Доклад на тему стихи

Обновлено: 07.07.2024

3. Новлянская З. Стихи – продолженье мое и начало. М., 1982.

4.Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.Тимофеева, С.Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

5. Узорова О . В . Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложении Издательство: АСТ, Астрель

6.Чуковский К. От двух до пяти. М., 1981.

Приложение 1

Стихотворения моей бабушки

Люблю! Люблю и не стыжусь,
Разлука зря стучится.
Не для того влюбилась я,
Чтоб взять и распроститься.
Затихла боль обид в душе,
Ушел и мрак воспоминаний,
Я поняла, что лишь в тебе
Таится смысл моих мечтаний.
И наяву, и в сновиденьях
Ищу вновь взглядом лишь тебя,
Теперь я знаю без сомненья —
Ты навсегда судьба моя!

Первый снег

Осень - подруга

Мне дороги осенние мотивы,

На золотой листве я задержала взгляд

И, осенью навеянный, шедевр

Вдруг превратился в праздничный наряд.

Я, как будто осени подруга,

В волосах дождей хрусталь,

А из листьев платье – вьюга

Осени волшебный листопад

Я на платье приостановила.

А тепло осенних чудных дней

Появлением своим для вас продлила.

Я могу кружиться в вальсе,

С ветром флиртовать игриво.

Или просто гулять в парке

Посмотрите как красиво!

Приложение 2

Картотека исследованных стихотворений.

Стихотворение №1

1.Название. Золушка

2.Автор. Александр Тимофеевский.

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

4. Основная мысль. Для исполнения мечты нужно много трудится.

5. Основные изобразительные средства.

6 Стихотворный размер – дактиль

И не сердиться, когда разозлят, а

Стихотворение № 2

Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью

1.Название. Ветер

2.Автор. Михаил Исаковский

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Наблюдение автором за ветром.

4. Основная мысль.Осторожно ветер из калитки вышел.

5. Основные изобразительные средства.

Эпитеты: знакомых, молодые. Метафора: вышел, постучал, поиграл, полетел.

Олицетворение: осторожно ветер из калитки вышел; расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то вперегонку с пылью.

6. Стихотворный размер: хорей

7. Рифма . Женская, неточная: крылья- пылью, черёмух- знакомых.

Рифма по способу парная: И, расправив бодро молодые крылья, а
Полетел куда-то вперегонку с пылью.а

Стихотворение № 3

Поет зима, аукает…

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Поет зима , аукает…

1.Автор. Сергей Есенин

2. Название: Поет зима, аукает

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Суровость зимней погоды, ожидание весны.

4. Основная мысль Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

5. Основные изобразительные средства.

Эпитеты:мохнатый, далекую, шелковым, глубокою, холодна, игривые,

сиротливые, малые, голодные, усталые, бешеным, свешенным, нежные, снежные, мерзлого, прекрасная, ясная.

Метафора: поет, аукает, баюкает, плывут, стелется, стучит, злится, снится.

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.

Олицетворение: Поет, баюкает, стучит, дремлют, снится, злится, аукает

6. Стихотворный размер: хорей _ύ_ύ_ύ_ _

7. Рифма .

Парная ,кольцевая: А по двору метелица а

Ковром шелковым стелется, а

Но больно холодна.в

Воробышки игривые, с

Как детки сиротливые, с

Прижались у окна.в

Дактильная, неточная: метелица- стелется.

Приложение 3

Мои стихотворения

Ярко солнце светит

С небесной высоты.

Играют в речке дети

Танцует теплый дождь.

Быль или сказка это

Никак не разберешь!

Дактиль. Ударные 1.4 и т.д., рифмовка холостая первая и третья не рифмуются

Бабушка со спицей

Что же здесь случилось?

Бабушка со спицей

Смотрит на меня.

Тут братишка Макс мой

«Бабушка, вот спица,

Сразу ясно стало,

Спица не терялась,

Хорей, рифмовка холостая вторая рифмуется с четвертой

Наступил весенний праздник!

Женский долгожданный день!

К солнцу тянется подснежник

И вовсю звенит капель.

В этот день цветы мужчины

Дарят женщинам своим.

Мамам, бабушкам, любимым

Самым лучшим дорогим!

День 8 марта приходи опять,

Мы ведь с нетерпеньем тебя будем ждать!

Хорей, перекрестная рифмовка рифмуется 1 и 3, вторая и четвертая

Отмечает вся страна.

В этот день мы поздравляем,

И за подвиг прославляем

Наших мальчиков маленьких,

Любимых дедушек стареньких.

И пап поздравить нам не лень

В этот звездный день!

В страшные годы Великой войны

В селе Молдаванском гремели бои.

Солдаты сражались, спасали Россию

И победили фашистскую силу.

Больше не сунется враг на границу

Ведь армии праздник в России – традиция.

Хорей, анапест, ямб, дактиль, амфибрахий, рифмовка смежная 1 и 2, 3 и 4 рифмуются

Приложение 4

Упражнение 1. "Лёгкий стих"
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
"В саду цветёт пушистый пень"
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. "
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом - это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
Упражнение 2. "Рифмуем всеххх"
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
"Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. "
и т.д.
Упражнение 3. "Польза классики"
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы.
Упражнение 4. "Хочу написать то, что думаю"
Вы просто выбираете тему - задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): "осень, листья, кружиться, золото, увядание. " и т.д.
Из этого стихоплётим:
"Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. "

1.Задача, удача, богаче, калача.

2.Ученик, дневник, понедельник, родник.

3. Пять, опять, торопят, не отнять.

4. Пенал, узнал, карнавал, угол.

3. Придумай рифму к словам.

Ручка (кучка, штучка, Жучка)

Карандаш (наш, ералаш)

Доска (тоска, нет носка, треска)

Математика (информатика, акробатика)

Правило (отправила, заставила)

Строчка (точка, кочка , дочка)

Звонок (урок, курок)

4.Красочные эпитеты

Подобрать эпитеты к словам.

Урок (важный, задумчивый, весёлый, ласковый, жалобный, трудный, полезный).

Задание (смешное, вежливое, яркое, математическое, большое, ответственное)

Друг (напевный, спортивный, верный, надёжный, пасмурный, любимый, озорной)

-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчика …(шары).

Ро-ро-ро – у Маши новое…(ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру).

Ас-ас –ас –мы пришли сегодня в …(класс)

Прыг да скок, прозвенел ….(звонок)

Где нам взять терпения

Для урока ….(чтения)

Потом не акробатика

Звонок на ….(математику)

Мена- мена- мена- мена

Поварам мы шлём привет

Быстро кушаем …(обед)

Нужно нам внимание

Хи- хи- хи-получилися ….(стихи)

7.Что на что похоже?

Игра помогает сочинить загадки.

На что походит чайник? (на слона, который брызгается водой, на подъемный кран, на толстого гуся)

А если чайник перевернуть?

Поместив рядом с чайником второй предмет (утюг, часы, ботинок), можно эту игру усложнить, ввести в нее диалоги, наделить наших героев характерами и интонированной речью.

8.Погоня за рифмой.

Играть можно попарно, в кругу или разбившись на команды. Один бросает мяч и называет слово, второй – ловит и подбирает к слову рифму. Мяч летит к следующему.

После рифмовки можно переключиться на антонимы (длинный - короткий, скромный - нахальный), на эпитеты (день – длинный, веселый, золотой) или сравнения (день длинный, как… ремень!).

Гост

ГОСТ

Одним из самых древних видов художественного творчества является поэзия. Говоря о поэзии, мы подразумеваем такой способ организации художественной речи, отличительными особенностями которого будут являться рифма и ритм.

Под рифмой понимают сочетание звуков в окончании нескольких слов, под ритмом понимают равномерное повторение в тексте звуковых отрезков.

Поэзия ставит перед собой задачу в лирической форме отразить действительность окружающего мира.

Поэзия всегда носит субъективный характер, в ней мы можем увидеть только отношение к действительности конкретного человека - автора произведения. В поэзии главным является переживательный чувственный образ, в отличии от художественного произведения где на передний план выдвигается развитие событий, в поэзии события не являются главными.

Поэзия обладает рядом определенных свойств. Несмотря на множество поэтический авторов поэзия явление единичное, нельзя утверждать, что сколько поэтов столько и поэзий, несмотря на то, что каждое произведение является уникальным, субъективным и личностным.

Поэзия бессмертна по своей природе. Она появилась с того самого момента, как только человек осознал самого себя. Через поэзию человек познавал окружающую действительность.

Поэзия остается поэзией с тех самых древних времен до сегодняшних дней.

Поэзия чистый вид искусства. Поэты всегда очень кропотливо подходят к выбору слов и выразительных средств при описании действительности и персонажей.

Поэзия — это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью.

Истоки поэзии

Поэзия развивалась несколькими этапами:

  • первобытная поэзия
  • античная поэзия
  • средневековая поэзия
  • поэзия Возрождения
  • поэзия классицизма
  • поэзия сентиментализма
  • поэзия романтизма
  • поэзия критического реализма
  • поэзия декаданса
  • поэзия модернизма

Готовые работы на аналогичную тему

Поэзия зародилась еще в глубокой древности. Изначально к ней прибегали, совершая племенные обряды и ритуалы. Следует отметить что изначально поэзия была неотделима от музыки, продолжалось это достаточно длительное время. У разных народов становление поэзии как вида искусства происходило по-разному: античная поэзия (которая включает в себя такие этапы как микенский, период героического эпоса, архаический – внедряется письменная форма, классический, эллинистический – расцвет поэзии, римский период). Средневековая поэзия была подвержена влиянию церкви, поэтические жанры практически не развивались.

В период эпохи Возрождения начинается развитие поэзии. Основными жанрами становятся поэма, поэтическая драматургия. Преобладает любовная и пасторальная тематика.

Поэзия классицизма формируется в 17 века. Основными ее формами являются ода и героическая поэма, комедия, сатира, басня, идиллия, преобладает рыцарская тематика.

Поэзия сентиментализма формируется в 18 веке. Главной целью автора является оказание влияние на чувства читателей.

В поэзии романтизма доминируют лирические баллады, поэмы. Художественный язык богат различными тропами, лирика развивается особо интенсивно.

Поэзия критического реализма ставила перед собой цель максимально правдоподобно описать окружающую действительность, характер героев, ситуации, образы, явления.

Характерными чертами поэзии декаданса считаются:

Декаданс имел следующие направления:

  • символизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • сатира

Поэзия модернизма характеризуется ассоциативностью и подсознательностью. Этот этап является переходным между декадансом и поэзией нового порядка.

Цель поэзии

Цель поэзии часто совпадает с общими целями культуры и искусства. С помощью поэтического текса писатель вместе с читателями находится в процессе поиска истины.

Для писателя и читателя в некоторых случаях цель поэзии может быть различной. Для поэта цель поэзии — это познание мира, других людей и познание самого себя.

Для читателя поэзия — это ключ к прекрасному, приобщение к красоте окружающего мира, высокому искусству.

Структура поэзии

Сегодня под поэзией в первую очередь понимают стихотворный текст, который имеет ряд отличительных элементов:

Порядок звуков в стихотворной речи носит название ритм. Этот прядок звуков имеет определённую систему стихосложения:

  • свободный стих
  • строки встают в определены порядок по наличию тех или иных элементов звуков
  • упорядочивается количеств слогов, их расположение в зависимости от их долготы, силы, высоты

Под метром в поэзии понимают чередование сильных и слабых мест в стихе.

Стихотворный размер – это вариант метра, характерные элементы стихотворного размера включают в себя длину строки, цезуру, определенный характер окончания. Примеры стихотворного размера: брахиколон, хорей, ямб, логаэд, дактиль, амфибрахий, анапест и др.

Под рифмой понимают созвучное окончание строк. Существует несколько разновидностей рифм. По месту ударения в словах рифмы делятся на:

  • мужскую (ударение ставится на последний слог рифмованных слов)
  • женская (ударение ставится на предпоследний слог в рифмующихся словах)
  • дактическая рифма (ударение ставится на третий слог с конца)
  • гипердактическая рифма (ударение падает на четвертый слог, встречается нечасто)

По точности созвучия и способам их создания рифмы подразделяются на:

  • богатую рифму
  • бедную рифму
  • ассонансную рифму
  • диссонансную рифму
  • усеченную рифму
  • йотированную рифму
  • составную рифму

Поэзия и современность

Создается впечатление что в современном месте нет места поэзии. От части этой действительно так новые технологии практически вытеснили поэзию из современного мира. Тем не менее поэзия никуда не исчезла. Она все также существует на фоне современных инноваций, интернета, кино и так далее. Каждый из нас когда-либо находил нечто прекрасное и притягательное в поэзии. Нельзя сказать, что поэзия статична, она претерпевает изменения, появляются новые веяния и стили, но поэзия все так же продолжает нести в себе глубокий смысл. Если внимательно посмотреть на окружающую нас действительность поэзия присутствует практически во всем что нас окружает: великолепная природа, трепетная любовь и другие яркие человеческие чувства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Стихи русских поэтов.

Цель: Включение в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

Развитие интереса к художественному слову.

Учиться стать читателем.

Актуальность: художественная литература оказывает огромное влияние на понимание таких понятий, как любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другому народу и его культуре. Указом Президента В. Путина 2015 год объявлен годом Литературы в России.

Планируемый результат:

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор на разные темы, приводить примеры или доводы)

Я много читаю, потому что мне нравится узнавать новое, нравятся иллюстрации, нравятся книжки. В школе люблю уроки литературного чтения и русского языка. На уроках стараемся высказывать своё мнение, доказывать. Учимся вести диалог или разговор, стараемся овладеть речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения. Также стараемся строить высказывания на разные темы с использованием разных типов речи (описание,повествование, рассуждение).

Основная часть

Читает наизусть

С восклицанием поэта о пустоте появляется звенящая тишина. Теперь уж пусто всё и птиц не слышно боле).

Стихотворение вызывает светлую печаль и грусть. Всё стихотворение представляет собой три предложения. В стихотворении есть не только эпитеты, но и метафора (льётся чистая и тёплая лазурь), сравнения (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворение (паутины тонкий волос).

Читает наизусть

Удивительные картины зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своём стихотворении, что всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

Читает наизусть

Надо читать, потому что правильная речь, показатель культуры человека.

Надо читать, чтобы уметь выражать своё мнение и позицию (текст- рассуждение).

Надо читать, чтобы узнать много нового, а потом быть хорошим специалистом.

Как утверждают взрослые, что люди за последние годы очень сильно переменились. В каждой семье ноутбуки, плазмы, телефоны и много другого. Я не представляю себя без мобильного телефона. С разными планшетами люди очень мало читают книги. Я призываю своих одноклассников, подружек много читать и думать над прочитанным. В результате чтения мы будем самостоятельными, готовыми к учёбе, с желанием и умением учиться.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Пушкин

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Признаки стихотворения

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Читайте также: