Доклад на тему использование личностно ориентированных педагогических технологий на уроках истории

Обновлено: 12.05.2024

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”. В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Содержимое публикации

Применение современных образовательных технологий на уроках истории

Хороших методов существует ровно
столько, сколько существует хороших учителей

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Современные образовательные технологии.

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.

Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные образовательные технологии?

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.

Процессуально-описательным: описание процесса.

Процессуально-действенным: осуществление процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

Схема “Поколение образовательной технологии”.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий (Доклад).

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:

Современное традиционное обучение.

Коллективный способ обучения.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконика и В.В Давыдова.

Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов). (учебное пособие)

После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий.

Современное традиционное обучение.

Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.

Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок? Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;

ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;

определенное расписание занятий и программа;

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности. Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

Урок изучения нового материала.

Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.

Уроки обобщения и систематизации.

Педагогические требования к современному уроку.

Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Так, в работе Г. К. Селевко описано свыше пятидесяти, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед нами проблем, ошеломляет, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии, ее достоинств и недостатков.

Владею и применяю в практической профессиональной деятельности, следующие современные образовательные технологии и методики:

- методы и приёмы технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология проблемного обучения достаточно популярна в современном сообществе учителей, но между тем эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30 годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Считаю, что реализация технологии проблемного обучения возможна при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмет.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

В проблемном обучении применяю 3 метода (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Наиболее характерные типы проблемных ситуаций, которые применяются мною на практике:

Задача учащихся состоит в том, чтобы выявить разные позиции и взгляды на изучаемый исторический материал;

- задания, направленные на решение проблемных задач по истории, например:

Задача учащихся состоит в том, чтобы проанализировав период правления Л.И.Брежнева, найти ответ на этот вопрос. Такую задачу можно ставить перед учащимися в начале изучения темы или перед повторительно - обобщающим уроком

В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять

-Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.

- Различные точки зрения на один и тот же вопрос

- Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками

- Поиск истины (способа, приёма, правила решения)

- Пути подведения учащихся к проблемной ситуации

- Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов.

- Применение мотивирующих приёмов

Технология развития критического мышления (РКМЧП) - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

На своих уроках я использую такие приемы критического мышления, как:

Описание порядка использования

Толстые и тонкие вопросы

(Тонкими вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения.Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку).

Применяется для самостоятельной учебной и домашней работы

Систематическое применение данного приёма учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности

это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, элемент рефлексии

Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы .

Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас, синтез изученного материала, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Установить максимальное количество признаков изучаемого понятия

В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Кластер (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме

схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, позволяющая наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Данный прием помогает установить причинно-следственные взаимосвязи. Позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

t1639299886aa.jpg
t1639299886ab.jpg

t1639299886ac.jpg
t1639299886ad.jpg

предлагается тема урока, оформленная в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики

(смысловые блоки) темы.

после чтения текста дополнить каждую планету - спутниками, раскрывающими смысл данных понятий

Инструмент проверки:

1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы;

4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

t1639299886ae.jpg

Использование технологии РКМЧП на уроках истории, обществознания и права и в работе классного руководителя (классные часы и родительские собрания) способствовало формированию таких умений у учащихся:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал;

умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

умение обобщить полученные знания.

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии стремительно вошли в жизнь школы. И если ещё 7-10 лет назад их применение в деятельности учителя было чем-то инновационным, то сегодня без таких инноваций трудно представить работу современного учителя.

В условиях личностно-ориентированного обучения современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник. Решить эту задачу, на мой взгляд, поможет использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Что касается ИКТ-технологии, то современный учитель обязан владеть данной технологией, так как это одна из ключевых компетенций современного педагога.

Я применяю компьютерные технологии в своей работе при подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, в методической и воспитательной работе, а также для повышения профессионального уровня и представления своих педагогических находок.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности всех составляющих образовательного процесса и создание оптимальных условий для развития и самосовершенствования как обучающихся, так и самого педагога.

В своей деятельности я использую следующие ресурсы ИКТ:

ПрограммыМ S Office (Word, Excel, Power Point, Publisher, Access, Front Page);

Конструкторы тестов, кроссвордов;

Электронные учебные пособия;

Цифровые образовательные ресурсы;

Программы для создания фильмов и сайтов.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, представлять опорные конспекты, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.

t1639299886ah.jpg

При работе с данными ЦОРами использую следующие варианты исследовательских заданий :

- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);

- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);

- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы).

В урочной деятельности я использую ИКТ для наглядного представления материала, организации устной работы, контроля знаний. Видеоуроки и пособия, используемые мной, содержат большой справочный материал, различные виды работ, тренировочные упражнения, разноуровневые задания для контроля знаний. Применение в преподавании ИКТ отличается высокой эффективностью и целесообразностью, помогает активизировать познавательную деятельность учеников.

Работая классным руководителем, я создаю презентации для проведения классных часов, родительских собраний и других мероприятий. Вместе с ребятами мы ведем электронное портфолио класса, создаем фильмы и презентации о школьной жизни. Большую помощь как классному руководителю компьютер оказывает мне при подведении итогов и ведении мониторинга успеваемости.

t1639299886ai.jpg

Считаю очень удобным, что на данном ресурсе педагог может приобрести комплекты для всех классов и предметов. В комплект входит: видеоуроки, презентации, тесты для проверки. Можно платно подключить электронные тетради (платит педагог, ученики имеют доступ к заданиям бесплатно).

t1639299886aj.jpg

Я создаю проверочные работы и домашние задания, как для всей параллели, так и для отдельно взятого класса, а также учеников, которые не посещают школу. Проверочные или домашние работы по своему усмотрению разрабатываю различного объема и сложности.

t1639299886al.jpg

Технология опорных конспектов

Учителю истории на каждом уроке приходится излагать новый материал, оперируя огромным количеством сведений, фактов, имен, дат и библиографических ссылок. При этом обычно уделяется большое внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, т.е. делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному). Это создает большие трудности: учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных фактов. Отсутствие четких и адекватных образов не позволяет им наполнить исторические понятия, законы общественного развития живым и конкретным содержанием. Использование же опорных схем и конспектов делает усвоение учебного материала осознанным, доступным и результативным

t1639299886am.jpg
t1639299886an.jpg

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Центром опорного конспекта становится опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок, цифра, буква, условные картографические знаки, размер, форма, цвет). Использую на уроках, при подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам по истории тематические блоки. Одним из элементов данной системы являются блок схемы. Ученикам предлагается самостоятельно расшифровать данный опорный конспект. В задание вносится элемент состязательности и стимулирования. При завершении изучения темы у учащихся формируется целостная картина по данному периоду истории, так как к блок схеме прилагается пояснительная записка, тренинг и блок контроля.

Накопленный опыт, систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе технологию дистанционного обучения дали ощутимые результаты: 100% успеваемость, хорошее качество знаний по истории, обществознанию и праву

1 Применение личностно – ориентированных технологий обучения на уроках истории и обществознания Учитель Пронина Ирина Николаевна

3 Задачи, стоящие перед учителем Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

4 Важно помнить при построении учебного процесса. Эффективность произвольной памяти старшего школьника оценивается психологами следующим образом: Эффективность произвольной памяти старшего школьника оценивается психологами следующим образом: 10% - читает глазами, 10% - читает глазами, 26% - слышит, 26% - слышит, 30% - видит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 80% - опирается на опыт, 90 % - говорит и делает совместно, 90 % - говорит и делает совместно, 95% - обучает других. 95% - обучает других.

5 ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ. Суть – не усредненные (единые) условия обучения, а оптимально,подобранные, адаптивные для каждого обучающегося. Поэтому, в первую очередь, ориентир - на результат, а условия его достижения варьируются. 1. Выполнение контрольных заданий для детей с низкими учебными возможностями делается более продолжительным по времени, предоставляется возможность пересдачи (с оговоркой на ограниченность возможной отметки). 2. Практикуются внеурочные занятия для дополнительного разъяснения темы. 3. Уровневая дифференциация заданий по степени сложности и максимально возможной отметке за выполнение задания. 4. Предлагаются памятки, цель которых - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Памятка - вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. Виды:памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка- показ, памятка-стимул.

7 Из опыта работы 1. Определить минимум знаний и умений по теме, необходимый для усвоения всеми. 2. В качестве промежуточного контроля проводить проверочные работы, в которых проверяется данный минимум (они могут пересдаваться до тех пор, пока не усвоятся). 3. Домашнее задание – вариативно. 4. Не требуя обязательного заведения тетрадей на печатной основе, не отказываться от их проверки, если ребенок изъявил желание их заполнить. 5. Детские обращения за дополнительным заданием не оставлять без отказа, но с учительской корректировкой на возможности обучающегося и необходимый результат усвоения. 6. В планировании уроков в большой теме придерживаться принципа наращивания сложности и разнообразия видов заданий в соответствии с таксономией Блума Б.

8 Таксономия заданий Б. Блума А) знание А) знание Б) понимание Б) понимание В) анализ В) анализ Г) синтез Г) синтез Д) оценка Д) оценка

10 ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Суть данной технологии - выделить целевые функциональные узлы, в которых объединены содержание и технология овладения им. Мы выделяем информационный блок, формулируем дидактические задачи, определяем конечный результат и предлагаем алгоритм работы по самостоятельному изучению и достижению указанных результатов. При такой технологии становится более дозированной индивидуальная помощь, обучение переводится на субъект – субъектную основу. Суть данной технологии - выделить целевые функциональные узлы, в которых объединены содержание и технология овладения им. Мы выделяем информационный блок, формулируем дидактические задачи, определяем конечный результат и предлагаем алгоритм работы по самостоятельному изучению и достижению указанных результатов. При такой технологии становится более дозированной индивидуальная помощь, обучение переводится на субъект – субъектную основу. Например, темы по культуре в период новой истории были даны на самостоятельное изучение, по ним предлагается несколько вариантов письменной проработки содержания, и заранее сообщается, что требует обязательного запоминания, а что только ознакомления, также сообщаются все возможные формы контроля. Например, темы по культуре в период новой истории были даны на самостоятельное изучение, по ним предлагается несколько вариантов письменной проработки содержания, и заранее сообщается, что требует обязательного запоминания, а что только ознакомления, также сообщаются все возможные формы контроля.

13 Развитие психических процессов Кроме адаптации неотъемлемым в процессе реализации личностно – ориентированных технологий будет развитие психических сфер: память, воля, эмоциональная сфера, самостоятельность, коммуникативные умения. Кроме адаптации неотъемлемым в процессе реализации личностно – ориентированных технологий будет развитие психических сфер: память, воля, эмоциональная сфера, самостоятельность, коммуникативные умения.

17 Восприятие. Простое восприятие Простое восприятие Работа с картографическим материалом по определению размеров государств в разные исторические периоды. Работа с картографическим материалом по определению размеров государств в разные исторические периоды. Установление различий и сходства предметов по цвету, форме, величине. Установление различий и сходства предметов по цвету, форме, величине. Определение особенностей рельефа по цвету. Определение особенностей рельефа по цвету. Сложное восприятие. Сложное восприятие. Сравнение картин, определение художественного стиля, поиск отличий. Сравнение картин, определение художественного стиля, поиск отличий. Придумать образ или сочинить историю по пятнам – кляксам (в начальной школе). Придумать образ или сочинить историю по пятнам – кляксам (в начальной школе). Узнать по очертаниям государство. Узнать по очертаниям государство. Специальное восприятие. Специальное восприятие. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Составить план будущего развития города, исходя из анализа современного его состояния. Составить план будущего развития города, исходя из анализа современного его состояния. Рисование символов по тексту. Рисование символов по тексту. Избирательность восприятия. Избирательность восприятия. Поиск ошибок в изображении спартанского воина на основе данных параграфа учебника. Поиск ошибок в изображении спартанского воина на основе данных параграфа учебника. Выбор предметов, имеющих отношение к истории того, или иного государства (осмысленность восприятия). Выбор предметов, имеющих отношение к истории того, или иного государства (осмысленность восприятия).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Применение личностно – ориентированных технологий обучения на уроках истории и обществознания. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Применение личностно – ориентированных технологий обучения на уроках истории и обществознания Учитель Пронина Ирина Николаевна

Задачи, стоящие перед учителем Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Важно помнить при построении учебного процесса. Эффективность произвольной памяти старшего школьника оценивается психологами следующим образом: 10% - читает глазами, 26% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90 % - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ. Суть – не усредненные (единые) условия обучения, а оптимально,подобранные, адаптивные для каждого обучающегося. Поэтому , в первую очередь, ориентир - на результат, а условия его достижения варьируются. 1. Выполнение контрольных заданий для детей с низкими учебными возможностями делается более продолжительным по времени, предоставляется возможность пересдачи (с оговоркой на ограниченность возможной отметки). 2. Практикуются внеурочные занятия для дополнительного разъяснения темы. 3. Уровневая дифференциация заданий по степени сложности и максимально возможной отметке за выполнение задания. 4. Предлагаются памятки, цель которых - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Памятка - вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. Виды:памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул.

Из опыта работы Определить минимум знаний и умений по теме, необходимый для усвоения всеми. В качестве промежуточного контроля проводить проверочные работы, в которых проверяется данный минимум (они могут пересдаваться до тех пор, пока не усвоятся). Домашнее задание – вариативно. Не требуя обязательного заведения тетрадей на печатной основе, не отказываться от их проверки, если ребенок изъявил желание их заполнить. Детские обращения за дополнительным заданием не оставлять без отказа, но с учительской корректировкой на возможности обучающегося и необходимый результат усвоения. В планировании уроков в большой теме придерживаться принципа наращивания сложности и разнообразия видов заданий в соответствии с таксономией Блума Б.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Суть данной технологии - выделить целевые функциональные узлы, в которых объединены содержание и технология овладения им. Мы выделяем информационный блок, формулируем дидактические задачи, определяем конечный результат и предлагаем алгоритм работы по самостоятельному изучению и достижению указанных результатов. При такой технологии становится более дозированной индивидуальная помощь, обучение переводится на субъект – субъектную основу. Например, темы по культуре в период новой истории были даны на самостоятельное изучение, по ним предлагается несколько вариантов письменной проработки содержания, и заранее сообщается, что требует обязательного запоминания, а что только ознакомления, также сообщаются все возможные формы контроля.

Развитие психических процессов Кроме адаптации неотъемлемым в процессе реализации личностно – ориентированных технологий будет развитие психических сфер: память, воля, эмоциональная сфера, самостоятельность, коммуникативные умения.

Восприятие. Простое восприятие Работа с картографическим материалом по определению размеров государств в разные исторические периоды. Установление различий и сходства предметов по цвету, форме, величине. Определение особенностей рельефа по цвету. Сложное восприятие. Сравнение картин, определение художественного стиля, поиск отличий. Придумать образ или сочинить историю по пятнам – кляксам (в начальной школе). Узнать по очертаниям государство. Специальное восприятие. Рисование под музыку. Составить план будущего развития города, исходя из анализа современного его состояния. Рисование символов по тексту. Избирательность восприятия. Поиск ошибок в изображении спартанского воина на основе данных параграфа учебника. Выбор предметов, имеющих отношение к истории того, или иного государства (осмысленность восприятия).

Читайте также: