Доклад на тему режиссерская игра

Обновлено: 18.05.2024

Определив психологические основания и истоки игровой деятельности, а также ее критерий, мы можем теперь подробно остановиться на вопросе развития игровой деятельности в онтогенезе.

Проблема генезиса игровой деятельности является новой для психологии и педагогики игры. Долгое время считалось, что игра является характеристикой лишь детского развития, при этом преимущественно дошкольного возраста. С этим связано и то, что большинство исследований игры анализируют ее единственный вид – сюжетно-ролевую игру, а все другие виды игровой деятельности рассматриваются как производные от нее. Такой подход к игре стал причиной многих проблем теории и практики игровой деятельности. Одной из центральных оказалась проблема обучения игре.

В отечественной психологии и педагогике уже не вызывает сомнения тезис о том, что играть надо учить. Исследование игр нормальных и аномальных детей, изучение игровой деятельности людей с проблемами разного рода, использование игровых упражнений и тренингов в качестве средства коррекции и многое другое позволило получить серьезное экспериментальное доказательство того, что игра не возникает спонтанно. Необходимо создать условия для становления и развития игровой деятельности, потому что без специального обучения человек так и не начинает играть. Конечно, говоря о специальном обучении игре, никто не имеет в виду создание каких-то специальных занятий или уроков. Более того, немного забегая вперед, скажем, что одна из важнейших особенностей обучения игре состоит в том, что тот, кого учат играть, даже не подозревает об этом.

Анализ сюжетно-ролевой игры позволяет обнаружить ее неоднородность. Уже само ее название свидетельствует о том. что в ней можно выделить две составляющие. Помимо ролей и ролевого взаимодействия в ней есть сюжет, который, кстати, в ее названии стоит на первом месте. Любопытно, что творческий характер игры, как правило, связывается разными исследователями именно с ее сюжетом.

Однако если еще раз вернуться и к истокам игры и к содержанию психологической готовности к игровой деятельности, то можно сказать, что в контексте сюжетно-ролевой игры роли и ролевые отношения являются средствами для реализации сюжета.

Учитывая то, что игра должна продуцироваться самими играющими, закономерно сделать вывод, что к началу сюжетно-ролевой игры ребенок должен уметь придумывать (конструировать) сюжет. В противном случае, как было видно из примеров, роли и ролевые отношения окажутся в центре деятельности и будут строиться на основании правил (показов), а не являться продуктом воображения.

Если понаблюдать за деятельностью детей в конце раннего – начале дошкольного периода развития, то можно увидеть особую деятельность, которая еще сильно похожа на предметно-манипулятивную, но уже отчетливо имеет черты игровой. Малыш расставляет перед собой мелкие игрушки или другие маленькие предметы и осуществляет с ними какие-то действия. При этом он издает разные звуки – гудит, шипит, говорит разными по тембру голосами. Анализ этой деятельности ребенка показал, что она по полному праву может быть названа игрой.

Во-первых, в этой деятельности отчетливо прослеживаются две позиции, которые, как мы видели, характеризуют игру. Ребенок в этой игре управляет всем ее ходом, но при этом он одновременно является и участником всех тех событий, которые происходят внутри нее. Во-вторых, в этой деятельности хорошо видна воображаемая ситуация, так как все действия с предметами (игрушками) обретают смысл только в ее логике. Наконец, в-третьих, игрушки и предметы, которыми изобилует эта деятельность, используются ребенком в качестве средств для реализации своего сюжета.

Эта игра получила в психологии название режиссерской игры, и это во многом отражает ее специфику. Ребенок в этой деятельности – режиссер. Из режиссерской позиции он и строит, и управляет, и контролирует игру. При этом он является и исполнителем всех ролей своего маленького спектакля.

Режиссерская игра имеет и другие особенности, делающие ее похожей на театральное или киноискусство. Например, она требует особого места, пространства вроде сцены, на котором и разворачивается ее сюжет. Эта сцена может быть стулом, или пространством под столом, или даже специально выгороженным с помощью диванных подушек углом комнаты. Главное то, что субъект, реализующий режиссерскую игру, является в этом пространстве главным.

В небольшой комнате, где живет ребенок дошкольного возраста, страшный беспорядок. Однако в углу комнаты выделено, с помощью коробок из-под конструкторов, место, где царит образцовый порядок. На возмущенное мамино восклицание о том, что творится в комнате, ребенок, нимало не смутившись, ответил, что это не его пространство, а вот там, где он хозяин, все в порядке.

Главенствующая позиция субъекта в режиссерской игре связана не только с пространством, но и с ее персонажами. Режиссер определяет, что им делать, как себя вести, с кем встречаться. Вероятно, поэтому режиссерская игра (особенно ее начальные формы) преимущественно индивидуальна. Как правило, ее персонажи – это маленькие предметы и мелкие игрушки, которые двигаются и говорят при помощи режиссера. При этом он никогда не отождествляется ни с одним из них.

Дети постарше и взрослые могут использовать в своих режиссерских играх не только предметы, но и живых участников. Однако, как показывает наш опыт, эти участники, как правило, выступают в роли неодушевленных предметов. Они так же подчиняются режиссеру, как и безмолвные и бездушные игрушки.

Почти всем знакома ситуация, когда младшие дети готовы делать что угодно, только бы старшие взяли их в свою игру. В такой ситуации старшие выступают в позиции режиссера и конструируют игру, управляя деятельностью и поведением малышей. Много аналогичных примеров можно привести и из взрослой жизни, когда, например, кто-то в семье выступает режиссером по отношению к жизни остальных ее членов.

Как правило, позиция режиссера в режиссерской игре реализуется одним ребенком. Это во многом определяет индивидуальный характер режиссерских игр.

В психологической литературе описаны разные случаи, когда, например, класс делится на группировки. При этом в каждой группировке есть свой лидер или лидеры, которые управляют (режиссируют) остальными ее участниками. В качестве таких лидеров могут быть самые красивые девочки или мальчики, которые наиболее ярко демонстрируют свою независимость от взрослых и их правил.

В больших семейных кланах таким коллективным субъектом, реализующим режиссерскую игру, могут быть старейшие их члены или те, кто обеспечивает всему клану материальное благополучие.

Основная задача режиссерской игры в контексте развития игровой деятельности связана с тем, что в ней субъект учится создавать сюжет. Конструирование сюжета непосредственно связано со смысловой сферой личности. Для того чтобы создать сюжет игры, помимо психологической готовности к игре необходимо иметь опыт в соединении (объединении) предметов по смыслу.

В случае если ребенок не может придумать сюжет, то есть не способен соединить предметы по смыслу, взрослый или более развитый сверстник может подсказать ему решение. Как правило, после нескольких случаев такого рода помощи ребенок приобретает способность самостоятельно или с помощью наводящих вопросов сконструировать собственный сюжет.

Постепенно, по мере развития режиссерской игры, ребенок может уже соединить по смыслу не два, а большее количество предметов, что ведет к появлению более сложных и разнообразных сюжетов.

Для организации режиссерской игры необходимо соблюдение трех условий. Первое условие связано с организацией особого места для игры. Пространство, где реализуется режиссерская игра, имеет два значения. Во-первых, оно обеспечивает играющему субъекту комфорт и защищенность, и во-вторых – подчеркивает условность позиции управляющего.

Наличие определенного места, где разворачивается режиссерская игра, служит важным критерием отличия позиции режиссера в игре от аналогичной жизненной позиции.

Некоторые взрослые люди, у которых по разным причинам позиция режиссера оказывается не игровой, пытаются в своей жизни всем и всеми управлять, воспринимая окружающих в качестве неодушевленных предметов. Особенности психологической коррекции такого поведения связаны в первую очередь с тем, что их учат играть в режиссерскую игру. При этом с самого начала создается особое пространство, где человек будет выступать режиссером.

Пространство для режиссерской игры должно отвечать следующим требованиям:

• по размеру оно должно быть таким, чтобы играющий субъект мог одномоментно окинуть его взглядом;

• быть малоопределенным, чтобы можно было приспособить его специально для своей игры.

Второе условие для организации режиссерской игры связано с материалом, на котором она строится. Во-первых, этот материал должен быть соразмерен игровому пространству. Это могут быть и мелкие игрушки, и маленькие предметы, или даже кубики с картинками. Для более старших детей и взрослых это могут быть другие участники игры, если они согласятся исполнять волю режиссера[43].

Очень эффективным и удобным для организации режиссерской игры материалом могут служить кубики с нарисованными на них личиками, разработанные Е.М. Гаспаровой (рис. 1).


Мы добавили в этот набор несколько дополнительных кубиков-предметов (рис. 2).


Если по каким-либо причинам ребенок не может ответить на поставленные ему вопросы, взрослый вполне может ответить себе сам. Такие вопросы-ответы взрослого тоже случат важным подспорьем в становлении и развитии режиссерской игры. Более того, постоянное сопровождение игры такого рода вопросами-ответами поможет ребенку не застревать на одном и том же сюжете, а каждый раз творчески строить его.

Несмотря на то что режиссерская игра появляется в онтогенезе первой и характеризует младший дошкольный возраст, она развивается и в более старших возрастах, приобретая разные виды и формы. Более того, нельзя сказать, что, научившись конструировать сюжет в младшем дошкольном возрасте, ребенок уже не нуждается в режиссерской игре, становясь взрослее.

Так, есть немало подростков, не умеющих писать сочинения. Исследование их особенностей и последующая коррекция имеющихся трудностей показали, что они имеют проблемы с режиссерской игрой, причем иногда даже в самых начальных ее формах.

Другая проблема, связанная с отсутствием опыта режиссерской игры, касается людей, абсолютно не умеющих управлять ни собой, ни другими. Взрослые такого рода бывают часто подвержены депрессиям, так как любая неудачная попытка воспринимается ими как удар судьбы.

Неумение субъекта играть в режиссерскую игру так или иначе сказывается на его способности к игровой деятельности вообще. Часто эти люди, несмотря на возраст, не только не умеют организовать игру, но даже не могут принять в ней участие.

Однако режиссерская игра таит в себе специфические особенности, которые при ее чрезмерном развитии могут стать причиной возникновения некоторых проблем в жизни человека. Мы уже упоминали о людях, которые любят быть режиссерами по отношению к остальным. При этом их мало интересуют желания и намерения окружающих.

Помимо разного рода проблем, людей, имеющих сверхразвитую режиссерскую игру, объединяет и то, что они не чувствуют и, в силу этого, не понимают других людей – тех, по отношению к которым они выступают режиссерами, или тех, кто задал ту или иную ситуацию. Способность понимать другого формируется в ином виде игровой деятельности, который появляется на арене психического развития вслед за режиссерской игрой.

Итак, становление игровой деятельности начинается с режиссерской игры. Помимо психологической готовности к игровой деятельности, возникновению игры способствуют эмоциональные события, которые ребенку захочется еще раз воспроизвести. По отношению к маленьким детям можно выделить два источника таких событий. Первый – это некоторые реальные события: поездка к бабушке (причем не столько сама поездка, сколько что-то неожиданное во время нее), поход за грибами (опять-таки, или этот поход будет для ребенка новым и неожиданным, или во время него произойдет что-то, что произведет на ребенка большое эмоциональное впечатление).

Другим источником содержания, реализуемого в первых играх малыша, является художественная литература. Причем в отличие от реальных событий, способствующих игре, часто, в силу своей исключительности, сказки должны быть хорошо знакомы малышу. Желание еще раз воспроизвести те или иные события, вернуться к содержанию любимой сказки при наличии мелких предметов или игрушек ведут к появлению режиссерской игры. Правда, первые игры еще трудно назвать собственной игрой ребенка. Скорее, она носит характер коллективно-распределенной деятельности: ребенок действует с мелкими игрушками, а взрослый (или другой ребенок) своими вопросами помогает ему конструировать сюжет их совместной игры. Постепенно ребенок все меньше зависит от взрослого и становится способен самостоятельно (даже без наводящих вопросов) сконструировать сюжет.

Вначале, когда ребенок начинает самостоятельно реализовывать режиссерскую игру, его сюжеты очень похожи на те, которые он создавал в сотрудничестве со взрослым. Затем ребенок начинает вносить небольшие изменения в сюжет. Так возникают первые самостоятельные игры малыша.

Конечно, новые сюжеты известных сказок возникают не совсем спонтанно, а требуют особых упражнений игрового типа[45].

Игра как особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Особенность игры как деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сущность, классификация и основные педагогические условия развития режиссерских игр.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.02.2016
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

на тему: Режиссерские игры, их сущность, назначение и особенности

Студентки: Гусевой Ольги Викторовны

Преподаватель: Петрова Т.Н.

Содержание

1. Особенность игры как деятельности

2. Сущность режиссерских игр

3. Педагогические условия развития режиссерских игр

1. Особенность игры как деятельности

1. Развитие мотивационно - потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

2. Сущность режиссерских игр

Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками, испытывающих трудности в общении. Они вынуждены играть одни - ведь у них нет партнера.

Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.

Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы.

В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.

В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества.

Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью.

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.

В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность.

2.По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра.

В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметнo-отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений - усложняется и сюжет игры.

Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми - в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык.

Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает.

Опосредованный опыт ребенка проявляется в игре уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов индивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала -- сказки, рассказа, мультфильма. Ассоциативная динамика сюжета представляет собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника.

3. Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику.

Особенности развития этих игр у детей четвертого года жизни:

В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие.

1. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико - один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.

2. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения.

3. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх - результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.

4.Речь является главным компонентом режиссерской игры.

Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:

1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.

2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе.

3. Индивидуальная игровая деятельность представляет собой динамичный процесс.

4. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде.

5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные.

Особенности режиссерских игр детей 6-7 лет:

1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного;

2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.

3) использование различных предметов-заместителей;

4) возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

3. Педагогические условия развития режиссерских игр

Условия для развития режиссерских игр:

- создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры;

- опосредованное руководство деятельностью ребенка;

- вовлечение детей в сотворчество с педагогом;

- подбор игрового материла для режиссерских игр;

- продуманное хранение игрового материала.

игра режиссерский педагогический дошкольный

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1999.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1993.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1985.

4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1983.

Подобные документы

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста, педагогические средства и методы его развития. Специфика использования игры как условия развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, разработка и анализ соответствующей программы.

курсовая работа [99,4 K], добавлен 20.10.2017

Организация самостоятельной игры детей. Обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей. Организация групповых разговоров с детьми. Игры-соревнования, игры-драматизации, коллективные дидактические игры, режиссерские игры.

презентация [2,6 M], добавлен 07.10.2016

Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста; педагогические условия ее развития. Оценка влияния среды социального приюта на игровую деятельность дошкольника на примере реабилитационного центра "Козульский".

дипломная работа [54,0 K], добавлен 06.05.2011

Гуманизация образовательного процесса. Дидактическая игра как способ обучения детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Социальная природа игры. Формы ролевой игры.

доклад [9,1 K], добавлен 16.01.2010

Сущность игры и ее значение в становлении человеческой цивилизации, направления и особенности, этапы исследований в данной области. Описание социальной значимости игры в историческом аспекте, оценка места и роли в воспитании детей дошкольного возраста.

Использование режиссерских игр в социально-личностном развитии дошкольника

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Использование режиссерских игр
в социально-личностном развитии дошкольника

Цель методической разработки – создание условия для полноценного социально-личностного развития старших дошкольников посредством режиссерских игр.

  1. Обогащение содержания сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей, активизация воображения на основе сюжетов сказок и мультфильмов.
  2. Построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет, затем построение новых творческих сюжетов.
  3. Развивать умение передавать действия, отношения, характер и настроение персонажей с помощью средств выразительности (мимика, жесты, движения, интонации).
  4. Развивать умение самостоятельно согласовывать общий игровой замысел с использованием различных способов, устанавливать договоренность о развитии сюжета и выбора ролей по ходу игры.
  5. Формировать умение самостоятельно создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Изготавливать игрушки самоделки и предметы заместители по ходу игры.
  6. Развивать умение вести повествование от лица различных персонажей, согласовывая свой замысел с замыслом партнера.
  7. Создавать условия для эмоционально-осознанного проживания игры, развивать умение соотносить переживания героя с личным опытом, стремиться проявлять милосердие, поддержку, оказывать помощь сверстнику через игру.
  • 1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
  • 2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
  • 3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).
  1. Положительный результат, создаваемый педагогической технологией режиссерской игры – это возможность самораскрытия детей в игре, основанного на их индивидуальных особенностях, становление такого игрового общества, в котором почти каждый ребёнок может найти своё место.
  2. Педагогическая технология режиссерской игры позволяет сформировать мотивационно-потребностную сферу, развить познавательную активность, сформировать умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что поможет детям легче адаптироваться в новом школьном коллективе.
  • Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (игровая деятельность).
  • Дети организуют самостоятельные режиссерские игры по совместным творческим сюжетам.
  • Организация игр режиссерского типа осуществляется детьми самостоятельно по нескольким направлениям: содержание основано на сказочных, фантастических, литературных сюжетах; в основе игр социальные темы; игры-фантазии с тенденцией к словотворчеству.
  • Дети активны, у них преобладает эмоционально-положительное отношение к сверстникам и к игровой деятельности.

Презентация методической разработки: фотоотчет по мероприятиям, проведенным в течение года, публикация статьи в конференциях по проблеме, электронная библиотека методической литературы.

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В психологической и педагогической литературе прошлых




лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не

Режиссерские рассматривались в качестве самостоятель-

и сюжетно- ного вида игр, как это делается в настоя-

Е. Е. Кравцовой, С. J1. Новоселовой и др.

В современной характеристике режиссерских игр раскрыва­ется их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна­чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре­жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Как подчеркивает Е. М. Гаспарова, на протяжении все­го дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой кото­рых могут быть предметы, игрушки, собственные впечат­ления, строчки из знакомого стихотворения и др.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или Р воображаемая ситуация. Ребенок прояв-

псжиссеоских иго ляет тво Р чество и Фантазию, придумы- P F вая содержание игры, определяя ее учас­

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В психологической и педагогической литературе прошлых

лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не

Режиссерские рассматривались в качестве самостоятель-

и сюжетно- ного вида игр, как это делается в настоя-

Е. Е. Кравцовой, С. J1. Новоселовой и др.

В современной характеристике режиссерских игр раскрыва­ется их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна­чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре­жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Как подчеркивает Е. М. Гаспарова, на протяжении все­го дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой кото­рых могут быть предметы, игрушки, собственные впечат­ления, строчки из знакомого стихотворения и др.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Читайте также: