Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования

Обновлено: 06.07.2024

Значение доклада беспрецедентно, поскольку его содержание от­ражает все параметры БОР и является программой его реализации (Приложения 9—11 — Методические рекомендации по подготовке док­ладов о результатах и основных направлениях деятельности субъек­тов бюджетного планирования). Именно Доклад содержит анализ те­кущего исполнения расходных обязательств бюджетов и программу их развития на среднесрочную перспективу.

В процессе подготовки докладов федеральные органы исполни­тельной власти:

должны систематизировать цели и задачи своей деятельности с последующей привязкой их к целям Правительства Российской Федерации;

выделить в собственной деятельности программную и внепро­граммную составляющие;

распределить расходы по целям, задачам и программам;

отчитаться в результативности расходования бюджетных средств.

При этом СБП, который достигает более значимых результатов (эффективность расходов выше), приобретает приоритеты в последу­ющем финансировании своей деятельности.

Реализация БОР на практике осуществляется на основе подго­товки рассматриваемых докладов.

Доклады являются инструментом, позволяющим увязывать цели, задачи и результаты деятельности СБП. В Методических рекоменда­циях определен порядок представления докладов:

представляются в сроки, указанные в Положении о докладах в правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, в Минфин России, в Минэкономразвития России;

общий объем основной части Доклада не должен превышать 15—30 страниц (федеральные СБП), 10-15 (региональные СБП), 5—10 (муниципальные СБП);

Доклад обязательно содержит расчеты и обоснования, объем которых не ограничен.

В Докладе должны быть представлены разделы, перечисленные ниже.

Миссия, цели и задачи деятельности. Важное место в данном разделе принадлежит значению показателей (индикаторов) их достижения.

Расходные обязательства и формирование доходов. Приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств СБП и анализ изменения их объемов и структуры за отчетный и на плановый периоды.

Бюджетные целевые программы и внепрограммная деятельность. Обоснование действующих и планируемых бюджетных целевых программ, а также внепрограммной деятельности СБП.

Распределение расходов по целям, задачам и программам. В этом разделе анализируется сложившаяся и планируемая структура расходов по целям, задачам, программам и тенденции ее изменения в отчетном году и плановом периоде.

Результативность бюджетных расходов. Производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности СБП в отчетном и плановом периоде, предоставляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

Доклады как инструмент реализации БОР на уровне федерации начали создаваться в 2005 г. В 2006 г. Институт экономики переходно­го периода провел выборочный анализ качества их составления. Ре­зультаты анализа подготовленных в 2005 и 2006 гг. докладов позво­лили выявить целый набор системных недостатков в организации бюджетного планирования как на уровне СБП, так и в плоскости меж­ведомственных отношений при составлении бюджета, что закономер­но, поскольку практика развития БОР свидетельствует о долгосроч­ности его становления и развития.

Анализ докладов позволил также выявить целый ряд недостат­ков, которые предстоит ликвидировать при внедрении модели бюдже­тирования на региональном и муниципальном уровнях. Российские аналитические центры выделяют следующие из них.

1.Необходимо устранить фрагментарность при сопоставлении целей, задач, программ и показателей докладов СПБ, так как при этом значительная часть целей Правительства Российской Федерации оказывается невыполнимой из-за отсутствия координации между СБП при попытке достижения отдельных подцелей соответствующих целей Правительства Российской Федерации. В сегодняшних условиях роль Координационно-контрольного центра отводится Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, обязанности которой:

аккумулировать и анализировать поступающие от СБП доклады;

вырабатывать предложения по совершенствованию процедуры подготовки и представления докладов, уточнению основных направлений и результатов деятельности СБП;

разрабатывать предложения по разработке ведомственных целевых программ и повышению эффективности федеральных целевых программ;

обеспечивать общность деятельности различных СБП для реализации всей системы целей Правительства Российской Федерации.

Последняя функция Правительственной комиссии приоритетна в современных условиях, поскольку разрозненность индикаторов эф­фективности бюджетных расходов отягощает бюджетное планирова­ние и снижает его результативность. При переходе к БОР на уровне субъектов необходимо создание региональной комиссии по повыше­нию результативности бюджетных расходов.

2.Необходимо добиться обеспечения эффективного взаимодействия СБП между собой и с органами государственной власти других уровней БС РФ. В какой-то степени эту роль играет Минэкономразвития России, к компетенции которого относятся:

обеспечение функции по контролю над выполнением СБП за явленных положений докладов;

ответственность за подготовку Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее — Сводный доклад), призванного стать стратегическим плановым документом, обобщающим ключевые положения докладов отдельных СБП. Одновременно Сводный доклад становится стратегией развития национальной экономики.

Те же функции выполняют департаменты экономики региональ­ных и муниципальных администраций. Назначение Сводного докла­да состоит в превращении в проработанную программу комплексного развития, устанавливающую целевые ориентиры для последующей разработки планов деятельности СБП на среднесрочную перспективу. Программа комплексного развития модифицируется Минэкономраз­вития России в стратегию развития национальной экономики.

По причине неразвитости механизма реализации совместных мер широкий спектр возможных направлений повышения результативности через эффективное решение межведомственных задач оказывается недоступным. Следовательно, повышение результативности бюджетных расходов в рамках такой слабоорганизованной системы бюджетного планирования становится возможным только на уровне отдельных СБП.

Существенным недостатком организации процесса распределения расходов СБП по реализуемым им целям, задачам и программам является также сохранение возможности аналитического (экспертного) подхода к распределению бюджетных расходов с правом не осуществлять разбивку программных расходов между несколькими задачами, одновременно решаемыми данной целевой программой. Отсутствие отлаженной процедуры распределения и взаимоувязки расходов с целями, задачами и программами приводит к тому, что министерства по-прежнему в течение года действуют в рамках своей компетенции, а затем — уже в ходе подготовки промежуточного и итогового докладов —стараются вписать выполненные мероприятия в определенные в Докладе цели, задачи и показатели. Очевидно, что организованное таким образом бюджетирование как способ финансового планирования малоэффективно, а Доклад все еще не стал программой действий на предстоящую перспективу, и его нельзя применить в процессе управления государственными финансами.

Более того, низкое качество разрабатываемых докладов зачастую порождает ошибочные ориентиры использования бюджетных средств по сферам деятельности соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти. Речь идет о последующем использовании мате- риалов докладов при подготовке Сводного доклада, проектов перспек­тивного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год.

Таким образом, на современном этапе даже на федеральном уров­не формулирование подходов и методов полномасштабного использо­вания докладов в бюджетном процессе не завершено.

1. Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - Доклад) в соответствии с выполнением стратегических целей социально-экономического развития города Барнаула до 2017 года.

2. Понятия, используемые в Положении:

субъекты бюджетного планирования - структурные подразделения администрации города и районов города, являющиеся главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств в соответствии со сводным реестром, утвержденным комитетом администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике;

стратегическая цель - краткое описание ожидаемого общественно значимого результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;

тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;

результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.

3. Подготовка Доклада необходима для расширения в бюджетном процессе методов среднесрочного планирования, ориентированного на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Непосредственной задачей подготовки Доклада является обеспечение администрации города информацией, характеризующей результаты деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснование соответствия бюджетных расходов результатам их деятельности и повышение эффективности использования бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития города на предстоящий период.

Материалы Доклада используются для подготовки сводного Доклада по итогам работы администрации города за год, при составлении проектов бюджета города сроком на один год (очередной финансовый год) и среднесрочного финансового плана или составлении проекта бюджета города сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

4. Координация работы по подготовке сводного Доклада осуществляется Комиссией администрации города по бюджетным проектировкам на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

5. Подготовка докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования по итогам года - до 01 марта года, следующего за отчетным, по формированию расходов на очередной финансовый год и плановый период - до 01 июня года, следующего за отчетным.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

7. Доклад включает следующие разделы: цели, задачи и показатели деятельности; расходные обязательства и формирование доходов; целевые программы и непрограммная деятельность; распределение расходов по целям, задачам и программам; результативность бюджетных расходов.

Предложения субъекта бюджетного планирования по формированию бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период излагаются в соответствии с разделами Доклада.

8. В первом разделе Доклада "Цели, задачи и показатели деятельности" формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, а также тактические задачи, которые обеспечивают достижение соответствующих целей.

Для каждой цели и задачи приводятся значения основных показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих достижение (реализацию) этой цели и задачи в отчетном и (или) плановом периодах согласно приложению 1.

9. Во втором разделе Доклада "Расходные обязательства и формирование доходов" дается оценка объема и структуры расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и соответствующих платежей в бюджет города.

Данные по расходным обязательствам представляются по форме согласно приложению 2.

Субъекты бюджетного планирования, осуществляющие контроль за поступлением платежей, не подлежащих учету по плательщикам со стороны налоговых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в ведении которых находятся бюджетные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, и (или) муниципальные унитарные предприятия и организации, дополнительно представляют данные о фактических и (или) планируемых объемах соответствующих видов доходов бюджета города (налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от приватизации и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, часть прибыли муниципальных унитарных предприятий и др.) по форме согласно приложению 3.

10. В третьем разделе Доклада "Целевые программы и непрограммная деятельность" приводится обоснование действующих и (или) планируемых целевых программ, а также планируемой непрограммной деятельности, направленных на достижение целей и задач субъекта бюджетного планирования.

Краткая характеристика каждой действующей и (или) планируемой целевой программы и краткая характеристика непрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования приводятся по формам согласно приложениям 4, 5.

В случае необходимости обосновываются предложения по существенному изменению действующих либо принятию (в пределах запланированных субъекту бюджетного планирования бюджетных ассигнований) новых целевых программ, производится оценка затрат, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, оценивается значение предлагаемых изменений для ожидаемых результатов деятельности, рассматриваются внешние условия и риски, связанные с реализацией целевых программ.

11. В четвертом разделе Доклада "Распределение расходов по целям, задачам и программам" приводится распределение отчетных и (или) планируемых расходов субъекта бюджетного планирования по целям, задачам и целевым программам по форме согласно приложению 6.

Формулируется краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и (или) плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.

При отсутствии данных для полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов по целям и (или) задачам могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) целевым программам с указанием объема (доли) нераспределенных в соответствующем году расходов.

В случае, если целевая программа направлена на достижение нескольких целей (решение нескольких задач) и невозможно распределение расходов на ее реализацию между этими целями (задачами), допускается учет указанной программы и расходов на ее реализацию по нескольким целям (задачам) с приведением общего объема расходов на данные программы в соответствующей строке формы приложения 6.

12. В пятом разделе Доклада "Результативность бюджетных расходов" на основе оценки результативности бюджетных расходов субъекта бюджетного планирования даются анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования в отчетном и (или) плановом периоде, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения, обосновываются меры, направленные на ее повышение (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными получателями средств с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы муниципальных закупок и т.д.).

13. Предложения субъекта бюджетного планирования по формированию бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период формулируются в соответствии с требованиями разделов Доклада.

- Удельный вес по целям (задачам, целевым программам) рассчитывается к общей сумме расходов субъекта бюджетного планирования.

  • Приложение 1. Основные показатели деятельности субъекта бюджетного планирования
  • Приложение 2. Оценка исполняемых расходных обязательств
  • Приложение 3. Оценка поступления доходов в бюджет города
  • Приложение 4. Краткая характеристика действующей и (или) планируемой целевой программы
  • Приложение 5. Краткая характеристика непрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования
  • Приложение 6. Распределение средств субъекта бюджетного планирования по целям, задачам и целевым программам

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - доклады).

2. Подготовка докладов осуществляется для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.

Непосредственной задачей подготовки докладов является обеспечение Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации информацией, необходимой для составления доклада Правительства Российской Федерации о результатах и целях бюджетной политики, проектов перспективного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год исходя из наиболее эффективного использования средств федерального бюджета для достижения планируемых результатов проведения государственной политики в целом и в сферах деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. Подготовка докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования с участием в порядке, устанавливаемом соответствующим субъектом бюджетного планирования, подведомственных им главных распорядителей средств федерального бюджета, по которым субъект бюджетного планирования в соответствии с порядком разработки проектов перспективного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год формирует бюджетные проектировки.

4. Подготовка докладов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Координация работы по подготовке докладов осуществляется Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов.

5. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

  • "субъекты бюджетного планирования" - федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации;
  • "бюджет субъекта бюджетного планирования" - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектом бюджетного планирования при формировании бюджетных проектировок в Министерство финансов Российской Федерации (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и распределяемая по подведомственным ему главным распорядителям средств федерального бюджета;
  • "отчетный период" - период, составляющий 3 года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект федерального бюджета;
  • "плановый период" - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект федерального бюджета, и последующие 2 года;
  • "стратегическая цель" - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций государства в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;
  • "тактическая задача" - краткое описание ожидаемых конечных, количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
  • "исполняемые расходные обязательства субъекта бюджетного планирования" - включенные в бюджет субъекта бюджетного планирования расходы на исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договоров и соглашений Российской Федерации, предусматривающих предоставление средств федерального бюджета юридическим и физическим лицам (включая государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений), органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иностранным государствам, межгосударственным союзам и международным финансовым организациям;
  • "бюджетная целевая программа" - реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа;
  • "ведомственная целевая программа" - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов);
  • "результативность бюджетных расходов" - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.

6. Доклад включает следующие разделы:

  • цели и задачи деятельности;
  • расходные обязательства и формирование доходов;
  • результаты деятельности;
  • распределение расходов по целям, задачам и программам;
  • результативность бюджетных расходов.

7. В первом разделе доклада формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, организаций. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач (основных направлений деятельности) субъекта бюджетного планирования.

8. Во втором разделе доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и соответствующих платежей в федеральный бюджет.

Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по форме согласно приложению № 1.

Субъекты бюджетного планирования, в ведении которых находятся федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющие функции по начислению, контролю за начислением и уплатой платежей в федеральный бюджет, а также государственные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, и (или) федеральные государственные унитарные предприятия дополнительно представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов (налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от приватизации и использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от платных услуг, часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий и др.) по форме согласно приложению № 2.

9. В третьем разделе доклада приводятся значения показателей, характеризующих результаты деятельности субъекта бюджетного планирования, сгруппированные по стратегическим целям, тактическим задачам и бюджетным целевым программам, а также краткие характеристики действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ.

По каждой стратегической цели, тактической задаче и соответствующим им бюджетным целевым программам приводятся фактические (ожидаемые) и целевые (планируемые) значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности субъекта бюджетного планирования, по форме согласно приложению № 3.

По каждой бюджетной целевой программе указываются ее статус (федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы, ведомственная целевая программа, в том числе планируемая к утверждению субъектом бюджетного планирования или выделяемая в аналитических целях), сроки действия, цели, перечень показателей, характеризующих результаты реализации программы, бюджет программы в отчетном и плановом периоде.

В случае необходимости обосновываются предложения по существенному изменению действующих либо по принятию (в пределах бюджета субъекта бюджетного планирования) новых бюджетных целевых программ, производится оценка затрат, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, оценивается значение предлагаемых изменений для ожидаемых результатов деятельности, рассматриваются внешние условия и риски, связанные с реализацией бюджетных целевых программ.

10. В четвертом разделе доклада приводится распределение отчетных и планируемых расходов субъекта бюджетного планирования по целям, задачам и бюджетным целевыми программам по форме согласно приложению № 4.

При отсутствии данных для полного распределения отчетных и планируемых расходов по целям и (или) задачам могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) бюджетным целевым программам с указанием объема (доли) не распределенных в соответствующем году расходов. При невозможности представления сводных данных по бюджету субъекта бюджетного планирования данные могут представляться отдельно по федеральному министерству, федеральной службе, федеральному агентству, организации.

В случае, если программа направлена на достижение нескольких целей (решение нескольких задач) и невозможно распределение расходов на ее реализацию между этими целями (задачами), допускается учет указанной программы и расходов на ее реализацию по нескольким целям (задачам) с приведением общего объема расходов на данные программы ("повторного счета") в соответствующей строке формы приложения № 4.

Приводится краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.

11. В пятом разделе доклада на основе оценки результативности бюджетных расходов субъекта бюджетного планирования даются анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности субъекта бюджетного планирования в отчетном и плановом периоде, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения, обосновываются меры, направленные на ее повышение (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными главными распорядителями, распорядителями и получателями средств с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы государственных закупок и т.д.).

12. При формировании проекта федерального бюджета на 2005 год проекты докладов представляются до 27 июня 2004 г. в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов и Министерство финансов Российской Федерации.

13. Начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2006 год:

первая часть докладов, состоящая из первого и третьего разделов, включая данные, указанные в приложении № 3 к настоящему Положению, а также из четвертого и пятого разделов и данных, указанных в приложении № 4 к настоящему Положению в части, касающейся отчетного периода, представляются до 1 апреля текущего года в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

проекты докладов, включая уточненную и доработанную первую часть, представляются до 1 июля текущего года в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

14. Доработанные и уточненные с учетом принятого федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год доклады представляются до 15 декабря текущего года в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Значение доклада беспрецедентно, поскольку его содержание от­ражает все параметры БОР и является программой его реализации (Приложения 9—11 — Методические рекомендации по подготовке док­ладов о результатах и основных направлениях деятельности субъек­тов бюджетного планирования). Именно Доклад содержит анализ те­кущего исполнения расходных обязательств бюджетов и программу их развития на среднесрочную перспективу.

В процессе подготовки докладов федеральные органы исполни­тельной власти:

· должны систематизировать цели и задачи своей деятельности с последующей привязкой их к целям Правительства Российской Федерации;

· выделить в собственной деятельности программную и внепро­граммную составляющие;

· распределить расходы по целям, задачам и программам;

· отчитаться в результативности расходования бюджетных средств.

При этом СБП, который достигает более значимых результатов (эффективность расходов выше), приобретает приоритеты в последу­ющем финансировании своей деятельности.

Реализация БОР на практике осуществляется на основе подго­товки рассматриваемых докладов.

Доклады являются инструментом, позволяющим увязывать цели, задачи и результаты деятельности СБП. В Методических рекоменда­циях определен порядок представления докладов:

■ представляются в сроки, указанные в Положении о докладах в правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, в Минфин России, в Минэкономразвития России;

■ общий объем основной части Доклада не должен превышать 15—30 страниц (федеральные СБП), 10-15 (региональные СБП), 5—10 (муниципальные СБП);

■ Доклад обязательно содержит расчеты и обоснования, объем которых не ограничен.

В Докладе должны быть представлены разделы, перечисленные ниже.

1. Миссия, цели и задачи деятельности. Важное место в данном разделе принадлежит значению показателей (индикаторов) их достижения.

2. Расходные обязательства и формирование доходов. Приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств СБП и анализ изменения их объемов и структуры за отчетный и на плановый периоды.

3. Бюджетные целевые программы и внепрограммная деятельность. Обоснование действующих и планируемых бюджетных целевых программ, а также внепрограммной деятельности СБП.

4. Распределение расходов по целям, задачам и программам. В этом разделе анализируется сложившаяся и планируемая структура расходов по целям, задачам, программам и тенденции ее изменения в отчетном году и плановом периоде.

5. Результативность бюджетных расходов. Производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности СБП в отчетном и плановом периоде, предоставляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

Доклады как инструмент реализации БОР на уровне федерации начали создаваться в 2005 г. В 2006 г. Институт экономики переходно­го периода провел выборочный анализ качества их составления. Ре­зультаты анализа подготовленных в 2005 и 2006 гг. докладов позво­лили выявить целый набор системных недостатков в организации бюджетного планирования как на уровне СБП, так и в плоскости меж­ведомственных отношений при составлении бюджета, что закономер­но, поскольку практика развития БОР свидетельствует о долгосроч­ности его становления и развития.

Анализ докладов позволил также выявить целый ряд недостат­ков, которые предстоит ликвидировать при внедрении модели бюдже­тирования на региональном и муниципальном уровнях. Российские аналитические центры выделяют следующие из них.

1.Необходимо устранить фрагментарность при сопоставлении целей, задач, программ и показателей докладов СПБ, так как при этом значительная часть целей Правительства Российской Федерации оказывается невыполнимой из-за отсутствия координации между СБП при попытке достижения отдельных подцелей соответствующих целей Правительства Российской Федерации. В сегодняшних условиях роль Координационно-контрольного центра отводится Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, обязанности которой:

■ аккумулировать и анализировать поступающие от СБП доклады;




■ вырабатывать предложения по совершенствованию процедуры подготовки и представления докладов, уточнению основных направлений и результатов деятельности СБП;

■ разрабатывать предложения по разработке ведомственных целевых программ и повышению эффективности федеральных целевых программ;

■ обеспечивать общность деятельности различных СБП для реализации всей системы целей Правительства Российской Федерации.

Последняя функция Правительственной комиссии приоритетна в современных условиях, поскольку разрозненность индикаторов эф­фективности бюджетных расходов отягощает бюджетное планирова­ние и снижает его результативность. При переходе к БОР на уровне субъектов необходимо создание региональной комиссии по повыше­нию результативности бюджетных расходов.

2.Необходимо добиться обеспечения эффективного взаимодействия СБП между собой и с органами государственной власти других уровней БС РФ. В какой-то степени эту роль играет Минэкономразвития России, к компетенции которого относятся:

■ обеспечение функции по контролю над выполнением СБП за явленных положений докладов;

■ ответственность за подготовку Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее — Сводный доклад), призванного стать стратегическим плановым документом, обобщающим ключевые положения
докладов отдельных СБП. Одновременно Сводный доклад становится стратегией развития национальной экономики.

Те же функции выполняют департаменты экономики региональ­ных и муниципальных администраций. Назначение Сводного докла­да состоит в превращении в проработанную программу комплексного развития, устанавливающую целевые ориентиры для последующей разработки планов деятельности СБП на среднесрочную перспективу. Программа комплексного развития модифицируется Минэкономраз­вития России в стратегию развития национальной экономики.

3. По причине неразвитости механизма реализации совместных мер широкий спектр возможных направлений повышения результативности через эффективное решение межведомственных задач оказывается недоступным. Следовательно, повышение результативности бюджетных расходов в рамках такой слабоорганизованной системы бюджетного планирования становится возможным только на уровне отдельных СБП.

4. Существенным недостатком организации процесса распределения расходов СБП по реализуемым им целям, задачам и программам является также сохранение возможности аналитического (экспертного) подхода к распределению бюджетных расходов с правом не осуществлять разбивку программных расходов между несколькими задачами, одновременно решаемыми данной целевой программой. Отсутствие отлаженной процедуры распределения и взаимоувязки расходов с целями, задачами и программами приводит к тому, что министерства по-прежнему в течение года действуют в рамках своей компетенции, а затем — уже в ходе подготовки промежуточного и итогового докладов —стараются вписать выполненные мероприятия в определенные в Докладе цели, задачи и показатели. Очевидно, что организованное таким образом бюджетирование как способ финансового планирования малоэффективно, а Доклад все еще не стал программой действий на предстоящую перспективу, и его нельзя применить в процессе управления государственными финансами.

Более того, низкое качество разрабатываемых докладов зачастую порождает ошибочные ориентиры использования бюджетных средств по сферам деятельности соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти. Речь идет о последующем использовании мате- риалов докладов при подготовке Сводного доклада, проектов перспек­тивного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год.

Таким образом, на современном этапе даже на федеральном уров­не формулирование подходов и методов полномасштабного использо­вания докладов в бюджетном процессе не завершено.

Значение доклада беспрецедентно, поскольку его содержание от­ражает все параметры БОР и является программой его реализации (Приложения 9—11 — Методические рекомендации по подготовке док­ладов о результатах и основных направлениях деятельности субъек­тов бюджетного планирования). Именно Доклад содержит анализ те­кущего исполнения расходных обязательств бюджетов и программу их развития на среднесрочную перспективу.

В процессе подготовки докладов федеральные органы исполни­тельной власти:

· должны систематизировать цели и задачи своей деятельности с последующей привязкой их к целям Правительства Российской Федерации;

· выделить в собственной деятельности программную и внепро­граммную составляющие;

· распределить расходы по целям, задачам и программам;

· отчитаться в результативности расходования бюджетных средств.

При этом СБП, который достигает более значимых результатов (эффективность расходов выше), приобретает приоритеты в последу­ющем финансировании своей деятельности.

Реализация БОР на практике осуществляется на основе подго­товки рассматриваемых докладов.

Доклады являются инструментом, позволяющим увязывать цели, задачи и результаты деятельности СБП. В Методических рекоменда­циях определен порядок представления докладов:

■ представляются в сроки, указанные в Положении о докладах в правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов, в Минфин России, в Минэкономразвития России;

■ общий объем основной части Доклада не должен превышать 15—30 страниц (федеральные СБП), 10-15 (региональные СБП), 5—10 (муниципальные СБП);

■ Доклад обязательно содержит расчеты и обоснования, объем которых не ограничен.

В Докладе должны быть представлены разделы, перечисленные ниже.

1. Миссия, цели и задачи деятельности. Важное место в данном разделе принадлежит значению показателей (индикаторов) их достижения.

2. Расходные обязательства и формирование доходов. Приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств СБП и анализ изменения их объемов и структуры за отчетный и на плановый периоды.

3. Бюджетные целевые программы и внепрограммная деятельность. Обоснование действующих и планируемых бюджетных целевых программ, а также внепрограммной деятельности СБП.

4. Распределение расходов по целям, задачам и программам. В этом разделе анализируется сложившаяся и планируемая структура расходов по целям, задачам, программам и тенденции ее изменения в отчетном году и плановом периоде.

5. Результативность бюджетных расходов. Производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности СБП в отчетном и плановом периоде, предоставляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

Доклады как инструмент реализации БОР на уровне федерации начали создаваться в 2005 г. В 2006 г. Институт экономики переходно­го периода провел выборочный анализ качества их составления. Ре­зультаты анализа подготовленных в 2005 и 2006 гг. докладов позво­лили выявить целый набор системных недостатков в организации бюджетного планирования как на уровне СБП, так и в плоскости меж­ведомственных отношений при составлении бюджета, что закономер­но, поскольку практика развития БОР свидетельствует о долгосроч­ности его становления и развития.

Анализ докладов позволил также выявить целый ряд недостат­ков, которые предстоит ликвидировать при внедрении модели бюдже­тирования на региональном и муниципальном уровнях. Российские аналитические центры выделяют следующие из них.

1.Необходимо устранить фрагментарность при сопоставлении целей, задач, программ и показателей докладов СПБ, так как при этом значительная часть целей Правительства Российской Федерации оказывается невыполнимой из-за отсутствия координации между СБП при попытке достижения отдельных подцелей соответствующих целей Правительства Российской Федерации. В сегодняшних условиях роль Координационно-контрольного центра отводится Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, обязанности которой:

■ аккумулировать и анализировать поступающие от СБП доклады;

■ вырабатывать предложения по совершенствованию процедуры подготовки и представления докладов, уточнению основных направлений и результатов деятельности СБП;

■ разрабатывать предложения по разработке ведомственных целевых программ и повышению эффективности федеральных целевых программ;

■ обеспечивать общность деятельности различных СБП для реализации всей системы целей Правительства Российской Федерации.

Последняя функция Правительственной комиссии приоритетна в современных условиях, поскольку разрозненность индикаторов эф­фективности бюджетных расходов отягощает бюджетное планирова­ние и снижает его результативность. При переходе к БОР на уровне субъектов необходимо создание региональной комиссии по повыше­нию результативности бюджетных расходов.

2.Необходимо добиться обеспечения эффективного взаимодействия СБП между собой и с органами государственной власти других уровней БС РФ. В какой-то степени эту роль играет Минэкономразвития России, к компетенции которого относятся:

■ обеспечение функции по контролю над выполнением СБП за явленных положений докладов;

■ ответственность за подготовку Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее — Сводный доклад), призванного стать стратегическим плановым документом, обобщающим ключевые положения
докладов отдельных СБП. Одновременно Сводный доклад становится стратегией развития национальной экономики.

Те же функции выполняют департаменты экономики региональ­ных и муниципальных администраций. Назначение Сводного докла­да состоит в превращении в проработанную программу комплексного развития, устанавливающую целевые ориентиры для последующей разработки планов деятельности СБП на среднесрочную перспективу. Программа комплексного развития модифицируется Минэкономраз­вития России в стратегию развития национальной экономики.

3. По причине неразвитости механизма реализации совместных мер широкий спектр возможных направлений повышения результативности через эффективное решение межведомственных задач оказывается недоступным. Следовательно, повышение результативности бюджетных расходов в рамках такой слабоорганизованной системы бюджетного планирования становится возможным только на уровне отдельных СБП.

4. Существенным недостатком организации процесса распределения расходов СБП по реализуемым им целям, задачам и программам является также сохранение возможности аналитического (экспертного) подхода к распределению бюджетных расходов с правом не осуществлять разбивку программных расходов между несколькими задачами, одновременно решаемыми данной целевой программой. Отсутствие отлаженной процедуры распределения и взаимоувязки расходов с целями, задачами и программами приводит к тому, что министерства по-прежнему в течение года действуют в рамках своей компетенции, а затем — уже в ходе подготовки промежуточного и итогового докладов —стараются вписать выполненные мероприятия в определенные в Докладе цели, задачи и показатели. Очевидно, что организованное таким образом бюджетирование как способ финансового планирования малоэффективно, а Доклад все еще не стал программой действий на предстоящую перспективу, и его нельзя применить в процессе управления государственными финансами.

Более того, низкое качество разрабатываемых докладов зачастую порождает ошибочные ориентиры использования бюджетных средств по сферам деятельности соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти. Речь идет о последующем использовании мате- риалов докладов при подготовке Сводного доклада, проектов перспек­тивного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год.

Таким образом, на современном этапе даже на федеральном уров­не формулирование подходов и методов полномасштабного использо­вания докладов в бюджетном процессе не завершено.

от 15 февраля 2006 года N 44-п

Об утверждении положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 17.07.2014 N 499-п
____________________________________________________________________

1. Утвердить положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. (Приложение).

2. Субъектам бюджетного планирования - главным распорядителям средств областного бюджета обеспечивать своевременное представление проектов докладов в министерство финансов и министерство экономического развития и торговли Оренбургской области для анализа и согласования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра финансов Оренбургской области Кухарева В.И. и заместителя председателя Правительства - министра экономического развития и торговли Оренбургской области Сперанского Б.В.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 15.02.2006
№ 44-п

ПОЛОЖЕНИЕ о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования

1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - доклады).

2. Подготовка докладов осуществляется для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.

Непосредственной задачей подготовки докладов является обеспечение Правительства Оренбургской области информацией, необходимой для составления основных направлений бюджетной и налоговой политики области на очередной финансовый год, проектов перспективного финансового плана и областного бюджета на очередной финансовый год исходя из наиболее эффективного использования средств областного бюджета для достижения планируемых результатов проведения государственной политики в целом и в сферах деятельности соответствующих органов исполнительной власти Оренбургской области.

3. Подготовка докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования с участием и в порядке, устанавливаемом соответствующим субъектом бюджетного планирования, подведомственных им учреждений и организаций, по которым субъект бюджетного планирования в соответствии с порядком разработки проектов перспективного финансового плана и областного бюджета на очередной финансовый год формирует бюджетные проектировки.

4. Понятия, используемые в настоящем Положении:

субъекты бюджетного планирования - главные распорядители средств областного бюджета;

бюджет субъекта бюджетного планирования - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектом бюджетного планирования при формировании бюджетных проектировок в министерство финансов Оренбургской области (включая оценку расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и распределяемая субъектом бюджетного планирования;

отчетный период - период, составляющий 3 года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект областного бюджета;

плановый период - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект областного бюджета, и последующие 2 года;

стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;

тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;

расходные обязательства субъекта бюджетного планирования - включенные в бюджет субъекта бюджетного планирования расходы на исполнение федеральных законов и законов Оренбургской области, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Правительства Оренбургской области, предусматривающие предоставление средств областного бюджета;

бюджетная целевая программа - реализуемая одним и (или) несколькими субъектами бюджетного планирования программа, утвержденная Законодательным Собранием области;

ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов Оренбургской области и других нормативных правых актов Оренбургской области);

результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.

5. Настоящим Положением устанавливаются форма и структура докладов.

Доклад включает следующие разделы:

цели и задачи деятельности;

расходные обязательства и формирование доходов;

распределение расходов по целям, задачам и программам;

результативность бюджетных расходов.

6. В первом разделе доклада формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему бюджетных организаций.

В указанном разделе доклада должна быть представлена структура целей и задач, дающая ясное представление об основных значимых для общества целях деятельности субъекта бюджетного планирования, направлениях и механизмах реализации этих целей. Основными уровнями такой структуры являются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, тактические задачи и цели бюджетных программ.

Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной и областной политики и являться подцелями стратегических целей развития области в предстоящем периоде.

Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Необходимо определить приоритетные цели для планового периода исходя из нормативных правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции субъекта бюджетного планирования, а именно Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Оренбургской области, бюджетного послания Президента Российской Федерации, концепции политики области в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, Правительства Оренбургской области. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении указанных форм.

При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:

специфичность (цели должны соответствовать компетенции субъекта бюджетного планирования);

измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего с помощью учитываемых количественных показателей);

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).

Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать:

специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;

терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;

указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;

описания путей, средств и методов достижения цели.

Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (то есть подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.

Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных тактических задач.

Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения цели, для достижения которой ставится задача. Для целей, соответствующих основным задачам, выполняемым на постоянной основе, тактические задачи, как правило, должны предусматривать достижение определенных целевых значений показателей на срок до 3 лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период.

Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования по достижению соответствующей стратегической цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти - субъекта бюджетного планирования, подведомственных учреждений и организаций, по которым субъект бюджетного планирования осуществляет бюджетные проектировки.

7. Во втором разделе доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и соответствующих платежей в областной бюджет.

Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В указанной форме приводится анализ изменения структуры расходных обязательств за отчетный, текущий и плановый годы.

Для каждого исполняемого расходного обязательства приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и решений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи пункта, подпункта, абзаца или раздела) и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:

нормативный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти (местного самоуправления) или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств;

метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);

плановый, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе ранее определенного плана, графика, в том числе с возможной корректировкой для разных лет;

формульный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;

иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.

Данные должны быть структурированы в сводных таблицах. В строках сводной таблицы представляются обобщенные данные об исполняемых расходных обязательствах по каждому нормативному правовому акту или договору, соглашению, устанавливающему расходное обязательство, без детализации по номерам статей, пунктов, подпунктов, абзацев или разделов. В случае необходимости дополнительно в отдельной таблице по каждому нормативному правовому акту или договору, соглашению представляется полная детализация соответствующих исполняемых расходных обязательств. При этом в сводной таблице приводится ссылка на дополнительные таблицы по каждому нормативному правовому акту или договору, соглашению, по которому представлена полная детализация расходных обязательств. Нумерация дополнительных таблиц включает номер сводной таблицы и осуществляется путем добавления к нему порядкового номера после точки (таблица 1.1, таблица 1.2, таблица 1.3 и т.д.). Каждая дополнительная таблица озаглавливается «Оценка исполняемых расходных обязательств ___________________________________,

((название, номер и дата принятия правового акта, договора, соглаш)(е)(ния))

Субъекты бюджетного планирования, осуществляющие функции по начислению, контролю за начислением и уплатой платежей в областной бюджет, а также в ведении которых находятся бюджетные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, дополнительно представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов (в том числе доходов от приватизации и использования имущества, находящегося в областной собственности, доходов от платных услуг, часть прибыли государственных унитарных предприятий и др.) по форме согласно приложению 2.

8. В третьем разделе доклада приводятся значения показателей, характеризующих результаты деятельности субъектов бюджетного планирования, сгруппированные по стратегическим целям, тактическим задачам и бюджетным целевым программам, программно-целевым мероприятиям, а также краткие характеристики действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ и программно-целевых мероприятий.

По каждой стратегической цели, тактической задаче и соответствующим им бюджетным целевым программам (мероприятиям) приводятся фактические (ожидаемые) и целевые (планируемые) значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности субъектов бюджетного планирования, по форме согласно приложению 3.

Представляется система показателей (индикаторов), необходимых для осуществления мониторинга и оценки результатов деятельности субъекта бюджетного планирования и оценки степени достижения поставленных перед ним целей.

По каждому показателю приводятся:

фактические значения за отчетные два года;

плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;

целевые (планируемые) значения.

При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым инерционным уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).

Количество показателей для одной цели (задачи, программы), как правило, не должно превышать 5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).

Основными видами индикаторов, используемых для проведения мониторинга и оценки, являются показатели:

непосредственных результатов деятельности, характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями бюджетных средств внешним потребителям;

конечных результатов деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему получателями бюджетных средств.

В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов.

При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.

При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки программ (мероприятий) предпочтение также должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации программ (мероприятий) допускается использование:

показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;

показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.

Включаемые в систему оценки деятельности показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:

адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;

объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;

достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;

прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;

экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;

сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;

своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным запасом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться 1 раз в год не позднее чем через 3 месяца после окончания отчетного периода);

Читайте также: