Доклад на тему на пути к государству

Обновлено: 30.06.2024

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.

Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.

Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности.

Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:

? господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;

? как следствие – низкий уровень развития орудий производства;

? неспособность общества к модернизации;

? огромная роль государственного аппарата;

? социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;

? высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.

Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом.

Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.

Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс.

Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В XX в., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах – все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным.

Основные черты западного типа государства:

? государство возникло как государство частных собственников;

? в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;

? частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;

? западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;

? поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.

Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.

Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.

В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).

Выделим основные черты синтезного пути:

? влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;

? как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;

? государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;

? господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;

? активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства Существовало несколько подходов к объяснению появления древнейшего государства.1. Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы

§ 2.3. Пути и формы возникновения государства у различных народов

§ 2.3. Пути и формы возникновения государства у различных народов Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и

§ 4. Основные теории возникновения права

§ 4. Основные теории возникновения права Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности,

§ 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка

§ 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка Законность и правопорядок – величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:– выделяются пастушеские

7. Особенности восточного пути образования государства

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно — в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его

4. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации

Глава I . Долгий путь России к конституции

Глава II . Особенности принятия Конституции РФ 1993 года

Глава III . Конституция РФ - основной закон государства Глава III .1. Основы конституционного (государственного) строя России

Глава III .2. Конституция и правовое государство

Глава III .3. Права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ

Список использованной литературы

Аннотация проекта

Актуальность проекта

Каждое государство имеет ряд признаков, среди которых в большинстве современных государств важнейшим является наличие законов. В качестве основного закона может выступать конституция. Конституция – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Первые Конституции в мире в современном ее понимании ведут свое начало от первых Конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.).

Россия к конституции шла долгим путём. Немало времени потребовалось российскому народу, чтобы осознать необходимость такого документа. Само Российское государство насчитывает многовековую историю, а конституция, как целостный правовой документ, появилась лишь в 20 веке, причём, борьба за неё началась ещё раньше, в 19 веке. В 20 столетии было принято шесть конституций, но лишь Конституция современной России отвечает общечеловеческим принципам. Нынешняя конституция установлена в 1993 году, поэтому 2013 год для конституции юбилейный, и 12 декабря 2013 года мы будем отмечать 20-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Я - будущий взрослый 21 века, гражданин России. Мне не безразлична судьба моей Родины и мне очень важно уже сейчас формировать свою гражданскую позицию, приобретать опыт активной гражданской деятельности. Поэтому считаю для себя важным проследить исторический путь нашего народа к современной конституции, к правовому государству. В процессе создания исследовательского проекта я хочу подробно ознакомиться с важными периодами истории, когда очень остро обозначалась проблема необходимости принятия основного закона государства, который мог бы регулировать все стороны общественной жизни. У меня появилось желание опросить своих знакомых на знание вопросов о конституции и правовом государстве. Особенностью исследования стала идея представить исторические факты, связанные с истоками прав человека, идущими из истории Ветхого Завета.

Мой возраст моложе исторического периода существования современной конституции, а вот мои родители стали свидетелями исторического времени принятия конституции. Думаю, что их воспоминания станут для меня важными историческими устными источниками.

Таким образом, чётко обозначена проблема: каков исторический путь России к конституции и правовому государству?

Приступая к исследованию данной проблемы, я поставила перед собой цель: изучение истории становления российской конституции как основного закона государства, определение её роли в формировании правового государства, в развитии современной демократической России. Для реализации поставленной цели, на мой взгляд, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по поставленной проблеме.

2. Обозначить исторические вехи создания основного закона в Российском государстве.

3. Раскрыть исторические особенности принятия современной Конституции

4. Определить основные признаки правового государства в соответствии с Конституцией РФ.

5. Проанализировать основы конституционного строя России.

6.Определить значение прав и свобод человека, закреплённых в конституции, в настоящей жизни человека.

7.Изучить факты, свидетельствующие о самых ранних упоминаниях о правах человека и способах их защиты.

8. Проанализировать результаты опроса одноклассников на знание Конституции.

I . Долгий путь России к конституции

Вот уже 20 лет, как открыта новая страница в истории нашего Отечества- страница демократии. Впервые российские граждане получили возможность оказывать влияние на жизнь общества и государства, на правительство. Всё это возможным стало благодаря принятой 20 лет назад Конституции РФ. Но к этому Россия шла, на мой взгляд, долгим путём.

С середины XIX века, в период отмены крепостного права, весьма активно выдвигалось требование введения конституционного правления. Под давлением общественности царь Александр II согласился на учреждение выборного органа власти для обсуждения законопроектов, но бомба террориста помешала осуществиться этому. Пришедший к трону новый царь даже и не ознакомился с проектом конституции М.Лорис- Меликова.

XX век оказался благосклонен к учреждению конституций, даже более, чем надо. 17 октября 1905 г. в ответ на непрекращающиеся народные волнения и кровавое воскресенье, Николай II издал манифест, который был разработан министром Сергеем Юльевичем Витте. Весьма примечателен тот факт, что Николай II лишь под давлением своего дяди, великого князя Николая Николаевича, грозившего застрелиться в случае отказа, согласился на принятие Манифеста. Манифест объявлял о создании Государственной Думы, без согласия которой не мог вступать в силу ни один закон. Также он предоставлял такие гражданские права как свобода веры, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Это был предшественник российской Конституции. На деле, однако, манифест мало что изменил. Царь по-прежнему располагал большой властью над Думой и часто блокировал её своим правом вето.

С приходом к власти большевиков были приняты ещё четыре советские Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов. Но эти конституции закрепляли диктатуру коммунистической партии, но не благополучие советского общества и никак не были связаны с развитием правового сознания советских граждан. В этот период налицо отрицание ценностей человеческого опыта, искажается историческое прошлое, отрицаются традиционные формы жизнеустройства, морали. Основные функции государства - стремление увлечь массы на борьбу со старым и убедить их в справедливости новых тоталитарных отношений.

II . Особенности принятия Конституции РФ 1993 года

III . Конституция РФ - основной закон государства

III .1. Основы конституционного (государственного) строя России

Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция РФ- сложный и объёмный политико-правовой документ, включающий в себя вступительную часть и два раздела. В первом разделе 9 глав, 137 статей, во втором – 9 положений. Считаю, что каждый гражданин должен знать и основное содержание Конституции и её признаки. Каковы же они?

Конституция – это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой страны, что означает, что никакой другой правовой документ не может противоречить Конституции. Например, статья 43 гарантирует нам право на бесплатное и общедоступное образование. Это значит, что никто и никакой другой нормативно-правовой акт не могут отнять у нас это право.

Конституция- это закон, статьи которого имеют прямое действие, то есть при нарушении наших прав мы можем сразу ссылаться на конституцию и обращаться в суд.

Конституция – это закон, статьи которой несут в себе общечеловеческие и нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, международное сотрудничество, мораль, долг, демократию, гражданский мир и согласие.

Конституция- это закон, направленный на решение задач закрепления и гарантированности фундаментальных прав человека, упорядочения государственной власти, утверждения правосудия

Конституция – это закон, закрепляющий основы государственного (конституционного) строя.

Как гражданин России считаю необходимым знать основные принципы государственного устройства России. Они следующие

-Народовластие (Ст.1, ч.1.Ст.3)-Россия демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ.

-Федерализм (Ст.1,ч.1.Ст.5)- Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ.

-Правовое государство (Ст.1,ч.1)- Верховенство права над государством: государство и все его органы власти связаны правом, законом.

-Разделение властей (Ст.10)- Существование трёх ветвей власти- законодательной, исполнительной, судебной, предполагает взаимное равновесие через систему сдержек и противовесов.

-Приоритет прав человека (Ст.2)- Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества.

-Российская Федерация –социальное государство (Ст.7)- Государство не снимает себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека.

-Суверенитет (Ст.4)- Неотчуждаемое свойство РФ- верховенство, независимость и единство власти внутри государства и вне его.

-Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности (Ст.8.Ст.9,ч.2)- Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана, единое экономическое пространство.

-Политическое многообразие (Ст.13,ч.3-5)- Признаётся и допускается наличие многообразных политических структур, многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна.

-Идеологический плюрализм (ст.13,ч.1-2)- Признаётся идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий.

-Светский характер государства (Ст.14)- Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Таким образом, перечисленные выше основы государственного строя обеспечивают целостность и стабильность государственной жизни.

Глава III .2. Конституция и правовое государство

В цивилизованном государстве основной точкой опоры для гражданина является закон, который одинаков для всех- от президента до мусорщика. Но не просто закон, а тот закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется. Такой закон называют правовым законом. Только он в состоянии защитить гражданина, обеспечить его личную безопасность в обществе. Такие законы действуют в государстве, в котором народ сам вручает власть своим избранникам. И те, получив власть, зависят от народа. Они могут действовать только в интересах народа, строго придерживаясь законов. Такое государство принято называть правовым. Иначе говоря, правовое государство- это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ей взаимоотношений с индивидами как субъектами права. В правовом государстве можно выделить следующие признаки:

-Верховенство закона или права, что означает, что перед законом все граждане равны, независимо от происхождения, должности.

-Подчинение закону всех, в том числе и самого государства. Органы государства должны быть связаны правом, они всего лишь исполнители закона.

-Качество принимаемых законов высокое (развитая и непротиворечивая правовая система, законы должны быть гуманны и справедливы).

-Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность.

-Принцип взаимной ответственности государства и личности.

-Соответствие внутреннего законодательства нормам международного права, в частности, Всеобщей Декларации прав человека (в случае противоречия этих норм решающее слово за последними).

-Управление обществом осуществляется в нормативном порядке, то есть через законы, а не через индивидуальные акты (команды, приказы).

-Принцип разделения властей, подразумевающий систему сдержек и противовесов, контроль каждой над другой.

-Высокий уровень правовой культуры, ведь только личность с высоким правовым сознанием способна осознавать истинную сущность и предназначение права.

Говоря о правовом государстве, следует отметить, что оно не может появиться само по себе и очень быстро. Сказываются долгие годы бесправия россиян. И тем не менее, основы такого государства заложены в Конституции России. Теперь многое зависит от самих граждан, от их участия в создании правового государства. В их руках много рычагов влияния на власть, один из которых- демократические выборы.

Глава III .3. Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы, провозглашавшиеся в прежних конституциях, имели у нас преимущественно формальный характер. Но именно реальное осуществление политических и гражданских прав позволяет обеспечить свободу личности, её самоопределение во всех сферах жизни, препятствует огосударствлению общества, отчуждению его членов от собственности, а через неё- от власти. Поэтому эти права имеют не только правовую, но и нравственную ценность.

Впервые конституционно закреплено, что в России признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Очень важно, что соответствующие статьи Конституции являются непосредственно действующими нормами права. Это означает, что при их нарушении каждый гражданин может обратиться в суд, и суд обязан опираться непосредственно на них при разрешении дела.

Совершим экскурс в историю прав человека. Самое раннее упоминание о правах и о защите человека мы находим в Ветхом Завете. Это всем известные десять заповедей, которые должен соблюдать человек:

Важным способом защиты прав человека остаётся кодификация и публикация законов. Первый Свод законов (Законы Хаммурапи) появился в Вавилоне около 4000 лет назад.

В Древнем Риме была разработана понятная и во многом приемлемая до сегодняшнего дня концепция справедливости, ставшая основой европейского законодательства.

Действуя с 1993 года, Конституция РФ приобрела определённую устойчивость и дала мощный импульс новой российской государственности. Очень огромно её влияние на развитие всей правовой и политической системы, всего российского законодательства. Конституция изменила дальнейшую жизнь российского общества. Она стала фундаментом для правового государства, которое служит человеку как главной ценности на Земле.

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Новая Волна, 2009.

2. Верт. История Советского государства. Москва. Прогресс -

3. А. П. Деревянко., Н. А. Шабельникова. История России. Москва. Право и закон. 2001.

4. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафина . Конституционное право России. Юрист. Москва.1995.

5. А. Ф. Киселёва, Е.М. Щагина. Учебное пособие для студентов вузов. Хрестоматия для студентов. Москва. 1996.

Петякина Ирина Александровна

Выполнила: Дугужева Диана

ученица 11 класса

Руководитель: Петякина И.А.

Цель проекта: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства.

- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;

- рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности;

- выделение проблем формирования правового государства в России;

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе я попытаюсь в данной работе.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

Практика становления правового государства в России

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, у нас же сейчас, к сожалению, взаимная ответственность пока только на бумаге.

Для нашей ситуации актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Прежде всего, непременным условием правового государства является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).

Важным условием и предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству.

Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества.

В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краёв, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Проблемы и перспективы становления правового государства в России

Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины - это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Ослабленное в годы коммунистического правления православие, и ранее не отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, часто уступая место в такого рода попытках западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека - универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Таким образом, можно сказать, что Россия на современном этапе не является правовым государством. Правовое государство-то, к чему должны стремиться все цивилизованные государства мира. Недостаточно просто объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому.

Правовое государство, которому посвящено мое исследование - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.

Теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить. Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены - они не могут оставаться прежними.

Самое главное — Конституции показывают, к каким целям стремится конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития; какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6_ФКЗот 30.12.2008 №7_ФКЗ)

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2_х т. Т. 2. М., 2002.

4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.

5. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских // М 2006.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2006

7. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. №6.

8. Енгибарен Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М 2006.

9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и пава: курс лекций М 2006

11. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2007.

12. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2003

Образование русского централизованного государства

История

Главным шагом на пути к объединению земель стало возникновение в XIII веке Московского княжества и расширение его территории на протяжении последующих столетий. Кратко об образовании русского централизованного государства школьники изучают на уроках истории. Чтобы хорошо разобраться с темой, им необходимо рассмотреть особенности этого процесса и определить его основные этапы.

Предпосылки для образования

Русское централизованное государство сложилось в результате объединения северо-восточных земель. Этот процесс занял большой промежуток, начиная с древнего времени и заканчивая началом XVIII века. Основные события происходили в период правления московского князя Ивана III. Образованию русского государства предшествовали следующие события:

Правление московского князя Ивана III

  1. Активно развивались сельское хозяйство, ремесленническое дело и торговля, особенно в новых городах.
  2. Процесс ведения хозяйства был усовершенствован, что привело к излишкам производства. Люди могли пользоваться результатами своего труда не только лично, но и выставлять на продажу.
  3. Введение единой централизованной власти было необходимо для борьбы с крестьянами, выступающими против феодалов.
  4. Понадобилось урегулирование отношений между простыми людьми и помещиками. Последние практиковали склонение к принудительному труду, по этой причине народ совершал на них разбойные нападения и сжигал имения.
  5. Появилось Московское княжество, которое стало новым сильным центром. Правители присоединяли к нему раздробленные земли (происходило это не всегда мирным путём).
  6. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Москва занимала выгодное территориальное положение. Это позволило ей расширить свои границы и осуществлять контроль за входящими в состав Руси землями.
  7. Объединение государства нужно было для подавления набегов войск Ливонского ордена и татаро-монгол.
  8. В единстве государства были заинтересованы многие сословия.
  9. На Руси были общие вера и язык, что не могло не сплотить людей.

Большой вклад в образование русского централизованного государства внесла Золотая Орда, так как на завоёванных землях ее войска не заставляли людей принимать их веру и чтить традиции. Русская православная церковь продолжала развиваться, а люди исповедовали христианство.

После освобождения от монголо-татарских захватчиков Россия была православным государством, получившим независимость. Впоследствии она стала преемницей Византийской империи.

Периоды формирования

Принято считать, что централизованное государство было сформировано в XV веке во времена правления Ивана III. Немного позднее российские границы расширились в результате проведения внешней политики:

  • Василия III (1505—1533);
  • Ивана IV Грозного (1533—1584).

К России удалось присоединить даже земли, которые ранее никогда не входили в её состав. Процесс формирования единого государства условно можно поделить на несколько основных этапов.

Начало объединения

Становление Московского государства

В этот период начался процесс становления Московского государства. В XIII веке это был небольшой кусок земли, входящий в состав Владимирского княжества, возглавляемого Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Ранее попытки его выделения также предпринимались, но все они оказались временными. В течение последующих лет владения постепенно расширялись. Наиболее важной была победа над Тверью. В конце XIV века Москве удалось добиться признания.

Русь в XIV—XV столетиях

В этот период Москва начала активную борьбу с монголо-татарами. С Золотой Ордой установились весьма неоднозначные отношения. Во время правления Ивана Калиты дань для захватчиков собиралась со всех покорённых ими земель.

Московские князья стали часто заключать союзы с Золотой Ордой путём вступления в династические браки и покупая ярлыки на великие княжения. Ярким противником устоявшихся порядков был Дмитрий Донской, занявший московский престол в 1359 году. Спустя 14 лет он оказал мощнейшее сопротивление ордынцам, пытавшимся разгромить Рязань. Дальше наступила череда побед в других сражениях, в том числе и Куликовская битва 1380 года.

Завершающий этап

К началу XVI века Россия перешла на завершающий этап образования российского централизованного государства. Создателем государства стал князь Иван III, который присоединил к Московскому княжеству северо-восточные земли и в 1480 году помог завершиться зависимости Руси от монголо-татарского ига.

Князь Иван III отказывает в дани татаро - монголам

Укреплению государства также помогли законы, принятые на завершающем этапе создания единого русского государства. Они регулировали вопросы централизации власти.

Теперь в основу российского общества легла феодальная система отношений: князь — помещик. Землевладельцы получали поместья и жили в них во время несения государственной службы, тем самым попадая в зависимость от вышестоящего сословия. Они также старались сделать всё возможное, чтобы добиться закрепощения крестьян и управлять ими. Для урегулирования подобных вопросов в 1497 году был принят новый свод законов — Судебник.

Чтобы лучше усвоить тему, касающуюся образования единого русского государства, понять особенности преобразований и их значение, проводятся различные лекции и тренинги. Прослушать их рекомендуется всем желающим, ведь человек должен знать историю своего государства.

Читайте также: