Доклад о наличии личного состава

Обновлено: 16.05.2024

Тема № 5: "Организация войскового хозяйства в подразделении".

Занятие № 8: "Основы организации и ведения войскового хозяйства в подразделении ".

Обсужден на заседании ПМК

отдела общевоенной и тактической подготовки

протокол № _____ от ____________2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Армия была и остается необходимым институтом государственной власти. Но и без армии государство, если и может существовать, то далеко не в полном мощном состоянии, способном эффективно решать все необходимые для своего существования и процветания задачи. Одной из важнейших слагающих высокой боевой готовности Вооруженных Сил есть стройная система материального снабжения войск. Но, в свою очередь система снабжения лишь тогда будет функционировать должным образом, когда она опирается на четко сформулированную государственную идеологию, доступную и принятую государством.

Также хочу отметить, что всестороннее, качественное и полное снабжение невозможно при отсутствии точных сведений о потребностях войск. А правильно организованный и ведущийся во всех условиях обстановки учет личного состава – это и есть те самые достоверные сведения о потребности воинской части (подразделения) в материальных средствах.

Занятия по данной теме будут проводиться, так, чтобы Вы (студенты) могли должным образом применить свои знания на практике. И правильно выстроили схему совершенствования своих знаний, умений и навыков по данной учебной дисциплине.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос № 1. Порядок учета личного состава подразделения.

Порядок учета личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации оnределяется Наставлением по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется – Наставление), утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 085.

Основными задачами учета личного состава являются:

документальное отражение сведений о прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, а также старшинами, сержантами, солдатами, матросами и курсантами (далее именуются — сержанты и солдаты) военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны (далее именуются — военно-учебные заведения), а также трудовой деятельности лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются — лица гражданского персонала, гражданский персонал);

обеспечение командиров (начальников) и штабов справочными данными на военнослужащих, лиц гражданского персонала, необходимыми для принятия обоснованных решений по их служеб­ному использованию;

обеспечение командиров (начальников) и штабов данными о штатной и списочной численности личного состава органов военного управления, управлений соединений и воинских частей для подготовки сведений, расчетов, справок и докладов о состоянии укомплектованности войск (сил) и предложений по их доукомплек­тованию личным составом; решений о порядке их материально-технического обеспечения; расчетов (заявок) и предложений по восполнению потерь в личном составе при разработке планов операций (боевых действий), в ходе их выполнения и после завер­шения боевой задачи; данных о состоянии резервных воинских частей и предложений по их использованию;

ведение справочной работы по вопросам прохождения военной службы и розыску военнослужащих, трудовой деятельности лиц гражданского персонала;

извещение семей или близких родственников погибших (умер­ших), безвестно отсутствующих, находящихся в плену (в положении заложников или интернированных) военнослужащих и лиц гражданского персонала о месте, времени, причине (обстоятельствах) случившегося, выдача документов, необходимых для возбуждения ходатайства о назначении пенсии (пособия) и о предоставлении соци­альных гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет личного состава должен отвечать следующим основным требованиям:

вестись постоянно и в любых условиях деятельности войск (сил) в соответствии с Наставлением;

своевременно, достоверно, полно и правильно отражать штатную, списочную и наличную численность личного состава в органах военного управления, управлениях соединений и воинских частях и происходящие количественные и качественные изменения как в целом по всему личному составу, так и персонально по каждому военнослужащему, лицу гражданского персонала.

Учет личного состава в органе военного управления, управлении соединения и воинской части организуется и ведется документально с применением средств автоматизации на основании соответствующих штатов, приказов по органу военного управления (соединению, воинской части) и других служебных документов, предусмотренных Наставлением. Учет личного состава подразделяется на персональный (поименный), штатно-должностной и количественный (статистический).

Персональный учет личного состававедется на военнослужащего и лицо гражданского персонала в отдельности и предназначен для всестороннего изучения их деловых, моральных и других качеств, необходимых при определении порядка перемещения и применения кадров. Этот вид учета должен отражать точные биографические данные, сведения о прохождении военной службы, трудовой деятельности и другие данные, объективно характеризующие военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Штатно-должностной учет личного составапредназначен для осуществления систематического анализа укомплектованности органов военного управления, управлений соединений и воинских частей личным составом по должностям и специальностям и организации контроля за их служебным перемещением.

Количественный (статистический) учет личного состававедется в интересах получения обобщенных цифровых данных, характе­ризующих количественный и качественный состав военнослужащих, лиц гражданского персонала. По данным статистического учета планируется укомплектование войск (сил) личным составом, их материально-техническое обеспечение, вооружение и снабжение, подготовка кадров военнослужащих, гражданского персонала и их распределение по видам (родам войск) Вооруженных Сил в соответствии с имеющейся потребностью.

Командир отделения (расчета, экипажа) обязан знать наличие и расход личного состава отделения (расчета, экипажа), знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение…; прививать подчиненным уважение к службе; докладывать заместителю командира взвода обо всех заболевших, о просьбах и жалобах подчиненных; проверять наличие личного состава перед каждым построением; постоянно знать, где находятся подчиненные (Ст.25 Строевого устава, ст. 158,159 Устава внутренней службы)

Документы учета личного состава

- именной список военнослужащих ведется на всех военнослужащих подразделения, включая командира.

- записи в именном списке производятся простым карандашом на основании военных билетов и удостоверений личности военнослужащих в порядке их прибытия в подразделение. Недостающие сведения записываются на основании личного опроса.

- именной список обновляется после полного использования всех листов. Использованный список сдается для уничтожения в установленном порядке

В отделении (экипаже, расчёте) ведется именной список отделения ф.1а (Приложение №1). Именной список может вестись, как в специальном блокноте (сержантская книжка), так и отдельно и всегда находиться при командире отделения, в случае убытия командира отделения (госпиталь, медицинский пункт, командировка не в составе отделения) именной список может передаваться лицу, исполняющему обязанности командира отделения.

Именной список ведется на весь личный состав подразделения, включая командира, в соответствии с расстановкой по штату простым карандашом лично командиром отделения, допускаются общепринятые сокращения (обл., р-н, ст.с-т и т.д.);

в графе 5 при наличии нескольких специальностей записывается наиболее важная для подразделения специальность;

в графе 6 кроме того проставляется дата окончания контракта;

в графе 7 указывается почтовый индекс и полный почтовый адрес;

в графе 8 проставляется отметка о временном убытии военнослужащего, в том числе при длительном убытии (СОЧ, госпиталь и т.д.) проставляется когда и куда убыл и номер приказа по строевой части (сведения берутся у командира роты).

При убытии военнослужащего из подразделения запись вытирается.

II.2 Взвод (группа, башня)

Обязанности командира взвода,

заместителя командира взвода

Заместитель командира взвода обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение…каждого подчиненного; проводить утренний осмотр личного состава взвода; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные (Ст.25 Строевого устава, ст. 156 Устава внутренней службы)

Командир взвода обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение; вести именной список личного состава; не реже одного раза в неделю присутствовать на утреннем подъеме и вечерней поверке во взводе; наличие и расход личного состава; докладывать по команде в случае необоснованного отсутствия личного состава; проверять наличие личного состава перед каждым построением; прививать подчиненным уважение к службе; заботиться о подчиненных, и вникать в их нужды; докладывать по команде обо всех заболевших, о жалобах и просьбах подчиненных. (Ст.25 Строевого устава, ст. 152,153 Устава внутренней службы).

Документы учета личного состава

Основным документом учёта личного состава во взводе является журнал боевой подготовки и именной список взвода ф.1а.

Именной список ведется как командиром взвода, так и заместителем командира взвода на весь личный состав взвода, включая командира, в соответствии штату подразделения. При убытии из подразделения заместитель командира взвода может передать именной список военнослужащему, временно исполняющему обязанности заместителя командира взвода. Командир взвода свой экземпляр именного списка может передать лицу его замещающему (кроме заместителя командира взвода) только в случае длительного отсутствия (отпуск, командировка свыше 1 месяца и т.д.)

Порядок ведения именного списка указан в пункте II.1 настоящей Инструкции.

II.3 Рота (батарея, отдельный взвод)

Обязанности должностных лиц

Старшина роты обязан:

- знать наличие и расход личного состава роты;

- проверять наличие личного состава перед построением на прием пищи, при проведении утреннего осмотра и вечерней поверки, отправкой команд на работы и контролировать его наличие по возвращении с работ;

- докладывать дежурному по воинской части о наличии и расходе личного состава 2 раза в сутки (через дежурного по роте) перед разводом суточного наряда и после вечерней поверки (дежурный по роте перед разводом суточного наряда обязан уточнить расход личного состава (ст. 299 Устава внутренней службы); представлять списки военнослужащих самовольно оставивших расположение роты с указанием воинского звания, фамилии, имени и отчества, предполагаемого места нахождения (ст. 155 Устава внутренней службы);

- не реже 1 раза в неделю проверять личный состав, находящийся на излечении;

- знать фамилию, имя, отчество, год рождения, семейное положение, род занятий до военной службы, морально-психологические качества каждого сержанта и солдата роты;

- немедленно докладывать командиру роты в случае самовольного оставления расположения части военнослужащими по призыву и в случае проявления неуставных взаимоотношений между военнослужащими роты (Ст.25 Строевого устава, ст. 154,155 Устава внутренней службы)

Командир роты (батареи) обязан:

- вести учёт личного состава роты, знать наличие и расход личного состава роты (какие подразделения (взводы), где находятся и чем занимаются), ежедневно лично заполнять строевую записку (краткие сведения о численности личного состава – раздел № 1 книги учёта личного состава подразделения);

- проверять наличие и расход личного состава в подразделениях роты;

- докладывать командиру и начальнику штаба батальона о расходе личного состава на утреннем разводе на занятия и к 18.00 (после заступления личного состава в наряд);

- проверять несение службы караулом и суточным нарядом, назначенным от роты, контролировать наличие личного состава занимающегося повседневной деятельностью (в том числе оставшегося от наряда);

- проверять наличие личного состава перед каждым построением;

- знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение каждого военнослужащего роты, прививать подчиненным уважение к службе, заботится о них и вникать в нужды;

- осуществлять отбор кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военно-учебные заведения;

- докладывать по команде в случае необоснованного отсутствия личного состава, принимать меры по розыску военнослужащих, самовольно оставивших расположение роты;

- не реже 1 раза в неделю проверять состояние и ведение учёта личного состава во взводах, освещать данный вопрос во время подведения итогов (еженедельных) боевой подготовки и состояния воинской дисциплины;

- не реже одного раза в месяц сличать данные учёта личного состава роты с учетными данными воинской части (в строевой части) с обязательной отметкой должностного лица в книге учёта личного состава;

- следить за правильным оформлением документов учёта личного состава подразделения; периодически лично проверять оформление документов персонального учета личного состава подразделения, которые заполняются строевой частью (штабом воинской части) - военные билеты, личные дела, трудовые книжки гражданского персонала);

- проводить занятия по ведению учёта личного состава с командирами взводов, сержантами и нештатными писарями роты; периодически проверять знание ими своих функциональных обязанностей;

- периодически (не реже 2 раз в месяц) присутствовать на утреннем подъеме и вечерней поверке в роте;

- не реже двух раз в период обучения представлять для проверки документы учёта личного состава непосредственному начальнику;

(Ст.25 Строевого устава, ст. 144,145 Устава внутренней службы)

Документы учета личного состава в роте

(батарее, отдельном взводе)

Основными документами учёта личного состава подразделения являются "Книга учета личного состава" ф.1 и именной список для производства вечерних поверок ф. 1-ВП (Приложение №3). Книга учёта личного состава ведется лично командиром роты.

к ведению книги учета личного состава (форма № 1)

1. Военнослужащие и лица гражданского персонала заносятся в книгу в порядке прибытия в подразделение. Запись производится на основании личных документов (паспортов, военных билетов, удостоверений личности и др.) и учетных документов штаба воинской части.

2. Записи в книге ежемесячно сличаются с данными учетных документов штаба воинской части: личных и учетно-послужных карточек, книг алфавитного и штатно-должностного учета.

3. Листы пронумеровываются, в конце книги производится запись об их количестве, которая заверяется подписью лица, ответственного за ведение делопроизводства. Книги учитываются по журналу учета ("учета рабочих тетрадей" РТ или "инвентарного учёта изданий и чертежей" ИНВ.). Новые книги заводятся только после использования всех листов старых книг. При наличии в подразделении значительного количества личного состава (например, учебные подразделения) допускается вести две и более книг учета личного состава, при этом регистрируется первая книга, в которой ведутся все разделы (в 3 разделе записывается только постоянный состав), а остальные книги регистрируются за тем же номером с пометкой том.2(или книга 2),3,4 и т.д. и ведется в них только 3 раздел, нумерация записей в каждом разделе каждой книги самостоятельная, но при этом в томах (книгах), где ведется только 3 раздел в графе 3 (должность и звание) карандашом проставляется подразделение и номер по штатно-должностному расчету.

Использованные книги сдаются в штаб воинской части для уничтожения в установленном порядке. Перед уничтожением этих книг одним из офицеров подразделения и лицом, ведущим учет личного состава в штабе воинской части, производится проверка правильности всех произведенных записей на личный состав, перенесенных для учета из старой книги в новую.

5. Штатно-должностной расчет (раздел 2) ведется на весь личный состав подразделения. Штатно-должностной расчет записывается с учетом структуры роты (подразделения) со следующим отступом заголовков подразделений:

наименование роты (подразделения) – по центру (допускается в две строки) полужирным шрифтом высотой 5-6 мм.;

наименование "управление роты" (управление) – 3,5 см. от левого края основной таблицы полужирным шрифтом высотой 4 мм.;

наименования взводов – 2 см. от левого края основной таблицы полужирным шрифтом высотой 4 мм.;

наименования отделений – 1 см. от левого края основной таблицы полужирным шрифтом высотой 4 мм.

В расчете указывается наименование каждой должности в порядке расположения их в штате.

Графы 1 – 3 заполняются чернилами (шариковой ручкой), а остальные – простым карандашом. Для удобства в работе графы 2 и 3 заполняются для различных категорий разными цветами (офицеры – красным, прапорщики – зеленым, сержанты и старшины - синим).

При назначении на новую должность военнослужащих или лиц гражданского персонала они записываются вновь по их новой штатной должности. Записи на этих лиц по прежним должностям, а также на лиц, выбывших из подразделения, вытираются.

После перечисления штатно-должностного списка подразделения отводится место для учета прикомандированных свыше 1 месяца и военнослужащих находящихся за штатом (в том числе СОЧ) (обязательно выделяя подзаголовком).

6. Раздел 3 заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного или темно синего цвета.

Вначале на отдельном листе записываются военнослужащие, зачисленные приказом Министра обороны Российской Федерации за совершенные ими подвиги в списки роты (подразделения) навечно или почетными солдатами (матросами). Другие военнослужащие на этом листе не записываются.

Для учета офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала отводится несколько последующих листов книги (учитывать по категориям раздельно).

Сержанты и солдаты, проходящие военную службу по призыву, учитываются вместе после офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, а в конце лица гражданского персонала.

В конце книги выделяется несколько листов для учета лиц, временно прикомандированных из других воинских частей на срок свыше одного месяца, и для отметок о проверке состояния учета.

Каждый подраздел раздела 3 выделяется заголовком (размещение заголовка подраздела справа над основной таблицей, отступ от серединной сшивки книги 1,5-2 см, шрифт полужирный высотой 5-6 мм.), нумерация записей в каждом подразделении самостоятельная.

7. Порядок заполнения граф раздела 3 книги:

- в графе 2 фамилия, имя и отчество, личный номер пишутся без сокращения, при этом фамилия пишется несколько крупнее, через 2 строки после ФИО записывается личный номер (номер военного билета);

- в графе 5, кроме того, в скобках указывается гражданство военнослужащего, гражданского персонала;

При наличии у военнослужащего нескольких гражданских специальностей указывается та из них, по которой он имеет больший стаж или которая имеет большую ценность для Вооруженных Сил.

- в графе 7 сведения на каждого военнослужащего берутся из послужного списка личного дела (графа 12) или учетно-послужной карточки (графа 15) военнослужащего. На военнослужащих по контракту, кроме того, указывается дата подписания контракта, его вид, срок и дата окончания.

Примеры заполнения графы 9:

В случае самовольного оставления части производится запись простым карандашом о дате оставления части и номере приказа по строевой части.

Порядок оформления именного списка вечерней поверки

Именной список вечерней поверки составляется на личный состав, проживающий в казарме (на военнослужащих по призыву на весь списочный состав). Именной список регистрируется в строевой части (штабе воинской части) и после использования сдается в строевую часть для уничтожения. Срок хранения именных списков вечерней поверки устанавливается до конца учебного года, именные списки уничтожаются после проведения ежегодной внутрипроверочной комиссией по проверке учета личного состава.

Военнослужащие вносятся в список в порядке штатно – должностного расчета подразделения (повзводно, по отделениям).

- в начале списка вносятся лица, навечно зачисленные в списки подразделения или почетными солдатами;

- прикомандированные военнослужащие записываются в конце списка, при этом выделяются подзаголовком;

- военнослужащие самовольно оставившие воинскую часть и выведенные за штат подразделения записываются в конце списка с указанием даты самовольного оставления части номера и даты приказа о выведении за штат:

В книгу вечерней поверки подразделения должен быть внесен весь личный состав подразделения: личный состав, проживающий в казарме – в именной список вечерней поверки, а личный состав, проживающий вне казармы – в расчет оповещения (расчет выделения посыльных при оповещении).

Работа командира роты по учету военнослужащих,

самовольно оставивших часть.

В случае самовольного оставления воинской части (расположения подразделения, места службы) военнослужащим роты командир роты немедленно докладывает вышестоящему командиру и, по его указанию, принимает меры по розыску.

В докладе указываются: биографические данные, место постоянного жительства всех членов семьи данного военнослужащего, других родственников и знакомых, словесный портрет и особые приметы, фотография, форма одежды, в которой он оставил часть, наличие документов, оружия и боеприпасов, а также обстоятельства самовольного оставления части.

Если розыск военнослужащего не дал результатов, командир роты не позднее суток после оставления военнослужащим воинской части, пишет рапорт на имя командира батальона о снятии военнослужащего с котлового довольствия (ст.24 Наставления). По истечении 10 суток, но не более 1 месяца, командир роты по указанию командира батальона готовит документы для возбуждения уголовного дела. В случае если розыскные мероприятия не дали результатов (не позднее чем через месяц) командир роты ходатайствует о выводе военнослужащего, самовольно оставившего часть, в распоряжение (за штат) и приостановлении ему денежного обеспечения (в том числе и военнослужащим по контракту).

Конюхова Е. В.

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2021 году

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

Какие бывают виды воинского учета

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

С чего и как начать воинский учет

Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  1. Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
  2. Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.
  • Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  • Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап.

Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета

Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  • менее 500 — один ответственный;
    Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
    Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
  • от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
  • от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
  • свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)

Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании

Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  • с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
  • с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).

  • Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
  • Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
  • Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).

В конце статьи есть шпаргалка

Не подлежат воинскому учету граждане:

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Организация отдельного делопроизводства

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

Ведение общего воинского учета

Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:

  1. Учетная работа при приеме документов.
  2. Ведение личных карточек Т-2.
  3. Отчетность.

1. Учетная работа при приеме документов

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  • определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  • принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
  • проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  • проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  • проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

Что делать, если выявлены нарушения:

  • Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.

  • Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.

2. Ведение личных карточек Т-2

Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма № Т-2ГС(МС).

Как вести воинский учет: в личной карточке Т-2 для кадрового делопроизводства или карточке формы ВУР

В конце статьи есть шпаргалка

3. Отчетность

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2019 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.

К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре. В 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

2 недели (Приложение № 9)

Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).


Подведем итоги

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как вести воинский учет в организации. Самое полезное из статьи. Методичка‑шпаргалка 785.4 КБ


Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.


Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.


В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.


Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.


За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте также: