Доклад о мировом развитии доклад всемирного банка

Обновлено: 18.05.2024

Одним из самых важных документов ООН о молодежи является Доклад о мировом развитии 2007 Всемирного банка. В Докладе рассмотрены пять важнейших этапов жизни, которые с помощью правильных мер государственной политики могут дать толчок развитию потенциала молодежи: учеба, работа, сохранение здоровья, создание семьи и осуществление гражданских прав и обязанностей. В рамках каждого из этих этапов правительства должны не только увеличивать объемы прямых инвестиций, но и улучшать условия для того, чтобы молодые люди и их семьи осуществляли инвестиции в собственное развитие. Рассматривая меры политики с точки зрения пяти переходных периодов жизни молодежи, Доклад предлагает три стратегических направления проведения реформ:

• Возможности. Расширять возможности развития человеческого капитала за счет облегчения доступа к услугам в области образования и здравоохранения и повышения их качества; посредством оказания помощи в начале трудовой жизни и предоставления молодым людям возможности высказать свое мнение в отношении того, в какой помощи они нуждаются, а также принять участие в ее предоставлении.

• Способности. Развивать способности молодых людей в области принятия правильных решений в отношении выбора из этих возможностей путем признания их в качестве субъектов принятия решений и обеспечения того, чтобы эти решения были обоснованными, обеспеченными ресурсами и разумными.

• Дать еще один шанс. Создать эффективную систему реализации упущенных возможностей с использованием целевых программ, которые дают молодым людям надежду и стимулы для того, чтобы наверстать упущенное из-за неблагоприятных обстоятельств или принятия неправильных решений.

Рис. 1. Анализ переходных этапов развития в трех аспектах позволяет внимательно рассмотреть принимаемые меры политики и их воздействие[5].

Некоторые из проблем формирования человеческого капитала на отдельных этапах развития молодежи связаны с ограниченностью “предложения” – лимитированными возможностями доступа к услугам и приобретения производственного опыта, которые способствуют наращиванию человеческого капитала. Другие проблемы связаны со “спросом” и обусловлены моделями поведения, отражающими недостаток информации и ресурсов, а также опыта принятия решений. Как первая, так и вторая категории проблем могут быть решены путем проведения надлежащей политики. Во всех странах уже проводится политика и реализуются программы, оказывающие непосредственное влияние на жизнь молодых людей. Для молодежи существуют школы, университеты, нормы и правила, регулирующие рынок труда, больницы, а также законы, обеспечивающие ей право голоса. Определяющие политику и программы стратегии разрабатываются в основном в соответствующих солидных государственных учреждениях. В Докладе предпринимается попытка оценить их с точки зрения интересов молодежи. Соответствуют ли эти стратегии переходным этапам и внешним условиям развития молодежи? Достаточны ли они для удовлетворения потребностей молодых людей? Отправной точкой для такой оценки является прочный фундамент человеческого капитала, полученного до наступления периода полового созревания, – использование принципов инвестиционных моделей, давно признанных экономической наукой. Наряду с поддержкой процесса подготовки тех, кому меньше 12 лет, в Докладе применяется подход, предполагающий анализ проблем молодежи в трех связанных между собой аспектах, которые позволяют внимательно рассмотреть принимаемые меры политики и их воздействие (рис. 1). Этот подход позволяет расширить возможности использования модели человеческого капитала за счет включения в число потенциальных инвесторов не только правительства и семьи, но и самих молодых людей.

• Первый аспект акцентирует внимание на ограниченности возможностей по наращиванию человеческого капитала, а также на мерах политики, которые помогают молодым людям приобретать, совершенствовать и использовать свои умения и навыки.

• Второй аспект акцентирует внимание на способности молодых людей делать выбор из имеющихся у них возможностей, а также на мерах политики, направленных на распространение информации и создание стимулов, помогающих молодежи принимать правильные решения.

• Третий аспект акцентирует внимание на корректировке нежелательных результатов, а также на мерах политики, предполагающих предоставление молодым людям повторных шансов для возвращения на путь наращивания своего человеческого капитала во имя будущего.

Рассмотрение в этих аспектах мер политики, принимаемых в отношении экономики в целом и в отдельных отраслях, позволяет сформировать благоприятные для молодежи условия путем выявления недостатков и определения приоритетов. Необходимость устранения недостатков не обязательно предполагает, что великодушное правительство проделает всю тяжелую работу – даже при наличии таких добрых намерений правительства многих стран не имеют достаточных ресурсов и потенциала для осуществления всех необходимых инвестиций. Вместо этого государственная политика должна способствовать созданию для молодых людей таких условий, которые стимулировали бы их при поддержке их семей, инвестировать в самих себя. Для этого государство должно решить проблемы затрат, рисков, ожидаемой отдачи от инвестиций в людей, так же как оно это делает в отношении частных компаний.




Решения, которые окажут воздействие на благополучие молодежи и общества в целом, включают те, что способствуют формированию основополагающего человеческого капитала, то есть возможности стать эффективными работниками, главами семейств, гражданами и общественными лидерами. Именно поэтому в Докладе основное внимание уделяется пяти переходным этапам, в рамках которых происходит развитие молодежи: учеба, работа, здоровье, семья и гражданство. Принятие верных решений в отношении этих этапов обеспечит развитие, сохранение и надлежащее использование человеческого капитала. Если приняты неправильные решения, то для их корректировки потребуются значительные средства, поскольку прекращение учебы в школе, длительный период безработицы или поведение, сопряженное с повышенным риском для здоровья, могут иметь долгосрочные труднопреодолимые последствия. Государственная политика может во многом определять характер развития событий. На каждом этапе, который проходит молодежь в своем развитии, становление ее человеческого капитала сталкивается с трудностями, порожденными не только бедностью, но и неэффективной политикой, которая оказывает влияние наимеющиеся у молодежи возможности выбора, особенно в части неспособности, предоставить или профинансировать необходимый объем услуг в условиях, когда рыночные механизмы не действуют.

Странам, стремящимся к мобилизации экономических и политических ресурсов для содействия проведению реформ, необходимо решить три задачи[6]:

Более тесная координация и интеграция с национальной политикой. Проблемы молодежи являются общими для всех секторов, в то время как большинство мер политики, оказывающих влияние на ее положение, сгруппированы в рамках конкретных секторов. Вследствие этого со всей остротой встает проблема координации. Успеха достигают страны, выработавшие согласованную платформу действий в интересах молодежи, которая пользуется поддержкой всех министерств. Данную платформу действий необходимо интегрировать в процессы планирования и составления бюджета в рамках национальной политики, а не выстраивать ее как отдельные программы, осуществляемые не получающими достаточно средств и перегруженными различными предписаниями и поручениями министерствами по делам молодежи, которые гораздо эффективнее действуют в качестве координирующих органов.

• Расширение возможности молодых быть услышанными. Отсутствие у молодых людей возможности быть услышанными означает, что на них едва ли можно опереться при проведении реформ. Родители не являются выразителями взглядов и устремлений молодых людей в той степени, в какой они это делают в отношении детей более младшего возраста. В то же время у молодых людей может не быть возможностей или им может не хватать уверенности в своих силах для того, чтобы самим представлять себя на общественных форумах. Молодых людей следует поощрять к более активному участию в общественной жизни. Правительства и иные ведомства должны научиться общению с молодыми людьми, сделать свои программы привлекательными для них и использовать их огромный потенциал как партнеров в плане предоставления услуг.

• Более систематическое проведение оценок. Недостаточно систематическое проведение оценок программ и мер политики, ориентированных на молодежь, способно подорвать доверие к ним, даже если в большинстве своем они весьма перспективны. В целях восполнения этого пробела необходимо создать соответствующий потенциал на правительственном уровне и обеспечить стимулы к тому, чтобы выбор программ основывался на обоснованных критериях.

Развитие в трехмерном измерении

Такие изменения ведут к процветанию, однако они невозможны без риска и жертв. Посмотрим на три географических объекта, относящихся к числу самых процветающих в мире:

  • Первый — Токио, крупнейший город мира с 35 млн жителей, здесь менее чем на 4% территории страны живет четверть населения Японии.
  • Второй — США, наиболее высокоразвитая и, возможно, самая мобильная страна мира: около 35 млн человек здесь ежегодно переезжают на новое место жительства.
  • Третий — Западная Европа, на сегодняшний день континент с самыми развитыми связями, страны которого продают около 35% своего валового внутреннего продукта (ВВП), причем более половины — своим соседям.

Гости Токио могут видеть, как специально обученные люди заталкивают людей в поезда. Миллионы людей добровольно мирятся со всеми неудобствами, сопряженными с этим процессом. Карта экономической плотности Японии показывает, почему это происходит. В Токио создается значительная часть материального богатства Японии — чтобы получить долю от него, люди вынуждены жить скученно (карта G0.1). На этой карте более всего впечатляют различия в плотности — концентрация материальных богатств в Токио и Осаке.

В Соединенных Штатах ежегодно перед Днем благодарения около 35 млн человек навещают родных и друзей. На части территории страны в это время уже начинается зима, поэтому авиарейсы часто задерживаются. Однако американцы мирятся с необходимостью жить вдали от родных и близких, поскольку экономическая активность сконцентрирована лишь в немногих районах страны (карта G0.2). Если вы хотите получить часть материальных благ, вам следует жить ближе к ним. Именно поэтому 8 млн американцев ежегодно переезжают в другие штаты, стараясь оказаться не так далеко от тех мест, где открываются более широкие экономические возможности. На этой карте более всего впечатляют расстояния.

Чем окупаются возможные тяготы? Карта географии хозяйства, где размеры стран изменены в соответствии с их ВВП, отражает преимущества крупных городов, мобильного населения и связанных друг с другом стран. Соединенные Штаты Америки, Западная Европа и Япония доминируют в мировой экономике (карта G0.4).

Рост городов, миграция населения и торговля служили в последние два столетия катализаторами прогресса в развитых странах. Теперь эти же факторы выступают в качестве движущих сил на наиболее динамичных в экономическом отношении территориях развивающихся стран.

  • Мумбаи — не самый большой город мира, но в нем самая высокая плотность населения, и город продолжает расти.
  • Китай имеет не самую развитую экономику в мире, но она растет самыми быстрыми темпами и, возможно, его население относится к числу самых мобильных.
  • Страны Юго-Восточной Азии, возможно, пока не создали политического союза по образцу Европы, но здесь, как и в ЕС, идёт активная взаимная торговля компонентами готовых изделий.

И каков же выигрыш? Мы можем различить контуры Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии на мировой карте географии хозяйства (карта G0.4). Сравните размеры этих контуров с очертаниями огромного африканского континента, который здесь выглядит как истонченный полуостров.

  • Увеличение плотности, проявляющееся в росте городов;
  • Сокращение расстояний по мере того, как работники и бизнес мигрируют ближе к узлам высокой экономической плотности;
  • Снижение степени разобщенности по мере того, как страны повышают проницаемость своих экономических границ и выходят на мировые рынки, чтобы воспользоваться преимуществами масштабного производства и специализации.

В прошлом на этих принципах перестроили географию своего хозяйства Соединенные Штаты Америки и Япония. Сейчас это делает Китай. В настоящем Докладе высказывается предположение, что такого рода перемены помогут развивающимся странам в других регионах мира, прежде всего, в Африке.

Неравномерный экономический рост и одновременно развитие в интересах всего населения планеты

В первой части описываются перемены поочередно по трем измерениям: плотности, расстоянию, разобщенности. Здесь обобщается опыт примерно ста последних лет.

Во второй части проводится анализ движущих сил этих перемен — рыночных механизмов, к которым относятся агломерация, миграция, специализация и торговля. Здесь обобщаются выводы исследований в сфере экономической политики, проведенных за последние несколько десятилетий.

В третьей части доклада обсуждаются последствия для экономической политики по итогам рассмотрения опыта и анализа, предложенных в первых двух частях. Здесь изложена общая концепция изменения формата дискуссии по трем проблемам экономической политики, а именно, по урбанизации, положению отстающих районов внутри стран и региональной интеграции и глобализации.

В докладе также рассматриваются важнейшие проблемы экономической политики в части решения задач территориального развития на локальном, национальном и международном уровнях. На местах, например, в штате Лагос на юге Нигерии одним из вопросов является управление процессом урбанизации. В национальном масштабе Нигерия стоит перед проблемой управления в условиях неравномерного распределения ресурсов и резких различий в уровне жизни на севере и юге страны. В международном же масштабе для Западной Африки важная проблема заключается в создании действенного экономического союза, который был бы выгоден как странам, не имеющим выхода к морю, так и прибрежным государствам, как бедным, так и более благополучным странам.

По мере перехода от одного географического масштаба к другому — с локального уровня на национальный, а затем международный — изменяются конкретные вопросы политики. Однако главная проблема остается неизменной: в одних местах дела идут хорошо, в других — плохо. И трудно согласиться с тем, что это неизбежно.

Основная мысль Доклада состоит в том, что экономический рост останется неравномерным. Попытаться расширить зону экономической активности — значит лишить ее стимулов. Однако развитие может при этом все же происходить в интересах всего населения планеты, так что даже те, чья жизнь начинается вдалеке от источников экономических возможностей, могут извлечь выгоду из продолжающейся концентрации богатства в немногих точках. Пути к получению выгод как от неравномерного роста, так и от развития в интересах всего населения открывает экономическая интеграция.

Экономическая интеграция: на локальном, национальном и международном уровнях

Из Доклада становится ясно, что такое экономическая интеграция. Она означает, с одной стороны, интеграцию сельских районов и городов, интеграцию трущоб и других городских районов. С другой стороны, она означает интеграцию отстающих и успешно развивающихся районов внутри одной страны. Кроме того, она означает интеграцию как между изолированными, так и между тесно связанными друг с другом странами. Такое понимание экономической интеграции играет ключевую роль в рассмотрении трех проблем развития — урбанизации, территориального развития и международной интеграции.

Урбанизация

В преимущественно сельских районах правительству следует занимать как можно более нейтральную позицию и закладывать институциональные основы для возможной урбанизации в определенных точках. Основополагающую роль играют разумная земельная политика, а также меры по обеспечению базовых услуг для всего населения. Хорошим примером здесь может служить Коста-Рика.

Там, где разворачивается быстрый процесс урбанизации, правительству следует, помимо институтов, создавать и территориально-связующую инфраструктуру, чтобы дать возможность более широким слоям населения пользоваться плодами повышения экономической плотности. Здесь хорошим примером служит Чунцин, Китай.

Там, где процесс урбанизации продвинулся уже достаточно далеко, в дополнение к созданию институтов и инфраструктуры может оказаться необходимым принимать адресные меры по решению проблемы трущоб. Однако эти меры не возымеют действия, если институты, регулирующие земельную политику и предоставляющие базовые услуги, не будут действовать достаточно эффективно, и если не будет создана транспортная инфраструктура. Здесь хорошим примером является Богота, Колумбия.

Территориальное развитие

Положения Доклада могут также изменить формат дискуссии по вопросам территориального или регионального развития. Средствами географии можно определить, какие местности являются бедными — отстающими, и где живет большинство бедных. Зачастую эти районы не совпадают, поскольку у бедных больше всего оснований уезжать из бедных мест. В Докладе рассматривается вопрос о том, как правительства могут учитывать в своей политике задачу интеграции территорий в рамках страны при одновременном повсеместном сокращении бедности.

Для отстающих районов характерна одна общая черта — они с экономической точки зрения отдалены от процветающих районов. Однако, помимо этого, с точки зрения экономической географии разные области неодинаковы:

В некоторых странах, например в Китае, отстающие районы являются малонаселенными. Не имеет особого смысла распространять на них дорогостоящую инфраструктуру или же создавать стимулы для привлечения сюда компаний. Гораздо разумнее повсеместно обеспечивать население базовыми услугами, даже если их доставка в эти отдаленные районы будет сопряжена с большими затратами. Главная задача — повышать мобильность населения, и основой интеграционной политики здесь должны стать институты, позволяющие повысить эффективность работы рынков земли и обеспечить безопасность, нормальную работу школ, чистоту улиц и функционирование систем канализации.

В других странах, например в Бразилии, отсталые районы густо населены. Но в Китае миллионы бедных переезжают с бедного северо-востока на юго-восток страны. Все здесь говорят на одном языке, и миграция внутри страны не вызывает сложностей. Однако многие малоимущие по-прежнему остаются на северо-востоке. Создавать стимулы для переезда населения с северо-востока важно, но не менее важно открывать доступ к рынкам на динамично развивающемся юго-востоке. В подобных случаях для экономической интеграции необходимо создавать институты и инфраструктуру, соединяющую два района, в данном случае — прибрежных.

В странах третьей группы, таких, как Индия, отсталые районы, как и во второй группе, густо населены — почти 60% бедного населения Индии живет в таких районах, но людям бывает сложно переезжать в процветающие районы, например, в столицу и ее окрестности или на юг. Между некоторыми районами существуют значительные языковые и культурные различия. В подобных случаях в дополнение к институтам и инфраструктуре могут быть созданы стимулы для перевода производства в отстающие штаты. Однако эти стимулы следует тщательно продумывать, чтобы не дать им стать противовесом объединительному воздействию общих институтов и территориально-связующей инфраструктуры. Хорошие возможности открывает стимулирование сельского хозяйства и смежных отраслей производства, которые имеет смысл развивать в штатах, остающихся преимущественно сельскими.

Региональная интеграция

Наконец, принципы, сформулированные в настоящем Докладе, дают пищу для обсуждения вопроса о том, как поставить глобализацию на службу интересам всех стран. Та же цепочка рассуждений, которая использовалась применительно к локальному и национальному уровням, может быть применена и к международному уровню для классификации регионов мира по степени сложности, с которой сопряжена в них экономическая интеграция. Общей проблемой является разобщенность — труднопроницаемые экономические границы. Помимо этого, варьируют и конкретные задачи интеграции в разных регионах развивающегося мира:

Страны в регионах, расположенных вблизи мировых рынков, например, в Центральной Америке, Северной Африке и Восточной Европе, решают относительно простую задачу интеграции. Общие институты могут помочь им стать составной частью этих крупных рынков.

Страны в регионах, расположенных на удалении от мировых рынков, но имеющих большие и привлекательные для инвесторов внутренние рынки, сталкиваются с более серьезной задачей. Получить доступ на эти рынки им могут помочь эффективные институты и региональная инфраструктура. В качестве примеров здесь выступают Восточная Азия и, во все возрастающей степени, Южная Азия. Юг Африки и Южная Америка также могут участвовать в процессах глобальной интеграции, укрупнив с помощью региональных институтов и инфраструктуры свои внутренние рынки и усилив их специализацию.

Для дискуссий относительно политики урбанизации, территориального развития и глобализации характерна одна общая черта. В их нынешнем виде они преувеличивают значение географической адресности — какие меры принимать в отношении сельских районов или трущоб, что делать с отсталыми или отдаленными районами, как работать в беднейших странах или странах, не имеющих выхода к морю. В Докладе этим дискуссиям придается иная направленность, в большей степени соответствующая реалиям экономического роста и развития. Реальность состоит в том, что ключевое значение для экономического развития имеет взаимодействие между ведущими и отстающими районами. Адресные меры — лишь малая часть того, что могут сделать правительства в помощь тем городам и районам, где дела обстоят не лучшим образом. Помимо стимулов в отношении конкретных территорий, правительства располагают гораздо более действенными инструментами для интеграции: они могут создавать институты, которые объединят все территории и инфраструктуру, соединяющую одни районы с другими.

Доклад призывает пересмотреть формат дискуссий об экономической политике, чтобы учесть все средства интеграции: институты, которые объединяют; инфраструктуру, которая соединяет; мероприятия, которые достигают конкретных целей. Он также показывает, как можно использовать три измерения — плотность, расстояние и разобщенность — для того, чтобы целенаправленно применять инструменты экономической политики для решения проблем интеграции — проблем, варьирующихся от относительно простых до крайне сложных.


В докладе, подготовленном авторским коллективом Группы Всемирного банка, рассматривается тема управления данными, в том числе те вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество при работе с ними. Авторы исследования пытаются ответить на вопросы о том, как данные могут способствовать достижению целей развития и каким образом можно обеспечить безопасное использование и генерирование данных.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Несмотря на возможный положительный эффект от роста объемов детализированных данных, высок риск злоупотребления ими.

Прогресс в развитии процессов генерирования данных открывает новые возможности как для бизнеса и государственных структур, так и для обычных граждан и местных сообществ, позволяя принимать более продуманные решения за счет получения большего объема информации и знаний. В докладе отмечается ряд каналов, с помощью которых появляется возможность улучшить различные сферы жизни общества. Так, правительства могут использовать данные для усовершенствования мер государственной политики, частные предприятия могут стимулировать экономическую активность и международную торговлю услугами, развивать бизнес-модели на базе различных платформ, а граждане, в свою очередь, могут с помощью информации добиваться подотчетности правительств.

Однако накопление большого количества данных может способствовать концентрации экономической и политической власти, что может привести к злоупотреблению информацией и ее незаконному использованию. А несовершенная нормативно-правовая база в сфере данных и отсутствие адекватных институтов, реализующих ограничительные меры в этой сфере, не дает извлечь максимум экономической и социальной ценности из данных за счет перепрофилирования и повторного их использования.

Пандемия COVID-19 показала возможности и недостатки использования больших данных в сфере здравоохранения.

Пандемия COVID-19 стала иллюстрацией необходимости поиска баланса между использованием данных и их защитой от злоупотребления и показала, как странам сложно справляться с этим вопросом, в частности, в сфере здравоохранения. Так, органы управления здравоохранением в некоторых странах использовали данные сотовых операторов о вызовах с мобильных телефонов для отслеживания контактов инфицированных людей с окружающими. Для защиты этой информации государствам приходилось принимать чрезвычайные законы, устанавливающие или усиливающие нормы защиты данных, и совершенствовать принципы управления в этой сфере.

Чтобы выйти из ситуации, сложившейся в сфере управления данными, необходимо заключение нового общественного договора относительно данных.

В докладе отмечается, что такой договор создаст условия для развития в этой сфере, устранения неравенства в доступе к данным и обеспечения безопасности информации. Данный договор также расширит использование и повторное использование данных с целью извлечения большей ценности, обеспечит более справедливый доступ к выгодам от использования данных, будет способствовать повышению уровня доверия благодаря созданию механизмов, обеспечивающих защиту граждан от злоупотреблений данными, и подготовит почву для создания единой национальной информационной системы.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Большие данные и Цифровизация, посвященных развитию цифровых технологий, а также в разделе Глобализация/Регионализация, где представлена информация о глобальных вызовах и ответах на них.

Доклад Всемирного банка: Россия должна ввести карантин, похудеть и бросить курить

Всемирный банк предрек российским школьникам сокращение будущих доходов примерно на 2,5% из-за пандемии. Предупреждение содержится в докладе под длинным названием "Обновление данных по экономике Европы и Центральной Азии, падение 2020 года: Covid-19 и человеческий капитал". Именно оно привлекло внимание российских СМИ. Но доклад, как понятно из названия, не только о России. Михаил Мельников все прочитал и выделил главное.

Методика точного расчета доходов российских школьников не раскрывается. Возможно, авторы не в курсе нынешнего положения дел в наших школах: хорошие учреждения и дистанционно ухитряются давать знания, тогда как в типичные школы ходи-не ходи — разницы особой не будет.

Не знаю, как изменится наш социум за ближайшие два десятка лет, но по состоянию на данный момент будущие доходы граждан России зависят в первую очередь от статуса их родителей, во вторую — от постшкольного образования, в третью — от умения налаживать социальные связи, в четвертую — от мировых цен на нефть. Школьное же образование, исключая сотню элитных заведений (попадание в которые обусловлено чаще всего статусом родителей), к сожалению, никакой серьезной основы для будущего профессионала не закладывает. Режим постоянной реформы не способствует совершенствованию образовательного процесса.

Пропаганда полного карантина

Но доклад, конечно же, не об этом: русские школьники мало волнуют Всемирный банк. Перед нами тонкий пропагандистский документ. Отметим новизну подхода: о влиянии пандемии коронавируса на экономику не отписался только ленивый. О социальных последствиях ограничений тоже немало говорят, а вот долгосрочное влияние всего происходящего бедлама на человеческий капитал, качество людей встречается на таком уровне, пожалуй, впервые.

Мягко, но очень настойчиво, в разных местах и по разным поводам авторы проталкивают одну и ту же мысль: победителями станут страны, которые раньше других ввели карантинные меры . Те, кто рискнул ограничить передвижения и приостановить экономику даже до первой смерти от коронавируса внутри страны, потеряли меньше людей, чем запоздавшие с этими шагами или вовсе отказавшиеся от них:

Страны, которые ввели полную блокировку (запрет публичных мероприятий, закрытие школ, ограничения передвижения) до констатации первой смерти от коронавируса, в среднем на пике имели менее одной ежедневной дополнительной смерти на миллион человек. Те государства, которые ввели полную блокировку только после первых летальных исходов, получили пик в семь раз выше.

"Хорошими" названы Албания, Грузия, Казахстан, Кипр, Киргизия, Литва, Мальта, Сербия, Словакия, Узбекистан, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония (речь идет исключительно о странах Европы и Центральной Азии). "Опоздавшими" — Австрия, Азербайджан, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Дания, Германия, Греция, Италия, Испания, так называемое Косово, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словения, Франция, Черногория, Швейцария. Ряд стран, включая Армению, Болгарию, Россию, карантин не вводили, но устанавливали достаточно серьезные ограничения. Белоруссия, Таджикистан, Туркмения, Турция и Швеция обошлись символическими мерами безопасности.

Очевидно, что в начале нового витка распространения вируса Всемирный банк фактически требует от правительств вернуться к жестким мерам как можно скорее , игнорируя усталость населения и не считаясь с внутриполитическими проблемами.

Понятно, что Всемирный банк, обслуживающий интересы США, ничего не имеет против остановки производства в Европе. Поэтому каковы здесь доли реальной заботы о людях и лоббирования американского производства, сказать сложно. Но вообще, если ношение маски хотя бы теоретически может спасти кому-то жизнь, странно демонстрировать свои свободолюбие и непокорность. Весь "тоталитарный" Китай оделся в маски и перчатки — и добился возврата к экономическому росту в момент, когда "демократическая" Россия только нащупывала дно ямы.

Но будьте осторожны! Я понимаю, что когда кто-то начинает рассказывать про "вред масок", хочется сначала профилактически нанести оппоненту сильный удар кулаком в то место, где должна быть маска, а потом уже привести другие аргументы. Увы, тупые люди зачастую бывают очень сильными, так что не рекомендую прибегать к указанному методу.

Умные, но слабовольные

Заметная часть 180-страничного документа посвящена сравнению развития человеческого капитала в западной половине Евразии безотносительно к ковиду. Вообще заявленная тема влияния коронавируса раскрыта не очень подробно, это скорее рекламная этикетка: перед нами просто очередной ежегодный доклад о "качестве людей" в понимании Всемирного банка.

В целом Россия находится там на довольно приличных позициях. В частности, качество образования и его воздействия на дальнейшую жизнь признано эталонным в Финляндии, и при сравнении с нею Туркменистана, Турции и России видно, что мы намного ближе к финнам по всем основным параметрам, кроме вероятности дожития до 60 лет (у нас всего 80,4% — худший результат среди всех рассмотренных стран). Феномен колоссальной мужской смертности в нашей стране еще требует своего объяснения, одним алкоголем тут не отвертеться.


В другой таблице мы видим, что с отрывом занимаем первое место по доле граждан с высшим образованием среди 30-35-летних , и даже с учетом корректировки на среднее качество этого высшего образования мы все равно остаемся самой образованной нацией Европы и Центральной Азии.

Но образование не помогает нам избавиться от вредных привычек: по проценту курящих мы уступаем только Боснии (на последних местах — шведы и узбеки), причем мужчины уверенно лидируют, тогда как женщины в середине списка. Второе место по потреблению алкоголя после норвежцев, но тут хедлайнерами уже выступают прекрасные дамы: мужчины находятся на четвертом месте, пропуская вперед еще и французов с румынами, тогда как женщины дышат в спину норвежкам. И, наконец, мы чемпионы по женскому ожирению , тогда как мужчины у нас вполне среднестройные, не то что мальтийцы с черногорцами.

Рекомендации ВБ

Посвященная России прогнозная часть документа выглядит поверхностной не только при определении будущих доходов нынешних школьников. Там еще упоминаются странные "доходы, полученные от продажи Сбербанка ЦБ РФ", хотя государство его купило, а не продало, пусть и по весьма изощренной схеме. Но мнение Всемирного банка все равно весьма интересно — мощь этой организации трудно переоценить.


Факторы риска для здоровья. Сколько процентов взрослых страдают от ожирения, курят и пьют

ВБ констатирует, что во втором квартале 2020 года ВВП России сократился на 8% по сравнению с прошлым годом — это лучше, чем ожидалось, поскольку недвижимость и финансовый сектор показали неплохую динамику. Безработица выросла до 6,4% в августе с 4,5% в начале года — почти в полтора раза. В мае-июне экономика начала постепенно восстанавливаться, в основном за счет внутреннего спроса.

При условии широкого доступа к вакцинам примерно с середины 2021 года (Россия планирует добиться этого раньше) ожидается, что ВВП вырастет на 2,8% и 2,4% в 2021 и 2022 годах соответственно. Восстановление потребительского спроса, поддерживаемое гибкой денежно-кредитной политикой, приведет и к восстановлению всей экономики. А вот высокий уровень неопределенности, связанный с постоянным ожиданием очередных идиотских санкций, скажется на инвестициях, которые будут возвращаться очень медленно.

Россия зависит от активности в Евросоюзе и Китае: чем быстрее будут восстанавливаться партнеры, тем быстрее восстановится наш экспорт (ожидание — 4,0% и 4,8% в 2021 и 2022 годах). Бюджет, понятно, будет дефицитным, и финансировать этот дефицит будут отчасти за счет повышения налогов для добывающего сектора — я писал об этом. Вернуться к уровню бедности 2019 года удастся только в 2022-м, но существенного ее роста не ожидается.

Всемирный банк настаивает на расширении практики "вертолетных денег", примененной в России в ограниченной форме. Документ говорит о "безотлагательности реформ" по двум направлениям: охват нуждающихся в помощи людей должен быть существенно расширен, а размеры помощи им — гораздо крупнее. Мне это требование кажется недостаточно обоснованным: мы помним, как сразу после раздачи "детских денег" резко выросли продажи дешевых смартфонов. Много ли от этого приобрела русская экономика? Полагаю, что дополнительная помощь — а она необходима — должна быть предоставлена в натуральной форме. К примеру, нуждающимся можно было бы выдавать специальные карточки с суммой, которую можно потратить в магазинах исключительно на продукты питания и предметы одежды российского производства. Это не моя фантазия — подобная система социальной поддержки была разработана еще в 2015 году. Очень жаль, что не дошло до ее реализации.

Главная рекомендация России как в условиях коронавируса, так и в любых других, — прекращать курить и пить. Тогда и все остальное станет существенно лучше.

Читайте также: