Доклад о правоприменительной практике утверждается
Обновлено: 06.07.2024
от 27 мая 2019 года N 1452
Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
В целях совершенствования работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности приказываю:
1. Утвердить Порядок организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности согласно приложению N 1.
2. Утвердить список рабочей группы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности согласно приложению N 2.
3. Признать утратившими силу приказ управления образования и науки Тамбовской области от 24.10.2016 N 2996 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности", приказ управления образования и науки Тамбовской области от 15.01.2018 N 45 "О внесении изменений в Список рабочей группы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела надзора в сфере образования управления образования и науки Тамбовской области Е.В.Афонину.
И.о. начальника управления
Н.В.Мордовкина
Приложение 1
Утверждаю
от 27.05.2019 N 1452
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ И АНАЛИЗУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности проводятся специалистами управления образования и науки Тамбовской области (далее - Управление), осуществляющими переданные полномочия в сфере образования.
3. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения в сфере образования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов области и иных нормативных правовых актов области, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике в сфере образования путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований;
повышение качества образования за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
4. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения обязательных требований в сфере образования;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики в сфере образования и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере образования, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
5. В докладе о правоприменительной практике приводится анализ проведенных плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, динамики изменения статистических данных о контрольно-надзорных мероприятиях.
6. Для обобщения правоприменительной практики и подготовки докладов контрольно-надзорным органом используются следующие сведения:
результаты контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых как с взаимодействием с подконтрольными субъектами, так и без такого взаимодействия;
случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
результаты рассмотрения поступивших в Управление обращений граждан, информации от иных органов публичной власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
материалы судебной практики, сложившейся в подконтрольной сфере общественных отношений;
статистические данные о вреде (в том числе масштабах, видах, размере вреда), причиненном охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований;
результаты производства по делам об административных правонарушениях;
результаты обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) Управления и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора);
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Управления;
разъяснения, даваемые Управлением, органами прокуратуры, иными государственными органами по вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности;
результаты аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований.
7. Сбор сведений, перечисленных в пункте 2.2 настоящего Порядка, обеспечивается специалистами Управления, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, один раз в полгода.
8. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности обеспечивается отделом надзора в сфере образования Управления.
9. Для координации работы создается постоянная рабочая группа по обобщению и анализу правоприменительной практики (далее - Рабочая группа).
10. Отдел надзора в сфере образования в срок до 31 декабря отчетного года готовит проект доклада о правоприменительной практике с перечислением приоритетных вопросов правоприменительной практики соблюдения обязательных требований.
11. Проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения в структурные подразделения Управления, Общественный совет при Управлении.
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту доклада о правоприменительной практике составляет 25 рабочих дней со дня размещения проекта доклада в сети "Интернет".
12. Поступившие замечания и предложения рассматриваются на Рабочей группе для принятия решения об их учете в проекте доклада о правоприменительной практике.
13. На основе обобщения и анализа поступивших предложений и материалов Рабочая группа готовит проект доклада о правоприменительной практике.
14. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении предложений по совершенствованию законодательства указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства.
15. Доклад о правоприменительной практике включает в себя информацию по каждому виду контроля (надзора), осуществляемого Управлением, которая оформляется в качестве разделов доклада.
16. На титульном листе доклада о правоприменительной практике указываются:
1) вид (виды) государственного контроля (надзора), по которому (которым) подготовлен доклад;
2) реквизиты приказа Управления, которым утвержден доклад, Ф.И.О. и должность лица, утвердившего доклад;
3) период, за который подготовлен доклад;
4) дата, на которую представлены сведения в докладе.
17. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Управления и размещается в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
18. Доклад о правоприменительной практике используется при обеспечении информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе путем проведения "дней открытых дверей" и иных общедоступных мероприятий, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами по решению руководителя Управления.
1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
2. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
3. Доклад о правоприменительной практике готовится контрольным (надзорным) органом по каждому осуществляемому им виду контроля с периодичностью, предусмотренной положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в сроки, указанные в положении о виде контроля.
5. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Методическое обеспечение деятельности по обобщению правоприменительной практики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Зачем контролёры обобщают практику
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска его причинения;
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле.
Доклады по практике
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит доклад с результатами её обобщения в рамках своей деятельности по каждому вида контроля, которые он курирует.
- доклад о правоприменительной практике готовят по каждому осуществляемому виду контроля;
- периодичность – не реже 1 раза в год (конкретный срок предусмотрен положением о виде контроля);
- проекта доклада о правоприменительной практике должен пройти публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждает приказ (распоряжение) руководителя контрольного (надзорного) органа. Его размещают на официальном сайте этого органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.
Затем результаты обобщения правоприменительной практики включают в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии госконтроля (надзора), муниципального контроля.
Методику обобщения правоприменительной практики утверждает Минэкономразвития России.
Роль докладов
Обычно помимо самого доклада о правоприменительной практике к нему могут быть приложены:
- ответы на актуальные вопросы правоприменения соответствующего законодательства;
- дополнительные рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований;
- руководство по соблюдению обязательных требований.
Доклады с результатами обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа он обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте.
- пожарный надзор;
- надзор в области гражданской обороны;
- надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- лицензионный контроль деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.
Заявлено, что в качестве источников формирования этих докладов МЧС использовало:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц МЧС в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
- результаты опросов (в том числе в Интернете) представителей подконтрольных объектов;
- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
- разъяснения МЧС по вопросам применения законодательства в области организации и надзора за соблюдением обязательных требований;
- разъяснения, полученные МЧС от прокуратуры, суда, иных госорганов.
Заключение
Руководству компании и её юристам нужно на постоянной основе изучать выводы докладов органов контроля (надзора) о правоприменительной практике по тем сферам, в которых она ведёт деятельность. Это поможет избежать нарушений в будущем, а также ликвидировать текущие ошибки и недочёты на примере других организаций.
1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
2. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
3. Доклад о правоприменительной практике готовится контрольным (надзорным) органом по каждому осуществляемому им виду контроля с периодичностью, предусмотренной положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в сроки, указанные в положении о виде контроля.
5. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Методическое обеспечение деятельности по обобщению правоприменительной практики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Читайте также: