Доклад на тему кинематограф прошлое и настоящее

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа город Стерлитамак

Выполнили: ученицы 5 Б класса

Руководитель: Усманова Ф.Я,

Содержание

1.5 Роль кино в жизни людей…………………………………………8

1.6 Практическая часть. Социологический опрос……………….9-11

Актуальность нашей работы объясняется тем, что кино, кинематограф, продолжает оставаться для человечества одним из важнейших и самых популярных видов искусств, который осуществляет большое влияние в жизни человека, влияет на мировое культурное развитие.

Цель исследования: изучить возникновение и развитие кинематографа, оценить роль киноиндустрии в жизни человека в современном мире.

1) Узнать историю развития кино

2) Изучить виды, жанры кино

3) Изучить профессии киноиндустрии

4) Оценить роль кино в жизни человека в настоящее время

Объект исследования – Киноискусство.

Предмет исследования – Кинематограф.

Методы исследования:

- анализ полученных знаний и данных;

- проведение исследовательской работы;

Определение кинематографа

Первая - эпоха немого кино. Она известна фундаментальным развитием кинематографа. Первые немые фильмы носили документальный характер и их продолжительность не превышала полторы минуты. Одним из самых известных был комедийный жанр, который получил популярность благодаря всемирно известному киноактеру, режиссеру, сценаристу и композитору - Чарли Чаплину

Вторая эпоха – звуковое кино . В этот период основной задачей было синхронизировать воспроизведение изображения и звука. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днём рождения звукового кино.

1.2 Технологические этапы кинопроизводства

Процесс кинопроизводства принято делить на основные три этапа: подготовительный, съёмочный монтажный периоды.

Подготовительный этап

Первой стадией является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет , проблематика, характеры основных героев. Режиссёрский сценарий является техническим описанием будущего фильма.

Съёмочный этап

Этап в котором весь сценарий будущего кинофильма делится на сцены-

кадры. По окончании съемки одного кадра переходят в съемки следующего. Съемка сцен фильма не обязательно происходит в том порядке, в котором действие будет происходить на экране.

Монтажный этап

Монтаж - творческий и технический процесс, позволяющий в результате соединения фрагментов получить единое произведение. На этом этапе также происходит озвучивание героев, наложение дополнительных звуковых эффектов.

В современном кинематографе процесс создания фильма в обязательном порядке проходит все вышеупомянутые этапы.

1.3 Виды и жанры кино

Существует 2 основных вида кино: документальное кино и художественное. Документальные фильмы изображают реальные события и реальных личностей. Отдельно от документального стоит художественное кино. Главное отличие таких фильмов от документальных - в художественных играют актеры, а происходящие события могут быть полностью вымышленными. Существует множество различных жанров кино.

Мы рассмотрим несколько основных, наиболее распространенных.

Комедия. Жанр комедийного кино был популярен всегда, ведь все любят от души посмеяться. В таких фильмах обыгрываются различные комические ситуации. Боевик. В данном жанре кино обыгрываются различные сцены драк, погонь, перестрелок и так далее. Фантастика и фэнтези. В фильмах данного жанра изображаются полностью вымышленные события и герои. Фэнтезийные фильмы чаще напоминают сказку. В мире фэнтези привычную науку заменяют различные виды магии и колдовства. Детективы. Данный жанр показывает определенные преступления и пути их раскрытия. Мелодрама. В данном жанре раскрывается духовная часть жизни героев, а основное внимание уделено их переживанием и эмоциям. Триллер . Данный жанр кино не имеет четких границ и элементы триллера могут присутствовать в любом жанре. Суть жанра в том, чтобы вызвать у зрителя определенные переживания, волнение, страх. Ужасы. В данных фильмах показывают события и героев, которые должны откровенно пугать зрителя.

1.4 Профессии кинематографа

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько человек было задействовано при съемках вашего любимого фильма? Над одним фильмом может работать до нескольких сотен человек самых разных профессий, и все они необходимы на съемочной площадке. Рассмотрим основные кинопрофессии.

Актёры -исполняют в фильме роли характерных действующих лиц.

Режиссёр -руководит процессом съёмки фильма и несёт за него полную ответственность.

Художники - разрабатывают декорации и костюмы, отвечают за оформление сцен.

Гримёр -человек , который может до неузнаваемости изменить внешность актёра.

Сценарист - создает литературный сценарий фильма

Звукорежиссёр - занимается всеми вопросами, связанными со звуковым сопровождением фильма

Оператор - занимается непосредственной съемкой сцен для фильма.

Продюсер - занимается выпуском фильма на всех стадиях его производства.

Теперь, в очередной раз просматривая какой-либо фильм, вы будете знать, насколько сложным является процесс съемки, а также насколько многогранным может быть такой вид искусства, как кинематограф.


1.5 Роль кино в жизни людей

Какова же роль кино в жизни людей в настоящее время?

Фильмы, с детских лет учат детей различать добро и зло, испытать чувство жалости к кому то или радоваться проделкам героев. А, если это документальное кино, то в нем рассказывается тоже немало интересного и познавательного, об истории, традициях и культуре разных стран, и каждый зритель обязательно найдет для себя что-то по душе.Но есть и философские фильмы, формирующие мировоззрение, которые помогают людям задуматься над своей жизнью, а иногда даже и кардинально поменять ее.

Ни так много вещей на свете смогут собрать всю семью в один день и в один час, но фильмам это пока удается. Приятно провести вечер в кругу родных и близких людей за просмотром интересного фильма.

Киноиндустрия находится в постоянном росте, в настоящее время для производства фильма используются новейшие технологии, современные спецэффекты, графика завораживают зрителей.

Кино может влиять как положительно , так и отрицательно. В особенности на детей и подростков. Как же с этим бороться спросите вы? Запретить смотреть кино - не возможно. Главное помочь им найти свои фильмы, после которых хочется жить, творить, любить и быть на высоте

Основная цель кинематографа это внести краски в повседневную жизнь и добавить в нее позитива. И с этой целью кинематограф отлично справляется.

Практическая часть.

Социологический опрос.

hello_html_m26be569b.jpg

hello_html_5d2af296.jpg

hello_html_2cdcf12e.jpg

hello_html_fda950c.jpg

hello_html_6a5c4ade.jpg

Прошлый 2016 год не случайно был объявлен годом российского кино. В последнее время наблюдается тенденция возврата зрителей в кинотеатры и также наблюдается новая волна заинтересованности в российских фильмах.

Мы решили провести социологический опрос среди наших одноклассников с целью изучения интересов наших сверстников, их отношения к российским фильмам, актерам.

Результаты оказались следующими.

На вопрос - Фильмы какого жанра вы предпочитаете смотреть? Большинство, а это 26 % всех опрошенных, предпочитают смотреть комедии, меньшинство – 5%, мелодрамы.

На вопрос - Часто ли вы смотрите фильмы? 59% ответили каждый день, это больше половины всех опрошенных.

Среди любимых актеров российского кинематографа числится Саша Спилберг – ей отдали предпочтение 28% всех голосов, чуть отстает от нее Анна Хилькевич, Дмитрий Нагиев, Данил Козловский.

И конечно же нам стало интересно много ли людей хотят связать свою жизнь с кино, и ответ нас удивил, ведь 57% ответили отрицательно, но мы относимся к тем 35%, которые хотели бы внести вклад в кино, хотели бы принимать участие в развитии киноиндустрии.

Проведя данную исследовательскую работу, нам конечно же захотелось самим попробовать себя в роли режиссеров, актеров, гримеров и мы сняли наш первый, и надеемся не последний короткометражный фильм.

Кино привносит в нашу жизнь те краски, которых нам не хватает в реальности: любовь,

страсти, душевность, умиление, простоту общения или, наоборот, погружение в мир

философских размышлений, психологических загадок и многое другое.

Вместе с героями на экране мы в еселимся и грустим, жалеем их и радуемся вместе м ними.

Они становятся нам близкими и родными, когда в их судьбах узнаем свои собственные.

Кино – это целый мир, без которого сейчас, в начале 21 века, невозможно представить нашу

Это сейчас на экране 3D, спецэффекты, саундреки, написанные специально под конкретный

фильм, под историю… А как же в се это начиналось? Вряд ли многие из нас знают историю

развития кинематографа, а она, на самом деле, не менее замечательная, чем мир кино.

Ещё в XV веке итальянский учёный и художник Джованно ди Фонтана изобрёл простой

фонарь с прозрачным стеклом, на которое был нанесён рисунок. Когда ф онарь зажигали, на

Тогда же великий учёный, военный, архитектор и живописец Леонардо да Винчи предложил

использовать специально утолщённое стекло – линзу – для того, чтобы сфокусировать поток

В XIX веке приборы для оптических иллюзий стали более сложными. Возникли стробоскопы,

где в разные стороны вращались плотные диски: верхние – с прорезями (небольшими

отверстиями), нижние – с последовательно нарисованными фазами движения.

К середине века идея соз дания аппарата для проекции изображений при помощи света

В декабре 1839 года французские учёные Луи-Жак Дагер и Нисефор Ньепс объявили о

виде целлулоидной ленты. Тремя годами позже в продажу поступила первая камера знаменитой

В 1891 году знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон впервые

продемонстрировал в своей лаборатории аппарат для получения дв ижущихся изображений –

кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для

Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок

состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление,

стали свидетелями чуда: на белом экране возник али призрачные, чёрно-белы е, но вполне

Братья Огюст и Луи Люмьер были наследниками владельца фабрики фотобумаги и

пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими

История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но в ряд ли кто-то из них

подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ


и показат ь её на экране . Первые фильмы, снятые братьями Люмьер, так и назывались:

фильмы, где сняты праздники, шествия, молебны, катастрофы, и картины, где люди специально

разыгрывали перед камерой какие-то сценки. Так в самом начале кино разделилось на два вида:

Кинематограф братьев Люмьер, знаменующий собой рождение кино, включал в себя

В эру немого кино использовалась пленка шириной 35 мм, она имела определенные

недостатки. Первые пленки изготовлялись из легко воспламеняющегося химического вещества,

из-за чего сильно перегретые проект оры часто загорались. Кроме того, такая пленка была

весьма ненадежна и при небрежном хранении превращалась в желеобразное месиво. К

сожалению, очень многие старые ленты навсегда утрачены именно по этой причине.

Первой надежной кинокамерой стал кинетограф, изготовленный Уильямом Диксоном в

1894 году. Он предст авлял собой удачное сочетание различных аппарат ов и был снабжен

механизмом прерыв истого движения, или ск ачковым механизмом. Как и более ранние, эта

камера приводилась в действие спе циальной ручкой. С те х пор минуло более ста лет, но

механизм прохождения пленки через камеру мало изменился.

В мае 1896 года один из французских корреспондентов получил специальное разрешение

министра императорского двора «на производство моментальных фотографических снимков во

фирмы братьев Люмьер Камилл де ля Серф. Сенсация нового века – синематограф – наконец

Ответ Луи Люмьер на предложение Ж оржа Мельеса отдать «всё своё состояние за право на

бы вас. Как научная диковинка, кинематограф когда-нибудь получит признание, но

который хотел отдать за эту «диковинку всё, что имел, сделал многое для того, чтобы кино

Мельес случайно открыл один из самых простых и эффектных трюков кино –

возможность превращения одного объекта в другой путём остановки плёнки при съёмке.

Позднее он стал применять наплывы, затемнения, съёмки на фоне тёмного бархата. Так

Кино понемногу обретало свой язык – истории становились всё сложнее, всё длиннее,

наблюдать изменение крупности планов. Несмотря на то, что камера стоит на одном месте,

пространство кадра активно. Сначала к нам издалека мчится поезд, потом быстро идут люди.

Мы видим их так же, как видели бы, находясь на перроне. Зрителя не покидает ощущение, что

Мельес стал делить киноистории на отдельные сце нки и каждую снимал отдельным

кадром. Степень условности была очень близка к той, которую люди уже привыкли видеть в

театрах и комиксах. Камера не двигалась, тем не менее, кадры получались разной крупности.

Начали передвигать актёра ближе к камере, чтобы рассмотреть выражение лица или сделать


понятным какое-то мелкое действие. Сюжет начинали выстраивать уже не последовательно –

происходила переброска действия из одного места в другое. Так возник параллельный монтаж.

возможность делать зримыми, осязаемыми мысли, воспоминания, чувства героев.

В таких странах, как Германия, Япония и И талия, вплоть до их военного разгрома кино

было подчинено целям фашист ской шовини стической пропаганды. В Германии и Италии

действительность и историю в угоду фашистским идеологам.

В Японии широкое распространение получили фильмы, где воспевалась доблесть

самураев, их готовность пожертвовать своими жизня ми во имя императора,

пропагандировались насилие и расовая непримиримость.

Наибольшего развития в это время достиг американский кинематограф. Зарождение

звукового кино грозило ослабить его позиции на мировом рынке. Оно давало возможность

другим странам создать собственную кинопромышленность, способную выпускать фильмы на

родном языке. В эпоху бурного роста националис тических нас троений кино очень быстро

сделалось важнейшим средством выражения общественного мнения.

Европейские режиссеры приспособились к звуку быстрее, чем их коллеги из Голливуда и

начали быстро вырабатывать свой индивидуальный стиль.

Более всего в этом преуспел французский кинемат ограф. Поскольку во Франции

режиссеры не были связаны по рукам и ногам политикой киностудий или властей, они имели

возможность продолжать свои смелые эксперименты, что и отличало французскую школу

Однако с приближением второй мировой войны настроение французов становилось все

более пессимистичным, о чем можно судить по их фильмам. Эти ленты повествуют о

последних часах жизни ни в чем не повинных людей, бессильных противостоять судьбе.

войны. В результате французские кинематографисты не горели желанием снимать картины о

событиях и последствиях немецкой оккупации. Они сосредоточились на претенциозных

уделялось роскошным декорациям и изощренным диалогам в ущерб образности и искусству

съемки. Эти фильмы подверглись бурной критике на том основании, что они смотрелись точь-

Кинематограф почти с момента своего рождения пытался добавить цвет к арсеналу своих

средств. Но если говорить о полноценном цветном кинопроцессе, эксперименты с ним,

начавшиеся еще в 1900-х, упирались в большие проблемы.

Только в самом конце 1950-х годов качество цветопередачи в новы х негативных

кинопленках достигло вполне приемлемого уровня, однако ведущие ки нематографисты, по-

видимому, увлеченные разработкой новых киноязыковых средств и не связ анных с цветом

новых худож ественных в озможностей, несколько лет не обращали на них внимания. И только

после того, как процесс открытия новых приемов с помощью черно-белой пленки замедлился,

В середине 1960-х большинство крупнейши х режиссеров снимают свой первый

полнометражный цветной фильм, как правило, наслаждаясь возможностью широкого

использования всей цветовой гаммы. Однако наиболее значительным среди таких цветных

достаточно разнообразна, но, выстроена вокруг четырех опорных цвет ов: красного и его

оттенков, белого, черного и желтого; все остальные используемые цвета рассматриваются

Многие из этих нововведений оказали несомненное влияние на характер отношения к цвету

режиссеров психологического направления, а идеи, связанные с превращением реальных

окрашенных поверхностей в абстрактную цветоформу, развиваются до сих пор.

К концу 1960-х – началу 1970-х цветные фильмы стали заметно преобладать над черно-

белыми, и, соответственно, перевернулось поняти е нормы: если раньше нормативным

решением было черно-белое, а само по себе использование цвета неизбежно претендовало на

художественную значимость, то с этого времени ситуация поменялась на противоположную.

В результате, в этот переходный период были сделаны многие важные цветовые

достижения. Высококачественная цветная пленка была не единственным техническим

достижением, которым воспользовался кинематограф конца 1960-х.

Повышение светочувствите льности черно-белой пленки в начале 1960-х к концу

десятилетия привело к заметному изменению подхода к киноосвещению. Если раньше в

условиях недостаточной освещенности – в естественных интерьерах и на натуре в темное время

суток – приходилось применять значительную дополнительную подсветку, что делало световой

рисунок в этих сценах достаточно условным и в конечном счете сказывалось на типе и степени

условности света в кине матографии в целом, то теперь появилась возможн ость снимать в

сложных условиях лишь с минимальной подсветкой или вообще без нее. В результате

освещение в кино – сначала в черно-белом, а затем и в цветном – стало гораздо менее

условным, что дало дополнит ельные возможности в создании как жизнеподобных, так и

Третьим заметным явлением такого рода, было изменение формата кадра.

Оно, во-первых, позволило более органичн о использовать заложенный в кинематографе

изобразительный потенциал, а во-втор ых, само по себе наличие неск ольких форматов дало

кинематографистам возможность выбирать тот из них, который наиболее адекватен

поставленной художественной задаче, что способствовало как ув еличению эстетического

качества среднестатистического фильма, так и росту авторской свободы.

Этому способствовали и другие технические приспособления, получившие массовое

распространение в середине 1960-х – прежде всего, средства перемещения камеры. В наборе

используемых в типичном фильме способов перемещения камеры к простому горизонтальному

движению добавились вертикальное и отчасти напоминающее наезд или отъезд камеры, но

визуально существенно отличное от него изменение фокусного расстояния объектива в

Эти нововведения – цвет, свет, формат и сложное движение камеры – по отдельности не

создали радикально новых эстетических возможност ей, но укоренившись в нормативной

киностилистике все вместе, они привели к тому, что кино заметно изменилось.

Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при

развитом кино в других странах. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю

примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особен но к началу

первой мировой войны. Всегда российское кино было связан о со всеми историческими

процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от

позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом

Русский народ всегда воспи тывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали

добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным путем как наследство передано

Что бы начать собственное кинопроизводство в те времена, приходилось прилагать много

усилий, мешало отст авание техники - кино и электроаппаратуры, пленки. Н о был налажен

импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели

начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли внушительных результатов.

Кинематографисты буквально набросились на русскую классическую литературу: можно с

уверенностью сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже

Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году, позднее, чем в

Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей азиатских государствах. К тому

времени в стране сложилась система стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы,

наскоро переделывавшие под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов,

уходили в небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент -

"видовых". В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались снять

собственные игровые картины. Неопытность приводила к фиаско.

Но уже к 1914—1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные

и сыгранные кинофильмы. Лучши м доревол юционным фильмом можно счит ать «Пиковую

Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых ф ильмов и довело его

до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами.

Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные

достоинства фильмов. Все большую популярность приобретали и актеры.

В первые годы русс кого кино энтуз иазм превали ровал над професси онализмом, но

постепенно неофиты становились мастерами, а третьеразрядные театральные исп олнители -

звездами экрана. Постепенно менялась и структура фильма: "серия 'живых картин'"

превращалась во все более в нятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от

пяти- десятиминутных роликов - к привычному нам метражу.

Радикально измен ила ситуацию в отечественном кинобизнесе первая миро вая война.

Закрытие границ вызвало пленоч ный голод, но вместе с тем стимулировало российское

кинопроизводство. Если до 1914 года лишь десять процентов лент , шедших на российских

экранах, были отечественными, то к 1916-му уже девяносто процентов прокатываемых

Создание совет ской кин ематографии началос ь с кинохроники, как первого средства

агитации ф актами. Съёмка револю ционной хроники имела огромное значение и для идейного

воспитания работников кино, которые становились свидетелями, а порой и участниками

Развитию кинематографии (особенно художественн ой, игровой) препят ствовал саботаж

кинопредпринимателей (были вывезены и расхищены запасы плёнки значительная часть

киноаппаратуры). Для сохранения кин опроизводства, прокат ных фондов картин и киносет и

Советское правительство в вело рабочий контроль, а затем национализировало в сю фото-

кинопромышленность и торговлю, передав их в ведение Наркомпроса.

Художественные игровые ф ильмы первых лет Советской власти состояли из

короткометражных агитфильмов, раз ъяснявших лозунги партии и правит ельства, а также

экранизаций классических произведений мировой литературы. Агитфильмы, выпускавшиеся с

1918 году в Москве, Петрограде, Киеве и Одессе, от ражали жизнь и борьбу трудящихся,

встречая горячий приём у зрит елей. В области экрани зации классических произведений,

осуществлявшейся при участии крупнейших актёров, большим достижением явились фильмы

(1920) по романы М. Горького с И.Н. Берсеневым в роли Павла. В эти же годы начинается

После окончания гражданской войны началось планомерное строительст во новой

кинематографии. Была проделана огромная работа по восстановлению киностудий Москвы,

Петрограда и Одессы, созданию новых киностудий в Груз ии, Азерба йджане, Ар мении,


Кинематограф – относительно молодой вид искусства, лишь начинающий свою жизнь. Однако прошедшие с первого кинопоказа на бульваре Капуцинок в Париже 116 лет вместили в себя множество эволюционных и революционных моментов, изменивших кино почти до неузнаваемости. И речь не только о технологических нововведениях, но и о серьезных переменах внутри киноязыка. Возможно, анализ первого века кино сможет помочь ответить на вопрос, что ожидает его в будущем.

Кинематограф – относительно молодой вид искусства, по большому счету лишь начинающий свою жизнь. Однако прошедшие с первого кинопоказа на бульваре Капуцинок в Париже 116 лет вместили в себя множество эволюционных и революционных моментов, изменивших кино почти до неузнаваемости. И речь не только о технологических нововведениях, но и о серьезных переменах внутри киноязыка. Возможно, анализ первого века кино сможет помочь ответить на вопрос, что ожидает его в будущем.

Взгляд назад

Принято считать, что в ХХ веке кинематограф пережил две полноценные революции, связанные с появлением звука и цвета.


Ожидание грядущего

Можно ли на основе этого строить предположения относительно дальнейшего развития кинематографа? Пожалуй, да. С той лишь немаловажной оговоркой, что речь может идти исключительно о тенденциях, неких путеводных нитях, попытаться увидеть которые можно уже сейчас.

Технические новшества способны привнести в кинематограф новые краски, но, в конечном счете, роль киноискусства – осмыслять, фильтровать и анализировать реальность – вряд ли претерпит серьезные изменения в краткосрочной и даже долгосрочной перспективе.

Вполне очевидно, что случившаяся на наших глазах революция в области 3D-технологий в обозримом будущем усилит свое влияние на съемочной процесс в целом. С одной стороны, появившиеся возможности позволяют режиссерам воплотить на экране то, о чем еще десять лет назад нельзя было и мечтать. С другой стороны, подобная свобода действий зачастую опускает планку собственных творческих амбиций. Сегодня именно эта дилемма вызывает достаточно ожесточенные споры. Так, один из крупнейших голливудских режиссеров Кристофер Нолан публично подверг сомнению значимость 3D, заявив, что при наличии хорошего сценария можно обойтись и двухмерной картинкой. И все же, думается, через 10–15 лет 3D окончательно возьмет верх. При этом, учитывая непрекращающийся процесс развития технологий, вполне логично предположить совершенствование имеющихся разработок для еще более глубокого погружения зрителя в трех- и четырехмерные кинопространства.


Другой немаловажный фактор – усиливающаяся геополитическая роль Китая, что уже сейчас находит отголоски в бизнес-стратегиях крупных голливудских и китайских студий. Жесткая протекционистская политика китайского руководства (количество голливудских премьер на территории КНР строго регламентировано) приносит свои плоды, позволяя государству самостоятельно продюсировать крупномасштабные постановки. Сборы от этих постановок зачастую переваливают отметку в 100 и даже 200 млн долл., что уже сейчас сопоставимо с результатами бокс-офиса многих голливудских блокбастеров. Впрочем, в начале 2012 г. сыгравшие хорошую службу национальному кинематографу ограничения были сняты, однако это вряд ли сможет коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. Учитывая количество потенциальных зрителей внутри страны, единственная задача, стоящая перед Китаем в настоящий момент, – строительство новых кинотеатров, которых в идеале должно насчитываться десятки тысяч. Когда данная задача будет выполнена (в том, что это случится, кажется, не сомневается уже никто), Китай сможет успешно соперничать с Голливудом, что неминуемо приведет к переделу сфер влияния и перераспределению финансовых потоков внутри мировой киноиндустрии.


Не меньший потенциал имеет и Индия, однако изначальная закрытость и нацеленность индийской киноиндустрии исключительно на своего зрителя вряд ли позволит ей выйти на мировую арену. Для этого потребуется коренной пересмотр собственной кинематографической традиции. Такой сценарий развития событий пока представляется крайне маловероятным.

Наш мейнстрим – жанровые фильмы, рассчитанные на зрительский успех, – не всегда достигает поставленных задач на внутреннем рынке. Сложно представить, что американский, итальянский или французский зритель проявит больший интерес к фильму, чем соотечественники, для которых этот фильм прежде всего и снимался. Куда лучше дела обстоят на так называемой фестивальной арене. Российских режиссеров-авторов (Александра Сокурова, Андрея Звягинцева, Алексея Германа, Никиту Михалкова, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского и др.) знают и уважают во всем мире.

Растущий с каждым годом удельный вес Интернета в масс-медийном пространстве, скорее всего, отразится не только на технологиях продвижения фильмов к зрителю, но и может, пусть частично, заменить собой поход в кинотеатр. Набирающие популярность интернет-кинотеатры, где каждый желающий может совершенно бесплатно и при этом легально посмотреть вчерашние новинки, могут составить серьезную конкуренцию своим офф-лайновым прототипам. Конечно, с учетом серьезного развития технологий, сводящих разницу между тем и другим к удобоваримому минимуму. Не стоит забывать и о пиратских торрент-трекерах, распространяющих контент незаконно, что не останавливает львиную долю киноманов во всем мире.

Куда меньших изменений стоит ожидать в приемах, манере подачи, базовых принципах киноязыка. Безусловно, как уже отмечалось выше, технические новшества способны привнести в кинематограф новые краски, но, в конечном счете, роль киноискусства – осмыслять, фильтровать и анализировать реальность – вряд ли претерпит серьезные изменения в краткосрочной и даже долгосрочной перспективе. В этом смысле именно XXI век, второй век кино, станет временем формирования той системы координат (кто-то, впрочем, скажет, что это случилось уже в конце ХХ века), внутри которой кинематограф будет гармонично существовать как самостоятельный и, главное, самодостаточный вид искусства, наравне с литературой, театром и живописью.

Но, пожалуй, главный вывод, напрашивающийся после подобных прогнозов и размышлений, состоит в следующем: несмотря ни на какие трудности, политические контексты и объективные экономические проблемы, кинематограф продолжает развиваться как в интенсивном, так и в экстенсивном направлениях. А это значит, что у нас есть все основания провозгласить XXI век веком кино.

Дело техники

Этьен-Жюль Маре

Сразу несколько технических изобретений, появившихся в конце XIX века, дали возможность создать аппарат, фиксирующий не только один статичный кадр, а последовательную смену почти двух десятков кадров в секунду. Кроме того, были сконструированы проекторы с таким же быстродействием, что позволило просматривать результаты съемок. Первая специальная техника была создана в 1880-х годах сразу несколькими личностями: Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, Уильямом Фриз-Грином и Морисом Эвансом в Англии. Но они не позволяли использовать результаты съемки для массового просмотра.

Серия фотографий Этьена-Жюля Маре

В 1887 году Ганнибал Гудвин создал гибкую целлулоидную основу длякинопленки с противоскручивающим контрслоем. Два года спустя Джордж Истмен, основатель компании Kodak, наладил производство фотоматериалов из нитроцеллюлозы. Технический бум и разработки различных изобретателей создали основу для записи и показа фильмов.

Проблемный синематограф

Синематограф

Уделять внимание технической стороне вопроса, может, не так интересно, но все же развитие отрасли напрямую зависело от прогресса. 4 мая 1897 года на благотворительном базаре в Париже во время сеанса погасла спиртовая лампа в проекторе. В то время пленку производили из легковоспламеняющегося целлулоида. По одной из версий, лампа разбилась, по другой, пока заливали новую порцию спирта, неопытный ассистент механика зажег спичку. Пленка немедленно вспыхнула, и начался пожар, в котором погибли 126 человек, в том числе представители аристократии. Трагедия имела серьезные последствия: резонанс в прессе заставил власти задуматься о запрете синематографа. Это дало колоссальный толчок к развитию технологий, и вскоре была выпущена пленка из безопасного ацетата.

Революция братьев Люмьер

Огюст и Луи Люмьеры

Джордж Истмен и Томас Эдисон

На фото: Джордж Истмен и Томас Эдисон, 1925 год. Изобретатель Томас Эдисон (справа) занимался в том числе и усовершенствованием кинокамеры

Устройство кинетоскопа

Братья Люмьер, считающиеся основателями кинематографа, расценивали кино как развлечение балаганного уровня. Они не задумывались о будущем индустрии, считая, что интерес к коротким сценкам из жизни быстро пропадет

Размер имеет значение

Процесс приготовления эмульсий на фабрике братьев Люмьер, 1894 год

Беззвучный режим

Технический бум позволил добиться картинки вполне приличного качества. Но сочетание изображения и синхронного звука было если не недостижимой, то очень трудной задачей. Более того — возможное появление звука не нравилось многим, и даже пугало их. Во-первых, кинопроизводители могли потерять часть доходов из-за ограничения международного проката. Интернациональное немое кино могло быть заменено на фильмы, в которых актеры будут говорить на вполне определенном языке, непонятном зарубежной аудитории. Другие, в том числе Чарли Чаплин, скептически считали затею с озвучкой бессмысленным аттракционом, омрачающим чистое искусство кино. Многие видные деятели кинематографии, в том числе советские кинематографисты, весьма резко высказывались на тему появления звукового кино. Действительно, немое кино на первых порах даже не сопровождалось интертитрами (текстовыми вставками), и актеры могли объясняться только мимикой и жестами. Характерную для немого кино экспрессию многие до сих пор считают проявлением настоящего актерского таланта. Актеров немого кино, начавших сниматься в первых звуковых фильмах, можно узнать не только по мимике: богатый язык тела отличает их от других исполнителей.

сопровождение кино музыкой

До появления звукового кино немые фильмы сопровождались живой музыкой. Для этого владельцы кинотеатров приглашали на работу таперов и даже целые оркестры

Но технический прогресс и деньги в карманах публики не прислушиваются к мнению критиков и даже мэтров. Растущая популярность радиовещания стала сокращать доходы кинотеатров. Пусть и несовершенные, но все же начинающие появляться в 1920-х годах синхронные звуковые дорожки к фильмам привлекали аудиторию. Молодое звуковое кино наступило своим начищенным ботинком на горло немого кино. А то в свою очередь просто не смогло произнести ни звука.

Звуковое кино

1928 год, звуковая синхронная съемка рычащего льва для заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer

Уже в 1929 году большинство картин сопровождалось звуковыми дорожками. Технически это происходило так: звук записывался отдельно на пластинке и воспроизводился синхронно с изображением на экране. Особые трудности вызывала синхронизация речи. Да, звуковое кино внесло в индустрию много нового. Но поначалу техника была столь несовершенна, что нивелировала даже достижения немого кино. Например, слабые микрофоны не позволяли актерам перемещаться по площадке.

кино

Цветное кино

Технологии различных процессов были сложными и дорогими. Для того, чтобы цветное кино могло конкурировать с черно-белым, стоимость съемок, копий фильма, а также проекторов для показов должна была быть не очень высокой. Поначалу цвет воспринимался больше как дополнительное развлечение, отвлекающее от простого сюжета, как красивая ассистентка фокусника — от секрета фокуса. Большие режиссеры зачастую избегали цветных съемок, продолжая снимать на монохромную пленку.

Не стоит забывать и о внешних факторах, тормозивших развитие отрасли: Великой депрессии в США, повлиявшей на Голливуд, и, конечно, Второй мировой войне, оставившей свой неизгладимый след на развитии кинематографа в целом.

Процессы Kinemacolor, Technicolor, Cinecolor, многослойные кинопленки и другие новшества в отрасли в итоге к сегодняшнему дню пришли к двум основным достижениям: цветной кинопленке и цифровой видеосъемке. Оба изобретения основаны на совокупности тех или иных принципов, изученных за последнее столетие.

Каждое изобретение в индустрии кино когда-то было новацией. Десять коротких фильмов, показанных в начальной программе братьев Люмьер, были для зрителей даже более зрелищны, чем для нас виртуальная реальность. К хорошему можно быстро привыкнуть, но только лучшее становится популярным среди зрителей. Успешные технические новинки не нуждаются в выборах — за них все говорят кассовые сборы.

3D-кино

Разница между новым и хорошо забытым старым в кино размыта: обычно все новое создается на уже придуманном. Особенность бинокулярного зрения человека дает возможность вызывать у зрителя иллюзию глубины пространства. Эксперименты с объемным изображением были начаты еще в 1920-х. Братья Люмьер и Уильям Фриз-Грин пробовали создавать трехмерное изображение на экране. Поначалу нужно было окрашивать две пленки в синий и зеленый цвета и одновременно проецировать их на экран для зрителей в очках с соответствующими цветами линз.

Очки со специальными светофильтрами

Одно сплошное телевидение

Кино отлично чувствовало себя почти сто лет. Зрители ходили в кинотеатры, ели попкорн и знали свое место, как в прямом, так и в переносном смысле. Но потом череда мощных ударов загнала прежний кинематограф в угол ринга.

Первым ударом стало распространение телевидения. Оно привело к маленькой революции в кино: телевидение увело большое количество зрителей. Гораздо проще было остаться дома и посмотреть бесплатное ТВ, чем платить деньги за показы.

Высокие и широкие технологии

Сделать кинопоказ как можно более эффектным — вполне понятное желание тех, кто хочет повысить кассовые сборы. А за высокотехнологичные фильмы зрители готовы платить, ведь по телевизору такого эффекта не будет. То, что огромный экран нравится публике, стало понятно еще в 1929 году, во время первых форматных экспериментов Fox Grandeurи Magna. Но тогда 35-мм пленка была доступнее и проще в техническом исполнении.

Синерама

Непростые цифры

Эффект 25 кадра

Развитие технологий иногда приводит к возникновению мифов. Многие слышали о так называемом эффекте 25 кадра. Якобы человеческий глаз может воспринять исключительно 24 кадра в секунду, а все кадры сверх нормы уходят сразу в подсознание. Но на самом деле это не так. Да, кинопленка фиксирует определенное количество последовательных фотоснимков. Иллюзия движения возникает, только когда интервал смены изображений меньше, чем показатель инерции зрения (0,1 секунды). Соответственно частота выше 10 кадров в секунду уже создает эффект движения. На этом основан кинематографический принцип. Первые фильмы Томаса Эдисона имели частоту 30-40 кадров в секунду. В случае с немым кино частота проекции на экране составляла 16 кадров в секунду, это стандарт начала XX века. С момента появления звукового кино это число увеличилось до 24 кадров в секунду, в современных кинотеатрах при двойном мелькании обтюратора это 48 кадров, телевизионный стандарт — 25 кадров в секунду, а американский телевизионный стандарт — 30 кадров в секунду. Поэтому не стоит обращать внимания на вымыслы маркетологов.

25 кадр

Несмотря на то что даже создатель мифа о 25 кадре Джеймс Вайкери еще в 1962 году признал результаты своего эксперимента сфабрикованными, до сих пор существует множество программ, гарантирующих невероятный эффект, способный заставить человека и похудеть, и бросить курить, и выучить иностранный язык, а возможно — и все это вместе

На заре кинематографа, в отсутствие звука, обязавшего к определенной частоте кадров(иначе есть риск исказить звуковую дорожку), скорость прокрутки пленки определял механик. Именно он вручную вращал ручку проектора и, в зависимости от темперамента публики, делал это быстрее или медленнее. Подбор темпа проекции считался практически искусством, символически сравнимым с режиссерским.

Читайте также: