Доклад на тему развитие аптекарского дела на руси

Обновлено: 24.04.2024

Зачат­ки вра­че­ва­ния у восточ­ных сла­вян отме­ча­лись еще в пер­во­быт­но­об­щин­ный пери­од. В обра­зо­вав­шем­ся после объ­еди­не­ния сла­вян­ских пле­мен обшир­ном Киев­ском госу­дар­стве наря­ду с куль­ту­рой про­дол­жа­ла раз­ви­вать­ся меди­ци­на. Древ­няя Русь зна­ла несколь­ко форм меди­цин­ской помо­щи: ремес­лен­но-меди­цин­ская прак­ти­ка част­но­го харак­те­ра, меди­цин­ское попе­чи­тель­ство и боль­нич­ная помощь.

Необ­хо­ди­мо отверг­нуть лож­ное утвер­жде­ние неко­то­рых исто­ри­ков меди­ци­ны (Рих­те­ра) о Древ­ней Руси как стране бес­куль­ту­рья, кос­но­сти, о гос­под­стве в рус­ской меди­цине того вре­ме­ни мисти­ки, гру­бо­го суе­ве­рия, а в быту рус­ско­го наро­да — вопи­ю­щей анти­са­ни­та­рии. Памят­ни­ки изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и пись­мен­но­сти, иссле­до­ва­ния архео­ло­гов пока­зы­ва­ют, что основ­ные сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские навы­ки рус­ско­го наро­да сто­я­ли на зна­чи­тель­ной для того вре­ме­ни высо­те. Наши пред­ки еще на заре их исто­рии име­ли пра­виль­ные пред­став­ле­ния в обла­сти сани­та­рии и гиги­е­ны— обще­ствен­ной, пище­вой и лич­ной. Для вре­ме­ни Киев­ско-Нов­го­род­ско­го госу­дар­ства харак­тер­но нали­чие у восточ­ных сла­вян опре­де­лен­но­го уров­ня сани­тар­ной культуры.

В неко­то­рых слу­ча­ях рус­ский народ опе­ре­жал сосед­ние стра­ны по внед­ре­нию в быт сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ских меро­при­я­тий. Ули­цы в Нов­го­ро­де и Льво­ве были вымо­ще­ны в X веке, т. е. зна­чи­тель­но рань­ше, чем ули­цы горо­дов Запад­ной Евро­пы. В Нов­го­ро­де уже в XI веке был дере­вян­ный тру­бо­про­вод. Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­ли остат­ки бани в Нов­го­ро­де в X веке, в Ста­рой Ладо­ге — в слое IX—X веков. Ино­стран­цы все­гда с удив­ле­ни­ем отме­ча­ли любовь рус­ских к бане. В дого­вор с Визан­ти­ей, отне­сен­ный по лето­пи­си к 907 г., было вне­се­но обя­за­тель­ство побеж­ден­ной Визан­тии предо­став­лять воз­мож­ность рус­ским куп­цам в Кон­стан­ти­но­по­ле поль­зо­вать­ся баней.

В фео­даль­ной Руси XI—XVI веков носи­те­ля­ми меди­цин­ских зна­ний яви­лись народ­ные вра­чи ремес­лен­ни­ки. Свой прак­ти­че­ский опыт они пере­да­ва­ли из поко­ле­ния в поко­ле­ние, исполь­зо­ва­ли резуль­та­ты непо­сред­ствен­ной наблю­да­тель­но­сти и опы­та рус­ско­го наро­да, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы и при­е­мы вра­че­ва­ния мно­го­чис­лен­ных пле­мен, вхо­дя­щих в состав обшир­но­го рус­ско­го госу­дар­ства. Прак­ти­ка вра­чей-ремес­лен­ни­ков опла­чи­ва­лась и пото­му была доступ­на лишь иму­щим сло­ям населения.

Город­ские лека­ри содер­жа­ли лав­ки для про­да­жи лекарств. Лекар­ства в основ­ном были рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния; с лечеб­ны­ми целя­ми исполь­зо­ва­лись десят­ки видов рас­те­ний. Архео­ло­ги­че­ские наход­ки пока­зы­ва­ют, что рус­ская зем­ля изоби­ло­ва­ла лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми и дава­ла бога­тый выбор для лечеб­но­го при­ме­не­ния. Это обсто­я­тель­ство отме­ча­ли запад­но-евро­пей­ские писа­те­ли. При­ме­ня­лись такие рас­те­ния, кото­рых не зна­ли в Запад­ной Европе.

Как было пока­за­но ранее, в Арме­нии, Гру­зии и у наро­дов Сред­ней Азии меди­цин­ские све­де­ния име­ли доволь­но широ­кое рас­про­стра­не­ние уже при пер­во­быт­но-общин­ном и рабо­вла­дель­че­ском строе. Эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные сно­ше­ния с Визан­ти­ей, Пра­вом, Арме­ни­ей. Гру­зи­ей и Сред­ней Ази­ей спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию в Киев­ской Руси меди­цин­ских знаний.

Вра­чи при­ез­жа­ли в Киев из Сирии, напри­мер, врач кня­зя Нико­лая Чер­ни­гов­ско­го (очень опыт­ный врач). При­ез­жа­ли так­же вра­чи из Армении.

Све­де­ния о дея­тель­но­сти вра­чей в Киев­ской Руси содер­жат­ся в раз­лич­ных источ­ни­ках: лето­пи­сях, юри­ди­че­ских актах того вре­ме­ни, уста­вах, дру­гих пись­мен­ных памят­ни­ках и памят­ни­ках мате­ри­аль­ной куль­ту­ры. Меди­цин­ские эле­мен­ты вво­ди­лись в систе­му рус­ских пра­во­вых поня­тий и юри­ди­че­ских опре­де­ле­ний: при юри­ди­че­ской оцен­ке здо­ро­вья чело­ве­ка, телес­ных повре­жде­ний, уста­нов­ле­нии фак­та насиль­ствен­ной смерти.

Мона­сты­ри в Киев­ской Руси были в зна­чи­тель­ной мере пре­ем­ни­ка­ми визан­тий­ской обра­зо­ван­но­сти. В их сте­ны про­ни­ка­ли и неко­то­рые эле­мен­ты меди­ци­ны, соеди­ня­лись с прак­ти­кой рус­ско­го народ­но­го вра­че­ва­ния, что дава­ло воз­мож­ность зани­мать­ся лечеб­ной дея­тель­но­стью. Пате­рик (лето­пись Кие­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, XI—XIII веков) содер­жит све­де­ния о появ­ле­нии в мона­сты­рях сво­их лека­рей и при­зна­нии свет­ских вра­чей. Сре­ди мона­хов ока­зы­ва­лось мно­го ремес­лен­ни­ков, хоро­шо вла­дев­ших сво­ей про­фес­си­ей; были сре­ди них и лечцы.

Обра­зо­ва­ние в Киев­ской Руси было в первую оче­редь досто­я­ни­ем лиц из пра­вя­ще­го клас­са и духо­вен­ства. Мно­гие лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния исто­ри­че­ско­го, юри­ди­че­ско­го и бого­слов­ско­го харак­те­ра, а так­же есте­ствен­но­на­уч­но­го содер­жа­ния, сохра­нив­ши­е­ся от вре­ме­ни Киев­ской Руси, сви­де­тель­ству­ют не толь­ко о высо­ком лите­ра­тур­ном талан­те их авто­ров, но и об их широ­кой осве­дом­лен­но­сти, общей обра­зо­ван­но­сти, зна­ком­стве с гре­че­ски­ми и латин­ски­ми источ­ни­ка­ми и мно­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Древ­не­го Востока.

В Киев­ской Руси XI—XIII веков вид­ны заро­ды­ши насто­я­щей нау­ки, т. е. эле­мен­ты объ­ек­тив­но­го, истин­но­го зна­ния о мате­ри­аль­ной дей­стви­тель­но­сти в духе сти­хий­но­го материализма.

Тата­ро-мон­голь­ское иго не спо­соб­ство­ва­ло сохра­не­нию древ­ней­ших лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний спе­ци­аль­но­го харак­те­ра, не имев­ших тако­го широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, как бого­слов­ские сочи­не­ния или юри­ди­че­ские кодексы.

Бич сред­не­ве­ко­вых рус­ских горо­дов и мона­сты­рей — мно­го­чис­лен­ные пожа­ры уни­что­жи­ли мно­го цен­ных источников.

В сере­дине XIII века Русь под­верг­лась татар­ско­му наше­ствию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Севе­ро-Восточ­ную Русь, а в 1240—1242 гг. осу­ще­ствил поход в Южную Русь. В 1240 г. тата­ры заня­ли Киев, южную часть Поль­ши, Вен­грию и Мора­вию. Татар­ское наше­ствие XIII века яви­лось страш­ным бед­стви­ем для рус­ско­го наро­да. Разо­ре­ние горо­дов, увод в плен насе­ле­ния, тяже­лая дань, сокра­ще­ние посе­вов — все это нару­ши­ло эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское и куль­тур­ное раз­ви­тие стра­ны. Мон­голь­ские заво­е­ва­те­ли рас­топ­та­ли и рас­хи­ти­ли цве­ту­щую куль­ту­ру Киев­ской Руси в момент ее наи­выс­ше­го подъема.

Геро­и­че­ская борь­ба рус­ско­го наро­да про­тив тата­ро-мон­голь­ских пора­бо­ти­те­лей, не пре­кра­щав­ша­я­ся на про­тя­же­нии XIII—XV веков, не поз­во­ли­ла тата­рам дви­нуть­ся на Запад, созда­ла тем самым усло­вия для раз­ви­тия запад­но­ев­ро­пей­ской цивилизации.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.

В XVI веке в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.

Лека­рей было немно­го и жили они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.

Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в XVI веке были в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.

Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.

Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.

В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.

В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было 23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.

Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею диа­гно­сти­ки к XVII веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.

Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.

Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.

Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли не глав­ную роль. Одна­ко мы уже виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.

В 40‑х годах XVI века при Иване IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было при­гла­ше­но в XVII веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.

В XVI и XVII веках в Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII веке.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Но так было не всегда. Когда в России появились первые аптеки?

Первопроходцы

История аптечного дела насчитывает много веков. Первые лекарственные средства производили уже в древности. Но аптеки как учреждения, работа которых регламентирована государством, появились только в VIII веке в Багдаде.

Первая официальная аптека открылась
в Москве только в 1581 году
по приказу Ивана IV Грозного

Но первая официальная аптека открылась в Москве только в 1581 году по приказу Ивана IV Грозного. Верхняя государева аптека располагалась в Кремле напротив Чудова монастыря и предназначалась для обслуживания царской семьи. К работе в ней привлекли иностранных специалистов: лейб-медика английской королевы Роберта Якоби и группу фармацевтов. В производстве лекарственных средств использовали как импортное сырьё (камфору, мускус), так и отечественное. Людей, в обязанности которых входил сбор лекарственных трав, называли помясами.

Фармацевтический концерн XVII века

Клиентура расширялась. Уже при Михаиле Фёдоровиче пользоваться Верхней государевой аптекой могли не только члены царской семьи, но и дворяне из ближайшего окружения, служители приказов.

В 1620 году в Москве начал действовать Государев Аптекарский огород. Он стал сложной системой по выращиванию и подготовке сырья и производству лекарственных препаратов.

О хорошо налаженной работе свидетельствует чёткое распределение должностных обязанностей. Помясы занимались сбором, взвешиванием и сортировкой. Сушильники подготавливали травы к длительному хранению. Дестилаторы производили масла, сиропы и мази, работали с перегонным кубом, отвечали за жидкостную экстракцию активных компонентов.

1620 год вошёл в историю аптекарского дела в России и по другой причине. Тогда сформировался административно-судебный орган для контроля за медицинскими организациями в стране – Аптекарский приказ. При нём действовала школа, в которой обучали фармацию, фармакологию и медицинскую ботанику.

В 1682 году ещё одна государственная аптека появилась у Никитских ворот – при первом гражданском госпитале.

Безопасность и профессионализм

С появлением аптек на Руси зелейные лавки не прекратили существования. Их продукция также пользовалась спросом, хотя почти не подвергалась контролю. Обращаясь вместо лекарей и аптекарей к знахарям и зелейщикам, люди рисковали здоровьем.

Пётр I решил изменить ситуацию. В 1701 году он издал указ, запрещающий работу зелейных лавок. При этом количество аптек в городах увеличили. Помимо государственных аптек появились частные, в которых также работали профессиональные сотрудники. Для открытия частного заведения требовалось получить жалованную грамоту, которая потом передавалась по наследству. Владельцами первых грамот в 1701 году стали Иоганн Грегориус и доктор медицины Даниил Гурчин.

В 1714 году прекратил работу Аптекарский приказ. Сперва его переименовали в Канцелярию Главной аптеки, а затем вовсе упразднили. Все функции взяла на себя Медицинская канцелярия.

Перенос столицы в Санкт-Петербург потребовал создания новых аптечных служб. На реке Мойке выделили участок для петербургского Аптекарского огорода. А в 1722 году по проекту Д. Трезини в новой столице построили здание Главной сухопутной аптеки.

Здание бывшей Главной аптеки

С развитием медицины количество аптек неуклонно росло. Их главное предназначение остаётся неизменным, но появляются и дополнительные услуги: например, доставка лекарств на дом. Интересно, какими станут аптеки в будущем?

В оглавлении значится: Всепресветлейшему державнейшему Великому Государю Императору Александру первому самодержцу всероссийскому государю всемилостивейшему опыт трудов своих с благоговением посвящает Вильгельм Рихтер.

В 3 томах Вильгельм Рихтер описывает историю медицины и аптекарского дела на Руси от 10 до 17 столетия.

Наиболее интересные события начинаются с 1485 года, а именно с прибытия в Россию двух врачей, в 1485 году — Антона (немчин) и в 1490 году Леона (еврея). И в итоге врач Антон (Онтон) был казнен под мостом реки Москвы, за уморение смертным зелием царевича; врач Леон лишился головы публично в этом же году — 22 апреля 1490 года за обещание вылечить сына Иоанна Васильевича — Иоанна Иоанновича, скончавшегося на 23-м году жизни, несмотря на лечение.

Одно из первых прибытий аптекаря в Россию (а именно из Англии) приходится на 1581 год. В издании Вильгельма Рихтера это — Жемес Френшан, по другим источниках, он же аптекарь Якоб. Аптека, устроенная Френшаном, имела очень ограниченный круг операций, она была предназначена только для нужд царского двора, за пределами которого продолжительное время не имела влияния. Эта была в строгом смысле закрытая придворная аптека.

7 ноября 1602 года Жемес Френшан, с одобрения Царя Бориса Годунова, прибывает в Россию повторно и окончательно, уже с двумя сыновьями и тремя дочерьми, привезя с собой весьма важный запас лекарственных веществ (по более поздним сведениям лейб-медика царя Алексея Михайловича-Самуила Колпинса):

— растения, заваренные в сахаре для их сохранения, квитовые конфеты, розмариновая консерва;
— опий, камфора, шпанские мушки, морской лук, сабур, александрийский лист, корица (Коричная водка и эфирное масло);
— оленний рог, бобровая и кабардинская струя, змеиное мясо.
Из сказаний о России иностранцев

Кроме раненых на сражениях, Аптекарский приказ получал повеления отпускать безденежно лекарства для тех больных, кои при несчастных случаях пострадали, например в 1670 году при пожаре у Боровицких ворот.

В разное время на службе уже царя Федора Михайловича состояли аптекари: Захарий Аренз, Иван Андреевич Годзенский (прибыл из Голландии в 1616 году), Ронваль Варилий, Филипп Бриот (в 1633 году прибыл из Англии).

1645-1676 гг. Правление царя Алексея Михайловича.

В 1678 году была утверждена новая категория фармацевтов, работающих в аптеках и царских огородах — диштиляторы (дословный перевод: алхимик, химик, изготовители перепускных масел и из всяких трав — водки и сыропы и сахара и масла вареные).

Среди первых диштиляторов упоминается имя Тихона Ананьина, который Spiritus vini изготовлял перегонкой простого черкасского вина.

Второй архиатер — Иоганн Деодат Блюментраст представил новый проект улучшения медицинской части в России, некоторые положения которого актуальны и сейчас:
— все госпитали и публичные, и частные аптеки в России должны быть подчинены медицинской канцелярии;
— все аптекари должны продавать лекарства по назначенной цене;
— медицинская канцелярия должна ежегодно назначать физиков для обозрения аптек, чтоб жители не могли жаловаться на дурной состав лекарств и произвольную цену;
— никакому доктору и лекарю нельзя производить вольную практику, без испытания в медицинской канцелярии;
— содействовать, если найдутся, некоторым врачебным отечественным лекарствам, которые могут заменить выписку и покупку таковых из чужих краёв.

Третий архиатер — Иоганн Христофер Ригер.

Четвертый и последний — Иоганн Бергард фон Фишер.

Петром Великим были также учреждены две полевые аптеки — для конницы и для пехоты. Для каждой аптеки назначали аптекаря, двух помощников, по четыре ученика и определены в кратких словах обязанности и порядок службы, а для медицинских чиновников в 1716 году 30 марта учрежден устав воинский и 13 января 1720 года — устав морской.

Однако отсутствие необходимых денег в казне города Томска на заведение аптеки, отодвинуло ее открытие еще на два года.

И только после того, как купец второй гильдии Гуляев пожертвовал на заведение в городе Томске аптеки 3 тысячи рублей, в январе 1809 года по адресу: пер. Аптекарский, 1, у Никольской церкви, была открыта первая аптека города (поэтому рядом стоящий мост и тогда и теперь называют Аптекарским мостом).

Вторая аптека была открыта в 1874 году при больнице, построенной Приказом общественного призрения.

Так как перечень продаваемых лекарственных средств был не очень большой, да и тех было недостаточно, рядом с Воскресенской церковью имелись аптечные огороды (для выращивания лекарственных трав и приготовления из них настоев и отваров).

В августе 1885 года по адресу: ул. Магистрацкая, 4 (ул. Розы Люксембург, 2) открылась аптека П.С. Ковнацкого.

Многие поколения жителей города знают, что приобрести лекарства и изделия медицинского назначения в любое время суток можно было в Аптеке № 1 (с 2009 года — Губернская аптека).

На первом этаже осуществлялся прием бедных пациентов, на втором — богатых. После национализации на втором этаже проживали работники аптеки.

· Целители древней Руси. Церковно-монастырская медицина на Руси.

· Первые аптеки. Аптеки и аптекари Москвы.

· Памятники древнерусской медицинской письменности.

Литература к занятию

Горелова Л.Е. Целители древней Руси. /Русский медицинский журнал. 2001, №18.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XYII вв. М., 1960.

Михайлова И. Борьба со злыднями. /Родина, 2000, №3.

Зеликсон Ю. Первые аптеки на Руси. /Российские аптеки, 1999, №3.

Ковригина В.А. Аптеки и аптекари Москвы. /Вестник МГУ, серия 8. История. 1999, №1.

Домострой. Ярославль, 1991.

Цель и задачи занятия:

Дать характеристику состояния медицины и фармации в Киевской Руси в IX-XIII веках. Раскрыть характер врачебной и фармацевтической практики.

Показать состояние врачевания и фармации в Московском госу­дарстве в ХIV-ХVII веках. Охарактеризовать организацию медицинской помощи населению, методы борьбы с эпидемиями, основные лекарственные средства, применяемые в этот период.

Материал к занятию

В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь. Оно просуществовало около 300 лет. В X-XI вв. Киевская Русь была одним из самых могущественных и культурных государств. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Оно пришло к нам из Византии и принесло с собой высокие духовно-нравственные ценности, в том числе, сострадание и служение ближнему. Христианство на Руси взяло под своё непосредственное покровительство дело врачевания. Врачеванием занимались светские люди, монахи, народные врачеватели. Их деятельность считалась почётной.

Князь Ярослав Мудрый на свои личные средства открыл сиротское училище, в котором обучалось 300 воспитанников.

Княжение Ярослава Мудрого - период расцвета древнерусской монастырской медицины, просуществовавшей до XYI века. В этот период в русской медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское, мирское. Врачей в древней Руси называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Их опыт стал достоянием врачей профессионалов. Лекари эмпирики - это светские лекари, лекари священники -это монахи. Именно они являются основателями монастырской медицины. Светская медицина была платной.

В княжение Ярослава Мудрого прославились даром врачевания мо­нахи: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печёрский, Пимен Постник и др. Они лечили служителей монастыря и мирян, которые обращались к ним за помощью. Монастырская медицина лечила молитвами, травами, различными маслами, водами, клюквой, сливой, мёдом, уксусом и т.д.

В Киево-Печерском монастыре были разработаны первые конкретные положения о врачебной этике на Руси: лечец должен быть образцом чело­веколюбия, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к больным, делать всё, что в его силах для излечения больного. Монастырская медицина не были монопольной. Документальные источники XII в. указывают на существование и светской мирской медицины. Светские лекари, видимо, также были из Византии. Несмотря на отдельные случаи антагонизма, монастырская и светская медицина была единой системой медицинских знаний и меди­цинской помощи. Она была объединена христианской религией и единым идеалом- служением ближнему.

Социальное расслоение общества прослеживалось и в медицине. Если князей и бояр лечили врачи- иностранцы приезжавшие на Русь, то простое население лечилось у знахарей, ведунов, бабок, часто прибегавших к за­говорам и нашёптываниям.

Летописные записи свидетельствуют и о распространении заразных заболеваний. Опустошительные эпидемии (чумы, сибирской язвы) проникали как от южных кочевников, так и из Европы. Это побуждало к выработке энергичных мер защиты.

Монголо-татарское нашествие, пагубно отразившееся на развитии ремёсел отразилось и на постановке врачебного дела. Светская меди­цина свертывалась, и только с XY в. начинается её возрождение. В ХY-XYI вв. на Руси широкое распространение получили травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались цветными рисунками. В них помешались сведения о причинах болезней и их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарём и посудой, приёмами обработки растений. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, мази, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. Особое место уделялось количеству назначаемого лекарства и дозировкам в связи с возрастом. В древности русские врачи, как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изго­товление лекарств значительно усложнилось и потребовало специальных знаний.

В конце XYI в. был учреждён Аптекарский приказ. Точная дата не из­вестна. Есть основания считать –1581 год. Возглавил приказ - аптечный боярин - князь Афанасий Вяземский (на протяжении XYII в. приказ возглавляли близкие к царю бояре, крупные сановники, приближённые царя). Например, при царе Фёдоре Иоанновиче - Борис Годунов, при Борисе - его родственник - Семён Годунов. Традиция сохранялась и далее. Среди руководителей приказа - представители знатнейших родов - Черкасских, Шереметевых, Милославских и др. Подобное объяснимо, поскольку первоначально одной из главнейших задач приказа была забота о здоровье царя. Они подносили царю лекарства предварительно пробовав, чтобы избежать отравы. Важнейшие функции приказа: обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, подбор лекарей и аптекарей, контроль их знаний. Особую осторожность проявляли к иностранцам, требуя от них аттестата, или рекомендаций от городов.

Аптекарский приказ осуществлял также сбор лекарственных растений. Этим занимались опытные люди – травники (или помясы). Они находились в штате приказа. Аптекарский приказ руководил продажей водочных изделий. В ведении приказа находились Аптекарская палата с аптекой, апте­карский сад и огород, аптекарские дворы. Здесь производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы приготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, настоек, вод, водок, получение спиртов. Для готовой продукции и лекарственного сырья имелись амбары, погреба, ледники и др. помещения.

В 1654г. Аптекарским Приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей (лекарская школа). Она существовала на средства государственной казны. В первый год в неё было зачислено тридцать стрельцов и стрелецких детей. Впоследствии принимались дети духовенства и служилых людей. Срок обучения - 5 лет. За этот период изучали анатомию (по рисункам и скелетам), хирургию, медицину, ботанику, диагностику болезней, фармакологию, фармацию, латинский язык и др. предметы, проходили практику в аптеках и в полках. По окончании лекар­ской школы выпускники в основном отправлялись на работу в армию. Первый выпуск был сделан в 1660 году. В нем особенно выделялся Иван Венедиктов - один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. На протяжение всего XYIII века Венедиктовы были лучшими московскими уро­логами. В 1653г. была открыта школа костоправного дела. Срок обучения один год. В 1682г.- открыта славяно-греко-латинская Академия.

В 1652 г. боярин Ртищев Ф.М. основал в своих домах первую больницу-богадельню. Он предложил воюющим государствам заключать соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними. В 1682 г. - в Москве опубликован Указ об открытии двух больниц.

Тема №4

Развитие русской медицины и фармации в XYШ веке

План

1. Реформы Петра 1 в области медицины и фармации. Подготовка лекарей и аптекарей.

2. Русские аптеки XYШ века. Первый аптекарский Устав в России (1789)

3. Развитие медицины и фармации во второй половине XYШ веке.

4. Русские ученые ХYШ века в борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича.

5. У истоков развития отечественной терапии. Деятельность С.Г.Зыбелина.

Темы докладов

- М.В.Ломоносов и его роль в развитии науки в ХУШ веке.

- Развитие акушерства, педиатрии и фармации в трудах Н.М.Максимовича-Амбодика

- Развитие медицины и фармации в послепетровскую эпоху

Литература к занятию

· Громбах С.М. Вопросы медицины в трудах М.В.Ломоносова. М., 1961

· Палкин В.Н. Русские госпитальные школы XYШ столетия. М., 1959

· Сало М.В. Аптекарская реформа 1701 года./Фармация, 1989, №5.

Цель и задачи занятия

Проследить изменения в социально-экономическом развитии России XYШ в. и их влияние на развитие медицины. Раскрыть значение реформ Петра 1 для развития медицины и фармации. Дать характеристику медицинского и аптекарского дела в XYШ веке.

Показать достижения передовой материалистической мысли в трудах М.В.Ломоносова, влияние его научных трудов на теорию и практику медицины и фармации. Раскрыть передовой характер развития важнейших направлений медицинской науки в России XYШ века.

Материал к занятию

Начало XYШв. характеризуется быстрым экономическим ростом русского государства. Этому способствовали реформы Петра 1. Петр 1 был членом Парижской академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Среди многочисленных его увлечений была медицина, особенно анатомия и хирургия. После сражений он оказывал медицинскую помощь раненым. Петр 1 нередко носил с собой футляр с хирургическими инструментами, часто присутствовал при операциях и анатомических вскрытиях. В 1723 г. он самостоятельно сделал операцию жене голландского купца Берета, лечил судью Елагина с переломом тазобедренной кости. В его правление в Россию прибыло из-за границы 150 врачей. В 1707 г. состоялось торжественное открытие первого постоянного военного госпиталя в Москве за рекой Яузой. Во главе госпиталя был поставлен доктор Н.Бидлоо и 2 лекаря, набравшие вскоре штат из 50 человек. Содержался госпиталь до 1753 года на средства Синода.

Петр 1 провел ряд реформ в области медицины и фармации. Вот основные из них: в 1701 г. им были изданы указы о закрытии зелейных лавок и открытии в Москве восьми частных аптек. В 1702 г. была открыта первая аптека в Москве. Вводилась государственная аптечная монополия, которая устраняла конкуренцию между открываемыми аптеками. Для равномерного развития сети аптек по указу Петра 1 разрешалось открывать только одну аптеку в каждом городском районе.

Таким образом в XYШ в., наряду с частными (вольными) аптеками, расширялась сеть государственных аптек. Последние подразделялись на главные, полевые и госпитальные. Одновременно с открытием аптек устанавливались правила, регламентирующие их работу: запрещалось в аптеках держать спиртные напитки, кроме тех, которые входят в лекарства по рецептам, торговля мышьяком разрешалась только аптекам, отпуск ядов для аптек производился только по предъявлению письма от помещика. Контроль за деятельностью аптек возлагался на медицинскую канцелярию.

При Петре 1 были изданы в России первые рукописные фармакопеи. По его заданию аптекарь Даниил Гурчин составил лечебники под названием "Аптека домовая (для гражданского населения) и "Аптека обозная" (для медицинской службы в русской армии, которые по своему характеру были прообразами фармакопей. Д.Гурчин совместно с аптекарем Афанасием Холмогорским составили рукописную фармакопею. В ней дано подробное описание различных сиропов, пилюль, порошков, масел из трав, мазей, эссенций, пластырей и т.д., указаны также и готовые лекарственные средства.

С переводом столицы в С-Петербург Аптекарский приказ, оставшийся в Москве, постепенно превращался в орган управления здравоохранением населения прежней столицы и с 1721 г. до середины Х1Х в. назывался Московской медицинской конторой. В 1707г. Аптекарский приказ был реорганизован в Аптекарскую канцелярию, и именно на нее император возложил руководство медициной в стране. В 1721 г. ее преобразовали в Медицинскую коллегию (с 1725 года - Медицинская канцелярия).С 1716 г. Канцелярию возглавил архиатр.

В 1707г. для подготовки отечественных лекарей и аптекарей при первом госпитале в Москве была открыта госпитальная школа. Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Киеве, Москве и других городах. Это были высшие учебные заведения. В них принимали после окончания славяно-греко-латинской академии или духовного училища. Преподавание велось на латинском языке. Учащиеся этих школ участвовали в лечении больных и уходе за ними, готовили лекарства. Срок обучения был 5-7 лет, а иногда и 11. Через 3 года после сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря (среднее между врачуем и фельдшером), а после окончания 7 лет - присваивалось звание лекаря. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание и другие предметы. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем и хорошие библиотеки. Большой вклад по обеспечению этих школ русскими учебниками и словарями внес профессор Н.Максимович-Амбодик. К концу XYШ в. в связи с возрастанием требований к подготовке врачей эти школы были преобразованы в медико-хирургические училища (1786г.), а затем - в медико-хирургические академии (1798г.).

Помимо лекарей, которые получали высшее медицинское образование, в России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеров и цирюльников. Фельдшеров готовили фельдшерские школы (1741г.), цирюльники готовились путем ученичества у полковых лекарей, а так же в госпиталях и больницах. В 1714 г. Петр 1 издал указы о санитарном режиме, о надзоре над пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: "носили бы белый мундир и наблюдали бы во всём чистом". Также издан указ о благоустройстве Москвы. В 1719 г. в Петербурге был открыт Аптекарский сад. Стали проводиться государственные мероприятия по изысканию отечественных лекарственных средств.

В 1720 г. в Петербурге начал работать первый в России завод "Казённых врачебных заготовлений". Началось государственное производство лекарственных средств из отечественного сырья, а позднее - завод по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых.

В воинских и морских уставах(1716-1720 и 1721-1722 г.) по инициативе Петра 1 указывались меры по поддержанию и укреплению здоровья войск в мирное и военное время. В дивизии обязательно должен быть док тор и штаб-лекарь, в полку - полевой лекарь, в роте цирюльник. Петр 1 предпринял попытку организовать учёт рождаемости и смертности лиц мужского пола. В 1721г. принят сенатский указ о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых младенцев и даче им и их кормилицам денежного жалования.

В 1725 г. — была открыта Академия наук, которая сыграла большую роль в развитии медицинской науки. Петр 1 поставил перед ней главную задачу: "науки производить и оные распространять". Первым президентом Академии был врач лейб-медик Петра 1 Лаврентий Блюментрост. В Академии было 3 отделения; медицину изучали на физическом.

Начатое петровскими указами открытие вольных (частных) аптек продолжалось на протяжении всего XYШ века. Для более успешного их развития в 1726г. было разрешено выдавать за деньги из государственных казённых аптек лекарственные средства вновь открывающимся аптекам. При крупных государственных и частных аптеках возникали свои аптечные лаборатории, в которых, наряду с приготовлением лекарств, проводили химические исследования (очистка солей, кислот, получение органических кислот и т.д.). В качестве основных руководств в аптеках имелись травники, лечебники, вертограды и другие узаконенные пособия. В 1765г. в Петербурге была издана военная фармакопея, в 1778 г. - гражданская фармакопея (обе на латинском языке). В 1783г. профессором Н.М.Максимовичем-Амбодиком был издан первый русский учебник по лекарствоведению "Врачебное веществословие…". В развитии отечественной фармации в XYШ в. большую роль сыграли М.В.Ломоносов и Н.М.Максимович-Амбодик.

Во второй половине XYШ в.(1754г.) издан царский указ о том, что лекари и аптекари, получившие в России за казённый счёт образование, обязывались работать по специальности. Им представлялись льготы: квартира, отопление, освещение. Лицам, не имевшим медицинского образования, запрещалось заниматься лечебной и аптечной практикой. В 1783г. Сенат принял решение об изготовлении лекарств строго по рецептам. В 1784г. - разработаны правила по продаже готовых лекарств.

В 1755 г. был открыт Московский университет, а в 1764 г. – на нем был открыт медицинский факультет. Здесь, в 1794 г. была присуждена первая ученая степень доктора медицины Ф.И.Барсуку-Моисееву. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в медико-хирургические академии (в Петербурге и Москве). Помимо лекарей с высшим образованием, в России готовились кадры среднего медицинского персонала – фельдшеры (обучались в фельдшерских школах, открытых в 1741 г.) и цирюльники, подготовка которых осуществлялась путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Подготовка акушерок-повивальных бабок велась при воспитательных домах. В Петербурге преподавание началось с 1784 г., в Москве - с 1801 года.

В XYШ в. быстрыми темпами идет развитие хирургии, делаются первые операции на трупах (патологические вскрытия), принимаются меры для борьбы с оспой. Россия, одной из первых стран, стала практиковать проведение прививок.

В целом, XYШ век в России был периодом бурного развития медицинской науки и практики. Среди врачей, своей деятельностью утверждавших материалистические естественнонаучные представления об организме человека, функциях его органов и систем, сущности патологических процессов, лечении и предупреждении болезней, следует назвать Н.Л.Бидлоо, К.И.Щепина, С.Г.Зыбелина, Д.С.Самойловича, Н.М.Макисмовича-Амбодика, А.П.Нелюбина, А.А.Иовского, А.М.Шумлянского и др.

Читайте также: