Доклад новые подходы в обучении

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Главная задача моя, как учителя, – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому способствуют активные формы и методы обучения.

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
За 18 лет своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Современный урок в школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.

В своей работе я применяю диалоговое обучение, которое помогает мне:
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
- Оценить общую активность детей.
Одна из главных целей урока литературы – воспитание грамотного компетентного читателя с высоким уровнем языковой культуры. Поэтому необходима реализация личностно - ориентированного подхода к учащимся и совместная деятельность. Уроки литературы призваны развивать самостоятельность, творчество, формировать навыки речевого общения, ведения диалога, личностное отношение к изучаемому, ответственность за сохранение культуры, осознание единства, общества, человека, его деятельности и культуры.
На уроке литературы осуществляется преимущественно диалоговое общение. Например: 1)диалог учащихся с автором изучаемого текста;

2) диалог учителя с учениками;

3) диалог учащихся как читателей друг с другом;

4) диалог учеников с автором учебника.

Исходя из этого, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности, которая основывается на диалоге.

Роль учителя - направляющая, обеспечивает полноценное усвоение учениками знаний, умений, навыков. Диалог – одна из форм общения, при которой учитель выступает в роли партнера, который не навязывает свое мнение и не давит своим авторитетом, умеет быть хорошим слушателем и готов вести беседу, не смотря ни на что.

Много исследований по изучению учебного процесса проведено, и ученые доказали, что диалог занимает центральное место на уроке. Что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся находят различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.

Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Диалоговое обучение-это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек). Оно основано на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и ученика.

Применяя на уроках метод диалогового обучения, преследую следующие цели:

 научить детей самостоятельно решать проблемы,

 чтобы они могли больше думать, чаще говорить, активнее формировать свою речь и мышление.

Задача данной технологий: научить школьника самостоятельно добывать знания. Преподаватель посредством подводящего диалога подталкивает ребят сформулировать тему урока, затем предлагает выдвигать свои гипотезы по проблеме. В ходе урока эти гипотезы проверяются.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.

На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций ( Я и другой) – это межличностный уровень.

Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

Будучи учителем русского языка, я осознаю важность диалога на уроках. Без диалога нельзя представить себе урок. Уже с начала урока идет диалог между учителем и учениками. Психологи уже давно пришли к выводу, что самая большая ценность в мире – это человеческое общение и иногда, чтобы вылечить больного, не нужно лекарств – достаточно лишь подобрать общество или слово. Сила слов, точность слов, их убедительность – основа хорошего урока. Урок нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца урока. Возрастающее количество современных исследований подтверждает,что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию. Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения.
Диалог наблюдается уже в начале урока, для его хорошей организации, я проводила тренинговые упражнения, чтобы сделать плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также, добиться лучшего взаимопонимания при общении. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я на своих уроках при использовании методов диалогического обучения пыталась сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Успех любого урока в диалоговом обучении зависит от того, насколько учитель сумеет создать ситуацию сопереживания, будет ли установлен доверительный контакт между всеми участниками общения. Поэтому весь урок должен проходить на эмоциональном и интеллектуальном подъеме. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами: используются методы исследовательского, творческого характера. На таком уроке речь учителя несет огромную смысловую нагрузку. В результате такого урока у педагога и ученика возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы.

И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

Применение диалогического модуля позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителя, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно.
Рекомендации для учителя:

1) применять диалог на каждом уроке, помня, что благодаря ему, можно увеличить результативность в обучении;

2) помнить, что в основе диалога должна быть проблема, тогда он будет действенным;

3) ответ ученика – это его мнение и его надо уважать (каждое мнение значимо);

4) организовать работу в парах и группах и создавать благоприятный климат в группе (для сотрудничества) прислушиваться к мнениям учащихся;
Для учащихся:

2)грамотно формулируют вопросы; 3)приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей;

4)совместно решают проблемные вопросы;

5)появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода развития и саморазвития учащихся;

6) от учения – запоминания информации к учению-развитию;

7) вовлечение в работу слабоуспевающих учеников.
В заключении необходимо отметить: для того , чтобы выявить знания и незнания учеников, необходимы и хорошо развитые коммуниктивные навыки учителя и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором, как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.
Вот уже сколько лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.

Современный подход к организации процесса обучения

Не все дети гениальны,

но абсолютно все талантливы.

Использование современных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать, что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.

Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.

Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, программированного, компетентностного, коммуникативного и инновационного методов обучения, дают возможность учителям найти индивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому школьнику в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем.

Исходя из этого, использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке, реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности.

В конечном итоге, следует отметить, что современные подходы имеют большое значение в организации процесса обучения, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки, устранение которых может значительно улучшить его качество, а также стать хорошей помощью для учителя в реализации современных подходов к организации процесса обучения.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

- целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека;

- планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности.

Подход к обучению - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь тактической моделью процесса обучения.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Об организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов говорят и пишут не первый год.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Некоторые важные моменты исследовательской деятельности.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

Выбор направлений исследований;

Фиксация и предварительная обработка данных;

Оформление результатов работы;

Грамотное представление исследовательской работы.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;

Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

Тема должна быть оригинальна;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

В I классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Со II класса организовываются специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий позволяет систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В результате учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

На третьем этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить спои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами, иногда с социальными.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

В IV классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Мicrosoft Word (создание таблиц, списков), Мicrosoft Ехсе1 (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет. Предпочтительны следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

— по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

— по месту проведения: урочные, внеурочные;

— по времени: кратковременные или долговременные;

— по теме: предметные, свободные.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующих причин:

— учащиеся должны чувствовать себя успешными;

— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

— исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточно базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета. Предпочтительны следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования.

— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

— презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

— выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Таким образом, современный подход к обучению – это тот, который отвечает требованиям современного общества.

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро - (социальные) факторы и микро - (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.

1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки, системы представлений о картине мира; духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей; развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Новые подходы в обучении и преподавании. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Суть новых подходов в обучении и преподавании Собраться вместе — это начало, оставаться вместе — это прогресс, работать вместе — это успех. Генри Форд

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: совершенствуется в постоянно меняющемся мире занимает активную позицию инициирует изменения критически осмысливает собственную практику и практику своих коллег совершенствует процесс преподавания постоянно обучается работает в сообществе учителей

Уровневые курсы педагогов – это путь непрерывного профессионального развития: общие ценности и видение, коллективная ответственность, постоянная рефлексия учителей, сотрудничество, взаимопомощь, взаимное доверие и уважение, обучение учителей, открытость, постоянный поиск новых знаний и идей

Трансляция опыта Центр педагогического мастерства Сетевые сообщества педагогов Информационно-методический журнал Сотрудничество с базовыми школами Интерактивные online уроки для учащихся общеобразовательных школ Интерактивные online семинары для учителей общеобразовательных школ

Система профессионального развития учителя фокусируется : на способности учителей отразить свои умения на практике и внести в них в случае необходимости продуманные изменения; на способности активно заниматься развитием основных идей Программы, новых подходов к преподаванию и обучению (Уровень 3) ; на исследовательской деятельности, наставничеству и менторингу (Уровень 2); на развитие профессионального сообщества (Уровень 1)

Новые подходы в преподавании и обучении

Важность воспитания молодого поколения и создание конкурентоспособного личности описано в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана и также является основной целью 12-летнего общего среднего образования [2]. Поэтому очень важно научить сегодняшнего школьника не только тому материалу, которым он должен владеть по школьной программе, но также и научить его учиться самостоятельно. Исходя из этого, идеи данного модуля должны прослеживаться на каждом уроке.

В настоящее время в классе предшкольной подготовки стоит проблема низкого уровня знаний. Причины этому имеют разный характер. 1. Возрастные особенности детей, это когда в группе собираются дети разного возраста. 2. Применение обычных технологий при использовании которых дети часто забывают материал потому, что получают его в готовом виде Даже игровая форма обучения не дает тот объем знаний детям, который смог бы прочным фундаментом отложиться в их памяти.

Создание коллаборативной обстановки требует от воспитателя серьезной подготовки, поэтому перед проведением занятия необходимо тщательно продумать какие трудности могут возникнуть и пути их преодоления.

В начале нашей работы по данной методике мы столкнулась с рядом затруднений. В нашей группе были дети разного возраста. Нам необходимо было выявить их знания и умения. Поэтому на начальном этапе мы провели диагностику знаний и умений детей. На этом этапе мы вели работу совместно с психологом, потому что нам необходимо было учитывать не только знания детей, с которыми дети пришли из детского сада, но и психологические особенности. Что нам дала эта диагностика. Мы узнали личностные особенности каждого ребенка и теперь при создании групп стараемся объединить детей по их психологическим особенностям, переносимости друг друга, по лидерским качествам. Невозможно объединить в одну группу всех лидеров, или детей, которые по каким -то причинам не контактируют друг с другом. Выбирая групповую форму данного модуля, мы рассчитывали на совместную работу детей, на то, что они будут помогать друг другу, делиться знаниями и умениями. Что нам дает эта форма работы на занятиях.

Прежде всего, это сотрудничество детей. Взаимодействие друг с другом. У детей развивается диалогическая речь. Каждый ребенок может взять на себя роль ведущего, тем самым проявить свои качества лидера. В сотрудничестве между собой у детей нередко возникают креативные решения. Дети учатся помогать друг другу, обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения.

Как мы создаем группы.

В моем классе 16 детей. Пять девочек и одиннадцать мальчиков. Среди моих воспитанников есть сильные ученики, и есть слабые. Обычно я создаю четыре группы, в каждой из которых есть сильный ученик и слабый. Почему я так делаю? Для того, чтобы сильные ученики могли объяснить слабым ученикам, то, что они не поняли на занятии.

На занятии по экологии дети совместно работали по временам года. Сначала я предложила каждой группе изучить определенное время года по картинкам. Затем перемешала детей организовав новые группы. Раздала раскраски 4 времени года. В каждую группу попал ребенок, который очень хорошо изучил определенное время года. Здесь всем досталось место лидера. Каждый из детей рассказывал другим о своем времени года. Аналогично прошло занятие по изучению животных, птиц, насекомых, предметов одежды, мебели, фрукты, ягоды и т. д.

На занятиях по обучению грамоте я также использовала групповую форму работы с детьми. Каждой группе предлагался ряд заданий. Придумай слова с твердым и мягким звуком, выполни звуковой анализ слова по цепочке, каждый участник группы закрашивал и определял один звук в слове передавая карточку, раздели слово по слогам, поставь ударение. Не сказать, что эта работа была выполнена мною хорошо. Многие дети как всегда затруднялись определить нужный звук. Приходилась больше работать сильным ученикам, при произношении звуков иногда было шумно и другим детям было сложнее сосредоточить внимание. Я старалась донести до детей тот факт, что они должны помогать друг другу, объяснять, доказывать. Некоторые дети не включались в работу и отсиживались.

Я стала посещать уроки коллег, мною были просмотрены уроки именно по работе в группах. Мои коллеги уже два года проводят такие занятия с учениками и поэтому дети уверенно ведут работу на уроке. Учитель мало говорит. Говорят дети. Наблюдая свои занятия через видео, я увидела свои недостатки со стороны. Почему-то я продолжаю иногда много говорить и решать за детей. По методике учитель направляет работу групп, организовывает ее.

Так же работая в данном направлении я учила детей оцениванию друг друга.

Дети учились оценивать работу друг друга и работу других групп. Если они выражали свое несогласие, то должны были выразить свое объяснение, почему не согласны. Оценивание проходила сигнальными карточками, или поднятием пальчика вверх и вниз. Детям понравился прием оценки. Они стали чувствовать себя уверенно. Стали больше высказываться.

Я продолжаю само совершенствовать свои знания в области коллаборативного обучения. Данная методика мне очень интересна и она интересна моим воспитанникам. Уровень знаний и запоминание материала улучшился. Дети стали увереннее в себе. Не боятся высказывать свою точку зрения. Они самостоятельно обучаются при правильном направлении с моей стороны. От меня как от педагога нужна большая подготовка и направленность воспитанников. Подборка материалов должна соответствовать поставленной цели и задачам.

Самое главное в том, что дети лучше усваивают знания, общаясь в группах. Эти знания у них более прочные. Детям интереснее работать сообща, чем по одиночке. Даже теперь на переменах я заметила, что во время игр дети сами образуют группы и играют в разные игры. Почти у всех детей к концу учебного года проявились лидерские качества, улучшилась речь.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального исследования. Москва, Педагогика, 1985.

6. Якиманская И. С. Развивающее обучение. Москва. Педагогика, 1979.

7. Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, Пеленг, 1992.

8. Формирование и развитие математических способностей дошкольников Белошистая А. В.

9. Методика развития речи детей дошкольного возраста (под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. :1984. - 240с.)

10. Методика ознакомления с окружающим и природой дошкольников (под ред. П. Г. Саморуковой. - М. "Просвещение",1992.)


Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, иногда ребенок рождается с какими-либо.

Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время в нашей стране реализуется.

Новые подходы к адаптации детей в детском саду Впервые приходя в детский сад малыш попадает в другой мир, так непохожий на привычный. Меняется все: режим, питание, температура и окружение,.

Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Современные требования к дошкольному образованию ставят акцент на необходимости.

Читайте также: