Доклад на тему красота и мода

Обновлено: 17.05.2024

Исследования моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях.
Цель данной работы — изучение моды как элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.

Содержание

Введение. 4
Мода как элементы культуры. 5
История развития моды. 11
Мода в современном социокультурном пространстве. 13
3.1. Творчество великих модельеров ХХ века. 13
3.2. Тенденции развития современной индустрии моды. 21
Социологический подход к иследованию моды. 24
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

мода в современном обществе.docx

  1. Мода как элементы культуры. . . 5
  2. История развития моды. . . 11
  3. Мода в современном социокультурном пространстве. . 13

3.1. Творчество великих модельеров ХХ века. . . 13

3.2. Тенденции развития современной индустрии моды. .21

  1. Социологический подход к иследованию моды. . 24

Список использованной литературы. . . .26

Мода издавна служит объектом изучения самых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экономической науки, эстетики, семиотики и др.

На ранних этапах развития человечества был создан первый покров - одежда или костюм для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Большую роль играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека в древности.

В разные эпохи одежда имела свою форму, цвета и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и социальную принадлежность, имущественное положение, возраст.

Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой позволяя даже заглянуть в будущее. Мода обладает одним важнейшим качеством - она почти мгновенно реагирует на события в жизни народа (страны), на смену взглядов и воззрений в духовной сфере. Чтобы стали осязаемы замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должно пройти время, иногда длительное. Мода же изменяется мгновенно, и в этих изменениях проявляется сущность жизни людей того или иного времени.

Поэтому исследование феномена моды является актуальным для современной культурологии.

Мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от общества к обществу, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах одна и та же мода зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположные ценностные ориентации.

Исследования моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях.

Цель данной работы — изучение моды как элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.

1. МОДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически мода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].

Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий:

1. Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

2. Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды.

Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].

Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе моды свойственны:

1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.

3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

4. Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:

1. Динамичность. Общес тво стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Обществ о стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

Стремясь зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.

стильная девушка

Что лучше — одеваться модно или стильно? Всем хочется выглядеть актуально и пробовать новые сочетания. Но мода скоротечна, и за всеми ее трендами не угонишься. Тем временем новые коллекции Celine, Off-White и Altuzarra доказывают обратное. Такая ли явная разница между модой и стилем в наше время?

Что такое мода

Мода — изменчивое явление. Это определенный вкус в одежде и других отраслях, который популярен в конкретное время. Модным может стать крой, расцветка, фасон и даже цвет.

Тренды менялись и продолжают меняться под влиянием культурных и политических факторов:

Историческая справка

Говорят, в том или ином виде мода существовала всегда. Ее диктовали религиозные верования, представители богатых слоев общества, символизм.

Однако в той форме, в которой мы знаем моду, она зародилась в XII–XIII веке, хотя самого понятия еще не было. Тогда в одежде появились элементы украшения, которые не были необходимы, но богачи с удовольствием добавляли их в свой образ. В это же время активно развивалось швейное ремесло, стали появляться новые модели одежды.

В мире преобладала мода на все французское: одежду, аксессуары, язык. И хотя она все еще была доступна в основном богачам и приближенным к королю, за модными тенденциями начали следить все. Появились даже первые модные издания.

Во второй половине ХIX века начала зарождаться фэшн-индустрия, какой мы ее знаем. Появилась мода на сезон, высокая мода haute couture, возникли модные дома, существующие до сих пор.

Но революционным стал ХХ век. Тренды больше не диктовались правителями и богачами: их стали создавать дизайнеры.

Особенно видоизменилась женская одежда. Появились брюки, костюмы, юбки-карандаш, мода стала более женственной и сексуальной. Позже пришли джинсы и мини. Одежда стала более удобной и раскрепощенной, развивался спортивный стиль.

Современная мода

Однако есть и те веяния, которые прошли проверку временем и остались модными:

    , которые так любят стилисты дома Altuzarra , позаимствованы у модниц начала ХХ века;
  • джинсы и широкие брюки с высокой посадкой, без которых невозможно представить новую коллекцию Celine , были на пике популярности в 1970-х; , доминирующие в коллекции Off-White , ввела в моду еще Коко Шанель.

Мода меняется вместе с людьми. Происходит постепенный отказ от штампов — мол, определенные фасоны могут носить только люди с модельными параметрами. Одежда стала универсальной и адаптивной. Женская мода обретает комфорт, а мужская — разнообразие.

Что такое стиль и чем он отличается от моды

В отличие от моды, продиктованной брендами и дизайнерами, стиль каждый выбирает себе сам. Он может формироваться под влиянием разных факторов:

  • социального статуса;
  • вида деятельности;
  • принадлежности к какой-либо субкультуре;
  • образа жизни;
  • убеждений и личных вкусов.

Но в то же время одеться стильно — не значит надеть сразу все, что нравится. Это навык гармонично сочетать одежду, подбирать ее по типу фигуры и телосложению.

Моду и стиль невозможно четко разграничить. За популярными трендами стоит следить хотя бы для того, чтобы выбрать для себя подходящие и адаптировать под свой стиль. Так или иначе каждый наш образ состоит из того, что было модно в разные времена.

девушка в платье и с сумкой

Мода и стиль: Unsplash

Таким образом, стиль — это сочетание модных приемов, которые формируют индивидуальный образ. Он может быть уникальным и узнаваемым. Но в основном одежда, которую мы носим, принадлежит к одному из популярных стилей:

Деловой (официальный)

Одежду в деловом стиле носят все, чья работа подразумевает дресс-код. Она лаконичная, сдержанная, не приемлет ярких цветов и эпатажных сочетаний.

Можно сказать, что деловой стиль наименее подвержен влиянию моды: цветовая гамма и виды одежды остаются неизменными. И все же мода вносит свои коррективы. Например, современный деловой стиль — это длинный пиджак вместо короткого.

Кэжуал (повседневный)

Кэжуал (от английского слова casual — ‘повседневный’) — самый популярный современный стиль. Его главные черты:

  • комфортные фасоны, не сковывающие движений;
  • практичные ткани;
  • гибкость и адаптивность.

Образы в стиле кэжуал подходят для любых ситуаций, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни: работа или учеба, прогулка с друзьями, вечеринка или романтическое свидание. Джинсы, футболки, нестрогие фасоны брюк, рубашки, джемперы и все, что украшает наши будни, — кэжуал.

Спортивный

Спортивная одежда давно вышла из стен фитнес-залов на улицы. Толстовки, джоггеры, кроссовки и кеды, рюкзаки и кепки на каждый день — это не просто нормально, а очень удобно и стильно.

Здесь уместны яркие цвета, мешковатые формы и даже аксессуары. А спортивная обувь и вовсе стала универсальной базой под любую одежду.

Романтический

Легкость, утонченность, мечтательность — главные черты романтического стиля. Он любит свободные платья из летящих тканей, уютные свитеры и жакеты, длинные юбки и изящные шляпки. Этот стиль принес в моду многослойность, цветочный принт и другие причудливые орнаменты.

Современная мода толерантна ко всем стилям, они превосходно уживаются и сочетаются друг с другом:

  • Классический удлиненный пиджак можно надеть с джинсами или даже со спортивными джоггерами.
  • С нежным цветочным платьем отлично смотрятся кеды или гранжевые ботинки.

Вероятно, границы между модой и стилем тоже будут постепенно стираться. Тем актуальнее станет вопрос поиска собственного стиля.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Мода и красота не одно и то же. Так, мода просто предоставляет самые современные варианты красоты, из которых нужно выбрать свой, единственный и неповторимый. Но многие до сих пор задаются вопросом - так ли это на самом деле, и в чём основная разница между модой и красотой. Разобраться в этом вопросе вам поможет эта статья.

Что такое мода по отношению к красоте

Мода – это современные возможности стать красивой. Она просто предоставляет новинки и варианты для создания модных образов, которые будут выглядеть современно и стильно. Кстати, модная вещь может быть и некрасивой сама по себе. Но она может стать незаменимой деталью модного и красивого ансамбля. И наоборот. Модная и красивая вещь может смотреться ужасно, если она не ваша. Такие примеры мы видим по отношению к некоторым модным вещам, например, к летним комбинезонам с восточными брюками. Эта экстравагантная вещь понравилась многим женщинам, но красиво смотрелась лишь на худых и высоких женщинах с узкими миниатюрными плечами. То же самое можно сказать и об узкой и очень короткой мини-юбке, которая в большинстве случаев хорошо смотрится только на девушках с идеальными ногами. Мода предложила вариант, а уж вам решать, подходит вам он или нет. Ведь мода предлагает достаточное количество вариантов для любого типа внешности.

К тому же и немодная вещь может смотреться красиво в сочетании с различными модными и просто оригинальными дополнениями и аксессуарами. Многие немодные вещи называются винтажными. И в моде существует целый раздел винтажных вещей. Это красивые вещи из прошлого, которые в сочетании с модной обувью и аксессуарами воплощают в жизнь старый наряд, придавая ему современное звучание. Вот почему мода то и дело возвращается к одним и тем же вещам. Поэтому не стоит стесняться бабушкиных бус или платья в горошек, так как не факт, что оно завтра не окажется на пике моды. Например, как это произошло с белыми воротничками, которые сегодня носят все, кому не лень. Вот почему красота идёт параллельно с модой, подсказывая время от времени ей необычные решения, которые уже повторялись не один раз.

Модная девушка

Что такое красота по отношению к моде

Девушка на фоне цветов

Красота идёт параллельно с модой, но это не значит, что она проглядывает в каждой модной вещи. Зачастую мода является результатом множества проб, ошибок и экспериментов, многие из которых никак нельзя назвать красивыми. Или можно считать красивыми весьма условно. Красота живёт вне моды и зависит от многих факторов. Несмотря на то что сами понятия о красоте часто изменяются, основа красоты остается прежней. Это здоровье, ухоженность и притягательность, хотя притягивать может не столько красота, сколько элемент несимметричности или неправильности в объекте. Например, мода на анорексичек не что иное, как пародия на красоту стройных и подтянутых девочек-подростков. Но зато она мощно воздействует на умы и сердца множества женщин, тратящих в борьбе с лишними, по их мнению, килограммами, огромное количество денег и времени. То же самое можно было сказать и о модной тенденции к полноте в дореволюционной России, когда придворные барышни в погоне за пышными формами закармливали себя пирожными и красной икрой, чтобы растолстеть.

Поэтому в отличие от красоты, мода – это явление приходящее, которое одни идеалы красоты легко меняет на противоположные. Но сама красота остаётся неизменной, так как она протекает вне моды. Просто она, как декорации на сцене выставляет напоказ то одни, то другие идеалы, продиктованные сиюминутными капризами моды, по сути, оставаясь неизменной. Вот почему мужчинам, вопреки массовой моде, продолжают нравиться женщины с богатыми формами. И даже если мода опять начнёт идеализировать красоту полных женщин, то найдется немало мужчин, которым по-прежнему будут нравиться стройные модели.

Как совместить моду и красоту

Это легко сделать, если следовать своему собственному идеалу красоты. Для этого нужно перемерить как можно больше модных вещей и выбрать из них те, что нравятся именно вам. Они должны подходить вам по цвету, подчёркивать красоту вашего лица. Соответствовать образу жизни и скрывать недостатки вашей кожи, лица и фигуры. Только такую вещь можно назвать модной и красивой одновременно. И дальше просто отслеживать модные тенденции и выбирать что-то своё из того, что предлагает вам мир современной моды. Одни осваивают это искусство за неделю, другие за год и больше, а третьим дано это чувство от природы и они, глядя на модную вещь, уже точно знают, подойдёт она им или нет. Многие из них выбирают профессию дизайнера или стилиста, воплощая свой дар в деятельности, которая у них легко получается, например, в рукоделии, шитье и т. д. Другой способ совместить моду и красоту – это творчество и создание модных шедевров для себя. Это позволяет всегда смотреться нестандартно и оригинально на фоне тех, кто следует общепринятым модным тенденциям и покупает одежду в популярных магазинах.

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Каждому из нас вовсе не безразлична наша внешность. Мы всегда хотим быть красивыми и привлекательными, потому что внешний облик — это самая первая информация, которую окружающие получают о нас. И, конечно, ты уже знаешь, что привлекательный внешне и красиво одетый человек сразу вызывает всеобщую симпатию. Такому человеку легче добиться успеха, у него нет проблем в общении, он уверен в себе.

Красота — это не только симпатичное лицо и стройная фигура. Нужно немало потрудиться, чтобы стать красивым человеком и хорошо выглядеть.

Вот, например, если человек сутулится и у него угловатые и неуклюжие движения, если вместо доброжелательной улыбки он криво усмехается, если грызёт ногти и громко сморкается, если без умолку болтает, не давая своему собеседнику вставить слово, если набрасывается на еду и разговаривает с набитым ртом, если не следит за выраже­нием своего лица и корчит рожицы, когда ему что-то не нравится, то вряд ли кому-то придёт в голову назвать его красивым человеком.

Получается, что красота — это и опрятность, и знание правил поведения в обществе, и вежливость, и умение со вкусом одеться, и даже подобрать соответствующее украшение к одежде.

Но разговор о красоте человека, безусловно, нужно начинать с напоминания о необходимости быть всегда опрятным и аккуратным.

Ежедневно соблюдай правила личной гигиены

Правила личной гигиены:

• Как можно чаще меняй нижнее бельё.

• Следи за чистотой рук и ногтей.

• Мальчикам необходимо ежедневно менять рубашки и носки.

• Помни, что твои волосы всегда должны быть чистыми. Причёска должна быть не только красивой, но и аккуратной.

• Девочкам, пользующимся декоративной косметикой или духами, следует помнить, что в этом особенно необходимо соблюдать меру.

Обрати внимание на свою одежду

Правильно подобранная и опрятная одежда говорит о хорошем вкусе своего владельца. И, конечно, не забывай о том, что можно одеваться со вкусом и при этом не иметь битком набитый платяной шкаф.

Покупка нового платья всегда связана с тем, где ты с большим удовольствием проводишь своё свободное время — в спортивном зале, в театре или в молодёжном клубе.

В современной моде существует четыре основных стиля: спортивный, классический, романтический и экзотический.

Очень удобна одежда в спортивном стиле. Например, в джинсовой одежде можно ходить не только на тренировку, но и в школу (если, конечно, в твоей школе не принята определённая форма одежды), на прогулку, даже в лес и не бояться, что она испачкается или помнётся. Одежда в спортивном стиле не сковывает движений и очень удобна. В твоём гардеробе она обязательно должна быть. Но для торжественных или праздничных случаев такая одежда не подходит.

Одежда в классическом стиле сочетает в себе всё лучшее, что было придумано в мире моды. Строгость, сдержанность и элегантность — основные правила этого стиля. В одежде классического стиля можно ходить в школу, а, добавив нарядные украшения, пойти в театр или на день рождения.

Романтический стиль в одежде отличается нарядностью и подчёркивает нежность и хрупкость девушки или по­этическую натуру юноши. Лёгкие воздушные ткани, рюши, оборки, ленты и воланы являются деталями одежды в романтическом стиле. В такой одежде, конечно, неуместно посещать школу или ходить в поход — она не предназначена для повседневности.

А вот в одежде экзотического стиля тебе будет очень удобно летом на пляже: яркие топики, парео, цветастые шорты, рубашки, футболки и майки, полупрозрачные и открытые сарафаны просто незаменимы в эту пору.

Девочкам нужно знать, что к одежде светлых тонов нужно надевать колготки телесного цвета, а к тёмной одежде — тёмного.

С летней одеждой уместно смотрятся открытые босоножки и сандалии.

Можно смело сказать: используй любой стиль, если он подчёркивает твои достоинства и делает тебя привлекательнее!

Но не забудь, что твоя одежда должна быть выдержана в одной цветовой гамме, в которой должно присутствовать не более трёх цветов. Обычно пояс, сумочка и туфли подбираются одного цвета.

Если ты хочешь выглядеть красиво, а не вызывающе, во всём, конечно же, должно присутствовать чувство меры: в одежде, в косметике, в украшениях.

Бижутерия для девочки должна быть скромной и небольшой по размеру. Обрати внимание, что заколки тоже должны сочетаться с одеждой и их не должно быть слишком много. Некрасиво, когда дети носят взрослые украшения. То, что красиво на девушке, на девочке выглядит смешно и нелепо.

✏ Чтобы всегда быть хорошо одетым, надо развивать у себя хороший вкус.

О правилах этикета не стоит забывать также и дома. Не стоит носить старые вещи: выцветшие халаты, вытянутые или протёртые на коленках спортивные штаны. Твой домашний гардероб требует такого же серьёзного внимания, как и любая другая одежда. Одежда для дома должна быть не только удобной, но и красивой, потому что она играет важную роль в создании настроения.

А всегда ли ты готов открыть дверь и принять неожиданных гостей, не краснея за свой внешний облик?

✏ Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.

Основные правила выбора одежды:

• Все предметы и части твоего костюма должны хорошо сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

• Под пиджак необходимо надевать рубашку только с длинным рукавом. Манжеты должны выступать из рукавов пиджака на 1,5—2 см.

• Галстук — важнейшая деталь в мужском костюме. Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня. Если у тебя есть затруднения с выбором расцветки галстука, выбери однотонный — он, как правило, подходит к любой рубашке и костюму.

• Носки подбираются под цвет костюма и обуви. Белые, красные, цветные носки используют обычно на отдыхе и при занятиях спортом.

• В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи, чтобы твоя одежда всегда была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

• Уделяй внимание домашней одежде. Запомни: пижаму и халат нигде, кроме спальни, носить не принято. В них не расхаживают по квартире и не открывают входную дверь.

• Научись сам следить за своей одеждой: гладить платье, утюжить брюки, пришивать пуговицы.

Читайте также: