Доклад на тему народ мещеры

Обновлено: 07.07.2024

Археология связывает с этим племенем могильники и городища II—XII веков, расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А.Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры [1] :

Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, повидимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серег с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.

История

Первое упоминание о мещере мы находим у Иордана:

“thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе – весь, в Абронкасе (?) – мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.

Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее — памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань).

Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Племя мещера частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге. Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.

Язык мещеры

Отличительной особенностью мещеры является так называемое цоканье, которое распространено в Поочье на территории былого расселения мещеры. [4]

Материальная культура

Культура была близка к культуре эрзя, так например у мещеры были распространено набедренное украшение,такое как пулагай.

[3] Зеленин Д.К. отмечает такие особенности в одежде мещеры:

Черные повилы (они же онучи) также распространены у эрзи:

Происходили изменения и в способах ношения обуви. Если маленькие дети, особенно летом, ходили как правило босиком, то подростки начинали носить лапти, а по праздникам и кожаную обувь — сапоги или кожаные ботинки. Причём, девочки обязательно должны были одевать онучи, а у теньгушевской эрзи девочки с десяти лет носили черные повилы — сепракстат. Это был кусок шерстяной ткани шириной 10,0 см и длиной до 2,5 м. Повилы по краям отделывались красным шерстяным шнуром. Они туго наматывались прямо на голени. Такие же повилы были распространены и у некоторых групп мокши. У мокши и шокши по праздникам девочки носили также красные обмотки — якстеренъ каркст. Процесс их наматывания был очень долгим, поэтому обычно это делалось вечером и девушки спали обутыми. Если праздник длился несколько дней, то обмотки не снимали на всем его протяжении.

Антропология

Академик Алексеева Т.И. пишет:

"Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т.д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учете того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы - валдайский и восточновеликорусский, - как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп."

"Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским."

"Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финноугорскими - с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофиннских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления."

Мишари относятся к татарскому народу. Являясь субэтносом, они начали свое формирование в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем расселившись по территории России.

История


Родиной мишарей называют правый берег Волги. Население селилось вдоль реки до правого берега Оки. Мишарям предстояло претерпеть сложные изменения, ряд историков относит их к финно-угорским племенам, которые видоизменились под влиянием половцев.
В 15 веке субэтнос называли мещеряками, а позднее стали называть татарами. Мишари расселялись из-иза обустройства засечных линий, что было связано с включением в состав Московского государства территорий, на которых они ранее проживали. Другой причиной стала колонизация Среднего Поволжья. Все это способствовало расселению по территории современной Российский Федерации. Многие мишари уходили на службу, примыкая к военному сословию. К 20 веку уровень ассимиляции мишарей сильно возрос, поэтому сейчас весьма затруднительно сказать точно, каково происхождение субэтноса и насколько велики различия его с другими татарами. Существует, однако, несколько теорий, которые объясняют происхождение мишарей:

  • Буртасская;
  • Мещерская;
  • Золотоордынская;
  • Смешанная.

Буртасская теория выдвигает предположение о буртасах и маджарах, являющихся предками мишари. Их косвенно можно связать с булгарами, которые при появлении Наровчатского улуса перестали именовать себя таковыми и далее оставались известны как мишари.
Мещерская теория гласит, что субэтнос произошел от племени мещёра, поглощенного татарами.
По Золотоордынской теории мишари являются потомками золотоордынцев. Следуя ей, когда Золотая орда распалась, часть татар осталась у берегов Оки.
Смешанная теория базируется на ассимилировании нескольких народов, в том числе булгар, кипчаков и буртасов. Она учитывает вторжение Золотой орды, смешивание населения и принимает во внимание влияние Московского государства.

Мишари принесли немало пользы русскому народу. Они участвовали в строительстве целого ряда городов, сражались с Мамаем и неоднократно доказывали верность Московскому государству, способствуя укреплению его господства. Историками отмечается значительный вклад в поддержку казаков.
Отчасти вхождение мишарей в состав России был продиктован натиском со стороны касимовских татар, которые могли стать причиной потери самобытности народа. Пусть давление русских князей было велико, но мишари знали, что им позволят сохранить устои, поэтому выбрали Москву.

Внешность

Мишарей можно разделить на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности внешности:

  1. Понтийский.
  2. Сублапоноидный.
  3. Монголоидный.

Понтийский тип отличает высокое переносье, густая щетина, довольно высокий рост, темные волосы.
Волго-камский, он же сублапоноидный, не имеет густой растительности на лице, отличается лицом средней ширины, волосы на голове могут быть разнообразными по цвету.
Монголоидный, который также называют южно-сибирским, отличается темными волосами, широким лицом, слабым ростом щетины (бороды) и средним ростом тела.
Отдельно выделяется светлый европеоидный с характерными светлыми глазами и волосами.

Одежда


Раньше мишари шили одежду из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные мишари покупали одежду, сотканную мастерами из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха различного зверя: выдры или лисицы. Для украшения использовали ленточки, шнуры и тесемки.

Мужской костюм включает тюбетейку, длинную рубаху, на груди которой делают прямой разрез, а ворот оставляют стоячим. Штаны у мишарских мужчин широкие, в качестве верхней одежды носят кафтан чапан. Женский костюм состоит из льняной рубахи, имеющей большую длину, фартука, камзола, лаптей чабата, шапки тайки. Иногда головным убором служит колпак из бархата, который называется калфак. Шею закрывают шерстяной шалью. Важным женским украшением является кулмак, представляющий собой амулет, многие мишари верили, что в таких амулетах живут духи.

Жизнь


Благодаря благоприятным климатическим условиям мишари всегда могли заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Сложности у мишарей начались с начала правления Петра I, который отменил множество привилегий, фактически сделав людей крестьянами. Многих привлекали для работ по лесозаготовке, люди лишались земель, оказывались вынуждены отдать их помещикам. Восстановить земледелие удалось только к 20 веку, когда началась промышленная революция. Сейчас мишари активно используют современные достижения в области сельскохозяйственной техники, чтобы заниматься пахотой, по-прежнему есть люди, знакомые со старыми орудиями труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари занимаются скотоводством, разводя большие стада овец. Налажены ткачество и пчеловодство.
Огромное значение для мишарей имеет семья. Еще много веков назад семьи жили поколениями в одном доме и вели общее хозяйство. Когда семьи становились достаточно большими, они разделялись, проводя раздел имущества.

Религия

Мишари в большинстве своем исповедуют ислам, однако сохранилось и старое верование, имеющее целый ряд особенностей.
Многих духов мишари отождествляли с животными. Так, сама душа представляла собой бабочку или птицу, а всякая враждебность представала в виде огненного змея, который мог обратиться в человека. Мишари считали, что злой муж — это и есть огненный змей, принявший человеческое обличье. Нечистые люди после жизни превращались в колдунов, которые вредили всем живым.
Большое значение в старых верованиях имел дух земли Джир Иясе, которому нужно было приносить подаяния. Весной этим подаянием становилась овца, кости которой закапывали в землю. Мишари верили, что осквернение земли могло повлечь за собой страшные последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества. Именно он устраивал наводнения, засухи, размывал реки. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, оберегающим дом. Однако являлся он только тем, кого искренне любил, представая в образе зайца. Все болезни тоже происходили от духов, которых могли навлечь злые колдуны.

Культура


Мишари посвятили много сказок и легенд самым разным событиям жизни. Большую роль всегда играл персонаж Койгорыш, олицетворяющий счастье (птица счастья). В сказках мишари описывают различных зверей, выступающих в роли сказочных персонажей.
Мишари придумали баиты — произведения разного рода жанров, которые исполнялись игрой на музыкальных инструментах и речитативом в случае большой трагедии. Чаще всего баиты исполняли во время войны.
Мишари долго развивали поэзию, создавая сюжетные песни, включающие общие по смыслу куплеты. У песен мишарей мелодия припевов обычно отличается от основной. Поэтические и музыкальные произведения часто посвящались любви.

Жилище

Для жилища мишарей была характерна гнездовая планировка помещений, постепенно трансформировавшаяся в уличную. Селения огораживали изгородью. Наиболее важной в планировке была печь, над которой вешали котел. Нары располагали возле печи, вдоль стен ставили лавки. Позднее нары заменили на коники — кровати, которые делали из дерева. Стал угадываться русский стиль, особенно это касалось горниц. Украшали жилище тканями, выполнявшими роль занавесок, которые были богато украшены аппликациями.


Будничные хлопоты заставляли мишарей готовить быстро. Благодаря наличию скота и налаженной системе земледелия люди могли есть досыта. Типичным супом стали щи, которые могли есть без мяса, добавляя к блюду лапшу салму. Дополнительно в суп накладывали клецки. Мишари ели каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были ягоды и различные плоды, собранные в лесу.
Хлеб имел крайне важное значение. Пекли его из муки пшеничной или грубого помола. Булки делали пресные, с начинками, в том числе картофелем. Знаменитые эчпочмаки — пирожки с мясом — сменялись корнеками. Эти пирожки с начинкой из яблок и разных ягод уплетали и взрослые, и дети. Как и все татары, мишари употребляют мясо. Говядина, баранина, конина являются наиболее распространенными. В связи с широким распространением ислама свинина запрещается к употреблению. Также нельзя есть мясо тех животных, которых закололи без соблюдения обряда. Остатки ритуальной пищи запрещены к дальнейшему употреблению.
Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Масла делают и из растений, например, конопли. Весьма специфичным по вкусу может показаться конское масло, которое у мишарей в большом почете. Самым распространенным напитком является чай.
Трапезы мишари разделяют на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, причем больше всего съедают в обед. Перед походом в мечеть пищу не принимают, а завтракают только после совершения обрядов. Хлеб на столе оставлять не принято, поэтому его съедают до последней крошки. Сладости раньше были на столе только у богатых мишарей, теперь печенье и выпечку едят практически все.
Самым удивительным в мишарях является то, что, будучи малым субэтносом, они смогли создать особую культуру и даже уникальный язык, отличающийся от татарского. Их образ жизни близок к русскому, но в традициях они остаются татарами.

Видео


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Традиции народов Мещерской низменности, как отражение лесного ландшафта


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность.

Проблема: Сохранились ли общие культурные и бытовые традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории, если большинство учёных считает народ мещера ассимилированным русскими и мордвой эрзя?

Целью является попытка сравнить культурные и бытовые традиции русского населения и мордвы эрзя на сопредельных территориях Московской, Рязанской и Владимирской областей.

Предмет исследования: культурные и бытовые традиции русского населения и мордвы эрзя.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что существуют общие или очень похожие традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.

2. Описать ландшафт и развитие в нём традиций русского и мордовского населения Мещёрской низменности по материалам собственных наблюдений.

3. Сделать выводы о наличии сходства традиции жителей лесных ландшафтов у современного населения исследуемой территории.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, метод пережитков, сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод и картографический метод.

Научная новизна исследования: связана с интеграцией краеведческих, экологических и этнографических аспектов изучения населения Мещерской низменности вдоль дороги Коломна-Владимир.

Теоретическая значимость исследования: дополнение краеведческих и этнографических исследований о населении Мещерского края.

Практическая значимость исследования изучение многовекового опыта рационального природопользования на примере населения Мещеры.

Часть I. Общие сведения о племени мещера.

1. Версии происхождения этнонима мещера.

Самой распространённой версией является следующая: мещёра как название субэтнической группы связано с финно-угорским племенем мещёра, населявшим Мещёрскую сторону (Рязанское Полесье) в прошлом.

По другой версии, в летописях ясно сказано, что в рассматриваемое нами время на Оке проживало русское племя вятичей. А.В. Арциховский на основании данных установили границу их расселения. Как видим, в то время центр России был заселён вятичами.

2. Версии происхождения топонима Мещера.

3. Современное население Мещерской низменности

Характеристики населения исследуемых территорий

Коломенский городской округ (Московская область)

Егорьевский городской округ (Московская область)

Шатурский район (Московская область)

Собинский район (Владимирская область)

Плотность населения

Доля городского населения

Этнический состав 2010г.

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Общая численность 2019г

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Русские 6202672 человек

Мордва 18678 человек

Часть II . Характеристика ПТК Мещерской низменности.

На границе трёх областей России — раскинулась неповторимая страна лесов, изумрудных болот и озёр, неторопливых рек и янтарных сосняков, наполненных чистейшим воздухом. Сформированный в древности ландшафт Мещёры представляет собой заболоченную, покрытую сосново-берёзовыми лесами равнину. Мещёрская низменность расположена в южной части Московской синеклизы, прогибе кристаллического фундамента Русской платформы, сложенного породами архея и протерозоя.

Низменность находится в умеренно континентальном климате с морозной, относительно холодной зимой и тёплым, а иногда и жарким летом. Среднегодовая температура воздуха составляет +4,3 ˚С. Количество выпадающих осадков составляет от 550 до 450 мм, убывая с северо-запада на юго-восток равнины. На зимний период приходятся 25—30 % осадков. Преобладают ветры западных и юго-западных направлений.

Внутренние воды

В пределах низменности рек мало, в основном они расположены по её границе. Все они принадлежат к бассейнам реки Оки. Наиболее крупные из них — Цна, Пра, Поля, Гусь, Бужа.

Особенностью рек низменности является небольшое количество притоков, медленная скорость течения. Чаще всего реки вытекают из болот и озёр. Источниками питания им служат талые воды и дожди.

Растительный мир

Смешанными лесами покрыто более 50 % площади низменности, по долинам крупных рек — луга. На песках расположены боры, по низменным местам — дубовые леса, на вырубках и гарях растут береза и осина, на водоразделах — ель. Встречаются ольха, рябина. В лесах и лугах много земляники, голубики, малины, клюквы, калины, крушины, шиповника, облепихи, чёрной смородины, грибов (дубовики, рыжики, подосиновики, подберёзовики, лисички, сыроежки, маслята, моховики, луговые шампиньоны и др.), много орешника.

Животный мир

В лесах низменности водится много зверей. В лесу можно встретить пятнистых оленей, лосей, кабанов. Водятся волки, рыси, горностаи. По пойменным Мещёрским озёрам и старицам обитают выхухоли, бобры. В лесу и пойме встречаются ужи, ящерицы, веретеницы, медянки, гадюки. Много дичи: глухарей, уток (в том числе чирков), бекасов, дупелей.

Реки и озёра богаты рыбой. В этом озёрном и речном крае насчитывается около 30 видов рыб, таких как язь, лещ, плотва, карась, окунь, судак, стерлядь, сом, щука, ёрш.

Почвы главным образом подзолистые, сложенные с поверхности покровными и лёссовидными суглинками, с плодородными серыми лесными почвами. Имеется залежи торфа, кварцевых песков, глины. Вдоль южной границы древнего покровного оледенения тянется полоса мещёрских полесий. Среди них возвышаются не затапливаемые водами ополья. Они имеют более плодородные почвы, и здесь издавна предпочитают селиться люди.

Особо охраняемые природные территории Мещёрской низменности.

Московская область.

ООПТ федерального значения включают:

Рязанская область

Владимирская область

Наши экспедиции занимаются комплексным изучением территории, в том числе состояния вод, воздуха, флоры, фауны, населения и его традиций. В составе экспедиции работают коломенские педагоги, студенты и школьники, и студенты московских ВУЗов. Из-за своей заболоченности Мещёрская низменность и сегодня труднопроходима, поэтому сохранила почти не изменённые деятельностью человека уголки. И мня особенно заинтересовал вопрос судьбы племени мещера, когда-то населявшего эти края. Да и было ли оно вообще?

Из интервью со старшим научным сотрудником отдела археологических памятников Ильёй Рафаэлевичем Ахмедовым мы узнали следующее: его специализация – археология после великого переселения народов. Он автор более 70 научных статей. Илья Рафаэлевич рассказал о древних жителях Мещёры.

Примерно в районе пятого века начинается переселение отдельных групп рязано-окцев на север, колонизация Мещерского края. Так возникает народ мещера. Причины такой миграции были как экономические, так и военно-политические. Мещера принимала участие в этногенезе русского народа, который проходил и на территориях современной Московской и Рязанской областей. Шокшу можно считать прямыми потомками одного из рязано-окских родов. И кстати, близкими родственниками древней мещеры. Предки мещеры – рязано-окцы – мирными не были. Им часто приходилось воевать со своими соседями..Рязано-окцы знали толк в боевом оружии, их мастера умело копировали его лучшие трофейные образцы, в том числе древнегерманские.
Окско-рязанские племена, как и другие группировки окских финнов, а также их потомки – меря, мурома, мещера – не исчезли бесследно. Их обычаи, культурные и хозяйственные навыки, гены, наконец, передались последующим поколениям, представители которых стали частью русского народа, во многом определив его характер и самобытность.

Сравнительная характеристика культурных и бытовых традиций русского (славянского) и мордовского населения Мещёры.

Язык (различие)

Индоевропейская языковая семья Славянская группа – русский язык

Уральская семья финно-угорская группа - мордовский язык.

Язык (сходство)

Отдел Б восточных среднерусских говоров — среднерусские говоры, не образующие самостоятельной группы, распространённые на территории восточной части Московской области, крайне южных районов Владимирской области и крайне северных районов Рязанской области. В некоторых работах по русской диалектологии данные говоры называются мещёрскими по основной части территории их распространения — Мещёрскому краю, хотя при этом выделяются говоры с таким же названием на территории Пензенской области южнорусские говоры в составе Рязанской группы (обособленные говоры Рязанской Мещёры). Говоры отдела Б являются частью более крупного диалектного объединения — восточных среднерусских акающих говоров, среди которых их выделяет наличие цоканья и шепелявое произношение согласных.

Мещерский язык — финно-угорский язык, на котором говорило племя мещера, жившее в среднем течении Оки на территории современной России. Об этом языке очень мало известно, до наших дней дошли только топонимы. Язык считается мёртвым, начиная с 16в. Возможно, он был близок к мордовским языкам: эрзянскому и мокшанскому.

Занятия (различия)

У мордвы преобладает лесное скотоводство, охота У славян преобладает земледелие.

Занятия (сходства)

Зимой, когда заканчивались работы в поле, урожай был собран, долгими вечерами, древние славяне занимались изготовлением различных изделий для бытовых нужд, украшений, одежды. Со временем стали развиваться различные ремесла. Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён. Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Древней мордве и славянам были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо.

Общие строительные материалы – дерево и солома. Сходств больше, чем различий.

Тип поселений (Различие)

Славяне были вынуждены вести полукочевой образ жизни, постоянная опасность набегов кочевников заставляла поддерживать определенную мобильность. И, наконец, после селищ и городищ появляется город – град, с центральной крепостью, называемой кремль. Характерные типы мордовских поселений в прошлом, судя по русским летописям, - сёла, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности. Города на территории расселения мордвы стали появляться ещё до её вхождения в состав Российского государства.

Тип поселений (сходство)

Наличие сельских и городских поселений.

У мордовского народа нет крупных городов, преобладают небольшие сельские поселения. Можно говорить о дисперсном расселении.

Традиционный костюм (различие)

В качестве основной ткани используется полотно; рубахи в форме туники; вышитая отделка одежды; украшениями служат бисер, монеты, раковины. Славянские узоры красно-белые, а в мордовских добавляется зелёный и чёрный цвет. Встречаются и узоры близкие коми - заячьи ушки и оленьи рога.

Традиционный костюм (сходство)

Много общего и в орнаментах: Восьмиконечная звезда – Солнце, огонь. Ромб – символ изобилия и плодородия. славянская и мордовская шилась преимущественно из льна, конопляного полотна, шерсти.

Фольклор, верования.

Обычаи и обряды, связанные с поклонением лесам, рощам и отдельным деревьям, – органичные элементы мифологической культуры мордвы.

Список источников:

Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии


    1 день 10 часов назад
    1 день 17 часов назад
    1 день 17 часов назад
    2 дня 4 часа назад
    2 дня 11 часов назад
    2 дня 13 часов назад
    2 дня 17 часов назад
    3 дня 3 часа назад
    4 дня 9 часов назад
    5 дней 10 часов назад

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

мещёра

Таинственным и загадочным мы называем то, о чём у нас мало информации. В этом смысле народ мещера действительно загадочный. Археологических памятников мещеры очень мало. Письменных источников, где упоминается этот народ – ещё меньше. Некоторые исследователи считают, что мещеры вообще не было. Тем не менее, этот народ существовал довольно продолжительное, не менее 700 лет, время на обширной территории, от современного Егорьевска на западе до нынешнего Касимова на Востоке. Кстати, первоначальное название этого города было Городец Мещерский.



Вопросы формирования древней мещеры крайне сложны и неразработаны. По последним данным мы можем лишь утверждать, что в ее генезисе значительную роль играли представители рязано-окских финнов. Эти племена пришли на Среднюю Оку примерно в 3 веке нашей эры с востока. Это были волжские финны, по языку и материальной культуре родственные древним мордовским племенам. В 4 – 5 веках их поселения и могильники появляются на юго-восточной границе современной Московской области, примерно в границах нынешнего Луховицкого района. Люди эти отличались высокой культурой обработки металла, бронзы и железа. Основным их занятием было скотоводство на пойменных окских землях.
Примерно в районе пятого века начинается переселение отдельных групп рязано-окцев на север, колонизация Мещерского края. Так возникает народ мещера. В его формировании могли участвовать и местные таёжные племена, о которых мы ещё не знаем, но влияние рязано-окцев было определяющим.
Причины такой миграции были как экономические, так и военно-политические. В 5 веке обстановка на Средней Оке обостряется, появляются многочисленные захоронения людей, умерших насильственной смертью, в том числе женщин и детей. Я могу предположить, что в это время до р. Оки доходят военно-политические импульсы, вызванные изменениями на территории распавшейся державы гуннов, протянувшейся от Дуная до Волги Об этом можно судить по некоторым образцам оружия. Однако рязано-окцы выстояли и продолжили своё существование до 7 века нашей эры.
Те же из них, кто ушёл на север, в мещерские леса и болота, дали начало новому народу, который существовал примерно до 12-13 веков. Этот народ и был мещера.


Мещера́ (также и мещёра, также мишари) — древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее — волжско-финской) — мещерский.
Археология связывает с этим племенем могильники и городища II—XII веков, расположенные по среднему течению Оки.

Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Племя мещера частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге. Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.


у мещеры были распространены поневы без прошивы, не сшитые спереди, рогатые кички и черные онучи.

Черные повилы (они же онучи) также распространены у эрзи:
Происходили изменения и в способах ношения обуви. Если маленькие дети, особенно летом, ходили как правило босиком, то подростки начинали носить лапти, а по праздникам и кожаную обувь — сапоги или кожаные ботинки. Причём, девочки обязательно должны были одевать онучи, а у теньгушевской эрзи девочки с десяти лет носили черные повилы — сепракстат. Это был кусок шерстяной ткани шириной 10,0 см и длиной до 2,5 м. Повилы по краям отделывались красным шерстяным шнуром. Они туго наматывались прямо на голени. Такие же повилы были распространены и у некоторых групп мокши. У мокши и шокши по праздникам девочки носили также красные обмотки — якстеренъ каркст. Процесс их наматывания был очень долгим, поэтому обычно это делалось вечером и девушки спали обутыми. Если праздник длился несколько дней, то обмотки не снимали на всем его протяжении.


женская рубашка из Мещёрского края
ОДЕЖДА МЕЩЕРЫ
Я пока не могу точно ответить на этот вопрос. Несколько лет назад, на могильнике близ озера Шагара, на территории Клепиковского района Рязанской области мне удалось раскопать несколько типично мещерских погребальных комплексов. Там были и женские бронзовые украшения. Но я не могу однозначно утверждать, что весь этот погребальный инвентарь являлся частью костюма.
Кстати сам могильник был практически полностью уничтожен чёрными копателями, которые оставили за собой более 500 грабительских шурфов. То, что нам удалось там спасти для науки – лишь незначительная часть того, что в нарушение российских законов было извлечено грабителями для продажи. Разграбленный памятник на озере Шагара мог бы дать новые и очень интересные данные о народе мещера. Например, изученные нами захоронения показали, что у мещеры существовал обряд кремации, а пепел умерших вместе с погребальным инвентарём хоронили в могильных холмиках, насыпанных над захоронениями более древних предков. Также могильник Шагара являл собой доказательство преемственности Окско-рязанской и Мещерской культур, либо непрерывно использовался в период с 5 по 12 век, как минимум на протяжении 700 лет.


расселение мещёры
ЗАНЯТИЯ МЕЩЁРЫ
Как я уже сказал, рязано-окские предки мещеры были, скорее всего, скотоводами. Остальные промыслы носили подчинённый характер. При переселении из долины Оки в мещерские леса, скотоводство, вероятно, престало быть главным занятием. Хозяйство стало более комплексным, максимально приспособленным в местной специфике. Лесное скотоводство, охота, рыболовство, огородничество, бортничество. Мещера унаследовала ремесленные навыки своих предков, мещеряки были умелыми кузнецами и отливали изящные художественные изделия их бронзы. Последние изготовлялись по традиционной для окских финнов технологии, сначала украшение лепилось из вощёных верёвочек, затем изготавливалась форма.
Мещера поддерживала торговые и обменные связи, ряд изделий доставлялся издалека. Анализ остатков ткани, найденной на одном из памятников, проведенный художником – реставратором нашего музея А.А.Мамоновой, показал, что некогда это была женская шаль, привезённая из Средиземноморья или даже Египта.

Долгое время в памятниках отмечается лишь непроизводное с точки зрения древнерусского языка название этого народа; только под конец древнерусской эпохи появляются суффиксальные наименования мещеряки [УАИ 1845: 155], мещеряне [УДАИ 1875: 244], в антропонимии Мещеря-ковъ, 1679 г., Верхотурье [Тупиков 2004: 643].


источник Ильи пророка у деревни Ерахтур (мещёрские края)

Что же за народ мещера? Что нам о нем известно?

Как свидетельствуют данные летописей, мещера занимала территорию в Мещерской низменности между муромой, жившей в районе современного Мурома, и мордвой.


поклонный камень у деревни Чёлохово - почитается и ныне

Ареал топонимов, в основе которых лежит этноним мещера, охватывает среднее и нижнее течение Москвы (15, 16, 24) вплоть до ее устья (1), далее идет по Оке (8, 10, 12, 2), вклиниваясь в правобережье в районе Рязани (в грамотах мы встречаем понятие Мещерский рубеж, который, судя по контексту упоминаний, пролегал к юго-востоку от современной Рязани, между Переяславлем-Рязанским (современная Рязань) и Рязанью (ныне городище Старая Рязань) [см. ДДГ 1950: 85, 334, 338], уходя на юго-запад от Рязанщины в верховья Дона (26, 27, 28), в верхнем течении Мокши (13, 18, 19, 20, 21, 22, 24), Рановы (14, 23) и далее, выше Теши (11); на севере граница ареала проходит по всему течению Клязьмы от верховья (9) до устья (3, 18, 19); отдельные названия встречаются и к северу от Клязьмы (5, 34, 35).

Были предложены две этимологии этнонима мещера: от морд. *ḿeškär ‘пчеловод’ (И.И.Миккола) и в связи с самоназванием венгров megyer, magyar и названием народа можар (мажяр), упоминаемого среди народов, принявших участие в походе на Казань (О.Н.Трубачев) [Фасмер 1996: II 616 (дополнение)]. Вторая этимология вызывает у нас сомнение: фоне-тически мещера затруднительно связать с megyer, magyar (из угор. *mańćɜ ‘человек, мужчина’ е (правда, лишь в конце слова) известен и в северных диалектах саамского языка [см. ОФ-УЯ 1974: I 193].

В области словообразования гидронимия мещерского происхождения почти не обнаруживает специфических черт по сравнению с мордовскими языками по составу словообразовательных средств: почти все финалы названий (кроме (-л)-ос/ -ус и -юб-) могут быть возведены к финно-угорским именным суффиксам, известным и на мордовской почве, в т.ч. в качестве топонимических формантов [см. ОФ-УЯ 1974: I 337-359; ОФ-УЯ 1976: II 299-304; Цыганкин 1981: 34-56; Цыганкин.


Топонимическая -юб- : Скалюба; -адь : Лушмадь/ Лушнадь, -ата : Лушата – *-t-, морд. -да/ -до (непродуктивный); -ел- : Ванчель, Кощела – *-l-, морд. -ла (топоним Тумала); -ма : Сотьма, Шартма, -ам- : Палтамское, -ом- : Калдомка, Кижтома/ Кихтома, Пурхомской, -ям- : Пуряма – *-m-, морд. -ма/ -мо (непродуктивный); -ань : Кельмань, -ен- : Лушмен, Сегдено, Товден/ Тогден, -ын- : Нятынка – *-n- (*-ń-?), морд. -нь; -р- : Кондырка, Мадров, Тынорец (ср. Тынус) – *-r-, морд. -р, -рь/ -ра, -ре (непродуктивный); (-л)-ос : Пымлос, Уколос, -ус : Тынус (Тунус); -кша : Селекша, Сорокша –морд. -кш (топоним Потякш) или из фин.-угор. *икса/ *икша ‘залив, заводь’, ср. мар. икса; -ш- : Шумошка, -ша : Выремша, Кукорша, Рокша, Тоярша, Наромша – *-ś-, морд. -ш (топоним Каргаш); сложение основ: Вельевамиха, Пандусар. Относительно происхождения форманта [-ас-/] -ос/ -ус, встречающегося на широкой территории распространения финно-угорских языков, существуют различные мнения.

Интересные наблюдения могут быть сделаны относительно некоторых гидронимических формантов, восходящих к полнозначным словам.


Об истории народа мещера и мещерского края мы беседуем со старшим научным сотрудником Государственного исторического музея (г. Москва), руководителем Окско-Рязанской археологической экспедиции ГИМ И.Р.Ахмедовым.

Таинственным и загадочным мы называем то, о чём у нас мало информации. В этом смысле народ мещера действительно загадочный. Археологических памятников мещеры очень мало. Письменных источников, где упоминается этот народ – ещё меньше. Некоторые исследователи считают, что мещеры вообще не было. Тем не менее, этот народ существовал довольно продолжительное, не менее 700 лет, время на обширной территории, от современного Егорьевска на западе до нынешнего Касимова на Востоке.

Вопросы формирования древней мещеры крайне сложны и неразработаны. По последним данным мы можем лишь утверждать, что в ее генезисе значительную роль играли представители рязано-окских финнов. Эти племена пришли на Среднюю Оку примерно в 3 веке нашей эры с востока. Это быливолжские финны, по языку и материальной культуре родственные древним мордовским племенам.

В 4 – 5 веках их поселения и могильники появляются на юго-восточной границе современной Московской области, примерно в границах нынешнего Луховицкого района. Люди эти отличались высокой культурой обработки металла, бронзы и железа. Основным их занятием было скотоводство на пойменных окских землях.Примерно в районе пятого века начинается переселение отдельных групп рязано-окцев на север, колонизация Мещерского края. Так возникает народ мещера. В его формировании могли участвовать и местные таёжные племена, о которых мы ещё не знаем, но влияние рязано-окцев было определяющим.

Причины такой миграции были как экономические, так и военно-политические. В 5 веке обстановка на Средней Оке обостряется, появляются многочисленные захоронения людей, умерших насильственной смертью, в том числе женщин и детей.

Я могу предположить, что в это время до р. Оки доходят военно-политические импульсы, вызванные изменениями на территории распавшейся державы гуннов, протянувшейся от Дуная до Волги Об этом можно судить по некоторым образцам оружия. Однако рязано-окцы выстояли и продолжили своё существование до 7 века нашей эры.Те же из них, кто ушёл на север, в мещерские леса и болота, дали начало новому народу, который существовал примерно до 12-13 веков. Этот народ и был мещера.

Являются ли русские мещеряки, и в частности жители Егорьевского района прямыми потомками древней мещеры?

Безусловно, мещера принимала участие в этногенезе русского народа, который проходил и на территориях современной Московской и Рязанской областей. Что касается прямой исторической преемственности, то мне хотелось бы рассказать об истории одной из групп мордовского народа, а именно мордвы-шокши. Современная шокша живёт на северо-востоке Республики Мордовия и сохраняет отличия от мордвы-эрзи и мордвы-мокши.

Археологи, изучая могильники в районе проживание этого субэтноса, пришли к выводу, что преемственность похоронного обряда сохраняется там с 5 по 11 век и поэтому шокшу можно считать прямыми потомками одного из рязано-окских родов. И кстати, близкими родственниками древней мещеры.Так что в принципе такая преемственность возможна. Однако окончательно этот вопрос можно будет решить после выполнения многочисленных генетических анализов. В Рязанской области такие работы уже начались, специалисты уже работают над выделением образцов ДНК из костных останков захоронений 4-7 веков. Думаю, что в сравнительно недалёком будущем наука даст ответ на этот вопрос.

Я пока не могу точно ответить на этот вопрос. Несколько лет назад, на могильнике близ озера Шагара, на территории Клепиковского района Рязанской области мне удалось раскопать несколько типично мещерских погребальных комплексов. Там были и женские бронзовые украшения. Но я не могу однозначно утверждать, что весь этот погребальный инвентарь являлся частью костюма.


Кстати сам могильник был практически полностью уничтожен чёрными копателями, которые оставили за собой более 500 грабительских шурфов. То, что нам удалось там спасти для науки – лишь незначительная часть того, что в нарушение российских законов было извлечено грабителями для продажи. Разграбленный памятник на озере Шагара мог бы дать новые и очень интересные данные о народе мещера.

Например, изученные нами захоронения показали, что у мещеры существовал обряд кремации, а пепел умерших вместе с погребальным инвентарём хоронили в могильных холмиках, насыпанных над захоронениями более древних предков. Также могильник Шагара являл собой доказательство преемственности Окско-рязанской и Мещерской культур, либо непрерывно использовался в период с 5 по 12 век, как минимум на протяжении 700 лет.

Думаю, что сохранились. Совсем недавно был поставлен на государственный учёт новый мещерский памятник – Мещерский Погост (Мещерка), близ села Подрядниково. К сожалению, памятник был сильно разрушен стараниями грабителей, которые извлекли из погребений большое количество бронзовых украшений. Больше, чем хранится в музеях. Ныне многие из этих предметов экспонируются в Интернете.


Однако просто извлечённые из земли предметы, без выполнения правил научного обследования и фиксации памятника, безвозвратно теряют большую часть своей научной ценности. На грабительских раскопках в Егорьевском районе применялся даже трактор. Грабители выбрали бронзовые литые изделия, а значительную часть культурного слоя, с содержащейся в нём информацией об этом мещерском селище, варварски уничтожили.

Народ мещера был языческим народом, но об их верованиях и обычаях мы знаем очень мало. Некоторые сведения об обрядах в верованиях мещеры можно получить из анализа женского погребального инвентаря 4-7 веков с берегов Оки, включающего многочисленную одёжную фурнитуру и украшения. Женский костюм этого периода отличается чрезвычайным разнообразим и богатством бронзовых украшений и фурнитуры.



Костюм мещеры (Парахино) очень напоминает эрзянский

Можно с уверенностью сказать, что мещеряки умели возводить бревенчатые жилища, возможно, с печным отоплением. Мещерские селища не ограждались земляными валами. Единственное городище, которое можно отнести к племени мещера, было найдено в Шиловском районе Рязанской области. Его уничтожали как минимум два раза, первый раз в 7 веке степняки, второй раз в 11 веке славяне.

Как я уже сказал, рязано-окские предки мещеры были, скорее всего, скотоводами. Остальные промыслы носили подчинённый характер. При переселении из долины Оки в мещерские леса, скотоводство, вероятно, престало быть главным занятием. Хозяйство стало более комплексным, максимально приспособленным в местной специфике. Лесное скотоводство, охота, рыболовство, огородничество, бортничество. Мещера унаследовала ремесленные навыки своих предков, мещеряки были умелыми кузнецами и отливали изящные художественные изделия их бронзы. Последние изготовлялись по традиционной для окских финнов технологии, сначала украшение лепилось из вощёных верёвочек, затем изготавливалась форма.

Мещера поддерживала торговые и обменные связи, ряд изделий доставлялся издалека. Анализ остатков ткани, найденной на одном из памятников, проведенный художником – реставратором нашего музея А.А.Мамоновой, показал, что некогда это была женская шаль, привезённая из Средиземноморья или даже Египта.

Уже у предков мещеры, рязано-окцев общество было структурировано. В племенах были старейшины и воинская знать. Об это можно судить по особым крестовидным нагрудным фибулам, которых в каждом слое отдельного захоронения находится не более одной-двух и которые являлись знаками власти. Эта власть могла быть как выборной, так и наследственной. Социальная структура рязано-окцев сохранялась и при их переселении на север, в мещерские земли. Кстати, на уже упоминавшемся мной селище Мещерский Погост, на территории Егорьевского района, чёрными копателями были найдены бармы – знаки высокого статуса их обладателя, что свидетельствует о включении этой территории в политическую структуру домонгольского времени.

Предки мещеры – рязано-окцы – мирными не были. Им часто приходилось воевать со своими соседями.. Рязано-окцы знали толк в боевом оружии, их мастера умело копировали его лучшие трофейные образцы, в том числе древнегерманские.

Позднее, в лесах Мещеры, каждый мужчина был охотником. Умея обращаться с охотничьим оружием, мог владеть и боевым. Это было одной из причин консервации этого реликтового финского острова в центре восточно-европейской равнины, где славяне уже хозяйничали на больших реках. Заходить вглубь Мещеры завоевателям и колонизаторам было неинтересно, выгоды мало, богатых городов и плодородной земли нет, дорог тоже.

Без знания этого периода, мы не только не поймем, как сформировался русский народ и другие народы России, но и легко станем легковерными жертвами псевдонаучных спекуляций на эту тему. Окско-рязанские племена, как и другие группировки окских финнов, а также их потомки – меря, мурома, мещера – не исчезли бесследно. Их обычаи, культурные и хозяйственные навыки, гены, наконец, передались последующим поколениям, представители которых стали частью русского народа, во многом определив его характер и самобытность.

Ecли мы утратим этот пласт знаний, то никогда до конца не сможем понять свою историю, самих себя.

Илья Рафаэлевич Ахмедов

Старший научный сотрудник отдела археологических памятников. Награжден грамотой Министерства культуры и знаком Исторического музея за заслуги. Специализация – археология после великого переселения народов. Автор более 70 научных статей.

Читайте также: