Доклад на тему м

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Яркие цитаты Ломоносова

О любви:

О стремлении:

Об учении:

О русском языке:

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

И хоть появились на свет эти цитаты два века назад, но точность мысли и формулировка не теряют актуальность на протяжении всего времени.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Начальное образование Михаил получил у дьячка местной церкви. В 14 лет юноша уже хорошо писал и читал. Жизнь с мачехой для Михаила была невыносимой. Когда отец в 1730 году захотел его женить, Ломоносов ушел в Москву. Через три недели юноша достиг цели.

Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого он подделал документы и выдал себя за сына дворянина. Ломоносов был прилежным учеником. Он с удовольствием читал летописи, богословские книги, математические сочинения. В 1734 году Михаил отправился в Киев. Здесь он обучался в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов уехал в Петербург. Его зачислили в университет при Академии Наук. Студент изучал математику, знакомился с экспериментальной физикой, изучал стихосложение. В 1736 году русский дипломат Иоганн Корф предложил послать пару учеников за границу. На протяжении нескольких лет Ломоносов обучался в Марбурге и во Фрайберге. Здесь студент усовершенствовал знания по химии, металлургии, немецкому языку, рисованию, фехтованию. Он начал собирать собственную библиотеку.

В 1739 году Ломоносов, пребывая в Германии, женился на Елизавете-Христине Цильх. У ученого было несколько детей. Сын и дочь умерли в раннем возрасте. В 1749 году в семье появилась дочь Елена.

В 1740 году Михаил решил возвратиться в Россию по морю. В это время его завербовали в прусскую армию. Через несколько недель он сбежал из казармы. Михаил отправился в Марбург и поселился в доме тещи. В 1741 году он вернулся в Петербург без жены. Через два года супруга нашла его через посольство и приехала в Россию.

В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физического класса, а в 1745 году — профессором химии. В 1748 году Михаил Васильевич создал научно-исследовательскую и химическую лабораторию. Здесь он проводил опыты по изготовлению краски, цветного стекла. В 1753 году основали стекольную фабрику в Усть-Рудице. В 1755 году Ломоносов способствовал тому, чтобы был учрежден Московский университет. Для этого ученый составил первоначальный проект.

В 1757 году Михаила Васильевича назначили советником Канцелярии Академии наук и художеств. Он покинул казенную квартиру и переехал в собственный дом. В 1759 году Ломоносов занимался устройством Академической гимназии. В 1760 году ученый стал почетным членом Шведской королевской академии наук, а через четыре года — Академии наук Болонского института.

Ломоносов — талантливый человек, который внес существенный вклад в развитие химии, геологии, астрономии, метеорологии и искусства. Его выдающимся достижением считается молекулярно-кинетическая теория тепла. Ученый создал циркумполярную карту, написал руководство к риторике и определил, что вещества состоят из корпускул. Михаил Васильевич заложил основы физической химии, разработал технологию цветных стекол, вместе с Брауном получил ртуть в твердом состоянии.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — воспаление легких. Ученого похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Позже на могиле установили стелу из каррарского мрамора.

Смерть и наследие

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Доклад на тему Ломоносов

Правление Петра I послужило для дальнейшего развития русского народа. Все больше стало появляться образованных людей не только дворянского сословия, но и из бедной прослойки масс. Доказательством этого стало появление Ломоносова, который, будучи родом из крестьянской семьи, стал прославленным ученым и поэтом.

Михаил Васильевич появился на свет в семье, где основным занятием было рыболовство. С самых маленьких лет он с отцом добывал рыбу. Часто, они уходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Несмотря на то, что ему пришлось так рано работать, он учился читать.

Первым учителем у него был дьяк местного храма. Мальчик читал подряд все церковные книги, так как других у него просто не было. Миша загорелся желанием учиться дальше, поэтому, заранее сделав себе документы и заняв средства, отправился тайно от отца и мачехи пешим ходом в Москву.

Первые дни юноша провел на улице, ночуя в санях. При помощи своего земляка он устроился в школу при монастыре, где обучался в самом низшем классе. Неудовлетворившись, обучением здесь, он направляется в Киев, где находит много литературы, которую читает с упоением одну за другой. Через некоторое время Ломоносова как одного из талантливых учеников отправляют в Петербургскую Академию наук, где он продолжил свое обучение.

Далее Ломоносов был направлен в Германию, где он изучал горное дело и химические науки. При Академии наук под его руководством в России возводится Химическая лаборатория. Благодаря упорному труду на пути к знаниям Михаил стал известнейшим ученым. Его ум проявился во многих отраслях наук. Он показал себя и как гениальный поэт, просветитель. Заслуга Ломоносова состоит еще в том, что он создал телескоп, чтобы наблюдать звезды и планеты. Изучив живой разговорный язык, Михаил Васильевич написал первую грамматику русского языка. Ломоносов много сил приложил, чтобы в России открыли первый вуз, который считается одним из лучших учебных заведений страны и носит его имя. В наше время даже утверждена медаль имени М.В.Ломоносова, которая присуждается ученым, сделавшим открытия в области естествознания.

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова
  • Мох
    Споровые небольшие растения, Бриофиты, у которых есть листья, стебли. Мхи, это высшие растения (организмы имеющие вегетативные органы, наиболее важные корень и побег), наиболее многочисленные, насчитывающие 10 тысяч видов,
  • Сплавы металлов
    Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.
  • Мухоловка
    Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.


Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.


За рубежом

Михаил Васильевич Ломоносов – поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.

Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.

Рождение и детство

Михаил Васильевич Ломоносов родился на территории современной Архангельской области в деревне Мишанинской 19 ноября 1711 года. Родители мальчика были зажиточными людьми. Отец занимался выловом рыбы, то есть был помором, как ранее называли людей подобной профессии. Звали отца Василием Дорофеевичем, мать — Еленой Ивановной.

Детство Лермонтова

Если верить людям, которые лично знали Михаила, он отзывался об отце как о добром, но крайне невоспитанном и необразованном человеке. Мать Ломоносова умерла рано, мальчику тогда было всего 9 лет. В скором времени отец женился во второй раз, но супруга умерла после трех лет совместной жизни.

Горевал Василий Дорофеевич недолго, через несколько месяцев, вернувшись с очередного похода в море, он женился в третий раз. Супруга его была до свадьбы вдовой и имела скверный характер, поэтому Михаил, которому на тот момент было 13 лет, сразу почувствовал свою неприязнь к женщине. Однако сделать ничего мальчик не мог, поэтому старался усмирить свой нрав, чтобы ужиться с мачехой.

С ранних лет Ломоносов начал помогать отцу, уже в десятилетнем возрасте часто выходил с ним в море для вылова рыбы. Влияние природы севера сделало свой вклад в развитие личности великого человека.

Выход в море почти всегда сопровождался опасностями, что закаляло не только дух мальчика, но и развивало его физические силы. К 18 годам он стал в меру высоким и сильным юношей, ловким и бесстрашным. Наблюдение за дикой природой и борьбой стихий дало толчок к развитию в Михаиле творчества. Он мог подолгу смотреть на волны, плещущиеся о берег, на заход солнца в летний период, на шторм, который сносил все на своем пути. Эти природные явления не пугали будущего ученого, он видел в них красоту и таинственность, находил покой в наблюдении за борьбой ветра и воды.

Принадлежность Михаила к поморам не была подтверждена им лично. Он утверждал, что относится к крестьянскому сословию. Но ломоносовцы XIX века к столетию смерти ученого издали его биографию кратко, самое главное, Ломоносова отнесли к поморам. Эта работа была написана талантливым историком Ламанским Владимиром Ивановичем, она оказала существенное влияние на все последующие описания жизни великого учёного.

Возвращение в Петербург

Возвращение Ломоносова в Россию

В 1739 году в Германию пришло письмо, в котором было сказано, что студенты должны готовиться к отъезду во Фрайберг, где будут изучать горное дело и металлургию. Летом этого же года они прибыли на место. Преподавать им начал профессор Генкель, отличающийся педантичностью и строгостью. После относительной свободы студенты не могли привыкнуть к распорядку и постоянным придиркам преподавателя.

Первая ссора Михаила с преподавателем состоялась через 6 месяцев после прибытия. Парень отказался выполнять черновую работу, порученную ему. Позже ссоры стали повторяться, поэтому он решил покинуть город. Помимо этого, парень считал, что ему больше нечему учиться у этого человека.

В мае 1740 года Ломоносов решил бежать из города, поехал в Лейпциг, где ожидал помощи, но не нашел нужного человека. Тогда он отправился в Голландию, чтобы попасть оттуда в Россию, но был завербован в прусскую армию. Через несколько недель Михаил дезертировал и снова попал в Марбург, где жила вдова пивовара. В июне 1741 года вернулся в Петербург.

Михаил Юрьевич Лермонтов был рожден в Москве 15 октября 1814 года. Отца Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, а мать - Мария Михайловна Арсеньева была уроженкой знатного рода Столыпиных. Еще когда Михаил был маленьким, тяжело заболев, умерла его мать. Поэтому за воспитание маленького Михаила взялась любящая его бабушка Елизавета Алексеевна. Она обожала своего внука, ухаживала, заботилась и растила его. Отношения с отцом Михаила Юрьевича у них не сложились. Из-за постоянных недомолвок с Юрием Петровичем, Елизавета Алексеевна решила забрать внука вместе с собой в село Тарханы.

Хоть Михаил Юрьевич и рос вдали от цивилизации, это не помешало ему вырасти умным и целеустремленным мальчиком, и получить отличное образование на дому.

Но из-за нехватки отца Лермонтов был сильно огорчен и поэтому, отрадой его стала природа, которая его окружала, а также поездки на Кавказ. Ранние влюбленности, путешествия стали импульсом для развития своего творчества. Благодаря помощи учителей появлялись первые наброски стихотворений Михаила Юрьевича. Но самым главным импульсом в творческой жизни Михаила Юрьевича стал Московский Благородный пансион, в котором учился писатель.

Став студентом Московского университета Лермонтов продолжает обильно писать стихотворения. Из-за вызывающего поведения Лермонтов не сдаёт экзамены и решает ехать в Петербург.

Поступив и окончив школу гвардейских подпрапорщиков, Михаил Юрьевич получает звание корнета.

М. Ю. Лермонтов был по праву великим русским поэтом. Всем его произведениям сопутствовала любовь. Его произведения были уникальны и полюбились миллионам читателей.

Великого русского поэта Михаила Лермонтова нашей стране подарил 1814 год. Поэт родился в Москве. Рано потерял маму, и его опекуном стала бабушка. Она смогла заменить мать будущему поэту. Из-за разногласий с зятем бабушка с внуком переехали в сельскую местность. Михаил получил достойное домашней обучение. Постоянное отсутствие общения с отцом негативно сказывалось на жизнь поэта. Он был вынужден искать успокоения извне в природе, выездах на Кавказ и в любви.

Во многом это положило начало развития потенциала. Начали зарождаться строчки стихов. Местом, где раскрылся подлинный талант поэта к творчеству, он считал Московский пансион, именно тут он учился до 1830 года.

Затем поступает в Московский университет. Там он сразу обрёл новых друзей, среди которых были Белинский, Герцен и Огарев вместе они часто вызывали недовольство у преподавателей, своим бескомпромиссным поведением. Не сдав экзамены, Лермонтов отправляется в Санкт-Петербург.

Успешно начинается обучение в школе юнкеров. Через два года поэт получает звание корнет и начинает нести службу в Гусарском полку.

Годы студенчества были наполнены неразделёнными чувствами и любовными разочарованиями. Настоящая любовь и муза поэта Варя Лопухина оставила его чувства и вышла замуж за другого. Лермонтов после этого ещё долго искал утешения.

Поэт за свою недолгую жизнь подарил миру великое культурное достояние - свою лирику, которую он писал по велению чувств. Самым важным среди них была любовь. Мысли, которые его мучили после очередной неразделенной любви, он доверял бумаге. Увидели свет циклы настоящей любовной лирики. И бесспорно самым масштабным и уникальным произведением, которое сегодня знает весь мир, стал роман "Герой нашего времени".

Поэт сумел покорить сердца многих, его личность во все времена была и остаётся невероятно масштабной. Уже много прошло лет после его смерти, сменилось много поколений, но несмотря на это, каждый может смело заявить, что Лермонтов - герой нашего времени.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Популярные сегодня темы

Как только солнечные лучи растопят снег после долгой зимы, на опушке леса можно встретить первый весенний цветок сине - лилового цвета с пушистыми бутонами. В народе его называют подснежником

В настоящее время компьютер занимает всё больше и больше места в жизни человека. Здоровье человека не предназначено для постоянной работы с компьютером.

Лжедмитрий это уникальная личность. Он обладает способностью убеждать. Он был самозванцем, но это не помешало ему толкнуть народ на бунт и захватить престол.

Одно из самых необычных и интересных млекопитающих нашей планеты. Этот медвежонок, абсолютно не похож на настоящего зверя. Выглядит довольно-таки мило: широкая мордочка

В большинстве случаев люди думают, что закаливание - обливание и купание в холодной воде, отчасти это правда. На самом деле закаливание организма - это влияние на организм самой природой и ра

Ухо является неотъемлемой и одной из главных частей нашего общего организма. С помощью уха мы воспринимаем, распознаём звуковые импульсы и понимаем все то, о чем нам говорит окружающий мир

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное —организатором российской науки.

ВложениеРазмер
lomonosov.docx 57.91 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное —организатором российской науки.

Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки . После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Реферат о Ломоносове.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.

Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.

Детство в рыбацкой деревне.

В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.

В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.

В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.

В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.

В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.

Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Урок о сохранении массы для академиков.

В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.

Общение на высшем уровне.

Представление проекта императрице Елизавете Петровне.

Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятниук учёному около МГУ.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему :

« Жизнь и деятельность

учителя Октябрьской ОШ № 30

Шаталовой Светланы Николаевны

hello_html_4a7bcfc6.jpg

Ефремов, 2017 год

2. Путь к научным изысканиям

3. Научная деятельность Ломоносова

5. Список литературы

Служба отечеству определила основное направление деятельности учёного, форму и характер его научных трудов.

Цель работы: ознакомиться с творчеством, великими открытиями М. В. Ломоносова, уяснить его место и роль в науке.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

- проследить основные вехи биографии Михаила Васильевича Ломоносова;

- ознакомиться с основными его открытиями и этапами научной деятельности.

Путь к научным изысканиям

Научная деятельность

С первых же шагов своей научной деятельности он поставил перед собой основную задачу: создать и обеспечить в России возможность научной работы(1).

Но атомистические представления Бойля – Лемери сводились преимущественно к созданию наглядной картины химических явлений посредством образов, заимствованных из областей механики. Формы атомов считались бесконечно разнообразными в соответствии с разнообразием химических явлений. Такие представления неизбежно оставались лишь наглядными иллюстрациями химических явлений, основанными на воображении.

Согласно атомистической концепции Ломоносова, материя состоит из неделимых, абсолютно твёрдых атомов, механическое движение которых является причиной всех явлений в природе.

Свою концепцию о поступательном, колебательном и вращательном движении атомов М.В. Ломоносов распространил на три агрегатных состояния вещества. В области газов он разработал кинетическую теорию и связал её с механическими представлениями о причине теплоты. Гипотеза Ломоносова о вращательном тепловом движении атомов газа получила признание у западноевропейских учёных конца 18 века и первой половины 19 века. Она получила развитие в трудах Г. Дэви, других учёных.

Распространив атомно – корпускулярную концепцию на твёрдые тела, на основной объект изучения химии – химические элементы и их соединения, М.В. Ломоносов дал классические определения: что такое химический элемент и химическое соединение.

Потребовалось шесть лет упорной и настойчивой борьбы, чтобы, наконец, в 1748 г. открылась первая в России научная Химическая лаборатория, где М.В. Ломоносов с января 1749 г. начал вести исследования и читать лекции студентам (4).

Так впервые публично М.В. Ломоносов отрекается от господствующего традиционного взгляда на задачи химии. Перед его взором другая химия – физическая, к созданию которой он приступил в 1752 г.

То, что задумал свершить Ломоносов, а именно всю химию сделать физико- химической наукой, было грандиозным и по замыслу, и по новаторству.

Таким определением Ломоносов открывал свой курс физической химии, впервые в мире прочитанный студентам Академии наук в 1752 -1753 гг. Достоинство этого определения заключается в том, что в нём указаны цели исследования: изучить и объяснить то, что происходит с веществом при химических превращениях, используя положения и методы физики. В наше время, когда изучение сущности химических превращений стало одной из основных задач химии, определение физической химии Ломоносова принимается как наиболее совершенное выражение глобальной цели современной химии.

В мае 1752 г. М.В. Ломоносов подал в конференцию Академии наук заявление, в котором писал: «…Я считаю весьма полезным, чтобы в химических моих лекциях, которые я должен читать учащемуся юношеству, всюду, где только возможно, присоединять к химическим опытам физические…во всём курсе экспериментальной химии, созданном моими трудами, требуется 1) определять удельный вес химических тел; 2) исследовать взаимное сцепление частей а) путём излома, б) путём сдавливания, в) путём стачивания на камне, г) а для жидкостей – путём счёта капель; 3) описывать фигуры кристаллизующихся тел; 4) обрабатывать тела длительным нагреванием при помощи Папиновой махины; 5) всюду наблюдать градусы теплоты; 6) изучать тела, особенно металлы, продолжительным растиранием. Одним словом, я предполагаю сделать попытку исследовать всё, что может

Из всех этих опытов М.В. Ломоносов сделал вывод, что Р. Бойль ошибался, объясняя увеличение массы обжигаемых веществ присоединением к ним огненных частиц.

Такое представление вписывалось в логику развития естественнонаучных знаний 50-х гг. 18 века, когда химические опыты ещё не подвели учёных к пониманию окислительно-восстановительных процессов с участием воздуха. В то время флогистон, если можно так сказать, вытеснил воздух из химических воззрений и в какой-то степени тем задержал изучение состава воздуха. М.В. Ломоносов жил в эпоху физики газов. Поэтому безуспешной будет попытка отыскать в работах Ломоносова идею о взаимодействии воздуха и металла при обжиге как причине увеличения его веса.

количественных физико-химических измерений усилиями одного учёного. К этим объективным причинам присоединились и субъективные.

В 1760 г. Ломоносов был избран членом Шведской академии наук, а в 1764 г. – членом Болонской академии.

Умер М.В. Ломоносов в Петербурге 4(15) апреля 1765 г.

О вкладе М.В. Ломоносова в развитие всех отраслей науки в России можно писать бесконечно. Русский народ чтит память о нём, многим учебным заведениям и предприятиям нашей страны присвоено имя М.В. Ломоносова.

Прав был Б.Н. Меншуткин, относя к самому Ломоносову сделанный им последний перевод Горация:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю…

Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. – 3-е изд. М; Л.: Изд-во АН СССР,1947.

Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. в 10 т. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1957.

Меншуткин Б.Н. Труды М.В. Ломоносова по физике и химии. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1969.

Раскин Н.М. Химическая лаборатория М.В. Ломоносова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1969.

Меншуткин Б.Н. – М.В. Ломоносов как физико-химик //ЖРФХО,1904.Т.36 Вып.9. Отд.2.

Вальден П.И. – М.В. Ломоносов как химик // Вальден П.И. Наука и жизнь. Ч.2. Пг.,1919.С1-15.

Читайте также: