Доклад на тему формирование у учащихся компетентного подхода к изучению биологии

Обновлено: 07.07.2024

Изменения, происходящие в стране на социально-культурно- экономическом уровне, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Сама жизнь требует изменить и школьное образование: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”. Пересмотр требований к подготовке учащихся привел к тому, что одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему общего образования.

  • усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера;
  • реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций;
  • формирование информационной компетентности.

Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе в ходе преподавания биологии:

- 5. Личностного самосовершенствования.

Рассмотрим на конкретных примерах виды компетенций применяемых на уроках биологии:

2. Общекультурная компетенция.

На первых этапах изучения предмета является осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; а в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция.

При планировании уроков особо выделяется тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, и во время урока делается на него особый акцент

Особое внимание уделяется и работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих уроках используем дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.

Совместно, создаются подборки рисунков по разным разделам биологии. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.

4. Коммуникативная компетенция.

Ученики в процессе совместной деятельности учатся договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оценивается умение формулировать собственное мнение и позицию.

5. Компетенция личностного самосовершенствования.

На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал. В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле. Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя и заботиться о себе.

Для достижения хорошего результата используются различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций.

Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.

ВложениеРазмер
Компетентностный подход в обучении биологии 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

села Московского Изобильненского района

в обучении биологии

Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

В педагогической литературе при рассмотрении проблемы качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к компетентностному подходу

Компетентностно-ориентированный подход - один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Наличие жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д. Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения следующих требований:

  • соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
  • создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;
  • диагностика успешности учащихся;
  • создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;
  • оперативность и объективность контроля знаний;
  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;
  • взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, мне как учителю, необходим инструмент. Такими инструментами для меня являются метод проектов, приёмы критического мышления, новые подходы в обучении, использование ИКТ.

  1. Начиная с 6 класса, я использую метод проектов. Проект по продолжительности может занимать один урок, неделю, в рамках раздела и годичные проекты. Этот метод позволяет развивать умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Хочу отметить, что результат оформления ребята выбирают сами.

Такие виды работы имеют большое воспитательное значение и прививают экологическое мышление.

2) Большую роль в формировании моего профессионального мышления имеют трёхуровневые курсы по Кембриджской программе. Акцент я сделала на новые подходы, а именно диалоговое обучение. Обучая учащихся вести диалог, я учу их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, в процессе которой ученики изучают различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности. В моём понимании, совместная беседа в обучении играет важную роль, потому что ученики выражают своё мнение, аргументированно, видят и понимают, что у одноклассников может быть другое мнение по данной теме, прислушиваются к мнению одноклассников. Особенностью такого обучения является то, что говорю не я, а сами ученики. При обычном стиле разговора в классе, учащиеся имеют мало возможности высказаться, так как я контролирую беседу на уроке, ученики лишь повторяют, за мной и ждут моей оценки, правильно ли они ответили. В этом случае не повышается уровень мышления у учеников и не развиваются речевые навыки. При использовании диалогового обучения на уроках я не контролирую разговор, а управляю темой беседы, наблюдаю за тем, как говорят ученики. При планировании уроков я учитываю особенности диалогического обучения:

- организация диалога через постановку вопросов в групповой и парной работе

- создание атмосферы взаимодействия через вовлечение в диалог.

3) Все свои уроки я провожу в кабинете биологии, котрый снабжён тремя компьютерами, ноутбуком, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, я перед собой ставила цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках.

Используя презентации, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.

На моих уроках дети выступают с собственными презентациями (создана большая коллекция презентаций). Я считаю эту работу очень полезной, так как для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое, критическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. На сегодняшний день в сборниках единого национального тестирования, внешней оценки деятельности учащихся включены задания ориентированные на выявления уровня сформированности ключевых компетенций. Компетентностный подход позволяет мне качественно готовить детей к сдаче ЕГЭ.

- Использование информационно – коммуникационных технологий способствует развитию саморегуляции, информационной компетентности.

- Учитывая зону ближайшего развития учеников, подбирать задания дифференцированные.

- Лидеры в классе помогают слабым ученикам, поэтому взаимообучение в группе повышает эффективность обучения.

- Индивидуальные задания повышенной сложности способствуют повышению интеллектуальных способностей одарённых детей.

- Работа в группе, наблюдение, диалог, проблемные ситуации, нестандартные задания, вопросы высокого порядка способствуют развитию критического мышления.

- Формативное оценивание способствует определению этапа, на котором находятся ученики в процессе обучения и установить, как лучше достигнуть нужного результата.

При составлении поурочного планирования выдвигаю цели позволяющие развивать компетентности. Так, например:

  1. Информационные (отбор учебного материла из различных источников информации, умение вести дискуссии и диалог, умение активно вести рассуждения в вопросно-ответных ситуациях и др.)
  2. Ценностно-смысловые (умение ставить цели своей познавательной деятельности, умение рефлексировать содержание и результаты своей деятельности и др.);
  3. Учебно-познавательные (умение систематизировать информацию, умение выполнять практические задания, умение работать с тестами, умение находить ошибки, умение задавать вопросы и др.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.

Индивидуальный план самообразования

учителя биологии

Индивидуальный план самообразования учителя.

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.

Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения биологии в соответствии с ФГОС ООО.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания биологии.

Формировать интерес учащихся к урокам биологии.

Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности

Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.

Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию.

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.

повышения мотивации к занятиям биологии.

научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

создать комплекты педагогических разработок.

периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и РМО и педсоветах.

разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и РМО, на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вибинарах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.

4. Проводить открытые уроки и мастер-классы.

6. Организовать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

7. Участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровня.

Экспериментальная и инновационная деятельность

1.Участие в работе инновационной площадке на базе Елабужского института ФГАОУ ВО

3.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся

4. Проведение диагностики учащихся

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей биологии.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей биологии.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Этапы работы над темой

Содержание работы

Практическая деятельность

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС ООО
2. Курсы повышения квалификации учителей биологии.

Изучить литературу по данной проблеме:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

4. Подготовка к ОГЭ по биологии.

5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям.

1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО.. 2. Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ОГЭ

3. Внедрить в практику работы проектную технологию, сингапурские технологии, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении.

5.Участие в олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов
Оформление результатов работы

1.Участие в работе районного МО учителей биологии в проведении семинаров.
2.Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах
3.Участие в работе школьного сайта
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Распространение опыта работы

6.Мастер-класс «Реализация ФГОС ООО: рефлексия учащихся на уроках биологии.

7. Открытые уроки по предмету.

8.Публикации на личном сайте.
«Формирование УУД на уроках биологии и др.

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний или практической деятельности.
Цели компетентностного подхода в преподавании географии и биологии:
- развивать у учащихся способность к деятельности (учебной, трудовой, познавательной);
- приобретать в процессе обучения умения и навыки;
- ориентировать личность на самостоятельную деятельность.

Оценить 419 0

Я, Половинкина Елена Васильевна - учитель географии, биологии, ИЗО. Общий педагогический стаж в данной школе 16 лет. 8 лет работаю учителем географии, биологии, ИЗО.

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний или практической деятельности.

Цели компетентностного подхода в преподавании географии и биологии:

- развивать у учащихся способность к деятельности (учебной, трудовой, познавательной);

- приобретать в процессе обучения умения и навыки;

- ориентировать личность на самостоятельную деятельность.

Компетентностный подход в обучении учащихся школьному курсу географии и биологии реализуется мною через использование на уроках следующих методов: словесные ( беседы во время объяснения нового материала, эвристические беседы, при постановке цели и задач урока, на закреплении нового материала, при подведении итогов урока и рефлексии).

Наглядные и практические методы используются на всех этапах урока (географическая карта, слайдовые презентации, работа по карточкам).

Организация учебной деятельности на уроках: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, группах, фронтальная. Для профилактики переутомляемости детей на уроках, я использую физминутки и гимнастику для глаз.

Компетентностный подход требует от школьников не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно применять полученные знания на практике.

Современные образовательные технологии, элементы которых я применяю на своих уроках:

1. Дифференцированное обучение.

2.Коррекционно – развивающее обучение.

6. Игровые технологии.

Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко используюинформационно-коммуникационные технологии на уроках, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии, биологии, помощником в освоение нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Я использую презентацию на различных этапах урока: в
процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала, при проверке домашнего задания.
Я планирую урок так, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась
с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в
тетрадях, в контурных картах.

Включаю в презентацию коррекционные задания, тесты, вопросы, дидактические игры
разного уровня сложности, что позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания,
закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения.

Например, использую в начале урока развивающие (коррекционные) упражнения, а так же упражнения, которые сочетаются с работой по карте, где учащиеся находят географические объекты.

При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, планеты солнечной системы, движение ветра, буря на море, теплое течение и пр.) в презентации использую показ динамических слайдов и видеофрагментов. При изучении стран Евразии и других материков, использую яркие, красочные фото городов, достопримечательностей, населения, национальные костюмы, быт людей.

При помощи информационно-компьютерных технологий готовлю разные дидактические материалы (тесты, тексты с ошибками, тексты с иллюстрациями, Показ на экране правильного ответа, будет способствовать осуществлению учащимися самопроверки.

При закреплении пройденного материала я использую кроссворды, ребусы. Это позволяет получить обобщенное представление о явлениях и природных объектах и таким образом, развивают обобщение и классификацию, как важнейшие операции мышления.

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:

- резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;

-повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке;

- учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;

Использование мультемидийных технологий, занимает много времени у меня для подготовки таких уроков и тем не менее, приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя, то, новое, что ему предложил учитель. Тем более, что обучающиеся с умственной отсталостью особенные и им труднее усваивать учебный материал. Многие психофизические функции организма у таких детей нарушены, в частности и слуховое восприятие. Следовательно, большая часть информации должна быть зрительная. Сегодня, в век, компьютерных технологий можно найти много полезной информации . А следовательно, можно более тщательно и не испытывая каких-нибудь трудностей подготовиться к урокам.


2.Способствовать формированию ключевых компетентностей обучающихся.

Задачи, которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:

1. Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;

2. Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетентностей обучающихся;

3. Проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования компетентностного подхода.

Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, информационно-коммуникативные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

Во-первых, изменение позиции учителя в организации образовательного процесса. Я отвожу себе роль тьютора, наставника, координатора.

Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

Во-вторых, создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:

1. Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

доклад по биологии на тему компетентностный подход в освоении биологических знаний

2. Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

3. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

4. Организация продуктивной групповой работы;

5. Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

6. Усиление практической направленности школьного образования по биологии.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. Именно мотивация является основным компонентом формирования компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка:

1. Не навязываю учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

2. Стараюсь следить за тем, чтобы учебные задания имели уровень оптимальной сложности.

3. Предоставляю ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

4. Подбираю учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При планировании уроков, начиная с 6 класса, выделяю тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, а во время урока делаю на него особый акцент.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Соснина Надежда Юрьевна,

СОШ Пермского района

Компетентностный подход в освоении биологических знаний

«Школа – мастерская, где формируется мысль

подрастающего поколения, надо крепче держать ее в руках,

Цель:

Повысить уровень своей профессиональной компетентности;

Способствовать формированию ключевых компетентностей обучающихся.

Задачи, которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:

Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;

Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетентностей обучающихся;

Проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования компетентностного подхода.

Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, информационно-коммуникативные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

Во-первых, изменение позиции учителя в организации образовательного процесса. Я отвожу себе роль тьютора, наставника, координатора.

Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

Во-вторых, создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

Организация продуктивной групповой работы;

Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

Усиление практической направленности школьного образования по биологии.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. Именно мотивация является основным компонентом формирования компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка:

Не навязываю учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

Стараюсь следить за тем, чтобы учебные задания имели уровень оптимальной сложности.

Предоставляю ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

Подбираю учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

В моей практической деятельности я выделяю 5 основных технологий, имеющих возможность для реализации компетентностного подхода. Это модульная, игровая, проектная технологии, ИКТ, технология КСО.

С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Они учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль, анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность.

Особое внимание уделяю работе с рисунками, так как они встречаются в составе заданий ЕГЭ. Если при изучении темы встречаются рисунки, то на последующих уроках использую дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.

Совместно с учениками создаём подборки рисунков по разным разделам биологии. Работа проводится в группах, затем собранные рисунки уменьшаем, группируем и копируем на каждого ученика. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.

Следует сказать, что модульная технология позволяет формировать учебно-познавательную компетентность.

Формировать коммуникативную компетентность позволяет технология КСО. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формирует лидерские качества. Разработала серию уроков с использованием КСО:

В школе работает межпредметное методическое объединение учителей естественнонаучного цикла. Наша секция проводит межпредметные уроки и внеклассные мероприятия. В моей копилке следующие разработки внеклассных межпредметных мероприятий и межпредметных уроков:

В рамках элективных курсов провожу групповую работу по решению тестовых заданий, в ходе которой обучающиеся работают с различными источниками и, помогая друг другу, находят верные решения. В данном случае необходимо выполнить следующее условие: объяснить – почему именно этот ответ является правильным, а другие - нет. Ученик овладевает ценностно-смысловой компетентностью.

Наиболее активно последнее время я использую метод проектов. Проектная деятельность помогает развивать все ключевые компетенции.

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. При подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков, самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, анализировать и оценивать, делать выводы. Данный алгоритм формирует ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции. Когда ученик работает в команде, понимает и принимает точку зрения другого человека, то он овладевает навыками общекультурной компетенции. Кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии, формирующие информационную компетенцию. Работа над проектом способствует формированию и коммуникативной компетенции, когда ученик учится представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы. Ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознает необходимость и значимость труда, овладевая при этом и социально-трудовой компетенцией, и компетенцией личностного самосовершенствования.

Использование компетентностного подхода дает положительные результаты и при сдаче ЕГЭ по биологии.

Ежегодно участвуют в олимпиадах, конференциях и проектах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, занимают призовые места.

Я понимаю, что будущее за компетентностным подходом в образовании. Рада выслушать коллег по этой проблеме, потому что в содружестве мы сможем добиться больших успехов в развитии подрастающего поколения.


-75%

Читайте также: