Доклад на тему макиавелли о политическом лидере

Обновлено: 17.05.2024

Введение
1. Понятие лидера. Политическое лидерство
2. Теория лидерства Н. Макиавелли.
3. Понятие политического лидера по М. Веберу.
4. Типы политических лидеров.
5. Функции политического лидера
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

  1. Понятие лидера. Политическое лидерство
  2. Теория лидерства Н. Макиавелли.
  3. Понятие политического лидера по М. Веберу.
  4. Типы политических лидеров.
  5. Функции политического лидера

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Цель данной работы: изучить сущность политического лидерства, роль и значение в политической жизни. Описать типы политических лидеров и их функции.

Лидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развитии слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.

Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действия. Потребовался политический лидер, то есть человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.

В современной политической науке существует несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим следующие основные подходы к его трактовке:

1. Определение лидерства как постоянного приоритетного влияния со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Это определение вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

3. Лидерство - это влияние на других людей (В.Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. Во-вторых, руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. В-четвертых, влияние лидерства опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы правомерности руководства.

4. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. Такого рода интерпретация лидерства применима, главным образом, в демократических организациях.

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей: между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ; лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности; политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера; политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, принеся с собой идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Николо Макиавелии, который перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.

2. Теория лидерства Н. Макиавелли.

Никко́ло Макиаве́лли (правильнее: Никколо́ Макьяве́лли) (Nicolas Machiavel, итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527), итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано прежде всего с получением богатства и

привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает

психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь.

При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.

Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно

присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря,

Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель -

честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство).

Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами.

Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

В дальнейшем исследователи лидерства сосредотачивали внимание на тех или иных составляющих этого многогранного явления. Акцент в анализе лидерства на какой-либо переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства.

      1. Понятие политического лидера по М. Веберу.

    Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист.

    4. Типы политических лидеров

    Теперь вы можете поделиться своей работой!

    Просто нажмите на значок

    O2 Design Template

    РЕФЕРАТ

    СОДЕРЖАНИЕ

    2. Макиавелли: основной вопрос политики есть вопрос о власти…….4

    1. Учение Н. Макиавелли о государстве и праве……………………….6
    2. Роль религии в учении Н. Макиавелли………………………………12
    3. Заключение…………………………………………………………….14
    4. Список использованной литературы…………………………………18

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западно­европейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями ак­тивно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальян­ских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в сто­лицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и станов­ления сильных централизованных государств. Все более заявля­ла о себе проблема выбора такой формы государственного уст­ройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно су­ществовать большинство граждан страны. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

    2. МАКИАВЕЛЛИ: ОСНОВНОЙ ВОПРОС ПОЛИТИКИ ЕСТЬ ВОПРОС О ВЛАСТИ

    Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных соци­альных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики вопреки истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение, которое в наше время стало хрестоматийным, а именно: основной вопрос политики есть вопрос о власти. Понятно, что речь идет главным образом о государственной власти.

    Ясно, что такие негативные качества людей, как честолюбие, властолюбие, стяжательство, зависть, лицемерие, лживость и подобные им не просто даны от природы, а появляются в про­цессе жизни и деятельности в обществе. И эти качества посто­янно порождают вражду между людьми.

    Необходимость обуздания этих отрицательных качеств лю­дей определила, по мнению Макиавелли, возникновение госу­дарства как особого аппарата или механизма, с помощью кото­рого можно установить порядок и мир в обществе. Ради этого государство может применять насилие в отношении отдельных личностей или групп людей.

    Как видим, социальные мотивы в объяснении происхождения и сущности государства выражены Макиавелли вполне опреде­ленно. Впервые в истории развития политической мысли госу­дарство истолковывается как некий орган, с помощью которого господствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов


    или весь народ) решают многие проблемы жизни общества, под­держивают определенный порядок и дают отпор внешним врагам.

    Уяснение этих вопросов было необходимо для практического решения проблем объединения на территории Италии мелких государств, в том числе некоторых городов-республик. Макиавел­ли исходил из того, что преодолеть феодальную раздробленность и создать единое и крепкое государство в состоянии только силь­ная власть. Олицетворением ее может выступить и монарх. Более того, его власть может быть диктаторской и при лом полезной для народа, когда монарх будет действовать в интересах парода и при необходимости против интересов разного рода местных пра­вителей, если они, например, будут сопротивляться созданию объединенного и сильного государства. Макиавелли указывал также на положительные черты смешанной формы правления, сочетающей черты монархии, аристократии и демократии, олице­творяющей сильную власть, благородство и свободу.

    Ради укрепления государства Макиавелли считал возможным применять любые способы. Своими рассуждениями он подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политиче­ских целей. Он писая о полезных для государя способах осуще­ствления государственной власти. Прежде всего благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более.

    Должны ли государи держать слово? Ответ: да, но пока это им выгодно: «. разумный правитель не может и не должен оста­ваться верным своему обещанию, если это вредит его интере­сам.

    3. УЧЕНИЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

    Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

    Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.

    Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

    Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

    Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

    Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.

    Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

    4. РОЛЬ РЕЛИГИИ В УЧЕНИИ Н. МАКИАВЕЛЛИ

    Постановка религиозных проблем в творчестве Макиавелли непосредственно связана с его этическими идеями, исходя из которых и можно объяснить противоречивое отношение флорентийского политика к религии. Общеизвестны кри­тическая направленность и смелость высказываний Ма­киавелли в этой области, и в то же время очевидно, что как политический мыслитель и ученый он не мог не счи­таться с тем влиянием, которое религия имела в обществе. Нельзя сказать, что Макиавелли просто видел поло­жительные и дурные стороны религии или что он призна­вал ее значение в теории, но отвергал современное ему воплощение этого института в лице католической церкви, хотя это второе положение кажется не лишенным основа­ния. Отношение Макиавелли к религии было двойствен­ным по внутренней структуре, на всех уровнях, включая те случаи, когда требовалось дать определенную оценку отдельных явлений или лиц — в конкретных оценках Макиавелли довольно последователен, но за ними кроется та же глубинная противоречивость. Главную причину этой внутренней двойственности мнений Макиавелли, связан­ных с религией, можно видеть в начавшемся тогда про­цессе самоизживания религии как основной идеологиче­ской силы в обществе — итальянский гуманизм и был исторически первым крупным движением общественного сознания, которое неявно, практически, отклонилось в своих идейных исканиях от религиозного русла. Маки­авелли, чрезвычайно чуткий именно к социальной действительности, не мог не отразить противоречий упо­мянутого процесса в своих теоретических и конкретных суждениях. Противоречивость взглядов Макиавелли по­родила разногласия в историографии, в которой флорен­тийский мыслитель объявлялся то антихристианином, то поборником истинного христианства в его первоначальном виде, хотя дело не только и не столько в христианстве и не в противоречии макиавеллиевских идеалов и действи­тельности.

    Место религии в учении Макиавелли определяется ее ролью в разрешении конфликта, стоящего в центре этого учения — конфликта истины и морали, разума и нрав­ственности. Причины разногласий этих в общем-то род­ственных сторон сознания Макиавелли, как говорилось выше, находит в изменчивости природы вещей и в ее про­тиворечивости: абсолютные моральные истины не соот­ветствуют действительности и недостаточно отражают ее. Понимание практической непригодности нормализован­ных моральных суждений для изучения жизни государства отличает позицию Макиавелли от позиции верую­щего христианина.

    В христианстве бог является воплощением истины в ее нравственной ипостаси, с точки зрения психологии он предстает как объективированный субъект. Субъек­тивная сторона этой божественной истины определяется ее нравственным содержанием, сверхъестественная лич­ность наделяется идеальными моральными чертами. Объек­тивная сторона — в обобщении и абсолютизации коллек­тивного опыта в сверхприродном существе.

    Внимание Макиавелли сосредоточено на посюсторон­ней истине, которая в его глазах является единственно объективной. Эта истина лишается назидательных мо­ральных черт, вместе с тем нравственность освобождается от обличья абсолютной истины, теряет потустороннюю опору и источник долженствования.

    Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

    Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

    Получилось так, что республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, практически ничем не помог народным движениям за республику и демократию; однако его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Именно им приятна мысль о вседозволенности в политике: "Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу, - писал Макиавелли. — Какие бы средства для этого ни употребить их всегда сочтут достойными и одобрят". К тому же многие конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для укрепления власти беспринципных и аморальных политических деятелей.

    Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. В одном из своих строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавелли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто приобретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией, требовал расстрелять возможно больше представителей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных ценностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделавший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по первого русского издания этих произведений.

    Макиавелли, безусловно, - великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

    Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.

    Но то и другое не обязывало его восхвалять политические подлости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения ве­ликого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поуче­ний и назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось.

    Гост

    ГОСТ

    Технология власти по Н. Макиавелли

    По мнению Н. Макиавелли, цель действий государя – это неотвратимый успех в делах, а не слава. Важно проработать тактические вопросы управления, действовать с целью достижения максимального результата, а не идти на поводу у своей добродетели, религиозности и личных убеждений. Стиль изложения произведения больше напоминает трактат о военной стратегии, настолько четко и понятно сформулированы мысли, словно это – прямая инструкция к действию.

    Трактат отражает промежуточное состояние – идеи отрицают средневековье, а также Возрождение. Цель жизни не концентрируется только лишь на культуре, произведениях искусства, хотя Макиавелли не отрицает то, что некоторую долю удовольствия он от созерцания все же получает. Воображение – это главный враг любого правителя, поскольку необходимо трезво оценивать все происходящее, смотреть на мир и видеть его таким, какой он есть на самом деле.

    Человеку в первую очередь должен быть свойственен патриотизм, под которым подразумевается забота о славе, величии и свободе родины

    Готовые работы на аналогичную тему

    На первый план автор выносит так называемую инновативную политическую стратегию. Она ориентирована на использование в разных обстоятельствах разных средств для того, чтобы достичь успеха. Разнообразие мира вне политики и политической системы может противостоять разнообразию внутри системы. Универсальность правителя должна проявляться в его повседневной жизни, в его решениях относительно государства и его благополучия. И есть большой смысл в том, что правитель может отказаться от удовлетворения личных потребностей в пользу потребностей государства. Но прежде всего это потребность в славе, величии и гордости.

    Суть представлений Макиавелли о лидерстве

    Идеи Макиавелли о лидерстве и власти дали жизнь современной социологической теории элит. В частности, идеи В. Парето, Г. Моска и Ч. Миллса строятся на высказываниях и некоторых трактатах Макиавелли. Выделяют четыре принципа Макиавелли, которые оказали значительное влияние на развитие современного управления:

    1. Авторитет или власть лидера коренится в поддержке со стороны сторонников и соратников правителя;
    2. Подчиненные должны знать, что они ожидают от лидера, и также должны понимать, какие ожидания высказывает в их отношении сам лидер;
    3. Лидер должен обладать волей к выживанию, ведь таким образом он сможет прочувствовать свой долг перед государством сполна, а значит его правление и тактики будут куда успешнее в осознании ответственности и стремлении оправдать ожидания граждан;
    4. Лидер – образец мудрости и справедливости для своего народа и своих сторонников.

    Правитель, которые желает достичь максимума успехов в своих начинаниях, должен соотносить свои действия с имеющимися законами необходимости. В расчет берется и образ поведения подчиненных, ведь все эти ожидания должны быть оправданы, а правитель своим поведением должен продемонстрировать положительное отношение к происходящему и желание помочь своему народу в достижении величия. Еще один принцип лидерства – победителей не судят. Там, где ошибаются сразу несколько человек, не наказывают никого. Кара наступает за мелкие проступки, а вот за крупные скорее всего человека ожидает награда. Победа – не позор, какой бы ценой она ни была достигнута.

    Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть.

    Обладание властью связано, прежде всего, с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

    Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.

    Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых.

    Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Технология стабильного лидерства, по Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря, использование "политики кнута и пряника". Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются "малыми дозами". Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в "больших дозах". Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия "правитель - подданные". Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или талантлив, он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

    В дальнейшем исследователи лидерства сосредотачивали внимание на тех или иных составляющих этого многогранного явления. Акцент в анализе лидерства на какой-либо переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства. Среди наиболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт.

    Читайте также: