Доклад на тему трудовое воспитание

Обновлено: 19.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДОКЛАД НА ТЕМУ

Высказывание о труде:

Труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде происходит нравственное и идейное развитие человека.

Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.

Творческой разработке путей развития трудового воспитания в школе, методике организации детского труда серьёзное внимание уделяли Надежда Константиновна Крупская, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труд может стать рычагом развития детей. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим; непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему труду.

В российских школах сложилась определённая система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственный учебный, производственный и общественно полезный труд.

По мнению Константина Дмитриевича Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.

Другой вид детского труда – производительный. Принцип соединения обучения с производительным трудом реализуется через работу школьника в лагерях труда и отдыха, учебно – производственных бригадах. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.

И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественного полезного труда является самообслуживание, домашнее и школьное. Если ребята приучены дома обслуживать себя, помогать членам семьи, то в школе учителю значительно легче организовать труд по самообслуживанию.

Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе, в школе. В процессе самообслуживания у учащегося воспитывается чувства коллективизма, формируются прочные санитарно – гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.

С первых дней поступления ребёнка в школу учитель вовлекает его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. В педагогической литературе оно рассматривается как составная общественно полезного труда по самообслуживанию, школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе. Дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоопределения.

В общественно полезный труд включаются так же шефские работы (внутри школы и вне её) и общественная работа, связанная с выполнением разнообразных общественных поручений, закрепляющих у школьников такие нравственные понятия, как интерес, привычка и потребность общественной деятельности, целеустремлённость.

Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:

Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;

Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Специфика образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которой является труд на земле, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях и умениях. Наша школа имеет учебно –опытный участок площадью 12 соток, обучение и практические работы проводятся в 2 этапа : осенний и весенний период, а летом ребята проходят летнюю трудовую практику.

В программу обучения включено выращивание сельскохозяйственных культур, распространённых в нашей местности: картофель, свёкла, морковь, капуста. кабачки, томаты, огурцы и т.д. Выращенная продукция идет в школьную столовую, благодаря чему обеды для учащихся обходятся значительно дешевле.

К сожалению, в нашей работе немало трудностей и проблем. Совершенно ослабло влияние семьи на обучение школьников, все больше подростков не желает заниматься ручным трудом при изготовлении каких либо изделий, их аргумент – зачем делать, если всё можно купить. Летнюю трудовую практику из 91 – го учащегося 29 – не отработали (2-8классы).

Заглядывая в будущее, хочется видеть в нём заинтересованность государства в трудовом становлении подрастающего поколения, без которого немыслимо развитие страны. Задачи взрослых приобщить детей к труду, и уделять больше внимание к трудовому воспитанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

Труд и его значение в жизни ребенка.

Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

.Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)

Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник (слайд 11)

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

“Когда появилось слово “семья”?
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Кто деток родит мне, богиня моя?
Кто их воспитает, царица моя?
Кто есть приготовит, о радость моя?
Кто платье сошьет, постирает белье,
“Я.я”, – тихо молвила Ева: “Я, я”
Вот так на Земле появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала Земля –
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
И Ева тихонько ответила:“Я”.
И Ева покорно ответила, “Я”
И Ева все также ответила “Я”.
Меня приласкает, украсит жилье?
Сказала она знаменитых семь “я”.

Читайте также: