Доклад на тему пресса россии

Обновлено: 19.04.2024

Статистика

Число газетных изданий увеличилось с 1985 г. по 1990 г. примерно на 240 названий, а разовый совокупный тираж увеличился со 132 млн. до 166 млн. — это самый высокий показатель с 1940 г. (за исключением данных по 2003 г., когда после продолжительного застоя обозначился ощутимый рост числа названий и средних тиражей); за следующее пятилетие число названий увеличилось еще на 300, а разовый совокупный тираж упал до показателя, ниже перестроечного — 122 млн. экземпляров. Если в 1990 г. на 1000 населения в среднем приходилось 11 тыс. экземпляров газет, то в 1995 г. — уже только 0,8 тыс. экз. Примерно с 1995 г. вплоть до 2001 г. идет постепенное снижение совокупного разового тиража газет (в 2000 г. он самый низкий — 100 млн. экз.), при том что число названий газет в среднем растет, то есть средний разовый тираж газеты — сокращается.

Статистика по журналам и другим периодическим изданиям за этот период не менее показательна. Если к концу 1990 г. совокупный годовой тираж составлял 5010 млн. экземпляров — по сравнению с 1985 г. он вырос почти в два раза при том, что число изданий не выросло, а сократилось почти на 168 наименований — что составляло 33,8 тыс. экземпляров негазетных периодических изданий на 1000 человек, то к концу 1995 г. совокупный годовой тираж сократился в примерно в 17 раз (на 1000 человек населения приходилось уже только 2,0 тыс. экземпляров). Если средний годовой тираж журнальной продукции составлял в 1990 г. 1,4 млн., то в 1995 г. — только 120 тыс. — это самый низкий показатель за весь постперестроечный период. Хотя к 2001 г. число названий журналов и превысило показатель 1990 г., однако средний годовой тираж издания составлял только 220 тыс.

Печатные СМИ в условиях рынка

К 1993 г. доля людей, не выписывающих газеты на дом, выросла более, чем в два раза (с 12% до 30%), что, как представляется, могло компенсироваться поначалу (как и значительное сокращение подписки на наиболее популярные в массах газеты) свободной розничной торговлей печатью, развившейся за этот период. Приведем сравнительные опросные данные этого периода:

Однако данные массовых опросов показывают, что к середине 1990-х, когда мы фиксировали обвал подписки на прежде популярные издания, примерно в два с половиной раза сокращается доля постоянных читателей газет, а доля не читающих газеты вырастает в три раза. То есть речь шла не о переключении потребителя на розницу, а о реальном резком сокращении читающей газеты аудитории.

1990 1994 1998 2002
ежедневно 64 27 17 24
не реже 1 раза в неделю 28 43 44 52
не реже 1 раза в месяц* 3 7 11 11
практически никогда 7 23 27 15

Гораздо драматичнее выглядит ситуация с чтением журналов — с середины 1990-х до их конца они практически полностью уходят из ежедневного чтения. Почти на десятилетие их перестают читать подавляющее большинство опрошенных.

1990 1994 1998 2002 2005 (?)
ежедневно 16 2 3 7 6
не реже 1 раза в неделю 33 15 17 29 32
не реже 1 раза в месяц 32 20 18 17 37
практически никогда 19 62 62 47 25
1994 1995 1996 1999 2000 2001 2003 2004 2005
Аргументы и факты 25 17 22 23 21 22 19 18 21
Известия 4 3 4 2 3 2 2 2 2
Коммерсант 1 1 1 1 1 2 1 0,4 1
Комсомольская правда 10 10 11 14 12 15 16 14 18
Независимая газета 0,4 1 1 1 1 2 0,4 1 1
Правда 2 1 2 2 1 1 2 1 1
Российская газета 4 3 4 2 1 2 2 2 2
Советская Россия 2 2 3 1 1 2 1 1 1
Труд 10 5 7 4 4 4 4 3 4
Новая газета - - - 1 1 1 1 1 1
Совершенно секретно - - - 7 9 7 6 3 4
СПИД-Инфо - - - 17 15 17 14 10 11
Спорт-экспресс - - - 1 2 3 3 3 4
Ведомости - - - - 2 1 2 1 1
Московский комсомолец - - - - 11 11 11 9 8
Время новостей - - - - 1 0,4 1 1 1
местные газеты 51 47 50 - - - - - -
местная ежедневная - - - 20 14 14 11 11 12
местная еженедельная - - - 23 20 26 21 26 20
местные развлекательные, рекламные газеты - - - 17 19 23 22 24 28
газет регулярно не читаю 25 32 44 28 30 27 26 25 26

Как видим, практически все ежедневные общероссийские газеты собирают читательскую аудиторию, данные о которой в социологических исследованиях лежат в пределах статистической погрешности. Относительной популярностью читателей пользуются еженедельники самого разного толка и качества, чаще — таблоидного характера, а также местная печать, которая читается гораздо более интенсивно, чем общероссийская, прежде всего, в городах среднего и малого размера. (Причем ежедневная местная печать читается также менее интенсивно, чем еженедельники, тем более — развлекательного и рекламного характера). Этим объясняется преобладание среди читателей газет не тех, кто читает их более или менее регулярно, а тех, кто обращается к ним от случаю к случаю.

В Москве, по данным опроса москвичей 2005 года, вообще не читает газеты 30%(!) опрошенных (по данным всероссийского опроса 2005 таких только 18%). Здесь среди не-читателей особенно выделяются не только социально ущемленные группы, например, пенсионеры, респонденты с самым низким потребительским статусом, но и самые молодые, в особенности — учащиеся и студенты. Зато столичная молодежь активно вовлечена не только в Интернет-чтение, но и в чтение журнальной периодики.

Название журнала 1998 2004
За рулем 4 2
Лиза 3 5
Отдохни 3 1
Работница 2 1
Семь дней 2 -
Вокруг света - 3
Космополитен - 2
нет ответа 61 61

Но новая установка элит, сменявщихся в сфере СМИ, на рыночный спрос, на коммерческий и читательский успех оказалась в содержательном и идейном плане чрезвычайно примитивна и ограничена прежними сниженными представлениями о человеке, характерном для советского общества.

Главными векторами процесса фрагментаризации газетного и журнального рынка, дробления читательских аудиторий (при высокой доле полностью выпадающих из газетного рынка потребителей — по разным замерам от четверти до трети взрослого населения) являются следующие: а) обвал тиражей (резкое сокращение читательских аудиторий) центральных общественно-политических ежедневных газет и еженедельников; перестроечных журналов-лидеров; б) переориентация совокупной читательской аудитории на региональную, местную печать; отказ от чтения журналов значительной массы читателей; в) появление нового для постсоветского периода типа изданий — газет-таблоидов, ориентированных практически исключительно на скандальные и развлекательные материалы, а также популярных, сделанных по западному образцу, тонких и толстых глянцевых журналов.

Опросы показывают, что оценка периодической печати как интересной — сокращается. Если в опросе 1998 г. 58% опрошенных считали, что за последние пару лет российские газеты и журналы стали интереснее, то в 2001 г. так думало уже только 34% (с 11 до 15% выросла негативная оценка, а с 14 до 25% — доля затрудняющихся дать ответ).

1989 1991 1997 1998 2000 2001
Аргументы и факты 23 22 15 14 14 11
Известия 5 3 1 1 1 1
Комсомольская правда 14 12 9 11 10 9
Московский комсомолец 2 1 5 7 8 5
Труд 14 8 3 2 2 1
СПИД-Инфо 1 7 6 5 5

[1] Мы понимаем здесь «публичность в немецкой традиции — Oeffentlichkeit — которое объединяет в себе и понятие публичности, и понятие общественности и понятия общественного мнения.

[2] См. из последнего Дубин Б.В., Чтение в обществе зрителей // Знамя, 2004, № 5.

[3] В данном случае мы рассматривали бы ее шире, то есть включая в это понятие и издания другой идеологической и политической направленности, условно объединим их как неоконсервативную печать как умеренного, так и более радикального — националистического, шовинистского, антисемитского и крайне левого толка.

[4] Здесь и далее данные приводятся по: Российский статистический ежегодник 2004: статистический сборник. Москва, 2004 г. С. 283, 287.

Определение и функции средств массовой информации (СМИ). Особенности журналистской деятельности в России. Влияние СМИ на политику государства. Информационное манипулирование современным человеком. Компьютерные технологии и средства массовой информации.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.09.2014
Размер файла 24,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Определение и функции СМИ

Нынешние СМИ в России - это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей.

СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.

Функции СМИ состоят в:

· Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;

· Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

· Мобилизации и формировании общественного мнения.

2. Субъекты воздействия на СМИ

Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово - промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:

· Отдельных политических группировок внутри правящей элиты;

· Органов военного управления.

Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

3. Влияние СМИ на политику государства

4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ по некоторым направлениям общественно-политической жизни

a) Использование СМИ в ходе избирательных компаний.

Начнем с того момента, когда идет формирование органов власти, изменение их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах Запада, а теперь и в России, ни одни президентские или парламентские выборы не обходятся без самого широкого использования СМИ. Различные социально - политические, экономические, финансово - промышленные группировки, делая ставку на того или иного кандидата в президенты, депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают детальный план избирательной технологии. Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство - телевидение. Профессионалы - имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель - создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.

b) Выявление общественного мнения.

Но вот органы власти избраны. Они начинают управлять обществом. Во взаимодействии политики и СМИ открывается новое направление - СМИ доступными им методами изучают общественное мнение по отношению к новому персональному составу органов власти, рейтинг высших должностных лиц в государстве, в целом состояние политических отношений в обществе.

Результаты опросов общественного мнения политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри - или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать отрицательную реакцию на них населения.

5. Информационное манипулирование

Общество должно отдавать себе отчет в том, что СМИ, особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы для контроля над действиями и мыслями людей. СМИ играют не последнюю роль в подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса.

В обществе, еще не консолидированном мировоззренчески, идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и хорошо спланированные информационно - политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан.

Информационное манипулирование человеком - это прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального (без революций и контрреволюций) развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политического поведения.

6. Компьютерные технологии и СМИ

журналистский политика манипулирование россия

Всемирная сеть не идет ни в какое сравнение с радио, телевидением и газетами. Появились сетевое радио, сетевое телевидение и сетевые газеты. Само собой, они не вытесняют обычные масс-медиа, а лишь дополняют их. Ни одно из привычных средств массовой информации не может быть таким оперативным, ни одно из них не станет, как Internet, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни одно не бывает в распоряжении пользователя круглосуточно. Internet же одинаково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи.

Развитие Internet часто сравнивают с развитием телевидения. В наши дни телевизор есть почти в любом доме. Точно так же, должно быть, вскоре практически каждый человек будет иметь выход в Internet. Трудно так сразу сказать, что может Internet и для чего эта всемирная сеть используется. Чуть ли не каждый день у Internet появляются новые возможности, возникают новые программы, которые делают сеть еще более эффективной. Фирмы самых разных стран мира работают над созданием нового программного обеспечения, чтобы сеть стала привлекательнее для пользователей и проще в обращении.

Всемирная компьютерная сеть уже успела зарекомендовать себя как самое могущественное средство массовой информации. Этим она обязана прежде всего своей наиболее популярной гипертекстовой системе World Wide Web, Всемирной паутине. С помощью Internet можно передавать различные тексты, слушать радио, смотреть телепередачи, звонить по телефону, получать электронную почту, программное обеспечение и т.д. Сеть постоянно развивается. В самые ближайшие годы ее возможности значительно расширятся, а с теми задачами, которые мы только что перечислили, она научится справляться гораздо лучше. Ведь Internet пока еще дитя.

Специалисты не сомневаются в том, что Internet коренным образом изменит нашу жизнь. Нужно только следить, чтобы во всемирной компьютерной сети не воцарился хаос. Из безбрежного моря обрушивающейся на нас информации надо учиться извлекать необходимые сведения.

Сплошь и рядом Internet -- точнее, его главная часть, Всемирная паутина -- применяется как мощное средство рекламы. В рекламных целях сетью пользуются и коммерческие фирмы, и частные лица. Web-страницы пестрят фирменными знаками -- логотипами, которые только и ждут, что вы по ним щелкнете. Для многих людей Internet - удобный способ быстро и без труда связаться с другим человеком или опять-таки с коммерческой фирмой. Благодаря всемирной сети мы можем отыскать в разных уголках земного шара тех, кто разделяет наши интересы и увлечения. Так что Internet - это не только мощное средство массовой информации, но и средство общения, коммуникации. Какие бы новые возможности ни появлялись у Internet, большинство пользователей прибегает к его услугам главным образом для того, чтобы найти здесь какие-либо необходимые материалы или пообщаться с другими людьми. В этом и заключаются две важнейшие функции Internet.

Подобные документы

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

реферат [18,6 K], добавлен 04.04.2008

Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

курсовая работа [27,0 K], добавлен 19.02.2010

Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

дипломная работа [120,8 K], добавлен 17.05.2011

Сущность и основные функции средств массовой информации, их место и роль в современном обществе, оценка влияния на мировоззрение человека. Роль средств массовой информации в информационной войне Грузии и России в 2008 году, методы манипулирования.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 15.10.2013

Понятие "корпоративные средства массовой информации", их виды цели и задачи. Самодеятельность или аутсорсинг? Мировой опыт издания корпоративных средств массовой информации. Структура номера корпоративного СМИ. Интернет-страница против печатной версии.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 05.02.2009

Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 05.03.2010

Понятие, виды и особенности политического влияния средств массовой информации. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ, политическое манипулирование и пути его ограничения. СМИ в избирательном процессе: российские традиции и проблемы эффективности.

Первые газеты

Нестор мем

Виды СМИ

Постепенно российская журналистика развивалась, приобретала новые формы и виды. Так, в начале 18 века появилась такая разновидность СМИ, как частные издания. Это абсолютно новая ступень, которая характеризуется частичным освобождением журналистики от монополии правительства на печатное слово. С 1750-х в качестве издателей могли выступать частные лица, поэтому новые журналы нередко составляли оппозицию правительству.

В конце 60-х — начале 70-х появились и другие частные издания, принадлежавшие М. Хераскову, В. Рубану, М. Чулкову и другим. В основном это были литературные журналы острой сатирической направленности.

Вторая половина 18 века — время расцвета русских сатирических журналов:

В этих изданиях передовые журналисты ставили ряд острых социальных проблем своего времени.

полемика СМИ в 18 веке

В этом и заключалась полемика с частными официальными изданиями, которые защищали сатиру на лица. Вскоре они были закрыты, но идейная победа осталась всё же на стороне журналистов.

Жанры

Были совершены первые попытки в создании такого жанра как интервью (статьи Н.М. Карамзина).

Цензура

Несмотря на то, что с появлением первых частных журналов была снята монополия на печатное слово, вопрос с цензурой никуда не исчез. Безусловно, она была мене строгой, чем в последующие периоды, но возможности независимой передовой журналистики всё же ограничивались. Правящие классы опасались за свою безопасность, поэтому в годы Великой французской революции Екатерина 2 организовывает преследование ведущих журналистов времени: Радищев, Новиков. Пресекались любые революционные и либеральные идеи.

Но даже несмотря на это частные издания доказали, что журналы могут отстаивать народные интересы и под гнетом царской власти.

Известные журналисты

Ведущими журналистами-просветителями 18 века были:

Краткая характеристика эпохи

В целом 18 век сыграл роль основоположника в развитии российской журналистики. Прежде всего, к концу 18 столетия система СМИ выработала две основные модели: монархическая, отстаивающая крепостнический уклад, и оппозиционная, борющаяся за свободу от деспотии и крепостнических порядков. На протяжении всего века эти модели непрерывно боролись друг с другом, но в конечном итоге антикрепостническая журналистика смогла подняться на один уровень с западноевропейской.

Кроме того, из царской забавы на потребу дня журналистика превратилась в самостоятельную общественно значимую сферу деятельности, которая медленно, но верно выходила из-под власти монарха. Цензура не всегда сдерживала натиск инакомыслия, и русское дворянство получило возможность выбирать между двумя полюсами общественной мысли. СМИ начали критиковать власть, и недовольство стало не только стихийным и лишенным будущего бунтом крестьян, но и грамотно оформленным и идеологически выдержанным вызовом элиты. Протест стал позицией, а не походом с вилами до первого блокпоста. За один век русское общество сделало очень значимый шаг вперед, ведь правящий класс и интеллигенция начали, наконец, рефлексировать о том, что раньше не поддавалось никакому сомнению.

история русской журналистики

На этом развитие российской журналистики не закончилось, так как она требовала дальнейших качественных преобразований в жанрах, способах и методах журналистского творчества. Читающая публика росла, аудитория увеличивалась, и к конце века стала формироваться целая самодостаточная индустрия СМИ, которая в дальнейшем сможет жить за счет общества, а не государства.

Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития
Отраслевой доклад Роспечати (июнь 2020)

Определяющее влияние на российский рынок печатных СМИ в настоящее время оказывают ряд неблагоприятных для него глобальных трендов, которые в течение одного десятилетия кардинально изменили роль печатной прессы в современном мире. Причем их воздействие не ослабевает, а усиливается. Очередную порцию проблем индустрии печати в 2020 году добавили пандемия коронавируса, девальвация рубля и беспрецедентное в новейшей истории ограничение экономической активности населения.

Информационное и политическое значение печатной прессы падает, продажи тиражей периодических печатных изданий населению сокращаются, а реклама из них перетекает в другие медиа. Традиционные модели издательского бизнеса чем дальше, тем больше перестают работать с прежней эффективностью. Объективную конкуренцию прессе со стороны средств цифровых коммуникаций в России кардинально обостряют системные проблемы рынка дистрибуции печатных СМИ в розницу и по подписке. В итоге финансовые и интеллектуальные ресурсы для создания и распространения качественного контента, модернизации и дальнейшего развития индустрии печатных СМИ сократились до критически опасной черты. Издательский бизнес становится все менее привлекательным и для его собственников, и для потенциальных инвесторов.

Настоящий ежегодный доклад Роспечати преследует цель дать комплексный анализ состояния российской индустрии печатных СМИ и смежных с ней рынков в 2019 году с учетом процессов, происходящих на аналогичных зарубежных рынках в тот же период времени.

Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии
Под общей редакцией В.В. Григорьева

Авторы доклада выражают искреннюю признательность за предоставленную информацию и помощь в его подготовке и рецензировании:

  • Аналитическому центру НСК;
  • Ассоциации коммуникационных агентств России;
  • Ассоциации независимых региональных издателей России;
  • Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA;
  • Группе исследовательских компаний Mediascope (TNS Россия);
  • Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Содружеству бумажных оптовиков;
  • Союзу предприятий печатной индустрии ГИПП;
  • Межрегиональной ассоциации полиграфистов;
  • Национальному рекламному альянсу.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие тенденции развития рынков прессы в России и за рубежом
Глава 2. Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения
Глава 3. Газетный рынок: доминирующие тенденции и практика развития
Глава 4. Журнальный рынок России
Глава 5. Рынок распространения печатных СМИ
Глава 6. Реклама в печатной прессе
Глава 7. Рынок полиграфических услуг (работ)
Глава 8. Интернет, социальные сети и новые медиа
Глава 9. Законодательные новации, господдержка и нормативно-правовое регулирование рынка печатных СМИ в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источник: Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям – Роспечать

11.02.2022
Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков посетил Кондопожский ЦБК
Виктор Толстов рассказал об итогах 2021 года и новых видах продукции

31.01.2022
Кондопожский ЦБК наращивает объем производства потребительской бумаги
Ввод новой листорезательной машины в эксплуатацию намечен на конец февраля

31.01.2022
Российская целлюлоза в 2021 году подорожала в полтора раза
Цены производителей на внутреннем рынке выросли на 42%, экспортные цены – на 70%

21.01.2022
О создании Подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП РФ
Председателем Подкомитета назначен Александр Бойко, генеральный директор НКПак

Читайте также: