Доклад на тему лепка

Обновлено: 05.07.2024

Лепка: история, виды, материалы

История лепки из глины

Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из мокрой глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края. Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для миллионов взрослых и детей во всем мире. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.

Лепка из теста – не менее древнее искусство

лепка

Лепка из теста – искусство не менее древнее, однако все же менее распространенное, нежели лепка из глины. Разумеется, в древние времена люди лепили лепешки из муки и воды, чтобы их кушать. Их обжигали на огне или раскаленных камнях, и таким образом получился хлеб. Затем стали строить для хлеба печи, человечество открыло для себя волшебные свойства хмеля, и лепешки сменились пышными караваями.

Однако лепкой из теста древние люди тоже занимались! Возможно, первыми, кто догадался это делать, были древние инки. Они лепили из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам. Есть сведения, что древние скифы (наши предки) тоже занимались лепкой фигурок из теста.

В Европе и Азии фигурный хлеб изготавливали ручным методом, без применения вспомогательных материалов. В начале семнадцатого века в Китае из теста делали марионетки, ими игрались дети, и с их помощью устраивали своеобразные кукольные театры. У племен в Гималаях в средние века из воды и ячменной муки делали фигуры животных и людей, их тоже приносили в жертву богам.

Славяне усердно лепили из теста самые разные обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. На Рождество родным и друзьям дарили баранки и козочек из сладкого теста, такой подарок был знаком уважения и любви. Да и просто игрушки для детей много сотен лет делались из такого уникального материала, как соленое тесто.

Сегодня лепка из теста утратила мистической значение и сакральный смысл, зато стала серьезным искусством. В современной Греции и Испании из соленого теста делают хлебные венки, они являются символами урожая. В Словакии, Чехии, Польше большую популярность имеют картины, сделанные из соленого теста, окрашенного в разные цвета.

Сейчас из соленого теста с удовольствием лепят и дети, и взрослые, из него делают картины, украшения, кукол, статуэтки, посуду, елочные украшения и многое другое.

История лепки из пластилина

Изделия, вылепленные из пластилина, не пользуются столь большим спросом, как изделия из глины и теста, и это понятно – они недолговечны, очень легко деформируются. Лепка из пластилина больше подходит для детского творчества, ведь она учить малышей быть старательными, аккуратными, изобретательными. Лепить из пластилина очень полезно еще и потому, что это развивает координацию движений и мелкую моторику, заставляет пальчики усердно трудиться, развивает фантазию, увлекает.

Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.

Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.

Лепка из гипса

лепка

Говоря о лепке, нельзя не упомянуть о столь значительном материале, как гипс. Изделия из него применялись много сотен лет для украшения интерьера. Первый такой декор из гипса возник в Древнем Египте, еще фараоны жили во дворцах, украшенных гипсовой лепниной. Было это в пятом-втором веках до нашей эры. Из гипса тогда делали наличники, колонны, дверные порталы. В сотом году до нашей эры гипс стали применять и в Древней Греции, лепнина там была более изящной и сложной. Тогда же появились и кессоны, ордерная система колон, гипсовые скульптуры.

В наши дни скульптура из гипса и гипсовый декор не менее популярны, чем в древние времена. Сегодня технологии позволяют сделать изделия в любом желаемом стиле, от барокко до хай-тэка. Самое главное в этом искусстве – придерживаться технологии и не выходить за рамки выбранного стиля.

Современные материалы для лепки


Лепка является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Стали лепить посуду и статуэтки.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для миллионов взрослых и детей во всем мире. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, однако все же менее распространенное, нежели лепка из глины. Разумеется, в древние времена люди лепили лепешки из муки и воды, чтобы их кушать. Их обжигали на огне или раскаленных камнях, и таким образом получился хлеб. Однако лепкой из теста древние люди тоже занимались! Возможно, первыми, кто догадался это делать, были древние инки. Они лепили из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам. Есть сведения, что древние скифы (наши предки) тоже занимались лепкой фигурок из теста.

В Европе и Азии фигурный хлеб изготавливали ручным методом, без применения вспомогательных материалов. В начале семнадцатого века в Китае из теста делали марионетки, ими игрались дети, и с их помощью устраивали своеобразные кукольные театры. У племен в Гималаях в средние века из воды и ячменной муки делали фигуры животных и людей, их тоже приносили в жертву богам.

Славяне усердно лепили из теста самые разные обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. На Рождество родным и друзьям дарили баранки и козочек из сладкого теста, такой подарок был знаком уважения и любви. Да и просто игрушки для детей много сотен лет делались из такого уникального материала, как соленое тесто.

В современной Греции и Испании из соленого теста делают хлебные венки, они являются символами урожая. В Словакии, Чехии, Польше большую популярность имеют картины, сделанные из соленого теста, окрашенного в разные цвета.

Сейчас из соленого теста с удовольствием лепят и дети, и взрослые, из него делают картины, украшения, кукол, статуэтки, посуду, елочные украшения и многое другое.

Говоря о лепке, нельзя не упомянуть о столь значительном материале, как гипс. Изделия из него применялись много сотен лет для украшения интерьера. Первый такой декор из гипса возник в Древнем Египте, еще фараоны жили во дворцах, украшенных гипсовой лепниной. Было это в пятом-втором веках до нашей эры. Из гипса тогда делали наличники, колонны, дверные порталы. В сотом году до нашей эры гипс стали применять и в Древней Греции, лепнина там была более изящной и сложной. Тогда же появились и кессоны, ордерная система колон, гипсовые скульптуры.

В наши дни скульптура из гипса и гипсовый декор не менее популярны, чем в древние времена. Сегодня технологии позволяют сделать изделия в любом желаемом стиле, от барокко до хай-тэка. Самое главное в этом искусстве – придерживаться технологии и не выходить за рамки выбранного стиля.

Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости. Хороший пластилин не должен липнуть к рукам, крошиться и трескаться, в то же время он легко разминается и хорошо держит форму. Кроме обычного пластилина в наше время на прилавках магазинов можно встретить и всевозможные его разновидности: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин; скульптурный пластилин; пластилин на растительной основе для годовалых малышей и др.

Существуют различные инструменты для лепки. Важным из них является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы предохранить поверхность стола, но и для образования базовых форм. Исходные заготовки из массы для лепки, раскатанные на хорошей рабочей доске, имеют гладкую и ровную поверхность, чего весьма трудно добиться только руками. В продаже имеются специальные пластиковые доски для занятий лепкой. Так же можно воспользоваться обычным ковриком для лепки. Одним из главных инструментов при лепке является стека, которая должна быть легкой, небольшой, а главное – безопасной. В продаже имеются целые наборы стек различной формы, которые позволяют прорабатывать детали поделок из пластилина. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум одну стеку из пластмассы, которой можно разрезать бруски материала на кусочки. Также можно пользоваться обычным одноразовым ножом из пластика, который имеет лезвие с мелкими зубцами или, наоборот, ровное, а обратная его кромка – прямая. Она может использоваться как линейка и для проработки определенных форм и пропорций. Стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Пластмассовой стекой очень удобно удалять прилипший к поверхности пластилин либо тесто, не боясь при этом поцарапать покрытие стола или пола.

Прежде чем приступить к лепке, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек массы между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного масс и выделяют её, придавая ей нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата массы её оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек массы.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Существуют различные способы лепки, такие как:

лепка объёмных форм из отдельных частей;

модульная лепка (используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка);

дизайн предметов бытового назначения;

налепные украшения (их раскрашивание красками);

пластилиновая аппликация (в т. ч. обратная);

мозаика из мелких шариков;

выкладывание жгутиками (витражная техника);

рисунок пластилиновыми мазками (пластилинография);

создание фактурной поверхности;

отпечатки различными предметами на основе торцевание;

рельефы ( декоративные пластинки): барельеф, горельеф, контррельеф сграффито (многослойное процарапывание);

рисунок из пластилиновой ленты, жгутиков;

смешивание цветов (цветоведение).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

навыков контроля и самоконтроля.

Формы организации детей на занятиях разнообразны: индивидуальное выполнение, в парах, когда двое договариваются и планируют совместную деятельность, в группах, конвейером (для большой коллективной работы заранее делали различные заготовки).

При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении диагностика всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.

Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.


-75%

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лепка. Виды лепки. Презентация на заданную тему содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Понятие пластического творчества Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведения искусства, художественное слово.

Объемная и рельефная лепка Вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами.

Пластилинография Одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ — ЭТО НОВЫЙ ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОЗДАНИЯ ЛЕПНЫХ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ВЫПУКЛЫХ, ПОЛУОБЪЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ — ПЛАСТИЛИН. ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ТЕХНИК. НАПРИМЕР, ДЕКОРИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ БИСЕРОМ, СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ, ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Материалы, используемые в пластилинографии: * Картон (однотонный или цветной) * Дерево, стекло или пластик * Набор пластилина * Дощечки для пластилина * Стека * Влажная и бумажная салфетка * Лак бесцветный для волос * Шприц без иголки, тёрка * Природный или бросовый материал * Ручки, карандаши, ватные палочки. * Баночка с водой * Скалка и тонкая проволока или канцелярский нож

РЕКОМЕНДАЦИИ: ТВЕРДЫЙ ПЛАСТИЛИН МОЖНО РАЗОГРЕТЬ. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ ПЛОТНЫЙ КАРТОН. ПОВЕРХНОСТЬ КАРТОНА МОЖНО ПОКРЫТЬ СКОТЧЕМ. МОЖНО ПОКРЫТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ ЛАКОМ ДЛЯ ВОЛОС. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. ПРИ РАБОТЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПОКОЙНУЮ, ЛИРИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила поведения и меры предосторожности для детей при работе с пластилином……………………………………………………………………….

Основные приёмы работы для детей с пластилином……………………….

Влияние лепки из пластилина на развитие ребёнка…………………………

Актуальность: Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений - о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:

творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;

в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;

дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.

В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Цель: Расширить понятие о приемах работы с пластилином, узнать историю пластилина, каких видов он бывает, разработать буклет с методическими рекомендациями для детей как лепить из пластилина с детьми.

Объект: процесс развития творческих способностей детей.

Предмет: техника лепки из пластилина.

Гипотеза: последовательная и систематическая лепка из пластилина, действительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности.

изучить подробную научную литературу по данному вопросу;

изучить приёмы и правила работы с пластилином;

изложить определение пластилина, его историю, характеристики, свойства и области применения;

разработать буклет с методическими рекомендациями для родителей.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений - о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:

творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;

в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;

дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.

В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Происхождение пластилина.

Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.

Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.

Свойства пластилина.

Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него. В этом есть - творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Виды и свойства пластилина.

В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:

- Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.


- Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами и учащимися художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность. Это отличный материал для скульптора.



- Арт-пластилин, или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов:

После 10-30 минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, писать с его помощью картины или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; затем из него снова можно лепить.


- Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.



- Застывающий пластилин. Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.



- Плавающий пластилин обладает великолепной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, позволяет создавать неординарные поделки. Пластилин изготовлен по специальной технологии –обладая повышенной легкостью, он в два раза легче, чем обычный пластилин. Фигурки держатся на поверхности воды. Легко размягчается, не прилипает к рукам.



- Флуоресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.




- Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.



- Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина– он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.



Правила поведения и меры предосторожности для детей при работе с пластилином.

При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.

Лепку следует выполнять только на специальной дощечке.

Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.

После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

Основные приёмы работы для детей с пластилином:

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. Вот некоторые приемы работы с пластилином:

· Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.

· Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

· Придавливание - нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.

· Разрезание - при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

· Раскатывание и вытягивание, работа пальцев - раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.

· Раскатывание цилиндра - прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.

· Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Влияние лепки из пластилина на развитие ребёнка.

Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Синхронизируют работу обеих рук;

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Развивается воображение, раскрывается творческий потенциал;

Воспитывается усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца;

При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга и даже профилактика болезней! На руках находятся биологически-активные точки, которые соответствуют каждому органу нашего организма, их массаж и разогревание дает мощный оздоровительный эффект на весь организм в целом.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Этот вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно, поэтому в психологической практике часто применяют такой вид работы как лепка.

Ребёнку нужно с самого маленького возраста давать играть с пластилином, ведь даже взрослые занимаются лепкой.

Пластилин – не только средство для развлечения и материал для развития творческих способностей, но и вещество, обладающее некоторыми терапевтическими свойствами. Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев. Для детского творчества желательно применение безопасного пластилина, изготовленного на растительной основе.

Пластилин имеет массу достоинств и приносит большую пользу. Дав волю своей фантазии, из него можно вылепить что угодно. Поэтому детей необходимо знакомить с этим интересным материалом, начиная с одного годика.

Помимо обучающего процесса, игры с пластилином развивают познавательные способности – внимание, память, экспрессию; творческое и пластическое мышление; стимулируют творческую активность; помогают осваивать манипулятивные навыки, отрабатывать новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся. И это не всё.

Считаю, что лепка из пластилина очень увлекательное и интересное занятие. Оно успокаивает и увлекает тебя, тебе всё интересней и интересней лепить ту или иную фигурку.

Так же это занятие требует пластики и ловкости рук, это развивает моторику рук.

Читайте также: