Доклад на тему культура ссср

Обновлено: 02.07.2024

Важным этапом развития Советского Союза являются 1930-е годы. В этот период происходит культурная революция, подготовившая государство к тяжелому военному времени. Многие зарубежные историки считают, что Великую Отечественную войну выиграл именно советский учитель, подготовивший лучшие военные кадры. Перёд руководством стояло несколько целей культурной революции:

· Повышение уровня грамотности населения, приобщение к культурным ценностям;

· Распространить и утвердить марксистско-ленинское учение в народных массах.


Уже в 1934 год в школах были введены в качестве обязательных предметов для изучения: гражданская история и география. Стоит отметить, что история изучалась в полном курсе, власть считала необходимым ознакомление нового поколения с прошлым Российской империи, ее державным укладом. Уже в 1932 году школы вернулись к уроку в качестве основной формы проведения учебных занятий. В 1937 году руководством СССР подписан приказ об обязательном семиклассном образовании для всего населения. А уже за период 1933-1937 было открыто и оборудовано более 200 тысяч новых школ. К 1939 году 87,4% населения СССР оказались грамотными. Совершенствовалась система получения высшего образования. К концу 30-х годов на территории СССР находилось 23 ВУЗа. Университеты открывались в национальных республиках.

Особое внимание уделялось точным и естественным наукам. Во вторая половине 1930-х годов в СССР впервые в мире поставлено производство искусственного каучука. Кроме того, уже в 1933 запущена ракета на жидком топливе. Но в научных рядах проводились чистки. Власть не признавала те науки, которые не могут помочь развитию государства. Репрессиям подвергся Вавилов. Во взглядах руководства бесполезной оказалась генетика, как буржуазная наука.

Общественные науки подверглись воздействию советской идеологии. Все ученые, разделявшие немарксистские взгляды, покинули Россию. Историки были вынуждены согласовывать с руководством союза все научные работы и взгляды. В 1938 году Сталин взял под личный контроль написание единственного учебника по истории партии большевиков “Краткий курс истории ВКП(б)”, который официально закрепил единственную верную концепцию развития.

Всесоюзный съезд писателей прошел в 1934 году, председателем которого был выбран Максим Горький. В уставе объединения закреплялся социалистический реализм. Это означало, что теперь контроль над изображением действительности брала партия. Создавались произведения исторической направленности, производственные романы. Во многих из них прославлялась коллективизация и индустриализация. Именно в 1930-х построены известные массовые библиотеки. Талантливые писатели уделял особое внимание детскому направлению. Но с ростом репрессий после 1935 года некоторые советские писатели были строго отлучены от своего творчества.

Кино и театр освещали военные сюжеты. В театре ставили произведения Булгакова, Лавренева и пьесы других советских драматургов. За всеми постановками следила строгая партийная цензура. В 1931 году появился первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, а уже в 1936 распространялся цветной кинематограф и музыкальные комедии. Исторические и документальные фильмы знакомили с известными личностями: “Петр 1” В. М. Петрова и “Александр Невский” С. М. Эйзенштейна. Стоит отметить, что кинематограф считался самым доступным видом искусства, поэтому являлся инструментом идеологической пропаганды.

Как и в литературе, в изобразительном искусстве для объединения художников были созданы региональные союзы под руководством А. М. Герасимова. В 30-е годы многие художники работали над портретами вождей и других значительных представителей руководства страны. В изобразительном искусстве придерживались социалистического реализма.

Архитектура 1930-х годов отличалась строгой монументальностью и неоклассическими элементами. Уже в середине 30-х появился совершенно новый стиль классицизма-сталинский классицизм, выделившийся своей торжественностью и строгостью постройки. Кроме того, с 1935 года руководство страны разрабатывало обширный план реконструкции Москвы, в ходе которого были организованы площади с развлекательной инфраструктурой, парки активного отдыха и досуга.

Таким образом, культура 1930-х годов следовала консервативным тенденциям развития, но была довольно противоречива. С одной стороны, искусство было ограничено партийной цензурой и не имело право выходить за рамки. Но с другой стороны, были достигнуты отличные показатели грамотности и образованности населения всего СССР. Это позволило создать техническую базу для военного времени.

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

Владимир Маяковский

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Сергей Эйзенштейн

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

Михаил Булгаков

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Максим Горький

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.


Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия. В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены. С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры. Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее). Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей. Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

Читайте также: