Доклад на тему фитотерапия в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Колотухина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Использование фитотерапии в оздоровлении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

проекта:
развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством фитотерапии. Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.
Цель и задачи работы над проектом для воспитателя:
Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний. Задача: способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать в своей деятельности.
2. Задачи проекта.

- формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, их ценности для здоровья. - познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть; - помочь узнать правила правильного заваривания чая; познакомить детей с традициями чаепития; - дать детям доступные возрасту знания о значении употребления чая для сбережения здоровья человека;
-
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. - Профилактические: пить травяной чай в повседневной жизни. - Включить родителей в процесс воспитания дошкольников.
3.Актуальность проекта.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в системе общественного дошкольного образования. И поэтому актуальным является
содействие пониманию детьми необходимости беречь свое здоровье в

наше время
. И проблема профилактики здоровья детей на современном этапе является одной из самых актуальных. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Одна из главных задач МАДОУ сегодня –
помочь детям осознать ценность здоровья и значение

современного

сформировать

о т в е т с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

с о б с т в е н н ом у

человека.
Проблемный вопрос:Как сохранить свое здоровье? Как чай может выручить человека? Какой чай целебнее? Какие полезные вещества содержит травяной чай? Проблема в том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников, имеющих отклонения в здоровье. Ключ к решению – фитотерапия. Потребность в формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью, посредством фитотерапии и представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, имеют недостаточно знаний о лечебном чае и традициях чаепития, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не знают, что простые травы на нашем участке могут помочь их здоровью. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью посредством травяного чая и воспитать интерес к русским традициям чаепития. Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Чае, отсутствует система по ознакомлению с фитотерапией в детском саду. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Проблема, сформированная детьми и воспитателем: мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях и рецептах, изготовленных из них. Научиться правильно заваривать чай и пить в профилактических целях

воспитателей

младших воспитателей.
Цель: познакомить, что сухой чай в бутоне в воде увеличивается и тонет.
- Цветы лотоса и лилии.

Посуда, Самовар, Чайник, Шиповник, Цветок, Вместе по лесу идём и т.д.

Ф е д о с ь е
М а т р е н а п р и ш л а , ( ш а г а е м н а м е с т е ) К ч а ю п р и ш л а , ( р у к и в с т о р о н ы н а п о я с ) Л и м о н п р и н е с л а . ( Х л о п о к п е р е д г р у д ь ю ) – П е й т е , М а т р е н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С л и м о н ч и к о м , ( п р и с е л и ) П е й т е , Л и м о н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С м а т р е н ч и к о м ! . . ( п р и с е л и ) А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо) И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо) А Ф е д о с ь я р а с т е р я л а с ь ( п р и с е л и ) И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой
Я

ч а й н и к

в о р ч у н
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.) Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево- в п р а в о . ) Я ч а й к и п я ч у, к л о к о ч у и к р и ч у : ( Х л о п а е м в л а д о ш и . ) — Эй, люди, я с вами почайничать хочу (Прыжки на месте.) Лепестки Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.) Р а с п у с т и л и л е п е с т к и . В д р у г п о в е я л в е т е р о к — ( Л е г к и й б е г . ) З а к р у ж и л с я л е п е с т о к . Ветерок их оторвет.И, на землю вновь вернет. (Присели)
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос (Сделать большой круг) Он посуду нам принес.
Самовар
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай – вода вскипела! Чайник Чайник на плите стоял, (Вдох.)
Через носик пар пускал: (Выдох.)
Шиповник
Вот шиповника цветы (разводит руками в стороны), Просто чудо красоты! (наклон туловища влево - вправо), Яркие, пахучие. (вдох - выдох), Ай-ай-ай! Колючие! (двигает головой в разные стороны).
Черника
А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а , З е м л я н и к а , г о л у б и к а . Ч т о б ы я г о д у с о р в а т ь , Н а д о г л у б ж е п р и с е д а т ь . ( П р и с е д а н и я . ) Н а г у л я л с я я в л е с у . Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В м е с т е

Исполнители

проекта:
воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, младшие воспитатели, родители.
11.Презентация проекта

свою чашку с блюдцем;
 передадите свою чашку без блюдца, когда всем нальют по 1-ой чашке чая. 3. Пирог, который xозяйка испекла, вам не понравился. Как вы поступите?  скажете об этом xозяйке;  будете морщиться, но есть, не привлекая внимания; 
оставите недоеденный кусочек пирога на тарелке.
4. В гостяx вас угостили кушаньем, которое вы никогда не ели. Как вы поступите?  спросите у соседа, может он знает, как это едят; 
посмотрите, как будет есть xозяин дома (или xозяйка);
 станете есть так, как считаете нужным. 5. Вам предложили кушанье, которое вы не любите. Как вы поступите?  возьмете и съедите, чтобы не обидеть xозяев; 
вежливо откажетесь;
 скажете, что "эту гадость вы не едите". 6. Сев за стол, как вы поступите с матерчатой салфеткой?  повяжете вокруг шеи;  заткнете кончик салфетки за воротник;  оставите на столе; 
положите на колени.
7. Вам налили очень горячий чай. Как вы поступите?  нальете в блюдечко;  подуете на горячий чай;  будете пить чайной ложкой; 
подождете, пока чай немного остынет.

Анкета для родителей

"
Чай, чай - выручай
"
• Что такое чай? Из какой страны попал чай в Россию? ___________________________________________________________________ ___________________________ • Как раньше называли чай в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Родина чая? Сколько типов и видов чая вы знаете? Назовите их. ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Из каких растений, цветов можно заваривать чай? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы способы заваривания чая? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Какой чай лучше: с добавками или без добавок? Какой чай целебнее? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В какое время суток лучше пить чай и почему? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Где и когда зародился обычай чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы нормы этикета чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Без чего трудно представить чаепитие в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каково действие чая на организм человека? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В борьбе, с какими болезнями помогает чай? Какие растения лечат? ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ • Назовите пословицы о чае.
___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ Спасибо.

В статье подробно рассказывается о применении фитотерапии с дошкольниками в ДОУ. Даны рекомендации по использованию лекарственных растений.

ВложениеРазмер
fitoterapiya_kak_napravlenie_zdorovesberegayushchih.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФИТОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.

Состояние здоровья детей и молодежи - показатель здоровья нации, одна из характеристик социально - экономического, духовно - нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. По сравнению с недавним прошлым, неизмеримо возрастает ответственность общественности, педагогов, родителей за здоровую жизнь и счастливую судьбу каждого ребенка.

В настоящее время ведутся актуальные исследования, направленные на системное построение физического воспитания дошкольников, повышение оздоровительного воздействия занятий физической культурой, разработку здоровьесберегающих технологий.

Сегодня для поддержания и укрепления здоровья применяются различные способы: традиционная лекарственная терапия, гомеопатия, биологически активные добавки к пище и многое другое. Однако самым древним и пр о веренным временем способом остается фитотерапия. Что же означает этот термин? Использование фитотерапии как одного из направлений здоровьесбережения в ДОУ является актуальным, т.к. преимущества фитотерапии перед применением химиопрепаратов - в более лёгком воздействии на организм. Уникальным является так же комплексность действия лекарственных растений за счёт содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ.

Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева.

Фитолечение сопутствовало людям с древнейших времен, поскольку именно части растений служили первой пищей для человека. Испытывая на себе действие различных растений, наблюдая за тем, как излечиваются животные, поедая различные травы, человечество накапливало бесценный опыт фитотерапии и передавало его из поколения в поколение. С появлением письменности различные рецепты лечения травами закреплялись в рукописном наследии, и дошли до наших дней в египетских папирусах, древнеиндийских и китайских трактатах, берестяных грамотах Древней Руси.

В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного пр и менения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины в ы деленные синтетическим путём.

Фитотерапию как здоровьесберегающее направление можно применять в

ДОУ. Фитотерапия может проводиться всем детям дошкольного учреждения, начиная с трехлетнего возраста без специальных ограничений. Детям более младшего возраста фитотерапия проводится по индивидуальным медицинским показаниям отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева, и др.

Лекарственные растения могут вводиться различными способами:

—внутрь — в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев, кислородных коктейлей;

—наружно (местная фитотерапия) — орошения, пульверизация, промывания, полоскания, смазывания;

—ингаляционно — тепло-влажные, ультразвуковые ингаляции, арома- аэрофитотерапия;

в виде ванн — бальнеофитотерапия.

Мною, совместно со старшей медсестрой была разработана методика применения фитотерапии, и предложен примерный план оздоровительных мероприятий, рекомендуемый для использования в ДОУ при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей, куда входила схема применения фитотерапии в ДОУ с использованием различных способов введения лекарственных растений. Были подобраны консультации, рекомендации, советы для воспитателей и родителей, конспекты занятий и развлечения для детей, которые содержали интересную и познавательную информацию по фитотерапии:

Путешествие в мир лекарственных растений, Лекарственные растения, Растения которые нас лечат.

Проведение оздоровления с использованием фитотерапии целесообразно осуществлять в периоды, являющиеся критическими для формирования и прогрессирования отклонений в состоянии здоровья детей. К ним относятся:

  • адаптация к дошкольному учреждению;
  • период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом;
  • период реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний.

Фитореабилитацию необходимо включать также в курсы противореци- дивного лечения часто болеющих детей, проводимого 2—3 раза в год.

Местная фитотерапия проводится в виде орошений, пульверизации (с помощью ирригатора или распылителя жидких лекарственных средств), полосканий, смазываний, промываний (ирригационная терапия носоглотки)

В этом случае используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, дубящими свойствами, способствующие эпителизации тканей (цветки ромашки аптечной, календулы, липы; трава зверобоя, душицы; листья шалфея, эвкалипта, мяты перечной и т. д.).

Методика приготовления: 1 ст. ложку лекарственного сырья заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе или при комнатной температуре 30 мин, процеживают. При длительном использовании рекомендуется менять травы не реже, чем 1 раз в 10 дней.

Ингаляционное использование лекарственных растений осуществляется в виде тепло-влажных (с настоями, отварами трав), ультразвуковых (с настойками трав) ингаляций, арома-аэрофитотерапии (с эфирными маслами растений). Используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие отхаркивающими, противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, регенерирующими свойствами (листья мать-и-мачехи, подорожника большого, корень алтея, солодки голой, трава душицы, чабреца, тимьяна, зверобоя, цветки ромашки аптечной, календулы, почки сосны, плоды фенхеля, аниса, грудной сбор № 1, № 2 и др.).

Методика приготовления настоев и отваров для тепло-влажных ингаляций та же. Ультразвуковые ингаляции готовятся с настойками трав (цветки календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя и т. д.) из расчета 18—20 капель настойки на 180 мл дистиллированной воды.

Использование лекарственных растений для внутреннего применения.

Часто болеющим детям целесообразно назначать лекарственные растения, обладающие следующими свойствами:

Иммуномодулирующими: —фитоадаптогены — корень и корневища элеутерококка, корень аралии, родиолы розовой;

—растения, содержащие природные полисахариды — корень алтея, лен,

ламинария, листья подорожника, мать-и-мачехи и т. д.; —растения, содержащие антоцианы (природные индукторы интерферона) — плоды аронии черноплодной, черной смородины, черники; трава зверобоя, фиалки трехцветной и т. д.;

- растения, содержащие инулин (корень лопуха, девясила и т. д.), комплекс флавоноидов и витамина Р (кожура лимона, трава гречихи), дубильные вещества, катехины.

Основными лекарственными формами при использовании растений являются настои и отвары, которые обычно готовятся в соотношении 1:10 (1 весовая часть растительного сырья и 10 весовых частей воды).

Настои готовят из хрупкого сырья (листья, цветки, трава, корень валерианы). Для приготовления настоев лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, закрывают крышкой и ставят на кипящую водяную баню на 15 мин, затем настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин., отжимают, фильтруют. Полученный настой доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

Отвары готовят из грубого растительного сырья (плоды, кора, подземные части), исключение составляют кожистые листья брусники и толокнянки. Для приготовления отваров лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, нагревают под крышкой на кипящей водяной бане в течение 30 мин. Настаивают при комнатной температуре 15 мин, отжимают, фильтруют, доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

В нашем детском саду из лекарственных растений мы используем приготовление фиточаев (фитококтейлей).

Методика приготовления фиточаев (фитококтейлей этот способ более удобный и быстрый, хотя в этом случае биологически активные вещества извлекаются не полностью): 1 ст. ложку лекарственного сырья или сбора заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, отжимают, фильтруют. Используют сразу же, не оставляя на хранение, за 15—20 мин до еды. Продолжительность курса 1—1,5 мес.

При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахара, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа алтейного корня, варенья.

Система комплексной фитореабилитации разработанная нами способс т вует повышению интереса к проблеме фитотерапии, как одного из наиболее важных направлений здоровьесберегающих технологий и решает проблему реабилитации и оздоровления часто болеющих детей.

Таким образом, используя фитотерапию как одно из важнейших направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей, активного их включения в социум, формирования основ здорового образа жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность. Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом.

Актуальность. Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом и одновременно значительным ухудшением экологической среды нашей планеты. Эти факторы оказали влияние на физическое и психическое здоровье всех людей, а особенно на детей дошкольного возраста. Практически здоровых детей в настоящее время почти нет. Альтернативой в данном случае выступает народная медицина, ее разделы по применению растений и их ароматов для профилактики различных заболеваний. Именно поэтому в практику нашей работы было введено систематическое употребление травяных отваров и настоев, а также вдыхание ароматов растений. Цель: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. Что такое фитотерапия. Фитотерапия - это лечение при помощи лекарственных трав, так называемое траволечение, при котором прием внутрь настоев различных растений и трав, способствует очищению крови и внутренних органов от шлаков и токсинов, оказывает положительное действие на работу организма в целом, повышаются его защитные функции.

Прием фиточая

Ароматерапия

Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя це.

Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Ароматические подушечки В работе с детьми ароматерапия является одним из наиб.

Ароматические подушечки В работе с детьми ароматерапия является одним из наиболее эффективных способов лечения и профилактики простудных и вирусных заболеваний.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентиро.

фитотерапия, ягодка

Сейчас активно используют фитотерапию в детских садах с целью уменьшить количество вирусных и инфекционных заболеваний у детей. Использование эфирных масел и трав — это хорошая и безопастная профилактика ОРВИ и ОРЗ.

В ноябре — это особенно актуально. Ведь именно сейчас, поздней и холодной осенью наши малыши так часто болеют! Поэтому фитотерапия и ароматерапия в ДОУ активно используется, как профилактика простудных заболеваний во всех группах и в младших и с подготовительных.

Перед тем как вы захотите ввести в группе детского сада сеансы фитотерапии вам необходимо взять с родителей письменное согласие, а так же проконсультироваться с врачами. Возможно, у кого-то из детей будет аллергия или иная непереносимость тех или иных веществ, которые будут использованы при сеансах профилактики.

В первую очередь нужно обработать помещение. Для этого используют эфирные масла (лаванда, анис, шалфей) в специальных флаконах или травяных подушках. В холщовые подушки кладут листья мяты, герани, душицы, хвою сосны, лепестки розы и другие полезные травы, далее подушку кладут на батарею или другое теплое место, чтобы запах с веществами активно распространялись по всему помещению. Рекомендуется размещать такое подушки в спальнях детского сада, чтобы во время сна, дети вдыхали полезные травы и эфирные масла и оздоравливались.

Такую подушку можно использовать 1-1,5 месяца, затем ее нужно менять на новую. Так же можно комбинировать различные травы и масла.

В осенне-весенний период детям рекомендуется давать небольшими дозами травяные отвары. Принимают их небольшими сессиями. Курс длится 1-1,5 месяца. Отвар предлагают детям теплым, свежим и за 30 минут до еды, чтобы вещество усвоилось как можно лучше. Доза для малышей — 1 чайная ложечка.

Всегда полезно давать детям витаминный комплекс из трав: отвары крапивы, шиповника, смородины черной, рябины, земляники, малины, ромашки и другое.

Рекомендуется для каждого ребенка подбирать свой индивидуальный набор трав, который можно обсудить с родителями и угощать малышей в детском саду травяным полезным фито-чаем!

Противопоказаниями для назначения фитоадаптогенов у детей:

  • острые лихорадочные реакции;
  • нарушение сна;
  • судорожное состояние;
  • иные подозрительные и нестандартные проявления.

Суточная доза растительных адаптогенов составляет 2 капли на год жизни ребенка. Она делится на 2 приема и дается за 15-20 мин до еды. Перед сном фитоадаптогены применять не рекомендуется, курс — 3 недели. В течении года возможно проведение 3 курсов с интервалом между ними не менее месяца.

Читайте также: