Доклад на тему критериальное оценивание

Обновлено: 27.03.2024

ВложениеРазмер
vystuplenie.docx 27.05 КБ
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.

Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
- Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
Объективная оценка учебных достижений должна быть не только со стороны учителя, но и – родителей.
На сколько оценка объективна показывает критериальное оценивание.
Содержание образования предусматривает оценивание по строгим критериям, понятным и детям, и родителям. (слайд 2-3)

Основной целью КО является объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями, позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Система критериального оценивания включает формативное оценивание и внутреннее суммативное оценивание. (слайд 4-5)

Формативное оценивание состоит из пяти ключевых стратегий .

• разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания;

• формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут свидетельствовать о понимании;

• предоставление обратной связи, которая будет стимулировать обучающихся к достижению результатов;

• вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения;

Формы, виды обратной связи учитель выбирает на свое усмотрение, используя свой наработанный опыт.

Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, за четверть и за год.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и четверти с выставлением баллов и оценок. Выполнение работ по суммативному оцениванию обязательно для всех обучающихся. Повторное выполнение суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и за четверть не допускается.

Задания суммативного оценивания за четверть разрабатываются на основе спецификаций суммативного оценивания за четверть. Спецификации представляют собой единые требования к структуре и содержанию суммативного оценивания за четверть и его проведению для всех организаций среднего образования.

Задания суммативного оценивания учитель составляет самостоятельно или использует задания, рекомендованные в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Учитель может использовать несколько вариантов суммативных работ.

Информация по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему предоставляется обучающимся и родителям или иным законным представителям в бумажном или электронном формате (рубрики, комментарий и др.).

Для оценивания достижений учащихся по математике можно применять четыре критерия . Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Краткое описание содержания критерия

Знание и понимание

Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

Передача информации на математическом языке

Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

Размышления в математике

Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

качественная оценка: ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

качественная оценка: норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

качественная оценка: хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

качественная оценка: близко к отлично .

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

качественная оценка: отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

  1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.
  2. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы избежать наказания.
  3. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок.
  4. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  5. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  6. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  7. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  8. Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  9. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка.
  10. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  11. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
  12. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
  13. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить.
  14. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Изучение методики критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формативное (формирующее) Суммативное (констатирующее) производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) помогает обучающемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях обучающихся, выставить итоговые отметки

Обозначение критерия Название критерия Краткое описание содержания критерия А Знание и понимание Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование закономерностей Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. С Передача информации на математическом языке Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Размышления в математике Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения


Задачи: 1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.

2. Познакомить с суммативным, формативным и критериальным

3. Показать на практических примерах использование каждого вида

оценивания на разных этапах урока.

Содержимое разработки

Хромтауская средняя школа №4

Подготовила: Тургаева Г.А.

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального

оценивания. Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе

как способа определения степени реализации учебных целей и достижения

планируемых результатов обучения.

Задачи: 1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.

2. Познакомить с суммативным, формативным и критериальным

3. Показать на практических примерах использование каждого вида

оценивания на разных этапах урока.

К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный

потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой

очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно

универсальный и действенный. Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтер­нативу пяти­балльной

сис­теме пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот

вопрос дает введение систему критериального оценивания.

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель

транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания

передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация,

которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот

знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя

сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и

Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

что оценивать? как оценивать? с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.

Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

б) уровня учащегося относительно класса в целом,

в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование

достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством

эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия,

соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с

другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников,

школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая осново-полагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Но в последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и

учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает

постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня

сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении

изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание

проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста,

контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта,

устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы,

являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду

времени и определение соответствия полученных результатов требованиям

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения,

методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения. Если представить, что дети - цветы … Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему

потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. (Министерство

образования Новой Зеландии, 2009)

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний

контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо

функционирует конечный продукт в реальном мире.

оценивание – это процесс, основанный на сравнении

учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными,

заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям

и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной

При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала

познакомиться со следующими терминами.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего

результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем

выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Пример составление критериев, рубрикатора и дескрипторов

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Практическая значимость критериального оценивания Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее. Учащемуся

известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить

уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям: Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Критериальное оценивание “ЗА”

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Издержки адаптационного периода.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и

издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет входе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Все работы по пройденным темам срезовые или контрольные оцениваются по соответствующим рубрикам. Рубрики ученик получает перед началом изучения каждой темы. Это дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа по данной теме. А, если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы. Т. е. ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы.

Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Если рубрику можно себе представить в виде некоторой вершины, то критерии – это лестничные марши, а дескрипторы – это отдельные ступеньки, поднимаясь по которым можно уверено продвигаться к цели.

Рубрика - перечень критериев с дескрипторами, фактически является для ученика подробной инструкций по работе любого вида, в данном случае по работе над проектом. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами.

Еще одно очень важное обстоятельство. Применение критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность.

Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать.

Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.

В статье показана технология и методика критериального оценивания в учебном процессе, принципиальные отличия от традиционной системы, таже ее новизна и главные преимущества. Наряду с этим, рассмотрены современные педагогические методики, технологии, инновации, основы педагогики в современных школах. В данной статье рассмотрены основные принципы критериального оценивания для каждой конкретной работы, также указаны конкретные представления о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, методы оценивания такой шкалы как определение степени приближения ученика к данной цели. В статье указаны достоинства и преимущества критериального оценивани, которыми являются объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.


2. Вертьянова А.А. Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся.Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2014. – С. 56–68.

Одной из главных задач современного образования является совершенствования методики преподавания дисциплин, подготовки компетентных кадров для этих дисциплин, обьективная оценка знаний учащихся. Поэтому в последние годы одним из основных направлений методической работы в школе является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению [3].

Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.

Попробуем разобраться основными принципами критериального оценивания. Что означает само критериальное оценивание? Какие у нее достоинства и недостатки ? Во-первых критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Само понятие крите?рий означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу как определение степени приближения ученика к данной цели [1].

Кроме этого критериальное оценивание подразделяются на формативное и суммативное оценивание. Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения – начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл).

Теперь попробуем разобраться какие преимущества и недостатки имеет критериальное оценивание, по сравнению с другими педагогическими методиками.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса [2, 3].

Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы [2].

Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию.

В соответствии с уровнем развития современной науки и технологии необходимо создание универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества системы оценивания. Существенный вклад в развитие теории оценивания внесли многие отечественные педагоги – исследователи, которые определяли оценку как результат учебной деятельности в целом.

Не менее значимы, такие проблемы, как грамотная организация-процесса оценивания с целью формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования, учебных достижений. В принципе естественно критерий оценивания должен рассматриваться как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся.

Учебно-познавательную компетентность учащихся, необходимо рассматривать в контексте технологии критериального оценивания учебных достижений как одно из современных научных направлений.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех [4].

Систем оценки учебных достижений учащихся в школе как и любая система в принципе естественно должна претерпеть определенные изменения в соответствии с уровнем развития науки и техники, это конечно создает определенный стимул для прогресса и совершенствования знаний учащихся.

Главной задачей педагогов, преподавательского состава и руководства школы несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей [4].

В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:

1. Это методика очень прозрачная и соответствует учебным целям предмета;

2. Знания учеников оценивается объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомое все ученикам;

3. При данной методике оценивания знаний учеников со стороны учеников, родителей, учителей не может быть никаких претензий;

4. В образовательном процессе методика преподавания дисциплины, оценка по данной дисциплине идет по заранее подготовленному стратегическому плану технологии критериального оценивания;

5. Данная методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;

6. Повышает качество пройденного материала.

Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.

Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Но при бурном развитии современного общества она требует само собой определенной корректировки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Если для обучающего не будет стимула для дальнейшего творческого роста, то это уже тормозит процесс познания, поэтому целесообразно стимулировать учащихся выставляя более высокие баллы. Например если мы традиционную пятибальную систему оценки приравняем к сто баллам, тогда для учеников кто подходит творчески к конкретной теме, решению задачи и т.д. можно будет поставить и более ста баллов, это уже будет огромный стимул для учащихся [3].

Критериальная система оценивания является-нормативной системой, она широко применяется в Международной школе бакалавриата. Эта система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника, на раскрытие таланта молодежи, на правильное взаимоотношение с окружающей средой, на совершенствование своих знаний.

Критериальная система оценивания является реальной системой которая согласована с педагогическим коллективом, направлена на индивидуальное развитие компетенции учеников, соответствующей целям и содержанию учебного плана образования.

Читайте также: