Доклад на тему машиностроение в японии

Обновлено: 18.05.2024

После окончания Второй мировой войны экономика Японии разви­валась по эволюционному пути, где преимущественное развитие полу­чили металлургия, тяжёлое и транспортное машиностроение, нефтехи­мия, однако с середины 1970-х годов в промышленности Японии стал преобладать революционный путь развития, и в настоящее время Япония является мировым лидером практически по всем наукоёмким от­раслям хозяйства: микроэлектронике, роботостроении, биотехнологии, фармацевтике и т.д.

Характерной чертой территориальной структуры хозяйства Японии является мощнейшая концентрация промышленного (3/4) и сельскохо­зяйственного производства (2/5) и непроизводственной сферы (особенно финансов — 3/4, науки и образования — почти 1/2) в Тихоокеанском промышленном поясе, протянувшемся от Токио до Нагасаки.

В то же время начиная с 1980-х годов для японской экономики наме­тился процесс деконцентрации производства, ослабление тяготения к морскому побережью и освоение внутренних регионов, выразившийся в создании по всей стране около 30 технополисов — городов науки и но­вейших наукоёмких производств.

Особенностью Японии является также огромная зависимость эконо­мики от импорта сырья и экспорта готовой продукции.

По производству электроэнергии (более 1 трлн. кВт-ч) Япония зани­мает 3 место в мире, уступая только США и Китаю. Основу современной энергетики Японии составляют тепловые электростанции, производящие почти 60% всей электроэнергии и использующие преимущественно им­портное сырьё (нефть, газ и уголь). Высокого уровня развития достигла ядерная энергетика, на долю которой приходится свыше 30% производи­мой электроэнергии. В Японии построены самые мощные в мире ТЭС — Касима и АЭС — Фукусима.

Чёрная металлургия Японии полностью базируется на импортном сырье, и поэтому практически вся отрасль концентрируется в крупных портовых городах — Токио, Тибе, Иокогаме, Кавасаки, Нагое, Осаке, Кобе, Фукуяме, Вакаяме, Китакюсю. Япония — крупнейший в мире им­портёр железной руды (около 120 млн. т). Основными поставщиками же­лезной руды в Японию являются Австралия, Индия и Бразилия. По про­изводству стали (около 120 млн. т) Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю, но в отличие от китайской японская сталь отлича­ется высочайшим качеством.

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% - в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% - в транспортном машиностроении, менее 10% - в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.

3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, - больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%). Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Машиностроение Японии Урок географии в 10-ом классе. Автор : Забоенкова Ната.

Машиностроение Японии Урок географии в 10-ом классе. Автор : Забоенкова Наталья Николаевна, учитель географии высшей категории МБОУ СОШ №1 г.Моздок, РСО-А


Автомобилестроение в Японии Автомобилестроение в Японии Япония является ведущ.

Автомобилестроение в Японии Автомобилестроение в Японии Япония является ведущим лидером в области автомобилестроения. В этой стране этот сегмент рынка разделяется среди 11 компаний, но основная доля находится в пяти фирмах. К ним относятся такие известные марки, как Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, Suzuki. Honda и Suzuki заслужили мировую славу за счет продажи мотоциклов.

Первый камень в отрасль автомобилестроения заложила компания Nissan, впервые.

Первый камень в отрасль автомобилестроения заложила компания Nissan, впервые открыв в 1933 году завод по производству автомобилей. Но по-настоящему стабильное развитие автомобилестроения началось только после второй мировой войны, и значительным толчком к нему послужили американские заказы, связанные с войной в Корее. 1961 год стал исторически значимым: в автомобилестроении Японии был преодолен миллионный рубеж. С этого времени изменяется стратегия производства, продукция начинает уходить на экспорт, окончательно утвердившись в этом направлении к семидесятым годам.

Prius: Уже в этом году на рынок выходит модель 2017 года - Prius На данный мо.

Prius: Уже в этом году на рынок выходит модель 2017 года - Prius На данный момент лидером автомобильной промышленности в Японии является Toyota. Этот концерн производит примерно 6 миллионов автомобилей за год и находится на третьем месте среди ведущих автомобилестроительных корпораций мира.

Toyota С каждым годом компания увеличивает объемы производства, что не сказыв.

Toyota С каждым годом компания увеличивает объемы производства, что не сказывается негативно на качестве автомобилей марки Toyota. Каждый день двадцать тысяч машин производства этого автоконцерна находят своего покупателя. И это вполне понятно, ведь автомобили Toyota – это гарантия качества и, конечно, престиж.

Бывший сотрудник Toyota разработал плавающий электромобиль Японский изобретат.

Бывший сотрудник Toyota разработал плавающий электромобиль Японский изобретатель Хидео Цурумаки работал в Toyota, но после цунами, обрушившегося на Японию в 2011 году, уволился из компании и решил создать плавающий автомобиль, который в случае повторного наводнения поможет спастись владельцу.

Toyota представила автомобиль на водородном топливе с безвоздушными шинами Ко.

Toyota представила автомобиль на водородном топливе с безвоздушными шинами Концепт получил название Fine-Comfort Ride и, помимо водородной тяги, имеет еще одну любопытную деталь: технологию безвоздушных шин. Как сообщает издание Bloomberg, эта разработка способна снизить вес автомобилей и повысить их производительность. Помимо всего прочего, безвоздушные шины имеют собственный небольшой двигатель в каждом колесе. Каждая шина состоит из резины, алюминия и пластика. Все эти компоненты вместе с двигателями весят даже меньше, чем традиционные конструкции. Более того, японцы рассчитывают на развитие технологий, которые позволят снизить общую массу автомобилей на 30% уже к 2025 году.

Камера, считывающая мысли человека Получить доступ к управлению человеческим.

Камера, считывающая мысли человека Получить доступ к управлению человеческим мозгом – это несбыточная мечта большинства изобретателей. Японские инженеры разработали портативную камеру Neurocam , которая записывает волны, исходящие от деятельности нейронов коры головного мозга человека и трансформирует их в цифровое изображение. Камера работает от подключенного iPhone, который крепится на специальном манжете и надевается на голову, а специальные сенсоры принимают сигналы головного мозга. Устройство Neurocam интерпретирует полученные сигналы по разработанным алгоритмам и выводит оцифрованные изображения на экран iPhone. Эта технология, хотя она еще не совсем усовершенствована, стала первой ступенькой к серьезным разработкам в области визуализации мечты, памяти и идей, что в свою очередь серьезно повлияет на способы общения и передачи информации.

Экзоскелет для помощи в беге и ходьбе Что действительно может помочь людям с.

Экзоскелет для помощи в беге и ходьбе Что действительно может помочь людям с ограниченными физическими возможностями – это робот, который станет незаменимым помощником при ходьбе, беге и в работе. Японская компания Panasonic занимается усовершенствованием экзоскелетов, специально сконструированных роботов, которые люди могут надевать на тело, как костюм. То, что раньше было доступно только в области военных технологий, теперь будет служить обычным людям в повседневной жизни. Данный экзоскелет стоит 7 000 долларов, весит 40 кг. Этот легкий, компактный и сильный костюм в ближайшем будущем сможет кардинально повлиять на то, как люди смогут работать и выздоравливать после физических травм.

Телевидение сверхвысокой четкости Представьте телевизионный экран с настолько.

Телевидение сверхвысокой четкости Представьте телевизионный экран с настолько четким изображением, что появляется чувство реальности образов и желание прикоснуться к ним. Революционные технологии сверхвысокой четкости изображения доступны таким компаниям, как Sharp и Sony, телевизоры которых оснащены вогнутыми экранами с расширением 1080 пикселей на дюйм, что позволяет улучшить качество изображения. Когда данные телевизоры станут доступными для массового покупателя, то они полностью заменят традиционные аналоги. Япония стала первой страной в мире, где в июле 2014 года началось вещание телевидения цифрового стандарта 4К, ранее запланированное на 2016 год.

Космический лифт В мире существует негласное соперничество относительно созда.

Робот ASIMO Япония уже 15 лет является лидером в строительстве роботехники. Р.

Робот ASIMO Япония уже 15 лет является лидером в строительстве роботехники. Робот ASIMO от компании Honda – это гигантский скачок в этой области (и выглядит он не так шокирующе, как Кодомороид). Робот способен выполнять множество разных действий, свойственных человеку, включая приветствие посетителей, открытие бутылок, подача напитков. В 2014 году он был усовершенствован и получил дополнительные функции – теперь он может прыгать и бегать со скоростью 5 км/ч. Трудно сказать, как изменится мир в культурном, социальном и экономическом плане с появлением роботов данного класса. Одно очевидно, что они станут незаменимыми для людей с ограниченными физическими возможностями.

Машиностроительная отрасль в Азии имеет важное значение, собственно, как и в других частях света. В последние годы данная отрасль развивается большими темпами. Ведущими странами в отрасли машиностроения есть Япония, Южная Корея и Китай.


Япония известна широко развитым производством роботов, автомобилестроением и станкостроением. Наряду с этим большими темпами развивается электротехника и электроника. Например, 60% мирового выпуска телевизоров осуществляется в Японии.

Южная Корея специализируется, главным образом, на выпуске бытовой электроники и электротехники.

Китай широкими темпами развивает производство военной техники, ракет, самолетов и спутников, а наряду с этим выпускает разнообразную бытовую технику.

Кроме вышеперечисленного, азиатский континент является лидером по судостроению, а именно, выпуску речных и морских транспортных средств.

Рассмотрим подробнее машиностроительную отрасль каждой страны-лидера.

Машиностроение Японии

Япония - то лидер по машиностроению в азиатском регионе, по своему развитию она на сильно опережает Корею и Китай.

Продукция японского рынка по своей стоимости является самой дорогой, но невзирая на это, её экспорт намного больше чем у всех остальных стран мира.

Машиностроение Японии представлено как старыми, такими как судостроение, так и новыми, такими как автомобилестроение, станкостроение, отраслями.

Автомобилестроение занимает особую позицию и составляет одну десятую всего ВВП Японии. Основным конкурентом Японии в данной отрасли является США. Уже долгие годы они постоянно борются за лидерство. Например, в 2006 году Япония заняла лидерскую позицию. Основные японские бренды, которые знает весь мир, это Honda, Toyota, Nissan, Mazda, General Motors.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Продукция Японии опережает продукцию прочих стран по таким основным параметрам, как качество, количество и стоимость продукции. Последние мировые кризисы подтолкнули Японию на разработку моделей малогабаритных автомобилей, которые стали широко распространенными среди потребителей.

В электронной промышленности Японию опережает лишь США, но всё же по количеству экспорта Япония остаётся на лидирующей позиции. Основная продукция Японии в этой отрасли это компьютеры, видео и аудиоаппаратура.

Машиностроение Кореи

Основные корейские машиностроительные отрасли – это судостроение, электроника и автомобилестроение.

Корея является одной из пяти лидирующих стран по выпуску и экспорту автомобилей. Особой популярностью её продукция пользуется в азиатских и европейских странах.

Известные компании корейского рынка по выпуску автомобилей:

  • Hyundai Motor;
  • Kia Motors;
  • GM Daewoo Auto & Technology;
  • Ssang Yong Motor Company;
  • Renault Samsung Motors.

Корея производит около 5% всех мировых автомобилей.

На сегодняшний день основная отрасль машиностроения Кореи – это судостроение. Благодаря этому в Корее наблюдается рост экономики, а также попутно развиваются такие смежные отрасли как металлургия, электроника и прочие.

Одни из крупнейших компаний Samsung Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering тоже расположены в Корее.

Судостроение в этой стране с каждым годом набирает все больших оборотов, и даже кризис не влияет на него. Здесь производят достаточно сложные суда, а именно, крупнотоннажные контейнеровозы, нефтетанкеры, газовозы. Благодаря освоению этого производства, Корея является практически монополистом в производстве дорогостоящих судов.

В последние десятилетия также наблюдается развитие производства электроники. Среди крупных компаний можно выделить Samsung, LG и Daewoo Electronics.

Большинство электроники, которая производится, экспортируется.

Еще одной лидирующей отраслью есть производство полупроводников. Толчком для его развития послужил огромный спрос на чипы памяти, производство которых занимает около 90% всего производства корейской электроники.

Машиностроение Китая

Не так давно большинство предприятий Китая принадлежали государству и не дотягивали в развитии до международных конкурентов. Их мощностей не хватало даже для удовлетворения внутренних потребностей страны.

Но с началом нового века правительство Китая акцентировало внимание на инвестициях из-за рубежа, применив схему "рынок в обмен на технологии". При помощи таких инвестиций Китай получил множество квалифицированных специалистов. Большинство мировых инвесторов в тот момент были заинтересованы в приобретении акций китайских компаний.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ускоренные темпы роста произвели благоприятное влияние на развитие крупнейших китайских компаний, благодаря чему у них появилась возможность эффективнее использовать масштабы производства, в сравнении с конкурентами. Как следствие, например, китайская компания Zhenhua Heavy Industry опередила немецкую компанию Demag Cranes в выпуске портовых кранов, заняв позицию лидера на рынке.

Достигнув серьёзных масштабов в своём развитии, китайские компании стали выкупать высокотехнологичные иностранные предприятия. При этом их основной целью было заполучение новых технологий и известных брендов.

Последнее время стремительных темпов роста набирает машиностроительная отрасль Китая. В 2012 году он занял лидерскую позицию по объему условно-чистой продукции.

Нужно сказать, что сравнительно с США, ЕС и Японией, кризис фактически не повлиял на Китай, что позволило ему удержаться на лидирующих позициях.

Производство в Китае ориентируется, главным образом, на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Импорт продукции постоянно снижается и составляет около 15%, что намного ниже, чем в США, Японии и ЕС.

Руководство китайских компаний делает серьезный акцент на повышение уровня квалификации своих сотрудников, и на сегодняшний день они практически достигли уровня японских и европейских компаний.

В то же время компании Китая притормаживают продажу своих акций иностранным компаниям, однако приветствуют приток инвестиций.

В недалеком будущем китайские компании намерены сделать ставку на энергосберегающие и экологически эффективные технологии.

Часть первая. Как все зарождалось.

японцев-можно-считать-гениями-в-машиностроении

Япония – островное государство в Восточной Азии. Ее территория равна 377 972 км2. Довольно небольшое государство, но известно каждому. Она многого добилась, и стала ведущей в мировой экономике и передовой по качеству жизни. Как же так вышло, что такая маленькая страна столького достигла?
Для поиска ответа на это вопрос нужно окунуться в то время, когда Япония только начинала развиваться.
31 марта 1854 года между США и Японией подписывается Канагавский договор, который положил конец политической изоляции длившейся двести лет. Именно тогда Япония понимает, что сильно отстает от мира и начинает действовать. Япония становится открытой страной и многое в ней меняется. Уже в 1902 году создается первый прототип автомобиля инженерами Каманасуки Учияма и Синтаро Ёсида. Мотор автомобиля заимствуется из Америки, его привозит Синтаро. Конечно, от этого автомобиля многого не ждут, но японцы уже сделали большой сдвиг в машиностроении (на фото первый прототип автомобиля).

японцев-можно-считать-гениями-в-машиностроении

Говорят, что первым сторонником отечественного автомобилестроения стал Торао Ямаба, японский Кулибин, попытавшийся создать национальное авто и добившийся успеха на этом поприще.

японцев-можно-считать-гениями-в-машиностроении

В 1932 году Mitsubishi выпускает на то время самый большой автобус в мире – В46.

японцев-можно-считать-гениями-в-машиностроении?

Вот в таком потоке появляются новые компании. Их финансирует и поддерживает государство. Развитие машиностроения выходит на уровень государственной политики. Становится очевидным, что Япония не намерена уступать западному миру в чём бы то ни было.

Читайте также: