Доклад на тему рельеф скульптура поверхности

Обновлено: 28.06.2024

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

GRAYФрагмент фриза Парфенона

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

Возможности рельефа.

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени.

Живописный рельеф.

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

GrayРождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия._cr

Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы.

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Врата ада. Роден.

Врата ада. Роден.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Медальоны арки Константина.

Медальоны арки Константина, Рим.

Существует три основных типа барельефов:

  1. Низкий рельеф (барельеф), в котором элементы скульптуры лишь немного выделяются на поверхности фона.
  2. Высокий рельеф (горельеф), в котором фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью.
  3. Углубленный рельеф (койланаглиф, контррельеф), представляющий собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов.

Рельеф в Ангкор Ват

Рельеф в Ангкор Ват

Пир Ирода. Гиберти.

Пир Ирода. Гиберти.

Рельефы создаются в абстрактном, изобразительном/образном стилях. Абстрактные рельефы, как правило, содержащие геометрические мотивы, создавались в различные времена и различными народами, в том числе греками, кельтами, викингами и т.д. Представителями изобразительного стиля можно считать греков, римлян, мастеров готической эпохи и Возрождения.

Алтарь Зевса. Фрагмент.

Алтарь Зевса. Фрагмент рельефа.

История

Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Барельеф Александровской колонны

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Экстаз святой Терезы. Фото.

Экстаз святой Терезы


Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Содержание

См. также

    — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М .: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • "Архитектурный словарь"

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рельеф (скульптура)" в других словарях:

Рельеф (скульптура) — РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рельеф (значения) — Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

Скульптура Ренессанса — Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия

Рельеф — (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

Скульптура античная — скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.

СКУЛЬПТУРА — (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии

Скульптура — (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рельефная скульптура

Рельефная скульптура — сложная форма творчества, сочетающая в себе черты двухмерного изобразительного и трехмерного скульптурного искусства.

С одной стороны, это практически картина, расположенная на опорной поверхности. С другой стороны, элементы обладают трехмерными свойствами.

Рельеф: скульптура или живопись?

Некоторые типы рельефа очень близки к изобразительным работам. Например, художники Донателло, Гиберти и другие мастера раннего Возрождения в полной мере используют перспективу, которая представляет собой живописный метод реалистичного представления трехмерных пространственных отношений на двухмерной поверхности.

Также чрезвычайно наглядны египетские и большинство доколумбовых американских невысоких рельефов, но по-другому. Используя графическую систему, они переводят трехмерный вид в двухмерный.

Рельефное изображение по существу является плоской поверхностью и не может существовать в трех измерениях. Его скульптурные аспекты — небольшая степень фактического проецирования с поверхности и тонкое моделирование элементов.

Другие типы рельефа, например, классический греческий и большинство индийских, задуманы преимущественно в скульптурных элементах. Фигуры занимают пространство, которое определяется сплошными формами самих фигур и ограничено плоскостью фона.

Эта задняя плоскость рассматривается как конечный, непроницаемый барьер, перед которым существуют фигуры. Он не воспринимается как отступающее перспективное пространство или среда, в которой размещены фигуры, или как плоская поверхность, на которой они размещены. Рельефы, в этом случае, больше похожи на сжатую скульптуру, чем на развернутые картины.

Виды рельефной скульптуры

Главная проблема рельефной скульптуры — сочетание трехмерной твердой формы и пространственных отношений в ограниченном пространстве глубины. Степень, в которой формы проецируются, значительно варьируется, и на этой основе рельефы классифицируются как низкие рельефы (барельефы) или высокие рельефы.

Низкие рельефы (барельефы)


Фото: источник

Одна из самых сложных задач скульптора, занимающегося изготовлением рельефа — представить отношения между формами в глубине доступного ему пространства. Он делает это главным образом, уделяя пристальное внимание плоскостям рельефа.

В резном рельефе самая высокая или передняя плоскость определяется поверхностью плиты, на которой вырезан рельеф. А задняя плоскость — это поверхность, из которой выступают формы. Пространство между этими двумя плоскостями можно мысленно разделить на ряд плоскостей, расположенных одна за другой. В таком случае отношения форм в глубине можно рассматривать как отношения между формами, лежащими в разных плоскостях.

Особенности глубокого рельефа

Глубокий рельеф считается исключительно древнеегипетским видом искусства. Но в то же время ученые обнаружили красивые индийские образцы, выполненные из слоновой кости в Баграме (Афганистан).

В глубоком рельефе наброски дизайна сначала вырезаются по контуру. Затем мастер выполняет резьбу рельефа внутри контура, оставляя окружающую поверхность нетронутой. Таким образом, готовый рельеф погружается ниже уровня краев и очерчен четкой контурной линией с вертикальными стенками.

Такой подход к рельефной скульптуре сохраняет непрерывность исходной поверхности материала и не создает на него проекции. В результате контур проявляется в виде мощной линии света и тени вокруг всего дизайна.

Глубокий рельеф Древний Египет


Фото: источник

Особенности низкого рельефа

Низкий художественный рельеф, как правило, рассматривается скульпторами как чрезвычайно сложный вид искусства. Чтобы придать убедительность трехмерной структуре деталей и поверхности с минимальной степенью проекции, требуется сочетание мастерства рисования и резьбы или лепки высокого порядка.

Скульптор должен действовать эмпирически, постоянно меняя направление света и проверяя оптический эффект работы. Он не может следовать никаким установленным правилам или представлять вещи в глубине, просто математически уменьшая измерения.

Формы низкого рельефа обычно соприкасаются с фоном по всему контуру. Если есть небольшое подрезание, его цель состоит в том, чтобы придать акцент с помощью отбрасываемой тени контуру, а не создать впечатление, что формы не зависят от фона. Низкий рельеф включает в себя фигуры, которые проецируются примерно до половины их естественной окружности

Технически, самый простой вид низкого рельефа — рельеф с двумя плоскостями. Скульптор рисует контур на поверхности, а затем обрезает окружающую поверхность, оставляя фигуру поднятой в виде плоского силуэта над фоном.

Эта процедура часто используется на первых этапах рельефной резьбы. Далее скульптор приступает к моделированию или резьбе в приподнятом силуэте, округляя формы и создавая впечатление трехмерности. Однако в двухплоскостном рельефе силуэт остается плоским и практически не изменяется, за исключением добавления деталей поверхности.

Доколумбовые скульпторы использовали этот метод вырезания рельефа, создавая смелые образные и абстрактные рельефы.

Сплющенный рельеф

Сплющенный рельеф — чрезвычайно тонкий тип плоской, рельефной резьбы, часто применяемый скульпторами 15-го века Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно. В их работах дизайн частично прорисован тонко выгравированными линиями и частично вырезан рельефно. Техника сплющенного рельефа во многом зависит от того, как материал, взятый за основу работы, реагирует на свет. Важная задача скульптора, работающего в этой технике, показать с помощью освещения самые тонкие линии и изменения текстуры или рельефа.

Детали в горельефе находятся достаточно далеко, чтобы быть в некоторой степени независимым от фона. Т.е. горельеф максимально приближен к реальной скульптуре, настолько, что часто невозможно определить с фронта, действительно ли фигура прикреплена к своему фону.

Горельеф


Фото: источник

Степени проекции в горельефе часто объединяются в одну рельефную композицию. Фигуры на переднем плане могут быть полностью отдельными и полностью круглыми, элементы, расположенные на среднем расстоянии, находятся примерно в половине рельефа. А детали заднего плана исполняются в низком рельефе. Такие эффекты распространены в позднеготической, ренессансной и барочной скульптуре.

Читайте также: