Доклад на тему правовой нигилизм и идеализм в рф

Обновлено: 28.06.2024

Содержание работы

Глава I. Правовой нигилизм …………………………………………………. 5

1.1. Понятие и сущность правового нигилизма…………………………. 5-8

1.3. Формы проявления правового нигилизма…………………………. 14-18

Глава II. Правовой идеализм…………………………………………………..19

2.1.Понятие и сущность правового идеализма…………………………. 19-22

2.2.Влияние и соотношение правового нигилизма и правового
идеализма……………………………………………………………………23-25

2.3.Борьба с правовым нигилизмом и правовым идеализмом………. 26-28

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

Глава I. Правовой нигилизм …………………………………………………. 5

1.1. Понятие и сущность правового нигилизма…………………………. 5-8

1.3. Формы проявления правового нигилизма…………………………. 14-18

Глава II. Правовой идеализм………………………………………………….. 19

2.1.Понятие и сущность правового идеализма…………………………. 19-22

2.2.Влияние и соотношение правового нигилизма и правового

2.3.Борьба с правовым нигилизмом и правовым идеализмом………. 26-28

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права очень актуальна. Эта тема представляет для меня большой интерес, так как именно правовой нигилизм и правовой идеализм - наиболее масштабное явление в России.

Российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое переплетение, с одной стороны правового нигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, которые казалось бы, несовместимы, мирно уживаются и образуют вместе картину юридического бескультурья. Названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

Правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Законы здесь откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Правовой нигилизм–характеристика определенного состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Правовой нигилизм в России – явление не только сегодняшнего дня. Он всегда существовал в нашей стране, разрастаясь или уменьшаясь в зависимости от множества различных причин. Как и раньше, живем в море беззакония, нанося обществу огромный и невосполнимый ущерб. Истоки же этого недуга уходят в далекое прошлое.

Правовой идеализм же напротив, представляет собой обратную сторону правового нигилизма, он выражается в переоценке роли права, придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности это следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. В итоге - резкое снижение уровня управляемости и регулируемости социальных процессов, отсутствие элементарного общественного порядка.

Оба эти явления приводят к одному и тому же результату - правовому бессилию, неэффективности правовой системы.

Разработка темы правового нигилизма в литературе значительна. Что касается правового идеализма, то этот вопрос в литературе практически не освещается, как не встречается и само понятие.

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм правового нигилизма и правового идеализма.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение и обобщение имеющихся научных материалов.

- определение источников правового нигилизма и правового идеализма.

- выявление причины этих явлений.

Глава I. Правовой нигилизм

1.1. Понятие и сущность правового нигилизма

В широком смысле правовой нигилизм, это отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни. Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов. 2

Характерные признаки нигилизма - интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. 3 Правовой или юридический нигилизм выражается скептическим и негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.

Следует отметить, что существует два основных уровня проявления правового нигилизма. Первый уровень – государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдается в деятельности высших органов государства. Довольно часто проявление правового нигилизма освещается в СМИ. Второй уровень проявления правового нигилизма – общественный. При подобном проявлении отрицание права носителем нигилизма являются граждане государства, обыватели, не связанные с работой государственного механизма. На данном уровне нигилистического отношения к праву правового нигилизма проявляется в основном в различных правонарушениях. 4

Одним из ключевых моментов здесь выступает высокомерно-пренебрежительное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, основополагающей идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек. Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто безразличным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.

Яркие примеры нигилистов мы можем найти и в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель нигилизма - Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный характер. Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты - это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля".

Правовой нигилизм, по мнению В.Г. Сафонова, — показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности. Его проявления свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, оценка населением работы властных органов, их реальных действий. 6

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность чиновников.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, позволяет автору сформулировать искомое определение: правовой нигилизм — это комплексное, опасное правовое явление, которое масштабно поглощает и деформирует большинство сфер общественной, культурной, политической жизни общества и государства. Преодоление правового нигилизма является важной задачей современного демократически правового общества и его органов государственной власти.

1.2.Источники правового нигилизма

Рассмотрим источники правового нигилизма. Их немало: это и несовершенство самих законов, деспотичный характер государственной власти, пробелы в законодательстве, в правовой системе, несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности, и собственно противоправные установки поведения самих граждан.

Именно эти негативные проявления современной деятельности в немалой степени способствуют тому, что правовой нигилизм в современной России является весьма серьезной проблемой - несмотря на все попытки борьбы с ним, он не только не исчезает, а напротив, - все более и более укрепляет свои позиции. Корни правового нигилизма лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права.

Хотя работы Н.И. Матузова были написаны ещё в начале девяностых, особых или коренных изменений в российском обществе не произошло, так как не успело ещё смениться достаточно поколений и уровень социальной защищенности российского общества не так высок, по сравнению с ведущими демократическими странами.

Сегодня главный источник рассматриваемого негативного правового явления – кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. 10

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура – это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

Правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

2) Состояние юридической практики:

- Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

- Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

- Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств).

Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура – это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе право применения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридических учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

Таким образом, правовая культура неразрывно связана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

Особенности становления правовой культуры России

Правовая культура несомненно отличается у разных стран, так как на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву – для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право – это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном российском обществе

Становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не рассказали бы о юридическом беспределе, правовом нигилизме или правовом бескультурье, так активно процветающем в обществе. Хотя, чтобы быть объективными, нельзя не отметить и наметившиеся положительные моменты. Российское правосознание, в особенности это касается так называемого массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой – характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права.

Можно выделить такие формы деформации правосознания россиян на современном этапе как:

Необходима постоянная работа по профилактике правонарушений, массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи. История свидетельствует, что во всех государствах где осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, используются все имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения;

2) Наравне с правовым нигилизмом существует и такое явление как правовой идеализм, или правовой фетишизм. Суть его в том, что множество людей сохраняют наивную веру во всемогущество одного только принятия закона. Повсеместно слышны настойчивые требования срочного принятия того или иного закона, как будто это позволит моментально разрешить все проблемы. Собственно - это и влечет за собой принятие массы бездействующих законов и, в свою очередь, приводит к усилению правового нигилизма в обществе. Это еще одна крайность в установках неразвитого и некомпетентного массового правосознания, такая же опасная, как и правовое безверие.

Гост

ГОСТ

Правовой нигилизм

Правовой нигилизм - это отрицание права как системы правил поведения, которая может эффективно регулировать взаимоотношения людей

Суть его заключается в общем негативном, неуважительном отношении к закону, существующим правилам, нормативному порядку, а также, в правовом невежестве, инертности, отсталости и правовой необразованности основной массы населения. Такие правовые установки и стереотипы являются элементом, характерной чертой, свойством общественного сознания и национальной психологии, а также отличительной чертой культуры, традиций, образа жизни, но только в том случае, если отсутствует желание соблюдать закон со стороны общества.

Одним из ключевых моментов здесь является высокомерное, пренебрежительное, снисходительное и нелестное отношение к роли права, а также его оценка не как основной, фундаментальной идеи, а как вторичного явления в общей шкале общечеловеческих ценностей, которая отражает существующий уровень цивилизованности граждан, их государственный дух, образ мышления, социальные чувства, привычки.

Правовой нигилизм разнообразен, изощрен и коварен. Он умеет быстро видоизменяться, приспосабливаться к ситуации. Существует много различных видов и сторон его проявления в жизни людей. Можно выделить лишь некоторые из этих сторон, которые наиболее яркие, а также чаще встречаются в жизни.

Примером проявления правового нигилизма могут быть некие прямые умышленные нарушения действующих законов и других правовых актов нашей страны. Стоит отметить, что такие нарушения формируют систему не только уголовных правонарушений, но и различных проступков. Именно преступление, которое было совершено в каких-то корыстных целях, можно назвать самым опасным типом, проявлением правового нигилизма. Ведь такое проявление нигилизма всегда наносит определенный вред всему обществу. Иногда этот вред может даже оказаться непоправимым.

Преступность является мощным катализатором правового нигилизма. Именно с помощью преступлений со временем завоевываются все новые сферы жизни, которые становятся подвластны правовому нигилизму во всех его проявлениях. В настоящее время преступники просто не боятся нарушить закон, они не боятся понести ответственность за свои деяния.

Готовые работы на аналогичную тему

Широко распространено массовое несоблюдение требований законодательства. Это хорошо заметно, когда субъекты (сами граждане или какие-то определенные должностные лица) просто не воспринимают нормы поведения в обществе, а стараются всегда жить только лишь по каким-то своим правилам и жизненным установкам. Неисполнимость законов - это признак бессилия.

Одним из главных источников и наиболее опасным типом проявления правового нигилизма считается полное или частичное нарушение прав человека.

Наиболее опасны нарушения права человека на:

  • собственность;
  • безопасность;
  • жизнь.

Слабая правовая защита личности заставляет людей просто не верить в силу закона, а также в возможность государства обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, защищать людей от преступных посягательств. Отсутствие прав не может породить положительного отношения к нему, а вызывает только раздражение, недовольство, протест.

Подводя итог всему сказанному, следует выделить наиболее распространенные характеристики и свойства правового нигилизма в настоящее время:

  • воинственная, агрессивная природа правового нигилизма, которую общество соотносит с беззаконием;
  • глобальность, массовость, широкое распространение правового нигилизма не только среди обычных граждан нашей страны, но и в официальных структурах государства, к которым относятся правоохранительные органы, а также исполнительная и законодательная власть;
  • разнообразие типов проявления правового нигилизма, которые встречаются как в низших, так и в высших слоях и структурах населения нашей страны;
  • довольно высокая степень деструктивности, оппозиционно-популистская нацеленность;
  • совмещение правового нигилизма вместе с нравственным, религиозным, духовным, что в итоге формирует единый деструктивный процесс;
  • связь правового нигилизма с другими формами нигилизма, что изменило образ жизни населения нашей страны и сформировало новую систему жизнедеятельности.

Правовой идеализм

Если правовой нигилизм связан с недооцениванием закона, права, норм, установок в обществе и государстве в целом, то правовой идеализм, напротив, связан с переоценкой каких-то норм и закона. В то же время оба эти понятия сформировались из-за негативного отношения к закону, а также преобладания среди людей правового невежества и не совсем развитого правосознания. Хотя и правовой нигилизм, и правовой идеализм - это две крайности, но все равно они в конечном счете образуют, можно сказать, одно целое.

Стоит отметить, что правовой идеализм обычно не так сильно заметен, как правовой нигилизм. Но правовой идеализм так же наносит ощутимый вред всему обществу. Последствия правового нигилизма могут оказаться просто разрушительными, но люди осознают это намного позже, потому что очень часто они просто не замечают проявления правового идеализма. В процессе борьбы с нигилизмом очень важно не впасть в другую крайность - правовой идеализм. Ведь это только усугубит всю ситуацию, а последствия могут быть необратимыми.

Именно правовой идеализм сформировал у многих людей не восприятие уже существующего закона. Иначе говоря, люди просто перестали верить в то, что закон их охраняет и им помогает. К тому же, люди перестали верить в парламентские и конституционные способы решения каких-то имеющихся насущных проблем.

Сторонники правового идеализма считают, что для улучшения ситуации в стране нужно издавать и принимать наиболее правильные и эффективные законопроекты. К сожалению, закон не всесилен, поэтому данную точку зрения можно оспорить. Ведь жизнь людей и функционирование государства зависит не только от правильности принятых законов, но и от готовности людей, проживающих в этом государстве, их соблюдать.


В статье рассмотрено понятие правового нигилизма, а также отражены исторические предпосылки его развития.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правосознание, право.

В настоящее время в мире одной из наиважнейших трудностей, вставших перед человечеством наряду с глобальными проблемами, является проблема правового нигилизма, то есть отрицание законов и права как социального института в целом.

Опасность сложившейся ситуации по отношении к мировому сообществу заключается в том, что правовой нигилизм несёт собой разрушительное воздействие на сознание, мировоззрение человека. Происходит утрата тех моральных норм, на которых основывалась жизнь предшествующих поколений, непризнание таких принципов, которые вырабатывались на протяжении всего периода развития общества. Право — фундамент развитого государства. Искоренение права грозит коренными изменениями, синоним которых — хаос. [2. С. 114]

Русский народ на ранних ступенях своего развития считал право не средством создания и применения законов, а скорее средством, соединяющим людей, инструментом их примирения в случае возникновения конфликта. Изначально право воспринималось, прежде всего, как процесс посредничества, способ коммуникации, а не как процесс принятия законов и вынесения судебных решений. Основное предназначение древнерусского права — это достижение социальной гармонии. Но в связи с становлением русской государственности природа права меняется. Принуждение становится основным принципом русского права.

Рассматривая белее поздние периоды развития Российского государства следует заметить, что русская интеллигенция никогда не уважала право, не видела в нем особой важности; из множества культурных ценностей право считалось для неё наименее значимым. Интеллигенция признавала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило.

На сегодняшний день борьба с отрицанием права ведётся достаточно усиленно и интенсивно, но, в это же время, большая часть населения является неправосознательной, в связи со своей исторической сущностью. Это является одной из множества причин правового нигилизма в России, но именно эту причину, на мой взгляд, можно выделить как основную.

Второе противоречие заключается в том, что отрицание права, проявляющееся в нарушении правовых норм, происходит со стороны людей, призванных охранять закон; граждан, издающих и принимающих законы. Следовательно, встает вопрос о том, как остальное население должно добросовестно придерживаться правовых норм, если люди, призванием и основой поведения которых считается строгое соблюдение закона, нарушают его. Государство одновременно пренебрегает правом и борется с правовым нигилизмом. Такая борьба, несмотря на все усилия, не может быть продуктивной ни в коем случае.

Правовой нигилизм можно назвать одной из важнейших проблем современности, в особенности, России. Отрицание права, законов препятствует развитию Российской Федерации как современному правовому цивилизованному государству. Поэтому изучение и анализ данной проблемы крайне необходимы для её устранения, а, следовательно, и для формирования правосознания и правовой культуры граждан страны.

  1. Гойман В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990 № 9, с.3–5
  2. Марченко Д. Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, Россия, отрицание, Российская Федерация, том.

Понятие правовой нигилизм характеризует проблему, заключающуюся в негативном отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Данная категория проявляется на двух уровнях (формах): в теории (идеологическая позиция) и практике. На теоретическом уровне правовой нигилизм может являться концептуальным обоснованием правового нигилизма. В этом случае исследователями, философами, политологами определяются доказательства о более важных ценностях. Примером может быть мировая пролетарская революция. Эти ценности ставятся превыше права в общем, а тем более прав отдельного человека. В случае практического применения указанные взгляды и воззрения реализуются на практике, что может вести к террору государства против своего народа.

Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводит само государство в соответствующем масштабе, сложно и практически невозможно осуществить воспитание сколько-нибудь позитивного отношения к праву у населения, которое под правом не совсем точно понимает порядок и предписания, установленные посредством законов и ведомственных нормативных актов.

В этой ситуации общество формирует широко распространенный среди населения правовой нигилизм массового характера. Помимо этого, предписания, которые устанавливает государство, не соблюдаются самими государственными органами, включая ведомственных и должностных лиц. Для этого существуют соответствующие объяснения и оправдания, например в интересах общества, для выполнения плана и т.д. В последнем случае общество характеризуется приверженностью правовому нигилизму.

Особенности правового нигилизма

Рисунок 1. Правосознание и правовая культура

Особенности правового идеализма

Правовой нигилизм и правовой идеализм стоят в одном ряду, но являются противоположными явлениями.

Правовой идеализм (правовой романтизм) представляет собой преувеличение реальных регулятивных возможностей правовых форм. Рассматриваемое явление сопровождает человечество почти на всем пути его развития.

Еще Платон с высокой степень наивности считал, что основное средство осуществления его замыслов в виде строительства идеального государства представлено идеальными законами, которые должны принимать мудрые правители. В период эпохи Просвещения считали достаточным уничтожение старых законов и принятие новых для достижения царства разума.

Удивительно, но и в современном мире многие люди, включая политиков, ошибочно возлагают очень большую надежду на закон в процессе переустройства уклада общества. Предположительно, только достаточно наработанный политический и правовой опыт способен развеять иллюзии правового идеализма, в том числе и стереотипы правового нигилизма.

Правовое воспитание и просвещение

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, идеалов, опыта и механизма разрешения конфликтных ситуаций в обществе от одного поколения к другому.

Основная цель правового воспитания состоит в развитии правового сознания гражданина и культуры права в обществе в целом.

Существует тесная взаимосвязь правового воспитания и правового обучения: воспитание невозможно без обучения, а обучение способно так или иначе оказывать воспитательный эффект. Различие здесь весьма условно, по области воздействия: воспитание оказывает влияние в основном на эмоциональную, волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную сторону для информационного и ознакомительного воздействия на человека. В свою очередь, ценностное и эмоционально-волевое воздействие сильно ограничивается реальной правовой практикой. Это обусловлено тем, что у человека нельзя воспитать уважение ценностям, которых нет в общественном сознании и деятельности людей, но которые провозглашаются словесно, пустыми декларациями и демагогиями.

Ценности и идеалы формируются спонтанно, их образует сама жизнь, все окружающие обстоятельства. Тем не менее, здесь нельзя уменьшать значение субъективного фактора, целенаправленной деятельности.

Решающую роль в указанных сферах играют личностные установки (воспитание в себе сдержанности, толерантности в общении с другими людьми, необходимость и полезность соблюдения правил дорожного движения, желание быть грамотным в правовом отношении, знать собственные права и обязанности, умение их отстаивать и выполнять). Правовое обучение осуществляют в 2 основных формах: правовое просвещение и юридическое образование. Первое из них представляет собой простейшую форму распространения и добычи первичных знаний о государстве и праве. Источники подобных знаний заключаются в популярной юридической литературе, аудио- и видеоматериалах, сети Интернет, обучающих семинарах, уроках права в дошкольных и школьных учреждениях, лекциях на правовые темы профессиональными юристами или исследователями.

Читайте также: