Доклад о молодежной политике

Обновлено: 21.05.2024

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное понимание государственной молодежной политики 5
1.1 Молодежь как основа существования государственной молодежной политики 5
1.2 Сущность современного понимания государственной молодежной политики 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

Изучил современное понимание ГМП. Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

1. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. - М.: Голос, 2006. - 696 с.

2. Колков, В. В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью / В.В. Козлов, Н.А. Шахина; Учебное пособие.- М.: 2007.- 238 с.

3. Чюприков, В.И. Молодежь России: Социальное развитие / Под ред. В. И. Чупрова. - М.: 2005.

4. Слепцова, Н.С. Молодежь России: Социальное развитие / Под ред. Н.С. Слепцова. - М.: 2005. с. 9-10.

5. Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие/отв. Ред. Д. н. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 427 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИнФРА-М, 2009. – 400 с.

7. Какие у нас есть общественные организации? Политическое образование.1989 № 11. с. 78.

8. Молодежная политика в современной России: состояние и актуальные вопросы совершенствования / Под общей редакцией доктора политических наук, профессора В.В. Огневой. – Издательство ОРАГС, 2005 г. – 140 стр

9. Молодежь в XXI веке. Социальное участие: Материалы всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 года Тамбов: Издательство Тамб. ун-та, 2000. 201 с.

10. Молодежь, мир, фестивал: Сборник/сост. Е. Чистякова. – М.: Моск. рабочий, 2004 – 287 с.

11. Молодежь России на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции Березники 2001 г. – 333 с.

12. Молодежь России: воспитание поколений: Комитета РФ по делам молодежи. М., 2005. – 256 с.

13. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад комитета РФ по делам молодежи М., 2003. 131 с.

14. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Комитета РФ по делам молодежи М., 2005. 256 с.

15. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2000 – 2001 г. М.: Социум. 2007. 303 с.

16. Положение молодежи в РФ: 1995 г.: Доклад Государственного комитета РФ по делам молодежи М.: 2006. 60 с.

17. Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика: Государственный доклад/ государственный комитет РФ по делам молодежи. М., 2008. 164 с.

  • встреча с руководством муниципального образования и лидерами молодёжного самоуправления поселения;
  • встреча с молодёжным активом поселения.

2016 год стал годом повышения активности советов молодежи поселений и их взаимодействия с главами администраций. Это стало возможным благодаря совместным встречам, выявлениям проблем работы советов молодежи и проявлению инициатив молодежи, а также системной работе в поселениях (которая проводилась Советами молодёжи и Молодёжными активами, администрациями поселений, муниципальными учреждениями).

В Системе рейтинга отражается каждый проект и каждое мероприятие, проведенное в поселении. Таким образом, рейтинг можно отслеживать в режиме реального времени или за конкретный период времени.

Исходя из представленных выше диаграмм, можно отметить работу:

Изменилась расстановка активности в системе Рейтинга муниципальных образований по молодёжной политике:

Рис. 3. Рейтинг муниципальных районов Ленинградской области за 2016 год

В 2016 году особое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи, их участию в различных образовательных форумах и социальному проектированию.

Возрастает количество средств, привлеченных в поселения через грантовую поддержку. В целях реализации молодёжных инициатив за счет привлеченных средств (государственные и частные гранты и субсидии для социально ориентированных НКО) молодежным активам поселений рекомендуется регистрация Советов молодежи в качестве НКО, а также активно проводится форумная кампания.

  1. Информация о развитии молодёжной политики в поселениях:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

  1. В 2016-м году проводилось следующее количество мероприятий по направлениям развития молодёжной политики:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

  1. Представители поселения проблем в сфере молодёжной политики не имеют;
  2. В составе Совета депутатов поселения присутствует один депутата в возрасте до 35 лет.
  3. Включение в план новых мероприятий, проведение цикла мероприятий по экологии.

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

В результате рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

  1. Стимулировать участие наибольшего числа представителей молодёжи, специалистов по молодёжной политике и руководителей органов молодёжного самоуправления на образовательные форумы (региональные и федеральные);
  2. Стимулировать развитие молодёжной политики в направлениях: инновации, молодые инвалиды, работающая молодёжь, журналистика;
  3. Взаимодействие с представителями образования, создание Российского движения школьников на базе школы, взаимодействие с молодёжью на предприятиях;
  4. Зарегистрировать Совет молодёжи в качестве НКО.

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

По итогам рабочей поездки выяснилось:

Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжной политики в поселении:

Государственный доклад о положении молодежи — официальный документ информационно-аналитического характера, не являющийся нормативным правовым актом или ведомственным актом, однако выполняющий важную роль в оценке органами исполнительной власти эффективности мер в области государственной молодежной политики и разработке соответствующих управленческих решений. Доклад отражает позицию федерального органа, ответственного за осуществление государственной молодежной политики, в нем используются данные этого и других ведомств, характеризующие положение молодежи. В этом отношении Доклад является самоаттестацией органов исполнительной власти. Однако проблемы со сбором и анализом информации о молодежи, слабость статистической базы, наличие ведомственных разногласий в оценке тех или иных сторон жизни молодых россиян привели к тому, что с самого начала Доклад стал выполнять роль научного произведения, подготовкой которого занимались ученые — преимущественно специалисты в области социологии молодежи.

В отличие от практики других стран государственные доклады о положении молодежи в России стали формой собственно научной деятельности, их подготовка объединяла силы исследователей проблем молодежи, позволяла проводить эмпирические исследования целевого характера, развивать научные школы в области социологии молодежи. В ряде регионов по модели государственных докладов возникли региональные доклады (Санкт-Петербург, Казань, Самара, Саранск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Улан-Удэ, Тверь и др.). Фактически доклады о положении молодежи федерального, регионального и местного уровней стали одним из эффективных инструментов координации научных исследований молодежной проблематики в стране. В то же время подготовка докладов выявила проблему обобщающих оценок положения молодежи как теоретико-методологическую проблему социологии молодежи [Луков 1998].

Лит.: Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М.; Луков, В. А. (1998) Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования, № 8; Полутин, С. В. (2000) Молодежь в системе социального воспроизводства. Саранск.


В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики и предложены основные направления совершенствования государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, социальная политика, государственная молодежная политика.

The article analyzes the current state of the state youth policy in the Russian Federation as one of the directions of social policy, identifies the reasons for youth dissatisfaction with the results of the state youth policy, and suggests the main directions for improving the state youth policy.

Keywords: youth, social policy, state youth policy.

Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Согласно п. 2 Основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, государственная молодёжная политика — это направление деятельности государства, которое представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера. Эти меры реализуются на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышения уровня её потенциала. Целями государственной молодёжной политики являются: достижение устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочение её лидерских позиций на мировой арене.

Указанное определение демонстрирует особое значение государственной молодёжной политики и молодёжи как особой социальной группы в процессе непрерывного и эффективного развития нашей страны.

На сегодняшний день Росмолодежь осуществляет государственную молодежную политику по следующим направлениям:

– развитие международного и межрегионального молодёжного сотрудничества. Так, 20–21.05.2019 года в Костанае прошел Фестиваль Казахстанско-Российского молодежного сотрудничества;

– вовлечение молодёжи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодёжной среде;

– вовлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество;

– вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Так, С 22 по 26 мая 2019 года в Казани состоится VII Всероссийский форум рабочей молодежи, целью которого являются обмен опытом и знаниями, популяризация рабочих профессий и повышение уровня профессионального развития молодых специалистов;

– вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации (молодёжные медиа);

– развитие молодёжного самоуправления;

– работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении;

– содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи;

– формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу;

– вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью;

– социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства;

– формирование у молодёжи традиционных семейных ценностей;

– содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодёжной политики [4].

Подходы к разрешению соответствующих субъективных проблем будут обозначены в рамках следующих структурных частей исследования.

В то же время в научной литературе отмечаются и объективные причины приведенных выше показателей. Так, С. В. Алексеев отмечает, что принятием вместо Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации новых неэффективных Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года политическая власть, по сути, просто отсрочила назревшие глобальные решения на будущий срок [7, c. 105]. Действительно, в настоящее время деятельность Росмолодежи ограничивается проведением массовых мероприятий. В то же время целый ряд актуальных вопросов, требующих законодательного урегулирования, остается вне внимания законодателя (например, вопросы занятости, получения образовательных услуг и т. д.).

Оценивая перспективы современного развития государственной молодежной политики, необходимо отметить следующие тенденции. Согласно показателям Международной организации труда, Российская Федерация обладает высоким потенциалом развития. В России доля молодого и креативного слоя больше, чем во многих развитых странах, в частности, в США — доля молодежи среди всего населения Российской Федерации составляет 20 %. По данному показателю Российская Федерация находится на 20 месте из 197 государств мира. В то же время, согласно прогнозам экспертов к 2025 году общая численность молодежи России сократится до 25 млн. человек (по состоянию на 2017 год — 29,4 млн. человек). Данное явление окажет крайне негативное воздействие на социально-экономическое развитие России. То есть сокращение численности молодежи приведет к проблеме формирования трудовых ресурсов, которые способны приумножать интеллектуальный и технологический потенциал страны, деформации систем подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадрового состава, что приведет к нарастанию технологической зависимости России от внешнего мира.

Таким образом, на данном этапе перед Российской Федерацией стоит не только проблема эффективной реализации государственной молодежной политики, но и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Совершенствование всей системы государственной молодежной политики (определение приоритетов, принципов, задач, механизмом осуществления) входит в решение комплекса молодежных проблем и должно осуществляться по следующим направлениям:

– инвестирование в молодежные проекты, что вызовет новое понимание места молодежи в обществе. Помимо гарантий и ресурсов необходимо предоставить молодежи условия и возможности, а также самое главное обеспечение реализации интеллектуального, физического и творческого потенциала, возможность развития молодежи в политической, духовной, социальной, экономической и демографической сферах государства;

– расширение информирования молодых людей в целом по стране и отдельно в каждом регионе по вопросам, затрагивающим конкретные интересы молодежи, допустим обеспечение льготных условия предоставления жилья молодежи или же перспективы развития жилищного строительства. Актуальной проблемой государства является поддержка стабильности существующего строя, именно поэтому существенное значение имеет выработанный политический курс в государственной молодежной политике [8, c. 31].

Итак, в результате проведенного анализа, пришли к следующим выводам:

– обобщено, что в настоящее время полномочия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации возложены на Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);

– установлено, что неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики связана как с субъективными причинами (безынициативности, нежелание граждан участвовать в социальной жизни государства, недоверие молодежи к власти), так и объективными факторами (власть намеренно регулярно отсрочивает решение важные проблем молодежи принятие новых программных документов);

– определено, что совершенствование государственной молодежной политики должно осуществляться по двум направлениям — повышение эффективности реализации государственной молодежной политики и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная молодежная политика, Российская Федерация, высшее образование, интерес молодежи, реализация, здоровый образ жизни, социальная группа, социальная политика, Федеральное агентство, целый ряд.

Читайте также: