Доклад на тему спортивно прикладная физическая культура для специальности информационных технологий

Обновлено: 13.05.2024

Тенденции цифровизации, наблюдаемые в последние годы, резко ускорились из-за глобальной эпидемии. Меры, направленные против нее, ограничили передвижение граждан и их естественную мобильность.

При этом с особой остротой встал вопрос поддержания и укрепления здоровья как в период вынужденной изоляции, так и в процессе реабилитации после болезни. Масштабные изменения охватили все сферы человеческой жизни, и цифровые технологии оказались незаменимы для дистанционного физического воспитания, что обуславливает актуальность этой темы. Пандемия стимулировала развитие цифровых технологий во всех отраслях, и спорт не исключение.

Цель данного реферата — кратко осветить тенденции цифровизации физической культуры и спорта с фокусом на российские реалии.

Задачи: рассмотреть основные направления, в которых используются цифровые технологии и как они внедряются в России на уровне государства, обозначить, с какими проблемами сталкивается цифровизация в процессе распространения и какие перспективы открывает в будущем.

Основная часть

Направления использования цифровых технологий


  1. Технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность). Эти технологии позволяют воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств (мультимедиа), манипулировать объектами в виртуальном пространстве, имитируя зрительные, слуховые, осязательные, моторные ощущения (виртуальная реальность), и структурировать текстовую информацию так, чтобы обеспечить высокую связность между её фрагментами, повышая её насыщенность (гипертекст).

  2. Технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы).

  3. Коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации). Эти технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, в том числе в форматах конференций, семинаров, круглых столов и т.д.

Это позволяет использовать цифровые технологии в программах развития личности, для повышения интенсивности учебно-тренировочного процесса, в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной и учебно-тренировочной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний занимающегося.


  1. Доступность. Одно из важных достоинств дистанционного обучения. Обучаясь заочно, вы можете находиться дома, в кафе или на даче. Для дистанционного образования достаточно иметь компьютер и доступ в интернет. Не тратя время, на дорогу в университет.

  2. Затраты времени. Обучаясь дистанционно, вы не тратите время на дорогу, можете заниматься в удобное для вас время.

  3. Качество информации. Преподаватели имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них. В интернете огромное количество красочного демонстрационного материала, видео- и аудио контента.

  4. Организованность. Важное качество в современном мире. Дистанционное образование учит грамотно распределять своё время, и организовывать рабочее пространство.

  5. Возможность больше времени проводить дома, в кругу семьи

Для сбора и анализа данных, а впоследствии принятии решений, совершенствующих качество тренировочного процесса, важно иметь комплексную систему. Например, европейская федерация гандбола, имея для проведения соревнований систему Swiss Timing, с 2016 года после предварительных апробаций начала применять систему Kinexon во время проведения Чемпионатов Европы среди национальных мужских и женских сборных команд [15]. Система включает в себя GPS трекеры, приемные устройства и программное обеспечение. Трекер позволяет получить информацию о физиологических показателях соревновательных нагрузок, суммарных показателях внешней стороны нагрузки - пройденная игроками разных амплуа дистанция, число ускорений, средняя и максимальная скорость перемещений гандболистов, количество изменений направления перемещений, высота выпрыгивания при выполнении бросков мяча по воротам. Специальный трекер, установленный в игровом мяче, передает информацию о скорости и траектории полета мяча, что позволяет судить о скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Специальное приложение в программе позволяет также проводить анализ основных вариантов тактики игры команд в нападении и защите, эффективности технико-тактических действий каждого гандболиста и команды в целом. По своей производительности и получаемым параметрам данная система заменяет работу большой группы исследователей и позволяет получить более 180 показателей, характеризующих различные аспекты игровой деятельности гандболистов. Что не менее важно для специалистов, по ходу турнира можно получить сводные статистические данные команды по каждой игре отдельно, а также с накоплением суммарных показателей в серии матчей.

Возможности цифровых систем позволяют оперативно оценить суммарные показатели нагрузки команды, провести сравнительный анализ воздействия упражнений на организм игроков разных амплуа, сопоставлять получаемые данные с требованиями соревновательной деятельности.

Потенциал цифровых технологий в спорте, оздоровительной и физкультурной активности воплощается как коммерческими организациями, так и государством в виде конкретных программ, важнейшая цель которых – сформировать единую экосистему, которая обеспечит условия для повышения физической активности и уровня здоровья населения.

Инфраструктура данных такой экосистемы системы даст государству опору для принятия решений и развития отрасли в целом [3], предоставив информацию не только о том, насколько загружен или перегружен конкретный спортивный объект, но также о том, насколько оправдано строительство этого объекта, насколько актуальна потребность в строительстве новых объектов в этой местности, насколько выровнен баланс между государственными и коммерческими игроками в сфере спорта и т.д.

Вероятно, у человека появится что-то типа Спорт ID, который подвязывается к его профилю на госуслугах. А дальше подвязывается к разного рода активностям вне зависимости от того, чьей они принадлежности с точки зрения ведомств. [3]

Цифровизация так же является инструментом охвата аудитории . [3] Таким образом, она так же выполняет вторичные задачи при формировании доступной среды для занятий спортом, прежде всего помогая убрать барьеры для посещения подобных объектов людьми и информируя о их существовании и доступности.

Федеральный проект “Спорт - норма жизни” ставит задачу увеличить процент людей, которые регулярно занимаются спортом, 40 до 55 процентов к 2024 году в том числе с помощью цифровизации.

Цифровизация позволила поддерживать активность и вовлеченность в спорт несмотря на пандемию: например, через формат онлайн-соревнований. Речь не о соревнованиях по киберспорту, а именно про онлайн-соревнования по реальным видам спорта. Началось все с интеллектуальных видов – с шахмат, а продолжилось единоборствами, например, карате и тхэквондо, точнее, теми дисциплинами в этих видах, где не требуется спарринг (ката).

Любители бега делают пробежки в онлайн-формате: каждый бежит сам, а результаты сводятся в онлайне. Новые форматы развиваются и уже ждут нормативного оформления. Потому что изменения затрагивают правила соревнований, а это означает требование новых подходов к судейству, к антидопингу и т. д., если развитие в этом направлении продолжится.

Проблемы цифровизации

Личных данные, собираемые в контуре государственных информационных систем, не должны утекать в коммерческую сферу. Сбор персональной информации должен быть деперсонифицирован, чтобы федеральные структуры имели доступ только к обезличенной информации и маркетинг не касался процесса посещения детьми спортивных кружков и секций. [2]

Корректировка поведения спортсмена на базе данных аналитики в реальном времени через общение с тренером (например, через специальные наушники) может рассматриваться как аналог допингового вещества, потому что это действительно получение преимущества. Для того, чтобы такие технологии могли легитимно использоваться, соответствующая международная федерация должна принять решение. А положительное решение по этому вопросу сразу делает вид спорта техническим, т.е. конкуренция в нем смещается с человеческого потенциала на развитость технологий, как в авиационном спорте и автогонках. [3]


  1. Высокий риск увеличения цифрового неравенства: не все регионы нашей страны имеют равный доступ к Интернету, следовательно, не все учащиеся и преподаватели могут использовать цифровые технологии в образовательном процессе.

  2. Не всегда преподаватель может контролировать правильность выполнения студентами упражнений при дистанционной форме работы. Это может привести к травмам.

  3. Возможность появления такого явления как массовая безработица среди специальностей в сфере ФКиС, чьи рабочие места будут автоматизироваться, и замещаться цифровыми технологиями.

Перспективы цифровизации

Это, в том числе, провоцирует появление новых профессий в сфере цифровой трансформации физической культуры и спорта [14].

Проведя анализ профессий физкультурно-спортивной отрасли, вновь появившихся на рынке, можно отметить профессию аналитика данных. Сама эта профессия уже некоторое время развивается в других отраслях и последнее время в связи с цифровой трансформацией и некоторым другим основаниям она начала активно развиваться так же в области физической культуры и спорта. Кроме прочего непрерывно растущая доходность спортивной индустрии явилась так же значимым фактором востребованности анализа данных в этой отрасли.

На сегодняшний день анализ данных в спортивной индустрии стал основой для программ подготовки уровней бакалавриата, магистратуры, и подготовки кадров высшей квалификации, а также большого количества отдельных курсов. Все они разделяются на программы, ориентированные преимущественно на экономический анализ, анализ биологических и иных характеристик спортсмена, повышающих эффективность спортивной деятельности и комплексные программы. При этом программ магистратуры сейчас наблюдается больше, чем бакалавриата, это связано с тем, что стоимость подобного специалиста достаточно высока и позволить себе его использование могут организации с достаточно высоким уровнем дохода. Данная ситуация уже сейчас начинает порождать сочетания компетенций аналитика данных и других профессий физкультурно-спортивной отрасли. Таким сочетанием явилось появление профессии тренер-аналитик. Это явилось закономерным ответом на требования рынка и обусловлено переходом от индустриального общества к постиндустриальному, который предъявляет особые требования к подготовке кадров для новой экономики информационного общества.

Искусственный интеллект так же применяется для анализа результатов и оценки техники быстрого боулинга в крикете и для выявления спортивных талантов [16]. В исследованиях так же описывается опыт общего применения ИИ в спортивной биомеханике с использованием инструментов диагностики для оценки движений в различных видах спорта. Другие исследования сосредоточены на разработке методов машинного обучения для разделения, классификации, распознавания последовательности движений и прогнозирования важных для спорта данных. Сегодня, в частности, анализ производительности с помощью самообучающихся алгоритмов, таких как искусственные нейронные сети (ANNs), все чаще обсуждаются как перспективные области применения в математике и информатике, связанной со спортивной и образовательной деятельностями. Успешный опыт использования ИИ для анализа и оценки движений имеется так же в таких видах спорта, как гольф, бейсбол, футбол или баскетбол. В качестве другого примера авторы представляют прогнозы для создания плана тренировок и выявления талантов в плавании. Кроме того, в работе Baca and Kornfeind, 2012 обучается самоорганизующаяся карта с целью стабилизировать процесс прицеливания элитных спортсменов-биатлонистов.

Другими топ-технологиями являются различные фитнес-трекеры и смарт-часы, которые позволяют улучшить тренировки. Все это в совокупности определяет новое положение спорта в жизни человека.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели основные задачи цифровых технологий, государственные программы, в рамках которых они внедряются, проблемы и вопросы, с которыми сталкивается процесс цифровизации.

Так же мы дали краткий обзор перспектив цифровизации как в контексте реализации государственных программ, так и в контексте конкретных технологий, внедряемых в спорте и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Проанализировав достаточный объем актуальных источников, можно сделать вывод о том, что цифровизация всё глубже проникает в область спорта и физической культуры, меняет её, и этот процесс был многократно ускорен пандемией.

Процессы цифровизации поддерживаются государственными программами, ориентированными на партнерство между государством и коммерческими компаниями в рамках интегрированной экосистемы.

Цифровые технологии позволяют повысить объем физической активности, её качество и эффективность.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание

Определение понятия ППФП, цель, задачи……………………………………..5

Основные факторы, определяющие содержание ППФП………………………8

Физическое воспитание – как компонент ППФП студентов…………………14

Список используемой литературы……………………………………………. 19

Реализация специально-прикладной направленности вузовской физической культуры осуществляется в виде её гуманитарной компоненты – профессионально-прикладной физической подготовки, важнейшие задачи которой сводятся к формирования средствами физического воспитания прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений, навыков, способствующих достижению объективной готовности в сфере производства, науки, в процессе обучений и, в частности, учёбы в вузе.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно) чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний профессионально-прикладной физической подготовке студентов о средствах и методах физического воспитания.

Определение понятия ППФП, цель, задачи

В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие "профессионально-прикладная физическая подготовка".

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Также, ППФП - одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных,, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии экономиста, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему геологу - другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины "Физическая культура".

Итак, цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

1) к ускорению профессионального обучения;

2) к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

3) к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

4) к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

5) к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

• формировать необходимые прикладные знания,

• осваивать прикладные умения и навыки;

• воспитывать прикладные психофизические качества;

• воспитывать прикладные специальные качества.

В общей практике специальными задачами ППФП являются преимущественные развития качеств - общей выносливости и статической выносливости; также, преимущественное развитие специальных физических качеств - концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции, подвижности нервных процессов, координации движений и мышечных усилий, умения расслаблять мышцы, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Не менее важными специальными задачами является развитие психических качеств - дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости. Ну и конечно же - это приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине "Физическая культура", во время кратких методических бесед и установок на мето-дико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие "трудовая деятельность" по психофизическим компонентам аналогично понятию "спорт". Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

• формы (виды) труда специалистов данного профиля;

• условия и характер труда;

• режим труда и отдыха;

• особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Рассмотрим каждый фактор поподробнее:

• Формы (виды) труда. Основные формы труда - физический и умственный. Разделение труда на "физический" и "умственный" носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

• Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

• Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправлениые рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

• Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда - интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить "кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. "Кривая" работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

Содержание ППФП

Изучение образа жизни студентов и специалистов сферы экономики, предпринимательства, менеджмента позволило представить некоторые стороны модельных характеристик как специалистов в условиях их профессиональной деятельности, так и студентов - в условиях обучения.

Специалисты обладают широким спектром знаний, умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальными качествами широкого диапазона, высоким уровнем культуры и достаточно мотивированной потребностью к определённым видам двигательной активности.

Профессиональная деятельность проходит в условиях недостаточно проветриваемых помещений, сидя, при недостаточном освещении, резких переходов от получения зрительными анализаторами информации с экрана компьютера до составления отчётов, сбора материалов, их группировки, сведения в таблицы, анализа данных для ответственных выводов и заключений. Непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контрактёров. Часто возникающие экстремальные ситуации требуют принимать решения при строго ограниченных временных возможностях, а также быстро реабилитироваться после нервно-эмоциональных состояний. По энергозатратам их деятельность характеризуется как категория легкого физического труда. Перманентная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперёд, дыхание - поверхностное, мышцы шеи, плечевого пояса, спины напряжены. Возбуждения на протяжении многих часов приводят к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на нейрогуморальной регуляции многих органов физиологических систем целостного организма. Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов и лор-органов. Нижние конечности, находясь в согнутом положении в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются длительный промежутков времени даже естественным физическим нагрузкам.

Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.

Перечисленное выше нацеливает на следующие выводы.

• ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе.

• В процессе учёбы (в профессиональной деятельности в дальнейшем) необходимо использовать так называемую производственную гимнастику.

В содержание учебного процесса по физическому воспитанию целесообразно включать обязательным компонентом гимнастику (упражнения со скакалкой, на гимнастической стенке, кувырки и другое), спортивные игры или их средства, лёгкую атлетику (спринт, прыжки, бег на середине дистанции и т.п.), различные виды подвижных игры, эстафета с резкими переходами, передачей мячей, остановками, поворотами.

Указанное выше позволяет отнести студентов-экономистов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых - "умственные и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций".

Естественно, что такая занятость, такой вид деятельности требует соответствующих компенсационных мер, четко направленных на реабилитационных физкультурно-оздоровительных действий как в период обучения, так и в период интенсивного труда и психоэмоционального напряжения - зачётов, экзаменов.

Физическое воспитание – как компонент ППФП студентов

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса.

Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

1) физические упражнения;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

• методы строго регламентированного упражнения;

• игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

• соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

• методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение средств и методов физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать физические качества;

5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Заключение

На современном этапе, на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Итак, можно сказать, что организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине "Физическая культура", которая составляется кафедрой физического воспитания на основе примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности 6удущей| профессии студентов каждого факультета и учитываются материально - технические возможности конкретного вуза.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий - дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во вне учебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

В наши дни происходят масштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играет стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.
Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи.
В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.

Содержание
Работа содержит 1 файл

реферат информатика.docx

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ,СПОРТА И ТУРИЗМА

Факультет физической культуры и оздоровительных технологий

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Использование информационных технологий в сфере физической культуры и спорта

Магистранта 1 курса

Студент – исполнитель_________________ _____Д.А. Сиваков

Руководитель лаборатории______ _____________Н.Ю. Иванова

Курсовой руководитель_________ _____________В.В. Ермаков

Итоговая оценка _______________________

1. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту

1.1 Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества

1.3 Основные направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте

2. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта

2.1 Учебный процесс

2.2 Спортивная тренировка

2.3 Спортивные соревнования

2.4 Оздоровительная физическая культура

3. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий

3.1 Информационная подготовленность профессорско- преподавательского состава учебных заведений физической культуры

3.2 Программно-методическое обеспечение учебного процесса и самостоятельной работы студентов

3.3 Создание информационной среды физкультурного образования

Список используемой литературы

В наши дни происходят масштабные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играет стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация передовых стран мирового сообщества.

Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи.

В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.

Использование информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту

1.1 Информатизация физкультурного образования как закономерное следствие информатизации общества

В информационном обществе информация приобретает характер капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование которой зависит от успешного решения комплекса проблем, связанных с обработкой информационного потока, развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем.

- информация преобретает глобальный характер;

- на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры, попытки ограничить свободное распространение информации наносят вред государству, стремящемуся ввести такого рода ограничения;

- значительно возрастают возможности сбора, хранения, передачи информации и доступа к ней;

- растет влияние информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;

- углубляется процесс децентрализации общества;

- происходит переход к новым формам занятости;

- осуществляется процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Одним из главных инструментов информатизации общества являются информационные технологии. Они позволяют коренным образом изменить жизнедеятельность каждого человека. Разработка стратегии развития и использования информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности является одной из ключевых проблем стратегического планирования как на национальном, так и на глобальном уровне.

Темпы и направления перемен на нынешнем этапе определяются уже не вычислительной техникой, возможностями телекоммуникаций и программными средствами, а людьми, их запросами, проблемами, готовностью к переменам. В связи с этим следует особо подчеркнуть актуальность информации сферы образования, в том числе и физкультурного образования. Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно- воспитательного процесса, а также повышение его эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информатизации общества.

Главной целью информатизации является качественное преобразование системы образования в направлении подготовки граждан к жизни в информационном мировом обществе. Она достигается путем формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих каждому члену общества потенциальную возможность свободного доступа и взаимодействия с законодательно открытой информацией с помощью средств информатизации, адекватных современному уровню научно-технического и экономического развития конкретного государства.

В связи с этим предъявляются определенные требования к системе образования, образовательному процессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, а также к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения в учебно- тренировочный процесс.

Удовлетворение этих требований должно привести к созданию принципиально новой информационной культуры, предполагающей наличие умения использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных технологий.

Таким образом, вопросы овладения современными информационными и коммуникационным технологиями их использование становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физической культуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов, направленных на овладение необходимыми знаниями, а также накопления личного опыта их использования в профессионально- педагогической и спортивной деятельности.

Решая задачи информатизации учебно-тренировочного процесса, следует четко определить следующее:

- где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий;

- какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно- тренировочного процесса;

- как создавать и использовать в профессионально- педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорте программно-педагогические средства;

- каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация общества, а следовательно, и многих сфер человеческой деятельности влечет за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов в области владения информационными и коммуникационными технологиями. Потребность большинства членов современного общества в познании и реализации возможностей этих технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определения еще и тем, что постоянно развивающиеся научные, производственные и образовательные технологии приобретают все большую зависимость от информационных технологий, на базе которых они создаются и совершенствуются.

Активное внедрение средств информационных технологий предполагает использование определенного понятийного аппарата, который можно считать устоявшимся. Рассмотрим ряд понятий и терминов, получивших в последние годы распространение в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации , осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация физкультурного образования – процесс обеспечения сферы физической культуры методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информационная технология – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов.

Средства информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте – программное, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Средства информатизации и коммуникации физкультурно-образовательного назначения – средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно- инструктивными материалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Инструментальное программное средство – программное средство, предназначенное для конструирования программных средств учебного назначения, подготовки или генерирования учебно- методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных включений.

Программно-педагогические средства в физической культуре и спорте – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программно-педагогические средства используются в учебно-тренировочном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение программно-педагогических средств ориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения или разрешения; осуществление некоторой деятельности с объектной средой; осуществление деятельности в конкретной предметной среде. Современные программно-педагогические средства реализуются на базе технологии мультимедиа.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Многие исследователи полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практики не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Это в полной мере относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Использование в учебно-тренировочном процессе современных информационных технологий приобретает особую актуальность, требует постоянного обобщения и обмена опытом. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес [1; 10; 11]. Назрела необходимость перехода от традиционных средств к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, подготовки высококвалифицированных спортсменов и судей, проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением [3].

Информационные технологии прочно вошли в сферу деятельности специалистов по физической культуре. Применение их осуществляется как на простом уровне — ведение делопроизводства, создание баз данных и т. п., так и на уровне, где требуются специальные знания и умения - биомеханический анализ техники движения спортсмена, проектирование тактических схем ведения спортивной борьбы, анализ функционального состояния спортсменов, оценка адаптационных возможностей человека к физической нагрузке и т. п. [6; 12].

Вместе с тем, анализ литературы по проблеме подготовки специалистов по физической культуре указывает на недостаточность применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплин специализаций [10;11]. Вопросы, касающиеся применения информационных технологий в управлении сферой физической культуры и спорта не только недостаточно освещены в специальной литературе, но и не нашли своего должного применения в практике работы. Это и обусловливает актуальность предпринятого исследования

1.Выявить новинки информационных технологий в области спорта и физической культуры;

Информационные технологии, ставшие неотъемлемой составляющей общества, – это совокупность методов и программно-технологических средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод, использование информации, что способствует широкому распространению и обеспечивает снижение трудоемкости процессов реализации информационных ресурсов [5].

Это позволяет выдвинуть следующие основные требования, необходимые для положительного влияния информационных технологий на профессионально-педагогическую направленность учащихся:

- потребность общества в развитии учебных заведений как центров образования, культуры, науки, новых технологий;

- непосредственное влияние информационных технологий на эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений;

- повышение требований к уровню владения информационными технологиями педагогического состава учреждений;

- участие в образовательном процессе высококвалифицированных педагогов-новаторов, широко использующих в своей деятельности информационные технологии;

- развитая многоступенчатая программа использования информационных технологий в образовательном процессе;

- наличие необходимой программно-технологической базы.

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

- первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

- вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Современная вычислительная техника давно вошла в спортивную жизнь. Цифровое видео, цифровые табло и проекционная техника, а также различные измерительные системы широко используются на всех крупных соревнованиях. Однако в обычных школах, техникумах и вузах, на тренировках в спортивных школах по-прежнему применяют обычные ручные секундомеры, не слишком заботясь о точности измерений [3].

Совершенствование методологии должно ориентироваться в образовательном процессе на использование возможностей современных технологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Мултимедиа, Телекоммуникации, "Виртуальная реальность". Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обуславливающее тенденцию развития открытого образования [10].

Открытая система–это (по определению IEEE POSIX(1003.0)) система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

1.Возможность переноса прикладных систем с минимальными изменениями (мобильность систем);

2.Совместную работу с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах (интероперабельность);

3.Взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).

Не стоит никому доказывать, что хорошая физическая форма для любого спортсмена имеет первостепенное значение. Она определяет качество соревновательной деятельности и как, следствие, высокие результаты. Физические кондиции набираются постепенно в процессе тренировок. Наращиваемые нагрузки вырабатывают силу, выносливость, скорость, координацию и многие другие качества, необходимые для достижения поставленной цели. Как правило, профессиональные спортсмены тренируются под наблюдением специалистов – тренеров по физической подготовке, психологов, массажистов, спортивных врачей. Для оценки состояния своих подопечных они используют накопленные знания, новейшие тренировочные методики, всевозможнейшие тренажеры, современную аппаратуру и научное оборудование, а также достижения информационных технологий [7; 8].

Очень полезную техническую новинку, предназначенную для оказания помощи любому спортсмену, разработала финская компания FAM SPORTS. Это портативный аппарат, рассчитанный на токи небольшого напряжения. Он служит для стимуляции специфической нервно-мышечной реакции мозга. Прибор практически мгновенно, в течение 15 секунд дает оценку состояния спортсмена. Он сообщает о моменте, когда предстоящая тренировочная нагрузка может привести к усталости и даже к потенциально возможной травме. Разработанное специалистами устройство носит название Check (рис. 1).

Рис. 1. Прибор Check для стимуляции специфической нервно-мышечной реакции мозга

Для оценивания ситуации его электроды крепят на кисть руки. При включении прибора в работу электрический ток передается через тело в мозг спортсмена. Данные, полученные в результате этого и реакции нервной системы, фиксируются в смартфоне с помощью специальной программы прибора. Прибор предназначен в первую очередь для тех, кто занимается видами спорта, где требуются координация, сила, скорость, умение. Этим требованиям отвечают многие виды спорта: футбол, бокс, хоккей.Разработчики игрового проекта Guitar Hero анонсировали новую систему Goji Play, благодаря которой можно совместить тренировку с видеоигрой на тренажере. Так спорт станет развлечением. Goji Play включает в себя два крепящихся к ручкам тренажера беспроводных контроллера с парой кнопок на каждом и датчик активности, который в течение тренировки необходимо носить в спортивной одежде или закрепить на поясе (рис. 2).

Рис. 2. Система Goji Play

Видеоигра запускается на iPad или iPhone, а сами гаджеты следует зафиксировать в держателе на тренажере. Управление в игре осуществляется кнопками на контроллерах и движениями тела, которые отслеживает датчик активности. Например, чем быстрее на тренажере игрок бежит или крутит педали, тем быстрее передвигается и персонаж в игре или едет автомобиль и т. д. Разработчики Goji Play заверяют, что благодаря их системе можно вести более активный образ жизни, не отказываясь при этом от видеоигр. Даже слоган звучит так: "Пусть 30 минут упражнений ощущаются как 5 минут". Для Goji Play уже выпущена дюжина игр. Кроме того, для системы выпущено и спортивное приложение, в котором можно сохранять достижения владельца: время тренировки и пройденное расстояние, скорость передвижений и количество сожженных калорий и т. д. [2; 4; 8].

Многие спортсмены смогут оценить усовершенствованные возможности второго поколения браслетов FuelBanS. С помощью браслета пользователь сможет сравнивать текущие результаты не только с результатами минувших дней, но и с результатами других спортсменов за счет online-ресурса Nike+ благодаря специальным единицам измерения от NikeFuel. Данное нововведение привносит еще больший состязательный момент в занятия спортом. Марк Паркер, президент компании Nike Inc., заявляет, что второе поколение браслетов FuelBand SE создано, чтобы привлечь внимание людей к спорту, интегрировать современные технологии в спорт и сделать его более увлекательным (рис. 3).

Рис. 3. Второе поколение браслетов FuelBanS

С помощью ЖК-монитора можно следить за своей активностью, сброшенными калориями, временем и количеством пройденных шагов и, наконец, единицами NikeFuel.

Компания Basis Science запустила новые часы-браслет для отслеживания состояния здоровья человека, ориентированные на пользователей, заботящихся о своем здоровье, и веб-сервис к нему. Также часы Basis не просто устройство-помощник для занятия спортом и отслеживания состояния здоровья. Они оснащены акселерометром для отслеживания скорости передвижения, оптическим монитором для кровообращения и сердечного ритма, сенсором влаги для измерения потоотделения и состояния кожи и термодатчиком, реагирующий на температуру атмосферного воздуха. Все эти различные сенсоры и отличают часы Basis от остальных гаджетов, которые ими не обладают. Собрав и записав данные организма во время физических нагрузок, часы представят пользователю информацию в удобном и полезном для восприятия виде, позволяя отслеживать состояние здоровья и спортивные достижения на протяжении долгого времени.

Рис. 3. Часы-браслет и очки Basis Science

Сегодня спорт уже далеко не тот, каким он являлся в Древней Греции. В нем появилось множество технических новинок. Сегодня достижения цивилизации уже стали настолько привычными, что мы и сами уже не замечаем, насколько неотъемлемой частью жизни они стали. Изобретения последнего столетия превратили спорт в точную науку. Мы стали тщательнее считать миллиметры, миллисекунды.

Роберт Байард и Гари Питтман открыли, а затем и получили патент на технологию инфракрасного светодиода. Но на стадионах вместе с диодами еще долгое время использовались устаревшие лампы накаливания. К примеру, на Олимпиаде-80 в Москве такие табло с лампами накаливания даже показывали трансляции с соревнований, правда картинка была тогда черно-белой. Как же изменился спорт с приходом в него табло? Сегодня немыслимо представить без этого изобретения ни один крупный стадион. Громадные видеоэкраны позволяют показывать телевизионную картинку. Это особенно важно для таких видов спорта, как лыжные гонки или автогонки. Ведь там зрители в принципе не может наблюдать сразу за всей трассой. Да и сегодня табло дает не только информацию о текущем счете, но и множество статистической информации о командах или игроках.

Рис. 4. Электронное табло

На видеоэкранах даже показывается информация или картинка о ходе других матчей. Конечно же, не обойтись и без рекламы. Современные экраны настолько универсальны, что способов их применения - масса.

Сегодня без фотофиниша невозможно представить соревнования по легкой атлетике, вело- и мотоспорту, автогонок и соревнований с массовым финишем. В 1926 году фотофиниш пережил второе рождение. В Дании местная федерация легкой атлетики показала устройство, которое позволяло снимать в ускоренном режиме. Через 5 лет на свет появилась камера Кирби. Это высокоскоростное устройство могло совмещать фотофиниш с автохронометражом. У нее было сразу два объектива. Один смотрел на финишную линию, а другой - на хронометр, запускающийся с выстрелом стартового пистолета. Внутри камеры пленка проматывалась с рекордной скоростью - 128 кадров в секунду. В 1949 году была представлена первая серийная система фотофиниша под названием Racend OMEGA Timer, позже ее стали называть Photosprint. В 1952 года она была применена на зимней Олимпиаде в Осло. Благодаря этой новинке и появился термин "фотофиниш". К началу нынешнего века фотофиниш превратился в цифровой [2; 6; 9].

Рис. 5. Фотофиниш

Новые технологии пришли в спорт с изобретением синтетических материалов. Во второй половине XX века сразу несколько производителей начали активно внедрять их в спорт. Так, в 1956 году компания Speedo создала первые плавательные нейлоновые костюмы. В 1969 году американец Боб Гор создал мембрану GORE-TEX, которая позволяет выходить идущему от тела пару, но не пропускает вовнутрь влагу. Такой эффект стал возможным благодаря множеству микроскопических пор. Технология затем стала применяться и в производстве верхней спортивной одежды. Использование новых материалов в спортивном снаряжении позволило значительно поднять планку мировых рекордов. Прыгуны в высоту стали пользоваться шестами из фибергласа, а лодка для академической гребли ныне выполнена из пластика. Сегодня в спорте натуральные ткани почти не используются. Появляются все новые усовершенствованные материалы для спорта. Они улучшают и улучшают результаты. Так, уже ставший легендарным купальный костюм Speedo LZR Racer снижает сопротивление воды на 24%. В нем было установлено 182 мировых рекорда по плаванию. Однако принципы равноправия в спорте должны оставаться незыблемыми, это послужило причиной для ужесточения многими федерациями правил в отношении экипировки спортсменов. Победы не должны одерживаться лишь благодаря дорогому костюму или инструменту.

Рис. 6. Примеры использования высокотехнологичных материалов в спорте

Первый в мире тренажер появился случайно. Им стала шведская стенка, которая в начале XIX века помогла с помощью гимнастики излечиться от паралича руки шведскому врачу Хенрику Лингу. Первоначально назначение тренажеров и было сугубо медицинским, они использовались для восстановления после травм. Зато со временем эти устройства заняли свое место в истории спорта. Ведь именно тренажеры позволяют как любителям, так и профессионалам поддерживать свою спортивную форму между соревнований. Специальные тренажеры разработаны для автогонщиков и горнолыжников, которые также позволяют совершенствовать мастерство. Сегодня прогресс дошел до того, что появились умные тренажеры, которые не требуют от людей вообще каких-либо усилий. В итоге появился "фитнес для ленивых". В ходе занятий тренажеры сами воздействуют на нужные группы мышц. Думается, прогресс принесет в эту область еще немало нового.

Рис. 7. Современные спортивные тренажеры

Портативный сенсорный 3D-датчик GolfSense, предназначенный для обеспечения обратной связи в режиме реального времени и анализа игры в гольф. Вычисляет скорость размаха, положение тела при ударе, темп удара, траекторию движения. Имеются новинки и в области бассейнов с функцией противотока для тренировок, тренажеры для лыжников и др.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного спортсмена.

В ходе работы мы рассмотрели использование информационных технологий в физической культуре и спорте. Конечно, за последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы с каждым днем. Самое главное, что на сегодняшний день с использованием самых современных информационных технологий, подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызывает затруднений. Но, также в ходе работы мы столкнулась с проблемой: ни для кого не секрет, что далеко не все российские спортивные школы и вузы могут позволить себе современное информационное оборудование, более того, не во всех классах, не у всех студентов есть компьютер с выходом в интернет. И, хотя темпы модернизации оборудования в вузах крайне впечатляют, на наш взгляд, они еще недостаточно отвечают требованиям качественного современного образования.

Многие зарубежные государства намного раньше осваивают новинки информационного общества. Очевидны замедленные темпы развития и применения информационных технологий в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами. В развитии России как государства, информатизация сферы физической культуры и спорта должна являться одним из ключевых пунктов.

Список использованной литературы

Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000.

Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры, 1998. - № 7. - С. 24-26, 39-40.

Виноградов, П.А. Спорт в мире информации / П. А. Виноградов, В. А. Савин // Теория и практика физической культуры, 1997, №11. - С. 59-62.

Жуков, Р. С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 76-80.

Тимошенков, В.В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте / В. В. Тимошенков // Теория и практика физической культуры. 1993, №1.

Фураев, А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры, 1996, № 11.

Якобашвили В.А.. Комплекс технических средств для управления тренировочным процессом / В. А. Якобашвили // Теория и практика физической культуры. 1993, № 9-10.

Читайте также: