Доклад на тему сокращение

Обновлено: 05.07.2024

Разберемся в том, что такое сокращение дробей, зачем и как сокращать дроби, приведем правило сокращения дробей и примеры его использования.

Что такое "сокращение дробей"

Сократить дробь - значит разделить ее числитель и знаменатель на общий делитель, положительный и отличный от единицы.

В результате такого действия получится дробь с новым числителем и знаменателем, равная исходной дроби.

К примеру, возьмем обыкновенную дробь 6 24 и сократим ее. Разделим числитель и знаменатель на 2 , в результате чего получим 6 24 = 6 ÷ 2 24 ÷ 2 = 3 12 . В этом примере мы сократили исходную дробь на 2 .

Приведение дробей к несократимому виду

В предыдущем примере мы сократили дробь 6 24 на 2 , в результате чего получили дробь 3 12 . Нетрудно заметить, что эту дробь можно сократить еще. Как правило, целью сокращения дробей является получение в итоге несократимой дроби. Как привести дробь к несократимому виду?

Это можно сделать, если сократить числитель и знаменатель на их наибольший общий делитель (НОД). Тогда, по свойству наибольшего общего делителя, в числителе и в знаменателе будут взаимно простые числа, и дробь окажется несократимой.

a b = a ÷ Н О Д ( a , b ) b ÷ Н О Д ( a , b )

Приведение дроби к несократимому виду

Чтобы привести дробь к несократимому виду нужно ее числитель и знаменатель разделить на их НОД.

Вернемся к дроби 6 24 из первого примера и приведем ее к несократимому виду. Наибольший общий делитель чисел 6 и 24 равен 6 . Сократим дробь:

6 24 = 6 ÷ 6 24 ÷ 6 = 1 4

Сокращение дробей удобно применять, чтобы не работать с большими цифрами. Вообще, в математике существует негласное правило: если можно упростить какое-либо выражение, то нужно это делать. Под сокращением дроби чаще всего подразумевают ее приведение к несократимому виду, а не просто сокращение на общий делитель числителя и знаменателя.

Правило сокращения дробей

Чтобы сокращать дроби достаточно запомнить правило, которое состоит из двух шагов.

Правило сокращения дробей

Чтобы сократить дробь нужно:

  1. Найти НОД числителя и знаменателя.
  2. Разделить числитель и знаменатель на их НОД.

Рассмотрим практические примеры.

Пример 1. Сократим дробь.

Дана дробь 182 195 . Сократим ее.

Найдем НОД числителя и знаменателя. Для этого в данном случае удобнее всего воспользоваться алгоритмом Евклида.

195 = 182 · 1 + 13 182 = 13 · 14 Н О Д ( 182 , 195 ) = 13

Разделим числитель и знаменатель на 13 . Получим:

182 195 = 182 ÷ 13 195 ÷ 13 = 14 15

Готово. Мы получили несократимую дробь, которая равна исходной дроби.

Как еще можно сокращать дроби? В некоторых случаях удобно разложить числитель и знаменатель на простые множители, а потом из верхней и нижней частей дроби убрать все общие множители.

Пример 2. Сократим дробь

Дана дробь 360 2940 . Сократим ее.

Для этого представим исходную дробь в виде:

360 2940 = 2 · 2 · 2 · 3 · 3 · 5 2 · 2 · 3 · 5 · 7 · 7

Избавимся от общих множителей в числителе и знаменателе, в результате чего получим:

360 2940 = 2 · 2 · 2 · 3 · 3 · 5 2 · 2 · 3 · 5 · 7 · 7 = 2 · 3 7 · 7 = 6 49

Наконец, рассмотрим еще один способ сокращения дробей. Это так называемое последовательное сокращение. С использованием этого способа сокращение производится в несколько этапов, на каждом из которых дробь сокращается на какой-то очевидный общий делитель.

Пример 3. Сократим дробь

Сократим дробь 2000 4400 .

Сразу видно, что числитель и знаменатель имеют общий множитель 100 . Сокращаем дробь на 100 и получаем:

2000 4400 = 2000 ÷ 100 4400 ÷ 100 = 20 44

Далее замечаем, что числитель и знаменатель дроби 20 44 делятся на 2 . Сокращаем и приходим к виду:

20 44 = 20 ÷ 2 44 ÷ 2 = 10 22

Получившийся результат снова сокращаем на 2 и получаем уже несократимую дробь:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Отделение: языкознание и

Секция: английский язык

КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Работу выполнил а :

Сайдалиева Алина Олеговна ,

ученица 10 класса

учреждения города Джанкоя

Республики Крым «Средняя

Югай Ольга Мавриковна,

учитель английского языка

учреждения города Джанкоя

Республики Крым «Средняя

г. Джанкой - 2019

ФИО: Сайдалиева Алина Олеговна;

Класс: 10 класс

Населенный пункт: город Джанкой Республика Крым;

Современные SMS -сокращения могут поставить в тупик не только человека, изучающего английский язык, но даже и носителя, ведь не каждому известны истинные значения SMS -сленга. И именно этим подтверждается актуальность нашего исследования.

Р АЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ SMS И SMS -СОКРАЩЕНИЙ..……………………………..6

1.2. Характерные черты SMS ……………………………..………………………. . 8

РАЗДЕЛ 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ SMS -ЯЗЫКА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………………. ..11

2.1. Распространение SMS -языка и его роль в жизни общества …………. 11

РАЗДЕЛ 3. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ SMS -СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………….. 16

РАЗДЕЛ 4. СТАТИСТИКА И АНАЛИЗ…………………………………………….20

Список использованных источников………………………………………………. 25

Современный мир перенасыщен информацией, и с увеличением её количества люди стараются сократить слова всевозможными способами для экономии времени. На рубеже тысячелетий начали появляться различные новейшие технологии и средства связи: телефоны, компьютеры, планшеты и так далее. И именно они прочно внедрились в нашу жизнь, ведь мы пользуемся ими каждый день, передавая не только какую-то информацию, но и вкладывая в нее свои чувства, эмоции.
Так как в современном мире SMS ( short message service ) стали неотъемлемой частью жизни человечества, SMS -сокращения стали ярким объектом для изучения и рассмотрения. Современные SMS -сокращения могут поставить в тупик не только человека, изучающего английский язык, но даже и носителя, ведь не каждому известны истинные значения SMS -сленга.

И именно этим подтверждается актуальность нашего исследования: обществу необходимо всестороннее изучение тех изменений, которые происходят в современном английском языке.

определить возможные способы образования и виды современных SMS -сокращений, выявить самый часто используемый способ;

определить, какие именно виды современных сокращений наиболее понятны и актуальны для современного общества.

Методы исследования: описательный, сравнительный, статистический .
Новизна работы заключается в изучении словообразования SMS -языка, его изменений с течением времени, самостоятельном выявлении определённых групп современных сокращений и составлении статистики на основе опроса группы подростков от 14 до 17 лет.

Гипотеза: мы предполагаем, что современные английские SMS -сокращения понимают и используют не только в англоговорящих странах, но и в России.

Структура работы: работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ SMS И SMS -СОКРАЩЕНИЙ

1.2. Характерные черты SMS

​Специфическими особенностями SMS на английском языке являются:

SMS - платное удовольствие, объем ограничен и за каждую букву приходится платить. Чтобы не создавать себе же неудобств, общество решило максимально сокращать слова и предложения, дабы добиться и удобства, и экономии.
Несоблюдение правил пунктуации и орфографии.

Нынешние сокращения игнорируют правила пунктуации, словообразования и орфографии, потому что это приближает текст к устной речи, простоте и удобству, а также сокращает количество символов, о чем говорилось в первом пункте.

Наличие сокращенных слов, графических знаков или "улыбок".

1.3. SMS -сокращения

Для того, чтобы быть в центре событий, совершенно необходимо разбираться в современных интернет-тенденциях. Вывод: данная работа весьма актуальна для современных людей изучающих английский язык.

РАЗДЕЛ 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ SMS -ЯЗЫКА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2.1. Распространение SMS -языка и его роль в жизни общества

2.2. Смайлики

Смайлы, также как и SMS -сокращения являются неотъемлемой частью SMS -языка, без которой люди уже не смогли бы общаться в интернете. Благодаря ним общаться намного веселее, приятнее и удобнее - все эмоции как на ладони, а текст уже не кажется таким скучным и простым.

Гуреева Светлана Анатольевна

В современном мире одним из самых быстрых источников передачи информации является интернет: увеличилось общение людей посредством гаджетов в интернет чатах социальных сетей.

Это современное общение (переписка в чатах в интернете, в телефоне с помощью sms) требует быстроты передачи информации, сжатия текста.

Разговорная письменная речь при общении в социальных сетях изменяется: появляются устойчивые сокращения слов. Например: привет- прив, пожалуйста – пж, спокойной ночи- спок и многие другие. Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь.

Также можно отметить, что наряду с сокращением русских слов появились в переписке сокращения из английского языка. Мне стало интересно, разобраться в природе этих сокращений и установить их влияние на разговорную речь.

ВложениеРазмер
proekt.docx 73.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Использование сокращений слов в разговорной речи

Дмитриенко Анастасией Валерьевной,

обучающейся 8 класса

Гуреева Светлана Анатольевна,

учитель английского языка

II. Сокращения и особенности их образования. 4-6

III. Практическая часть. Сокращения слов в социальных сетях.

3.1. Сокращение словосочетаний по первым буквам слов. 6-7

3.2. Сокращение с использованием цифр и букв. 7

3.3.Сокращение через удаление букв. 7

3.4. Сокращения через использование неполных слов. 8

3.6.Сокращение с использованием цифр и знаков,

обозначающих целое понятие. 9

3.7. Сокращение с использованием цифр и знаков,

обозначающих целое понятие. 9

3.8.Заимствование слов из других языков 9

3.9.Другие способы сокращений. 10

3.10.Примеры неграмотного использования сокращений 10-11

IV. Опрос по использованию сокращений. 11-13

VI. Список литературы и интернет-источников. 14

В современном мире одним из самых быстрых источников передачи информации является интернет: увеличилось общение людей посредством гаджетов в интернет чатах социальных сетей.

Это современное общение (переписка в чатах в интернете, в телефоне с помощью sms) требует быстроты передачи информации, сжатия текста.

Разговорная письменная речь при общении в социальных сетях изменяется: появляются устойчивые сокращения слов. На пример: привет- прив, пожалуйста – пж, спокойной ночи- спок и многие другие. Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь.

Также можно отметить, что наряду с сокращением русских слов появились в переписке сокращения из английского языка. Мне стало интересно, разобраться в природе этих сокращений и установить их влияние на разговорную речь.

Цель работы: изучить способы сокращения слов (английских и русских) при общении в социальных сетях.

Г ипотеза: сокращения входят в разговорную речь (устную и письменную).

  • описать и систематизировать сокращения;
  • выделить наиболее распространенные сокращения;
  • сделать вывод об их использовании в речи.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование сокращений слов при общении в социальных сетях влияют на речь (особенно речь подростков). Часто подростки употребляют эти сокращения, и они становятся частью их словарного запаса. В целом это вносит изменения в состав современного языка (в частности молодежный сленг).

Практическая значимость работы заключается в пропаганде культуры речи.

Объект исследования: общение в социальных сетях.

Предмет исследования: использование сокращений слов (английских и русских) при общении в социальных сетях (на примере личной переписки).

сбор информации по теме проекта,

анализ и обобщение данных,

справочная и учебная литература;

личная переписка (автора работы, одноклассников).

  1. Сокращения слов и особенности их образования.
  1. из начальных частей или слогов слова (спецкор, универмаг);
  2. из части слова и полного слова (сбербанк);
  3. из начальных букв слов (аббревиатуры).

Стоит отметить, что единой классификации сокращений в лингвистике не существует. Каждый исследователь стремится усложнить, увеличить как количественно, так и качественно структурно - классификационную схему аббревиатур, включить в неё от аббревиатурные образования и графические сокращения. (Приложение 1. Классификация сокращений, представленная в Словаре сокращений)

При сокращении слов при общении в социальных сетях используются в основном способы сокращения слов:

- из начальных букв слов (аббревиатуры),

- усечения производящей основы.

Также есть и другие способы сокращений, которые присущи именно. интернет-общению:

  • Сокращение с использованием цифр и букв.
  • Сокращение через удаление букв.
  • Сокращения через использование неполных слов.
  • Редуцирование
  • Сокращение с использованием цифр и знаков, обозначающих целое понятие.

Рассмотрим примеры сокращений слов в социальных сетях по способам образования в русском и английском языках.

Способы сокращения слов и их примеры (на основе личной переписки).

3.1.Сокращение словосочетаний по первым буквам слов.

ЕГЭ – Единый государственный экзамен

РЖД – Российские железные дороги

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности .

КВН-Клуб Весёлых и Находчивых

LOL — Laughing Out Loud (Громко смеюсь)

OMG — Oh My God (О, Господи)

BBIAS - Be back in a second (Вернусь через секунду)

JK — Just Kidding (Просто шучу)

Иногда подобные аббревиатуры могут образовывать целые слова.

HAND - have a nice day (Хорошего дня)

IMHO — In My Humble Opinion (По моему скромному мнению)

С ДР! (С днем рождения!)

Мне пора на ЕГЭ.

OMG, этого быть не может.

Я же JK.Не обижайся.

3.2.Сокращение с использованием цифр и букв.

Этот способ построен на замене слов или их частей схожими с произношением некоторых цифр и букв.

Такая группа сокращения редко употребляется в русском языке, но всё же примеры для этого вида сокращений присутствуют:

Часто используемые цифры: 1, 2, 4, 8.

ANY1 - Anyone - Каждый.

2 - two, to, too - два, предлог to, тоже.

4EVER - forever - навсегда.

GR8 - Great - Восхитительно.

Часто используемые буквы: K, R, C, B, U.

R - Are - (форма глаголы to be)

C - See - Вижу (-ишь)

Что случилось о5?

3.3.Сокращение через удаление букв.

В этом случае из слова удаляются буквы, как гласные, так и согласные.

ADDY - Address - Адрес.

HOLS - holidays - отпуск.

PPL - People - Люди.

PRT - party - Вечеринка.

Я так жду эту встр.

Я получил твоё MSG.

3.4.Сокращения через использование неполных слов.

Группа, которая используется для сокращений слов относящихся к членам семьи с помощью перехода от полных слов к неполным.

BRO - brother - брат.

SIS - sister - сестра.

DAD - daddy - папа.

MUM - mother - мама.

Grandpa – grandfather - папа

Ма, где мой телефон?

Тём ты щас за пк?

Это самым необычный способом сокращения в русском и английском языке. Редуцирование (лингвистический термин) – утрачивание долготы гласной в слове или утрачивание отчётливого звучания согласных причем, чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

EM - Them - Им - такое сокращение не редко встречается также и в текстах английских современных песен или стихотворениях, оно используется для динамичности и ритмичности.

SKOOL - school - школа.

WUS – was – вторая форма глагола be, которая употребляется с местоимениями единственного числа, 2 лица и с местоимением I-я.

Ez – easy - легко

Это было очень ez!

  1. Сокращение с использованием цифр и знаков, обозначающих целое понятие.

0 - nothing - ничего.

I wanna ice- cream & cake & pancakes & honey.

- Wotcha doing ? - 0

3.7. Усечение части слова.

phone – telephone - телефон

math – mathematics - математика

fridge – refrigerator –холодильник

story – history - история

Комп опять завис!

Какая(по счёту) физра?

Ты слышал эту story?

3.8. Заимствование слов из других языков

CIAO – goodbye - до свидания, пока.

Это сокращение для переписки в английском языке образовалось от итальянского Ciao (и произносится оно именно так – чао).

-Я ИМХО (имею сугубо личное мнение)

Есть ещё несколько способов сокращения в английском языке, но они редко употребляются к примеру:

  • Словообразование от сокращения: XOXO — Hugs and Kisses. Целую, обнимаю. Образовано от сокращения X - kiss - поцелуй.
  • Удаление части слова без его замены: COS / CUZ - because - потому что и другие.
  • Сокращение с использованием букв, которые заменяют смысл слова, а не его произношение: ZZZ-tired, bored -устал, скучно
  • Также высказывания могут состоять из двух или трёх способов сокращения.

PC&QT – peace and quiet (тишина и покой): All I want is a little PC&QT. (Все, что я хочу – немного тишины и покоя). Образовано через удаление букв и сокращение с использованием знаков.

Возможно, что в скором времени эти сокращенные слова тоже войдут в переписку при общении в социальных сетях, может быть, повлияют и на образование сокращений русских слов (Все, что я хочу – Т & П!)

  1. Примеры неграмотного использования сокращений.

В основном это связано с употреблением английских сокращений. Мое общение в основном среди тех, кто изучает английский язык, небольшой процент тех, кто занимается английским языком более серьезно. Поэтому многие часто, используя английские сокращения, не понимают их значение, допускают ошибки.

Неправильное использование того или иного сокращения может привести к довольно неловкой ситуации либо непониманию того, что собеседник хочет выразить той или иной фразой. Давайте посмотрим на пример неправильного использования достаточно известной аббревиатуры LOL (laughing out loud - смеяться громко, вслух).

Был проведен опрос среди подростков и учителей школы. Анкета состояла из 6 вопросов. В опросе приняло участие 70 человек: 20 взрослых (средний возраст 25 – 50 лет) и 50 подростков (14 - 17 лет).

  1. Используете ли вы сокращения русского языка в sms и общении в чатах? Какие? (2 – 3 примера).
  2. Используете ли вы сокращения английского языка в sms общении и общении в чатах? Какие? (2 – 3 примера)
  3. Знаете ли вы значения английских сокращений, которые используете?
  4. Объясните значение английских и русских сокращений (наиболее употребительных) (объяснение в приложении).
  1. С какой целью вы используете сокращения?
  2. Попробуйте оценить, как влияет ли использование сокращения на вашу речь (устную и письменную)?

В приложении 2 представлены объяснения наиболее распространенных сокращений, некоторые из них включены в анкету.

Результаты опроса показали:

  • 100% подростков и 85% взрослых используют сокращения русского языка в своем общении в социальных сетях, sms.

По результатам опроса выделены наиболее употребительными сокращениями: спс (или сп), норм, ок, пж (пжалста).

  • 40% опрашиваемых подростков не используют сокращения английского языка. Выделены самые часто используемые сокращения на английском (среди подростков): Ok,omg, lol, EZ (easy), GG (good game) и другие.

в возрастном периоде от 25 – 35 лет - знают и другие английские сокращения,

от 36 лет – 50 лет не знают других английских сокращений.

  • Объяснили значение английских и русских сокращений:

- Имхо (imxo) – знают 54 % подростков, 10 % взрослых: учителя английского языка

-Gr8 – знают 70% подростков, 0,5 % взрослых

-LOL- знают 100% подростков, 25 % взрослых

-PLZ – знают 78% подростков, 15 % взрослых

  • - 85% всех опрашиваемых знают (хотя бы одно значение ниже приведённых сокращённых слов), от каких полных слов (словосочетаний) образованы эти сокращения:

-ДР – знают 100% подростков, 75% взрослых

-ПК – знают 100% подростков, 95% взрослых

-пж – знают 100% подростков, 90% взрослых

-сп – знают 100% подростков, 85% взрослых

Результаты объяснений английских и русских сокращений представлены в таблице 1 (приложение 3).

  • 100% опрашиваемых подростков и взрослых используют сокращения для быстроты написания текста.

25 % подростков отметили, что сокращения влияют на их устную речь.

57% считают, что сокращения влияют на их письменную речь, и лишь 10% полагают, что частое употребление сокращений при общении со сверстниками и семьей начинает внедряться как в устную, так и в письменную речь.

Каждый современный язык развивается, изменяется. В социальных сетях активно используются сокращенные слова. В моей личной переписке появились сокращения из английского языка.

В результате проведенной работы я изучила способы сокращения слов (английских и русских) при общении в социальных сетях.

Были решены задачи (на основе личной переписки):

- систематизация используемых сокращений,

- выделение наиболее распространенных сокращений,

Была подтверждена гипотеза: сокращения входят в разговорную речь (устную и письменную), подростки употребляют сокращения, и они становятся частью их словарного запаса при переписке.

Это еще одна тревожная тенденция, когда теряется уже графическое оформление слова.

Есть множество способов сокращения слов (в любом языке), но их нужно употреблять только уместно и разумно, помнить о том, что уровень культуры речи зависит от каждого из нас. И в наших силах и возможностях верно использовать культурное наследие речи, которая, должна не беднеть, а обогащаться.

Актуальность исследования сокращенных слов предопределяется важностью изучения средств номинации, среди которых сокращение обладает высокой продуктивностью. Наличие сокращений в разноструктурных языках вызывает необходимость их изучения.

Исследование особенностей производных слов от сокращений, установление закономерностей их образования и составляет цель данной работы.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть виды сокращений.
2.Изучить основные правила сокращения слов и словосочетаний.
3.Ознакомиться с правилами графического сокращения слов.

Работа содержит 1 файл

реферат по русскому.docx

Сокращения издавна применялись на письме у всех народов, обладающих письменным языком. В обыденной жизни, когда требуется сбережение места и времени, довольствуются употребительными простыми сокращениями. Сокращения слов состоят частью в пропуске отдельных букв и слогов и опущении значительной части или даже всего слова, за исключением начальных букв, частью в отдельных знаках, заменяющих слова. В древнейшие времена, когда писали заглавными буквами, можно было сокращать слоги или слова, как это можно видеть в надписях, монетах и древнейших рукописях. Только с тех пор, как вошли в употребление прописные греческие и латинские буквы, явились настоящие сократительные знаки для слогов, двойных согласных, двойных гласных и целых слов. В греческих рукописях встречается множество подобных знаков, которые совершенно исчезнут лишь в новейшее время. Но со времени изобретения книгопечатания, эти установленные сокращенивышли из употребления, за исключением немногих.
В настоящее время сокращения на письме употребляется лишь для частной или личной потребности в скорописании; но в тех бумагах, которые назначаются и для прочтения другими, в особенности печатных, их стараются избегать. Только в некоторых случаях допускаются исключения: в научных работах, при цитатах, библиографических указаниях и т.п. Существует графическое сокращение, которым пользуется каждый (например, т.д. - так далее, т.е. - то есть и т.п.).
Сокращения часто подвергаются критике. Некоторые считают их ненормативными, неполноценными словами. Однако, надо учитывать, что русский язык эти слова принял, они ему необходимы, без них подчас невозможно общаться.
В наше время стремление к краткости, экономности речи привело к появлению коротеньких словечек, представляющих собой сокращение отдельных слов. Такие сокращенные словечки часто употребляются в живой разговорной речи людей. Вместо "заведующий" говорят "зав", вместо "заместитель" - "зам".

Актуальность исследования сокращенных слов предопределяется важностью изучения средств номинации, среди которых сокращение обладает высокой продуктивностью. Наличие сокращений в разноструктурных языках вызывает необходимость их изучения.

Исследование особенностей производных слов от сокращений, установление закономерностей их образования и составляет цель данной работы.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть виды сокращений.
  2. Изучить основные правила сокращения слов и словосочетаний.
  3. Ознакомиться с правилами графического сокращения слов.

Объект данного реферата - сокращенные слова в русском языке.

Реферат состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Виды сокращений и общие требования к ним.

Виды по способу сокращения

По этому признаку выделяются:

1. Графические сокращения — в них опущенные буквы или слоги обозначаются графически:

а) точкой — при отсечении конечной части слова (рус. — русский);

б) дефисом — при высекании срединной части слова (пр-во — производство);

в) тире — при отсечении начальной части сокращаемого слова (Николай —он — Н. Даниельсон);

г) косой чертой — при отсечении конечной части слов словосочетания (Ростов н/Д — Ростов-на-Дону; п/п — по порядку).

2. Инициальные аббревиатуры — сокращения, которые образованы из названий первых букв и (или) звуков слов, входящих в исходное словосочетание, и которые произносятся при чтении в сокращенной, а не полной форме (в отличие от однобуквенных графических сокращений, произносимых при чтении развернуто).

Среди инициальных аббревиатур различают:

а) буквенные — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы (СНГ — эс-эн-гэ);

б) буквенно-звуковые — их образуют, беря от одних слов исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА — це-эс-ка (Центральный спортивный клуб армии);

в) звуковые — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания начальный звук: ИТАР (Информационное телеграфное агентство России).

3. Сложносокращенные слова — сокращенные слова, образованные из слов исходного сокращения, все или часть из которых усечены (колхоз — коллективное хозяйство; авиазавод — авиационный завод).

4. Высекаемые слова — слова, в которых высечены буквы и (или) слоги, кроме начальных и конечных букв, а оставшиеся стянуты в сокращенное слово (млрд — м[ил]л[иа]рд; млн — м[ил]л[ио]н).

5. Смешанные сокращения — сокращения, в которых сочетаются несколько способов образования сокращения: инициальная аббревиатура — со сложносокращенным словом (НИИполиграфмаш); инициальная аббревиатура — с графическим сокращением (кф. — кинофильм); высекаемое слово — с графическим сокращением (стб. — столбец) и т. д.

Виды сокращений по степени распространенности

По этому признаку различаются:

1. Общепринятые сокращения — употребляются во всех изданиях, кроме детских для начального чтения, ограниченно — в изданиях художественой литературы.

2. Специальные сокращения — употребляются в изданиях отраслевой лит. для специалистов, принятые в этой отрасли и понятные подготовленному читателю без расшифровки.

3. Индивидуальные сокращения — употребляются только в тексте одного издания, введенные его автором или издателем и так или иначе расшифрованные в нем (в списке сокращений, внутри текста вслед за самим сокращением или перед ним, и в списке и внутри текста).

Глава 2 . Основные требования к сокращениям слов и словосочетаний.

Соответствие характеру и назначению текста

Сокращения не должны противоречить характеру (виду литературы), а также назначению (читательскому и социально- функциональному) произведения. Например в тексте произведения художественной литературы, поскольку оно адресовано не специалисту, а широкому читателю, нежелательны необщепринятые сокращения, если они не вызваны стилистической или художественной задачей, а в тексте произведения технической или научной литературы при многократном употреблении исходного слова или словосочетания они целесообразны, как и в тексте произведения специальной справочной литературы, рассчитанной на читателя-специалиста.

Понятность читателю

Приемлемы сокращения, понятные читателю, которому адресовано издание, без расшифровки или с расшифровкой в списке сокращений, но при условии, что расшифровка легко запоминается и читателю не придется каждый раз обращаться к списку. Например, слишком большое число необщепринятых сокращений вынуждает читателя часто обращаться к списку сокращений или к собственной памяти и может резко замедлить чтение текста и усложнить его восприятие, тем самым обессмыслив употребление сокращений, цель которых — экономить не только место в издании, но и время читателя.

Исключение омонимии

Нежелательны сокращения, совпадающие по написанию с другими, имеющими иное значение. Например трудно порой отличить АЗУ (аналоговое запоминающее устройство) от АЗУ (ассоциативное запоминающее устройство) или АМС (авиационная метеорологическая служба) от АМС (артиллерийская метеорологическая служба). Сокращения-омонимы допустимы только в том случае, если контекст может подсказать, какое именно слово или словосочетание сокращено автором.

Нейтральность формы

Сокращения не должны отвлекать читателя своей формой от восприятия сути текста. Так, неблагозвучные сокращения, которые смешат читателя, или сокращения, которые по форме напоминают слово другого значения (например АЗУ — аналоговое запоминающее устройство или ассоциативное запоминающее устройство — воскрешает в памяти мясное блюдо), могут отвлечь мысль читающего, затормозить восприятие текста.

Единообразие принципов и формы сокращения

1. Однотипные слова и словосочетания должны сокращаться или не сокращаться. Если одни сокращаются, а близкие к ним по характеру остаются в полной форме, принцип единообразия в сокращении нельзя считать выдержанным. Например:

а) если принято решение после цифр года слова´ год, годы сокращать, то требуется сокращать и слова век, века после цифр, обозначающих столетия; если решено сокращать после цифр г. и в., то для единообразия надо сокращать после цифр гг. и вв.;

б) если в тексте издания используются общепринятые сокращения, то это должно коснуться всех таких сокращений без исключения;

в) если в тексте единицы величин в сочетании с числами в цифровой форме приводятся в виде обозначения, то этот принцип надо распространить на все единицы величин в таком сочетании;

г) если целесообразно использовать в издании специальные сокращения (т. е. принятые только в спец. видах литературы и видах издания), то надо использовать весь круг принятых в данной отрасли специальных сокращений;

д) если желательны индивидуальные сокращения (т. е. принятые только для данного издания), они должны охватывать группы слов и словосочетаний, а не отдельные случайные слова и словосочетания.

2. Форма сокращения слова или словосочетания должна быть одинаковой на протяжении всего издания, также в близких изданиях. Отклонения могут быть только обоснованные, вызванные изменением условий употребления. Так, если в тексте при числах в цифровой форме решено сокращать единицы времени (ч, мин, с и др.), не будет нарушением принципа единообразия отказ от сокращенного написания единиц времени, когда число в цифровой форме отделено от них каким-нибудь словом. Например.: Прошло 18 долгих часов, а не: 18 долгих ч.

3. Необходим отказ от сокращения вообще, если оно ведет к искаженному прочтению текста. Так, при сочетании заканчивающей предложение фамилии, сокращенной графически (с точкой на конце) до одной буквы, с полной фамилией без инициала, начинающей следующее предложение, сокращение может быть поначалу принято читателем за инициал имени второго лица. Два предложения сольются для читателя в одно, и ему придется тратить время на то, чтобы разобраться, как правильно прочитать текст.

Е. С. Протопопова. учила музыке их дочь Леониду Яковлевну, бывшую предметом долгой и безнадежной любви Г. Протопопова, многолетняя свидетельница этой драматической истории, стала как бы конфиденткой Г.

. предметом любви Г., долгой и безнадежной. Протопопова, многолетняя свидетельница.

1. Графические сокращения — в них опущенные буквы или слоги обозначаются графически:

а) точкой — при отсечении конечной части слова (рус. — русский);

б) дефисом — при высекании срединной части слова (пр-во — производство);

в) тире — при отсечении начальной части сокращаемого слова (Николай —он — Н. Даниельсон);

г) косой чертой — при отсечении конечной части слов словосочетания (Ростов н/Д — Ростов-на-Дону; п/п — по порядку).

2. Инициальные аббревиатуры — сокращения, которые образованы из названий первых букв и (или) звуков слов, входящих в исходное словосочетание, и которые произносятся при чтении в сокращенной, а не полной форме (в отличие от однобуквенных графических сокращений, произносимых при чтении развернуто).

Среди инициальных аббревиатур различают:

а) буквенные — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы (СНГ — эс-эн-гэ);

б) буквенно-звуковые — их образуют, беря от одних слов исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА — це-эс-ка (Центральный спортивный клуб армии);

в) звуковые — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания начальный звук: ИТАР (Информационное телеграфное агентство России).

3. Сложносокращенные слова — сокращенные слова, образованные из слов исходного сокращения, все или часть из которых усечены (колхоз — коллективное хозяйство;авиазавод — авиационный завод).

4. Высекаемые слова — слова, в которых высечены буквы и (или) слоги, кроме начальных и конечных букв, а оставшиеся стянуты в сокращенное слово (млрд — м[ил]л[иа]рд;млн — м[ил]л[ио]н).

5. Смешанные сокращения — сокращения, в которых сочетаются несколько способов образования сокращения: инициальная аббревиатура — со сложносокращенным словом (НИИполиграфмаш); инициальная аббревиатура — с графическим сокращением (кф. — кинофильм); высекаемое слово — с графическим сокращением (стб. — столбец) и т. д.

4.1.2. Виды сокращений по степени распространенности

По этому признаку различаются:

1. Общепринятые сокращения — употребляются во всех изданиях, кроме детских для нач. чтения, ограниченно — в изданиях худож. лит.

2. Специальные сокращения — употребляются в изданиях отраслевой лит. для специалистов, принятые в этой отрасли и понятные подготовленному читателю без расшифровки.

3. Индивидуальные сокращения — употребляются только в тексте одного издания, введенные его автором или издателем и так или иначе расшифрованные в нем (в списке сокращений, внутри текста вслед за самим сокращением или перед ним, и в списке и внутри текста).

4.2. Основные требования к сокращениям слов и словосочетаний

4.2.1. Соответствие характеру и назначению текста

Сокращения не должны противоречить характеру (виду литературы), а также назначению (читательскому и социально-функциональному) произведения. Напр., в тексте произведения худож. лит., поскольку оно адресовано не специалисту, а широкому читателю, нежелательны необщепринятые сокращения, если они не вызваны стилистической или худож. задачей, а в тексте произведения техн. или науч. лит. при многократном употреблении исходного слова или словосочетания они целесообразны, как и в тексте произведения спец. справочной литературы, рассчитанной на читателя-специалиста.

4.2.2. Понятность читателю

Приемлемы сокращения, понятные читателю, которому адресовано издание, без расшифровки или с расшифровкой в списке сокращений, но при условии, что расшифровка легко запоминается и читателю не придется каждый раз обращаться к списку. Напр., слишком большое число необщепринятых сокращений вынуждает читателя часто обращаться к списку сокращений или к собственной памяти и может резко замедлить чтение текста и усложнить его восприятие, тем самым обессмыслив употребление сокращений, цель которых — экономить не только место в издании, но и время читателя.

4.2.3. Исключение омонимии

Нежелательны сокращения, совпадающие по написанию с другими, имеющими иное значение. Напр., трудно порой отличить АЗУ (аналоговое запоминающее устройство) отАЗУ (ассоциативное запоминающее устройство) или АМС (авиационная метеорологическая служба) от АМС (артиллерийская метеорологическая служба). Сокращения-омонимы допустимы только в том случае, если контекст может подсказать, какое именно слово или словосочетание сокращено автором.

4.2.4. Нейтральность формы

Сокращения не должны отвлекать читателя своей формой от восприятия сути текста. Так, неблагозвучные сокращения, которые смешат читателя, или сокращения, которые по форме напоминают слово другого значения (напр., АЗУ — аналоговое запоминающее устройство или ассоциативное запоминающее устройство — воскрешает в памяти мясное блюдо), могут отвлечь мысль читающего, затормозить восприятие текста.

4.2.5. Единообразие принципов и формы сокращения

1. Однотипные слова и словосочетания должны сокращаться или не сокращаться. Если одни сокращаются, а близкие к ним по характеру остаются в полной форме, принцип единообразия в сокращении нельзя считать выдержанным. Напр.:

а) если принято решение после цифр года слова´ год, годы сокращать, то требуется сокращать и слова век, века после цифр, обозначающих столетия; если решено сокращать после цифр г. и в., то для единообразия надо сокращать после цифр гг. и вв.;

б) если в тексте издания используются общепринятые сокращения, то это должно коснуться всех таких сокращений без исключения;

в) если в тексте единицы величин в сочетании с числами в цифровой форме приводятся в виде обозначения, то этот принцип надо распространить на все единицы величин в таком сочетании;

г) если целесообразно использовать в издании спец. сокращения (т. е. принятые только в спец. видах литературы и видах издания), то надо использовать весь круг принятых в данной отрасли спец. сокращений;

д) если желательны инд. сокращения (т. е. принятые только для данного издания), они должны охватывать группы слов и словосочетаний, а не отдельные случайные слова и словосочетания.

2. Форма сокращения слова или словосочетания должна быть одинаковой на протяжении всего издания, также в близких изданиях. Отклонения могут быть только обоснованные, вызванные изменением условий употребления. Так, если в тексте при числах в цифровой форме решено сокращать единицы времени (ч, мин, с и др.), не будет нарушением принципа единообразия отказ от сокращенного написания единиц времени, когда число в цифровой форме отделено от них каким-нибудь словом. Напр.: Прошло 18 долгих часов, а не: 18 долгих ч.

3. Необходим отказ от сокращения вообще, если оно ведет к искаженному прочтению текста. Так, при сочетании заканчивающей предложение фамилии, сокращенной графически (с точкой на конце) до одной буквы, с полной фамилией без инициала, начинающей следующее предложение, сокращение может быть поначалу принято читателем за инициал имени второго лица. Два предложения сольются для читателя в одно, и ему придется тратить время на то, чтобы разобраться, как правильно прочитать текст.

Е. С. Протопопова. учила музыке их дочь Леониду Яковлевну, бывшую предметом долгой и безнадежной любви Г. Протопопова, многолетняя свидетельница этой драматической истории, стала как бы конфиденткой Г. (с. 387).

. предметом любви Г., долгой и безнадежной. Протопопова, многолетняя свидетельница.

Читайте также: