Доклад на тему интерес

Обновлено: 18.05.2024

Американский психолог Кэррол Изард выделял 10 эмоций, образующих основу мотивационной системы человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и интерес. Последнее считается главным мотиватором человека в работе и обучении и основным элементом творческой деятельности . Именно интерес побуждает к действию, созданию чего-либо и помогает доводить дела до конца.

Проявляется с рождения

Основана на подкорковых нейронных процессах

Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды

Провоцирует желание действовать целенаправленно

Создает отчетливое выражение лица

Заинтересованный человек чувствует себя воодушевленным, у него появляется острое желание исследовать, расширить опыт, получая новую информацию. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным . Это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью.

Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной

Когда человек испытывает интерес, у него повышается концентрация, тело находится в некотором напряжении, а в течение 5 секунд могут быть такие мимические проявления, как приподнятые брови, перемещение взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытый рот или поджатые губы. Эти реакции могут через время исчезнуть, а сам интерес остается. Если мимических проявлений нет на протяжении долгого времени, это может говорить об угасании интереса . Когда человек заинтересован, снижается частота сердечных сокращений, что способствует вниманию, более четкой обработке информации и более эффективному обучению.



Зачем нужен интерес

Биологическая функция


У первобытного человека интерес, проявляющийся в расширении глаз и повороте головы в направлении к объекту, служил сигналом для соплеменников. Так индивид сообщал об опасности и другом важном событии. Только по одному взгляду вожака можно было установить местонахождение объекта, от которого могло зависеть выживание племени .

Мотивационная функция

Умеренный уровень интереса необходим для поддержания энергии и выполнения продолжительных проектов. Однако интерес все-таки является краткосрочным явлением, ученые не могут определить его среднюю продолжительность, так как на это влияет множество факторов, начиная от биологических особенностей индивида и заканчивая его эмоциональным состоянием и жизненными целями .

Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме

Безусловно, интерес трудно поддерживать, если вы утомлены, поэтому необходимо позволять себе отдыхать, а в течение дня делать перерывы. Если же интерес пропадает, даже если вы стараетесь привнести что-то новое, возможно, эта деятельность, на самом деле, не соотносится с вашими желаниями и целями . Тогда их необходимо пересмотреть, зафиксировать, в какой момент пропал интерес, как часто это происходило, и сопоставить действия с целями.

K-AMPUS — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Социальная функция

Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.

Познавательная функция

Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.

Как уже было сказано выше, когда человек испытывает интерес, организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Соответственно, когда интерес пропадает, обучение становится сложнее, теряется концентрация, и человек уже не получает удовольствия от процесса .

Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию

Поэтому в процессе обучения необходимо пробовать новые методы, комбинировать способы восприятия информации (слушать аудио, смотреть видео, обсуждать темы с единомышленниками). В педагогике познавательный интерес определяют как одно из социально значимых качеств, которое формируется у обучающихся в самом процессе учебной деятельности .


Эмоция интереса обеспечивает не только нормальное течение процессов восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Действительно, бессонница охватывает человека не только при беспокоящем отрицательном аффекте, но и вследствие устойчивого интенсивного возбуждения. Не будь эмоции интереса, развитие мышления и формирование концептуального аппарата человека могли бы быть серьезно нарушены. Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани . Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса .


Для поддержания интереса в обучении необходимо:

Расширять знания об объекте

Пробовать новые способы выполнения привычных задач

Менять форматы обучения

Обмениваться опытом с единомышленниками

Комбинировать способы восприятия информации

У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Интересы это

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

- Биологические – потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

- Социальные – каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

- Духовные – человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы – это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

  • Личность сосредоточивается на небольшом круге деятельности и знаний (медицина, техника, история, музыка и т. д.).
  • Цели и способы деятельности, которые интересны для человека, являются более конкретными, чем в обычной жизни.
  • Человек стремится к большему познанию и углублению в область, которая ему интересна.
  • У личности включаются не только познавательные процессы, что касается интересующей его области, но и прилагаются творческие усилия.

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы – это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Интересы человека

Познавательный интерес

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес – это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы – это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое – стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе – заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Познавательный интерес

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы – это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Большой интерес

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный – человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный – человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Интерес школьников

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Личный интерес

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Особый интерес

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Психическое здоровье человека зависит от того, чем он интересуется и каковы его увлечения.
Многообразие потребностей объясняет разносторонность интересов, так как интерес - это смысловая направленность потребности; это мощная движущая сила, по сути, мотивационная система в себе. Для совершения тех или иных действий важны все компоненты мотивационной системы.
Эффективно управлять можно, только понимая потребности и интересы.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

философия.doc

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине:

студентка 1 курса

Москва, 2012 год

ГЛАВА 1. ПОТРЕБНОСТИ

    1. Общее понятие потребностей
    2. Классификация потребностей

    ГЛАВА 2. ИНТЕРЕСЫ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека.

    Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь привычку к труду.

    Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем человека, в естествознании и технических науках, достижение которых непосредственно связано с использованием категории деятельности. Почти каждое новое исследование с использованием категории деятельности оригинально и неповторимо как в смысле предмета исследования, так и в смысле результата исследования.
    Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

    Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Психическое здоровье человека зависит от того, чем он интересуется и каковы его увлечения.

    Многообразие потребностей объясняет разносторонность интересов, так как интерес - это смысловая направленность потребности; это мощная движущая сила, по сути, мотивационная система в себе. Для совершения тех или иных действий важны все компоненты мотивационной системы.

    Эффективно управлять можно, только понимая потребности и интересы.

    ГЛАВА 1. ПОТРЕБНОСТИ

    В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

    Потребность является определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются производными от потребностей и порождаются ими. Необходимо помнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потребности частично и весьма предвзято отражаются в сознании человека, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.

    Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам.

    Потребности не предзаложены в человеке, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физиологические), мало поддающиеся сознательному регулированию, а на другом – искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности (потребности в уважении, социальные, потребности в безопасности, физиологические) присущи все людям в равной мере, то высшие (потребность в самореализации, самовыражении) – в неодинаковой.

    Образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве.

    Высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие.

    Все потребности функционируют циклически. Например, в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом с другими, однако по мере служебного роста претензии возрастают.

    Маслоу утверждал, что когда потребности удовлетворяются, они перестают служить побудительным мотивом. Однако при этом высшие и низшие потребности ведут себя по-разному. Когда низшие удовлетворены, их значение падает и они уступают дорогу высшим. А когда удовлетворены высшие, то у человека еще больше разгорается аппетит и он стремится удовлетворить их еще в большем объеме.

    - потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

    - потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.

    - наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

    - количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

    - потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

    Но нужно учитывать, что вовсе необязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые потребности. Совокупность человеческих потребностей тоже необязательно должна оставаться постоянной.

    Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

    а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

    б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

    в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

    Исходя из такого понимания потребностей можно предложить следующую их классификацию.

    Потребности также можно разделить на:

    - биологические (потребности в пище, одежде, жилище и др.);

    - социальные (потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.);

    - идеальные (потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др).

    Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

    Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим. "

    Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям. Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".

    Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
    Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором. Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.

    Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

    Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

    Существуют и другие классификации потребностей:

    1) Первичные (врождённые):

    - физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

    - экзистенциальные (от лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенн ости в завтрашнем дне и т. д.

    Интересы человека — это мотивы, которые заставляют его максимально глубоко вникать в факты в определенной области, овладевать новыми знаниями и по возможности применять их в жизни. Интересное занятие для человека всегда окрашено приятным эмоциональным фоном. Удовлетворенный интерес не угасает. Он способствует внутренней трансформации личности, заставляет ее искать возможности, чтобы удовлетворить стремление к знаниям, еще глубже понять особенности предмета или сферы интереса.

    Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

    Интересы и увлечения человека — почему они настолько важны

    Понятия “интерес” и “увлечение” — не одно и то же. Под интересом имеется в виду особое отношение человека к определенному, особенно ценному предмету или явлению. Оно окрашено яркими положительными эмоциями, удовлетворение интереса сопряжено с определенным душевным состоянием. Предмету своего интереса человек готов уделять много времени, нередко интерес определяет выбор профессии и образа жизни.

    Увлечение тоже вызывает у человека приподнятое настроение и воодушевление. Но, в отличие от интереса, увлечению уделяется меньше времени. Зачастую полностью сосредоточиться на увлечении (хобби) удается только в свободное от других дел время.

    Увлечения и интересы человека — источник положительных эмоций, ощущения наполненности, счастья и радости. Эти эмоции помогают поддерживать энергетический баланс, не зацикливаться только на работе, повседневных бытовых хлопотах. Те, у кого есть интересы и увлечения, не страдают от скуки, реже испытывают разочарование, настроены оптимистично и верят в свои силы.

    Интерес удерживает внимание человека на предмете или объекте долгое время, не надоедает. Увлеченный человек получает больше удовольствия от процесса, чем от реализации своего интереса.

    Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни, мотивом для того, чтобы хорошо зарабатывать. Полученные деньги увлеченные люди тратят на свои интересы. В то же время, удовольствие от реализации интересов дает большой заряд положительной энергии, которую человек направляет на работу, отношения с близкими. В этом заключается выгода от интереса.

    Схематически это можно изобразить так:

    Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

    Если человек не получает выгоды (материальный, эмоциональной) от занятия, то интерес к определенному предмету ослабевает. При этом потребность в интересе сохраняется — тогда человек направляет свое внимание в новую сферу.

    В течение жизни у человека может быть несколько интересов, много увлечений, они могут иметь разную направленность. Все они дают толчок к развитию, мотивируют к действиям.

    Если вспомнить об иерархии потребностей человека, созданной Абрахамом Маслоу, то реализация интересов — это часть самоактуализации личности. Это наивысшая ступень развития личности. За реализацией интересов стоит стремление предъявить себя миру, раскрыть свой потенциал, принести пользу другим.

    Как влияют личные интересы человека на его жизнь

    У каждого человека свои интересы и увлечения. Они могут кардинально отличаться от того, что интересно его близким. В зависимости от направленности интересов они трансформируются в хобби или перерастают в основное занятие, которое приносит не только приятные эмоции, но и становится источником дохода. Независимо от того, насколько много места для реализации интересов есть в жизни человека, они очень важны.

    В зависимости от того, какие у разных людей бывают интересы, они являются стимулом для новых достижений, для работы над собой. Реализация интересов приводит к повышению качества и уровня жизни, делает человека более уверенным в себе. Он осознает собственную ценность, понимает, что полезного он может дать окружающим. Заинтересованный в определенном предмете человек находит для себя единомышленников, получает возможность делиться собственным опытом и получать поддержку от других.

    Какие бывают интересы — основные виды

    Интересы условно делят на несколько групп:

    • социально направленные — они касаются социальных классов, групп, национальностей, отдельных индивидов;
    • общественные — политические экономические, духовные;
    • направленные на развитие общества — консервативные, прогрессивные, реакционные;
    • отражающие — реальные, абстрактные, стихийные, осознанные.

    Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

    Уже имеющиеся интересы могут способствовать появлению заинтересованности в новых предметах. В зависимости от того, какую выгоду человек получает от своего интереса, он может отдавать предпочтение материальному или духовному, общему или личному, опосредованному или непосредственному.

    • непосредственный — связан со стремлением добиться успеха непосредственно от выполнения определенного процесса. Например, студент учится чтобы получить знания и применить их в работе, которая потом принесет хороший доход, даст определенный социальный статус. Получение диплома для такого студента не является приоритетной задачей;
    • опосредованный — связан со стремлением к получению результата через использование определенных возможностей. Например, студент видит своей приоритетной задачей получение диплома, ради него он учится. Знания, возможность применить их на практике для него не главное;
    • материальный — связан с потребностью перекрыть дефициты, улучшить качество жизни, избежать угрожающих ситуаций. Материальные интересы тесно связаны с экономическими потребностями человека. Если для него материальный интерес основной, то он стремится найти высокооплачиваемую работу, соглашается на сделки, не обращая внимания на их морально-этическую и духовную составляющую. Материальные интересы мотивируют к новым открытиям, изобретениям, которые повышают уровень комфорта, облегчают труд, помогают обогащаться. Если цель работающего — увеличение дохода, то работа может превратиться для такого человека в основное увлечение;
    • духовный — позволяет человеку максимально проявить свои личностные качества, расширить кругозор. Реализация духовного интереса не связана с изменением материального положения, обогащением. За счет духовного интереса человек достигает гармонии во взаимоотношениях с окружающими и самим собой, испытывает эмоциональную удовлетворенность, спокойствие. Он стремится к познанию мира, реализации своих талантов.

    Когда речь идет о духовном интересе, то критерий его удовлетворения, для каждого человека свой. Кто-то удовлетворяется паломнической поездкой, для другого же важно в совершенстве овладеть ремеслом и передать свои знания о нем следующим поколениям. Во втором случае духовный интерес реализуется в течение всей жизни.

    • личный интерес — это совокупность взглядов, мотивов и желаний, присущих отдельному человеку. Они согласуются с его ценностями, потребностями. Личный интерес возникает на базе личностной позиции, переживаний и желаний человека, его материальной ситуации. Заставить испытывать интерес к чему-либо или навязать личный интерес невозможно. Человек решает, что ему интересно, а что — нет, самостоятельно.
    • Социальный интерес — совокупность потребностей, пожеланий, побуждений, достижений, затрагивающих группу людей. Все компоненты социального интереса в определенной мере связаны с внутренними побуждениями каждого участника группы.

    Интерес социальной группы зависит от статуса ее участников, их материального положения. Зачастую социальные интересы реализуются в политической и экономической сфере.

    Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

    Какие интересы влияют на восприятие внешнего мира

    Социальные и личные интересы тесно связан, но не являются идентичными. Личные интересы отражают потребности отдельного индивида, а социальные — целой группы людей.

    Совокупность личных интересов участников социальной группы формирует общий, социальный интерес. Позиция участников группы может полностью или частично совпадать.

    Социальные интересы реализуются в разных сферах — культуре, науке, политике.

    У каждого члена социальной группы имеется собственное видение этих сфер, оно отличается от представлений других участников. Объем интереса у отдельных людей тоже разный — кто-то испытывает глубокий интерес, другой человек — поверхностный.

    Чаще всего личные и социальные интересы переплетаются и реализуются в таких занятиях:

    • литература — многие люди увлекаются чтением, но каждый выбирает литература по собственному вкусу. Кто-то читает, преимущественно научно-популярную литературу или романы, другие же любят поэзию или детективы;
    • общение — стремление к общению зачастую является потребностью, но когда у человека достаточно общения, он не испытывает дефицита, то разговор с интересным человеком приносит удовольствие;
    • спорт — занятия разными видами спорта становятся общим интересом разных людей. Они могут играть в одной команде или болеть за нее;
    • музыка — из множества направлений и стилей музыкального искусства каждый выбирает для себя то, что соответствует его вкусу.

    Здесь перечислена только небольшая часть тех увлечений, которые могут объединять людей и, одновременно, быть поводом для разногласий. Именно поэтому сопоставление социальных и личных интересов — ошибочная тактика.

    Какую роль играют социальные интересы личности в ее жизни

    Социальные интересы заставляют человека проявлять активность, когда индивид включается в общественную жизнь, он становится членом группы. На формирование социального интереса влияют несколько факторов:

    • потребности;
    • условия жизни;
    • осознание необходимости удовлетворить потребность;
    • способность выбрать действия для реализации потребности.

    Социальный интерес базируется на способности человека разделять чувства других участников группы, умении воспринимать себя самого, как ее часть. В социальную группу входят не только близкие люди, она более глобальна. Зарождение социального интереса начинается с первых лет жизни и продолжается до ее конца.

    Проявление социального интереса — стремление человека к сотрудничеству с разными людьми, в разных условиях, желание не столько получать, сколько отдавать окружающим, умение сопереживать, делиться своим и перенимать чужой опыт. у человека, настроенного на сотрудничество, всегда есть друзья, любящие люди, он понимает и доверяет близким и получает то же в ответ.

    Часто социальный интерес подразумевает не только сотрудничество между членами одной группы, но и соперничество с другой. Как пример можно привести противостояние между фанатами разных футбольных команд.

    Есть такие социальные интересы, которые объединяют большие группы, становятся едиными для миллионов людей. Такие интересы касаются защиты окружающей среды, борьбы за мир, против инфекций, голода.

    Что помогает существам прогрессировать в эволюции – заинтересованность.

    Интерес – это эмоция, чувство, внимание, любопытство к объектам, в решимости узнавать, расширять свой кругозор.

    Ребенок начинает познавать этот мир. Видит сначала вокруг цвета, образы, но не понимает их смысла. Потом появляется интерес все потрогать, попробовать на вкус. Именно любопытство, как и эмоциональное ощущение, помогает ему развиваться, узнавать все новые предметы.

    интерес

    По мере взросления у ребенка это чувство развивается, его кругозор расширяется. Любопытство приводит разум к развитию, пытливости, что делает личность уникальной. Также эта эмоция может привести к дурным наклонностям, от которых многие не могут отказаться.

    Потребности

    Так как человек не может обходиться без сна, воды, пищи, тепла, возникают потребности. Они побуждают к действию. Это внутреннее состояние психики, нехватки чего-либо. От этой необходимости формируется личность, индивидуальность. Существует два типа: осознаваемые – они становятся интересами; неосознанные – выявляются эмоционально.

    Потребности влияют на состояние индивидуума, на его мышление. Насколько они удовлетворены, настолько личность чувствует себя счастливой. Надобность может быть настолько сильной, что пока человек не удовлетворит ее, он ни о чем другом думать не сможет. Например: чувство холода или жары. Пока не согреется или не спасется от зноя, он будет искать средство для достижения этих целей.

    Уровень развития, условия жизни зависят от количества потребностей.

    Чем обширнее кругозор, тем интересней и увлекательней становится жизнь. Именно осознанная потребность выявляет интерес.

    Общие интересы

    Закономерные связи, между заинтересованностями в области жизнедеятельности и определение их в месте общей системы по характеру людей, классифицируют интересы.

    • Личные – состоят в развитии, в удовлетворении своих пожеланий, своих нужд.
    • Общественные – объединение людей с общими целями, для поддержания общества, традиций, культуры и их развития.
    • Государственные – политическая система. Защита территории страны, народа, экономическая и социальная стабильность, защита законов, правопорядка, развитие государства, международные отношения с другими странами.

    Преобразование увлечений отдельных субъектов с интересами общества и государства – это основа жизнедеятельности.

    Этот фактор движет в развитии страны и ее жителей.

    Интерес человека

    Эти эмоции бывают устойчивые и неустойчивые. Устойчивые – сохраняются надолго. Они говорят о преодолении препятствий, трудностей целедостижения, для свершения своего интереса. Неустойчивые, когда заинтересованность пропадает или пугают сложности.

    Также эти чувства делятся на пассивные и активные. Когда мимо человека промелькнет интересное событие, которое на него никак не повлияет или, он созерцает картины, читает книги и смотрит фильмы, при этом действий принимать никаких не надо – это пассивный интерес. При активном – наоборот, действие играет значимую роль. Может также послужить толчком к развитию способностей и навыков.

    • Материальный – достижение и удовлетворение желаний. А также потребностей для личных целей, лучшей жизни, с помощью материальных ценностей: найти хорошо оплачиваемую работу, купить одежду, квартиру, дом, путешествия, развлечения…
    • Духовный – личностный рост, за счет самообразования, самопознания. Выявление и развитие своего потенциала и талантов: в музыке, в авторстве, в духовном развитии, в науке, живописи…
    • Личный – индивидуальные желания, потребности, в которых заинтересован сам человек. Это вкус, одежда, стиль, хобби…
    • Социально общественный – обобщенность и внимание к деятельности группы людей, страны, нации… Проявляется в политике, образовательных учреждениях, экологии, экономики…
    • Непосредственный – целенаправленное стремление к достижению результата. Человека увлекает процесс деятельности, он полностью им поглощен. Например: научиться танцевать или рисовать для себя, а не для выступлений и выставки. Получить образование в целях развития, а не для диплома…
    • Опосредованный – инертное достижение ради самого результата. Получение образования ради диплома. Купить вещь ненужную ради престижа. Выбрать профессию неинтересную, но приносящую доход…

    Склонности и наклонности

    Между этими понятиями много схожего и различного.

    Склонный к чему-либо индивид, может не проявлять заинтересованность к действию. Например: склонность проявляется к математике, а человек любит читать. Ему увлекательнее познавать мир литературы, чем решать задачи.

    Склонность также может выявить способности, определить дальнейшую деятельность и судьбу субъекта. Раскрыть его таланты, потенциал. Направление кругозора, также определяется влечением к предмету увлечения.

    Если склонность – это способность, то наклонности – это тяга к чему-то с пристрастием. Выявляются в виде дурных наклонностей: тяга к убийству, алкоголизм, наркомания. Есть теория, что наклонности проявляются из-за психических травм. С рождением на генетическом уровне.

    Как развить интерес

    Важно, чтобы интерес не ослабевал, иначе это приведет к неудовлетворенности жизнью и депрессиям. Надо держать его в тонусе, развивать. Чувство увлеченности главное в развитии этой эмоции.

    1. Вспомните чувство радости, удовлетворения, когда вы увлеченно занимались каким-то делом. Не замечали, как проходит время за любимым занятием. Вас не интересовали люди, отвлекающие факторы, вы создавали и творили.
    2. Даже незначительное пристрастие имеет значение. Любое неудовлетворенное желание приведет к психологическим последствиям. Лучше пропустить через себя разные увлечения, чтобы найти свой интерес.
    3. Скуку, уныние, безделье надо избегать. Если вы ничем не интересуетесь, погуляйте по свежему воздуху, прислушайтесь к себе – ваше подсознание и тело подскажут ответ на вопрос. Доверяйте себе, а также своей интуиции.
    4. Научитесь все доводить до конца. Это должно стать правилом, которое передадите своим детям. Так как первое увлечение идеей, если не довести ее до конца, не даст результата, а процесс, сам по себе, превратится в приключение.
    5. Способности надо развивать, так как все строится не только на эмоциях, но также на умении. Работа над собой выявит у вас способности, а уже в ваших руках их развить. Если есть желание достигнуть результата, не надо терять увлеченность.
    6. Встречайтесь, общайтесь с людьми, смотрите по сторонам. Удивляйтесь и увлекайтесь. Вокруг много различных идей, эмоций, впитывайте их.

    Эпилог

    Экспериментируйте, не бойтесь познавать, узнавать новое. Получайте опыт. Удовлетворяйте все, даже маленькие, желания и потребности. Кто знает, может именно они приведут на тот интерес, который откроет ваш потенциал. Выведет на, приносящую удовлетворение, деятельность. Изменит жизнь. Поможет преодолеть препятствия, найти новых интересных людей.

    Жизнь станет ярче, насыщенней, а результат принесет положительные эмоции, повысит самооценку, что даст стимул идти дальше.

    Читайте также: