Доклад на тему гуманистическая направленность педагога

Обновлено: 05.07.2024

Профессия учителя - древнейшая на Земле. Первые упоминания о школах встречаются в египетских источниках и относятся к 2500 году до нашей эры. Конечно, за такой долгий период времени система образования не могла не измениться. Интересно, что первые учителя – дидаскалы – это рабы, сопровождающие детей в школы, а позднее учителями называли грамматиков, философов и литераторов. Со временем менялись функции педагога, а значит, менялись и требования к нему, к его методам. В средние века, например, учителя требовали строжайшей дисциплины и полного повиновения ученика, а в более позднее время было широко распространено телесное наказание.

Оглавление

Введение
Цель гуманистической деятельности
Личностные качества учителя-гуманиста
В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию

кафедра педагогических технологий

Реферат на тему:

студентка 1 курса

факультета иностранных языков

Спицына Ксения Владимировна

Проверила: Аджиева Е. П.

  1. Введение
  2. Цель гуманистической деятельности
  3. Личностные качества учителя-гуманиста
  4. В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
  5. Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
  6. Заключение
  7. Список литературы

Цель деятельности педагога-гуманиста – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности. эти целевые ориентации реализуются в педагогике, которая создает условия для творчества и самоактуализации личности, предоставляет воспитаннику право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. Обеспечивая воспитательную деятельность учащегося, педагог не запрещает, а направляет действия школьников, не принуждает, а убеждает, не командует, а помогает им организовывать собственную деятельность, соуправляет ею.

Какими же личностными качествами должен обладать учитель-гуманист?

Нельзя забывать и о самоуважении. Если человек уважает себя, то его уважают и другие.

В-третьих, настоящий учитель-гуманист должен быть тонким психологом, чтобы вовремя заметить изменения в личности ребенка и суметь помочь ему разобраться со своими проблемами, которые могут непосредственно влиять на ход учебного процесса.

*Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 40

** Ш. А. Амонашвили. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983, с. 151-152

В-четвертых, педагога-гуманиста отличает также вера в то, что все дети талантливы и каждый по-своему одарен теми или иными способностями, которые и следует развивать в процессе обучения в школе.

В-пятых, педагогу необходимо иметь высокую нравственную культуру, так как только действительно интеллигентный человек может обучать культуре поведения других.

В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?

Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.* Тогда ребенок вырастет сильной независимой личностью, способной

Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с 172

Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности

  • организация учения школьников на уроке, без перекладывания груза ответственности на домашнюю работу учащихся.
  • ориентировка на учебу без принуждения
  • обеспечение психологической комфортности учебной ситуации
  • гласность успехов обучающихся
  • открытость перспективы для роста каждого школьника*

Таким образом, мы видим, что педагогическая деятельность, носящая гуманистический характер, в первую очередь рассчитана на учеников с внутренней мотивацией, следовательно, педагог-гуманист должен побудить в ребенке интерес к учебе и донести до него необходимость получения новых знаний.

Таким образом, мы выяснили:

  • основа гуманистической направленности педагогики - любовь к детям
  • какие качества необходимы учителю-гуманисту
  • цель гуманистической деятельности
  • преимущество гуманистического подхода над авторитарным
  • как организовать учебный процесс так, чтобы он носил гуманистический характер

Хочется закончить работу фразой Ш. Амонашвили, которая, на мой взгляд, наиболее полно отражает сущность гуманистической направленности педагогической профессии:

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983

Цель реферата: Рассмотреть проблему гуманистической направленности педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений , признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы.

Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования:

Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером.

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильно видение добра и зла. Правильное видение добра и зла означает, по Сухомлинскому, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983

3. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянска школа, 1973

[i] Ш. А. Амонашвили. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983, с. 7

[ii] Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 40

[iii] Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 51-52

[iv] Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 60

[v] Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с 176

[vi] В. А. Сухомлинский. Избранные произведения в пяти томах. Киев.: Радянска школа, 1980, т.5, с. 102

[vii] В. А. Сухомлинский. Избранные произведения в пяти томах. Киев.: Радянска школа, 1980, т.5, с. 235

[viii] В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1973, с. 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для педагогов об их роли в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

методист Бондаренко Е.Э.

г. Новый Уренгой

Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, декоративно-прикладным творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, хореографий, вокалом, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Основополагающей в деятельности педагогического коллектива является гуманистическая педагогика.

Под гуманистической позицией педагога понимается устойчивая система отношений педагога к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Признаками гуманистической позиции можно считать:

• направленность на ребенка (и других людей), связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

• направленность на себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

• направленность на предметную сторону профессии педагога (содержание учебного предмета).

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Выделяют три группы факторов, обуславливающих развитие гуманистической позиции педагога.

Первая группа – субъективные (личностные, внутренние), связанные с самосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленность, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество.

Данную группу факторов можно обозначить через следующие признаки:

- потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка; позитивное ценностное отношение к себе; отношение к другому как самоценности; уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;

- установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от "долженствования" и соответствия чужим ожиданиям; мотивационная направленность на другого; готовность к открытому общению; установка на диалог;

- способность открыто выражать свои чувства; эмоциональная самореализация; способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека; принятие его; восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и деятельности;

- осознание ответственности за собственный выбор;

- педагогический такт, деликатность; общая положительная направленность на педагогическую профессию.

Вторая группа факторов – объективные (внешние), связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:

- ориентирован на развитие ребенка, создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;

- владеет технологией индивидуальной и групповой работы; активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора;

- обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет работать "с целями" разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;

- хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы;

- способен брать на себя ответственность.

Третья группа факторов – объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. К ней относятся:

- атмосфера образовательной организации, характеризующаяся доверительностью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности;

- объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса.

Таким образом, становление гуманистической позиции педагога обусловлено диалектикой внутренних (личностных) и внешних (социально-профессиональных) факторов.

Гуманистическая позиция зависит от установки педагога на сущностные характеристики образовательной системы гуманистической ориентации, при этом личностные характеристики являются стержневым фактором, определяющим профессиональную позицию.

Выражение гуманистической позиции является одной из базовых компетентностей личностных качеств педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности обучающегося.

Определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности – есть отражение любви к обучающемуся. По-иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания его сил в образовательной деятельности.

Показатели оценки гуманистической компетентности

Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся.

Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.

Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.

Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога.

При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

Важно заново определить место педагога в образовательной организации и в жизни, предложить ему осмысленную роль.

Какими могут быть эти роли?

Педагог-модератор. Обучающиеся должны научиться сотрудничеству, уметь высказывать свою позицию и внимательно слушать другого. Значит, жизненно необходим модератор дискуссионной площадки. Умение модерировать — особое искусство; модератор слышит каждого, подогревает спор вопросами, но не навязывает слишком жестко собственную интерпретацию. Он исподволь подводит дискутантов к общим выводам. Эта роль несовместима с авторитарностью, когда педагог выносит окончательные суждения о правильном и неправильном.

Педагог-тьютор. Он опирается прежде всего на наклонности, задатки, способности ребенка, он умеет находить то, в чем ребенок наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу. Опираясь на успех, такой педагог развивает ребенка и в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью.

Игровой педагог. Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

Педагог-предметник. Он — высокий профессионал, понимающий особенности возрастного развития ребенка и великолепно ориентирующийся в своей предметной области.

В реальности педагог использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере.

Список используемой литературы.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности.

Словарь-справочник терминов, используемых в системе до­полнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001

Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34)

Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана и И. А. Костенчука. М., 1995.

Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Понимать детство // Народное образование. 1998.№ 4.С.122—127.

Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка как предмет управления // Директор

Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.

Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).

Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.




Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.

Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).

Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

Читайте также: