Доклад на тему воды объект право пользования и охраны

Обновлено: 18.05.2024

Гидросфера включает в себя все водоемы нашей планеты, а также грунтовые воды, пары и газы атмосферы, ледники. Эти источники необходимы природе для поддержание жизни. Сейчас качество воды значительно ухудшилось из-за антропогенной деятельности. Из-за этого мы говорим о многих глобальных проблемах гидросферы:

  • химическое загрязнение воды; ;
  • загрязнение мусором и отходами;
  • уничтожение флоры и фауны, проживающей в водоемах;
  • загрязнение воды нефтью; .

Все эти проблемы обусловлены плохим качеством и недостаточным количеством воды на планете. Несмотря на то, что большая часть поверхности земли, а именно 70,8% укрыта водой, не всем людям хватает питьевой воды. Дело в том, что вода морей и океанов слишком соленая и непригодна для питья. Для этого используется вода пресных озер и подземных источников. Из мировых запасов воды только 1% содержится в пресных водоемах. В теории еще 2% воды, которая в твердом состоянии в ледниках подходит для питья, если ее разморозить и очистить.


Объекты охраны воды

Охрана вод – это целая система норм и правил, направленная на обеспечение должной защиты важнейших ресурсов. К водным объектам, в отношении которых были установлены правила по их использованию санкции за нарушение, относятся следующие:

  1. Водные места, ресурсы которых официально были признаны лечебными. Сюда относятся зоны курортов и других санитарно-оздоровительных территорий.
  2. Водоемы, имеющие особое значение, например, эстетическое, рекреационное, культурное, исследовательское и т.д. В их отношении может быть установлен статус особо охраняемых территорий.
  3. Объекты, признанные водоохранными зонами. Это водохранилища, каналы, береговые линии морей, рек и т.д. Характеризуются наличием особого режима выполнения сельскохозяйственной и иных видов деятельности. Режим включает в себя наличие строгих правил использования ресурсов, для предотвращения их истощения, загрязнения и исчезновения. Меры защиты также направляются на представителей флоры и фауны, которые содержатся в этих объектах. В некоторых местах, например, полностью запрещено вылавливание рыбы. В отношении особо ценных водоохранных зон устанавливается полный запрет на осуществление какой-либо деятельности.

Использование воды в промышленности

Основные проблемы водных ресурсов заключаются в том, что они широко применяются в промышленности: металлургии и машиностроении, энергетике и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве и химической индустрии. Использованная вода часто уже не пригодна для дальнейшего применения. Конечно, предприятия, когда ее сливают, не очищают, поэтому сельскохозяйственные и промышленные стоки попадают в Мировой океан.

Одной из проблем водных ресурсов является ее использование в коммунальном хозяйстве. Далеко не во всех странах люди обеспечены водоснабжением, а трубопроводы оставляют желать лучшего. Что касается канализации и стоков, то они прямо без очищения сливаются в водоемы.

Методы охраны воды

Наиболее эффективными методами охраны водных богатств являются:

  1. Правовой метод. Использование этого метода осуществляется с помощью главного нормативно-правового акта – Водного Кодекса РФ. Он включает в себя описание всех нарушений, связанных с водными ресурсами, а также санкций, которые будут назначены в отношении виновных лиц. В качестве вспомогательных актов используются действующие на территории государства СанПины.
  2. Природоохранные мероприятия. Этот пункт включает в себя огромное количество действий, которые должны выполняться ответственными лицами для сохранения водных богатств. Сюда можно отнести установление официальных запретов на купание в определенных местах, запреты на выброс в воду загрязняющих веществ и т.д.
  3. Ведение водного кадастра. Он представляет собой своеобразную книгу учета, в которой фиксируется каждый водный объект и основная информация о нем:
  • наименование объекта;
  • очные координаты его расположения;
  • формы допустимого использования его ресурсов;
  • cтепень загрязнения, включая указание разновидностей вредных веществ и т.д. Кадастр помогает располагать максимально четким и точным представлением и водных ресурсах конкретной местности и об их текущем состоянии.

охрана воды

Актуальность охраны водоемов

Чтобы решить многие проблемы гидросферы, нужно проводить охрану водных ресурсов. Это осуществляется на государственном уровне, но также обычные люди могут внести свою лепту:

  • уменьшить расход воды в промышленности;
  • рационально расходовать водные ресурсы;
  • очищать загрязненную воду (промышленных и бытовых стоков);
  • проводить очищение акваторий;
  • устранять последствия аварий, загрязняющих водоемы;
  • экономить воду в повседневном использовании;
  • не оставлять водопроводные краны открытыми.

Это те действия по охране воды, которые помогут сохранить нашу планету голубой (от воды), а, значит, обеспечат поддержание жизни на земле.

Правила охраны воды

Разработанные и утвержденные правила охраны воды направлены на защиту существующих водных ресурсов планеты и их сохранение для будущих поколений. Это достигается благодаря следующим методам:

Вода является природной и незаменимой жизнеобеспечивающих процессов для людей, животного и растительного мира, экономического развития и социальное благополучие его членов. Все виды водных объектов являются национальным достояниям народа Российской Федерации.

Водные объекты на территории Российской Федерации составляют общий водный фонд, в состав которого входят:

Поверхностные воды: природные водоемы (водохранилища, ставки, озера, моря, водохранилища);

Подземные воды и их источники;

Внутренние морские воды и территориальное море с шельфом.

Использование вод в РФ осуществляется с целью удовлетворения питьевых промышленных, жилищных, оздоровительных, курортных и государственных общественных потребностей.

Общие водопользование предназначено для удовлетворения их потребностей бесплатно, и невозможно закрепление водных объектов за определенными гражданами, без предоставления соответствующих разрешений.

Специальные водопользование – это воды из отдельных водных объектов, с наличием сооружений или технических технологий и сброс в них возвратных вод.

Все воды подлежат охране от преднамеренного загрязнения, засорения, исчерпания и иных действий которые ухудшают условия водоснабжения, причинять вред здоровью людей.

С целью обеспечения охраны вод могут использоваться разные правовые нормы, основными из которых являются:

Законодательное закрепление компетенций государственных органов, воспроизводством водных ресурсов.

Государственный учет вод.

Экономическое регулирование плавильного и рационального использования вод.

Стандартизация и нормирование.

Запрещение ввода в действие предприятий, влияющих на состояние вод.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законо­дательством, подразделяются на нескольковидов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков (ст. 7-19 Водного ко­декса РФ):

- поверхностные водные объекты. Они состоят из поверхностных вод и земель, покрытых ими и сопряженных с ними (дна и берегов). Это поверх­ностные водотоки (реки, ручьи, каналы), поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды), а также ледники и снежники (естествен­ные и постоянно сохраняющиеся скопления льда и снега);

- внутренние морские воды (моря, заливы, проливы и др.);

- территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль в соответствии с нормами международного права);

- подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные го­ризонты, месторождения подземных вод, естественные выходы подземных вод).

Совокупность всех перечисленных водных объектов в пределах террито­рии РФ, включенных или подлежащих включению в водный кадастр, обра­зуетводный фонд РФ.

45.Право водопользования и его виды.Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­сколько видов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьево­го водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов его санитарной охраны.

Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключи­тельных случаев.

Применительно к способам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких соору­жений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных ор­ганов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).

Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.

Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (за­бор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.

Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схе­мы комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Воды или водные ресурсы – это, прежде всего, природный объект, а потом уже ресурс, используемый в самых разных целях.

Для понимания сути охраны и использования водных богатств необходимо познакомиться с водными ресурсами как объектом водных отношений. Воды, как сказано в преамбуле Водного кодекса, являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Воды являются основой жизни и деятельности людей. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие народов России, а также существование животного и растительного мира.

Крайне важно, что в Водном кодексе содержится исчерпывающий понятийный и категориальный аппарат, чего в прежнем кодексе и другом законодательстве и в помине не было (ст. 1 Кодекса).

Объектами водных отношений являются поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты. К водным объектам относятся также ледники и снежники.

Водные объекты являются собственностью государства. Однако замкнутые водоемы на участках земли, являющихся собственностью физических или юридических лиц, могут находиться в их собственности.

Участниками водных отношений могут быть как физические, так и юридические лица.

Основанием приобретения прав пользования водными объектами могут быть лицензии и договоры, заключаемые водопользователем с компетентными органами государства. В водных отношениях лицензия играет очень большую роль. Есть так называемая распорядительная лицензия. Она является основанием приобретения права пользования водным объектом при переходе от одного лица к другому. В лицензиях на право водопользования указываются сведения о водном объекте, о водопользователе, о водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, на границы водного объекта, сведения о лимитах водопользования, сроках действия лицензии и т.д. Аналогичные атрибуты содержатся в лицензиях, выдаваемых другим природопользователям.

Кроме лицензии, законодатель требует заключения договора водопользователя с компетентным органом государства. В договоре конкретизируется содержание лицензии.

Прекращение права пользования водным объектом предусмотрено в ст. 60 Водного кодекса РФ.

Если говорить об охране вод, то она сводится к борьбе с загрязнением, засорением и истощением вод. Это главные направления в области обеспечения рационального использования вод.

Загрязнение водных ресурсов происходит по причине сброса отработанных промышленных вод. Это загрязнение может исходить от хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Так, например, животноводческий комплекс на 10 тысяч голов может загрязнять воды, как город с населением 150-200 тысяч человек. Какой же здесь выход из положения?

Чтобы не загрязнять водную среду, нужны очистные сооружения, и хотя они дорого стоят, при их правильной эксплуатации возможен хороший экологический и экономический эффект. Конечно, целесообразнее было бы переходить на замкнутое водоснабжение или, например, на воздушное охлаждение производственных процессов, но пока такие возможности используются недостаточно.

Борьба с засорением – это недопущение, например, засорения водной среды продуктами лесосплава или другими взвешенными веществами. У нас в России в этом смысле многое уже сделано. Так, на сотнях рек запрещен молевой сплав древесины, что в значительной мере оздоровило экологическую обстановку.

Истощение водных ресурсов происходит в результате их загрязнения или засорения или неправильного использования водных ресурсов. Нередко встречались случаи, когда, например, два хозяйства одинакового профиля используют воды совершенно по-разному. Одно хозяйство тратит на единицу продукции 50 тонн воды, а другое – чуть ли не в 2-3 раза больше. Установленные в настоящее время лимиты водопользования будут способствовать предупреждению нарушений водного законодательства.

За нарушения водного законодательства может наступить административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность предусмотрена ст. ст. 55, 56.3, 57. Уголовная ответственность наступает по ст. 250 (загрязнение вод) и по ст. 252 (загрязнение морской среды).

Гражданско-правовая ответственность применяется в случаях, например, загрязнения водной среды нефтепродуктами. Размер вреда определяется по специальной методике.

Под водами понимаются водные объекты, Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Если вода находится в окружающей природной среде, но не сосредоточена в водных природных объектах, то отношения по поводу этой воды не явл-ся предметом рег-я водного законодательства.(л) Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты, которые находятся в водных объектах и используются либо м.б. использованы: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки — реки, ручьи, каналы; водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники; 2) подземные водные объекты: бассейны подземных вод; водоносные горизонты. Границы водных объектов определяются по береговой линии. У моря – постоянный уровень воды либо по линии максимального отлива, Ручьи реки – по среднему многолетнему уровню вод. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключение - прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Право собственности на водные объекты этой категории прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующие земельные участки. Не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Естественное изменение русла реки не влечет изменение права собственности на реку. Формы собственности на подземные воды определяются законодательство о недрах. Водный фонд – совокупность водных объектов, находящихся в пределах РФ. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. По общим правилам, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
ВКРФ. Статья 2. Водное законодательство

1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Читайте также: