Доклад на тему объемные и плоскостные головоломки для дошкольников

Обновлено: 20.05.2024

Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.

Содержание работы

1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп…………….
5. Вывод…………………………………………………………………….
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

матем готовая.docx

Тема: Моделирование изображений на основе игр – головоломок детьми дошкольного возраста.

  1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
  2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
  3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
  4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп…………….
  5. Вывод………………………………………………………………… ….
  6. Список литературы. . .
  1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста.

Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.

Эти игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление эмоционально захватывают.

Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п.). Механические головоломки предоставляют большие возможности для манипуляций с деталями и тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки руки к письму, а также является важным условием умственного развития ребёнка.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, игры-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Но дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность перед будущей трудностью выполнения задания. Игры с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.

Успешность освоения детьми дошкольного возраста игр-головоломок зависит от правильного педагогического руководства и выбора игры, которое должно быть направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к играм подобного рода, на активизацию умственной деятельности, постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, обучение детей соответствующим практическим умениям. Выбрать игру достаточно просто, надо лишь посетить магазин развивающих игр.

Одним из важнейших компонентов руководства является подбор игр-головоломок с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.

2. Виды головоломок, их характеристика.

В деятельности детей дошкольного возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр- головоломок.

Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.

1.Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.

— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;

2.Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.

Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.

3.Игры комбинаторного характера − стратегические.

Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.

4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами ( кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) − графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.

В некоторой степени головоломками можно считать обширную группу игрушек, построенных на законах физики и химии, изготовленных с применением устройств для получения различных эффектов (двигательных, шумовых, световых и др.).

3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения

Одной из актуальных проблем методики формирования и развития элементарных математических представлений дошкольников является проблема преемственности в работе детского сада и школы. Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объёма знаний, необходимых ребёнку для последующего успешного перехода в начальную школу. Изучение математики в начальной школе предусматривает достаточно широкую и глубокую ориентацию детей в пространственных представлениях окружающей действительности, но педагогическая практика детского сада не всегда в полной мере решает эту задачу. Одна из причин низкого уровня развития у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика –точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы мы видим в использовании метода моделирования. Моделирование является методом системного подхода, с позиции которого объект и его модель рассматриваются системно, как обладающие целостностью, аналогичной структурой и компонентным составом.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Головоломки. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что такое головоломки? Головоломка – это интересные задачи, которые требуют напряжения ума и сообразительности. Но главное, что это задачи, от вопросов которых думающий человек, освободиться не может, пока не найдет на них ответ: это увлекательные и затягивающие пытливый ум задачи.

Виды головоломок. 1. Устные головоломки 2. Головоломки с предметами 3. Механические головоломки 4. Печатные головоломки

Исследование психолого-педагогических особенностей и средств развития детей старшего дошкольного возраста. Методические аспекты организации и проведения игр-головоломок с детьми старшего дошкольного возраста для развития математических способностей.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 30.05.2018
Размер файла 869,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

7. Игры с счетными палочками. Правила игры: выполнять задание, перекладывая определенное количество палочек так, чтобы получить новую фигуру.

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок, важное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить [4].

На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр - это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Третий этап освоения игры - это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 6-7 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5-7 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20-40 минут.

Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети также закрепляют разнообразный речевой материал. При составлении рассказов по результатам конструирования, у детей заметно расширяется качественный словарь: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять прилагательные сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий). Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.

Следующий этап по усложнению игр-головоломок - подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирается так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.

Благодаря играм-головоломкам формирование математических способностей, а также развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.

2.3 Описание опыта работы по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проведения игр-головоломок

Нами были определены следующие задачи экспериментальной части исследования:

1. Определить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшей группы.

2. Разработать и апробировать методический материал по использованию игр-головоломок в целях развития математических способностей у старших дошкольников.

3. Определить эффективность разработанного методического материала.

Эксперимент состоял из 3-х этапов: Констатирующего; Формирующего; Контрольного.

Для участия в нашем исследовании были отобраны 9 детей старшей группы, равные по уровню развития. Констатирующий этап исследования проводился в спокойной, привычной для детей обстановке.

Эту игру мы проводили с детьми только группы детей, участвующих в эксперименте, что дало нам возможность выявить успехи и самостоятельность каждого ребенка.

Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:

0 баллов - ребенок не выполнил задание;

1 балл - ребенок выполнил задание не полностью (например, ответил не на все вопросы задания, а частично).

2 балла - ребенок выполнил задание полностью.

Для выявления уровня сформированности математических представлений каждого ребенка мы отразили оценку результатов по следующим уровням: низкий - 0-4 баллов; средний - 5-9 баллов; высокий - 10-12 баллов. Исходя из полученных результатов, мы увидели, что детей, ответивших правильно на все вопросы всех заданий нет (0%);

- частично выполнивших задания - 9 детей или 100%, из них:

§ 3 детей (33,3%) со средним уровнем сформированности ЭМП;

§ 6 детей (67,7%) с низким уровнем.

Особенно тяжело дались детям ответы на вопросы 3 и 4 задания. Дети при ответе на вопросы этих заданий вели себя растеряно, путались в своих ответах. Алеша С., Вика К., Вика Д., Женя Б., Толя С. не смогли вовремя ответить, какое число больше и какое меньше 4 на 1, поэтому ответ на этот вопрос ими не был засчитан.

При ответе на вопрос 4 задания 6 детей (Вика К., Вика Д., Данил С., Женя Б., Лена П, Толя С.) ответили, что больше больших гусей, а меньше маленьких гусят. Это говорит о том, что с этими детьми мало ведется работа по определению независимости числа предметов от их величины. Причем эта работа не должна ограничиваться только занятиями по математике, но и осуществляться и в свободной игровой деятельности детей.

По результатам заданий мы составили диаграмму (рис.2), из которой видно, какие задания вызвали затруднения у детей.

Рис. 2. Результаты качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию математических способностей у старших дошкольников посредством игр-головоломок.

Для этого нами была проведена специально организованная работа.

Подбор игр-головоломок проводился нами в соответствии с программными требованиями, учитывались возможности участия детей в игре и интерес к ним. Играм с более трудным математическим заданием предшествовали игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, больше внимания уделялось играм с различными вариантами -- одну и ту же игру-головоломку видоизменяли. Это позволило снять трудности в усвоении правил игры и сохраняло еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре.

Мы предусматривали отбор игр-головоломок в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- включённость тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры-головоломки использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: НОД, в повседневной жизни, активном отдыхе, самостоятельной и игровой деятельности.

Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию математических способностей.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер.

При подборе игр-головоломок мы руководствовались полученными нами в результате диагностики данными об уровне развития у детей ЭМП.

Мы подобрали головоломки разных уровней сложности, так как, несмотря на умение логически размышлять некоторых детей, остальным игры-головоломки могут показаться сложными. Также мы не хотели сильно завышать уровень требований к детям по сравнению с программой воспитания и обучения в детском саду, по которой обучают детей, чтобы не нарушать логическую последовательность их обучения. В то же время данный подбор игр-головоломок предполагает индивидуальный подход к детям.

Некоторые применяемые нами игры-головоломки включали беседы с шуточными вопросами, которые нравятся детям и повышают умственную активность за счет эмоционального настроя.

Игры-головоломки мы организовывали в трех основных направлениях:

- подготовка к проведению игры;

На первом этапе - игры отбираются в соответствии с задачами воспитания и обучения: для формирования элементарных математических представлений, а также для углубления и обобщения знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи) и др.; устанавливается соответствие выбранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста; определяется наиболее удобное время для проведения игры-головоломки (на НОД или в свободное от занятий время); выбирается место для игры, где дети могут спокойно поиграть; определяется количество играющих (дети всей группы, разбивка на подгруппы, индивидуально); подготавливается необходимый дидактический материал для выбранной игры; определение хода игры, методы руководства игровой деятельностью; дети готовятся к игре: получают новые знания, представления о предметах и явлениях, необходимые для решения игровых задач.

На втором этапе процесс проведения игр состоит из: ознакомления дошкольников с содержанием игры, с дидактическими материалами, которые будут использованы в игре; объяснения хода и правил игры. При этом особенно обращаем внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил; показа игровых действий. В процессе показа учим ребят правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату; определения нашей роли в игре, нашего участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера нашего непосредственного участия в игре определяется уровнем знаний дошкольников, сложностью задачи, игровых правил. Принимая участие в игре, контролируем действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания. Самый ответственный момент в руководстве игрой - подведение ее итогов, т. к. по результатам, которые дети получают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, можно ли ее использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

В конце игры (третий этап) мы спрашиваем у детей, понравилась ли им игра-головоломка, и можно пообещать, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной. Как правило, дети с нетерпением ждут этого дня.

При анализе проведенной игры выявляются приемы ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. Это поможет в усовершенствовании подготовки и процесса проведения игры-головоломки избежать ошибок. Помимо этого, анализ игры способствует выявлению индивидуальных особенностей в поведении и характере дошкольников и, значит, правильно организовать процесс индивидуальной работы с ними.

Следует учесть, что в игре необходимо гармоничное сочетание наглядных пособий, слов педагога и действий самих детей с дидактическими предметами.

При проведении с дошкольниками игр-головоломок мы при помощи словесных пояснений, указаний направляли внимание детей, упорядочивали, уточняли их представления, расширяли опыт. Речь наша способствовала обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствовала совершенствованию игровых действий.

Проводя работу, учитывали, что чрезмерное усиление обучающих моментов может ослабить игровое начало, придать игре характер занятия, а чрезмерное усиление занимательности уведет игру от задачи обучения.

В играх-головоломках всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с инициативой, проявляемой дошкольниками, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах ограниченного времени является большим искусством. Можно уплотнить время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является основным условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Когда мы начали проводить игры, дети поначалу испытывали затруднения, были даже случаи отказа от игры (Лена П., Вика К.), но впоследствии дети с удовольствием включались в игру, просили поиграть с ними еще. Мы сделали вывод, что причиной отказа послужило использование тех же материалов, что и на занятиях по математике, что вызвало негативные ассоциации.

Мы учли это при дальнейшей работе над практической частью, старались вносить или материалы, незнакомые для детей, или вызывающие приятные ассоциации.

По результатам проведения формирующего этапа работы, анализируя поведение детей и уровень выполнения дидактических задач во время проведения подобранных игр -головоломок , можно сделать следующие выводы. Детям больше нравятся игры с творческими заданиями, а также внесение усложнений в знакомые задания. Также дети любят многократное повторение одной и той же игры.

Проведя игры-головоломки, мы получили хорошие результаты. Игра увлекала их, они с удовольствием включались в эту деятельность, на данном этапе не было проблем с организацией, отказывались играть единицы и в редких случаях.

Несколько игр включали в себя задачи научить детей работать в коллективе и в паре. На наш взгляд, эти задачи были решены успешно.

Также мы заключили, что для детей важна эмоциональная атмосфера в процессе игры, чего мы добивались, включая творческие задания, усложняя игры, подбирая больше заданий на самостоятельную организацию и выполнение их детьми.

Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляло активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывали эти игры самостоятельно.

Проводя работу, мы поощряли детскую инициативу, поддерживали радостную атмосферу, старались создать интересную перспективу игры на следующий день.

Одновременно с дополнительным введением в деятельность детей системы игр-головоломок продолжались НОД по формированию элементарных математических представлений. В обстановке группы была создана атмосфера, которая побуждала детей использовать свои знания и умения и в самостоятельной игровой деятельности.

Итак, мы заключили, что подобранные игры-головоломки интересны детям по причине соответствия уровню сформированности у них ЭМП на данный момент.

Основной вывод, который мы сделали при анализе проведения игр-головоломок, это повышение уровня сформированности математических представлений детей и развитие математических способностей детей. Для систематизации полученных результатов нами была проведена итоговая диагностика.

Для определения эффективности проделанной нами работы был проведен контрольный эксперимент с использованием следующего диагностического материала.

Задание 1. Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена.

Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок (он перед вами) должен прискакать на седьмую кочку и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.

Экспериментатор: Подвиньте листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки появились из четвертого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки.

Задание 2 - установление связей и отношений между числами натурального ряда.

Задание 3 - состав числа из двух меньших.

На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребенка имеется 1 карточка с одной из цифр от 1 до 9. В ворота может пройти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, какое обозначено цифрой на воротах. Цифры меняются, и соответственно им ребенку каждый раз нужно найти себе в пару другого игрока с цифрой, которая вместе с его карточкой составит сумму, равную указанной на воротах. Каждая пара получает по 2 фишки.

Задание 4 - сохранение дискретных количеств.

Экспериментатор. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре. У каждого на столе 2 ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цвета, если не поровну, то зеленого цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)

Экспериментатор. А теперь поставьте черные шашки в столбик. Каких шашек больше (меньше) или их поровну? (Тем детям, которые поднимают красные квадраты, что означает: шашек поровну, их количество не изменилось, - вручают фишки.)

Задание 5 - счет единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются.

Экспериментатор. Дети, вы любите кашу? Чтобы сварить вам на ужин вкусную кашу, повару нужна крупа. Но весы на кухне сломались, и он не смог узнать, сколько взять крупы. Помогите ему: у нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.

Дети с удовольствием соглашаются помочь. Экспериментатор сообщает, что имеется, к сожалению, только 1 бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещаются 2 маленьких чашки крупы. Дети самостоятельно меряют крупу чашками и отдают мешочки повару. Правильно выполнившим задание члены жюри вручают фишки.

Задание 6 - зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.

У всех детей имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения воспитанники получают разные мерки.

Экспериментатор. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (Дети объясняют).

Ответы детей оценивались по бальной системе:

0 баллов - ребенок не выполнил задание;

1 балл - ребенок выполнил задание частично;

2 балла - ребенок выполнил задание полностью.

Наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать ребенок по результатам 6 заданий - 12 баллов. Оценка результатов:

Высокий уровень - 10-12 баллов;

Средний уровень - 5-9 баллов;

Низкий уровень - 0-4 балла.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (таблица 1), видно, что у большинства детей наметилась положительная тенденции к повышению уровня сформированности ЭМП.

Автор: Воропаева Юлия Юрьевна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Осинники

1. Сущность и значение игр-головоломок для развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, - важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Игры-головоломки - это непростые задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

2. Виды головоломок, их характеристика.

Любое задание, для решения которого потребуется проявить сообразительность, будет относиться к головоломкам. В нем для поиска ответа не нужны специальные научные знания. Здесь, скорее, потребуются интуиция и творчество. Особой классификации головоломок нет. Однако можно разделить их на группы в зависимости от того, чем они оперируют.

1. Основа игры — слово. Само задание, ход его решения и результат — все можно выполнить только с использованием устной или письменной речи. Эта головоломка не требует привлечения предметов. Ее примером может служить загадка или шарада.

2. Задание с использованием предметов. Оно может быть сложено из любых вещей, которые обязательно найдутся в доме: спичек или зубочисток, монет или пуговиц, карт.

3. Головоломка, изображенная на бумаге. Сюда относятся все виды кроссвордов и ребусы.

4. Игры со специально изготовленными предметами. Популярные примеры: пазлы, кубик Рубика, змейка, "Колумбово яйцо".

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.

3. Формирование навыков плоскостного моделирования у детей дошкольного возраста. Этапы обучения.

Плоскостное моделирование – одно из средств развития творческого мышления старших дошкольников.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

3.1.Этапы обучения детей играм.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета. Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение. Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

  1. этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу. На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

  • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными
  • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
  • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Подведя итог, можно сделать следующие выводы: использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

  • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
  • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Список литературы

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 399 с.

2. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления [Текст] / Г.А. Репина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008г. – 384с.

4. Метлина, Л. С. Математика в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л.С. Метлина – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984г. - 256с.

5. Смоленцева, А.А., Пустовойт, О.В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей [Текст] / А.А. Смоленцева, О.И. Пустовойт – СПб.: Детство-пресс, 2006г. – 191с.

6. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Математика до школы: Игры-головоломки [Текст] / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая - СПб.: Детство-пресс, 2006г. – 191с.

7. Жукова, Р.А. Математика: Разработка занятий [Текст] / Р.А. Жукова – Волгоград КОРИФЕЙ, 2010г. 98с.

Читайте также: