Доклад на тему воспитание современной молодежи

Обновлено: 17.05.2024

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.

Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.

Головня Анастасия Алексеевна

студентка 2-го курса

факультета начальных классов

Г. Уссурийск. 2010.

1. Роль церкви в воспитании молодежи

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Список используемой литературы

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” [1, с 3] Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.

Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?

Наверное церковь и государство, а также семья.

1. Роль церкви в воспитании молодежи

Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь : ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” [3, c. 4]. Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.”[4, c. 4] На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.

Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”[5, c. 9]

3. Воспитание нравственности и духовность

“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”[6, c. 22]1

“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”[7, c. 23]. 2

“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”[8, c. 25].3

Итак, изучив данную проблему ,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”

Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.

Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).

7.Киселев А.Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 23 (статья).

8.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9.- с. 25 (статья).


В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.

Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.

Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.

Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.

Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]

Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:

– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;

– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, история России, национальная безопасность, Родина, Российская Федерация, Россия, учащаяся молодежь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДОКЛАД на тему:

Концепция воспитания молодежи в современном обществе

З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой и коллектива авторов

(А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, В.А. Караковский).

Современное общество все более осознает, что непрерывность процесса воспитания и формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной воспитательной работы, направленной на духовно-нравственное становление личности, гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер в системе ценностных ориентаций, подготовки к жизненному самоопределению. Данные доказательства убедительно прозвучали на всех уровнях системы образования, в документах, отражающих современную государственную политику в области воспитания и образования.

Развитие воспитания в системе образования рассматривается как условие и один из способов решения существующих в современном обществе социальных проблем детства – преодоление безнадзорности, преступности, наркомании и других видов девиантного поведения подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции учреждений образования направлено на повышение эффективности реализации конституционных прав ребенка в процессе образования, расширение возможностей реализации творческого потенциала одаренных детей, формирование мотивации к обучению, профессиональному самоопределению, активному участию в решении социально-политических и экономических проблем государства.

Технология воспитания, также как и обучения, имеет специфические черты:

• постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

• возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения; предварительная оценка уровня обученности или воспитанности; обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

• обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

Исходя из этого, воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели. Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это – эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты. Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

 Локальная (модульная) педагогическая технология как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.

В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.






Авторский коллектив: А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова и др.

В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание – часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные понятия:

 в совершенствовании человека авторы концепции видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

 самого индивида авторы мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания

Цель – идеал – всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачи воспитания

Принципы воспитательного процесса

1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; 2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; 3. Средовой подход в воспитательной деятельности: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 10 4. Дифференцированный подход к воспитанию детей, т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы. 5. Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся. 6. Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки. 7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса .

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

 создание комплексной программы воспитания построенной на этих ценностях;

 разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности. Механизм воспитания.

Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

• наличие целостного образа собственной школы;

• событийный характер в организации жизнедеятельности людей;

• формирование здорового образа жизни учебного заведения;

• педагогически целесообразная организация внутренней среды;

• реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога.

Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления:

• моделирование строящейся воспитательной системы;

• организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование на общечеловеческие ценности;

• корректировку отношений, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

II группа – критерии качества 1.Степень приближенности системы к поставленным целям. 2.Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт. 3.Уровень воспитанности выпускников школы.

Таким образом, перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.


Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Воспитание молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи.

Нравственное воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранению общечеловеческих ценностей и т.д.

Сегодня актуальной является проблема нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как на позитивного, так и негативного характера ( это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Современное состояние системы ценностей молодежи вызывает острый интерес ученых. Известно, что характер ценностных ориентаций человека определяет его поведение в различных ситуациях, его политические взгляды и психологические установки, отношение к близким людям и образ жизни в целом. При этом надо учитывать, что молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации норм, традиций, именно она быстрее других воспринимает новые ценностные ориентации. Различие в восприятии, усвоении норм и ценностей общества по сравнению с другими социальновозрастными группами способствует формированию соответствующих форм поведения молодежи.

Масштабные экономические, социальные и политические перемены в российском обществе усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися.

В России формирование ценностной системы молодежи носит конфликтный характер, который выражается в несовпадении взаимных ожиданий как отдельных социальных субъектов, так и общества в целом. Данная тенденция обостряется из-за того, что старые нормы и ценностные ориентации, господствовавшие ранее в общественном сознании, во многом не соответствует условиям жизни, которые формируются рыночной экономикой, демократизацией общества.

Сегодня процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. Основное отличие заключается в утрате стандартных (традиционных) бесконфликтных моделей включения молодого человека в социокультурное сообщество. Для успешной самореализации уже недостаточно элементарного усвоения и воспроизводства соответствующих норм поведения и ценностных ориентаций через институты социализации (семья, образование и т.д.); новые реалии диктуют рост личной ответственности человека за все его поступки. Ситуация такова, что молодежь постоянно сталкивается с социальными противоречиями, связанными с экономическими и политическими трансформациями в стране, зачастую оказываясь один на один с острыми социальными проблемами.

Многие исторические события доказали, что молодежь является мощной, непредсказуемой, а в некоторых случаях революционной социальной силой, с которой необходимо считаться. Это предполагает ответственный подход к решению ее проблем.

Очерченный круг проблем свидетельствует о том, что нынешнее молодое поколение вынуждено адаптироваться к экономически нестабильному обществу, в котором девиантное поведение становится если не нормой, то вполне привычным явлением.

В России с развитием рыночной экономики начались макропреобразования, что привело к трансформации прежних социальных институтов, изменению ценностных ориентаций и моделей поведения целых социальных групп.

Современная тенденция такова, что молодым поколением зачастую игнорируются этические ценности как не способствующие достижению прагматической цели. Таким образом, молодежь с каждым годом все более воспринимает профессиональное образование лишь в качестве средства для удачного трудоустройства, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус, хороший заработок, т.е. как способ материального обогащения.

Демократизация и проведение экономических реформ в России, с одной стороны, позволили каждому человеку стать социально и политически активным, свободно выражать свое мнение, с другой - привели к разрушению прежних стереотипов мышления и поведения, трансформации системы ценностей и уклада общества в целом. Если старшее поколение русских людей росло в условиях всеобщего коллективизма, воспринимаемого как универсальная ценность, то сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии (при этом последнее в меньшей степени волнует современную молодежь).

Очевидно, что в силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и быстро приспосабливается к новым реалиям. Поэтому ориентация на личный успех становится важным компонентом жизненной стратегии молодежи в современных рыночных условиях. Важно заметить, что структура и характер условий, способствующих достижению жизненного успеха, меняются. Так, в середине 90-х гг. XX в. в ряду приоритетных условий молодые люди называли работу, семью, друзей. А уже в настоящие время главными факторами достижения успеха признаются: целеустремленность, амбиции, личные способности человека, трудолюбие и влиятельные связи.

Широкое распространение среди молодежи идеалов, связанных с индивидуальным успехом, и одновременно с этим коррумпированность, нестабильность общества, в котором мы живем, приводит к тому, что современный молодой человек не чуждается любых средств при достижении поставленной цели. Подобная модель адаптации, характерная для современного молодежного социума, связана с распространением в нем девиантного, а иногда и делинквентного поведения, нарушающего установленные социальные нормы. Все это провоцирует возникновение конфликтных ситуаций, нередко работающих не на развитие, а на социальный регресс.

Бесспорно, что молодое поколение сегодня больше ориентировано на индивидуальные ценности. Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились: усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Но не следует забывать, что молодая личность находится на стадии становления и нуждается в целенаправленном воспитании и непрерывном ориентировании со стороны общества через институты социализации, в частности профессиональной социализации.

1. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий : учебное пособие / Б. Н. Бессонов. - М. : Норма, 2006. - С. 269.

2. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильмс. - М. : Наука, 2001. - С. 109.

Читайте также: