Доклад на тему исторические события и их отражение в художественных фильмах

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность проекта: Кино – одно из самых молодых и в тоже время самых массовых искусств. Миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Не для кого ни секрет, что существует множество самых разнообразных жанров кино. Исторические события также находят свое отражение в кино. Самыми яркими событиями в истории ХХ в. является Великая депрессия – мировой экономический кризис, также в отечественной истории таким событием является Великая Отечественная война, нашедшая отражение в кинематографе разных стран мира.

Хронологические рамки проекта: 1929-1945 гг. Верхняя граница времени обусловлена началом мирового экономического кризиса, вошедшим в историю как – Великая депрессия (1929-1933 гг.). Нижняя граница хронологических рамок обусловлена окончанием Великой Отечественной войны и началом послевоенного восстановления.

Цель проекта: показать отражение исторических событий в развитии кинематографа.


  1. Проследить влияние экономического кризиса на кинематограф с 30-ых по начало 40-х годов.

  2. Проследить развитие кинематографа.

  3. Выявить причины популярности Великой Отечественной Войны в мировом кинематографе.

  4. Выяснить самый популярный жанр указанных периодов.

  5. Выявить популярных актеров указанных периодов времени.

Объект исследования: Фильмы, связанные с Великой депрессией и Великой Отечественной войной.

Анализ используемой литературы:

Используемая литература разделена на несколько групп:

Вторая группа литературы связана со временем Великой Отечественной войны. Хисамутдинова Р.Р. Великая Отечественная война Советского союза (1941 – 1945 гг.) 4 . В предлагаемых очерках с использованием достижений исторической науки рассматриваются все события Великой Отечественной войны, поднимаются дискуссионные проблемы, излагаются взгляды российских и зарубежных историков по спорным вопросам и основным

направлениям современной фальсификации истории войны. Книга предназначена для всех интересующихся историей Великой Отечественной войны.

В 1893 году Тимченко начал заниматься изучением этого вопроса. Он изобрел камеру, снимающую на перфорированную пленку, а также изобрел проектор и попробовал снять полдесятка сюжетов про свою семью и своих детей. Через некоторое время он продемонстрировал свой аппарат российскому научному обществу. Его заслуги оценили, но денег на дальнейшее развитие и изучение не выделили; тогда он обратился в общество предпринимателей, куда входили владелец Путилов, банкир Дмитрий Рубинштейн, владелец магазинов Елисеев, булочник Филлипов и др. Но и там его предложение не встретило поддержки.

Год спустя Братья Люмьер продемонстрировали свое открытие — кинематограф, или синематограф — и вошли в историю как создатели кинематографии как жанра искусства.

Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее. Поначалу фильмы продавались для проката без вмонтированных титров — прокатчик получал только текст, который мог напечатать и вставить в фильм по своему усмотрению (например, перевести титры на другой язык), на плёнке в этом случае начало титра обозначалось косым крестом с номером титра. В России в начале XX века существовали титровочные мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Со временем титры были осмыслены как эстетически важная часть фильма, они специально оформлялись и организовывались с остальным материалом. Кроме того, титры часто тонировались цветом.

Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась "тапёр". Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

Тем не менее, распространено заблуждение, что немые фильмы были примитивны. Причиной распространения этого заблуждения в середине XX века называют то, что немые фильмы часто тогда демонстрировались на повышенной скорости (например, фильмы, снятые со скоростью 16 кадров в секунду, показывались на скорости 24 кадра в секунду), и то, что большинство сохранившихся немых фильмов оказались в технически плохом состоянии.
"Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хваталоодного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом."

В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Тем не менее, 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм.

Развитие кинематографа уравняло в правах на культурный досуг богача и бедняка, жителя столичного центра и глухой глубинки. Так что отнюдь не не случайно кино называют самым демократичным из всех видов искусств. Кинофильмы стали школой нравственности, зачинателями моды; заставляли смеяться и плакать миллионы людей, благодаря режиссерам, которые наполняли ожившую картинку смыслом. Невозможно охватить все значительные произведения кинематографа ХХ века. Рассмотрим лишь некоторые вехи его стремительного развития в европейской художественной культуре. Наиболее ярких творческих результатов добились такие кинематографисты как Рене Клер, Ингмар Бергман, Роберто Росселлини, Федерико Феллини.


  1. Отражение Великой депрессии в кинематографе.

Вначале ХХ в. США оказались в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом плане страной. Двадцатые годы были отмечены в американской истории как десятилетие просперити (процветание), причем 1929 год оказался высшей точкой экономического успеха американской экономики. До сих пор ни историки, ни экономисты не могут прийти к точному определению причин наступления экономического краха рубежа 20–30 гг. XX века, а также затрудняются указать, какой из путей действительно помог вывести США из экономического коллапса.

Самым популярным жанром этого времени является - мелодраматический жанр и комедийный жанр.


  1. Отражение Великой Отечественной войны в кинематографе середины

Память об этой войне является одной из основных составляющих исторического сознания российского народа, как никакое другое явление не выполняет такой объединяющей функции. Память о событиях этой войны, ее выдающихся участниках, героических поступках наших дедушек и прадедушек, горечь от понесенных утрат - все это несет в себе заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Именно это делает Великую Отечественную войну столь популярной темой для кинофильмов.

В 2001 г. было проведено социологическое исследование по выявлению источника исторических знаний. По результатам исследования было выявлено, что более 60 % респондентов всероссийского опроса назвали кино важнейшим источником знаний об истории. Наибольший вклад в кинолетопись ВОВ внесла - Куйбышевская (ныне Самарская) студия кинохроники. Ее со здание в 1927 году и последующее формирование в предвоенный период неразрывно связаны с развитием культуры страны, советской кинематографии и кинодокументалистики. По истории кино, в том числе и документального, написано довольно много книг, в которых систематизирован и обобщен обширный фактический материал.

В отечественной историографии 30х – 80х годов прошлого столетия исследование данной темы имело определенную идеологическую направленность. Тем не менее, российская историография этого периода располагает работами по развитию документального кино, в которых дается объективная оценка его роли в предвоенные годы. Особое место среди них занимают исследования В. Михайлова, который, анализируя довоенную кинохронику и документальное кино, подчеркивает, что “именно в эти годы начинаются коллективные поиски методов многопланового показа на экране жизни человека труженика, строителя пятилеток. Но часто это не было анализом, публицистическим осмыслением жизни, раздумьем о судьбах современников”. Нельзя не согласиться с его мнением о том, что работы кинодокументалистов в предвоенный период не содержали информационной новизны и имели иллюстративный характер.

1. Знаете ли вы когда началась Великая Отечественная война?

2. Кто одержал победу в войне?

3. Коснулась ли Вашей семьи война?

4. Как вы относитесь к войне?

5. Какие фильмы о войне вы знаете?

Целью проекта было показать отражение исторических событий в развитии кинематографа. Поставленная цель была достигнута. Поставленные задачи решены.

В заключение хотелось сказать, что с момента начала работы кинематографа прошло много времени. И кинематограф очень сильно изменился, менялись актеры, схемы съемок, спецэффекты, и если сравнивать современный и тогдашний кинематограф, то они сильно отличаются, и техника шагнула вперёд и люди стали умней. И исходя из этого, хочется сделать следующие выводы:

1. Иногда полезно пересматривать старые кинофильмы, потому что полезно вспоминать прошлое, пересматривая кино прошлых лет.

2. Я доказал, что исторические события вдохновляли людей на создание новых кинокартин.


4  Хисамутдинова Р.Р. Великая Отечественная война Советского союза (1941 – 1945 гг.) Военно-исторические очерки. // Сборник статей о Великой Отечественной войне. Оренбург, ОГПУ. 2014 г. 477 с.


5  Рысулов Т.М. Вторая Мировая война и Великая Отечественная война: проблемы, подходы, интерпретации//Сборник Вторая Мировая война: уроки истории, Бишкек. 2014 г. С. 104-107.

9  Кегель де И. Необычные перспективы: Великая отечественная война в новейших российских фильмах // Память о войне. С. 756.

11  Здесь же. С. 435.


12  Хохлов В.А. Великая Отечественная война в российском кино. // Новый исторический вестник. 2010. № 23. С. 73.

Кино может перенести зрителя в прошлое, а иногда и заменить собой историю.

Позднее, когда кинематограф стал главным оружием пропаганды, исторические сюжеты были переосмыслены в свете новой конъюнктуры. Расцвет жанра приходится на 1950−1960-е годы, так называемую эпоху пеплумов, когда в США и Италии стали популярны античные и библейские сюжеты. Параллельно в Голливуде зарождался вестерн как жанр. Последняя волна популярности масштабных исторических фильмов пришлась на конец 1990-х — начало 2000-х.

Сила экрана была столь велика, что порой кинематографический образ вытеснял из памяти зрителей реальные исторические факты.

Культовый фильм Сергея Эйзенштейна, вышедший в 1938 году, в течение долгого времени оставался эталоном историко-героического кино. Яркие персонажи, получасовая масштабная битва в финале, музыка Сергея Прокофьева — всё это может впечатлить даже современного искушённого зрителя.

Несмотря на то, что съёмки проходили летом, режиссёру удалось создать ощущение зимы на экране. Приходили даже письма от метеорологов с просьбой указать, где авторы фильма заметили зимой актуальные для лета облака.

6.jpg

Костюмы и новгородцев, и тевтонцев были стилизованы под 13 век, при этом присутствовали анахронизмы, возможно, намеренные — для усиления образа воина. Так, на экране мы видим позднесредневековые салады, напоминающие немецкие шлемы 20 века, свастики на митре католического епископа, а топфхельмы у большинства рыцарей выглядят, как железные вёдра с прорезями для глаз. Однако всё это меркнет в сравнении с финалом битвы, когда рыцари проваливаются под воду. Это не находит подтверждения ни в одном из источников 13 века.

4.jpg

Конфликт 1240−1242 годов выделяется на фоне других активным наступлением рыцарей на псковские земли, а также захватом самого Пскова небольшим отрядом крестоносцев. При этом о зверствах рыцарей в городе, так ярко показанных в фильме, история не знает. Александр Невский активно перешёл в контрнаступление, вернув Псков и захваченные крепости, и начал рейды уже на территорию Ордена.

Численность участников сражения не превышала, по всей видимости, 10 тысяч человек. Со стороны новгородцев выступило конное ополчение, дружина Александра и его брата Андрея. Участие в битве неких смердов не подтверждено, зато ливонцы отметили большое количество лучников у русских. Кроме того, существует версия, что в войске новгородцев были и монгольские отряды.

Силы Ордена, согласно ливонской хронике, были меньше. При этом набранное ополчение чуди и эстов особой роли в битве не сыграло. Кстати, они в фильме вообще не показаны. Вместо этого был создан яркий и запоминающийся образ русской пехоты с копьями и щитами, ожидающей атаки со стороны немецких рыцарей.

1.jpg

Никакого поединка между Александром и магистром крестоносцев не было, а вот разгром русского авангарда Домаша Твердиславича перед битвой действительно имел место.

Картина Эйзенштейна сформировала миф как о самом Александре Невском, так и об отношениях Руси и Западной Европы в Средние века. И десятилетия спустя после выхода фильма и развенчания мифов образы, созданные режиссёром, неотступно преследуют зрителя.

Пеплум 1962 года, снятый Рудольфом Мате, считается одним из лучших фильмов о Древней Греции. Картина популяризировала историю Фермопильского сражения 480 г. до н. э.

Персидское вооружение показано очень условно: гвардейцы одеты в чёрные костюмы и мало похожи на свои изображения из дворца Дария I в Сузах. Участие колесниц и кавалерии в битве также маловероятно. Не исключено, что персы имели лёгкую конницу.

Леонид как царь Спарты не мог быть гладко выбрит. Да и лямбда на щитах, вероятно, появилась только в эпоху Пелопонесской войны (431−404 гг. до н. э.).

8.jpg

Подробности трёхдневного сражения также далеки от исторических реалий: отсутствует стена, которую греки построили у входа в Фермопильский проход; нападение на персидский лагерь и хитрые приёмы борьбы с кавалерией персов не находят подтверждения. Однако Диодор упоминает, что в финале сражения греки действительно пытаются напасть на персидский лагерь и убить Ксеркса.

Главный миф, созданный фильмом, касается количества участников сражения. Согласно греческим источникам, спартанцев в Фермопилах поддерживали не только феспийцы, но и воины многих греческих полисов. Общее число защитников прохода в первые дни превышало 7 тысяч человек.

Шотландский национальный герой Уильям Уоллес, в отличие от киноперсонажа, был мелкопоместным дворянином. Его отец не только не был убит англичанами, но даже поддерживал их в политических целях.

В 1298 году умер шотландский король Александр III, не оставив наследников мужского пола. Его единственная дочь Маргарет была выдана за сына короля Англии Эдуарда II, но вскоре умерла. Это привело к спору за наследование престола. Основными соперниками оказались шотландская семья Брюсов и Джон Баллиоль — сын английского барона и шотландской графини, правнучки шотландского короля Давида I.

Король Англии Эдуард I Длинноногий активно вмешивался в этот спор и заставил шотландских баронов, имевших земли в Англии, признать его сюзеренитет и выбрать Баллиоля королём Шотландии. После коронации новоиспечённый монарх понял, что стал всего лишь марионеткой в руках англичан. Он возобновил старый союз с Францией, что привело к вторжению англичан в Шотландию.

Род Брюсов поддержал англичан во время вторжения, шотландская армия была разбита, а Баллиоль пленён и лишён короны. Эдуард I сам объявил себя королём Шотландии. Это вызвало недовольство многих шотландцев, в первую очередь Брюсов, которые сами рассчитывали на корону. Именно в это время на страницах истории и появляется Роберт Брюс: вместе с лидером северных шотландцев Эндрю Мореем он начинает вести освободительную войну против англичан.

В битве на Стерлингском мосту шотландцы одержали верх, но затем король Эдуард нанёс Уоллесу поражение при Фолкерке. В 1305 году Уоллес был схвачен, судим и приговорён к казни. Но на этом борьба за независимость Шотландии не закончилась, и Роберт Брюс продолжил войну, приведя шотландцев к победе при Бэннокбёрне — самой знаменитой битвы в истории страны.

В фильме не упомянут Баллиоль, а сюжет строится вокруг биографии Брюса. Шотландцы представлены как грязные нечёсаные крестьяне, лишённые доспехов и в килтах. В битве при Стерлинге их лица раскрашены синим, как у каких-нибудь древних пиктов. Намеренно показанный крестьянско-варварский характер шотландской армии, конечно, совершенно не соответствует действительности.

Во время битвы на Стерлингском мосту в кадре отсутствует самый главный элемент — сам мост! Судя по всему, режиссёру было интереснее показать атаку английской кавалерии в чистом поле. Сцена-то эффектная!

Что до юбок, то они появись только в 16 веке, да и Уоллес как житель равниной, а не горной Шотландии не должен был её носить.

Есть у фильма проблемы и с хронологией. Эдуард Длинноногий умирает в одно время с Уоллесом, хотя в реальности он пережил его на два года. Принцесса Изабелла явно не могла быть в любовных отношениях с Уоллесом, так как в год его смерти ей было 10 лет. Но разве настоящего творца должны волновать такие мелочи?

Образы англичан тоже довольно яркие. Так, Эдуард I действительно был сильным правителем. Правда, даже ему в голову не приходила идея вводить право первой брачной ночи в Шотландии.

Пожалуй, слабее других показан Роберт Брюс, который на фоне Уоллеса и Эдуарда выглядит трусливым и неуверенным. Довольно нелицеприятный образ будущего величайшего короля Шотландии.


В сегодняшней культуре кинематограф занимает центральное место, он отражает события, которые происходили, происходят, и будут происходить в обществе и мире в целом. То есть кино обладает такой возможностью, как перенести зрителя в определенное пространство и время. Кинематограф обладает так же своим языком, временем и пространством. С помощью специфического языка кино доносит до нас суть происходящих событий, вовлекает нас в пространство фильма. Для того чтобы безошибочно понять, то, что до нас пытается донести экран необходимо, безусловно, разбираться в языке кинематографа.

Следует констатировать, что между литературой и кинематографом теряется определенная временная и пространственная граница. Большинство кинофильмов, которые экранизируются, ставятся по ранее написанным литературным произведениям. Режиссер при помощи выразительных средств кинематографа формирует определенное время, а соответственно и пространство кинофильма. Это делается, для того чтобы перенести зрителя в соответствующее время и эпоху. При экранизации исторических произведений литературы используются многосложные сюжетные и художественные построения.

Исторические кинофильмы всегда были сложны для экранизации это, прежде всего, связано со сложностью подборки художественных средств.

У каждого кинематографического жанра есть собственная языковая, символьная, художественная система.

Если говорить об историческом кинематографе, то следует отметить, что для него характерны свои собственные выразительные и художественные средства.

Киноязык играет очень важную роль в формировании художественной реальности исторического кинематографа. Язык кинофильма начинается в начале и заканчивается в конце киноленты, пронизывает всю сюжетную линию и делает фильм более живым и реалистичным. Любое изображение на экране является знаком, несет информацию, является символом. Экран передает определенные значения и символы, без которых не возможно восприятие кинофильма.

Кино у зрителя создает определенную иллюзию беспрерывного действия. Беспрерывность кинематографического действия имеет большое значение для ощущения реальности. На наш взгляд монтаж позволяет создать художественное беспрерывное действие, провести определенную сюжетную линию, задать рамки для киноповествования. С помощью монтажа осуществляется логичный и последовательный переход от одной сцены к другой, от одного сюжетного хода к другому. Для исторического кино монтаж является очень важным приемом для формирования пространства и времени, в котором развивается действие. С помощью монтажа раскрываются отдельно взятые образы, сохраняется сюжетная линия, композиция, художественное решение.

Таким образом, монтаж задает определенный темп и ритм для каждого кинофильма, все зависит от жанра. Жанровые особенности, безусловно, оказывают влияние на метод монтажа. С помощью данного метода можно полностью изменить представление о фильме, выделить наиболее важные сюжетные и логические линии, раскрыть главных героев, определить первостепенное – важное для зрителя и второстепенно – некое дополнение для осознания, происходящего в фильме. Монтаж позволяет создать определенную объективную действительность и завершает задумку режиссера. Монтаж – является частью киноязыка, с помощью которого формируется не только время и пространство в кинофильме, но он также оказывает важное влияние на восприятие зрителями происходящего на экране. Связь между разными сюжетными и художественными линиями можно добиться, применив метод монтажа.

Отметим, что в творческой практике, как правило, не бывает стопроцентных совпадений литературного сценария с окончательным вариантом фильма. Режиссёр в своей предварительной разработке и на съемочной площадке продолжает начатое сценаристом строительство драматургического решения.

Драматургия – высший уровень монтажа, а также поиска смысловых и эмоциональных сопоставлений сцен, поступков героев, раскрытия обстоятельств и ситуаций, попыток и методов вовлечения зрителей в решение проблем.

Понятие драматургия в настоящее время достаточно широко трактуется как в профессиональной среде, так и в научной литературе.

Можно сделать вывод о том, что особенности драматургии, а именно, главные требования к ней были достаточно понятными. Это необходимо донести в содержании кусков, блоков, элементов и частиц произведения, так, чтобы не вызвать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на экране.

Тем более, это характерно для исторических фильмов, где большое значение в роли главного героя имеет простой народ. Как правило, большинство исторических фильмов строится на архивном материале, который режиссер использует для реализации своего художественного замысла. Для исторического кино нужен не яркий герой, а яркое историческое событие, в котором оказался тот или иной человек. С помощью исторической хроники на сегодняшний день экранизируется большая часть имеющегося материала, режиссеры создают определенную историческую атмосферу в фильме с помощью архивного материала.

Для каждого жанра кино характерно свое художественное пространство и время. Жанровая характеристика оказывает большое влияние на будущую кинокартину. Кинематографический жанр понимается исходя из следующих характеристик:

· способ и метод развертывания художественное и пространственного образа;

· формирование устойчивых композиционных и художественных решений;

· сюжетный, постановочный и тематический анализ кинопроизведения;

· метод художественного выделения более главных драматических событий в кинофильме;

· условность, применяемая в кинокартине;

· художественный знак, образ и язык.

Соответственно, задача творцов сводится к тому, чтобы драматургическая организация материала, построение рассказа на экране вовлекло, втягивало зрителя в познание реальных, конкретных жизненных событий и явлений.

В последнее время очень многие киноведы стали говорить о роли семиотики в кинематографе при формировании художественных и выразительных средств. В семиотике кино очень важное значение имеет понятие знака. Знак - кто-то или что-то, свидетельствующее о чем-то ином, отличном от него самого. Знак является признаком, изображает, обозначает, фиксирует или кодирует это нечто (свой референт или обозначаемое) в человеческом сознании (интерпретаторе). Знак не просто обозначает свой референт, но еще и описывает (характеризует) его, а также выступает вместо него как постоянный его представитель при обработке в различных знаковых системах [4]. Зритель, который находится перед экраном в кинотеатре он видит в первую очередь знаки характерные для того или иного жанра кинематографа, а знаки, следовательно, формируют знаковые системы с помощью которых и формируется художественное пространство кинофильма.

Семиотика в целом оказывает большое влияние на формирование художественного времени в кинофильме. Для исторического кинематографа большое значение имеют знаковые семиотические системы. Ведь в истории много разных фактов, а каждый исторический факт в отдельности в кинематографе перевоплощается в семиотический знак, а знаки формируют семиотическую знаковую систему. Дадим определение семиотики. Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и семиотической реальности. Предметом семиотики является анализ знаков и знаковых систем, полученных в различных науках или в практической деятельности, и их обобщение в рамках специфических для семиотики концептуальных схем [4].

На формирование художественное пространства и времени большое влияние оказывает применение технических средств используемых для проведения съемки и демонстрации кинофильмов.

  1. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с., 96 л. ил.
  2. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television/cinema/ video. – М.: Издатель А.Г. Дворников, 2003. – 206 с.

Основные термины (генерируются автоматически): исторический кинематограф, фильм, время, знак, кинематографический жанр, кинофильм, помощь, сюжетная линия, художественное пространство, экран.


Ключевые слова: образ, художественный образ, образ прошлого, репрезентация, игровой фильм, исторический фильм, псевдоисторический фильм, телевизионный сериал, интерпретация, историческая действительность

Abstract: This article examines the problems of representation of images of the past in modern historical fiction film and TV series. The relevance of the topic is substantiated by current popularity of this genre of cinematography among audience. The younger generation refers to the historical fiction films as an easy-to-grasp source of information on the historical facts, events, processes and personalities. However, such trend carries a threat of disorientation of mass audience regarding the historical past. The article analyzes the concept of “image”, “artistic image”, “image of the past” and their specific features in the context of the subject of research. Attention is turned to complexity of interrelation of the concept of “historical film” and the introduced into mass media terminology stable lexical construct “pseudohistorical film”. The combination of two approaches became the foundation for this research: culturological approach allowed viewing the degree of representation of images of the mast in historical fiction cinematography; while multifaceted nature of the subject of research and versatility of theoretical and empirical materials suggest referring to interdisciplinary approach. Based on the analysis of modern historical fiction feature films and TV series, the author highlights the criteria that allows assessing the adequacy of image of the past and historical reality depicted on the screen. Such criteria include: veracity of reconstruction of material culture of a specific historical period; events and occurrences, social and historical processes of the reproduced historical time; accuracy of interpretation of mentality of a particular cultural-historical period; original view of the film creators upon history; original understanding and interpretation of historical processes, events and phenomena, etc. Within the framework of this article, emphasis is made on the first two criteria.

television series, pseudo-historical film, historical film, fiction film, representation, image of the past, art image, image, interpretation, historical reality

Приведенные дефиниции указывают на то, что роль образа заключается во взаимодействии человека и мира, образ выступает посредником между человеком (его сознанием) и действительностью. Основываясь на реальных явлениях, он демонстрирует их отражение в сознании индивида или группы. При этом на восприятие значительное воздействие оказывает ранее сформированный комплекс научных, обыденных и художественных представлений. Сформированный и укоренившийся в сознании отдельного индивида или групп образ способен ограничивать пределы воспринимаемого, акцентировать или ослаблять его отдельные аспекты и их значения. Сконструированные образы, в свою очередь, оказывают воздействие на восприятие действительности.

Исторические игровые фильмы как художественные произведения являются лишь продуктом представлений творца – сценариста, режиссера – об историческом прошлом. Соответственно, художественные образы, нашедшие воплощение на экране, в зависимости от степени условности автономны от своих прообразов – конкретных исторических фактов, событий и пр., которые легли в основу сценария фильма.

Предметом анализа явились созданные с середины 2000-х гг. полнометражные отечественные игровые исторические фильмы и телевизионные сериалы. Хронологические рамки событий, отраженных в фильмах, специально не определялись. Автор не претендует на исчерпывающее изложение темы. Основным условием при выборе картин являлась их популярность у массового зрителя. В рамках статьи рассмотриваются наиболее яркие примеры (всего в ходе подготовки статьи проанализировано более 50 полнометражных фильмов и сериалов).

Анкерсмит Ф. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С . 496

Власов М. П., Дробышенко С. В. История отечественного кино: учебник. М.: Изд-во Всероссийский гос. институт кинематографии, 2006. С. 57

Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник // Вестник Южно-Уральского гос. университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 22-25.

Глебова И. И. Травматическое прошлое и национальная политическая культура // Политические науки. 2006. № 3. С. 114-139

Литературоведческий энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия. 1987. С. 752

Лысова Н. А. Визуализация образа советской эпохи в аудиовизуальных произведениях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). С. 61-66

Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Арабо-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия. 1989. С. 815

Халитова С. Е. К вопросу о соотношении понятий концепт и образ // Вестник Казанского национального университета. Серия филологическая. 2010. № 6 (130). С. 130-134

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Как толерантность, ложь и "секретные документы" взяли верх над историей и здравым смыслом.

Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Мне внезапно захотелось высказаться по поводу последних тенденций в кино с заменой пола, цвета кожи или убеждений реально существовавших личностей, а в итоге вышла такая вот сборная солянка и поверхностный срез всего современного кинематографа в целом. Надеюсь, что этот поток сознания , который я с трудом привел в читабельный вид, вам покажется интересным. Приятного просмотра!

Снимать историческое кино - дело сложное, ответственное и неблагодарное. Необходим контроль множества специалистов за всеми аспектами съемок, достоверные сценарий и постановка, аутентичные декорации, одежда, броня, оружие и прочее. Хотя на деле достаточно общих деталей, с которыми у зрителей ассоциируется та или иная эпоха . Ведь большинство из нас даже не заметит, если на воинах вместо коринфских шлемов будут фракийские, и ни за что не отличит пеннона от штандарта.

Мелкие косяки в кино встречаются повсеместно. Оно и понятно, ведь большинство исторических фильмов - масштабные картины, и уследить за всем попросту невозможно. А если на съемках не хватает правильного реквизита, то нередко пользуются тем, что найдут, в надежде, что этого никто не заметит. Но всегда замечают.

Не будем включать в этот список банальные киноляпы , когда в кадр попадают то часы, то стаканчик кофе, то целый член съемочной группы. В конце-концов, это просто случайности, которые вовремя не заметили. Другое дело - намеренное искажение фактов .

Причем на исторические неточности обращают внимание не только в собственно исторических фильмах, но и в вымышленных историях в историческом или близком к нему сеттинге.

Но это палка о двух концах. Так сериал "Ведьмак" часто упрекают в том, что он не соответствует историческим реалиям . И для знающих людей звучит это довольно смешно. Ведь действие "Ведьмака" происходит в другом мире, который глупо сравнивать с реальным Средневековьем, не смотря на визуальное сходство. Хотя бы по причине того, что люди там куда более развиты, чем принято считать. Тамошние чародеи и ученые мужи осведомлены о генетике , используют многие вполне современные термины, у них развитая медицина, распространен атеизм и даже некоторая техника из нашего мира присутствует, хоть и в несколько измененном виде. Сериал, конечно, не так хорош, как хотелось бы, но по несколько другим причинам. Не стоит сравнивать его со Средневековой Польшей , только потому, что Сапковский поляк. Тут скорее должны возникать вопросы к фэнтезийным канонам и намеренному искажению первоисточника .

Яркий же пример намеренного искажения исторических фактов - доспехи воинов из фильма "300 спартанцев" . Вернее почти полное их отсутствие. Разумеется, в жизни реальные спартанцы не бросались на врага с голым торсом , что прекрасно осознавали и режиссер, и постановщики. Но фильм основан не столько на историческом событии, сколько на комиксе по мотивам этого события. А там спартанцы изображены именно так. А мы же с вами знаем, как сильно Зак Снайдер любит покадрово визуализировать комиксы.

Где-то такой трюк с искажением фактов проворачивается с юмористической целью . Как, например, в мультсериале "Геркулес" , где типичная жизнь американских школьников была спроецирована на древнюю Грецию и разбавлена тамошними традициями и нравами, а затем наложена на исторические и мифические события, что приводило к забавным ситуациям. Например, Троянская война из эпического события превратилась в противостояние двух колледжей . Основные сюжетные моменты произведения Гомера при этом сохранились.

Другим ярким примером является франшиза "Астерикс и Обеликс" . В фильмах и мультфильмах используются национальные стереотипы и нередко именно они играют важную роль в сюжете. Похождения галлов являются вымыслом чистой воды, не смотря на то, что в сюжете фигурируют исторические личности. Но придираться к искажению характера Цезаря, отсылке на "Звездные воины" или неверно показанному быту бриттов просто не хочется, в виду абсолютной несерьезности происходящего.

Подчинил своей воле историю и Квентин Тарантино . Причем в очередной своей картине под названием "Бесславные ублюдки" режиссер позарился на, казалось бы, неприкасаемое - Вторую Мировую Войну . Тарантино использовал несколько исторических персонажей, включая всем известного главного злодея, чье имя я не буду называть, и создал свою альтернативную версию событий, чем немало удивил многих при первом просмотре. В любом случае, это полностью художественный фильм, который совершенно точно не основан на реальных событиях и даже не старается нас в этом убедить. А потому использовать его в качестве учебного пособия крайне нежелательно. По этому поводу даже шутили в сериале "Сваты" .

Но отдельный вид искусства - попытка выдать нормы современного общества за нормы другого времени. Разумеется, самым заметным примером подобного является расовое разнообразие там, где его по идее быть не должно, и даже замена цвета кожи известных исторических личностей. Более того, эту замену никто вокруг не будет замечать ( иногда это выглядит крайне забавно в историческом контексте ), что делает её попросту бессмысленной .

Но мы же все знаем, для чего вы здесь. Давайте наконец-то поговорим о толерантности . Несомненно самым громким скандалом на эту тему в последнее время стал сериал "Анна Болейн" . Посвящен он последним месяцам жизни второй супруги короля Англии Генриха VIII. И главную роль в нем исполнила темнокожая актриса Джоди Тёрнер-Смит. Разумеется такая наглость со стороны кинематографистов не сошла им с рук. Не понятно, на что вообще они рассчитывали, совершая эту очевиднейшую ошибку? Их творение было разгромлено зрителями в пух и прах. Оно и понятно, ведь сериал про средневековую Англию должен хотя бы приблизительно напоминать зрителям эту эпоху. А когда даже английское дворянство выглядит на удивление смугло , в реальность происходящего верится с большим трудом.

Разумеется, одной Анной дело не ограничилось. Все её кровные родственники также сыграны темнокожими актерами. Что, в принципе, логично . Помимо этого, среди менее значимых персонажей и массовки тоже соблюдено расовое разнообразие: можно заметить людей азиатской, латиноамериканской и прочей наружности. А ведь на дворе XVI век и Англия принимает активное участие в Атлантической работорговле . Но, видимо, не в этой реальности. Так что же не так?

На самом деле все достаточно просто. Людям вовсе не нужна историческая достоверность в кино, ведь мало кто из нас действительно разбирается в истории. Достаточно лишь визуальной аутентичности , чтобы мы поверили в реальность показанных событий. А это значит, что можно изменить сколько вздумается исторических фактов в угоду сюжета, использовать не слишком подходящий реквизит, искажать биографии и убеждения исторических личностей. Главное - сохранить эту иллюзию .

Но иногда кинематографисты переходят все границы. Когда королева Англии Анна Болейн внезапно оказывается темнокожей, это замечают все и ответная реакция не заставляет себя ждать. Иллюзия мигом рушится и зрителям становятся совершенно безразличными все плюсы сериала. Его просто невыносимо смотреть из-за постоянного чувства фальши .

Впрочем, Англии везет на подобные исторические шалости. Например, в фильме "Меч короля Артура" все также можно наблюдать актеров как африканского, так и азиатского происхождения, что несколько ломает погружение. Хотя в этом случае все не так критично. В конце-концов, это фэнтези, и действие происходит не в Лондоне или Уэльсе, а в легендарном Камелоте . Хотя это довольно спорное оправдание.

Но есть и хороший пример введения темнокожего персонажа в не совсем подходящий для него исторический сеттинг. Что забавно, он тоже связан с Англией. Просто замкнутый круг какой-то.

Говорю я про фильм 1991 года "Робин Гуд: Принц воров" . Персонаж Моргана Фримена вписан в сюжет органично и его появление в средневековой Англии оправдано. Жители реагируют на него соответствующе, ведь для них он диковинка, варвар с Востока и даже демоническое отродье. От неприязни и недоверия персонаж проходит долгий путь к истинному уважению людей, которые принимают его в свое общество. Он явно куда развитие и цивилизованнее многих местных жителей, что забавно, ведь варваром считают именно его. Все это происходит на фоне и не является главной сюжетной линией, но за ней приятно наблюдать. Если в свое время пропусти фильм, то советую потратить на него пару часиков. Он того стоит .

В последнее же время мы все чаще наблюдаем абсолютно наплевательское отношение к исторической достоверности и аутентичности в кино. В конце-концов критиковать такие решения становится все труднее , ведь любые нападки на цвет кожи актеров встречают лишь одно слово.

И это тревожный звоночек . Мы находимся на грани между толерантностью и абсурдом. Очень важно всем и каждому понимать разницу между равными правами для всех и вечными извинениями потомков хозяев перед потомками их рабов. Надеюсь, когда-нибудь люди достигнут такого уровня развития, когда цвет кожи, пол, нация или политическая позиция перестанут быть поводами для конфликтов. Но довольно об этом. Мы ведь здесь говорим о кино.

Нередко в продвижении какого-нибудь фильма или сериала используется громкая формулировка "основано на реальных событиях" . Особенно часто этим грешат хорроры и, что интересно, немалая доля российских фильмов . Если перед нами не очередная комедия, то почти со 100% вероятностью это будет фильм "основанный на реальных событиях".

Разумеется, обычно эта формулировка применяется лишь к относительно недавним событиям в пределах пары столетий. За редким исключением. Если в кино фигурирует эпоха Ренессанса, Средневековье или более древние времена плашка просто не требуется, ведь мы и так понимаем, что имеем дело с историей в чистом виде или, в крайнем случае, фантастикой в историческом антураже.

И знаете что? Делать фильмы на "реальных событиях" - крайне грязный рекламный ход , который хоть и работает, но мало кому приходится по душе. Потому что не смотря на заверения о правдивости всего происходящего на экране, это все ещё художественные фильмы . Сценаристы без зазрения совести выбрасывают из истории лишнее, меняют оставшееся так, чтобы вызвать нужные эмоции у зрителей. В итоге остается лишь тонкий фундамент из правды , поверх которого построили целый особняк отсебятины .

Но при этом и сами сценаристы ограничены в фантазии , ибо нужно, чтобы история хоть как-то вписывалась в изначальную концепцию. В итоге, в минусе оказываются все . И зрители, которые шли на почти документальный фильм, а получили сказочку. И сценаристы, которые обязаны подстраиваться под реальные факты вместо того, чтобы написать цельное оригинальное произведение.

Да львиная доля хронометража обзоров Бэдкомедиана , которые нередко не уступают по длительности обозреваемым фильмам, посвящена именно разбору неточностей , откровенной лжи , а также скандалам , связанным с этим. И вот совпадение, почти все эти фильмы "основаны на реальных событиях" и "рассказывают настоящую историю". По секретным документам, так сказать.

Хочется спросить, если вы так хотите снять фильм "по реальным событиям", то почему просто не сделаете документалку ? Лично я уже давно воспринимаю подобные фильмы именно как кино, а не исторически достоверные адаптации . Это верный подход.

Приведу в качестве примера фильм "Зеленая книга" . Он рассказывает о дружбе чернокожего музыканта Дона Ширли и его итальянского водителя Тони в антураже Америки 60-х годов, со всеми присущими этой эпохе прелестями расовой сегрегации . Кино получилось очень душевным, качественным, эмоциональным и было основано на реальной истории.

"Зеленая книга" была высоко оценена как критиками, так и простыми зрителями, получила три статуэтки "Оскара" , в том числе и за "Лучший фильм" , но была разгромлена почти всеми родственниками реальных героев этой истории. Они назвали фильм лживым и недостоверным. Не понравилось им как изобразили самого Ширли, его характер, отношения с семьей, другими темнокожими музыкантами и даже дружбу с Тони. Брат музыканта и вовсе назвал ленту "Симфонией лжи" .

Кстати, уже упомянутого Тарантино дочь Брюса Ли упрекает в очернении образа её легендарного отца в фильме "Однажды в Голливуде" . Дело дошло и до заявлений о расовой подоплеке. Хотя сам режиссер отмечает, что именно таким запомнили Брюса люди, непосредственно работавшие с ним, но при этом отмечает, что понимает её недовольство, ведь речь идет об отце девушки.

Это ярко показывает то, что сколь бы хорошим не было кино, оно остается вымышленной историей , лишь вдохновленной реальными событиями. Ведь у фильма должна быть определенная структура. И некоторые реальные события могут в неё просто не вписываться, а других - недоставать, и тогда имеет смысл просто придумать их. В конце концов, искусство должно передавать эмоции, а не слова!

В хоррорах же плашка "основано на реальных событиях" должна навести жути на смотрящего. Нередко в корне таких фильмов действительно стоит какое-то необъяснимое событие , но так как оно "необъяснимо", то фильм целиком и полностью состоит из вымысла . Забавно, однако, в таком почти документальном фильме (а некоторые даже маскируются под них ) видеть призраков, демонов и прочую нечисть во плоти. Видимо, в этом также замешаны секретные документики.

Отдельно в этом списке стоит киновселенная "Заклятия" , рассказывающая историю "настоящих" охотников за паранормальным Лоррейн и Эда Уоррен , которые разъезжали по Америке и "спасали" людей от потусторонних сил. А потом наживались на рассказах об этом. Разумеется, кроме основной идеи, ничего общего с реальностью фильмы не имеют и являются обычными ужастиками, без претензии на реализм ( по большей части ). Кстати, забавно было бы, если бы в фильмах использовали реальную куклу Аннабель , которая выглядит вот так:

В художественных фильмах историческая достоверность не является приоритетной задачей. Основная цель любого кино - рассказать интересную историю и донести какую-то мысль до зрителя, ну, или хотя бы развлечь его. Если же действие происходит в историческом сеттинге, то достаточно лишь визуальной аутентичности , по которой зритель сразу сможет определить в какую эпоху его погружают на этот раз. И как бы в рекламе не заверялось об абсолютной достоверности любого фильма, стоит помнить, что он все же является художественным вымыслом , лишь вдохновленным реальными событиями.

А если подумать, то так или иначе любая история основана на реальных событиях , ведь, как утверждают учёные, человеческий мозг не способен ничего создать с нуля, всегда используя в качестве основы личный опыт и полученные ранее знания.

Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки , делиться своим мнением в комментариях , а также подписываться на канал и группу ВКонтакте , чтобы не пропустить продолжение и новые интересные статьи.

Читайте также: