Доклад на тему положительные и отрицательные стороны технологизации педагогического процесса

Обновлено: 05.07.2024

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Педагогическая технология - это описание

процесса достижения планируемых

результатов обучения (И.П.Волков).

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённых знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий . Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания

педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия между:

- Фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;

- Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;

-Преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Педагогические технологии это:

Совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь В.Даля).

Совокупность приемов, методов, воздействий применяемых для достижения поставленных целей (современный западный социологический словарь)

Искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояние объекта (В.М. Шепель)

Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда. (С.И. Холостова)

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Система способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении (Г.К. Селевко)

Но все авторы согласны с тем, что педагогические технологии – это:

точное знание того, как надо обучать;

такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение.

Кроме того, все современные исследования, посвященные педагогическим технологиям, заостряют внимание на таких характеристиках, как системность, последовательность, упорядоченность методов, приемов, действий, обеспечивающих движение образовательного процесса к запланированному результату, т.е. педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

В педагогике различают три основных группы технологий:

1. объяснительно-иллюстративные,

2. личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного обучения, модульного обучения),

3. технологии развивающего обучения

Объяснительно-иллюстративные технологии считаются традиционными, они построены в основном на трансляции готового учебного содержания (эффективные варианты изложения нового материала и сопровождающая наглядность). При этом педагог преподносит материал чаще всего в форме монолога.

К личностно-ориентированным технологиям относятся такие педагогические новации, как технологии:

Перечисленные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям детей, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждого образовательного учреждения.

Понимание: ребенок преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает и т.д.

Применение: обучаемый демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и новой ситуации.

Анализ: обучаемый вычленяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними.

Оценка: обучаемый оценивает свое значение материала, определяет ценность и значение объекта изучения.

Технология разноуровневого обучения

В данной технологии обоснованием является различение основной массы учащихся

по уровню обучаемости: по индивидуально-типологическим обязанностям (темперамент, характер, способности);

по психологическим характеристикам (мышление, воображение, память, воля, чувства, эмоции …);

опыт, включающий знания, умения, привычки;

направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

В школах, к примеру, разноуровневые обучение организуется по трем элементам:

комплектование классов на основе диагностик характеристик личности и овладения общеучебными умениями;

комплектование классов для раздельного обучения на разных уровнях по математике или русскому языку (на добровольной основе с учетом уровня познавательных интересов)

Технология коллективного взаимообучения

Технология коллективного взаимообучения - это использование коллективного способа обучения. Технологию коллективного взаимообучения используют на занятиях:

работу в парах сменного состава;

использование формы дискуссии;

вариационные пары – в который каждый член группы получает свое задание, выполняет его и анализирует вместе с педагогом и далее проводит взаимообучение с остальными тремя ребятами из его группы.

Таким образом, каждый усваивает все четыре порции учебного содержания.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модули позволяют индивидуализировать работу с учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и ребенка. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. В процессе использования перечисленных технологий у учащихся происходит развитие памяти, воли, эмоциональной сферы, коммуникативных умений, самостоятельности.

Технологии развивающего обучения.

К технологиям развивающего обучения относятся:

- технология проблемного обучения;

- технология организации обучения в форме педагогических мастерских;

- технология проектного обучения.

Классификация образовательных технологий

Образовательные технологии – это разработка общей стратегии профессионально-личностного развития обучающихся и создание для этого адекватных средств.

Стратегический уровень образовательной технологии – рассмотрение технологии на уровне системы, системного проектирования образовательного или управленческого процесса.

Тактический уровень образовательных технологий - направлен на реализацию успешного усвоения учебного материала, т.е. на конечный результат процесса обучения.

Оперативный уровень образовательной технологии представляет собой алгоритмическую последовательность действий на каком-либо этапе процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что каждый педагог творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание, использование, смена технологий, без учета субъективного фактора и творчества, просто не возможно. Приступая к смене технологий, придется сразу настроиться не на механический труд, а на творчество.

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ; УЧИТЕЛЬ; УЧЕНИК; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ; ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ; PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; TEACHER; STUDENT; PEDAGOGICAL PROCESS; PROBLEMS OF USING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; WAYS OF SOLVING PROBLEMS.

Молодое поколение вступает в мир, в котором ежедневно наблюдаются значительные изменения в политической, научно-технической, экономической, культурной и социальной сферах [2]. При таких быстро меняющихся событиях в жизни общества педагог и учащийся должны стать равноправными участниками процесса обучения, а именно, личность обучающегося должна быть в центре педагогического процесса, при этом учение должно поэтапно перерасти в самообучение [1, 6]. Достижение предварительно указанных результатов – требование стандартизации образования [7]. Таких результатов можно добиться с помощью применения современных педагогических технологий. Использование и применение этих технологий содействует развитию мотивации познавательной деятельности учащихся и привлекает их к активному участию на уроках [4]. Богатый и многообразный опыт педагогов способствует свободе в выборе педагогических средств в профессиональной деятельности, а также обдуманному и творческому решению педагогических проблем.

На тему эффективности использования педагогических технологий в процессе обучения посвятили свои научные труды многие отечественные ученые, такие как А.С. Макаренко, П.Я. Гальперин, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, В.Н. Монахов, А.Г. Ривин, Л.Н. Ланды, П.М. Эрдниев, И.П. Раченко, Л.Я. Зорина, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.Я Лернер, М.В. Сластенин и другие [3].

Педагогическая технология – это системная, обдуманная деятельность учителя и ученика по проведению и организации учебного процесса с благоприятными условиями как для учителя, так и для ученика [5].

Педагогические технологии эффективны при их правильном, обдуманном применении, но в настоящее время педагоги сталкиваются с проблемами при их использовании. Остановимся на некоторых из них и обозначим возможные пути решения данных проблем.

3. Проблема непонимания сути используемой технологии. Для обеспечения гарантированного результата при использовании технологий, необходимо знать теоретическое обоснование технологии, понимать ее концептуальные идеи, условия применения, осваивать алгоритм действий ребенка и взрослого. На практике наблюдается такая ситуация: увидел учитель коллегу с увлекательной технологией, решил применить ее в своей профессиональной деятельности. Но ничего из этого не выйдет, так как он не знает условий ее применения, правил организации взаимодействия с детьми, способов отбора необходимых техник и методических приемов в зависимости от ситуации и т.д.

Вышеперечисленные проблемы можно решить с помощью введения обучения педагогического коллектива приемам эффективной работы с новыми педагогическими технологиями через систему курсов повышения квалификации.

4. Последующая проблема – проблема дополнительных затрат времени и усилий как при подготовке к урокам, так и при организации учебно-воспитательного процесса. Существуют определенные требования к учителю при применении педагогических технологий: серьезная педагогическая и психологическая подготовка, разработка дидактических материалов, значительное изменение профессионального мышления, проверка промежуточных результатов и т. д.

Данную проблему можно решить путем использования всевозможных компьютерных тренажеров на уроках, позволяющих в значительной степени сэкономить время и ресурсы, затрачиваемые на отработку тех или иных действий.

6. Отсутствие возможности развития мышления, практического применения полученных знаний вследствие недопонимания. Современные технологии лишают некоторых возможностей обучения учеников, так как они продумывают, считают и применяют все необходимые мыслительные процессы. Чтобы не допустить этого, педагог должен привлечь к участию в активной умственной работе всех учащихся, при этом побуждая у них интерес к этой деятельности, т.е. организовать атмосферу интенсивного обмена мыслями на уроке, творческого применения имеющихся знаний к конкретным условиям и задачам. Рекомендуется незначительно сократить время, отводимое объяснению нового материала; во время объяснения внимательно контролировать усваивание учебного материала, задавая вопросы по изученной теме. Не стоит переходить к изучению нового материала, если сомневаешься, что предыдущий освоили не все ученики.

Можно также предложить разработать и внедрить в учебный процесс разноуровневые электронные тесты, электронные учебники, обеспечивающие индивидуальный подход в обучении.

7. Проблема управления использованием педагогических технологий. Любой детский коллектив своеобразный. Некоторые учащиеся могут работать с той или иной технологией, другие – нет. В этой ситуации, прежде всего, необходимо изучить подготовленность детей, улучшить образовательный процесс, используя соответствующие для данной группы детей технологии, координировать применение технологий в образовательном учреждении и в конкретном детском коллективе. Любая технология должна гармонично включиться в образовательный процесс школы, педагогического коллектива и не наносить вреда учащимся.

8. Осуществление работы на уроке с использованием мультимедийных устройств, электронных учебников помогает сделать обычный урок разнообразнее за счет одновременного использования иллюстративного, методического, а также аудио-видеоматериала, но все же отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика, так как большое напряжение в течение продолжительного времени идет на зрительный аппарат. Это приводит к резкому снижению зрения. Ничто не может быть важнее человеческого здоровья.

Поэтому на уроках одновременно с использованием ИКТ технологий необходимо использовать и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждению переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в классе, повышению концентрации внимания, уменьшению показателей заболеваемости и уровня тревожности детей.

Подводя итог, можно сказать, что проблема технологий в педагогической науке и практике на сегодняшний день актуальна, противоречива и сложна. Ценность современного образования – это взаимодействие учителя с учеником и их обоюдное взаимоуважение. С применением, использованием современных технологий мы лишаем возможности субъектов педагогического процесса взаимодействовать, теряем часть педагогического компонента – воспитание, оставляя только обучение. Все это отрицательно сказывается на отношениях учителя – ученика, в педагогическом процессе кроме педагогических технологий важно использовать в совокупности и современные воспитательные технологии.

Читайте также: