Доклад на тему поведение дивергентное у дошкольников

Обновлено: 18.05.2024

2 Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников является: импульсивное демонстративное протестное агрессивное недисциплинированное конформное

3 ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

5 Преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками. В играх от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

6 КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Среди старших дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им. Дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения. Если конформное поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития. Дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

8 Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности игры-драматизации.

9 ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. Основная причина таких капризов неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

10 Игра помогает также сгладить негативные черты личности, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм типичные для детей с демонстративным поведением..

12 Упрямство такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­ но хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения строптивость. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

15 Ребенку с агрессивным поведением необходимо- специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

16 НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

17 Взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению. Естественно, для каждого возрастного периода существуют и другие адекватные средства дисциплинарного воздействия. Со старшими дошкольниками, на­пример, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.

Что такое девиантность?

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения :

1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины аномального поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• ритмические игры со словами;

• музицирование и танцы;

• чтение и обсуждение сказок.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

По курсу повышение квалификации

слушатель курса ПК гр 21

Артемьева В.В.

Бакланов К.В.

По мнению Л.Б. Шнейдер, нормальное психологическое развитие ребенка, это соответствие его основных показателей возрасту и гармоничности развития различных психологических качеств. При этом возрастная норма включает показатели интеллектуального и личностного развития, уровень овладения знаниями, умениями и навыками, а индивидуальная норма проявляется в индивидуальных особенностях развития ребенка. Отклонения в поведении иногда дают нам право говорить о ненормальном поведении.

Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, не удовлетворяющие социальных ожиданий данного общества.

Согласно Л.Б. Шнейдер, существуют несколько подходов к данному определению.

Педагогический подход – под девиантным поведением подразумевается отклонения от социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализация себя в обществе.

Медицинский подход – рассматривает девиантное поведение, как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений в рамках как психического здоровья, так и в формах нервно-психической патологии, особенно пограничного здоровья.

Психологический подход – изучает девиантное поведение как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, который проявляется в нарушении принятых норм, в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. [1.13]

Формы девиантного поведения, могут быть разделены на:

- кратковременные, случайные (обмолвки);

- длительные, стойкие (неврозы, психозы);

- постоянные дефекты поведения.

Чаще приходится сталкиваться с кратковременными отклонениями. Данные отклонения в поведении поддаются коррекции.

Причины возникновения девиации у детей.

1. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Данную группу причин девиантного поведения детей можно разделить на три группы: наследственные, врожденные и приобретённые причины. Наследственные причины вызваны поражением генетического материала: хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур. Наследственные или генетические причины – те, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития (дети с диагнозом ЗПР), дефекты слуха и речи и т.д. Так же наследственными особенностями можно объяснить основные свойства нервной системы ребенка, лежащие в основе его темперамента. От особенностей нервных процессов, заданных от рождения, зависит утомляемость и трудоспособность ребенка, его восприимчивость к окружающему, способность быстро приспосабливаться к окружающей среде, устанавливать контакты с сверстниками и т.д. Кроме того, к данной группе причин относятся и наследственные умственные недостаточности, аномалии развития, патологической наследственности. Врожденные медико-биологические причины девиантного поведения ребенка обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности.

Социально-психологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К данным причинам возникновения девиантного поведения в детском возрасте можно отнести семейное не благополучие. Семейное не благополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Возникновения у детей различного типа нарушений в поведении происходит, как правило в неблагополучных семьях (неполная семья, конфликтные семьи и т.д.).

Психолого-педагогические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К этим причинам относятся: искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения, отрицательный пример взрослых, злоупотребление запретами или вседозволенностью, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Также следует упомянуть, что в период дошкольного детства ребенок переживает два кризиса, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

Кризис 2-3 лет:

У детей 2-3 года жизни отклонения в поведении зачастую проявляются в виде вспышек ярости, когда ребенок в ответ на какие - либо ограничения, налагаемые родителями, визжит, бьется руками и ногами или начинает задыхаться. Данный возраст наиболее подвержен разнообразным неблагоприятным воздействиям. В этот период, особенно в кризисные моменты развития, велика возможность тех или иных отклонений в поведении, такие дети как правило проявляют упрямство и недоверчивость к сверстникам, грызут ногти, так же могут проявляться нервные тики. Одна из опасностей данного периода – развитие вины у ребенка за свою любознательность и активность, что может подавить развитие инициативы, и значительно замедлить развитие игровых навыков.

В кризис 6-7 лет впервые возникает борьба переживаний, которую ребенок начинает осознавать, как противоречивость между восприятием себя и оценками окружающих. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, оценка собственных умений, моральных качеств, выражающихся в подчинении или нарушений правил, принятых в данной социальной группе, наблюдаются конфликты. Прослеживаются изменения в формировании эмоционально-волевой сфере, развитие высших чувств (эмоций). Педагогические ошибки взрослых могут привести в этом возрасте к такой поглощённости ребенка своими эмоциями, от которой недалеко и до отклонений в поведении.

Эмоциональное неблагополучие приводит к различным типам девиантного поведения.

I тип поведения : неуравновешенное, импульсивное поведение характерное для быстровозбудимых детей. В конфликтах эмоциональны, это выражается во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Данный тип поведения приводит к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, быстро угасают.

II тип поведения: устойчивое негативное отношение к общению. Такие дети более сдержаны в поведении, но обиды, недовольство надолго задерживаются в памяти. Безразличие, избегание общения часто маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие связано с нежелание посещать детский сад.

III тип поведения: наличие многочисленных страхов, неустойчивость внутреннего мира. Страхи не являются врождёнными, они возникают в ответ на реальные обстоятельства (испуг собакой), иногда виноваты взрослые (угрозы, наказания). В этом случае страх мобилизует действия, направленные на самосохранение или преодоления опасности.

Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: не достаточно развитая эмоционально-волевая сфера, социальная дезориентация, уход от деятельности, ложь, воровство и так же агрессивное поведение детей. Предпосылками социальной дезориентацией могут являться отставание ребенка в развитии (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью, в дошкольном возрасте – нарушение игровой деятельности).

Агрессивное поведение.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.[1.91]

Выделяются множество факторов, влияющее на её появление:

- стиль воспитания ребенка в семье (гипер – и гипоопека);

- повсеместная демонстрация сцен насилия;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

- социально-культурный статус семьи и т.д.

Считается, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание, характер эмоциональных отношений и одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного и типичные реакции на те или иные поступки и действия. Примеры агрессивного поведения (вербально, физически) со стороны родителей могут сформировать у ребенка повсеместные проявления агрессии и стать в итоге чертой характера.

Агрессивность может быть физически и психологически обусловленной:

- несформированность функций самоконтроля и произвольности, незнание нравственных правил и норм;

- период возрастного кризиса;

- внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

- ощущение тревоги и страха нападения;

- неудовлетворенная потребность в общении и любви;

- форма протеста против ограничений естественных желаний и потребностей ребенка (активная деятельность, движение).

В более легких случаях агрессия выполняет защитную функцию. Но иногда реакция на травмирующею ситуацию закрепляется, что приводит к формированию устойчивого агрессивного поведения.

Агрессия может выражаться как в словестной (вербальной), так и в физической форме (драка, разрушение, нанесение повреждений себе и другим). Иногда это могут быть вспышки гнева, злости, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

Можно выделить пять видов агрессии:

- косвенная (злые шутки направленные на других детей), косвенная ненаправленная (крики в толпе);

- негативизм (оппозиционная мера поведения);

- раздражение (вспыльчивость, грубость).

Агрессия может быть защитной, деструктивной, демонстративной.

Выявление девиантного поведения.

Для выявления девиантного поведения используются эмперические исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников. Происходит это в два этапа:

I этап – констатирующий: Целью данного этапа является выявление детей старшего дошкольного возраста с девиантным поведением, для этого проводится беседа с воспитателями группы, а так де можно применить проективные методики.

Профилактика девиантного поведения.

Коррекция агрессивного поведения ребенка наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии. Эффективными методами являются проигрывание ситуаций с последующим анализом, использование рисуночных методик, песочная терапия (игры с песком и водой), беседы с детьми о физических ощущениях агрессии. Так же важным средством предупреждения агрессивного поведения у детей является работа с родителями.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Ненаправленная игротерапия происходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Широкое признание получили игры с песком и водой для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве, так же в психокоррекции детей с эмоциональным нарушением широко используется музыкотерапию .

При анализе девиантного поведения дошкольника необходимо знать и учитывать психологические и личностные особенности ребенка.

Важное значение для формирования приемлемых форм поведения дошкольника имеет:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;

- образы поведения взрослых – поступки, речь, взаимоотношения;

- поведение и отношение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детском коллективе;

- образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей;

- развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соразмерят свои поступки и поведение с оценками и ожиданиями взрослых.

Отклонения в поведении могут являться следствием нарушения эмоционально-волевой сферы и произвольности поведения. Оказание своевременной квалифицированной помощи помогает снизить риск возникновения девиации в поведении старших дошкольников, способствует изменению нежелательных черт в поведении и характере ребенка.

Библиография.

Л.Б.Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Исследователи проблемы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынина, А.К. Дусавицкий,А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова и др.) условно различают следующие стадии развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности:

- любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;

- любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;

- собственно исследовательская деятельность – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Исследовательское поведение - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; фундаментальная форма взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностная характеристика деятельности человека (Поддьяков А. Н.- доктор психологических наук, профессор МГУ).

Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стремление универсально и проявляется в исследовательском поведении. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения (заложено генетически).

Для дошкольника исследовательское поведение - это главный источник получения представлений о мире. Поэтому задачей обучения исследовательскому поведению является формирование у ребенка универсальных умений и навыков: осваивать предметы окружающего мира и переносить эти умения на любую сферу деятельности. Именно такое поведение выполняет в жизни человека функцию развития, а это помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в различных условиях.

В каждом моменте пребывания детей в детском саду можно найти элемент или комплекс того, что составляет исследовательское поведение (привести примеры).

Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования!

Исследуя проблему развития исследовательской деятельности, мы остановимся на некоторых специфических особенностях данного понятия. Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее механизмы т.е психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся по мнению Савенкова А.И. профессора кафедры психологии МПГУ, доктора педагогических и психологических наук :

Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом можно считать, что исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического, творческого и исследовательского мышления.

Исследовательское мышление

А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление:

  • - Культура мышления;
  • - Конвергентное мышление;
  • - Дивергентное мышление;
  • - Познавательная функция.

Рассмотрим умения и навыки, формирование которых предлагается А.И. Савенковым в каждом из четырех блоков:

– развитие умения видеть проблему – это интегративное свойство. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Многие ученые утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решать. Но, выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Ведь даже взрослый человек ясно формулирует проблему лишь тогда, когда проблема уже решена. Поэтому вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

- поддержка желания и умения задавать вопросы – важный компонент любого исследования.

- развитие образного мышления, более свойственного ребенку, как одно из средств познавательной деятельности.

- развитие умения классифицировать.

- учить анализировать, выделять главное и второстепенное.

- обучение делать выводы.

- развитие внимание и наблюдательности.

Конвергентное мышление – характеризуется сфокусированным на решении определенной проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации, знаний. Его часто связывают с решение проблем, особенно имеющих достаточно простые верные решения.

Дивергентное мышление (творческое) – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.

- восприятие и др.

Мониторинг исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:

Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.

  1. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях.
  2. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества).
  3. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).
  4. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска.
  5. Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

Можно ли обучать детей дошкольного возраста навыкам проведения самостоятельных исследований? Можно. И нужно.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у воспитанников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Для детей старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность. Её целью является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие условия:

- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

- содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;

Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения, в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.

Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.

Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На прогулках, в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике.

Наиболее эффективные формы реализации исследовательской деятельности: методы исследовательского обучения и проектные методы.

Проектирование - последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов, составление четкого плана проводимых изысканий, исследовательский поиск в решении какой-то практической задачи, получении продукта. Формулируется, цель, задачи, гипотеза (конечный результат).

Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности можно организовать Центры экспериментирования. В них имеются различные виды материалов: природный, бросовый, бытовой; пищевые красители, сыпучие продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта можно оформить схемы.

Условия формирования исследовательской деятельности

Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые (актуальные) ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в активную позицию в освоении ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности.

Создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой[35]:

  • - Принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами экспериментально-исследовательской деятельности;
  • - Принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;
  • - Принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует, то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями;
  • - Компенсирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.;
  • - Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознание своей гармоничности в мире природы.

В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, соотнесенные с реальными объектами, явлениями, предметами в группе; Детям предлагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде.

Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным.

Во всех мини-средах должны иметься общие знаки и символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмоционального состояния при достижении положительного или отрицательного результата эксперимента.

Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цель мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

Требования к подготовке педагога.

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них:

Читайте также: