Доклад на тему права пациента и медсестры

Обновлено: 28.06.2024

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Превыше всего медицинская сестра должна ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долг медицинского работника никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, не ускорять наступление смерти и не способствовать самоубийству больного.

Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах:

всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос,

всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво.

Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы.

При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Прежде всего - не навреди

Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности.

Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред.

Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах.

Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы.

Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия.

Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы.




Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию.

Предоставление неполной информации является обманом.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него.

Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь
(дистрибутивная справедливость)

В современных условиях особенно важен принцип дистрибутивной справедливости, который означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи.

К сожалению, дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п.

При этом наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу ряда причин обделены тем или иным видом медицинской помощи.

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Медицинская сестра и умирающий больной

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть.

Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему пациенту возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом.

Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему пациенту и его семье психологической поддержки.

Преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтичны и недопустимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Данная тема была выбрана в связи с ее актуальностью и значимостью.

Проблема исследования. Как показывает практика, современный уровень правового сознания населения находится на низком уровне. Это проявляется во всех сферах деятельности, в том числе, в лечебно-профилактических учреждениях. В городской поликлинике, для поддержания оптимальных условий функционирования учреждения, обеспечения максимальной эффективности лечебного, диагностического, профилактического процесса, важно соблюдать права и обязанности всех участников лечебного процесса, в том числе, медицинских сестер, пациентов. Необходимо помнить о том, что права и обязанности – взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Из наличия прав вытекает необходимость соблюдения определенных обязанностей, и наоборот. Для того чтобы сделать взаимодействие между участниками лечебного процесса более эффективным, необходимо, чтобы каждая из сторон знала и соблюдала как свои права, так и свои обязанности.

Все вышеуказанное позволило нам сформулировать основной проблемный вопрос: каковы основные права и обязанности пациентов и медицинских сестер в городской больнице ?

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что знание и соблюдение основных прав и обязанностей медицинских сестер и пациентов, позволит сделать лечебно-диагностический, профилактический процесс в городской поликлинике более эффективным, позволит максимально удовлетворить потребности и интересы обеих сторон лечебного процесса, позволит установить партнерские, доверительные отношения в учреждении, создаст комфортный психологический климат.

Цель работы – охарактеризовать основные права и обязанности пациентов и медицинских сестер в городской поликлинике.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные обязанности медицинской сестры в городской поликлинике.

2. Охарактеризовать основные права медицинской сестры в городской поликлинике.

3. Рассмотреть основные обязанности пациентов в городской поликлинике.

4. Охарактеризовать основные права пациентов в городской поликлинике.

1. Поликлиника рассматривается в качестве лечебно-профилактического учреждения амбулаторного типа. Поликлиника обеспечивает внебольничную помощь медицинского характера, а также осуществляет мероприятия профилактической направленности. Целью функционирования поликлиники является снижение заболеваемости населения. Выделяют взрослую и детскую городскую поликлинику.

2. Поликлиника имеет свою организационную структуру. Так, главой учреждения является главный врач. Организация деятельности среднего и младшего персонала является обязанностью старшей медицинской сестры. Основная задача старшей медицинской сестры сводится к тому, чтобы наиболее рационально организовать деятельность среднего и младшего медицинского персонала, обеспечить эффективную деятельность поликлиники.

4. Важная роль в организации медицинской помощи на участке отводится участковой медицинской сестре. Она выполняет ряд обязанностей:

- вместе с врачом создает паспорт участка, характеризует обслуживаемый контингент, ведет как персональный учет данных, так и компьютерную базу данных по участку.

- следит за состоянием здоровья обслуживаемого контингента;

- формирует группы диспансерных больных, в том числе, и тех, которые имеют специальные льготы, субсидии, социальное обслуживание;

- занимается организацией амбулаторного приема врача-терапевта, готовит к работе приборы, инструменты, бланки, рецепты, направления;

- проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию, просвещению, обучению пациентов, консультирует по вопросам лечения, профилактики, здорового образа жизни;

- принимает участие в проведении лечебных и диагностических мероприятий, касающихся предупреждения заболеваний, снижения заболеваемости и инвалидности;

- проводит мероприятия, направленные на выявление социально значимых заболеваний, факторов риска;

- организует работу школ здоровья, проводит в них занятия и консультации;

- организует лечение различных заболеваний и состояний, в том числе, послеоперационное, восстановительное, реабилитационное лечение;

- проводит противоэпидемические мероприятия, профилактику инфекционных, паразитарных заболеваний;

- обеспечивает иммунопрофилактику, вакцинацию;

- организует проведение лечебных и диагностических мероприятий в рамках амбулаторной помощи, на дневном стационаре, на дому;

- контролирует передачу документов в стационар при направлении пациента;

- проводит доврачебные осмотры пациентов, осуществляет соответствующие записи в медицинской карточке;
- по назначению врача выполняет забор материала для бактериологического исследования;

- выполняет различные манипуляции по рецепту врача;

- оформляет документы по экспертизе временной нетрудоспособности;

- готовит документы в отправке на медико-социальную экспертизу;

- отправляет документы и направляет пациентов на санаторно-курортное лечение;

- организует мероприятия по социальной защите отдельных слоев населения: одиноких, престарелых, инвалидов (совместно с органами социальной защиты);

- организует помощь хронически больным, пациентам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении;

- заполняет различные виды документов, в том числе: экстренные извещения, направления на диагностические мероприятия, направления в стационар, на санаторное лечение;

- оформляет индивидуальные карты пациентов, формирует базы данных о пациентах;

- контролирует результаты флюорографического исследования;

- проводит профилактические прививки, мероприятия, направленные на дегельминтацию населения;

- ведет дневник учета участковой медицинской сестры.

Медицинская сестра детской городской поликлиники, кроме указанных выше обязанностей, имеет также специфические обязанности, обусловленные спецификой детского учреждения. Например, она выполняется следующие обязанности:

- проводит дородовые патронажи, посещает беременных женщин на участке;

- ведет активную работу по выявлению нарушений самочувствия беременных женщин, своевременно передает об этом сведения участковому врачу-гинекологу женской консультации, участковому педиатру;

- совместно с врачом-педиатром посещает новорожденных в первые 2-3 дня жизни (после выписки из родильного дома);

- обеспечивает систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми;

- контролирует выполнение родителями врачебных назначений;

- планирует проведение прививок тем детям, которые не посещают дошкольные или школьные учреждения, приглашает на прививку, записывает на прием;

- организует своевременные медицинские осмотры для пациентов, которые состоят на диспансерном учете;

- выполняет на дому, в поликлинике, в рамках дневного стационара назначения врача, медицинские процедуры;

Также нами были выделены права медицинской сестры

За любой медицинской сестрой закреплены следующие права:

- право своевременно получать информацию, которая необходима для качественного исполнения ее обязанностей;

- право предлагать своему старшему руководству варианты по улучшению организации ее работы;

- право потребовать от своего руководства обеспечить ее рабочее место вещами, необходимыми для ее качественной и эффективной работы;

- право получать квалификационные категории путем повышения своей квалификации и прохождения аттестации;

- право оказывать помощь больным своего участка в экстренной ситуации, если врача нет рядом;

- право участвовать в деятельности профессиональных ассоциаций медицинских сестер и других организаций, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

- медсестра, работающая в хирургии, имеет право осуществлять контроль над нормами антисептики во время проведения операций;

- когда в медицинском учреждении проводятся совещания, на которых обсуждается работа среднего мед. персонала, медсестра имеет право присутствовать на таком собрании.

Далее нами были изучены обязанности пациента.

В обязанности пациента входит:

- заботиться о сохранении своего здоровья;

- проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;

- соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях;

- не приходить на прием к врачу в алкогольном, наркотическом, ином токсическом опьянении;

- своевременно являться на прием и предупреждать о невозможности явки по уважительной причине;

- являться на лечение и диспансерные осмотры в установленное и согласованное с врачом время;

- предъявить полис обязательного медицинского страхования, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

- оформлять в установленном порядке свой отказ от получения информации против своей воли о состоянии здоровья, о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, в том числе, в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания, отказ от медицинского вмешательства или его прекращение;

- соблюдать санитарно-противоэпидемиологический режим (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);

- выполнять предписания лечащего врача, сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;

- соблюдать рекомендуемую врачом диету;

- уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи.

При анализе прав пациента, установили следующее.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на :

- медицинскую помощь, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (можно ознакомиться на сайте Минздрава РТ), а также на получение платных медицинских услуг;

- получение консультаций врачей-специалистов;

- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

- отказ от медицинского вмешательства;

- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства в письменной форме;

- согласие (отказ) на обработку персональных данных;

- выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, не чаще чем один раз в год;

- получение в доступной форме, имеющейся в медицинской организации информации о состоянии своего здоровья;

- непосредственное ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья;

- получение на основании письменного заявления отражающих состояние здоровья медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов.

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

- информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

- обследование, лечение и нахождение в Поликлинике в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов. Все расходы, связанные с привлечением специалистов с целью проведения дополнительных консилиумов и консультаций без соответствующих показаний по инициативе пациента, оплачиваются за счет личных средств пациента.

- обращение в установленном Поликлиникой порядке с жалобой к должностным лицам Поликлиники, в котором ему оказывается медицинская помощь, а также к Главному врачу Поликлиники, должностным лицам государственных органов или в суд;

- сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья и другое.

Результаты проведенного нами исследования указывают на то, что в условиях современного правового общества лежит соблюдение прав и обязанностей всех участников лечебно-диагностического процесса. В городской поликлинике, как пациент, так и медицинская сестра, имеют свои права и обязанности. Каждая из сторон должна их помнить, и неукоснительно соблюдать. Необходимо помнить о том, что права и обязанности – взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Из наличия прав вытекает необходимость соблюдения определенных обязанностей, и наоборот. Для того чтобы сделать взаимодействие между участниками лечебного процесса более эффективным, необходимо, чтобы каждая из сторон знала и соблюдала как свои права, так и свои обязанности.

В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что знание и соблюдение основных прав и обязанностей медицинских сестер и пациентов, позволит сделать лечебно-диагностический, профилактический процесс в городской поликлинике более эффективным. Соблюдение прав и обязанностей позволит максимально удовлетворить потребности и интересы обеих сторон лечебного процесса, позволит установить партнерские, доверительные отношения в учреждении, создаст комфортный психологический климат.

Цели исследования достичь удалось. Охарактеризовали основные права и обязанности пациентов и медицинских сестер в городской поликлинике.

Все задачи решены в полном объеме.

Рассмотрели основные обязанности и права медицинской сестры в городской поликлинике.

Было показано, что медицинская сестра имеет ряд обязанностей, численность которых резко превышает количество прав. Тем не менее, медицинская сестра имеет и свои права, соблюдения которых она может требовать от своего руководителя, организации в целом. Выполнение обязанностей и необходимость соблюдения прав медицинских сестер – две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса. Полноценное и качественное выполнение обязанностей невозможно при нарушении прав медицинских сестер. К примеру, обязанность медицинской сестры обеспечить пациентам высокий уровень медицинского обслуживания, различные виды помощи и поддержки, неотделимо от права медицинской сестры на обеспечение ее рабочего места вещами, необходимыми для ее качественной и эффективной работы. Обеспечение высокого уровня сестринского ухода невозможно без хронометрии рабочего времени, обеспечения надлежащих организационных условий, возможности медицинских сестер повышать свою квалификацию, проходить профессионально обучение и переподготовку.

Охарактеризовали основные права и обязанности пациентов в городской поликлинике.

Показано, что в современном обществе пациенты помнят о своих правах, и зачастую забывают о наличии обязанностей. Тем не менее, при несоблюдении пациентом собственных обязанностей, удовлетворение его прав и потребностей не представляется возможным. К примеру, пациент имеет право на оказание качественной медицинской помощи. Тем не менее, если он систематически нарушает режим лечения, рекомендации врача, пропускает плановые посещения, не проходит диагностические процедуры, достичь устойчивых положительных результатов в лечении невозможно, что влечет за собой снижение качества оказываемой медицинской помощи.

Поэтому сегодня крайне важно найти такой баланс, который обеспечит оптимальные условия для эффективного взаимодействия всех участников лечебного процесса (как пациентов, так и медицинских сестер). Удовлетворение прав пациента не должно идти в ущерб правам медицинской сестры, и наоборот. В современных условиях, когда пациенты осведомлены о своих правах, им необходимо напоминать и о наличии обязанностей. Медицинские сестры, также не должны забывать о наличии у них определенных прав, которые должны соблюдаться.

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры — информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Этика и деонтология сестринского процесса. Основные функции и моральные права медицинской сестры: оказание помощи пациенту, сохранение тайны и пр. Основные права пациента: гуманное отношение к нему, выбор врача, неразглашение врачебной тайны и пр.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.05.2015
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

профессиональный модуль ПМ 04; 07.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

ПРИКЛАДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Исполнитель: Кудряшова Е.А

Руководитель: Бессонова Н.М

1. Этика и деонтология сестринского процесса

2. Права пациента

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам.

деонтология сестринский пациент врачебный

1. Этика и деонтология сестринского процесса

Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий - профессии медицинской сестры, учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении, руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принимает Этический кодекс медицинской сестры.

Этический кодекс(лат. codex - книга) -- свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.

Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля над поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще.

Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента.

В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него.

Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры.

Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента-ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась.

Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.

Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки.

Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.

Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве Российской Федерации права граждан относительно патолого-анатомических вскрытий.

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и др.) и законодательству Российской Федерации.

Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациента в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

Пациент -- лицо, пользующееся медицинской и лекарственной помощью или нуждающееся в любом медицинском вмешательстве.

2. Права пациента

1. На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

2. На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

3. На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Пациент должен быть обезопасен от различного рода негативных последствий нарушений санитарно-гигиенических требований: таких, как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медперсонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушениями требований. Пациент должен знать, что подобного рода случаи являются правонарушениями и что в данном случае лица, нарушившие соответствующие требования, являются виновными. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно строгий перечень требований к санитарно-гигиеническому состоянию клиники и контроль за выполнением этих требований. Этот контроль должен осуществляться санитарно-гигиенической службой.

4. На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

Российские пациенты пользуются этим правом редко. В действительности, мало кто из пациентов знает, что не только врач, но и сам пациент может решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум, то пациенту будет отказано в этом праве. Еще более вероятен отказ в консультации специалиста (наиболее вероятно в сельской местности из-за отсутствия специалистов).

5. На облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

Медицина считает своими первичными целями лечение заболеваний, сохранение и продление жизни. Облегчение страданий остается лишь вторичной, то есть непринципиальной целью.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые боли доставляют человеку массу неприятностей. Поэтому это право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль.

Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания.

6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного.

Передача сведений, составляющих врачебную тайну, допустима только при условии согласия больного либо его законного представителя (до 15 лет это родители, или опекуны). Если больной не назначил доверенное лицо для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, то следует узнать у него кому из близких он разрешает ее передать.

1) В целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю.

2) При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

3) По запросу органов дознания и следствия, прокурора, суда в связи проведением расследования или судебного разбирательства.

4) В случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей.

5) При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

7. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

В соответствии с действующим законодательством, лечащий врач при оказании медицинской помощи обязан получить от пациента информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство.

Добровольное информированное согласие -- это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации.

Таким образом, предоставляемая врачом информация должна содержать сведения о:

-- состоянии здоровья пациента;

-- результатах проведенного обследования;

-- цели медицинского вмешательства;

-- продолжительности медицинского вмешательства;

-- прогнозе заболевания с лечением и без него;

-- последствиях медицинского вмешательства;

-- существующих методах лечения данного заболевания;

-- риске предстоящего медицинского вмешательства;

-- правах пациента и основных способах их защиты.

Можно различить два вида отказа пациента от лечения:

Полный отказ означает то, что пациент отказывается госпитализироваться или разрывает отношения с медучреждением (требует выписки).

Частичный отказ от лечения является следствием права на ИДС. При частичном отказе пациент не соглашается с каким-то конкретным предложением врача, но продолжает у него лечиться.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

9. На получение информации о своих правах и обязанностях.

Список прав пациента должен быть доступен для обозрения, а утаивание информации о правах пациента фактически является правонарушением, противоречит духу и букве современного гражданского законодательства. Список прав может быть распечатан, вывешен в коридоре отделения, находиться под стеклом на столе в ординаторской и т.д.

Доступность списка прав пациента означает, кроме того, что для практического использования эти права должны быть соответствующим образом переформулированы и упрощены.

10. На получение информации о своем состоянии здоровья, и выбор лиц, которым эта информация может быть передана в интересах пациента.

11. На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

Это право пациента может быть реализовано только при условии, что им заключен договор добровольного медицинского страхования. В договоре этого типа предусматривается возможность оказания пациенту дополнительного (к гарантированному в качестве бесплатной помощи) объема медицинских услуг, а также и сервисных услуг, касающихся улучшенных условий немедицинского обслуживания пациента.

Право на возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи, является универсальным правом человека. Его реализация обеспечивает гарантии социально-экономической защиты от последствий некачественных услуг.

Пациент, по определению ослабленный и зависимый человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что все его законные интересы и права будут защищены. Законодатель определил круг тех помощников и защитников, благодаря которым пациент может не в одиночку защищать свои права.

Подобные документы

Профессиональный долг врача: оказание своевременной, качественной медицинской помощи, поддержка пациента, сохранение врачебной тайны, гуманность, доброжелательность. Врачебная ошибка: неправильное определение болезни, добросовестное заблуждение.

презентация [908,7 K], добавлен 18.04.2013

Этика и деонтология в работе медицинской сестры, ее функциональные обязанности в онкологическом отделении. Паллиативная помощь в онкологии, методы сопроводительной терапии. Поведение медицинской сестры в течение последних 48 часов в жизни пациента.

реферат [46,7 K], добавлен 21.09.2015

Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

презентация [8,0 M], добавлен 21.03.2019

Функции и значение медицинской сестры в современной медицинской системе, основные требования, предъявляемые к ее личностным и профессиональным качествам. Критерии качества сестринской помощи. Штаты дневного стационара, анализ и оценка его назначения.

презентация [139,3 K], добавлен 14.05.2014

Структура лечебного учреждения. Объем выполняемой работы медицинской сестры. Знания и умения по специальности. Профилактика внутрибольничной инфекции. Особенности ухода за пациентами. Оказание первой медицинской помощи. Основные методы дезинфекции.

Читайте также: