Доклад о бардах ростовской области

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поэты Донского края

Основная часть______________________________________стр. 4 - 9

Список литературы_____________________________________стр. 11

Актуальность темы очевидна, так как каждый из нас должен знать творчество своих земляков,возрождать интерес к творчеству донских поэтов, воспитывать молодое поколение на примере мужества, отваги в творчестве поэтов. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила рассказать о наших поэтах - земляках.

- познакомиться створчеством поэтов Донского края;

- проследить основные мотивы в творчестве поэтов.

- на основании изученных материалов выявить основные мотивы в творчестве поэтов;

- прививать любовь к Донскому краю через изучение творчества поэтов.

Гипотеза, которую я выдвигаю: творчество поэтов – земляков проникнуто любовью к Донскому краю, своим землякам. Интерес к литературе Донского края, углубленное его изучение явились фактором, определившим выбор темы моей исследовательской работы.

В связи с этим я поставила проблемный вопрос: каковы основные мотивы в лирике донских поэтов?

- для чего надо изучать творчество донских поэтов?

- чему учат их произведения?

Объектом своего исследования я определяю творчество поэтов, предмет исследования – их лирика.

У нас у всех на слуху: мы призваны возродить духовную мощь России, ее многовековую культуру. Вернуть к жизни имена всех, кто во времена недавние и далекие внес свой вклад во имя нравственного здоровья русского народа. Как это сделать? Какие рычаги привести в действие? Каким огнем отогреть заледенелые наши души? Ответ один: СЛОВОМ! Живым, незатасканным, вдохновенным, искрометным, мудрым простым, как правда! Не следует забывать никогда, что прежде материального творения мира, что сказано в Библии – книге всех книг – было СЛОВО.

Этими словами, вынесенными в заголовок, Владимир Высоцкий огненно подчеркнул, что поэты, если их дар от Бога, удивительно чутки к любым переменам в нашем обществе. Стихи несут на себе печать времени тяжкого, смутного, трагического. Но от них веет жизнелюбием, верой в творчество добра, они не позволяют опускаться и унывать, зовут к стойкости и осмыслению всего, что обрушилось на нас.

Поэзия, любовь моя!
Как женщина, прекрасна,
Ты столько мучила меня
И столько понапрасну!
Но если я когда-нибудь
Твоим любимцем стану,
Со мною ласкова не будь,
Когда расти устану.
Пусть буду снова нелюбим,
Но, как ни говори там,
Почётней быть рабом твоим,
Чем праздным фаворитом.

Да, сейчас возрастает доверие к стихам. Кто-то сказал: мы, люди, а поэтому в особенности призваны всю жизнь сдавать экзамен по науке жертвовать собой. И поэтому в России поэт больше чем поэт, и мы знаем, что наш родной край богатразнообразием мотивов в творчестве донских поэтов.

Стихи же Валерия Рюмина проникнуты не мотивами искреннего сомнения, а, в основном, любовью к женщине:

В этом городе мы повстречались.
Не вчера ли там осень была?
Не заметили — годы промчались,
Не заметили — юность прошла.
Кто ответит, зачем так случилось?
Молчалива листва, как тогда.
В этом городе мы разлучились
Не надень, не на год — навсегда.
Он засыпан листвою опавшей,
Как и прежде. Зачем вспоминать?
В этом городе юности нашей
Я тебя не смогу отыскать.

Творчество же его отца, Павла Рюмина, проникнуто мотивами любви к Родине, как к большой, так и малой. Подтверждением моих исследований считаю стихотворение:

Мало ли пройдено.

Чем Малая Родина,

Народился и рос.

Особенное место в творчестве Павла Рюмина занимает тема Великой Отечественной войны. Строки этого стихотворения пронзили меня насквозь, заставив задуматься над суровостью этой войны:

Суровый февраль сорок третьего года -

Морозец кусает за щеки и нос.

Под серым, грозящим бедой, небосводом

Распластан от взрыва Буденновский мост.

От ферм перебитых окалиной пахнет,

Глушенная рыба придавлена льдом.

Снаряд дальнобойный нет-нет, да и ахнет,

Обломок железа под ветром метельным

Еще после взрыва горячий, как печь.

Приказ командарма был краток предельно:

Чего бы ни стоило, мост уберечь!

Прогоны ложатся на плечи саперов,

Прямой на Миус открывается путь.

Здесь руки мои примерзали к опорам

И дважды пришлось под бомбежкой тонуть.

Пробитый навылет осколком снаряда

Я в щель одиночную камнем упал .

Потом перед строем - с танкистами рядом -

Медаль мне вручал боевой генерал.

Так значит, жди возмездья и расплаты.

Но как, однако, зло объединилось!

И почему в своём родном краю

душа болит и, словно Божью милость,

о честной смерти Родину молю?

Не миновать какой-то новой жертвы

во имя новой веры и любви,

об этом воют мировые ветры,

но – жертва, значит, снова на крови!

А Белое клокочущее море

бьёт в берега, и пена волн седых

шуршит и шепчет: «Ты забыл, что горе

Не буду комментировать это стихотворение. Скажу лишь, что эти потрясающие строки родились в пламенной душе, где каждое слово – точный выстрел в наш, терпимый всеми нами, национальный позор.

Произведения же моей землячки Зои Никифоровны Бочаровой очень искренние, добрые, светлые и при этом всегда патриотические.

Девчонки из бригады фронтовой!

Пусть память позовет вас в сорок третий.

Нас леденил мороз, глушил нас бомбы вой -

За магистраль лишь мы одни в ответе.

Разруху одолеть в недельный срок.

Ведь фронт и тыл - родные братья были.

Чтоб день и ночь вливался грузов ток,

Артерии питая мощной силой.

Бойцы трудфронта, мы, как на войне,

Сдержали слово, радуясь по-детски.

И праздник тот нам дорог был вдвойне:

Шел первый эшелон

В День армии советской.

Особое место в ее лирике занимает тема женщины, матери. Эти стихи пронизаны болью, грустью, так как она очень рано потеряла родную маму и знает не понаслышке, как это тяжело без теплых материнских рук и ласки.

Основная отличительная особенность стихотворений Анатолия Владимировича Софронова – музыкальность. Большая часть стихов положена на музыку местными и известными в стране композиторами. Песнями стали многие стихи поэта.

Вторая отличительная черта творчества Анатолия Софронова – умение раскрыть в своих произведениях любовь к Донскому краю, к казачьим традициям. Отсюда чистота и теплота стихов, ясность выражения мысли, та простота, которая делает поэзию естественной, как воздух, как небо и солнце.

Есть два типа поэзии – поэзия открытия и поэзия узнавания. Вторая, когда, читая стихи, ловишь себя на мысли, что ты так думал и чувствовал, но выразил всё, в том числе и твоё, сокровенное, - поэт. В нашем случае – Анатолий Софронов:

Как можно жить, не зная точно,
Откуда ты и кто ты сам?
Кому обязан каждой строчкой,
Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?
Откуда в люди вышел ты?
Кто в жизни дал тебе наказом
Неразводимые мосты,
Соединившие навеки
Тебя с отцовскою землей?
Откуда ты считаешь вехи
Дороги долгой и крутой?!
И не ищите, не ищите
Меня в какой стране другой:
Нуждаясь в ласке и защите,
Я возвращаюсь в край родной.
И вот дышу, дышу, вдыхая
Дымок рыбачий над костром,
Смотря, как пламя полыхает
Под искрометным ветерком.
Нет, не ищите, не ищите, -
Я сам всегда сюда иду,
Донской земли старинный житель,
Без этих зорь я пропаду!
Пусть опадает клен багряно,
Теряя листья на ветру.
Осенней ночью ноют раны,
Лишь затихая по утру.
Когда кричат разноголосо,
Росой умывшись петухи,
Опять рождаются без спроса,
Без принуждения стихи.

Клянусь тебе до гроба,

Святой земли твоей,

Что буду для тебя

Творить добро поэзией своей.

Эти слова созвучны с каждым стихотворением, вошедшим в сборник.

Журавушкой стоит осиротело

Где я когда-то рос.

В нем жаворонком

В шелесте берез.

Нас было мало, слишком мало.
От вражьих толп темнела даль.
Но твердым блеском засверкала
Из ножен вынутая сталь.
Последних пламенных порывов
Была исполнена душа,
В железном грохоте разрывов
Вскипали воды Сиваша.
И ждали все, внимая знаку,
И подан был знакомый знак…
Полк шел в последнюю атаку,
Венчая путь своих атак.


С 1992 года российские авторы-исполнители создали свою ассоциацию. Она стала первым творческим союзом людей, объединенных идеей формирования общественного сознания. Ассоциацию бардов России (АРБА) на тот момент представляли 30 авторов. Сегодня их гораздо больше. В предлагаемой статье будут названы наиболее известные барды России, по данным "Комсомольской правды".

Ушедшие представители великой эпохи

У истоков бардовского движения стоят мэтры, многие из которых ушли из жизни во времена, когда Россия еще входила в состав Советского Союза. Среди них:

  • Юрий Визбор. Покинул наш мир в 1984-м году в возрасте 50 лет. Имеющий литовско-украинские корни автор-исполнитель всю свою жизнь был связан с Москвой и считал себя русским. Даже специальность он выбрал особенную - учитель российской словесности. Известный как журналист, сценарист и актер Юрий Визбор, к тому же, был спортсменом-альпинистом, покорившим не одну вершину. Он написал более трехсот песен, до сих пор остающихся популярными: "Серега Санин", "Домбайский вальс", "Милая моя".
  • Владимир Высоцкий. Его не стало в 1980-м. Легендарному певцу, создавшему более 800 произведений, было всего 42 года. Его популярность в народе со временем нисколько не ослабевает. Он создал ряд незабываемых образов как на сцене, так и в кинематографе. Среди его лучших песен - "Братские могилы", "Кони привередливые", "Песня о друге".
  • Булат Окуджава. Родившийся в армяно-грузинской семье, Булат Шалвович дожил до 73 лет. Из жизни он ушел в 1997-м. Бывший фронтовик, он по праву считается основоположником авторской песни. Барды России признают его авторитет и до сих пор исполняют лучшие произведения: "Грузинская песня", "Ваше благородие", "Союз друзей".

Барды России: Булат Окуджава

Непререкаемые авторитеты

Ушедшие из жизни барды России, список которых будет представлен ниже, - гордость национальной культуры:

  • Виктор Берковский. Уроженец Украины, он дожил до своего 73-го дня рождения. Профессиональный ученый, Виктор был выдающимся композитором и прославился не только как самостоятельный автор, но и член творческого коллектива, в который входили Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев. Среди его наиболее популярных песен - "Гренада", "Под музыку Вивальди", "На далекой Амазонке".
  • Новелла Матвеева. Поэтесса и автор песен скончалась в 2016-м, ей был 81 год. Она оставила после себя огромное наследие, а среди ее песен особой популярностью пользуется "Девушка из харчевни".
  • Ада Якушева. Уроженка Ленинграда прожила длинную жизнь. Она скончалась в возрасте 78 лет в 2012-м и хорошо известна как самобытная и интересная поэтесса. Многие барды России исполняют ее произведения. Например, Варвара Визбор подарила новую жизнь песне "Ты мое дыхание".
  • Юрий Кукин. Поэт-песенник ушел из жизни в 2011-м, ему было 78. Уроженец Ленинградской области начинал свою карьеру как спортсмен, но впоследствии стал профессиональным артистом Ленконцерта. Наиболее известные песни автора - это "Канатоходец", "За туманом", "Весенняя песня".

Новелла Матвеева

Ныне здравствующие мэтры

Лучшие барды России участвуют в слетах авторской песни в качестве членов жюри. В августе в Самарской области прошел 50-й фестиваль им. В. Грушина, собравший элиту из числа членов АРБА. Среди них особое место занимает Александр Городницкий, который в марте отметил свое 85-летие. Автор по-прежнему в строю и радует слушателей своими лучшими произведениями. Это "Перекаты", "Атланты" и другие.

60-летний Алексей Иващенко долгое время выступал в дуэте с Г. Васильевым ("Глафира", "Девятый вал"), но в двухтысячные годы их творческий союз распался. Однако автор и исполнитель все еще в рядах лучших бардов России, радует слушателей новыми песнями, среди которых "Нержавейка" и "Самый лучший в мире я".

Многие являются поклонниками творчества 65-летнего Леонида Сергеева, автора "Дорожной", "Старого дома" и "Истории", а также 74-летнего Сергея Никитина, чьи песни украсили любимые фильмы россиян - "Иронию судьбы", "Почти смешную историю", "Тихие омуты".

Александр Городницкий

Автором песни "Как здорово", ставшей гимном большинства фестивалей авторской песни, является 62-летний Олег Митяев. Барды России считают его неоспоримым авторитетом, который, как правило, завершает концертные программы. Его легко узнают по любимым произведениям: "Соседка", "Лето - это маленькая жизнь".

К авторам-исполнителям можно отнести и Александра Розенбаума, который добился значительных успехов на отечественной эстраде. Его "Вальс-бостон", "Утиная охота", "Бездомная комната" и другие произведения входят в золотой фонд отечественной культуры.

Лучшие барды России - женщины

Вероника Долина

В список лучших авторов-исполнителей следует внести 62-летнюю Веронику Долину. Мать четырех детей, она создала уникальную коллекцию очень женских произведений, количество которых достигает пятисот. У Вероники Долиной издано 19 сборников стихов, она является лауреатом множества литературных премий.

Барды России - представители обширного пласта русской музыкально-песенной культуры, получившей свое развитие с начала 50-х годов прошлого века.

Бард, это автор и исполнитель песни в одном лице, последовательный в своем творчестве. Песни бардов в России отличаются разнообразием жанра и стиля. Кто-то поет шутливые частушки, кто-то старается своими песнями тронуть романтические чувства слушателей. Многие барды России используют тематику своих песен с целью достижения сатирического эффекта.

барды россии

Владимир Высоцкий - народный артист, русский бард

Есть в России исполнители авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них - Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа - это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.

Начинается песня - и персонаж оживает. ЯК - истребитель, боевой самолет, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.

Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть "дворовые", "лирические", "спортивные", "военные". Каждая песня – шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.

лучшие барды россии

Булат Окуджава

Булат Окуджава - еще один выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни, главным из которых считается речитатив "Нам нужна одна победа" из кинофильма "Белорусский вокзал".

Булат Окуджава был первым российским бардом, которому разрешили выступить со своими авторскими песнями. Это событие имело место в 1961 году. На следующий год Булата Шалвовича приняли в члены Союза писателей СССР. В 1967 году, в ходе своей поездки во Францию бард записал двадцать песен, которые были изданы в Париже под названием Le Soldat en Papier. В семидесятых годах пластинки с песнями Булата Окуджавы стали выходить и в СССР.

список бардов россии

Лучшие барды России

Визбор Юрий – педагог по профессии, бард по призванию, альпинист, горнолыжник и журналист. Автор многочисленных песен о горных вершинах, восхождениях и сплавах по горным рекам. Из под пера Юрия Визбора вышла культовая песня студенчества и всей молодежи 60-х годов "Ты у меня одна". Сообщество "барды России" возникло по инициативе Визбора.

Евгений Клячкин, инженер-строитель, поэт, бард, романтик, автор трех сотен песен. В 1961 году, в возрасте 17-ти лет, написал свою первую песню "Туман" на стихи Константина Кузьминского. С этого дня начался творческий путь российского барда Евгения Клячкина. Первое время он писал песни на стихи Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. Цикл песен, собранный из романсов, исполняемых персонажами поэмы "Шествие" И. Бродского, до сих пор считается вершиной авторской песни.

песни бардов

Жанна Бичевская, звезда авторской песни

Жанна Бичевская - певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале "Олимпия" при аншлагах.

Александр Галич - российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества "барды России". Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а "Матросская тишина", написанная Галичем в 1958 году для театра "Современник", увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского - романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.

советские барды

Семейный дуэт

Никитины, Сергей и Татьяна - семейный дуэт бардов, их музыка звучит во многих фильмах и театральных спектаклях. Наиболее известная песня Сергея Никитина - "Александра" - прозвучала в популярном фильме режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По образованию Никитин - физик, окончил МГУ в 1968 году, является кандидатом физико-математических наук. Пишет песни, начиная с 1962 года, на стихи Пастернака, Шпаликова, Багрицкого, Вознесенского, Евтушенко и других русских поэтов. В студенческие годы Никитин руководил квартетом физиков МГУ, а позже стал худруком квинтета физического факультета, где и познакомился с Татьяной Садыковой, ставшей впоследствии его женой.

Советские барды

Все российские барды шестидесятых и семидесятых годов могут называться "советскими", поскольку они жили и работали при советской власти. Однако этот эпитет мало о чем говорит, исполнители авторской песни не могут характеризоваться ни общественным строем, ни политическими условиями – это люди искусства, свободные в своем творчестве.

Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР.

Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.

Главной особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который не является профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, является и непременным исполнителем своего сочинения под гитарный аккомпанемент. Важно ещё отметить, что авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции главное место, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Данные музыкальные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все: от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.

Авторскую песню еще можно назвать формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присущи особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей.

История возникновения авторской песни

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №1

Позднее, во времена средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые, подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам, воспевали любовь к Прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, в Украине – кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами-сказителями.

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №2

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №3

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

Тем не менее, в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова:

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, так и самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

В начале 80-х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее, благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90-х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей, и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

Известные исполнители авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.

Читайте также: