Доклад на тему нравственная культура как потенциал общества

Обновлено: 30.06.2024

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХIвеках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её интиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и активизируют глобальные, региональные и конкретно-локальные экологические и социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.

Нравственная и эстетическая культура характеризуют преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир - сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Нравственные и эстетические чувства, нравственное и эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальнойжизни,имеет явно выраженную специфику. Эстетическая культура как отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление прежде всего духовной жизни. Но при их культурологической характеристике обнаруживаются некоторые общие признаки морали и художественного творчества. Они обусловливают рассмотрение нравственной и эстетической культуры в их взаимосвязи.

Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры

Нравственная и эстетическая культура субъектов общества выступают элементами духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

народную художественную культуру;

искусство как профессиональный вид художественного творчества;

культуру научной жизни;

культуру свободы совести;

культуру нравственно-духовной жизни;

Как видно из этого перечня, нравственная и эстетическая культура охватывают не все содержание духовной культуры общества.Нравственная культура общества-это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Она включает общечеловеческие, внутриобщественные, корпоративные (групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.

Нравственная культура субъекта - производное и субъективированное отражение морали общества. В одних случаях мораль и нравственность отождествляются, а понятия употребляются как синонимы. В специальных исследованиях мораль понимается как должное, как повеление, совокупность императивов, а нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на самом деле. В данном смысле различие морали и нравственности отражает важный признак нравственной (практической) культуры - единство морально-должного и нравственно-сущего, слова и дела.

В истории человечества существовали типы морали:мораль древних, общинных обществ, мораль рабовладельческих обществ, мораль средневековых феодальных обществ, буржуазная мораль Нового времени и современная мораль обществ ХХ-ХХ1 вв. Им соответствовали разные по содержанию и субъектам формы нравственной культуры. Современное планетарное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно-нравственная и светско-нравственная культуры.

Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего внравственной культуре личности.Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Нравственная культура - одна из древнейших видовых культур. Своим отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию она тесно взаимосвязана с эстетической культурой.

Эстетическая культура- состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в ихфункционирование. В-третьих, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов.

В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.

Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретным категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.

Прекрасное имеет как бы различные степени выражения: менее красивое, более красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого - соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного.

Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным. Напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности.

Но, обратившись к фактам проявления патриотизма, отваги и героизма наших граждан в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, можно обнаружить сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны, например, произведено 5 млн. 300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7 млн. 580 тыс. награждений медалями: Более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны орденами и медалями было награждено свыше 7 млн. советских воинов. За доблестный труд в тылу были награждены более 12 млн. человек.

Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя Родины, народов Отечества, во имя сохранения независимости страны и защиты отечественной культуры. Прекрасное и возвышенное, тесно связанное с трагизмом неизбежных потерь и разрушений, проявлялось массово, но, как правило, не пафосно, не рекламно, а жизненно, повседневно.

В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и остро-оскорбительного.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры

Искусство как форма культуры

Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства как профессионального творчества состоит в следовании традициям, сложившимся в литературе, музыке, танце, живописи и т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с народным художественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках.

Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты или супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой - привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич.

Природу можно воспринимать как среду обитания людей, источник сырья и ресурсов для промышленности, сферу земледелия или правовых отношений между государствами и другими субъектами. Но природа - один из первых и традиционных объектов эстетического отражения и художественного воспроизведения. Примером такого эстетическо-художественного отображения природы может послужить четверостишье С.Маршака.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист!

Современное искусство очень многообразно. Оно включает следующие основные элементы:

2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хромтауский горно-технический колледж

Кагирова О.В.

Д О К Л А Д

Нравственная и эстетическая культура

Современное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно-нравственная и светски-нравственная культуры. Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере. Нравственная культура общества конкретизируется, прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Нравственная культура - одна из древнейших видовых культур. Своим отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию она тесно взаимосвязана с эстетической культурой. Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бесчестием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрократизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить художественную культуру, но и стиль самого творчества.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры Искусство как форма культуры Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства как профессионального творчества состоит в следовании традициям, сложившимся в литературе, музыке, танце, живописи и т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с народным художественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках. Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники портретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреалисты или супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества, существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой - привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич. Нравственная и эстетическая культура характеризуют преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир - сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Нравственные и эстетические чувства, нравственное и эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику. Эстетическая культура как отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества – явление, прежде всего духовной жизни. Но при их культурологической характеристике обнаруживаются некоторые общие признаки морали и художественного творчества. Они обусловливают рассмотрение нравственной и эстетической культуры в их взаимосвязи. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры, нравственная и эстетическая культура субъектов общества выступают элементами духовной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и

формировании личности осознавалось в педагогике с древних

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Нравственная культура

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и

формировании личности осознавалось в педагогике с древних

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов- классиков прошлого наиболее полно

и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал:

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

…Нет, одного ума и одних познаний еще не достаточно для ускорения в нас того нравственного чувства, того

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский.

Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребенок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы- работы роста и развития.

Под дождем, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растет молодое деревце, так и ребенку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей, ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лед сковал их сердца. У них холодный разум и мертвое сердце. Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами

в звездолете. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать, все окружаю-

щее для него было поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот прежде всего убил бабочку, чтобы

увезти диковинный экземпляр на Землю, он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребенке и лелеять это чувство патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитания начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлением чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам, разговоры о долге, если они предшествуют нравственным поступкам,- как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребенка к прилежанию в труде. Не гармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; этот страшно умен и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у другого страшная воля, да слабая голова,

и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача воспитателя- волевое развитие каждого дошкольника. Не будет сформирована воля- человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собствен-ное малодушие, трусость и лень. Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствует о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство.

Упрямство - нецелесообразная настойчивость- отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить

Об одном из самых важных законов жизни- законе целесо-образности. Первое впечатление о характере дошкольника сложится по манере его общения с окружающими, для него важно:

-слушать другого человека, не перебивая его во время разговора;

-понимать другого человека;

-искренне ценить людей;

-быть внимательным к людям;

-общение – это воспитание привычек, тренировка поступков, достойного поведения;

Все это и многое другое формирует детский характер.

Анализируя вышесказанное приходим к мысли, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение ребенка в комплекс направлений деятельности.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.




Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.




Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:


Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.




Образец задания

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.


Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

основы духовно нравственной культуры

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Что это такое?

Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным.

основы нравственной культуры

Идеальный гражданин обладает такими качествами:

  • порядочность и добродетельность;
  • целомудрие;
  • честность и справедливость;
  • благородство, готовность к благодеяниям;
  • чистота помыслов, культура поведения;
  • трудолюбие.

Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой).

Параллели между этими понятиями проводить нельзя, и вот почему.

Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд.

Усыновить сироту, несомненно, доброе дело. Но почему человек решился на это? Из корыстных побуждений, из-за тех пособий, которые выделяются государством на воспитание сироты, или из желания прослыть благородным?

нравственные культуры россии

Или все же потому, что не смог пройти мимо несчастного ребенка, посчитал себя обязанным помочь ему, поделиться своим благополучием?

В первом случае отсутствует так называемая чистота помыслов. Скрытая от глаз посторонних, корысть делает внешне нравственные действия усыновителя безнравственными, как капля дегтя портит целую ложку меда. И напротив, отсутствие расчета во втором случае на материальные и моральные бонусы сообщают поступку благородство, нравственность, духовность. Последнее — это есть внутренняя суть личности. Нравственный человек не всегда духовный. И наоборот. Основы духовно-нравственной культуры народов кроются в личностных качествах их граждан.

О культуре нравственной

Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по:

  • его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность);
  • формам взаимодействия с другими членами общества;
  • уровню сознания;
  • представлениям о том, что такое красивое и некрасивое;
  • отношению к национальным и народным обычаям и традициям.

Слагаемые духовно-нравственной культуры общества

Что это такое? Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны.

основы духовно нравственной культуры народов

Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии.

Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие. Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства. И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

духовно нравственная культура народов россии

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей. В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России. Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.

Традиции культурного взаимодействия народов России

Обязательная функция культуры любого народа — сохранение предыдущего исторического опыта его существования. На территории нашей страны проживают люди более 190 национальностей. В России, такой огромной и многонациональной, обособленное существование отдельных народностей немыслимо без тесных политических, хозяйственных, культурных контактов.

Государственная политика в области национального развития в стране

Задачи, цели, принципы поддержки и развития нравственной культуры народов России положены в основу документов, гарантирующих право каждого гражданина страны на духовное и культурное развитие:

  • Конституция РФ;
  • Концепция государственной национальной политики РФ;
  • федеральные законы и законодательные акты;
  • конституции и уставы субъектов РФ.

Эти документы задают основные направления работы государственных органов власти, культурных, образовательных учреждений, общественных объединений граждан в области духовно-нравственного воспитания населения. Это свидетельствует о многом. Например, что развитие духовности, нравственной культуры — это дело государственной важности в нашей стране. Местные органы власти на местах разрабатывают программы развития и поддержки взаимных контактов между разными этническими группами с учетом исторических, культурных, национальных особенностей.

Основные задачи в области духовного развития

  • возрождение и пропаганда межнационального единства, воспитание искреннего чувства патриотизма;
  • развитие интереса и уважения к истории, культуре больших и малых народов России, сохранение их национального наследия и самобытности;
  • всемерная забота о сохранении всего многообразия их языков и наречий.

Решение этих задач потребует много усилий, это проблема долговременная. Требуются подготовленные специалисты, научные разработанные методики, материальные вложения. Но это тот случай, когда цель оправдывает все средства.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

нравственные культуры народов россии

Семейные методы этического воспитания ребенка

Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами:

  • демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям;
  • объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций;
  • целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • вовлечение в общественную работу;
  • создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям.

То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой.

К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги. Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет. Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью. В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

основы духовно нравственной культуры россии

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах. Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию. Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Читайте также: