Доклад на тему герои и проблематика драматургических произведений пушкина

Обновлено: 14.05.2024

Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.
Предельно созрел, развернулся во всю свою мощь гений Пушкина в таких фундаментальных творениях, как роман в стихах “Евгений

Онегин”, народная трагедия “Борис Годунов” (сам Пушкин по праву называл их своими подвигами), “Маленькие трагедии”.
В кругу исторических раздумий Пушкина одно из ведущих мест занимают судьбы русской нации, русского национального государства. Наиболее непосредственно проблема народа, его роли в истории, его исторических судеб ставится Пушкиньцч в трагедии “Борис Годунов”.
“История народа принадлежит поэту”, – утверждал в ту пору Пушкин. И в своей трагедии он подходит к истории именно как поэт, стремясь оживить ее, развернуть яркую и полнокровную картину прошлого людей и

событий давно минувших дней. В то же время он настойчиво и последовательно старается “воскресить минувший век во всей его истине”.

В результате было создано произведение в высшей степени своеобразное и в своем роде единственное: несравненное по своей художественной силе и вместе с тем почти совершенно лишенное художественного вымысла.
Задачам, поставленным перед собой поэтом, никак не соответствовали традиционные формы драматургии классицизма. Вместо предписанных поэтикой классицизма двадцати четырех часов действие “Бориса Годуно ва” охватывает период в семь с лишним лет. Отброшен принцип “единства места”: действие трагедии развертывается с необыкновенной калей-доскопичностью – переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха – на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу.

Это позволяет поэту обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на плота ш.
В “Борисе Годунове”, не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество (около шестидесяти) действующих лиц, представителей всех слоев тогдашнего общества. Вопреки традициям здесь нет и главного героя. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не кончается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в шести сценах из двадцати трех. Вся пестрая и многоликая Русь эпохи “многих мятежей” проходит перед нами в живой и движущейся, шумящей, волнующейся, “как море-окиян”, полной событий панораме.

Русь конца XVI – начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем пушкинской трагедии.
По-шекспировски “вольно и широко”, мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, лепит Пушкин человеческие характеры – в этом с особенной силой сказывается его новый художественно-реалистический метод. Борис Годунов – отнюдь не традиционное амплуа классического “злодея”: он не только “цареубийца”, через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный правитель, и любящий отец, и усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек. С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца, резко противостоящий штампованному “злодею” из трагедии “Димитрий Самозванец” А. Сумарокова. Пушкин рисует характеры Бориса и Самозванца, как и вообще всех персонажей трагедии, в тесной и непосредственной связи с духом и особенностями исторической эпохи.

Историчность характеров, сочетающаяся с психологической правдой, составляет одно из основных и существенных свойств реализма Пушкина в “Борисе Годунове”.
В изложении исторических событий поэт в основном следовал за “Историей Государства Российского” Карамзина. Из нее взял он почти весь фактический материал, у него же заимствовал недоказанную версию об убийстве царевича Димитрия по приказу Бориса. Однако, следуя Карамзину “в светлом развитии происшествий”, Пушкин решительно отверг проникнутую консерватизмом и монархическим духом общую схему его “Истории…”.
В пушкинской трагедии угрызения совести царя-преступника – не главное; в ней показан “мирской суд” над Борисом – суд истории, причем убийство Димитрия играет, в сущности, второстепенную роль, а появление Самозванца – всего лишь последний толчок, давший возможность вырваться наружу враждебным царю Борису социально-историческим силам. Не поединок между Борисом и Самозванцем, а именно борьба социальных сил составляет истинный предмет основного конфликта пушкинской трагедии.
Существенной частью его является борьба родовитого боярства с Борисом, в которой принимают активное участие и предки самого поэта – “род Пушкиных мятежный”. Но этим социальное содержание трагедии отнюдь не исчерпывается. Борис Годунов, сокрушавший старинное боярство, был вместе с тем и царем-крепостником.

Именно этим объясняется глубокое недоверие и нелюбовь народа к Борису, на что и рассчитывают в борьбе с ним мятежные бояре. И вот в трагедию Пушкина включается главная социальная сила, имеющая решающее значение, – “мнение народное”.
Мысл. ь эта составляет один из важнейших философско-исторических тезисов Пушкина, связанных – пусть подспудно – с его раздумьями о судьбе переворота, подготовлявшегося декабристами в отрыве от широких народных масс. С особенной выразительностью сказывается это в финале трагедии, завершающейся знаменитой фразой: “Народ безмолвствует”. В этом “безмолвии” заключена вся дальнейшая судьба Самозванца.

Пока народ был на его стороне, он, беглый монах, “сорвал порфиру” с могучего московского царя; поскольку народ от него отвернулся, его ждут быстрое свержение и бесславная гибель. То, что Пушкин выносит свой приговор именем суда народного, является самой замечательной чертой его исторической трагедии, которая действительно не только по своему совершенно новому драматургическому строю, но и по идейному содержанию может быть названа трагедией народной.
Народная трагедия “Борис Годунов” является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря “мнению народному”, народной поддержке противникам Бориса удалось его одолеть, но самому народу от этого не стало легче. Его победа была полностью узурпирована боярами, которые снова, как и в первых сценах трагедии, властно выступают на передний план, распоряжаются, действуют, повелевают. Но явно враждебное “безмолвие” народа как бы свидетельствует, что так будет не всегда.

Сегодня народ еще только “безмолвствует”, но завтра он может заговорить, и тогда горе тому, против кого он поднимет свой голос. В безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нем затаен грозный гул грядущих крестьянских восстаний под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева.

Гост

ГОСТ

А. С. Пушкин во всем мире признан величайшим литературным гением и считается первым профессиональным русским писателем. Из-под его пера вышло множество текстов различных жанров от лирических стихов до исторической прозы и драматичных произведений. Его творчеству присуще новаторство. А.С. Пушкин часто писал вопреки устоявшимся литературным канонам и задавал моду на новые стилистические приемы, выводя литературу на новый уровень. В то же время, ему был не чужд классицизм. В своих произведениях он гармонично сочетал новые веяния и классические элементы, с неповторимым мастерством выражая личностные особенности персонажей и формируя сильные характеры.

А. С. Пушкин с малых лет любил театр, будучи ребенком пробовал писать небольшие пьесы. Количество произведений, написанных автором для театра, мало, и большая их часть так и не была закончена. Однако все они имеют колоссальное значение для развития русской классической литературы. Кроме того, их анализ необходим для полного понимания творчества этого многогранного писателя.

Драматургия А.С. Пушкина необычайно разнообразна в своем проявлении и, в то же время, отличается лаконичностью. Автор излагает самую суть, стремительно развивая события без лишних описаний и бессмысленных сцен. Будучи заядлым театралом, автор работал над пьесами как над своеобразным сценарием, затачивая их под сценическую постановку, а не для чтения подобно поэме или диалоговой прозе.

Данное произведение считается прорывом в творчестве писателя, поскольку здесь он отказался от выражения юношеских максималистских идеалов и провел серьезный анализ описываемой исторической эпохи. При этом автору удалось отразить события как со стороны первых лиц государства, так и со стороны простых людей.

Готовые работы на аналогичную тему

В своем произведении автор отказывается от многих жанровых условностей, приближая язык пьесы к простому разговорному. Характерной чертой произведения является глубокая проработка отдельных сцен, а не общего сюжетного каркаса. Интересным является тот факт, что действие пьесы, вопреки царящим в то время законам жанра, делится на сцены, а не акты.

Проблематика драматургии Пушкина

Однако большинство этих произведений так и не было закончено. Завершить автор смог только несколько из них:

К сожалению, из-за гибели поэта работа над этой рукописью так и не была закончена, и свет увидели лишь черновые отрывки из нее. Это относится и к остальным пьесам А.С. Пушкина данного временного периода.

Пьесы данного творческого этапа, в отличие от более ранних произведений, написаны в прозе. Эта проза, отличающаяся строгостью и слабой стилизованностью, является характерной для А.С. Пушкина.

Пьесы А.С. Пушкина представляют большой интерес с точки зрения театральной постановки. Они имеют ряд особенностей, из-за которых для их воплощения на сцене требуется больше мастерство.

Для этих произведений характерны быстрые переходы в развитии сюжета и контрастная смена сцен. Из-за этого в распоряжении актеров имеется совсем небольшое время, которое можно уделить одной сцене. Такая лаконичность требует высококлассной актерской игры, способной увлечь зрителя с первой же минуты.

Кроме того, в произведениях, часто сопоставляются комедийные и трагические сцены, из-за чего настрой сюжета стремительно меняется в противоположную сторону. Однако эта особенность является революционной для развития жанра, поскольку автору удалось гармонично соединить воедино такие разные эмоциональные элементы.

Поскольку постановка пьес А.С. Пушкина является крайне трудной задачей как для актеров, так и для режиссеров, они до сих по не стали полноценной частью театральных репертуаров.

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге "Пушкин А. С. Драматические произведения", 1943 г.)

Пьесы Пушкина в его творчестве занимают особое место. С одной стороны, они входят в общий ряд его чисто литературных, поэтических произведений; некоторые из них отмечают особый этап в его поэтическом развитии. С другой стороны, они выходят за пределы чистой литературы и относятся к другому искусству - к искусству театра. Пушкин все свои пьесы писал с расчетом не на чтение их в книге, а на представление в театре. Игра актеров, декорации, зрелище, музыка - все это входило в художественный замысел Пушкина, когда он создавал свои драмы.

Пушкин с детства интересовался театром и пробовал писать для него. Маленьким мальчиком он, как рассказывает его сестра Ольга Сергеевна, сочинял французские комедийки и разыгрывал из перед "публикой", состоявшей из одной его сестры. Эти пьески, конечно, не дошли до нас. Позже, в Лицее, Пушкин писал пьесы уже на русском языке. Мы знаем названия двух из них: "Так водится в свете" и "Философ", но и они не сохранились, так как были уничтожены автором.

Первым законченным и изданным самим Пушкиным драматическим произведением была трагедия "Борис Годунов" (1825), но сохранились наброски и планы более ранних пьес Пушкина, которые имеют большое значение для понимания эволюции пушкинской драматургии. Это отрывки и планы двух пьес, трагедии и комедии, относящиеся к самому началу 1820-х годов. Пушкин в это время жил в ссылке в Кишиневе, находился в дружеских отношениях с декабристами, с волнением следил за ходом греческого восстания и был полон революционного пыла и надежды на скорое уничтожение крепостного права.

Все творчество Пушкина этого периода (1820-1824) отмечено резкими чертами романтизма и явным влиянием Байрона. Пушкин создает одну за другой свои южные поэмы: "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Братья разбойники", "Цыганы" и ряд лирических романтических стихотворений.

В основе пушкинского романтизма лежит горячее стремление к свободе, как личной, для отдельного человека, так и политической, для всего народа.

К окружающей действительности. романтик Пушкин относился резко отрицательно. В свое творчество он сознательно не включает обычную, "прозаическую" жизнь, стремясь к изображению "высоких" предметов: необыкновенно богатой южной природы, необыкновенных героев с могучими страстями.

Наряду с этим косвенным, чисто литературным выражением своих вольнолюбивых настроений Пушкин в это время, несомненно под влиянием своих друзей декабристов, обдумывал и произведения, имеющие прямое политическое значение. Для этой цели он думал использовать театр.

Пушкин начал писать трагедию о "самовластии" и комедию о крепостном праве. Темой первой из них он взял легендарное свидетельтво русских летописей о неудачном восстании новгородцев во главе с Вадимом против князя-варяга Рюрика. Судя по сохранившемуся плану трагедии. это должна была быть трагедия в стихах в классическом духе, без особенной заботы об исторической и бытовой истинности, без особого углубления в психологию действующих лиц, но зато полная горячих революционных монологов, политических споров, с изображением на сцене бунта новгородцев, с намеками на политическую современность. Для такой задачи почти агитационного характера вполне пригодна была выбранная Пушкиным форма традиционной классической трагедии вольтеровского типа, с несколько схематическим действием, эффектными сценами, блестящими монологами действующих лиц.

Одновременно с трагедией о Вадиме Пушкин набрасывал бытовую комедию о крепостном праве. Герой ее, молодой человек, страстный игрок, проиграв все свое состояние, ставит на карту своего крепостного дядьку - и проигрывает его.

Пушкин не завершил ни того, ни другого замысле, но они интересны как первый известный нам этап его драматургического творчества. Здесь театр привлекается для решения политических и социальных задач, причем сцена используется как трибуна, в целях прямой политической агитации.

Действительность скоро обманула вольнолюбивые надежды Пушкина. Пушкин. все больше стал убеждаться, что. революционного пыла кучки военных заговорщиков недостаточно для успеха восстания. Становясь старше, мудрее, Пушкин видел, что. все дело в народе, в его настроении.

И Пушкин в своем творчестве переходит к. внимательному изучению народа, истории, реальной окружающей жизни. . Он в своих новых реалистических произведениях развертывает перед русскими читателями верную и художественную картину русской простой природы, русской жизни.


В самом начале этого нового, реалистического периода своего творчества Пушкин снова обращается к театру, но уже с совершенно иными требованиями. Он пишет трагедию "Борис Годунов". Основная тема остается та же - тема революции, народного восстания, но теперь Пушкин хочет в своей новой трагедии развернуть точную историческую картину народного восстания в начале XVII века. Он хочет глубоко проникнуть в изображаемую эпоху, верно, правдиво передать ее дух. Поэтому-то Пушкин и выбрал драматическую форму для своего замысла: в ней отсутствует автор, он не рассказывает о событиях и не оценивает их, а сами события протекают перед зрителем, действующие лица сами говорят и действуют.

В "Борисе Годунове" Пушкин создал первую русскую подлинно реалистическую историческую драму, театральное произведение. В то же время эта пьеса сыграла крупнейшую роль в установлении реализма в нашей литературе. Рядом с "Евгением Онегиным", впервые давшим правдивый образ русской современной жизни. в "Борисе Годунове" столь же правдиво показано русское прошлое.

Пушкину не удалось увидеть на сцене своего "Бориса Годунова". Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей.

В промежуток между 1826 и 1830 годами Пушкин задумал написать целый ряд драматических этюдов, "маленьких трагедий", где должны были разрабатываться глубокие психологические проблемы, где человеческая душа должна была раскрываться во всех ее трагических противоречиях. Сюжеты для этих психологических опытов Пушкин широко черпал из мировой истории, из легенд. Сохранился составленный Пушкиным список заглавий задуманных им десяти "маленьких трагедий": тут и традиционные в мировой литературе образы скупца и Дон-Жуана, и трагедия о зависти ("Моцарт и Сальери"), и древнеримская легенда о братоубийстве из честолюбия ("Ромул и Рем"), и эпизод из Евангелия ("Иисус Христос"), и драма об убийстве самодержца (Павел I), и трагедия политического эмигранта, вынужденного сражаться против своей родины ("Курбский"), и т.д.

Из этого списка Пушкин осуществил всего три пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" (то есть "Дон Жуан"). К этим "маленьким трагедиям" он присоединил еще одну - "Пир во время чумы". Осенью 1830 года. Пушкин доработал эти четыре драмы, представляющие собой по глубине психологии, по драматургическому мастерству, по художественности стиха новый шаг по сравнению с "Борисом Годуновым". К этому циклу "маленьких трагедий" близко примыкает тогжа же задуманная, но оставшаяся недоконченной народная драма "Русалка".

В последние годы жизни Пушкин снова начинает включать в свое творчество широкие социальные и исторические проблемы. Снова его захватывает тема революции, бунта, народного восстания: он пишет "Дубровского", "Капитанскую дочку". Его все более интересует в истории народов роль отдельных общественных классов и их борьба. Эти проблемы находят свое выражение в последнем, незавершенном этапе пушкинской драматургии.

В 1834-1835 годах он задумывает одну за другой большие исторические драмы в прозе из западноевропейской средневековой жизни. Во всех них он стремиться изобразить борьбу буржуазии с феодализмом. То изображается выдвижение талантливого представителя низшего класса в феодальном обществе (замысел драмы о незнатной девушке Иоанне, овладевшей всей средневековой ученостью и ставшей в конце концов римским папой; план драмы о сыне палача, добивающемся своей доблестью рыцарского звания и руки знатной девушки), то непосредственно рисуется восстание крестьян и буржуазии против рыцарей-феодалов и поражение рыцарей. Этой последней теме посвящена пьеса, условно названная первыми ее издателями "Сцены из рыцарских времен" (у Пушкина в рукописи она никак не озаглавлена). Эта драма была написана им приблизительно до половины, между тем как две другие только начаты.

Смерть помешала Пушкину докончить эту интереснейшую драму о крестьянском восстании.

Пьесы Пушкина, будучи высокохудожественными литературными произведениями, представляют в то же время большой интерес как произведения театральные. Целый ряд особенностей делает их крайне трудными для исполнения. Прежде всего - необычайная краткость, лаконичность их текста. Пушкин не любит, как другие драматурги, подробно развивать в речах действующих лиц ту или иную ситуацию или определенное переживание.

Действие у него идет все время быстрыми переходами, переломами, и актерам крайне трудно создать нужное художественное впечатление на таком лаконичном материале. С другой стороны, пьесы Пушкина требуют очень внимательного и художественно восприимчивого зрителя, так как ход их обычно построен не на занимательной интриге, не на неожиданных театральных эффектах, а ведется более тонкими приемами.

Пушкин применяет: контрастное чередование сцен, художественное сопоставление сцен массовых с индивидуальными, спокойных и медленных - с оживленными, трагических - с комическими; он художественно использует моменты театрального зрелища: в "Борисе Годунове" - сцены битвы, шествия под музыку, в "Пире во время чумы" - появление на сцене телеги, наполненной мертвецами, в "Каменном госте" - оживление статуи, в "Скупом рыцаре" - зрелище подвала с шестью раскрытыми сундуками, наполненными золотом и освещенными колеблющимся светом свечей; наконец, в пьесах Пушкина широко применяется музыка как средство непосредственного воздействия на зрителей (в "Моцарте и Сальери").

Пьесы Пушкина трудны для исполнителей; пушкинская драматургия до сих пор еще не вошла по-настоящему в репертуар наших театров, но надо думать, что все же настанет время, когда театр найдет к ней дорогу, и драмы Пушкина наряду со своей славной жизнью в литературе заживут новой, полноценной театральной жизнью.

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге "Пушкин А. С. Драматические произведения", 1943 г.)


Это были материалы о драматических произведениях А. С. Пушкина: критика, анализ пьес.

Герои и проблематика драматургических произведений Пушкина?


Самое частое у Пушкина - это не состоявшиеся любовные отношения.

У него герои очень редко в конце вместе, почти никогда.

Взять, к примеру, Евгения Онегина и Татьяну.

Она хрупкая, скромная, влюбленная в него девушка, всем сердцем хочет быть с ним, он ее первая любовь.

А Онегин, уже разочаровавшийся в жизни, не останавливается на ком - то слишком долго.

И они не вместе, т.

К. Онегин отвергает девушку.

Один из редких примеров, когда у героев все хорошо - это Капитанская дочка.

В большинстве остальных произведений герои не вместе.


Главные герои в произведении А?

Главные герои в произведении А.


Как в литературоведении называется обмен репликами героев драматургического произведения?

Как в литературоведении называется обмен репликами героев драматургического произведения.


Главные герои и второстепенные герои в произведении А С Пушкин Полтава?

Главные герои и второстепенные герои в произведении А С Пушкин Полтава.


Кто глав?

Герои в произведении Пушкина "Метель"?


В чем проблематика стиха Пушкина "Красавица"?

В чем проблематика стиха Пушкина "Красавица"?


Пушкин "Станционный смотритель".

Герои и проблематика рассказа.


Все герои произведения , , Повести Белкина" А?

Все герои произведения , , Повести Белкина" А.


Герои и проблематика военной прозы?

Герои и проблематика военной прозы.


Герои произведения А?

Герои произведения А.

С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"?


Проблематика в повести Пушкина " Пиковая дама"?

Проблематика в повести Пушкина " Пиковая дама".



Ты беседуй чаще с ней, станешь в четверо умней. (книга) Кто я, если прямота, главная моя черта. (Линейка) То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей - ка. (Тетрадь).


Вшесть лет мальчик прочитал отом, как удав глотает свою жертву, инарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рису..



Жил котёнок Васька и собачка Добик. Как то раз заходит девочка Катя в подъезд с рыбой и котик мяукает очень сильно поставило пакет с рыбой Катя на окно и расчет кота. Не нашла смотрит на окно а рыбки нет! Но есть фантик от конфеты возле кота и кот..


Матвеева Она написала пиратов.


Стихотворение Новеллы Матвеевой Пираты.


2. Название : Знанье Кошачьих ИменАвтор : Томас Стернз Элиот Знанье кошачьих имен - не шутка, Их нельзя угадать на пари ; Поверьте, я не лишаюсь рассудка, Говоря, что ИМЕН НЕПРЕМЕННО ТРИ. Во - первых, простое домашнее имя : Питер, Огастес, Алонсо, А..


Молочик ты крутой я тебе всё покажу . Я тебе делаю а ты мне 100 руб на телефон ты первый отправь а я тебе домашку вот на мой номер 89087180420.


По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр РостовскихКирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по - видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепк..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: