Доклад на тему правила соревнований

Обновлено: 05.07.2024

Описание проведения спортивных соревнований. Рефират.

ВложениеРазмер
kanishcheva.referatsportivnye_meropriyatiya.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Организация и проведение спортивных мероприятий

Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать участников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

Задачи данного соревнования.

Программа и порядок проведения по дням.

Система зачета (определения победителей)

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, организатор назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких организации.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Пример проведения спортивных соревнований в школе

Места команд определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы времени, затраченного командой на выполнение упражнения, и штрафного времени на количество участников класса в эстафете.

ЭСТАФЕТА. Команды выстраиваются в колонны, каждая лицом к баскетбольному щиту справа от него, на расстоянии 10-15 м. По сигналу судьи направляющие ведут мяч, в 3-4 м от щита ловят его и производят бросок по корзине одной рукой от плеча после двух заключительных шагов в прыжке. Подобрав забитый или отскочивший от щита мяч, они передают его следующим игрокам своих команд и становятся в конец колонн.

За каждое непопадание мячом в корзину с использованием требуемого приема без нарушений правил игры в баскетбол команда получает по 4 штрафных секунды. За использование другого способа (бросок с места, бросок двумя руками, бросок снизу и т.п.) или нарушение правил игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение) каждый нарушитель приносит своей команде по 8 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 15 штрафных секунд.

Места команды (школы) определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы затраченного командой времени на выполнение упражнения и штрафного времени на количество участвующих в эстафете.

1. ЭСТАФЕТА. Аналогична приведенной для 7 класса, но расстояние до щита, проходимое участником, -15-20 м, бросок по корзине разрешен любым способом в движении.

За каждое непопадание в корзину, команда получает по 5 штрафных секунд, за нарушение правил эстафеты или правил игры в баскетбол – 10 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 20 штрафных секунд. Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 6 классе.

2. СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД в количестве попаданий мячом в баскетбольную корзину с линии штрафного броска. Каждый участник в течение 30 секунд производит три броска способом двумя руками от груди или снизу. Попадание засчитывается при условии соблюдения правил штрафного броска.

Места команд (школы) в этом упражнении определяются по наибольшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления суммы очков, набранной командой, на количество заявленных участников.

Места команд (школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

1. ЭСТАФЕТА аналогична приведенной для 7 класса, но с обводкой препятствий (3-5 предметов, расположенных на одной прямой линии) в 3м друг от друга. Расстояние от щита до линии начала 15-20м. Бросок по корзине любым способом в движении. Штраф соответственно 5, 10 и 20 секунд.

Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 7 классе.

Время игры для команды определяется путем перемножения 15 секунд (или 20) на количество фактически участвующих.

Места команд (школы) в данном упражнении определяются по наибольшему количеству очков.

Места команд(школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Во втором упражнении для 7 и 8 классов подбирать мячи и передавать их следующему может специально выделенный человек. 2. В упражнении 2 для 7 класса, в зависимости от количества баскетбольных щитов и величины судейской бригады, класс команда может быть разделен на подгруппы.

Итак, в заключение следует отметить, что спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Легкая атлетика - идеальный вид спорта, так как именно он является самым естественным видом физической нагрузки для человека. Так какие существуют правила соревнований по легкой атлетике? На первый взгляд, кажется, что их нет, и в этом нет ничего сложного, но так ли это? Чтобы быть "подкованным" в этом вопросе, необходимо детально разобрать этапы соревнования и подготовки к ним.

Виды дисциплин

На самом деле бег - это не вся легкая атлетика. Правила соревнований (бег, прыжки, метание) немного похожи, но все-таки отличаются друг от друга. Так как бег - это основной легкоатлетический вид спорта, следует именно на нем заострить внимание.

Правила соревнований по легкой атлетике

Беговые дисциплины практикуются не только у профессиональных спортсменов, но и у людей, которые просто хотят поддержать свое здоровье и улучшить свое физическое состояние. Бег - это идеальный баланс между энергетическими затратами и напряжением.

  • Спринт. Забеги на короткие дистанции на расстояние от 100 до 400 метров. Дистанции тоже короткие и обычно не превышают 400 метров.
  • Средние дистанции и длинные. Максимальное расстояние - 3 км. Еще иногда устраиваются длинные забеги с препятствиями.
  • Кросс (по пересеченной местности).
  • Эстафета. Бывает на различные расстояния. Бывают даже до 10 км.
  • Марафон. Длинные забеги на расстояние до 42 км.

Не стоит и говорить о том, что, в зависимости от расстояния дистанции, существуют и разные требования к спортсмену. Если проводится спринт, тогда у атлета должна быть развита координация и мышцы ног, а вот марафонские забеги требуют повышенной выносливости.

Основные правила соревнований по легкой атлетике

В зависимости от вида бега применяются различные правила.

Правила проведения соревнований по легкой атлетике

  1. Если атлетам предстоит пробежать короткую дистанцию, то дорожка обязательно должна быть прямой. Более большие расстояния проводятся на круговых дорожках.
  2. Если забег установлен на расстоянии до 400 метров, то каждый спортсмен бежит по строго выделенной полосе. Если расстояние забега более 600 метров, то все атлеты начинают движение по своему треку и до поворота, где разрешено выходить на общую дорожку.
  3. Существуют и другие правила соревнований по легкой атлетике в беге. Например, если дистанция больше 1000 метров, тогда атлетам разрешен общий старт, то есть с одной дорожки.
  4. Если правилами соревнований предусматривается забег строго по дорожкам, то их количество должно четко совпадать с количеством заявленных атлетов.
  5. Если расстояние забега более 200 метров, в соревновании не может участвовать более 8 человек.

Победителем в соревновании называется тот спортсмен, который быстрее всех преодолеет финишную черту. Если дистанции длинные, то фиксируется несколько пересечений финишной черты.

Основные правила соревнований по легкой атлетике

Старт

Казалось бы, что может быть проще старта? Но правила проведения соревнований по легкой атлетике регламентируют и этот этап.

Если забег осуществляется на расстояние не более 400 метров, то дается три команды:

  • "На старт". Спортсмены занимают исходное положение.
  • "Внимание". Атлеты занимают позицию для предстоящего рывка.
  • "Марш". Начинается движение.

Если спортсмен начал движение не во время соответствующей команды, тогда он получает первое предупреждение. Услышав предупреждение, участник соревнования должен поднять руку вверх. Стоит отметить, что если предупреждение было сделано дважды, тогда атлет дисквалифицируется.

В беговых многоборьях допускается получение до трех предупреждений.

Движение

Правила соревнований по легкой атлетике разъясняют, как спортсмены должны передвигаться.

Правила соревнований по легкой атлетике в беге

Итак, если забег предусматривает движение спортсменов строго по полосам, то атлет должен бегать строго по выделенной дорожке. Нарушением не считается тот факт, если спортсмен нечаянно перешел на соседнюю дорожку, но только в том случае, если он сразу же вернулся на свою полосу и не создал помеху другому участнику соревнования.

На поворотах запрещается переход атлета на соседнюю дорожку. Если же спортсмен нарушает это правило и на повороте совершил на соседнем треке слева несколько шагов, то ему грозит дисквалификация, так как это считается сокращением дистанции. Если же несколько шагов было совершено на полосе справа, то за такое действие наказания не предусмотрено.

Финиш

Как должен правильно финишировать атлет, также освещают составленные правила соревнований по легкой атлетике.

Победителем признается тот участник, который первый пересек полосу. Обычно она воображаемая. Пересекать полосу можно любой частью тела, кроме головы, шеи, рук. Если атлет пришел первым и упал, то такой результат тоже засчитывается, но только в том случае, если он самостоятельно пересек линию финиша.

Бывает и такое, что линия пересекается одновременно несколькими спортсменами. Иногда делается фотофиниш, но если и он не помогает определить победителя, то в таком случае судьи принимают решение о перебежке.

Если соревнования проводятся, а время на них отмеряется секундомером, то, как правило, результат округляется до десятых, например, атлет пробежал 100 метров за 12,36 сек, то ему засчитывается результат 12,4 сек. При этом для каждого спортсмена должен быть отдельный секундомер, а время победителя сверяется по трем секундомерам.

Легкая атлетика правила соревнований бег прыжки метание

Этап подготовки

Перед подготовкой к бегу на длинные дистанции, необходимо проводить определенные тренировки. Дело в том, что забеги на несколько километров сильно нагружают сердечную мышцу и сосуды, поэтому спортсмен должен уметь правильно распределять свои усилия. К длинным расстояниям необходимо длительно готовиться, чередуя темп тренировок.

Правила соревнований по легкой атлетике позволяют подготавливаться атлетам самостоятельно по собственной методике. Этот этап не регламентируется.

Бегуны на короткие дистанции, в первую очередь, тренируются на развитие мышц в ногах и руках.

Еще отдельного этапа подготовки требуют спринтерские забеги. На очень короткие расстояния выпускают только отлично подготовленных атлетов, которые не только хорошо развиты физически, но и умеют концентрироваться, и обладают отличной координацией движений. Как правило, победители спринтерских соревнований - это опытные бегуны с большим потенциалом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мини-реферат

Правила соревнований в легкой атлетике

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического. многоборья — десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

В программе современных Олимпийских игр легкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлетические соревнования входят в программы крупнейших континентальных спортивных состязаний: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

В обширной летописи легкоатлетического спорта много славных имен, с которыми связаны громкие победы и выдающиеся рекордные достижения. Чемпионы и рекордсмены прошлого, покоряя время и пространство, прокладывали дорогу для своих последователей, намечали ориентиры для дальнейшего продвижения по пути физического совершенствования — одного из слагаемых общего прогресса человечества.

Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх. Легкоатлеты — спортсмены, которые занимаются одним или несколькими видами легкой атлетики.

История развития легкой атлетики

Как появилась легкая атлетика?

Соревнования по легкой атлетике проводились на протяжении всего существования человечества. Изначально люди были заинтересованы исключительно в воспитании воинов, способных приносить победы в боях. Военный интерес к воспитанию физически развитых мужчин постепенно стал перерождаться в спортивные игры, основными состязаниями в которых были на выносливость и силу. С этого момента и началось зарождение легкой атлетики.

Виды легкой атлетики

Давайте рассмотрим, какие виды спорта входят в легкую атлетику. Спортивная ходьба – легкоатлетическая дисциплина, которая отличается от беговых видов тем, что у спортсмена должен быть постоянный контакт ноги с землей. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке (10 000 м., 20 000 м., 30 000 м., 50 000 м.) или шоссе (20 000 м. и 50 000 м.).

Бег — один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года. Бег в легкой атлетике представлен следующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета.

Виды бега в легкой атлетике:

Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, 400 м), к нестандартным дистанциям можно отнести 30 м, 60 м, 300 м. Бег на средние дистанции (800 м, 1500 м, 3000 м), дополнительно можно выделить 600, 1000, 1610 м (миля), 2000 м. Бег на длинные дистанции (5000 м, 10000 м, 42195 м). Бег с препятствиями (стипль-чез) 2000 м в манеже и 3000 м на открытом стадионе. Бег с барьерами (женщины – 100 м, мужчины – 110 м, 400 м). Эстафетный бег (4×100 метров, 4×400 метров).

Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок). Прыжок в высоту — дисциплина лёгкой атлетики, которая относится к вертикальным прыжкам технических видов. Прыжок состоит из разбега, подготовки к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления. Прыжок с шестом — техническая дисциплина, которая относится к вертикальным прыжкам. В данном прыжке легкоатлету нужно пройти над планкой (не опрокинув её), используя легкоатлетический шест. Прыжок в длину относится к горизонтальным прыжкам и требует от спортсменов спринтерских качеств и прыгучести. Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления.

Многоборья — спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

Правила соревнований по бегу и ходьбе

Бег на дистанциях до 110 м включительно проводится по прямой беговой дорожке, на остальных дистанциях бег и ходьба проводятся по круговой дорожке в направлении против часовой стрелки. На дистанциях до 400 м включительно каждый участник должен бежать по отдельной дорожке. На дистанции 800 м участники должны бежать по отдельным дорожкам со старта до конца первого поворота (до линии перехода на общую дорожку). Все остальные дистанции бега проводятся по общей дорожке. При забегах по отдельным дорожкам количество участников определяется числом дорожек, но в беге на 200 м и более их не должно быть более 8 человек. Соревнования по ходьбе и бегу должны проводиться так, чтобы победитель и призеры определялись в финале, в непосредственной борьбе друг с другом. При большом количестве участников соревнования проводятся в несколько кругов: а) забеги; б) четвертьфиналы; в) полуфиналы; г) финалы. При отсутствии такой возможности победители и призеры определяются по лучшему результату в разных забегах, все забеги объявляются финальными. Участники, показавшие лучшие результаты и прошедшие в следующий круг соревнований, проводят жеребьевку: 4 спортсмена с лучшими результатами претендуют на 3, 4, 5, 6 дорожки, остальные 4 - соответственно на 1, 2, 7, 8 дорожки. Победитель по бегу определяется по результатам финала независимо от результатов, показанных в предварительных забегах. Остальные места между участниками распределяются по результатам. Если участники показали одинаковый результат, то преимущество имеет тот, кто занял более высокое место в своем забеге. Перерывы во времени между забегами (несколько кругов соревнований) должны быть не менее 45 минут после окончания последнего забега на дистанциях до 200 м включительно и не менее 1,5 часа на остальных дистанциях. На более длинных дистанциях соревнования проводятся на следующий день.

Общие правила соревнований по прыжкам, метаниям и многоборью

Правила соревнований по прыжкам в длину и тройному прыжку

Отталкивание в прыжках выполняется одной ногой от поверхности бруска или дорожки, не заступая на индикатор. В тройном прыжке после первого отталкивания участник должен приземлиться на одну ногу, затем на другую и, оттолкнувшись ею, приземлиться в прыжковой яме с песком. Результаты прыжков измеряются по ближайшей точке следа, оставленного любой частью тела (или руки), по прямой, перпендикулярной к линии измерения. Прыжок не засчитывается, если прыгун: - не выполнив прыжка, пробежал через линию измерения; - при отталкивании заступил за линию измерения; - оттолкнулся сбоку от бруска; - во время приземления коснулся любой частью тела поверхности сектора за пределами прыжковой ямы; - после совершения прыжка возвратился назад через яму для приземления; - при прыжке применил любую форму сальто; - просрочил время, выделенное на попытку; - в тройном прыжке попытка не засчитывается в случае, если прыгун нарушил чередование ног при отталкивании.

Правила соревнований по прыжкам в высоту и прыжкам с шестом

Правила соревнований по метаниям

Легкая атлетика является одним из древнейших видов спорта. С каждым годом ее популярность только растет. Этот олимпийский вид спорта называют королевским, и не зря. Данное направление содержит в себе все основные спортивные занятия. Спортсмены, которые долгие годы активно занимаются атлетикой, отличаются крепким здоровьем, выносливостью, они необычайно подтянуты, имеют стойкий характер и силу духа. Как и у других видов спорта, существуют свои правила лёгкой атлетики, которые обязаны соблюдать все спортсмены.

Виды дисциплин в лёгкой атлетике

Легкая атлетика включает в себя несколько направлений: беговые дисциплины (в том числе пробеги и кроссы), спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья.

У большинства людей легкая атлетика ассоциируется с бегом. Разнообразие соревнований по бегу в данном спорте огромно. Место проведения соревнования и его продолжительность зависит от вида бега.


Виды беговых дисциплин

  • Спринт. Дистанция может быть: 60 м, 100 м, 200 м, 400 м.
  • Бег на средние дистанции. Длина дистанции выбирается от 800 м до 3 км. Сюда относится бег с препятствиями на расстояние 3000 м.
  • Бег на длинные дистанции (от 3-х км.)
  • Бег продолжительностью 1 час.
  • Бег по шоссе. Расстояние выбирается в диапазоне от 5 км до 100 км. Бег по шоссе может длиться сутки.
  • Кросс (4-12 км).
  • Барьерный бег. В этой дисциплине спортсмен должен бежать по своей дорожке и преодолевать барьеры. Он может проводиться с использованием дистанции: 60 м, 100 м, 110 м, 400 м).
  • Эстафета. В данной дисциплине применяется 4-х кратный забег по: 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м. Сюда относится экиден — это беговая эстафетная гонка.

Спортивная ходьба

При проведении соревнований помимо скорости большое значение имеет соблюдение техники ходьбы. Судьи строго оценивают правила походки, при не соблюдении которых может быть дисквалификация.


Спортивная ходьба проводится на дорожках длиной: 10 км, 20 км, 30 км, 50 км. Также проводятся соревнования на шоссе дистанцией в 20 и 50 км.

Технические дисциплины

Технические дисциплины легкой атлетики получили свое название благодаря тому, что здесь необходимо строгое соблюдение техники. К данному направлению относятся прыжки в длину и высоту, метание тяжелых предметов (диска, полотна, копья) и толкание ядра.

Помимо физических навыков в данном направлении очень важно умение использовать технику выполнения элементов.

Прыжки подразделяются на:

  1. — прыжки в высоту (через перекладину);
  2. — прыжки в высоту с использованием шеста;
  3. — прыжки в длину;
  4. — тройные прыжки (последовательные в длину).

Азы прыжков легкой атлетики изучаются в школе на уроках физкультуры. Все данные виды прыжков включены в олимпийские игры.

Многоборье

Данное направление включает в себя несколько направлений легкой атлетики. Это, к примеру, соревнования по бегу и прыжкам в длину и метанию копья.

Комплекс направлений атлетики, отличается в зависимости от времени проведения (сезона) соревнований.

Летнее семиборье у женщин включает в себя: бег с барьерами (100 м), бег обычный на 800 м, прыжок в высоту, прыжок в длину, толкание ядра, метание копья, спринт (200 м).

Летнее десятиборье у мужчин состоит из спринта на 100 м и 400 м, прыжок в длину и высоту, прыжок с шестом, метание диска, копья, толкание ядра, бег на 1500 м, бег на 110 м с барьерами.

Зимний сезон немного отличается от летнего. Женщины зимой выполняют упражнения: бег с барьерами 60 м, обычный бег на 800 м, прыжок в высоту и длину, толкание ядра.

Мужчины в зимнее время соревнуются: в беге на 1 км и беге на 60 м с барьерами, в прыжках в высоту и с шестом, в толкании ядра.

Нужно понимать, что все необходимые задания спортсмен не обязан выполнить сразу. Соревнования по многоборью проходят в течение двух дней.

Общие правила лёгкой атлетики

Все правила легкой атлетики утверждены международной организацией легкой атлетики АИИФ. В первую очередь, все спортсмены, которые занимаются легкой атлетикой в секциях и планируют участие в соревнованиях, должны быть здоровы и не иметь медицинских противопоказаний.


Одежда и обувь спортсменов должна быть подобрана в соответствии с размером участника соревнований, она должна быть чистой. Не должно быть посторонних острых предметов, шнурков, веревок. Запрещается использовать любые приспособления, которые могут визуально изменить размер обуви.

  • Женщины соревнуются с женщинами, мужчины с мужчинами.
  • Спортсмены не должны использовать запрещенные лекарственные препараты.
  • Существуют возрастное подразделение: юноши и девушки (16 и 17 лет); юниоры и юниорки (18 и 19 лет).
  • Перед началом соревнований, участникам присваиваются и выдаются номера, которые прикрепляются в области груди и спины.

Правила проведения соревнований по лёгкой атлетике

К соревнованиям по легкой атлетике допускаются здоровые люди, достигшего определенного возраста. Перед началом мероприятия осуществляется осмотр спортсменов мед.работниками.

Для коротких и средних дистанций существует градация: четверть финала, полуфинал и финал. Длинные дистанции, спортивная ходьба и кросс имеют только финал.

При подсчете соревнований на время учитывается скорость, с которой преодолел дистанцию спортсмен. Также баллы судья начисляет за технически правильное выполнение элементов (прыжки, метание).

Помимо требований к спортсмену, тщательно проверяются места проведения соревнований. Дорожки и площадки должны быть безопасными. Поверхности не должны быть скользкими, не должны иметь лишних предметов.

Где проводятся соревнования по лёгкой атлетике

Тренировки и соревнования по легкой атлетики проводятся круглый год. В теплое время года используют стадионы под открытым небом. Также возможно проведение мероприятия на шоссе. Единственное, все выбранные места должны быть полностью оборудованы под проведение соревнований, со строгим соблюдением мер безопасности.


Стадион закрытого типа используют в холодное время года. Он обычно имеет 4-6 отдельных овальных дорожек по 200 м. Ширина дорожки составляет 0,9 — 1,1 м.

Любой стадион должен быть максимально удобным для спортсменов, быть безопасным.

Соревнования по лёгкой атлетике

Соревнования в лёгкой атлетике делятся на:

Разница межу ними заключается в подходе к отбору атлетов и толковании правил.

Самыми известными соревнованиями по лёгкой атлетике являются летние Олимпийские игры. Здесь лёгкая атлетика представлена на самой первой современной Олимпиаде, которая состоялась в 1896 году. Выиграть золотую медаль ОИ мечтает каждый спортсмен – это наивысшее достижение в данном виде спорта.

Кроме Олимпийских игр самыми популярными состязаниями по лёгкой атлетике являются:

В официальных правилах освещаются наиболее важные вопросы судейства и организации соревнований, работы судейских коллегий. Общие положения о соревнованиях предусматривают:

Характер соревнований (личные, командные, лично-командные классификационные, неклассификационные).

Программа соревнований (обязательная, произвольная или все вместе),

Положение о соревнованиях (характер, цели и задачи соревнования, руководство, порядок определения личного и командного первенства и т. д.)

Допуск участников к соревнованиям (разрешение врача, разряд и др.).

Определение победителей (командных и личных).

Обязанности и права участников.

Заявки на участие в соревнованиях.

Гимнастические снаряды, площадки для больных упражнений и инвентарь.

Состав судейской коллегии (главный судья, заместители главного судьи, главный секретарь и секретари, старшие судьи, судьи, судьи при участниках, судьи-информаторы, врач).

Главный судья возглавляет судейскую коллегию и руководит соревнованиями в целом. Он отвечает за подготовку и проведение соревнований в соответствии с правилами и положением о соревнованиях.

Секретариат организует работу по проверке заявок, подготавливает протоколы соревнований, ведет подсчет результатов соревнований, заготавливает справки о выполнении разрядных норм, готовит отчет. Старший судья (арбитр) руководит работой судейской бригады по виду.

Судьи оценивают выполнение упражнений в соответствии с правилами соревнований. Количество судей в бригаде зависит от масштаба и уровня соревнований и может быть от одного до шести человек.

Судейство соревнований представляет большую сложность. Проводится предварительная подготовка к судейству. Она заключается в детальном изучении /уточнении/ правил и программ соревнований, дополнительных спецтребований и техники наиболее сложных упражнений.

Каждый судья оценку за выполнение упражнений участникам выводит самостоятельно, показывает ее путем поднятия судейских указок или посредством судейских записок передает арбитру, который выводит окончательную оценку. Старший судья выводит среднюю арифметическую оценку. Упражнение оценивается исходя из 10 баллов с точностью до 0,] балла.

При выполнении упражнений могут быть допущены мелкие (0,1 балла), средние (0,3 балла) и грубые (0,5 балла) ошибки. Деятельность судьи на соревнованиях, помимо оценки упражнений, имеет большое воспитатель­ное воздействие на участников и зрителей, поэтому от него требуется максимум внимания и объективности.

Особенности проведения массовых соревнований. Массовые соревнования посвящаются какой-либо знаменательной дате и доводятся по календарю той иди иной образовательной либо спортивной организации. Они носят лично-командный характер. Этот вид соревнований может проводиться по классификационной программе категории Б, по облегченной или сокращенной программе, а также составленной из упражнений, включенных в учебно-тренировочные занятия. Соревнования проводятся в соответствии с руководящими документами (календарь, программа, положение и правила соревнований) и рабочими документами (заявки, график соревнований и рабочие протоколы). Массовые соревнования можно проводить по официальным и упрощенным правилам (например, предоставлять вторую попытку и засчитывать лучшую из них, судить по пятибалльной системе и т.д.)- Возможно проведение соревнований без ограничения количества участников от каждой организации.

Перед началом соревнований судьи проходят инструктаж (семинар), так как проведение и судейство массовых соревнований имеют свои специфические особенности. Здесь лучше всего использовать сводный протокол-заявку. В нем обязательны виза врача о допуске участников к соревнованиям, подпись руководителя и представителя организации, от которой выступают гимнасты. В протоколе по ходу соревнований выставляются оценки участникам, подсчитывается окончательный результат каждого из
них и команды в целом. После завершения соревнований на одном виде многоборья старший судья передает протокол на следующий вид.




Значение гимнастики в развитии силы, различных координационных способностей и гибкости.

Наряду с обучением гимнастическим упражнениям на уроках решается другая, не менее важная задача - развитие физических (двигательных) качеств: силы, гибкости, координационных способностей.

Развитие физических качеств теснейшим образом связано с формирова­нием двигательных навыков, закреплением и совершенствованием двига­тельных навыков, закреплением и совершенствованием двигательных уме­ний. Недопустимо изучать технику гимнастических упражнений без доста­точного развития физических качеств. А уровень их развития может быть оценен только при выполнении двигательных действий, контрольных упраж­нений, тестов. Учителю необходимо знать периоды, в которых происходят наиболее значительные приросты показателей различных физических качеств.

Установлено, что в возрасте от 7 до 10 лет наиболее успешно разви­ваются быстрота, координация движений, ловкость, гибкость; в 10-14 лет - скоростно-силовые качества; от 15 до 17 лет - сила, выносливость, скоростная выносливость. Поэтому в младшем
школьном возрасте физическая подготовка детей должна быть направлена главным образом на развитие координационных способностей, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости.

В среднем школьном возрасте основные задачи физической подготовки те же. Однако методика и средства развития двигательных качеств школьников изменяются. Увеличивается объем педагогических воздействий, повышается интенсивность
выполнения упражнений. До 13-14 лет очень важно обеспечить достаточный уровень развития быстроты и координации движений. Если в среднем школьном возрасте соответствующие воздействия окажутся недостаточными, в дальнейшем трудно рассчитывать на успех в развитии этих сторон двигательной функции. В этот период возрастает роль упражнений силового характера. Большое значение приобретают скоростно-силовые упражнения. Физическая нагрузка должна повышаться постепенно с учетом
подготовленности занимающихся.

В старшем школьном возрасте наряду с совершенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима специальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силы и различных проявлений силовой выносливости. Особую значимость приобретают различные упражнения с отягощениями.

В официальных правилах освещаются наиболее важные вопросы судейства и организации соревнований, работы судейских коллегий. Общие положения о соревнованиях предусматривают:

Характер соревнований (личные, командные, лично-командные классификационные, неклассификационные).

Программа соревнований (обязательная, произвольная или все вместе),

Положение о соревнованиях (характер, цели и задачи соревнования, руководство, порядок определения личного и командного первенства и т. д.)

Допуск участников к соревнованиям (разрешение врача, разряд и др.).

Определение победителей (командных и личных).

Обязанности и права участников.

Заявки на участие в соревнованиях.

Гимнастические снаряды, площадки для больных упражнений и инвентарь.

Состав судейской коллегии (главный судья, заместители главного судьи, главный секретарь и секретари, старшие судьи, судьи, судьи при участниках, судьи-информаторы, врач).

Главный судья возглавляет судейскую коллегию и руководит соревнованиями в целом. Он отвечает за подготовку и проведение соревнований в соответствии с правилами и положением о соревнованиях.

Секретариат организует работу по проверке заявок, подготавливает протоколы соревнований, ведет подсчет результатов соревнований, заготавливает справки о выполнении разрядных норм, готовит отчет. Старший судья (арбитр) руководит работой судейской бригады по виду.

Судьи оценивают выполнение упражнений в соответствии с правилами соревнований. Количество судей в бригаде зависит от масштаба и уровня соревнований и может быть от одного до шести человек.

Судейство соревнований представляет большую сложность. Проводится предварительная подготовка к судейству. Она заключается в детальном изучении /уточнении/ правил и программ соревнований, дополнительных спецтребований и техники наиболее сложных упражнений.

Каждый судья оценку за выполнение упражнений участникам выводит самостоятельно, показывает ее путем поднятия судейских указок или посредством судейских записок передает арбитру, который выводит окончательную оценку. Старший судья выводит среднюю арифметическую оценку. Упражнение оценивается исходя из 10 баллов с точностью до 0,] балла.

При выполнении упражнений могут быть допущены мелкие (0,1 балла), средние (0,3 балла) и грубые (0,5 балла) ошибки. Деятельность судьи на соревнованиях, помимо оценки упражнений, имеет большое воспитатель­ное воздействие на участников и зрителей, поэтому от него требуется максимум внимания и объективности.

Особенности проведения массовых соревнований. Массовые соревнования посвящаются какой-либо знаменательной дате и доводятся по календарю той иди иной образовательной либо спортивной организации. Они носят лично-командный характер. Этот вид соревнований может проводиться по классификационной программе категории Б, по облегченной или сокращенной программе, а также составленной из упражнений, включенных в учебно-тренировочные занятия. Соревнования проводятся в соответствии с руководящими документами (календарь, программа, положение и правила соревнований) и рабочими документами (заявки, график соревнований и рабочие протоколы). Массовые соревнования можно проводить по официальным и упрощенным правилам (например, предоставлять вторую попытку и засчитывать лучшую из них, судить по пятибалльной системе и т.д.)- Возможно проведение соревнований без ограничения количества участников от каждой организации.

Перед началом соревнований судьи проходят инструктаж (семинар), так как проведение и судейство массовых соревнований имеют свои специфические особенности. Здесь лучше всего использовать сводный протокол-заявку. В нем обязательны виза врача о допуске участников к соревнованиям, подпись руководителя и представителя организации, от которой выступают гимнасты. В протоколе по ходу соревнований выставляются оценки участникам, подсчитывается окончательный результат каждого из
них и команды в целом. После завершения соревнований на одном виде многоборья старший судья передает протокол на следующий вид.

Значение гимнастики в развитии силы, различных координационных способностей и гибкости.

Наряду с обучением гимнастическим упражнениям на уроках решается другая, не менее важная задача - развитие физических (двигательных) качеств: силы, гибкости, координационных способностей.

Развитие физических качеств теснейшим образом связано с формирова­нием двигательных навыков, закреплением и совершенствованием двига­тельных навыков, закреплением и совершенствованием двигательных уме­ний. Недопустимо изучать технику гимнастических упражнений без доста­точного развития физических качеств. А уровень их развития может быть оценен только при выполнении двигательных действий, контрольных упраж­нений, тестов. Учителю необходимо знать периоды, в которых происходят наиболее значительные приросты показателей различных физических качеств.

Установлено, что в возрасте от 7 до 10 лет наиболее успешно разви­ваются быстрота, координация движений, ловкость, гибкость; в 10-14 лет - скоростно-силовые качества; от 15 до 17 лет - сила, выносливость, скоростная выносливость. Поэтому в младшем
школьном возрасте физическая подготовка детей должна быть направлена главным образом на развитие координационных способностей, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости.

В среднем школьном возрасте основные задачи физической подготовки те же. Однако методика и средства развития двигательных качеств школьников изменяются. Увеличивается объем педагогических воздействий, повышается интенсивность
выполнения упражнений. До 13-14 лет очень важно обеспечить достаточный уровень развития быстроты и координации движений. Если в среднем школьном возрасте соответствующие воздействия окажутся недостаточными, в дальнейшем трудно рассчитывать на успех в развитии этих сторон двигательной функции. В этот период возрастает роль упражнений силового характера. Большое значение приобретают скоростно-силовые упражнения. Физическая нагрузка должна повышаться постепенно с учетом
подготовленности занимающихся.

В старшем школьном возрасте наряду с совершенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима специальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силы и различных проявлений силовой выносливости. Особую значимость приобретают различные упражнения с отягощениями.

Читайте также: