Доклад о домашнем крашении ткани

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Из истории красителей.

3. Природные красители.

4. Использование красителей для крашения тканей.

5. Исследовательская работа.

«Ум заключается не только в знании,

(Аристотель).

Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых травяных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.

В своей работе я хотела показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из листьев крапивы, коры дуба, шелухи репчатого лука, гранатового сока, листьев и стеблей чистотела, а также необходимость использования моего метода в домашних условиях при окрашивании постельного белья, скатертей, полотенец и детского белья.

Введение

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения.

С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях. Знаменитые своей яркостью и многоцветием, дагестанские ковры окрашены краской, которую дают корни марены красильной. В зависимости от способа приготовления это чудесное растение окрашивает пряжу в ярко-красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый и другие цвета, отличающиеся чистотой оттенков и не меркнущие в течение многих лет.

До второй половины 19 века природные красители были единственными веществами для крашения текстильных изделий.

Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и легкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях.

Из истории красителей .

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

В русских деревнях крестьяне приготовляли их из растений, которые росли у них под рукой: на огороде, на лугу, в лесу.

В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи, в качестве малярных красок и в других целях. Для окраски тканей, а также и для косметических целей использовались растительные и животные краски.

Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества.

В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы.

Алканна — род многолетних растений семейства Asperifoliaceae, близких к известной у нас медунице. Наиболее интересна A. tinctoria, фиолетово-красный корень, которой содержит смолистое красящее вещество, растворяющееся, например, в маслах, с образованием раствора яркого красно-малинового цвета. Краситель хорошо растворяется в щелочах, даже в водном растворе соды, окрашивая его в голубой цвет, но при подкислении он выпадает в виде красного осадка. Дает окраску красивую, но весьма непрочную. Древнейшие обнаруженные в Египте выкраски алканной датируются XIV в. до н. э.

Куркума — многолетнее травянистое растение семейства имбирных. Для крашения использовали желтый корень С. longa, который высушивали и истирали в порошок. Краситель легко экстрагируется содой с образованием красно-бурого раствора. Окрашивает в желтый цвет без протравы и растительные волокна, и шерсть. Легко изменяет цвет при малейшем изменении кислотности, бурея от щелочей, даже от мыла, но так же легко восстанавливает яркий желтый цвет в кислоте. Нестоек на свету.

Марена красильная — хорошо известное растение, толченый корень которой носил название крапп. Содержащийся в краппе ализарин давал с железной протравой фиолетовые и черные выкраски, с алюминиевой — ярко-красные и розовые, а с оловянной — огненно-красные. В Египте этот краситель был в ходу, но шумеры его не знали.

Сафлор — высокорослое (до 80 см) однолетнее травянистое растение с яркими оранжевыми цветками, из лепестков которых изготовляли краски — желтую и красную, легко отделяемые друг от друга с помощью уксуснокислого свинца. Несмотря на относительную нестойкость к свету и мылу, сафлор, даже не разделяя, использовали для прямого, без протравы, окрашивания хлопка в желтый или оранжевый цвет. В Египте найдены окрашенные сафлором ткани, относящиеся к XXV в. до н. э.

Итак, что же такое крашение?

Крашение тканей проводится с целью придания ткани определенного цвета.

Различают следующие стадии крашения: 1) диффузию красителя в водном растворе к поверхности волокна; 2) сорбцию красителя активными центрами поверхности волокна; 3) диффузию сорбированного красителя в глубь волокна; 4) закрепление красителя на активных центрах волокна. Первая стадия существенно ускоряется простым перемешиванием раствора, а также созданием на поверхности волокна заряда, противоположного заряду красителя. Вторая стадия зависит от диаметра волокна и его порами, от концентрации красителя на границе фаз волокно-краситель. Эта стадия определяет равномерность окраски. Третья стадия ускоряется повешением температуры и изменением рН раствора с использованием текстильно-вспомогательных веществ. Четвертая стадия протекает достаточно быстро. Характер образуемой связи определяет глубину проникновения в волокно красителя, устойчивость окраски к стирке и зависит от вида волокна и природы красителя. Для проведения работы я брала отбеленную х/б ткань. Она относится к растительным целлюлозным волокнам. Такие волокна окрашиваются прямыми, активными, кубовыми красителями и кубозолями и азогенами. К сожалению, мне не удалось выяснить классификацию и структурные формулы наших красителей – листьев крапивы, коры дуба, стеблей и листьев чистотела, луковой шелухи, гранатового сока . Природные красители относятся к органическим соединениям.

Закрепление красителя

Для закрепления природного красителя пользуются закрепителями –протравой. Без протравки пряжа после крашения приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет. При различных закрепителях одна и та же растительная краска дает различную окраску. Для получения светлых тонов применяют квасцы, темных — хромовую протравку, медный и железный купорос. Иногда в качестве закрепителей употребляют соль, уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты.

Чувашская земля издревле славится своим уникальными цветными вышивками. Для него использовали яркоокрашенные в красные, желтые, черные цвета.

Процесс крашения очень интересен и увлекателен. Для крашения нитей, тканей, выделанных шкур и кож наши предки использовали в основном различные растения и их части: кору, листья, ягоды, шишки, корни.

Обычно сушеные растения заливали водой и так держали примерно сутки, затем нагревали в течении 1-2 часов и процеживали. В полученной краске изделия кипятили около часа. Затем полоскали и высушивали. Иногда этот процесс нужно было повторять несколько раз. Но цвета получались насыщенные и долго не выгорали. До сих пор на старинных чувашских вышивках ( а некоторым из них более 200 лет) цвета яркие, не поблекшие.

В своей работе я попыталась установить основные закономерности и принципы крашения хлопчатобумажных тканей. Я использовала доступные, дешевые, безопасные натуральные красители – листья крапивы, кору дуба, стебли и листья чистотела, луковую шелуху, гранатовый сок .

Практическая часть.

1) Получение растительных красителей из натурального сырья: листьев крапивы, коры дуба, стеблей и листьев чистотела, шелухи репчатого лука, гранатового сока.

2) Крашение тканей в светло-коричневый и темно- коричневый цвета, в желтый, зеленый и сиреневый цвета.

1) листья крапивы;

3) стебли и листья чистотела;

4) шелуха репчатого лука;

5) гранатовый сок;

Правила техники безопасности.

При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с нагревательными приборами и горячими растворами.

Ход работы:

Для проведения испытаний был приготовлен красильный раствор из 30 гр природного красителя, 3 литров воды и 30 гр.закрепителя. Природный краситель помещали в марлевый мешочек и опускали в кипящую воду на 1-2 часа. После приготовления красильного раствора мешочек вынимался из кастрюли. Затем в раствор опускали образец ткани (размером 5*5 см). Раствор помешивался стеклянной палочкой.

Крашение ткани в светло-коричневый цвет.

1) Кору дуба опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в зеленый цвет.

1) Листья крапивы опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в желтый цвет.

1) Листья и стебли чистотела опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в сиреневый цвет.

1) Опустить ткань в гранатовый сок на 1-2 часа.

2) Для закрепления цвета добавить поваренную соль.

3) Извлечь ткань из раствора и промыть её холодной водой.

4) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в темно-коричневый цвет.

1) Замочить на 3-4 часа шелуху репчатого лука .

2) Опустить в раствор ткань и кипятить 1-2 часа.

3) Добавить для закрепления цвета поваренную соль.

4) Извлечь ткань из раствора и промыть её холодной водой.

5) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

По старинным рецептам крашение х/б нитей луковой шелухой проводилось так:

Заключение.

В результате проведения исследовательской работы я получила образцы хлопчатобумажных тканей, окрашенных в следующие цвета: светло-коричневый (кора дуба), темно-коричневый (шелуха репчатого лука), желтый (листья и стебли чистотела), зелёный (листья крапивы) и сиреневый ( гранатовый сок) цвета.

Своей работой я хотела показать возможность использования природных красителей, как в лабораторных, так и в домашних условиях. Окрашивание тканей не занимает много времени, а приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. Таким способом можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи.

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.

Окрашенные ткани будут радовать глаз яркостью и разнообразием цветовой гаммы, а самое главное не причинят вред здоровью человека.

Данная работа приостановлена, а не закончена, так как процесс крашения тканей интересный и увлекательный. Результаты можно наблюдать наглядно. Жаль только, что возможности школьной лаборатории не дают проводить более полный и научный эксперимент по изучению других видов красителей.

Приложение 1

Дуб обыкновенный — Quercus robur L.

Крупное листопадное дерево с мощным развитым стволом и глубоко растрескавшейся корой (высотой до 40 м). У молодых деревьев кора гладкая, блестящая. Молодые побеги и почки красно-бурые, с густым войлочным серым или желтовато-серым опушением. Листья простые, очередные, продолговато-обратнояйцевидные, лопастные, длиной до 15 и шириной 7 см с короткими черенками, голые, блестящие, зеленые (снизу бледные) с выступающими жилками и ясно выраженными ушками при основании.

Плод - желудь с неглубокой чашевидной плюской. Цветет в конце апреля - начале мая. Плоды созревают в сентябре - начале октября. Встречается в Европейской части России до Урала, на Украине, Кавказе, в Крыму, Беларусии. Растет в смешанных лесах и образует чистые насаждения - дубравы.

Кору, заготавливают весной с молодых ветвей. Кору сушат в тени или в проветриваемом помещении. Готовое сырье - куски коры длиной 25-30 см, с поверхности слегка морщинистые. Необходимо отметить, что с увеличением возраста дерева содержание дубильных веществ в его коре снижается. Кора дуба обладает сильно выраженным вяжущим, противовоспалительным, антисептическим, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием.

Крапива двудомная — Urtica dioica L.

Многолетнее травянистое растение с четырехгранным прямым стеблем, супротивными яйцевидно-ланцетовидными крупнозубчатыми листьями. Стебли и листья имеют жгучие волоски с едкой ядовитой жидкостью. Волоски заканчиваются ломким, пропитанным кремнеземом острием.

При прикосновении к ним головки волосков обламываются, вонзаются в кожу, образуя ранку, в которую попадает ядовитая жидкость, вызывая жжение. Цветки крапивы невзрачные, однополые. Плод - орешек. Встречается по обочинам дорог почти на всей территории бывшего Союза.

Крапива — богатое витаминами и другими биологически активными веществами растение. В ней содержатся витамины С, А, Л, дубильные вещества, муравьиная кислота, гликозиды, белковые вещества, гистамин, много хлорофилла, секретин.

Из крапивы получают безвредную растительную краску — хлорофилл, которая используется в пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности.

Чистотел большой — Chelidonium majus L.

Травянистый многолетник, достигающий порой высоты 100 см Корень маловетвистый, снаружи красно бурый, внутри желтый. Стебли прямостоячие, ветвистые, внутри полые. Листья нежные, снизу голубоватые, сверху зеленые. Листовые доли округлые или яйцевидные, верхушечная - трехлопастная. Цветки золотисто-желтые, имеют двухлистовую опадающую чашечку и четырехлепестный венчик. Цветки располагаются в простых зонтиках по 3—8. Плод - одногнездная стручковидная двухстворчатая коробочка

Гранат — Punica granatum L.

Небольшое красивое дерево высотой 5-10 м, реже кустарник с блестящими узколанцетными листьями и мощной корневой системой. Ствол граната покрыт слегка растрескавшейся корой и небольшими шипами. Цветки крупные, пурпурные, собранные в пучки; в верхней части одиночные. Плоды крупные, округлые, красноватые, с кожистым околоплодником. Плод содержит от 400 до 700 семян. Семена окружены сочной, кисло-сладкой мякотью.

Окраска семян от бело-розовой до темно-красной. Цветет в мае-августе. Плоды созревают с сентября по ноябрь.

Гранат растет в субтропическом климате. Родина граната — Передняя Азия, Закавказье, Дагестан, Средняя Азия (Копет-Даг), Памиро-Алтай, а также Малая Азия. Иран и Афганистан.

Лук репчатый — Allium сера L.

Травянистое многолетнее растение, имеет простую сплюснуто-шаровидную луковицу; цветки беловатые на длинных ножках, образуют шаровидное, зонтичное соцветие. Цветет летом. Сортов много. Распространен в самых разнообразных условиях обитания, от пустынь до полярных зон Севера.

Лук репчатый очень широко культивируется, используется в пищу как овощ.

В растении содержатся белковые вещества, клетчатка, соли кальция, фосфора, микроэлементы, сахара, эфирное масло, в состав которого входят сульфидные вещества, обладающие слезоточивым действием.В состав лука входят гликозиды, инулин, фитин, ферменты, витамины С, A, Bi, B2, РР, и что очень ценно, в листьях и луковицах обнаружены фитонциды, угнетающие рост патогенных микроорганизмов.

Список использованной литературы.

Необходимость покрасить ткань появляется очень часто. К этой процедуре могут прибегать по разным причинам. Любимая одежда выцвела, полиняла, неправильно выведенное пятно осталось на ткани и пр.

Очень часто к окрашиванию материалов прибегают профессиональные рукодельницы. Например, создатели текстильных кукол не могут найти необходимую ткань нужного цвета или старая вещь, которую решено использовать в работе, не подходит по гамме. В любом из этих случаев можно обратиться к профессионалам, то есть отнести вещь или полотно в химчистку, которая предоставляет эти услуги. Но можно покрасить материал дома, ведь сделать это не так уж и сложно.

Как подготовить ткань или вещь к окрашиванию?

Правильная подготовка материала – это половина успеха окрашивания. Поэтому подготовительному этапу стоит уделить не меньше внимания, чем самому процессу покраски. Так с чего же начать? Готовое изделие покрасить равномерно сложнее, поэтому рассмотрим сначала этот вариант:

После того, как вещь подготовлена к окрашиванию, нужно определиться, какими именно красителями будем пользоваться. Есть два варианта: синтетические и натуральные.

Окрашивание синтетическими красителями

Эти составы продаются в специализированных магазинах. Тут важен один момент: выбрать нужно подходящий краситель для вида и состава ткани. Это гарантирует равномерное окрашивание и получение желаемого цвета.

При использовании готовых красителей обязательно нужно следовать инструкции, которую каждый производитель печатает на пачке. Самодеятельность и отступление от рекомендаций в этом случае могут привести только к тому, что вещь или материал будут безнадежно испорчены.

В какие цвета можно окрасить одежду натуральными красителями

Сейчас модно все экологичное и натуральное . Поэтому многие предпочитают пользоваться рецептами наших предков. В давние времена не было химических веществ, а одежда была пестрой и яркой. Вещи, которые хранятся в музеях и сундуках, не утратили свой цвет, что говорит о качестве природных пигментов.


Если одежда обветшала или выцвела – не стоит ее выкидывать! Ее можно восстановить, вернуть краску и сделать ее пригодной для ношения. Промышленные пигменты имеют высокую цену, а дешевые могут быть опасны для здоровья. Поэтому лучший выход – покрасить натуральными красителями. Возможно, даже не понадобится ничего покупать. Многие краски можно найти в огороде или саду. А вот какими методами это делать — написано ниже.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Цвета из натуральных красителей

Что такое натуральные красители для ткани? Это пигмент, который находится в растениях. Как правило, он безвредный, но некоторые могут давать реально хороший эффект. Насыщенность покрытия будет не хуже, чем от химического, но вот цена и полезность – намного выше.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Бежевый и кремовый

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

В случае с кофе, понадобится самый обычный сублимированный и быстрорастворимый. По отзывам, лучше всего подходит Jacobs и Nescafe. Они содержат много пигмента, поэтому окрашивание произойдет очень быстро.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Стоит отметить, что данное тонирование несмывающиеся. После стирки тон не поменяется, поэтому многие используют этот доступный метод. Но тут есть другая особенность: концентрация. В зависимости от количества кофе в растворе, тон будет иметь разную сочность. Лучше заранее выбрать пропорции и потренироваться на кусочках ненужной белой ткани.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Также красящие продукты есть и в чае. Но с ним ситуация другая. Здесь понадобится чай с очень хорошей способностью завариваться. Нужно, чтобы он отдавал весь краситель прямо в воду, поэтому пакетированный Lipton, например, не подойдет.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Желтый

Часто для этого используют листья березы. Тон получается на удивление ярким и насыщенным. Краситель для ткани в желтый цвет может быть и пастельным. Для этого хорошо подходят корни и кора барбарисового куста. Но, так как это растение мало распространено — способ применяют редко.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Кора крушины также неплохо тонирует. Причем в зависимости от ее влажности, оттенок будет разный. Свежая дает красивый желтый тон, устойчивый и долговечный. Сухая же создает оттенок ближе к коричневому.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Горькая полынь прекрасно окрашивает полотно в соломенный. Но чаще всего его смешивают с квасцой. Так можно добиться лимонного цвета.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Синий

Здесь в ход идут ягоды. Так как покрасить ткань в домашних условиях нужно на долгое время, подойдет черника и ежевика. Эти ягоды обладают очень въедливым естественным пигментом, который даже от рук не отмывается. Получается красивый оттенок, который вполне подойдет для молодежной одежды. Но есть и свои трудности – равномерность. Практически невозможно добиться равномерного окрашивания, так как где-то сока будет больше, а где-то меньше. Даже последующая стирка не помогает в этом. Можно добавить также черный из смородины.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

В этом случае можно взять траву Иван-да-Мария. Их природные краски по ткани очень хорошо ложатся. Цветки сочные, их них легко добыть пигмент. При большой концентрации, цвет станет насыщенно синим.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Хороший результат показывает и обычная зеленка. В концентрированном состоянии она зеленая, но при разведении получает голубоватый тон. Такие краски для ткани слабые, не дадут сильного оттенка. Но можно получить голубоватый флер.

Зеленый

Можжевельниковые ягоды прекрасно подходят для ткани в качестве красителя. Но, в отличие от других ягод, забрать пигмент непросто. Понадобится выварка с увеличением концентрации. Только так одежде или простыне придается насыщенный цвет.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Зелень – доступный и простой пигмент. Петрушка, руккола, шпинат, щавель, кинза содержат в себе много насыщенной краски, которая легко перейдет на ткань. Но здесь нужно быть осторожным, так как в шпинате и щавеле содержится кислота, а она может повредить нитки.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Еще более простой вариант – та же зеленка. Ее нужно просто развести в воде и опустить туда вещь. Нельзя просто красить зеленкой – цвет получится неровным и мутным.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Красный

Как получить красный? Любые красные ягоды отлично подойдут на роль красителя. Но, чтобы не тратить клубнику или малину, лучше взять бузину. Ее пигмент намного сильнее и мощнее, в сравнении с другими ягодами, а цена ниже. Она подойдет, если цвет должен быть максимально ярким и насыщенным.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Луковая шелуха (как для пасхальных яиц) окрасит полотно в красно-коричневый тон. При этом сделает равномерное тонирование. Такие природные красители также высоко ценятся из-за устойчивости. Отстирать краску будет невозможно и вещь навсегда останется красно-коричневой.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Оранжевый

Оранжевых пигментов практически нет, поэтому единственный вариант – облепиха. Но ее хватит, чтобы затонировать целый пододеяльник. Облепиховый краситель очень яркий, он проникает в структуру нити очень глубоко и практически не вымывается.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Его можно регулировать. Немного смягчить тон поможет цедра лимона и апельсина. В совокупности они дают небольшое уменьшение интенсивности оттенка. Также можно окрасить ткани только цедрой. Но тогда эффект будет слабовыраженным.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Необычные цвета

Кроме стандартных цветом вполне можно сделать и другие, более интересные и необычные.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

  1. Горчичный. Очень красивый и сдержанный тон. Его не получится сделать горчичным порошком, так как тот не имеет свойств окрашивания. А вот куркумой это вполне возможно сделать. Важно правильно выбрать концентрацию, чтобы оттенок получился не блеклым, но и не слишком ярким.
  2. Пряный. Для этого понадобится корица, либо в виде порошка, либо палочкой. Ее нужно хорошо проварить в воде, а затем положить туда ткань. Бульон напитает поры ниток и цвет получится долговечным.

Также интересно выглядит мраморный окрас. Для этого ткань сильно сминается и кладется в небольшую посуду с красителем. На сгибах пигмент проникает иначе, от чего появляются характерные прожилки. Затем ее нужно высушить на батарее до полного высыхания.

Натуральные красители для окраски ткани в домашних условиях

Крашение — процесс нанесения красителя на текстильный материал, в результате чего материал изменяет свой цвет.

Согласно современной теории процесс крашения состоит из нескольких фаз: 1) адсорбции, 2) диффузии, 3) фиксации красителя на волокне. В первый момент после погружения текстильного материала в раствор красителя отдельные молекулы или ионы красителя адсорбируются на внешней поверхности волокон. Затем одновременно с адсорбцией происходит медленная диффузия красителя внутрь волокон и фиксация его на внутренней поверхности волокон. Чем меньше размер частиц красителя и чем больше набухает волокно, тем скорее частицы красителя проникают в толщу волокна.

Крашение текстильных материалов является сложным процессом, зависящим от целого ряда факторов: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, добавок электролита, температуры красильной ванны и др.

Крашение текстильных материалов производится главным образом синтетическими красителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску; являются безвредными для человека; не ухудшают свойств волокон.

В настоящее время применяют следующие группы красителей:

1) кислотные — растворимые в воде, окрашивают белковые и полиамидные волокна;

2) кислотно-протравные — растворимые в воде, окрашивают белковые волокна;

3) прямые (субстантивные) — растворимые в воде, окрашивают целлюлозные, белковые и полиамидные волокна;

4) кубовые — нерастворимые в воде; с помощью восстановителей их переводят в лейкосоединение, хорошо растворяющееся в щелочах, и после этого они легко усваиваются волокнистыми материалами; окрашивают главным образом целлюлозные волокна;

5) сернистые — нерастворимые в воде, но при восстановлении легко растворяются в щелочах, окрашивают целлюлозные волокна;

6) азокрасители — нерастворимые в воде; окрашивание производится путем синтеза красителя непосредственно на волокне; окрашивают целлюлозные волокна;

7) черный анилин — окрашивание производится путем образования красителя на волокне при окислении анилина в присутствии катализатора; окрашивают главным образом целлюлозные, реже белковые волокна;

8) активные (процио новые) — растворимые в воде; окрашивают целлюлозные волокна;

9) красители для ацетатных, синтетических и других волокон.

Схема жгутовой красильной машины

Рис. VII-34. Схема жгутовой красильной машины.

Кислотные красители.

Интенсивность процесса крашения кислотными красителями зависит от рН среды; чем ниже рН, тем больше электростатическое взаимодействие между красителем и волокном и тем быстрее происходит выбирание красителя из ванны. Однако, быстрое накрашивание волокна вызывает неровноту окраски, поэтому процесс крашения регулируют, т. е. подбирают соответствующую кислоту (серную, уксусную). Крашение обычно проводят в жгутовой красильной барке. Ткань 1 (рис. VII-34) заправляют на большой овальный 2 и малый 3 валики и сшивают в виде жгута. При крашении благодаря принудительному вращению вала 2 происходит непрерывное перемещение ткани в барке.

Технология крашения кислотными красителями состоит в следующем.

Ткань (4—8 кусков) помещают в барку с водой при температуре 40°С и заливают раствором красителя. При 45—50°С в барку вводят кислоту и продолжают нагревать до 90—100°С. При этой температуре в течение 1—2 ч ткань окрашивается при полном выбирании красителя.

Кислотные красители дают яркую, сочную, но непрочную к свету, стирке и трению окраску.

Кислотно-протравные (хромовые) красители. Эти красители относятся к кислотным, но в отличие от первых для усиления прочности окраски производят хромирование до крашения, в момент крашения, а чаще всего после крашения. В последнем случае ткань окрашивают кислотным красителем обычным путем. Затем ванну охлаждают до 60°С и в нее вливают раствор хромпика (30—50% от веса красителя). После этого ванну опять нагревают до 90—100°С и при этой температуре обрабатывают ткань 30—40 мин. Прочность окраски получается значительно выше, чем при кислотном крашении. Однако прочность волокон при этом способе крашения несколько снижается.

Прямые красители.

Прямые красители непосредственно окрашивают текстильные материалы. Причем целлюлозные волокна хорошо окрашиваются в слабощелочной среде, белковые — в слабокислой. Крашение хлопчатобумажных материалов в темные тона производится обычно на роликовых красильных машинах (рис. VII-35). Материал в расправку накатывается на один из валов роликовой машины и одновременно замачивается в барке с теплой водой. Затем в барку машины вливают раствор красителя и перекатывают ткань через барку с красителем с одного вала на другой и обратно в течение 40—60 мин. После этого ткань промывают.

Роликовая красильная машина

Рис. VII-35. Роликовая красильная машина.

Крашение хлопчатобумажных тканей в светлые тона производится на плюсовках. Ткань 1 (рис. VII-36) проходит через ящик 2 с красителем, затем под прижимные валы 3 и далее поступает на сушку.

При крашении шерстяных тканей ванну с красителем доводят до кипения и красят 1—1,5 ч. Затем ванну охлаждают, а ткань промывают. Прочность окраски невысокая. Чаще всего прямые красители применяют для крашения полушерстяных тканей. Для получения равномерной окраски применяют двухванный способ. При этом вначале ткань красят кислотным красителем для шерсти, а затем прямым для хлопка.

Наиболее широко прямые красители применяют для крашения натуральных шелковых тканей, так как они дают более прочную окраску, чем кислотные.

Шелковые ткани красят в нейтральной среде (в средние и темные цвета) или слабощелочной (в светлые цвета) при температуре 90—95°С в течение 1 ч. Затем ткань промывают умягченной водой и обрабатывают в ванне, содержащей 5 г/л уксусной кислоты.

При крашении прямыми красителями ткани получают окраску яркую, сочную, но неустойчивую к мокрым обработкам и к свету. Поэтому в последнее время для тканей, окрашенных прямыми красителями, в целях повышения прочности окраски применяют обработку закрепителями ДЦУ или ДЦМ.

Сернистые красители.

Сернистые красители не растворимы в воде и других растворителях, однако обладают способностью при восстановлении переходить в лейкосоединение, которое растворяется в щелочах и хорошо усваивается волокном. На этом основана технология крашения сернистыми красителями.

Плюсовка

Рис. VII-36. Плюсовка.

Восстановление обычно проводят с помощью сернистого натра. Процесс крашения протекает таким образом. При действии восстановителя происходит распад дисульфидной группы сернистого красителя — S — S — с образованием лейкосоединения по схеме:


Лейкосоединение легко растворяется в щелочи с образованием натриевой соли:


Полученный щелочной раствор лейкосоединения сернистого красителя хорошо усваивается волокном. При последующей промывке холодной водой, кислород, растворенный в воде, окисляет поглощенное волокном лейкосоединение и переводит его на волокне в нерастворимое состояние.

Крашение хлопчатобумажных тканей проводится на проходных аппаратах, где процесс крашения и промывки идет непрерывно. Ткани одежные неотбельные предварительно замачивают в растворе едкого натра, а легкие отбеленные сразу поступают в красильный раствор, состоящий из сернистого красителя, растворенного в сернистом натре. Крашение продолжается в течение 35—90 сек при температуре около 100°С. Затем ткань отжимают и она поступает на промывку холодной, потом горячей и опять холодной водой. Цвет окрашенных тканей тусклый, а прочность окраски средняя. Необходимо иметь в виду, что прочность тканей, окрашенных сернистым черным красителем, при длительном хранении несколько снижается. Объясняется это тем, что со временем происходит окислительный распад сернистого черного красителя с образованием серной кислоты, которая разрушает целлюлозные волокна.

Кубовые красители.

Эти красители не растворимы в воде и других растворителях, но при восстановлении, так же как и сернистые, образуют лейкосоединения, растворимые в щелочах и усваиваемые волокнами. Восстановление кубовых красителей производят гидросульфитом натрия. Процесс крашения, например, красителем индиго происходит следующим образом.

Индиго с помощью гидросульфита натрия восстанавливается с образованием лейкосоединения:


индиго (синего цвета);


лейкосоединение (белое индиго).

Полученное лейкосоединение бесцветное (белое индиго), легко растворяется в щелочах с образованием натриевой соли лейкосоединения:



При обработке ткани щелочным раствором лейкосоединения оно хорошо усваивается волокном. При последующем окислении лейкосоединение непосредственно на волокне переходит в исходный нерастворимый краситель — индиго синего цвета. Крашение кубовыми красителями производят на проходных аппаратах. Ткань в расправленном виде поступает в красильную барку, где в течение 25—30 сек подвергается действию красильного раствора, затем отжимается и в течение 30—45 сек проходит по воздуху. При этом лейкосоединение окисляется и переходит в исходный краситель. Затем цикл перечисленных выше обработок повторяют еще раз, после чего ткань промывают.

Кубовые красители применяют для крашения материалов из целлюлозных волокон.

В настоящее время для получения большей ровноты окраски кубовыми красителями применяют суспензионный способ крашения. По этому способу нерастворимый кубовый краситель без предварительного восстановления наносится в виде суспензии на материал, затем его восстанавливают непосредственно на волокне, пропуская через восстановительный раствор. После этого производят окисление восстановленного красителя непосредственно на волокне.

Азокрасители (холодное крашение).

Крашение азокрасителями происходит путем образования красителя непосредственно на волокне при сочетании двух его составляющих: азосоставляющей (азотол) и диазосоставляющей (амины) по схеме:

диазосоставляющая азосоставляющая краситель

диазосоставляющая азосоставляющая краситель.

При крашении азокрасителями ткань предварительно пропитывают щелочным раствором азосоставляющей при температуре 60—70°С. После сушки азотолированную ткань пропускают через холодный (ледяной) раствор диазосоставляющей. После отжима ткань проходит зрельник, где происходит окончательное сочетание азо- и диазосоставляющей. После этого ткань промывают и сушат.

Активные (проционовые) красители.

В последнее время для крашения материалов из целлюлозных волокон применяют новый вид красителей — активные. В отличие от других они прочно соединяются (связываются) с целлюлозой. Дело в том, что активные красители в своем составе имеют атомы С l, которые в слабощелочной среде легко реагируют с гидроксильными группами целлюлозы с образованием соединения типа простого эфира целлюлозы.

При крашении активными красителями ткань обрабатывают раствором, содержащим краситель (15—30 г/л) при 30°С в течение 30 мин. При этом краситель сорбируется целлюлозой, но химически с ней не соединяется. Затем в ванну добавляют щелочь и в щелочной среде идет химическое соединение красителя с целлюлозой. Ткани, окрашенные активными красителями, характеризуются окраской прочной к свету и мокрым обработкам.

Красители для ацетатных и синтетических волокон. Красители этой группы являются нитро-, амино- и гидроксилпроизводными азосоединений. Некоторые из них не растворимы или мало растворимы в воде и применяются в виде тонких суспензий, другие — способны растворяться в воде, и технология крашения этими красителями сходна с крашением прямыми красителями.

Крашение красителями, нерастворимыми в воде, производят следующим образом. Предварительно готовят суспензию красителя, для чего затирают порошок красителя в пасту со смачивателем ОП-10 и далее разбавляют умягченной водой. Ткань загружают в барку и вначале обрабатывают смачивателем ОП-7 или раствором сульфонола при температуре 60°С. Затем ткань промывают, а в барку подают суспензию красителя и красят постепенно, повышая температуру до 60°С. После этого следует промывка и обработка раствором глицерина или ализаринового масла.

Ткани, окрашиваемые растворимыми красителями, получают окраску, устойчивую к стирке.

Читайте также: