Доклад на тему учимся общаться по обществознанию

Обновлено: 14.05.2024

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких - либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Прощальный взмах рукой.

Рукопожатие с приятелем.

Прощальный взмах рукой.

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.


В общении заключается сложный процесс устанавливающий, налаживающий и развивающий многоплановые контакты между отдельно взятыми людьми, или группами людей. Подобный процесс изначально порождён был необходимостью установления коммуникационных связей в обществе для совместной деятельности и передачи информации. На примере развития человечества, можно сделать логический вывод – это стало возможным только благодаря общению, вне его, невозможна любая деятельность человека в социуме.

Развитие общения

Развитие общения заключается в меняющемся содержании его, по мере того, как меняются цели, мотивы и средства. Процесс этого разделён на этапы развития в онтогенетическом плане и общения и самого человека:

Цель общения


Важность общения между людьми, отмечена в Библии – когда люди начали строить Вавилонскую башню, Бог смешал их языки, чтобы они не понимали друг друга, после чего строительство прекратилось.

Стороны общения и его содержание

В процессе общения, происходит обмен информацией между людьми, неважно насколько близко они знакомы и знакомы ли вообще. Переходя от одного человека к другому, эта информация является содержанием общения – заключается в чём-то определённом. В этой части, общение между людьми может быть многопредметным и носить разносторонний характер, но классифицируется и различается всегда только по своему содержанию. Вместе с этим, существует такое понятие, как сторона общения:

  • Коммуникативное общение – подразумевает обмен информацией между людьми, или группой людей, занимающихся определённым родом деятельности, объединяющей их;
  • Интерактивное общение – заключается не только в словесной передаче информации, но и подкрепляется какими либо действиями, или поступками;
  • Перцептивное общение – выражено в способности и умении не слышать слова, а воспринимать речевые слово обороты так, чтобы заглянуть во внутренний мир собеседника, адекватно оценить его психологическое состояние.

Средства общения

Средствами общения называют все способы кодировки и расшифровки, передачи и принятия, обработки и восприятия любой информации, содержащейся в общении между людьми. Средства общения подразделяются на два вида:

C:\Users\Ксенья\Desktop\общение.jpg

Общение — это процесс, в ходе которого люди устанавливают между собой контакты, вызванные необходимостью в совместной деятельности.

Этот сложный и многогранный процесс характерен только для людей. В этом состоит принципиальное отличие нас от животных. Главное, что нужно для общения — наличие социума, то есть общества.

Появление общения

Общение такое же древнее, как и сама цивилизация. Уже первобытные люди устанавливали между собой разного рода контакты. Так, к первым формам общения можно отнести жесты указывающие или изображающие что-либо.

В ходе эволюции с развитием интеллекта появляются всё более сложные виды общения. Человек становится разумным, эмоционально развитым, учится мыслить. Соответственно, и само общение становится более сложным, подчиняется особым законам. Например, появляются этикет, нормы морали.

Все эти изменения характеризуют человеческое общество в целом.

Развитие речи у ребёнка

Есть определённые особенности развития отдельного человека, индивида.

Так человеческое дитя уже в возрасте трёх месяцев способно эмоционально общаться. Ему свойственны элементарная мимика и жесты. Малыш ещё не понимает речи взрослых, не может говорить сам, но тонко чувствует малейшие изменения в голосе или настроении мамы. Этот этап развития называется довербальным (доречевым).

Затем появляются новые потребности, ребёнок начинает стремиться к знаниям. Около двух лет или даже раньше многие малыши способны говорить первые слова, а некоторые строят простые предложения. Этот этап характеризуется появлением речи.

С каждым годом ребёнок узнаёт всё больше информации, его словарный запас расширяется. Он овладевает разными видами общения, чему способствуют действия с предметами и игровая деятельность. На этом этапе развивается и усложняется речевое общение.

Средства коммуникации

Для общения характерны: обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание собеседника.

К средствам общения можно отнести:

  • вербальные (речевые);
  • паравербальные (не являются словами, а только сопровождают речь);
  • невербальные (схожи со вторым пунктом, передают эмоции партнёра).

Как паравербальные, так и невербальные средства общения дополняют или замещают сам процесс говорения. К ним относятся: громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика и даже особенности почерка.

Речь как форма общения

Речь подчиняется определённым правилам и нормам языка. Она включает два компонента: слова и их значения, а также синтаксис, помогающий правильно строить предложения.

Речевая деятельность может быть как устной (говорение и слушание), так и письменной (письмо и чтение).

Типы общения

Выделяют три типа коммуникации:

  1. Императивное общение (здесь главным является приказ, требование что-либо выполнить; собеседника принуждают к определённым действиям, его не слышат, игнорируют).
  2. Манипуляция (на партнёра оказывается воздействие с целью достижения скрытых намерений; человеком управляют, как марионеткой).
  3. Диалог (самая человечная форма общения; к собеседнику проявляется интерес, уважается его личность и внутренний мир).

Функции общения

Общение, как и любая деятельность, обладает рядом функций. К ним относятся:

  • контактная функция (установление контакта);
  • информационная функция (получение новой информации);
  • побудительная функция (побуждение к какому-либо действию);
  • функция понимания (для правильного общения необходимо понимать собеседника);
  • эмотивная функция (связана с эмоциями, которыми люди обмениваются в ходе общения);
  • функция установления отношений (для продуктивного общения надо наладить с собеседником хорошие отношения).

Формы общения

Когда общаются незнакомые люди, между которыми нет родственных отношений, — это анонимное общение. Например: пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, болельщики на стадионе.

Формально-ролевыми являются контакты между людьми, выполняющими определённые роли, функции. Это могут быть покупатель и продавец, учитель и ученик, начальник и подчинённый.

Неформальным называется общение людей, не связанных деловыми отношениями. Сюда относятся контакты сослуживцев, но за пределами офиса, магазина. Например, совместное посещение ими концерта или спортзала. К особому виду неформального общения относится коммуникация между близкими людьми или членами семьи.

Таким образом, общение — важная составляющая жизни в социуме, среди людей. Без этого человек не может развиваться полноценно. Только благодаря разного рода коммуникациям общество развивается и совершенствуется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект учебного занятия по обществознанию.

Цель урока: познакомить учащихся с законами и особенностями общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование способности анализировать собственные поступки, нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношения к людям.

Метапредметные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их.

Предметные: учащиеся научатся объяснять значение понятий общение, конфликт , выявлять характерные черты общения.

Тип урока: комбинированный.

Вид учебного занятия: практическая работа

Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2014; Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2015; презентация

Этапы учебного занятия

Мотивационно-целевой этап

- Что объединяет данные советы?

- Как вы думаете. Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

Выслушав ответы на заданные вопросы, объявляет тему урока и предлагает учащимся предположить, о чем планируется говорить на уроке и на какие вопросы предстоит ответить.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Изучение нового материала

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

1. Роль и значение общения в жизни человека . Стремление к дружескому общению — хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми — близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. Но умение общаться не дается от рождения. Этому необходимо учиться, чем мы и будем заниматься на нашем уроке.

- Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь.

— Вспомните литературного героя, который жил на необитаемом острове. (Робинзон Крузо.)

Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, зачем человеку необходимо общение?

Далее предлагает учащимся разделиться на семь групп и познакомиться с правилами общения, ответить на поставленные вопросы и выполнить задания. (Приложение 2)

Проверка выполнения задания учащимися.

2. Практикум

Организует работу по самостоятельному прочтению текста и рассматриванию иллюстрации учебника с последующей беседой по вопросам:

— Как вы думаете, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение?

— Как ведет себя человек в другом случае?

— Какое чувство остается у собеседника?

— Какие правила общения были нарушены?

Предлагает учащимся выполнить задание: разыграть описанные ситуации на рисунке (с.24 учебника)

3.Тренировочные упражнения

Учитель формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся (Приложение 3)

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Учимся общаться в Интернете"

А вы слышали, что ни будь о СЕТИКЕТЕ?

С этим понятием вы сталкивайтесь каждый раз, когда общаетесь с друзьями в социальных сетях. Вы уже знаете, что этикет – это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе. Интернет – это тоже своего рода объединение людей, у которого тоже есть свои нормы и правила поведения. Таким образом, сетикет – это сетевой этикет.

Сетевой этикет регулирует следующие нормы и правила:

Ø общие правила написания текстов в сети;

Ø стилистику коллективного обсуждения.

Правила сетикета основаны на особенностях виртуального общения, в основе которых лежит принцип управления своей виртуальной свободой в интернете.

Когда вы попадаете в новое общество, например вы перешли в другую школу, то в начале своего общения с новыми друзьями вы можете делать некоторые ошибки, так как не знаете правил общения, которые приняты в этом классе. То же и в случае с сетикетом.

Как вы уже догадались, правила сетикета распространяются на сеть интернет.


Что же такое интернет?

Интернет – это всемирная сеть, которая связывает между собой миллионы компьютеров по всему миру.


Благодаря интернету люди получили возможность реализовать себя. Кто-то пишет и размещает в сети свои стихи и рассказы, кто-то находит новую работу, а кто-то получает образование. Ну и конечно же, в интернете можно найти себе друзей для общения.


Изобретатель интернета британский учёный Тимоти Джон Бернерс-Ли, который придумал интернет в 1989 г.

Как же правильно общаться в сети интернет?


Представьте себе водителя, который постоянно нарушает правила дорожного движения, ругается с пешеходами и показывает неприличные жесты другим участникам движения. Представили?


Общаясь в сети помните, что перед вами нет обычного человека с его жестами, мимикой, интонацией голоса. Перед вами только экран монитора и текст, набранный на клавиатуре. Но даже в этом случае следует помнить, что ваш собеседник не компьютер, а конкретный человек со своими взглядами, чувствами, привычками и жизненными ценностями. Ведь, как показывает практика, обидеть человека в сети интернет гораздо проще, чем в реальной жизни. Неправда ли?

В интернете время течёт быстрее, поэтому и правила вежливости претерпели ряд изменений. Остановимся на некоторых из них.









В интернете основная часть информации представлена в текстовом виде. О человеке в сети судят, прежде всего, по тому, что и как он пишет. Если ты не уверен в правильности орфографии, то можно обратиться за помощью к специальным компьютерным программам, которые тебе обязательно помогут. Но нужно быть снисходительным, когда ваш собеседник сделает ошибку или опечатку. Следует помнить, что если вы грамотный человек – это не значит, что вы имеете права требовать от остальных того же.

Смайлик – это изображение человеческого лица с помощью различных символов.


Впервые использовать скобку в качестве улыбки предложил русский писатель Владимир Владимирович Набоков.


Кроме смайликов есть целый ряд других способов придать тексту эмоциональную окраску.


В отличие от этикета, правила сетевого поведения не являются всеобщими и жёстко регламентированными. В разных интернет-сообществах правила могут различаться. Данные правила устанавливаются исходя из принятого стиля общения и целей, которых придерживаются участники определённого сообщества. Иногда эти правила могут быть прописаны в виде устава или списка, но зачастую они просто известны всем участникам. Пользователи, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого.


Рассмотрим правила одного из форумов:

Как вы уже поняли, правила сетикета включают в себя:

· экономию чужого времени;

· взаимную вежливость, грамотность, краткость;

· использование специального языка и символики.

Если мы вместе будем придерживаться таких правил, то наше сетевое общение станет проще, дружелюбнее, приятнее, а главное – это результативнее.

В конце урока давайте ответим на некоторые вопросы.

1. Что такое интернет?

2. Что такое сетикет?

3. Что регулирует сетевой этикет?

4. Что включают в себя современные этикетные правила пользования интернетом?

Читайте также: