрофы. А научно-технический прогресс не всегда идёт на пользу нашему общему дому.

Итак, последний доклад ЮНЕСКО о науке охватил большее количество стран, чем когда-либо. Государства заинтересованы в развитии науки на своей территории, поэтому стремится оказывать поддержку учёным и исследовательским центрам. За последние два десятилетия выросло внимание к науке в странах Африки, показывает стремительный рост исследований Китай. Общая тенденция — все страны стремятся к прогрессу и развитию в науке.

Наука – это неотъемлемая часть развития человечества, да и само понятие общества не может существовать без науки. Наука очень важна для нас, всегда и везде. Вся школа – это, по сути, место сборища множества наук. Биология, химия, физика, астрономия, математика – все это считают науками. Однако, научные методы слегка нашего времени слегка отличаются от тех, которые были в 19 – 20 веках. Но что вообще такое наука? Как она совершенствуется? И в чем отличия современной науки от "старой"?

Все главное, что известно про науку.

Итак, что же представляет собой наука в целом? Это одно из направлений деятельности людей, цель которой – выявление новых знаний о действительности. Еще, если это не будет лишним в ситуации, можно сказать, что наука – это часть духовной сферы общества. В науку включается нахождение новой информации, систематизация, анализ, объединение новых фактов и знаний в одну гипотезу, и, если ее подтвердят, создание новой теории или закона. Занимаются этими делами ученые, конечно же. У них имеются множество методов, которые они используют для изучения нового или работы со старым. Кстати, вот вам небольшой факт, если кто не знал: существует одна наука, занимающаяся изучением. науки. Да, и такое есть. Такую науку назвали науковедением.

Как начиналось развитие наук?

Честно говоря, с трудом. О том, чего смогли достичь первобытные люди, и говорить даже не стоит. Начинается все с древних цивилизаций. Сначала появилась письменность. Только потом начал накапливаться опыт о природе и человеке. Стали создаваться первые прототипы таких наук, как математика и медицина. Первыми учеными были такие люди, как Аристотель, Платон и Лукреций. Их основной целью был поиск истины. Со временем начали выявлять классы накопившихся знаний.

Что же происходит с наукой сейчас? Современная наука.

Временные рамки современной науки ограничиваются с 16 до 21 века. Начало же было положено в 16 – 17 веках. Развитие науки в настоящее время вышло за грани технологий. Наука считается чем – то вроде гуманитарного института, который имеет достаточно мощное влияние, оказанное на человечество искусство. По подсчетам, число научных знаний увеличивается в 2 раза каждые 10 – 15 лет.

В чем же отличие современной науки от древней?

Главным образом, в самом развитии науки. В настоящее время человечество окружено разного рода технологичными машинами, помогающие нам со множеством дел. Разные ядерные реакторы и большой адронный коллайдер – все это так или иначе связано с наукой. Сейчас у исследователей есть модели того или иного объекта. В древнее время таких привилегий ни у кого не было. Им приходилось воспроизводить свои опыты в реальных условиях, если так можно выразиться. Исаак Ньютон и упавшее яблоко, Архимед и ванна с водой – вот самые яркие доказательства. Если и были какие – то приборы, облегчающие труд древних ученых, то они были сооружены из подручных средств. Итак, выделим главное. Особенность современной науки – это получение новых веществ и создание теорий при помощи технологий. Отличительная черта древних наук – это опыты на себе в реальных условиях.

Доклад №2

Невозможно представить себе современный мир без науки. Наука играет в нем очень важную роль, именно благодаря ей мы живем в мире, который видим сейчас. Современная наука поразительно отличается от науки, царившей 100-200 лет назад. Сейчас мы умеем диагностировать и лечить огромное количество заболеваний, развиваем компьютерные технологии, робототехнику, продолжаем стремительными шагами осваивать космос. Наука – это двигатель прогресса, поэтому она занимает чрезвычайно важное и особое место в мире.

Наука развивается довольно быстро, еще несколько десятилетий мы не знали, что такое интернет, сейчас же мы обсуждаем нейронные сети и искусственный интеллект. Конечно, даже в 21 веке науке активно мешают развиваться и находить решения на острейшие проблемы, стоящие в обществе. К примеру, всем известны продукты, содержащие ГМО. Очень долгие годы велась и до сих пор ведется пропаганда того, что ГМО – это что-то страшное, вредное и угрожающее здоровью человеку. На самом деле это совершенно не так, ГМО создавалось для того, чтобы люди в нашем современном обществе не продолжали умирать от голода. Благодаря ГМО растения устойчивы к вредителям и славятся своей повышенной урожайностью.

Также в наше время актуальна проблема загрязнения окружающей среды, проблема огромного количества отходов, которые загрязняют не только почву и воздух, но и воду. Загрязняющие вещества попадают в растения, рыбу, которые мы потребляем, а затем и в нас. Именно эта проблема опять же решает наука. Ученые активно занимаются решением этих проблем и постоянно изобретают что-то, что способно снизить загрязнение, либо значительно уменьшить количество мусора. К примеру, ученые уже придумали биоразлагаемые пакеты, посуду.

Благодаря науке люди, которые потеряли какую-либо конечность, могут снова почувствовать себя полноценными, так как ученые изобрели бионические протезы.

Однако, методы, которые зачастую использует наука для своего развития, вызывают бурные дискуссии. К примеру, тестирование на животных. К сожалению, на данном этапе полностью отказаться от тестов на животных невозможно, но во многих сферах они уже ненужны и их применение является чистой ненужной формальностью.

Наука в современном обществе

Красный – цвет тревоги и одновременно стремления к жизни. В ней перечислены представители животного и растительного мира: редко встречающиеся и те, которым грозит исчезновение. Ещё в 1902 году в Париже подписали Международную конвенцию по охране птиц

Прекрасный город Улан-Удэ, расположенный близ озера Байкал знают немногие. Люди, живущие в других местах, когда слышат название этого города, думают, что он находится в Монголии или где-нибудь ещё, но только не в России.

Идея создания аналога теплового двигателя зародилась ещё давным-давно. Чего стоит легенда об Архимеде, якобы построившем пушку, которая делала выстрелы при помощи пара. Однако, согласно официальной версии,

Доклад ЮНЕСКО анализирует мировые тренды в науке и технологиях

ЮНЕСКО делает такие доклады каждые пять лет. Их основная цель — проследить развитие науки как социального института, ее вклад в мировую экономику и решение стратегических проблем, которые ставит перед собой ЮНЕСКО.

Флавия Шлегель (Flavia Schlegel), исполнительный директор ЮНЕСКО по вопросам науки, представила основные положения доклада на Всемирном научном форуме в Будапеште, за несколько дней до официальной презентации. По словам мадам Шлегель, в последние годы мировая наука неплохо развивалась, и этот тренд не смог сбить даже мировой финансовый кризис. Наиболее заметны такие тенденции как рост инвестиций в науку и технологии, рост числа крупных международных проектов в области науки, высокая мобильность ученых, смещение фокуса в сторону устойчивого развития и энергетики, рост числа научных публикаций.

Основной вывод, который делают авторы доклада, состоит в том, что большинство стран мира воспринимают исследования и инновации как фактор роста экономики и достижения устойчивости. Эксперты отметили несколько новых явлений, которые не были замечены ранее. Во-первых, это впечатляющая роль университетов в мире, которые буквально стали глобальными институциями. Конкуренция за студентов и качество образования вывела университеты на небывалый уровень развития и влияния. Во-вторых, наука, как и весь мир, захлебнулась в огромном количестве данных. Никогда еще столько данных не было доступно ученым, в чем не последнюю роль сыграли большие международные коллаборации и развитие гражданских исследований, но главное, конечно, это информационные технологии.

Самое шокирующее открытие состоит в том, что мир стал больше инвестировать в исследования. Рост инвестиций составил 31% между 2007 и 2013 годом. Это даже больше, чем рост мирового ВВП за тот же период — 20%. Самая большая доля валовых внутренних расходов на исследования и разработки у США — 28%, за ними следует Китай с 20% долей, далее — ЕС (19%) и Япония (10%). Остальной мир хоть и занимает 67% мировой популяции, но вкладывает всего 23% в мировую науку. Россия вкладывает в мировую научную казну 1,7%.

В мире стало на 20% больше ученых, чем в 2007 году, — 7,8 миллионов. Большая их часть сосредоточена в ЕС, Китае и США. В России по состоянию на 2013 год насчитывалось 440,6 тысяч научных сотрудников, их доля в мире снизилась с 7,3% до 5,7%.

Доля научных публикаций в мире выросла на 28% по сравнению с 2008 годом. В 2014 году в месяц выходит 1,27 миллионов статей. Лидирует здесь ЕС и США.

ЮНЕСКО констатирует, что наука остается в основном мужским занятием. Женщины составляют 28,4% от числа исследователей в мире. Больше всего женщин в науке занято в юго-восточной Европе, в странах Карибского региона, Центральной Азии и Латинской Америке, и, что удивительно, высок их процент в арабских государствах — 37%. Это даже больше, чем в ЕС, где женщин-ученых всего — 30%.

Читайте также: