Доклад о состоянии и об охране окружающей среды саратовской области в 2020 году

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " 2018 г. О состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области" — Транскрипт:

3 Государственный экологический надзор Федеральный государственный экологический надзор Федеральный государственный экологический надзор Региональный государственный экологический надзор Региональный государственный экологический надзор - федеральный государственный земельный контроль; - федеральный государственный надзор в области обращения с отходами; - федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; - федеральный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения; - федеральный государственный надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; - федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей за негативное воздействие окружающей среды. - федеральный государственный земельный контроль; - федеральный государственный надзор в области обращения с отходами; - федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; - федеральный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения; - федеральный государственный надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; - федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей за негативное воздействие окружающей среды. - региональный государственный надзор в области обращения с отходами; - региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - региональный государственный надзор в области охраны и использования водных объектов; - региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения; - региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (в части участков недр местного значения); - региональный государственный надзор за сбросом сточных вод через центральную систему водоотведения; - федеральный государственный надзор (лесная охрана); - федеральный государственный пожарный надзор в лесах. - региональный государственный надзор в области обращения с отходами; - региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - региональный государственный надзор в области охраны и использования водных объектов; - региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения; - региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (в части участков недр местного значения); - региональный государственный надзор за сбросом сточных вод через центральную систему водоотведения; - федеральный государственный надзор (лесная охрана); - федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

4 Объекты государственного экологического надзора Объекты государственного экологического надзора Объекты федерального государственного экологического надзора Объекты федерального государственного экологического надзора Объекты регионального государственного экологического надзора Объекты регионального государственного экологического надзора - объекты хозяйственной и иной деятельности шт. (утв. приказом МПР РФ от ) ; - водные объекты – 47, из них рек – 45, водохранилищ – 2; - объекты добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) - 57; - объекты добычи подземных вод в объеме более 500 м 3 в сутки, в том числе минеральных вод - 86; - особо охраняемые природные объекты федерального значения – 2. - объекты хозяйственной и иной деятельности шт. (утв. приказом МПР РФ от ) ; - водные объекты – 47, из них рек – 45, водохранилищ – 2; - объекты добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) - 57; - объекты добычи подземных вод в объеме более 500 м 3 в сутки, в том числе минеральных вод - 86; - особо охраняемые природные объекты федерального значения – 2. - объекты хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов, подлежащих федеральному надзору – 105 тыс.шт.; - водные объекты, находящиеся в границах территории области – более 3314, из них: малые реки – 314; пруды, озера, водохранилища – более 3000; - объекты добычи ОРПИ – 168; - объекты добычи подземных вод в объеме менее 500 м 3 в сутки – 405, - особо охраняемые природные объекты регионального значения – объекты хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов, подлежащих федеральному надзору – 105 тыс.шт.; - водные объекты, находящиеся в границах территории области – более 3314, из них: малые реки – 314; пруды, озера, водохранилища – более 3000; - объекты добычи ОРПИ – 168; - объекты добычи подземных вод в объеме менее 500 м 3 в сутки – 405, - особо охраняемые природные объекты регионального значения – 84.

5 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу области в 2017 году

6 Атмосферный воздух Динамика валовых выбросов ЗВ в атмосферу на территории Саратовской области за годы Населенный пункт Количество выбросов, тыс. т 2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г. Саратовская область, всего в том числе: 360,4347,8380,1382,5363,3371,4 г. Саратов 80,389,084,583,981,268,8 г. Энгельс 19,320,826,026,121,918,2 г. Балаково 15,816,018,417,614,912,7 г. Вольск 11,712,310,910,410,58,2 г. Балашов 6,97,17,98,67,65,9 Другие города и районы 226,4202,6232,4235,4227,2257,6

7 Структура выбросов ЗВ в атмосферу Саратовской области за годы 360,4 347,8 380,1 382,5 363,3 371,4

8 Среднегодовые концентрации примесей, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферы г. Саратова, доли ПДК

9 Место Саратовской области по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (от предприятий) среди регионов ПФО (2015 год) Всего выброшено по ПФО – 2 426,5 тыс. тонн

10 Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (от предприятий) на 1 жителя

11 Структура выбросов ЗВ от автотранспорта в 2017 году

12 Динамика количества автотранспорта на территории области за годы Количество, тыс. ед 811,3 850,9 938,0 948,3 925,7 928,5

14 Сведения о сети наблюдения за состоянием атмосферного воздуха поста наблюдения Адрес поста Определяемые примеси г. Саратов ПНЗ-1 Заводской район, пр. Энтузиастов, 61 пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, гидрохлорид, формальдегид, бенз(а)пирен. ПНЗ-2 Заводской район, ул. Волгодонская, 2 пыль, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, фенол, аммиак, цианид водорода, формальдегид, ароматические углеводороды, бенз(а)пирен. ПНЗ-5 Волжский район, ул. Октябрьская, 45 пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, бенз(а)пирен, сероводород. ПНЗ-6 Ленинский район, ул. Ломоносова, 21 пыль, оксид углерода, диоксид азота, фенол, гидрофторид, формальдегид. ПНЗ-7 Ленинский район, ул. 50 лет Октября, 87 пыль, оксид углерода, диоксид азота, гидрохлорид, аммиак, формальдегид, фенол, тяжелые металлы. ПНЗ-8 Кировский район, ул. Астраханская, 150 пыль, оксид углерода, диоксид азота, фенол, гидрофторид, формальдегид. ПНЗ-9* Фрунзенский район, Детский парк оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, метан, углеводороды (суммарно) ПНЗ-10* Октябрьский район, ул. Политехническая – 5-ая Беговая оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, метан, углеводороды (суммарно) ПНЗ-11* Ленинский район, ул. Чехова – ул. Антонова оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, метан, углеводороды (суммарно) ПНЗ-12*Волжский район, район аэропорта оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, метан, углеводороды (суммарно)

15 Поверхностные воды: В пределах Саратовской области протекает 358 рек, общей протяженностью км. Все реки, протекающие по территории Саратовской области, относятся к трем бассейнам: Волжскому, Донскому, Камыш-Самарских озер. Общая характеристика подземных вод:

16 Динамика сброса сточных вод в водоемы области в годах Объем сброса, млн. м³ всего стоков загрязненные 200,7 208,0 209,7 12,9 205,1 13,0 112,2 211,5 16,5 83,7 204,4 9,7

17 Структура сточных вод, сброшенных в водоемы области в 2017 году

18 Место Саратовской области по объему сброса загрязненных сточных вод среди регионов ПФО в 2015 году

20 Нарушения водоохранного законодательства на реке Латрык Саратовского МР

23 До После Устранение нарушения водоохранного законодательства на р. Курдюм и ручья б/н с. Верхний Курдюм Саратовского МР

24 Обследование малых рек Заводского района г. Саратова р. Березина р. Назаровка р. Черныха

27 Значение особо охраняемых природных территорий Особо охраняемые природные территории это участки где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое: природоохранное значение; научное значение; культурное значение; эстетическое значение; рекреационное значение; оздоровительное значение. Особо охраняемые природные территории изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

28 Характеристика системы особо охраняемых природных территорий Саратовской области

29 Категории особо охраняемых природных территорий Саратовской области

34 Финайкинская тюльпанная степь (Александрово-Гайский район, площадь 539,6 га)

35 Тюльпанная степь у с. Максютово (Пугачесвкий район, площадь 657,7 га)

36 Образовано отходов на территории Саратовской области в 2017 году

37 Динамика образования отходов производства на территории области за годы

38 Доля вклада Саратовской области в общий объем образования отходов по ПФО

40 Ликвидация несанкционированных свалок (дорога на Трещиху) допосле

41 Ликвидация несанкционированных свалок допосле

43 Территория вывоза и утилизации ТКО Балаковского направления Территория вывоза и утилизации ТКО Энгельсского направления Мусороперерабатывающие комплексы Мусороперегрузочные станции Система переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Левобережья Саратовской области

44 Энгельсский мусороперерабатывающий комплекс

45 Мусороперегрузочные станции в Перелюбском, Пугачевском, Ивантеевском и Духовницком муниципальных районах Перелюбский район Пугачевский район Духовницкий район Ивантеевский район

46 Мусороперегрузочные станции на территории г. Саратова в пос. Елшанка и Гуселка

47 Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

48 Схема движения твердых коммунальных отходов Образователь твердых коммунальных отходов (граждане, юр. лица, ИП) Региональный оператор Операторы Мусороперегрузочные станции Мусоросортировочный комплекс Полигон ТКО Перерабатыва ющие предприятия Компост ТКО ВМР договор ТКО

Сборник содержит основные показатели, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов в Саратовской области. Приведена информация об охране атмосферного воздуха, водных, земельных, лесных, охотничьих ресурсах, образовании и использовании отходов производства и потребления, сведения о затратах на охрану окружающей среды, инвестициях в основной капитал на охрану природы. Ряд показателей представлен в сравнении с 2019 г. Сведения об экологической ситуации в Саратовской области представлены в сравнении с аналогичными показателями субъектов Приволжского федерального округа.

Издание можно приобрести по адресу: ул. Сакко и Ванцетти, 54/60, г. Саратов, 410029, тел. (845-2) 49-43-51, факс (845-2) 27-26-46.

Стоимость печатного экземпляра – 4 704 руб.

Стоимость электронной версии – 4 027 руб.

Дата фактической публикации – 20.07.2021.

Сборник содержит основные показатели, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов в Саратовской области. Приведена информация об охране атмосферного воздуха, водных, земельных, лесных, охотничьих ресурсах, образовании и использовании отходов производства и потребления, сведения о затратах на охрану окружающей среды, инвестициях в основной капитал на охрану природы. Ряд показателей представлен в сравнении с 2018 г. Сведения об экологической ситуации в Саратовской области представлены в сравнении с аналогичными показателями субъектов Приволжского федерального округа.

Издание можно приобрести по адресу: ул. Сакко и Ванцетти, 54/60, г. Саратов, 410029, тел. (845-2) 49-43-51, факс (845-2) 27-26-46.

Стоимость печатного экземпляра – 4 473 руб.

Стоимость электронной версии – 3 901 руб.

Дата фактической публикации – 22.07.2020.

Сборник содержит основные показатели, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов в Саратовской области. Приведена информация об охране атмосферного воздуха, водных, земельных, лесных, охотничьих ресурсах, образовании и использовании отходов производства и потребления, сведения о затратах на охрану окружающей среды, инвестициях в основной капитал на охрану природы. Ряд показателей представлен в сравнении с 2017 г. Сведения об экологической ситуации в Саратовской области представлены в сравнении с аналогичными показателями субъектов Приволжского федерального округа.

Издание можно приобрести по адресу: ул. Сакко и Ванцетти, 54/60, г. Саратов, 410029, тел. (845-2) 49-43-51, факс (845-2) 27-26-46.


Одним из наиболее проблемных вопросов на сегодняшний день является трансформация окружающей среды в результате деятельности человека, которая ведет к нарушению структурных элементов и функционала природных комплексов. Уровень воздействия человека на природную среду зависит от того, насколько развит производственно- технический потенциал конкретного субъекта и как относится население к проблемам экологии.

Государство осуществляет множество мероприятий по решению экологических проблем. Несмотря на определенные положительные сдвиги экологическая обстановка в регионе остается напряженной.

Изучив исследования авторов и доклады о состоянии и об охране окружающей среды в Саратовской области, а также научные публикации я пришла к дальнейшим выводам.

Экологические проблемы Саратовской области по своей специфике те же, что и международные. Первой проблемой является глобальное изменение климата, которое часто рассматривается как итог хозяйственной деятельности людей. Хотя наиболее веской причиной глобального потепления остается его многовековая изменчивость. А также в данном вопросе очень важное значение имеет озоновый экран, который поглощает 13 % солнечной радиации и ультрафиолетовые лучи, оказывающие смертельное действие на живых организмов. Благодаря озоновому слою до поверхности Земли доходит лишь незначительная часть данных лучей. Озоновый экран существенно защищает нормальную жизнедеятельность живых организмов, но условия способствуют его значительному разрушению.

На вышесказанные проблемы трудно оказать влияние только одному региону. Необходимо уменьшить содержание пыли, токсичных транспортных выхлопов, очистить воздух на всей территории Земли.

Еще одной проблемой является потеря биологического разнообразия. Известно, что на территории Поволжья, которое включает Саратовскую область, в XX столетии утрачено около двух десятков видов растений. А также несколько видов насекомых, но, к сожалению, точное количество установить не удалось. За последние 30 лет было утрачено 5 видов животных и 13 видов птиц. Одной из причин таких потерь является активное освоение территорий и вытеснение их обитателей.

Стоит уделить особое внимание проблеме качеству поверхностных источников питьевого водоснабжения. Загрязнение природных вод итогами хозяйственной деятельности является одним из самых опасных видов деградации водных объектов, которые создают серьезные экологические проблемы на территории Саратовской области.

Саратовская область имеет внушительные запасы поверхностных водных ресурсов. Водный фонд области насчитывает около 3,5 тысячи поверхностных водоемов (водохранилищ, рек, прудов). Главной водной артерией области является р. Волга, представленная на территории области двумя водохранилищами (Саратовским и Волгоградским).

Таким образом, качество воды из природных поверхностных источников, в связи с огромными объемами производственных стоков и их недостаточной очисткой на территории Саратовской области продолжает оставаться неудовлетворительным. Происходит ухудшение качества питьевой воды, в целом несоответствующей санитарным нормам. Сантехническое оборудование изношено, чем и усугубляется картина.

Данную проблему можно решить сокращением объемов малоочищенных и неочищенных сточных вод, ремонтом и модернизацией гидротехнических сооружений, очистных сооружений, трубопроводов и сантехнических узлов, обеспечением водоисточников зонами санитарной охраны.

В области наблюдается деградация и ухудшение плодородия земель. В нашем регионе существуют такие типы почв как: черноземные — 50,4 %; каштановые — 30,0 %; солонцы — 11,5 %; аллювиальные почвы — 6,3 % и прочие — 1,8 %. Отличительной чертой области является высокий уровень распаханных земель, составляющий более 65 % площади от всех сельскохозяйственных угодий. Особенно загрязнены почвы вокруг промышленных городов.

Саратовская область является крупным субъектом, на территории которого находится значительное количество промышленных предприятий, которые обладают большим производственным потенциалом. Наиболее опасное воздействие на природную среду оказывает выброс отходов производства этих предприятий. Основными отходообразующими отраслями признаются: химическое производство, разработка каменных карьеров, добыча нефти и газа, сельское и коммунальное хозяйства, транспорт и связь, а также производство резиновых и пластмассовых изделий. Особое негативное воздействие данные отрасли оказывают на биологический потенциал почв.

За последние годы сильно ухудшилось плодородие почв из-за загрязнения земель, вследствие выбросов химических соединений от транспорта и промышленных предприятий, а также несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, размещенных с нарушениями требований санитарных правил и норм, а иногда нерационального применения минеральных удобрений, незаконным захоронением промышленных отходов и в результате водной и ветровой эрозий.

Ухудшать биологический потенциал почв может чрезмерное использование минеральных удобрений, поскольку в них содержатся тяжелые металлы.

Чтобы сохранить почвенный покров и предотвратить деградацию почв области нужно увеличить площадь рекультивации земель, ужесточить правила хранения и транспортировки агрохимикатов, пестицидов и т. п.

Основные термины (генерируются автоматически): саратовская область, окружающая среда, природная среда, проблема, биологический потенциал почв, биологическое разнообразие, вод, общий объем, озоновый экран.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 ноября 2009 года N 292-Пр

О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы

(с изменениями на 10 января 2014 года)

В целях комплексного решения проблемы экологической безопасности экономического развития и улучшения среды обитания жителей в Саратовской области, в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы (далее - Концепция).

2. Комитету охраны окружающей среды и природопользования области во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями разработать План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов экологической безопасности Саратовской области.

(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.

(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).

Губернатор области
П.Л.Ипатов


Приложение
к распоряжению
Правительства области от
19 ноября 2009 года N 292-Пр

Концепция экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы

1. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Саратовской области "Об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы".

Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы как всего государства, так и его регионов. Экологическая безопасность области как составная часть национальной безопасности страны является обязательным условием устойчивого развития региона и выступает основой сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых России 23 процента всех заболеваний и 25 процентов всех случаев раковых заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5 процента; городской и внутрижилищной среды - 16 процентов; производственной среды -18,5 процента; биологических факторов - 11 процентов. По данным последних десятилетий для области характерно существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождаемости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным увеличением социально значимой патологии.

В целом уровень экологической нагрузки на экономику региона значительно ниже, чем в развитых странах. Саратовская область обладает достаточно большими ресурсами пресной воды, земельными ресурсами, запасами углеводородного сырья, общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в Саратовской области формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

- загрязнение водных объектов;

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов автотранспорта и промышленных предприятий;

- постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных, опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;

- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны;

- развитие и активизация экзогенных геологических процессов, из которых оползневые и абразионные являются опасными;

- проживание значительного числа людей в экологически неблагоприятных условиях, в том числе в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, на территориях с недостаточным обеспечением питьевой водой;

- загрязнение окружающей среды в результате не полной утилизации добываемого из недр газа (природного и попутного).

Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды по наиболее крупным городам: Саратову, Балаково, Вольску, Марксу, Балашову. На территории области функционирует ряд потенциально опасных производств, в том числе Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, Саратовский НПЗ, магистральные нефтегазопроводы, аммиакопровод, завод по уничтожению химического оружия, ФГУП ГосНИИОХТ "Шиханы".

2. Угрозы (вызовы) экологической безопасности на долгосрочный период

Угроза физическому здоровью жителей области в результате потребления загрязненной воды, загрязненных продуктов питания, вдыхания загрязненного воздуха, приводящих к сокращению жизни и старению населения области, созданию негативной демографической ситуации.

Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока р.Волги, рек Большой и Малый Узень, Большой Иргиз, других малых рек области привело к изменению их гидрологического режима. Возрастающая антропогенная нагрузка на водные и наземные экосистемы привела к изменению их состава и структурно-функциональной организации.

Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения сталкивается с проблемой качества воды). Отсутствуют водоочистные сооружения на хозяйственно-питьевых водопроводах в Перелюбском, Питерском, Федоровском, Дергачевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Балаковском районах. Отмечается неудовлетворительная эксплуатация объектов водоснабжения сельских поселений.

Степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. Неэффективная работа очистных сооружений приводит к увеличению в водных объектах концентрации опасных веществ, в том числе тяжелых металлов и органики. Отсутствуют современные, эффективные канализационные очистные сооружения в городах Вольск, Красный Кут, Красноармейск, Аркадак, Аткарск, в Пугачевском, Перелюбском, Ивантеевском, Дергачевском, Новобурасском, Балтайском, Калининском, Краснокутском районах, других населенных пунктах.

Угрозами в сфере продовольственной безопасности являются:

- снижение объемов сельскохозяйственного производства продуктов питания в результате истощения земельных ресурсов;

- производство продуктов питания, загрязненных в результате применения химических средств защиты растений;

- применение методов генной инженерии при производстве продуктов питания;

- бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает около 56 процентов городского населения.

Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения г.Саратова по зеленым насаждениям общего пользования составляет всего 10 процентов при норме для крупного промышленного центра 55 процентов. Подобная ситуация отмечается и в других крупных поселениях области.

Динамика основных экологических показателей развития региона показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от мобильных и стационарных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки).

Угроза истощения невозобновляемых природных ресурсов, ведущих к снижению экономического потенциала, а в дальнейшем при истощении почв и снижении биологических ресурсов, к сокращению сельскохозяйственного производства продуктов питания.

На территории области существует реальная опасность деградации почв, истощения ландшафтов, снижения продуктивности сельскохозяйственных земель.

Все виды нарушения почвенного покрова, в том числе применяемая зернопаровая система земледелия, приводят к дестабилизации сложившегося экологического равновесия в области.

Существует реальная угроза развитию экономики области в результате нерационального использования невозобновляемых природных ресурсов, а также дефицит в долгосрочной перспективе топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов.

В сфере обеспечения химической и биологической безопасности опасность представляют следующие факторы:

- наличие на территории области опасных химических производств, химического оружия;

- трансграничные заносы на территорию области неэндемичных патогенов;

- несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующие испытания;

- применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ;

- наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;

- наличие бесхозяйных скотомогильников, представляющих реальную угрозу возникновения эпизоотии и эпидемий;

- наличие в поселениях области безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;

- накопление на территории области биологических и медицинских отходов, проблема утилизации медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений, лекарственных средств с просроченным сроком годности;

- скопившиеся на территории области отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ.

Прогноз основных опасностей и угроз природного и техногенного характера показывает, что на территории области остается высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

В этих условиях низкое бюджетное финансирование, ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

3. Цель и задачи концепции

Целью концепции является обеспечение защиты природных систем и населения области от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, способствующей устойчивому и динамичному развитию экономики региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;

- снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания;

- предотвращение загрязнения (радиоактивного, химического, биологического, виброакустического) среды обитания человека;

- сохранение биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации земель;

- реабилитация зон экологического неблагополучия;

- предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;

- ликвидация и предотвращение загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, биологического и химического загрязнений;

- предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, обеспечение утилизации твердых бытовых отходов не менее 50 процентов от общего объема образования отходов;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- регулирование численности безнадзорных животных на территории населенных пунктов области;

- контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов;

- рациональное использование извлеченного из недр углеводородного сырья.

Решение поставленной цели и задач предполагают поэтапную реализацию положений Концепции.

Первый этап (2010-2013 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды, стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Реализация областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы", завершение реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы", разработка проекта и реализация областной целевой программы "Чистая вода". Предусматривается разработка проекта областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".

Второй этап (2014-2020 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития региона. Разработка проекта и реализация областной целевой программы "Экологическая безопасность Саратовской области на 2014-2020 годы". Реализация областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".

4. Обеспечение экологической безопасности
(раздел с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).

К основным мерам обеспечения экологической безопасности Саратовской области относится совершенствование правового режима устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях и иные меры, способствующие снижению или минимизации негативного воздействия промышленной, производственной или хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Читайте также: