Доклад о селе радогощь

Обновлено: 05.07.2024

Расположено в 10 км к северу от районного центра — Комаричей, на левом берегу реки Неруссы. Высота над уровнем моря — 138 м.

История [ | ]

Напротив современного села, на правом берегу Неруссы, к XI веку существовал укрепленный городок (позднее здесь же был построен Спасский монастырь, упоминается с 1678 года, упразднен в 1766, постройки не сохранились). В документах упоминается с 1498 года. [4] . По преданию, уже в XVI веке здесь существовали железоделательные и оружейные мастерские [5] . С конца XVI по XVIII век село было центром Радогощского стана Комарицкой волости. В первой половине XVII века здесь находился острожек. С 1628 года в селе упоминается деревянная Успенская церковь, в конце XVIII века заменённая на каменную.

XIX — начало XX века [ | ]

По данным 10-й ревизии 1858 года село принадлежало князю Владимиру Дмитриевичу Голицыну. В то время в Радогощи проживало 822 человека (392 мужского пола и 430 женского) [7] . В 1861—1920 годах село было административным центром Радогощской волости Севского уезда.

В 1877 году была открыта земская, а в 1893 — церковно-приходская школа. В начале XX века в Радогощи действовали спичечная и трикотажная фабрики, лесопильный завод, маслобойня, валяльные мастерские. В XVIII—XIX века — крупный центр ярмарочной торговли. Ярмарка тут проходила вплоть до революции 1917 года [8] .

В 1897 году в селе проживало 1275 человек (649 мужского пола и 626 женского); всё население исповедовало православие [9] .

Советское время [ | ]

Население [ | ]

Численность населения
1979 [18] 2002 [19] 2010 [20] 2013 [2]
615 ↘ 422 ↗ 438 ↘ 425

Улицы [ | ]

  • Набережная
  • Цветочная
  • Школьная

Памятники истории и архитектуры [ | ]

памятник архитектуры (федеральный)

В селе находится действующий храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1787 году по указанию владелицы села — княгини Натальи Петровны Голицыной. Является памятником архитектуры федерального значения.

Радогощь. Маросни дни

По поводу смерти - «А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (так называется Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм ) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми.

Празднование Родогоща болгарами-помаками.

МАРОСНИ ДНИ

Обрядовые песни о Маросних днях из второго тома книги С. Верковича " Веда Словена"

ПЕСНЯ 1

Боже, кому ты, Боже, показался, кому ты услужил? Сива (Сивый то есть Белесый, Белый, в Индии его имя произносится ка Шива) Бог (по ведической традиции это суровый Бог который наказывал грешников, но в тоже время позволял им исправится и продолжить путь восхождения души, возможно это одно из имен бога Перуна) разлютовался. Вскочил на своего коня и полетел. Крылья у него, как лютые змеи а на руке его золотой браслет да посеребренный. Он слетал на поле да на гору и шел он от града ко граду, от села к селу, от дома к дому, но его не почитали там, и тогда пускал он лютую змею, в дома грешников, а со змеёй и злых крыс, да ещё тараканов немало. Ведь люди Сиву(Шиву) достаточно рассердили. Увидела его Дурга Юда Самовила и она ему просьбу проговорила: « Боже мой, Сива (Шива) мой! Довольно тебе сердиться, довольно тебе распаляться. Я тебя посылаю к моим сестрам девяти Юдам самовилам. Они тебе, Боже, жертву воздают и славят. В дома к людям не залетают, и не бросают им лютую змею, а со змеёй злых крыс. Ты Боже, согласен, чтоб наступил Личень (праздничный) день, Щуров день (когда вся нечисть уходит с земли, в Темную Навь (Пекло), а души Пращуров уходят в Светлую Навь (Славь))? Тогда в дом к людям зайди, а с тобой зайдет Жива Юда Самовила. Она принесет в золотой чаше сурьяную воду осуренную, в дома, чтобы были все живы и здоровы, а там где тебе, Боже, жертву в коло (в круге) не воздали и не почитали, сидит там лютая змея и злые крысы, да и тараканов не мало. И Когда придет Личень день Сурвака (Щуров -Радогошь) день, то в дом к людям, жертвы не сотворявшим ты не заходи. Убежала от них и Жива Юда Самовила. Не принесла она им в золотой чаше, воду, осуренную ледяную. И в доме такого человека поселилась хворь. Больна его первая любовь (жена) и малые дети.

Когда воздавали жертву девушка при этом напевала горную(возвышенную) песню, а после запевала следующую песню.

ПЕСНЯ 2

Когда готовили трапезу, девушка пела следующую песню:

ПЕСНЯ 3

Когда весталки приготовят к проводам птицу-кукушку, служительница капища отпускала её на свободу, а другие жены махали улетевшей птице вслед, потом собирались женщины из трех капищ в одно, три девушки ставили трапезу и пели следующую песню:

ПЕСНЯ 4

После угощений, в последний день Маросных дней, утром наступал Сурвак день, Выходили юноши и девушки на одно широкое место, играли хоровод и пели следующую песню:

Песня 5.

Ой, Сива, на горе, под деревом, во шатре, сидел он там уж три дня (от Родогоща до зимнего дня Перуна три дня) и посылал Живу Юду, самовилу, а в руке её золотая чаша, а в чаше святая вода, осуренная и сойдет она на поле, в города, и сёла где жертва не воздавалась черная птица не отдавалась. Там гневятся девять сестер Юд Самовил. Пускали они лютую змию, люта гада, а со змеями злых храмцов, и куда зашли девять сестер, туда Жива Юда не слетит, а лиш придет в наши грады, и наши дворы, исходит всё да окропит святою водой священою, чтоб были живы мы и здоровы, целый год, до следующего Сурвак дня.


Сборник Центрального статистического комитета описывал деревню так:

РАДОГОЩА — деревня бывшая владельческая, дворов — 21, жителей — 132; Волостное правление, часовня, в 11 верстах — 2 церкви православных. (1885 год) [2]

В конце XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Борисовщинской волости 5-го земского участка 3-го стана Тихвинского уезда Новгородской губернии.

РАДОГОЩА — деревня Радогощского сельского общества при озере Рябово, число дворов — 32, число домов — 32, число жителей: 96 м. п., 93 ж. п.;
Часовня. Земская школа. Хлебозапасный магазин. Фельдшер. Волостное правление. Мелочная лавка. Квартира полицейского урядника. (1910 год) [3]

По данным 1933 года деревня Радогоща являлась административным центром Радогощенского вепсского национального сельсовета Ефимовского района, в который входили 11 населённых пунктов: деревни Белячиха, Боброзеро, Бочево, Маслово, Нажимова Гора, Панешино, Радогоща, Родиониха, Сташково, Татарово, Фёдорова Гора, общей численностью населения 1400 человек [4] .

По данным 1936 года в состав Радогощенского вепсского национального сельсовета входили 14 населённых пунктов, 231 хозяйство и 10 колхозов [5] .

По данным 1966 года деревня Радогоща также входила в состав Радогощенского сельсовета [6] .

По административным данным 1990 года в деревне Радогощь проживали 314 человек. Деревня также являлась административным центром Радогощинского сельсовета в который входили 18 населённых пунктов: деревни Абрамова Гора, Амосова Гора, Белячиха, Боброзеро, Борисовщина, Бочево, Дмитрово, Койгуши, Корталы-Усадище, Окулово, Остров, Петрово, Пожарище, Пудрино, Пятино, Радогощь, Тедрово, Чайгино, общей численностью населения 505 человек [8] .

В 1997 году в деревне проживали 375 человек, в 2007 году — 372 [9] [10] .

География

Деревня находится в северо-восточной части района на автодороге Н4 (Ефимовский — Сидорово).

К югу от деревни находится озеро Рябово, к северу — озеро Палозеро.

К востоку от деревни протекает река Лидь.

Ближайшие населённые пункты — Печная Нива, Бочево и Белячиха [11] .

Демография

ImageSize = width:300 height:300 PlotArea = left:30 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:375 ScaleMajor = unit:year increment:100 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Современность

Большая часть населения — вепсы. Имеется торговая точка, а также школа, в которой изучается вепсский язык [12] .

Напишите отзыв о статье "Радогощь (Ленинградская область)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Радогощь (Ленинградская область)

на капище в день празднования Радогощь

Как известно наши далекие предки славяне были язычниками и поклонялись различным богам. Эта религия, по мнению многих исследователей культурологов, считается чуть ли не основой, благодаря которой народ смог выдержать и пройти многие испытания.

В последнее время все больше современных людей задаются вопросами связанных с прошлым своего народа. Одним из самых интересующих вопросов на данный момент это, каким будет будущий год по славянскому календарю? Что он принесет? Конечно, большинство учений древних славян были утеряны навсегда, но от этого интерес к традициям, обрядам, да и простым поверьям прошлого не ослабевает.

Осенние славянские праздники имели невероятно важное значение в жизни наших предков. В культуре язычников существует множество праздников, но есть четыре обязательных и самых больших из них. Одним из них был Радогощь, который отмечался 27 сентября и по совместительству это день осеннего равноденствия. Еще одной причиной, по которой этот день отмечался с особым размахом, являлось окончание всех сезонных работ в поле, урожай был собран, поля подготовлены к зимнему периоду, а значит, можно было насладиться последними теплыми деньками и результатом своей тяжелой работы.

Древние славяне верили, что с этой поры начинается закрытие Сварога, это время, когда все Светлые боги покидали мир Яви до будущей весны, и передавали бразды правления богу Морозу.

Как славяне отмечали Радогощь?

Вся деревня собиралась на капищах вместе и со жрецами и волхвами проводили молитвы и специальные обряды. Наши предки заранее делали соломенную птицу, которую после на капище сжигали. Таким образом, проводилось прощание со Светлыми богами до следующей весны. А вечером вокруг костра собиралась чуть ли не вся деревня, и старейшина начинал свой рассказ о витязе и подземном Мире. Это сказание повествовало о том, что приближается зима, но все же мороз не вечен и наступит день, когда снег растает, а природа снова оживет и начнется настоящая жизнь.

Соломенная птица сжигание на капище на день празднования Радогощь.

Далее после рассказа, наступало время следующего древнего обряда — очищения

Еще одним обязательным обрядом славянского праздника Радогощь был обход с Богачом. Наши предки верили, что если он обойдет все дома в деревне, то все жители будут защищены от болезней, горестей, смерти и врага лютого. И перед этим обрядом в домах обязательно зажигался новый огонь, дабы очистить дом от темных сил.

Читайте также: