Доклад на тему милосердие 4 класс по орксэ 4 класс

Обновлено: 14.05.2024

Цель работы: выяснить легко ли быть добрым и милосердным, на примере отношения к братьям нашим меньшим.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_ikonnikovoy_elizavety.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор \ Иконникова Елизавета Вячеславовна,

Руководитель: Выборнова Наталья Николаевна,

Учитель начальных классов

МБОУ "Гимназия №1"

2.2 Отношение христианской религии к животным.

2.3 Милосердию и доброте всегда есть место.

2.4 Возможно, так пройдет наша первая встреча с моим питомцем.

4. Рекомендации для детей.

5. Список использованной литературы.

Что такое доброта? Что такое милосердие? Почему на улицах так много бродячих и голодных животных?

Зимой мы часто видим кошек и собак, которые одиноко греются на теплотрассах или в подвалах домов. Они даже не поворачивают голову на окрики людей. Они знают, что доброго от человека ждать не стоит. Однажды они уже доверились ему: были мягкой игрушкой и маленькой радостью, а потом они подросли и их просто выбросили на улицу.

Цель моей работы: выяснить легко ли быть добрым и милосердным, на примере отношения к братьям нашим меньшим.

Объект исследования: доброта и милосердие в отношении к животным.

Предмет исследования: способы проявления доброты и милосердия к животным.

6. Взять весной питомца из приюта.

Гипотеза: сострадание к животным тесно связана с добротой характера.

Для того, чтобы ответить на все вопросы, которые заинтересовали меня, я вместе с родителями читала статьи в периодической печати, искала ответы в энциклопедиях и книгах, поисковых системах Интернет, провела анкетирование среди одноклассников, посмотрела видеосюжеты о приютах для животных.

И вот, что я узнала.

Находим определения понятий:

Милосердие включает в себя два слова: милость и сердце, т. е. можно сказать – милующее сердце или милость от сердца. Это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности.

Таким образом, эти два понятия очень похожи. Оба эти понятия- состояние души человека.

Для исследования мнения своих одноклассников о доброте и милосердии провела анкетирование. Вот результаты:

  1. Добрым может быть каждый человек? да-15, нет-5, не знаю-0.
  2. Ты милосердный человек? да-8, нет-2, не знаю-5, думаю, что да-5.
  3. Ты веришь в добро? да-20.
  4. Часто ты совершаешь добрые поступки? да-18, нет-2.
  5. Ты смог бы взять животное из приюта? да-10, нет-10.

Вывод: мои одноклассники имеют представление о доброте и милосердии, в основном они готовы на добрые поступки и может быть когда-нибудь возьмут животное из приюта.

Зачем же человеку необходимо такие качества, как доброта и милосердие?

Очень важно помнить, что все наши поступки и дела оставляют свой след. Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни.

Каждый котенок или щенок от природы добр и доверчив к людям и, если порой они вырастают в свирепых и диких, то это только потому, что мы, люди, сделали их такими.

Два года назад мои родители во время нашей поездки в Москву отвели меня в очень необычное место - Котокафе. Это место, где живут кошки. Тогда их было более 40. Все они пережили предательство хозяев. В этом месте их обогрели, подлечили. На небольшой территории кафе, где для посетителей нет привычных еды и напитков, полное раздолье для кошек. Они гуляют, спят и играют в свое удовольствие. Очень часто пришедшие сюда находят своего питомца, родную душу и забирают домой жителей этого необычного места. Они берут домой кусочек счастья, дарят счастье и любовь этим благодарным существам.

Подведу небольшой итог: добро и милосердие, особенно по отношению к братьям нашим меньшим, это не просто чувства человека, это, повторюсь, состояние души, это путь к счастью.

2.2 Отношение христианской религии к животным.

Изучая высказывания великих людей, я отметила, что все они учат нас доброму отношению к животным. И у меня опять возник вопрос: А как мы должны относиться к животным по канонам православия?

Сегодня к животным мало кто относится правильно. Часто люди или их не замечают, относятся как к вещи или игрушке, или делают ровней себе, или вообще обожествляют их, чем нарушают одну из главных Заповедей. А как же правильно относится к животным и в первую очередь домашним?

В Ветхом завете в книге Бытия описываются события создания животных.

Создав человека и животных, Творец дал человеку не столько власть над зверями и рыбами, сколько возложил на человека ответственность за весь животный мир. Таким образом, человек и животный мир стали связаны – животные как помощники человеку, а человек как хозяин и как ответственный за них. Власть дана не как возможность повелевать, а как ответственность и достоинство.

Известно очень много примеров дружбы святых с животными. Такая дружба была и в первые века после Рождества Христова (преподобный Власий), и в Средние века на Руси (множество святых, ярчайший пример - Серафим Саровский).

Вот отрывок из жития Серафима Саровского:

«…Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Житие этого преподобного доказывает, что творения Божьи могут и должны искать общий язык. Даже такие, казалось бы, жестокие хищные звери, как медведи, могут добрыми и ласковыми. Всё зависит только от нас и нашего отношения к ним.

Известны многие другие случаи, например, Сергий Радонежский вылечил слепого медвежонка, которого принесла медведица-мать.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Любовь пришла в мир, и с ней животные, наряду с людьми, стали человеку ближними. И стала возможна дружба человека и животного. Но – только такого человека, который служит Богу, Ему одному поклоняется, Его одного славит. И на таком человеке и прибывает Божья благодать. И такой человек может дружить с животным, не теряя своего человеческого достоинства. И животные это чувствуют.

Человек так устроен, что он всегда ищет себе игрушку. Порой такой игрушкой становятся домашние питомцы, которые становятся в один миг ненужными. Кто же тогда о них заботиться?

Порой никто и они умирают сотнями на улицах городов, не выдержав удара судьбы. Но некоторым судьба дарует спасение. О них заботятся добрые и милосердные люди, которые открывают благотворительные фонды помощи животным, создают приюты, оказывают волонтерскую помощь: передают животных в добрые руки.

В мае 2018 года в Саранске открылся первый в истории города приют для бездомных собак и кошек. Цена вопроса — 12 миллионов рублей. Два корпуса расположены по адресу Пролетарская, 121 А.

В первые дни в стационаре находились 4 двухмесячных щенка. Кто-то их бросил погибать в кусты, а сердобольные люди принесли в приют.

Приют рассчитан на 200 бездомных животных — 140 собак и 60 кошек. В приюте есть гостиница для домашних любимцев, где можно будет оставить животных на время отпуска.

Все кто добр и милосерден оказывают приюту помощь: кто продуктами, кто перечисляет денежные средства. Так у нас в Мордовии тоже появился островок, где люди помогут тому, кого обидели нелюди.

  1. Возможно, так пройдет наша первая встреча с моим питомцем.

В нашем доме живет кот Ричард, которому уже почти 17 лет. Он добрый и великодушный, о котором заботится мама, напоминая всем, что он уже немолод.

А я давно прошу родителей позволить завести мне собаку. Они не против, но говорят, что это большая ответственность. Очень часто мы обсуждаем: какую породу мы бы хотели завести. Сошлись на том, что лабрадор мог бы стать нашим любимцем.

Предстоящей весной мы собираемся посетить приют для бездомных собак в Саранске. И может быть, как говорит моя мама, я встречусь глазами с каким-нибудь малышом, которого мы обязательно заберем домой. И пусть он будет не лабрадором. Он станет нашим любимцем на долгие годы.

Рекомендации для детей.

В жизни каждого из нас найдется место доброму и милосердному поступку.

Давайте чаще вспоминать об этом, встретив бездомного животного на улице. Ведь порой оставшаяся после завтрака котлета кому-то может спасти жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Снится мне ночной причал на родной реке. Веры тонкая свеча у тебя в руке. Т.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Снится мне ночной причал на родной реке. Веры тонкая свеча у тебя в руке. Т.

Снится мне ночной причал на родной реке. Веры тонкая свеча у тебя в руке. Ты пойми, что в этой мгле нет ни близких, ни родных, Что несчастных на земле больше всех других Ты просящему подай, если он в беде, Тем количество добра умножив на земле. Милосердию учись, это встреча добрых рук. На любовь ты не скупись, верный друг. Все мне снится по ночам: в дальнем далеке Веры тонкая свеча у тебя в руке. От небесного луча, что на грешный мир пролит, Веры тонкая свеча в темноте горит…

СО-ЧУВСТВИЕ СО-СТРАДАНИЕ СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ

СО-ЧУВСТВИЕ СО-СТРАДАНИЕ СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ

Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, о.

Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие Слову сострадание близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро.

Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность. Сострадание – жалость к другому, соболезнование, сочувствие, симпатия.

Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний – тот, кто нуждается в тво.

Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у ок.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери. — О! — оживи.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных лю.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа.

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотя.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, н.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медс.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходи.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась: — Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный.


Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. милосердие.

Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. милосердие, эгоизм, сострадание, долг, человечность, зависть, доброжелательность, настойчивость, злоба, общительность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Милостыня - одно из дел милосердия- помощь другому человеку из жалости к нему.


Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной сит.

Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка. Мальчик забыл на детской площадке интересную игрушку, которая нравится тебе. Вы нашли в парке маленького котенка. Девочка на детской площадке неудачно скатилась с горки. Она больно ударила руку. Девочка присела и заплакала. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка, несет тяжелую сумку, и вдруг она падает.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Научиться любить ближних. Учить.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Научиться любить ближних. Учиться прощать врагов. Подавать милостыню нуждающимся.

Благотворительные фонды


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики

  • Сейчас обучается 853 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 405 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.10.2019 11824
  • PPTX 7.5 мбайт
  • 2304 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родимкина Галина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий “милосердие”, “ближний”, “любовь к врагам”.

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова “милосердие”; научить понимать христианское значение слова “ближний”.

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Приемы: беседа, рассказ, диалог.

Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010, статьи из толковых словарей, пословицы.

  • Что такое милосердие.
  • Чем милосердие отличается от дружбы.
  • Кого называют ближним.
  • Как христианин должен относиться к людям.

1. Организация начала урока.

2. Ресурсный круг.

- Кто такой ближний для тебя?

3. Мотивация деятельности. (Слайд 1). Презентация

  • Что такое милосердие
  • Чем милосердие отличается от дружбы
  • Кого называют ближним
  • Как христианин должен относиться к людям

4. Определение темы урока.

а) Словарная работа. (Слайд 2)

Притча - рассказ с нравоучением.

Самаряне - жители одной местности в Палестине.

Заповедь- правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

б) Просмотр мультфильма “Притча о добром самарянине”. (Слайд 3).

в) Беседа по увиденному. (Слайд 4):

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

- Объясните свой выбор.

  • Равнодушие
  • Доброта
  • Жадность
  • Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

- Кого мы называем ближним (слайд 5)?

(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)

- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)

- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

- Тема нашего урока “Милосердие и сострадание” (слайд 6). Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".(Слайд)

5. Исследовательская работа в группах (слайд 7).

а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

- Как понимаете слова?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

б) Исследование слова “милосердие”.

- Разберите слово милосердие по составу.

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.

- Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-.

- Запишите эти слова(сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной. )

- Какие качества характеризуют эти слова?

- Как их называют? (Сердечные)

6. Беседа о милосердии.

- Милосердие выше, чем закон или справедливость.

- Прочитайте слова последнего абзаца на стр. 43.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время ,и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?

- Подумайте над этими вопросами.

- Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А Я говорю вам: любите врагов ваших” (слайд 8).

Человек и сам может научиться милосердию если будет совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…) Эти дела со временем изменят его сердце.

Святой Иоанн Златоуст (слайд 9) часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не вялая отдача лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

- Вспомните сказку “Царевна-лягушка”, когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой.

- Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

Милосердие - традиционная черта россиян (слайд10).

7. Знакомство со значением слова “милостыня” через рассказ учащихся, посещающих Воскресную школу.

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее (слайд 11).

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке “ Искру Божью” .

8. Раскрытие блока “Знаменательные дни милосердия и сострадания” (слайд 12).

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

1 октября - День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.

- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?

9. Работа в группах.

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

Проверка. (Слайд 13)

10. Обзор литературы.

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему? ( чащиеся делятся впечатлениями).

Вывод. В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными. Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание - милосердие.

- Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному предложению на листочках и прикрепляют к доске)

- Научиться любить ближних.

- Учиться прощать врагов.

- Подавать милостыню нуждающимся.

- Ребята, мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.

Ученик читает стихотворение:

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.

12. Домашнее задание (слайд 15) – по выбору.

- Составьте кроссворд со словом “милосердие”.

- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких (слайд 16)!

Презентация опубликована не полностью, т.к. превышает допустимый объем публикации.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Милосердие и сострадание"

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает вам: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был вам даже незнаком. Но вы узнали о его горе — и не смогли остаться равнодушным.


Однажды один человек спросил у Иисуса Христа:

— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

— В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но, желая оправдать себя, человек, задавший вопрос, сказал Иисусу:

— А кто мой ближний?

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самаритянине. В те времена самаритянами было принято называть жителей древнего библейского города Сихема. Давайте послушаем притчу.

Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив его едва живым.

Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного и избитого человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела — и шёл дальше.


И действительно, проходящие мимо не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний — тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно — становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи.

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку — и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке.


Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. ), то эти дела со временем изменят и твоё сердце, сделают его более человечным.

Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своими глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться.


Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

В конце XVI века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна) Лазаревская. Ульяна пользовалась любой возможностью помочь другим. Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж за богатого муромского помещика, она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков.

В те годы Муром был самым удалённым уголком Московского княжества, но удалённым не значит глухим. Именно во времена Иулании Лазаревской в Муромской земле начинают бурлить события, которые не оставили в стороне ни одного жителя. Город был пограничной крепостью и оплотом борьбы московских князей с Казанским ханством. Нередко Муром принимал на себя удары татарских войск, враги жгли и разоряли окрестные деревни. Именно Муром стал впоследствии опорным пунктом в походе Ивана Грозного на Казань.

В 1570 году в Муроме вспыхнула эпидемия моровой язвы, лишившей жизни множество горожан. В довершении несчастий в этом же году в городе случился опустошительный пожар.

Муром и его ближайшие окрестности были наводнены нищими, обездоленными войной людьми, разорёнными крестьянами, осиротевшими детьми.


Но в усадьбе Иулании всё было по-другому. Её отношение к крепостным многих раздражало и удивляло, в отличие от дворян того времени она никогда не давала свои слугам клички и всегда называла их уважительно по имени и отчеству. А слуг у неё было много, она досыта кормила их, была снисходительна к немощам и даже ухаживала за ними, когда они болели.

Похоронив мужа и вырастив своих детей, она жила очень скромно, всю еду она распределяла на год, раздавая остальное нуждающимся, она занимала деньги, на которые шила зимнюю одежду для бедных, а сама в возрасте шестидесяти лет ходила всю зиму без шубы.


Доброта и милосердие в руках этой женщины творили чудеса, а горькая и несъедобная масса в её руках становилась душистым, сладким и вкусным хлебом.

А как вы думаете, можно ли воспитать в себе милосердие?

Если вы будете совершать дела милосердия: проявлять внимание, заботу к окружающим, делиться тем, чем можете поделиться, оказывать любую помощь и поддержку, которые в ваших силах. Нельзя оставаться в стороне, если у другого беда.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Читайте также: